Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 15 мая 2001 года N 385
Городская целевая программа
"Здоровый ребенок"
на 2001-2004 гг.
г. Ростов-на-Дону
Паспорт
Городской целевой программы
"Здоровый ребенок"
на 2001-2004 гг.
Наименование программы
Городская целевая программа "Здоровый ребенок" на 2001-2004 гг.;
Наименование, дата и номер решения о разработке программы
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону N 3700 от 29.12.2000;
Государственный заказчик программы
Администрация г. Ростова-на-Дону;
Основные разработчики
МУ "Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону";
МУ "Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону";
МУ "Департамент социальной защиты населения города";
Некоммерческая ассоциация "Совет директоров промышленных предприятий";
Департамент экономического развития администрации города;
Комитет по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения;
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели
Защита, сохранение и укрепление здоровья детского населения г. Ростова-на-Дону, социальная поддержка материнства и детства.
Профилактика и снижение младенческой и детской смертности, улучшение демографической ситуации в городе, снижение заболеваемости и инвалидности у детей.
Укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений города; переоснащение их современным диагностическим, лечебным оборудованием.
Совершенствование амбулаторно-поликли-нической и стационарной помощи детскому населению и женщинам, развитие внебольничной полустационарной помощи.
Улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья материнства и детства.
Информационное обеспечение родителей, детей и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны здоровья.
Сроки реализации программы
2001-2004 годы;
Исполнители основных мероприятий программы
МУ "Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону";
МУ "Департамент социальной защиты населения города";
МУ "Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону";
Центр Госсанэпиднадзора г. Ростова-на-Дону;
Некоммерческая ассоциация "Совет директоров промышленных предприятий";
Департамент экономического развития администрации города;
Департамент строительства и перспективного развития города;
Комитет по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения;
Объемы и источники финансирования программы
194552,9 тыс.руб. за счет бюджетных и внебюджетных источников, в т.ч. 2001 год: всего 49500,4 тыс.руб., из бюджета города 40517,4 тыс. руб.
Контроль за исполнением программы
Комиссия по образованию, культуре, здравоохранению, вопросам социальной защиты, физической культуре и спорту городской Думы;
МУ "Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону".
Введение
На фоне экономических, политических и социальных изменений в стране, обусловленных ухудшением качества жизни населения, ограничением социальной защищенности семьи, состояние здоровья матери и ребенка, смертности детского населения и, прежде всего детей до 1 года приобретает особую значимость для прогноза медико-демографической ситуации. На фоне низкой рождаемости в г. Ростове-на-Дону (7,4%) численность детского населения в городе сократилась за последние 3 года на 7 тысяч детей.
В этих условиях каждая сохраненная жизнь ребенка является важнейшей государственной и медицинской проблемой. Основным механизмом реализации указанных задач является президентская программа "Дети России", направленная на расширение самых острых проблем ухудшения положения и здоровья женщин и детей в стране.
В последние годы в городе в службе акушерства и педиатрии внедрялись передовые технологии, способствующие повышению качества медицинской помощи женщинам и детям.
Результатом принимаемых мер явились положительные тенденции основных показателей охраны материнства и детства: снижение материнской и младенческой смертности, снижение абортов и инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики. Внедрение методик скринингового обследования детей на наличие патологии, в том числе врожденных пороков развития, способствует раннему выявлению и своевременному лечению заболеваний.
Однако, несмотря на повышение приоритетности проблем охраны здоровья детей в городе как и в целом и по России сформировались негативные тенденции ухудшения как физического, так и психического здоровья детей и подростков. За последние годы отмечается рост заболеваемости детского населения и подростков, в том числе по расстройствам питания, заболеваниям крови, органов дыхания, пищеварения, костно-мышечной и нервной системы. Число детей инвалидов за последние годы увеличилось на 10%.
От 20 до 40% подростков по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии. Только 10% выпускников школ - юношей являются полностью здоровыми и без ограничения могут быть призваны в Вооруженные силы России. Требует улучшения качества восстановительного лечения детей с хронической патологией, в т.ч. в домах ребенка и учреждениях специального (коррекционного) образования. Различные нарушения репродуктивного здоровья имеют до 35% девушек-подростков, что в дальнейшем отражено на качестве здоровья беременных женщин: регистрируются ежегодно анемии, заболевания почек и сердечно-сосудистой системы, сокращается число нормальных родов, удельный вес которых составляет около 30%.
Неблагоприятные тенденции отмечаются и в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый 5 из них имеют отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей, выхаживание которых требует больших материальных затрат, а смертность в этой группе составляет 70% в структуре младенческой смертности.
Одной из причин, ведущих к росту анемий у беременных и детей, отставанию в физическом развитии в детском возрасте является недостаточное полноценное питание.
Питание детей является одним из ключевых факторов, определяющих их адекватный рост и развитие, их устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Однако организация питания детей всех возрастных групп, особенно в школах требует более пристального внимания педагогов, врачей, работников торговли и общественного питания.
Дальнейшее снижение младенческой смертности и заболеваемости требует внедрения в практическое здравоохранение высоких дорогостоящих технологий, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и оснащения в учреждений родовспоможения и детства соответствующей современной аппаратурой. Существенной проблемой является также создание надлежащих условий для пребывания женщин и детей в лечебно-профилактических учреждениях, ряд из которых нуждается в проведении капитального ремонта и реконструкции.
Острым вопросом остается обеспечение доступности медицинской помощи детям с тяжелыми заболеваниями, требующими обследования и лечения с применением дорогостоящих технологий.
Ежегодно в городе регистрируется около 300 тысяч случаев инфекционных заболеваний, более половины из них составляют заболевания у детей и подростков. Основным средством снижения заболеваемости является использование средств специфической профилактики. Эти вопросы регламентируются Федеральным и областным законами "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека", однако, их реализация в ряде случаев затруднена в связи с отсутствием эффективных механизмов их выполнения. Проблема борьбы с инфекциями требует скоординированных действий органов исполнительной власти, заинтересованных служб и ведомств.
Важнейшей государственной задачей стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социально негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. В целях совершенствования организации и качества медицинского обеспечения подростков городское управление здравоохранения приступило к созданию единой системы динамического наблюдения детей всех возрастов, в том числе подростков в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях с активизацией санитарно-просветительной работы, привлечением учреждений образования и средств массовой информации.
При этом, основным содержанием должна быть установка на формирование здорового образа жизни, от которого на 25% зависит здоровье человека, а также на подготовку подростков к семейной жизни с использованием психолого-педагогического обучения и воспитания.
В современных условиях социально-экономических преобразований охрана здоровья женщин и детей является важнейшей медико-социальной государственной задачей, направленной на улучшение демографической ситуации в городе. Приоритетные задачи службы реализуются на программной основе, так как такой подход позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Цели и задачи программы
Цель городской программы "Здоровый ребенок" заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья детского населения г.Ростова-на-Дону, социальной поддержки семьи и детей, создание условий для рождения и воспитания здоровых детей, профилактике и снижении младенческой и детской смертности, улучшении демографической ситуации в городе, снижение заболеваемости и инвалидности у детей.
Приоритетное направление развития службы охраны материнства и детства определены "Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки РФ", принятой Правительством РФ от 5 ноября 1997 года N 1387, а также городской комплексной программы реформирования здравоохранения г. Ростова-на-Дону на 2001-2004 г.г.
Для достижения этих целей программа предусматривает решение следующих задач:
- работа с семьями, имеющими угрозу рождения больных детей, подготовка семьи к планируемой беременности. Обеспечение центра и кабинетов планирования семьи бесплатными контрацептивами для подростков, многодетных и малообеспеченных семей;
- своевременное выявление больных детей с наследственной и врожденной патологией. Приобретение тест-систем на внутриутробные инфекции;
- обеспечение нуждающихся беременных и детей йодсодержащими препаратами;
- укрепление материально-технической базы в детских и родовспомогательных, специальных (коррекционных), образовательных учреждений города. Переоснащение их современным диагностическим, лечебным оборудованием (реанимационным, наркозно-дыхательным, ультразвуковым и другим) и медикаментами;
- дальнейшее совершенствование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детскому населению и женщинам, развитие внебольничной и полустационарной помощи;
- выполнение стандарта диагностики, лечения и формуляров по лечению в учреждениях родовспоможения и детства; внедрение новых, передовых технологий диагностической и лечебной помощи.
- обеспечить специфическую иммунизацию детского населения города в соответствии с национальным календарем прививок;
- улучшение системы подготовки и повышение квалификации медицинских кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья материнства и детства, а так же педагогов-психологов;
- информационное обеспечение родителей, детей и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны здоровья женщин, детей и подростков.
Мероприятия по реализации целевой программы
"Здоровый ребенок"
Программой предусматриваются мероприятия по повышению профилактичесской работы, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения и образования, информационной работе с населением и повышению квалификации кадров.
Комплекс мероприятий по профилактической работе включает: организацию бесплатной выдачи йодосодержающих препаратов нуждающимся детям и беременным женщинам, в целях улучшения диагностического процесса намечено оснастить ГДДЦ УЗ сканером с цветовым допплеровским картированием.
Обеспечить детей раннего возраста из семей группы риска по наследственным заболеваниям, врожденным порокам развития бесплатным серологическим, вирусологическим обследованием с целью предупреждения и своевременной диагностики патологии. обеспечение детей 1-2 года жизни из малообеспеченных семей бесплатными детскими молочными адаптированными продуктами.
Обеспечить бесплатным питанием школьников из социально-незащищенных семей, витаминизацию питания школьников, введение новых форм организации питания.
Информационное обеспечение содержит: лекционную работа с родителями, школьниками, учащимися ПТУ; тиражирование памяток по воспитанию здорового ребенка с целью обучения молодых родителей; подготовку теле- и радиопередач, публикаций в средствах массовой информации по формированию здорового образа жизни.
Мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения включают оснащение их современной диагностической и лечебной аппаратурой; завершение строительных работ в детских санаториях "Ромашка" и "Смена", начало проектирования и строительства детской поликлиники на 1200 посещений в СЖМ; завершение капремонта родильного отделения БСМП N 1 и роддома N 5; проведение аварийно-восстановительных работ в детской больнице N 4; организацию стоматологических кабинетов в школах города и другие мероприятия.
Намечены мероприятия по последипломной подготовке врачей и средних медработников учреждений детства и родовспоможения.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий, намеченных городской целевой программой "Здоровый ребенок" позволит обеспечить:
- совершенствование первичной медико-социальной помощи женщинам и детям;
- улучшение показателей здоровья детей и подростков, снижение общей и инфекционной заболеваемости;
- снижение уровня младенческой и детской смертности, улучшение демографической ситуации в городе;
- укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных ЛПУ;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей и их родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.