Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Областному закону
"Об областной целевой программе
содействия занятости населения
Ростовской области на 2001-2003 годы"
Областная целевая программа
содействия занятости населения Ростовской области
на 2001-2003 годы
г. Ростов-на-Дону
2001
Содержание
Областным законом Ростовской области от 10 января 2003 г. N 300-ЗС в паспорт программы настоящего Областного закона внесены изменения
Паспорт
Областной целевой программы содействия занятости
населения Ростовской области на 2001-2003 годы
Наименование Программы
Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы
Дата и номер принятия постановления о разработке Программы
Постановление Главы Администрации области от 01.08.2000 N 271 "О разработке Программы содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы".
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", статья 14
Государственный заказчик Программы
Министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.
Основные разработчики Программы
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области, территориальный орган Минфедерации России в Ростовской области, министерство топлива, энергетики и природных ресурсов Ростовской области, министерство промышленности, торговли, транспорта, связи, дорожного комплекса Ростовской области, Ростовский областной комитет государственной статистики.
Цели Программы
Содействие гибкости рынка труда, сбалансированному решению экономических и социальных проблем занятости населения, повышению эффективности труда и созданию условий для прогрессивных структурных сдвигов в занятости.
Задачи Программы
Оказание широкого спектра посреднических услуг работодателям с целью улучшения кадрового потенциала предприятий и организаций.
Повышение конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда.
Содействие в трудоустройстве лицам, испытывающим трудности в самостоятельном поиске работы; сокращение периода вынужденной безработицы ищущих работу граждан.
Оказание адресной материальной поддержки безработным гражданам.
Создание развернутой информационной сети, доступной всем категориям ищущих работу граждан, а также работодателям, всем заинтересованным структурам области.
Сроки и этапы реализации Программы
В течение 2001 г., 2002 г. и 2003 г.
Перечень основных мероприятий
Ежеквартальный мониторинг и корректировка рынка труда городов и районов области.
Создание новых рабочих мест, в т.ч. развитие и поддержка малого бизнеса.
Сохранение социально-значимых рабочих мест.
Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы области за счет развития внутрифирменной подготовки, обучения молодежи, повышения квалификации и переподготовки безработных.
Содействие трудоустройству незанятого населения, ищущего работу через органы государственной службы занятости на постоянные и временные рабочие места, в т.ч. лицам, относящимся к социально слабозащищенным категориям населения.
Материальная поддержка безработных и членов их семей.
Основные исполнители Программы
Администрации муниципальных образований области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, центры занятости населения городов и районов, министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Совет ректоров вузов, образовательные учреждения, министерство труда и социального развития Ростовской области, Ассоциация развития персонала, территориальный орган Минфедерации России в Ростовской области, Главное бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области, военные комиссариаты городов и районов, работодатели.
Объемы и источники финансирования
Всего в 2001-2003 годах на реализацию Программы - 44247,0 млн.руб., в том числе 2001 г. - 20022,2 млн. руб., 2002 г. - 7388,1 млн.руб., 2003 г. - 16836,7 млн. руб.,
из них:
средства федерального бюджета - 1688,7 млн.руб., в том числе 2001 г. - 431,3 млн.руб., 2002г. - 551,9 млн. руб., 2003 г. - 705,5 млн. руб.;
средства областного бюджета - 487,0 млн.руб., в том числе 2001 г. - 105,0 млн. руб., 2002 г. -148,6 млн. руб., 2003 г. - 233,4 млн. руб.;
средства местных бюджетов - 29,0 млн. руб., в том числе 2001 г. - 8,5 млн. руб., 2002 г. - 9,2 млн. руб., 2003 г. - 11,3 млн. руб.
Консолидированные средства работодателей (собственные, заемные, привлеченные), направляемые на реализацию инвестиционных проектов, в том числе инвестиционной программы Ростовской области, проведение активной политики занятости населения в 2001-2003 годах, - 42042,3 млн. руб., в том числе 2001 г. - 19477,4 млн. руб., 2002 г. - 6678,4 млн.руб., 2003 г. - 15886,5 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Снижение социальной напряженности, повышение уровня занятости населения области с 49,5% в 2000 г. до 54,7% в 2003 г., содействие в трудоустройстве через государственные органы занятости населения до 30% от общего числа граждан, принимаемых на работу.
Оказание консультационных и профориентационных услуг - более 1200 тыс. чел.
Повышение конкурентоспособности на рынке труда через внутрипроизводственное обучение 10,0 тыс.чел., профессиональную подготовку 36,6 тыс. безработных и незанятого населения.
Поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости около 7,6 тыс. чел., из них 6,2 тыс. безработных, зарегистрированных в службе занятости населения.
Обеспечение временного трудоустройства свыше 25% от общего числа подростков 14-17 лет.
Обеспечение временной занятости путем развития трудовой мобильности - 9,0 тыс. чел.
Организация общественных работ для 3,8% незанятого населения, выходящего на рынок труда.
Обеспечение поддержки доходов 117,5 тыс. безработных граждан.
Контроль за реализацией Программы
Законодательное Собрание Ростовской области.
Администрация Ростовской области.
Коллегия Администрации Ростовской области.
Министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.
Координационный комитет содействия занятости населения области.
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области.
Федерация профсоюзов Ростовской области.
Введение
Основаниями для разработки являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Главы Администрации области от 01.08.2000 N 271 "О разработке Программы содействия занятости населения Ростовской области на 2001-2003 годы". Подготовка ее осуществлялась с учетом направлений Концепции экономической политики Ростовской области, прогноза социально-экономического развития области на период до 2003 года, данных министерств и ведомств, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере, муниципальных образований, городских и районных центров занятости населения, предложений ученых.
О разработке основных параметров прогноза социально-экономического развития Ростовской области на период до 2003 года см. постановление Главы администрации Ростовской области от 10 мая 2000 г. N 157
Программа предусматривает переход от политики сдерживания безработицы к политике содействия занятости населения на основе повышения мобильности рабочей силы, перераспределения ее высококвалифицированной части по отраслям, территориям и видам занятости в интересах дальнейшего развития рыночных отношений, роста эффективности труда и социальной стабильности в Ростовской области.
Система мероприятий Программы включает основные направления содействия занятости населения, в том числе Инвестиционной программы Ростовской области на 2001 год, Программы поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000-2002 годы, других целевых программ.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и социальной политики региона и обеспечивает преемственность с Программой содействия занятости населения Ростовской области на 1998-2000 годы.
1. Содержание проблемы занятости населения и необходимость
ее решения программными методами
Областным законом Ростовской области от 10 января 2003 г. N 300-ЗС в подраздел 1.1. приложения настоящего Областного закона внесены изменения
1.1. Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах и прогноз до 2003 года.
Динамика общей и регистрируемой безработицы
Динамика занятости населения и рынка труда определяется демографическими, социально-экономическими и другими процессами, происходящими в Ростовской области.
Для области характерно сокращение численности населения и эта тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде. В то же время за счет изменения возрастной структуры растет численность экономически активного населения: с 2061,2 тыс. человек в 1998 г. до 2247,2 тыс.человек в 2000 г. (по данным минтруда Ростовской области). Занятость населения в целом по области увеличилась за этот период с 1752,2 до 1817,5 тыс. человек.
С 1998 года в области наблюдается постоянный рост промышленного производства (1998г. - 100,3%, 1999г. - 121,2%, 2000г.(11 месяцев) - 118,9%), продолжаются процессы перераспределения рабочей силы из стагнирующих отраслей и производств в развивающиеся. Это сопряжено с некоторым ростом напряженности на рынке труда области, увеличением уровня общей безработицы (1998г. - на 3,0%, 1999г. - на 1,6%), но с экономической точки зрения является одним из индикаторов поступательного развития экономики области.
Прямое воздействие на рынок труда оказывала ситуация в инвестиционной сфере. Объем инвестиций в экономику области за три года в сопоставимых ценах составил более 42 млрд. рублей. В рамках инвестиционных проектов создано 7950 рабочих мест.
В 1998-1999 годах за счет реализации Региональной программы поддержки малого предпринимательства создано около 4800 рабочих мест, в том числе за счет льготного кредитования субъектов малого предпринимательства - 300 рабочих мест, субсидирования самозанятости безработных граждан из средств Государственного фонда занятости населения - 3000 рабочих мест и средств государственной поддержки угольной отрасли - около 1500 рабочих мест. В общей численности занятых в экономике области доля работавших в 1999 году в малом бизнесе составила 15,7%.
На рынке труда области в последние годы произошли качественные изменения. Структура спроса изменилась к преобладанию высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В предложении рабочей силы, на фоне стабильно сохраняющих позиции в качестве основных категорий на рынке труда незанятого населения и лиц, меняющих место работы по причинам текучести кадров, проявилась тенденция к увеличению числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы (учащиеся дневных образовательных учреждений, пенсионеры по возрасту и др.). Доля этих категорий населения на рынке труда с 1998 по 2000 гг. увеличилась с 15,1% до 22,6% (по данным минэкономики Ростовской области). Одновременно произошло значительное сокращение масштабов высвобождения работников с предприятий и организаций области и, как следствие, доля высвобожденных на рынке труда снизилась с 10,3% до 3,9%. Доля работников крупных, средних предприятий и организаций области, имеющих вторичную занятость, увеличилась с 3,5% до 4,1%.
Социальная политика, проводимая всеми органами, заинтересованными в обеспечении занятости населения, позволила контролировать ситуацию и не допустить критического состояния регионального рынка труда.
Принятые меры по улучшению условий и охраны труда позволили снизить удельный вес работников, занятых в неблагоприятных условиях, с 23,3% в 1996 г. до 21,7% в 1999 г., объемы профессиональной заболеваемости - с 1517 чел. до 444 чел. и травматизма на производстве по обследованному кругу отраслей с 7,1 тыс. чел. до 4,4 тыс. чел. соответственно. Улучшению качества рабочей среды способствовало значительное сокращение задолженности работодателей по заработной плате.
В 2001-2003 годы развитие экономики и рынка труда будет зависеть от объемов и эффективности инвестиций, а также реформы трудовых отношений. По прогнозу практически по всем отраслям экономики ожидается рост физического объема промышленного производства и инвестиций.
С точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы прогнозируемый период является наиболее благоприятным для социально-экономического развития области. В 2003 году по прогнозу в экономике области будут заняты 1850 тыс. человек. Рост численности занятых ожидается практически во всех отраслях.
На рынке труда в 2001-2003 годах прогнозируется дальнейшее развитие тенденций, установившихся в предыдущие годы. Формирование спроса предприятий и организаций на рабочую силу будет происходить в основном за счет вакансий, возникающих в результате текучести кадров на крупных и средних предприятиях области (до 85%). В ближайшие три года экономикой области по-прежнему будут востребованы высококвалифицированные рабочие кадры, что потребует значительного улучшения качества обучения и проведения на рынке труда политики на поднятие престижа рабочих профессий.
Профессионально-квалификационная структура спроса на рабочую силу, согласно мониторингу, проведенному в 2000 году на 843 крупных и средних предприятиях области, преимущественно основные рабочие промышленного производства (станочники, газоэлектросварщики, работники легкой промышленности), а также рабочие строительных специальностей, владеющие несколькими смежными профессиями.
Предложение рабочей силы на рынке труда в прогнозируемом периоде будет стабильно высоким - более 470 тыс.чел. ежегодно.
"Структура рынка труда области в 2000 году (оценка) и прогноз на 2003 год"
Основными категориями граждан, представленными на рынке труда, останутся незанятое население (до 35,7%), лица, меняющие место работы по причинам текучести кадров (до 21,6%), лица, ищущие вторичную занятость, а также граждане с относительно низкой конкурентоспособностью на рынке труда (до 23,3%).
В прогнозируемом периоде планируется выпуск свыше 130 тыс. молодых специалистов, из которых 15% трудоустроятся в результате целевой подготовки кадров для предприятий, 35% - имеющие высокий "потенциал трудоустройства", найдут работу самостоятельно. Оставшиеся выпускники (около 50%) выйдут на рынок труда, из них 15-20% - призываемая в армию и демобилизуемая молодежь. В условиях затрудненности трудоустройства части выпускников, из-за несоответствия уровня и профиля их подготовки требованиям рыночной экономики, служба занятости осуществляет профобучение этой категории молодых специалистов.
Для рынка труда будет характерно сохранение устойчивой тенденции снижения числа лиц, высвобожденных по сокращению штатов в связи с ликвидационными и реорганизационными процедурами. Доля этой категории граждан сократится к 2003 году до 2,8%. В промышленности наибольшее выбытие кадров предполагается по специальностям станочников, слесарей, работников пищевой промышленности, в основном, за счет ухода работников на пенсию (90% от возможного выбытия). Вследствие реструктуризации угольной отрасли 12% потенциального выбытия рабочей силы в целом по промышленности области будет приходиться на подземных работников угледобывающих предприятий.
В результате подъема экономики и мер, способствующих увеличению занятости населения, наметилась тенденция к снижению общей численности безработных с 340,0 тыс.чел. в 1999г. до 255,0 тыс.чел. в 2003 г. (прогноз). Вместе с тем, уровень общей безработицы в среднем по области превышает среднероссийский показатель (16,3% против 10,0% экономически активного населения (далее - ЭАН) на 01.01.01). На рис. 2 дана динамика уровня общей, регистрируемой и скрытой безработицы.
"Динамика уровня безработицы в среднем по области на конец 1998-2003 гг."
По прогнозу социально-экономического развития области к концу 2003 года ожидается снижение уровня общей и скрытой безработицы при стабилизации относительно невысокого уровня регистрируемой - 0,7% ЭАН.
Как показывают обследования Госкомстата России по проблемам занятости населения, на конец мая 2000 года состав безработных сложился: мужчин - 52%, женщин - 48%, по уровню образования: высшее - 10%, неполное высшее и среднее профессиональное - 32,2%, среднее и начальное профессиональное - 42,7%, по средней продолжительности безработицы: у мужчин - 8,5 месяцев, у женщин - 9,2 месяца. Средний возраст безработных - 36 лет.
На регистрируемом рынке труда мужчины стабильно составляют около одной трети безработных, и их доля снижается (на 01.01.01 - 28,5%). Доля высвобожденных граждан снизилась до 41%, а уволившихся по собственному желанию, наоборот, увеличилась до 36%. Средняя продолжительность безработицы за три года снизилась в среднем с 5,1 до 4,6 месяца.
1.2. Программный подход к решению ключевых проблем на рынке труда
Необходимость программного подхода к решению проблем занятости населения вызвана определяющим влиянием состояния сферы занятости на социальный климат в области, межведомственным характером проблем занятости населения, необходимостью согласованных действий всех органов, заинтересованных в их решении, и наиболее рациональным использованием финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы.
Ключевыми проблемами на рынке труда являются:
структурный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области. Недостаточный уровень внутрипроизводственного обучения и повышения квалификации персонала;
дифференциация административных единиц области в демографическом и социально-экономическом аспекте, и, как следствие, возникновение проблем рынка труда городов и поселков с моноэкономической структурой (Восточный Донбасс), северных и восточных районов области, где уровень безработицы в 2-3 раза превышает среднеобластной показатель, а в отдельных поселках достигает 70-80% ЭАН;
рост доли рабочих мест с морально и технически устаревшим оборудованием, недостаточное наращивание новых рабочих мест, особенно при реструктуризации угольной отрасли;
наличие значительной неформальной занятости (по оценке ученых Ростовского государственного экономического университета около 600-650 тыс. человек), отсутствие экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;
незначительные финансовые и налоговые льготы работодателям при трудоустройстве отдельных социальных групп населения на рабочие места в счет установленной квоты;
ограниченность мобильности рабочей силы вследствие недостаточной развитости рынка жилья и низких доходов населения;
сохраняющийся селективный подход при увольнении и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, национальности, состояния здоровья и т.д. Недостаточный контроль государственных и общественных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда, выполнением коллективных договоров.
Эффективность решения перечисленных проблем занятости населения предполагает активизацию государственной политики занятости населения в рамках Программы, предусматривающей переход от политики сдерживания безработицы к политике содействия занятости населения на основе повышения территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы, приоритетной поддержки категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др. Неотъемлемой частью Программы являются мероприятия по ее выполнению.
2. Государственная политика на рынке труда области
в 2001-2003 годах
Основные направления политики занятости
2.1. Улучшение функционирования рынка труда области
* интенсивное включение в сферу занятости граждан, ищущих работу, за счет минимизации периода безработицы, первоочередной помощи в трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в самостоятельном поиске работы;
* улучшение качества и повышение мобильной способности рабочей силы за счет создания гибкой системы обучения и переобучения незанятого населения и безработных, реагирующей на состояние спроса на рынке труда;
* расширение спектра профессиональных услуг работодателям по формированию кадрового потенциала предприятий и организаций с использованием банков данных о высококвалифицированных специалистах, получивших современную подготовку;
* создание информационного поля для депрессивных территорий, отраслей экономики, отдельных предприятий, содержащего сведения о потребностях и развитии рынка труда; организация целевых мониторинговых исследований и обследований состояния занятости населения области;
* развитие обширной и многофункциональной сети, открытой для всех категорий граждан, ищущих работу, работодателей и всех субъектов рынка труда области;
* создание системы долгосрочного, отраслевого ресурсного прогнозирования, информационного, кадрового обеспечения для эффективного выполнения областной Программы, городских и районных мероприятий содействия занятости населения.
2.2. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан
* выделение льготных кредитов из средств областного бюджета, коммерческих банков по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов малых предприятий и частных предпринимателей, предусматривающих создание дополнительных рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
* оказание содействия начинающим предпринимателям из числа безработных граждан посредством организации консультирования и обучения основам малого предпринимательства, выдачи субсидий на открытие собственного дела, предоставления льгот по аренде производственных площадей, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности, предоставления льготных кредитов (в том числе налоговых и в рамках финансово-промышленного лизинга), повышения их информированности в части изменений нормативно-правовой базы, ситуации на рынке товаров и услуг, предоставления возможности участия в выставках-ярмарках на межрегиональном и международном уровнях;
* освоение средств государственной поддержки реструктуризации угольной отрасли в шахтерских территориях области.
2.3. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
* проведение единой политики с заинтересованными ведомствами (научными и учебными заведениями, предприятиями и организациями, как государственными, так и коммерческими) в области профориентации и психологической поддержки населения на основе общегосударственных требований и с учетом региональных особенностей;
* развитие дифференцированной сети профориентации, активизации и психологической поддержки для различных групп населения (учащиеся различных образовательных учреждений; безработные и незанятые граждане; инвалиды; работники, находящиеся под риском увольнения);
* оказание комплекса высококачественных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке всех категорий граждан и расширение контингента потребителей, которым оказываются эти услуги (работодатели; занятые, желающие сменить сферу деятельности; клиенты банка данных "Профессионал" и др.);
* содействие профориентации учащихся и выпускников школ;
* совершенствование и модернизация программного и научно-методического сопровождения работы специалистов-профконсультантов, их дополнительная подготовка для внедрения новых тренинговых программ и психодиагностических исследований.
2.4. Содействие развитию персонала на предприятиях
* определение масштабов опережающего обучения лиц, находящихся под риском увольнения, массового высвобождения, а также безработных граждан (с учетом перспективной кадровой потребности предприятий);
* проведение по заявкам работодателей профориентационных и психодиагностических исследований персонала, социально-психологической подготовки персонала;
* организация переподготовки и повышения квалификации граждан, высвобождаемых из организаций, с использованием учебно-производственной базы предприятий и учебно-курсовой сети региона;
* развитие и совершенствование системы непрерывного образования населения.
2.5. Профессиональная подготовка новой рабочей силы
* определение и согласование объемов и профилей подготовки учащихся и студентов в учреждениях профессионального образования в соответствии с прогнозом структурных изменений экономики региона и территорий;
* перепрофилирование учреждений профессионального образования, открытие новых направлений подготовки, переориентация профессиональных училищ на подготовку персонала под гарантированное трудоустройство на стабильно работающих предприятиях области;
* оказание содействия профессиональным образовательным учреждениям в комплектовании контингента обучающихся путем направления в них молодежи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, для получения образования по перспективным на рынке труда профессиям (специальностям);
* введение в учебные планы учреждений профессионального образования курсов, адаптирующих выпускников к условиям рынка труда, ориентирующих на активную и самостоятельную роль в поиске работы.
2.6. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан и незанятого населения
* внедрение эффективных программ и интенсивных технологий обучения, оптимизация сроков и стоимости обучения;
* организация профессионального обучения безработных граждан на действующей учебно-курсовой и учебно-производственной базе региона на основе конкурсного отбора по качеству образовательных услуг, стоимости, срокам обучения и другим параметрам;
* восстановление и развитие профессиональной подготовки и стажировки безработных граждан на предприятиях и в организациях под гарантированное трудоустройство на конкретные рабочие места.
2.7. Содействие трудоустройству незанятого населения, ищущего работу через органы государственной службы занятости
* обеспечение доступа к информации о состоянии рынка труда различным категориям населения с использованием современных средств информации и связи;
* формирование структуры занятости посредством реализации специальных программ, расширяющих возможности трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
* развитие индивидуальных методов подбора гражданам подходящей работы и выполнения кадровых заказов работодателей;
* повышение заинтересованности работодателей в представлении информации о вакансиях с высоким профессиональным уровнем выполнения заявок;
* использование маркетинговых исследований и приемов для влияния на рынок труда и презентации услуг службы занятости;
* формирование максимально полной базы данных о вакантных рабочих местах для различных категорий населения;
* перераспределение рабочей силы в экономике региона, Южного федерального округа, страны;
* осуществление контроля за соблюдением работодателями договорных условий по трудовой мобильности и переселению семей;
* координация деятельности муниципальных образований, службы занятости, работодателей в обосновании привлечения иностранной рабочей силы.
2.8. Развитие временных и общественных работ
* повышение эффективности и социального статуса временных и общественных работ путем повышения их престижности и увеличения продолжительности с последующим трудоустройством работников на постоянные рабочие места;
* обеспечение реализации программ местного развития шахтерских территорий в части содействия временной занятости на общественных работах высвобожденным работникам угольной отрасли;
* организация общественных работ в рамках мероприятий, посвященных знаменательным датам, нетрадиционных видов работ и краткосрочных работ.
2.9. Содействие занятости лиц, нуждающихся в социальной поддержке
* предоставление инвалидам, женщинам, молодежи и другим социально незащищенным категориям граждан преимущественного права на профессиональную подготовку, переподготовку;
* развитие взаимодействия с Институтами подготовки и переподготовки специалистов "Престиж" и "Выбор" по вопросам переобучения военнослужащих, уволенных (увольняемых) в запас, а также членов их семей;
* координация деятельности центров занятости населения с органами законодательной и исполнительной власти, департаментом социальной защиты, общественными организациями: ВОИ, ВОГ, ВОС, "Центрин", специальными и вспомогательными школами.
* взаимодействие с учреждениями и организациями, заинтересованными в решении проблем занятости молодежи: комитетами (отделами) по делам молодежи, учреждениями образования, администрациями муниципальных образований, молодежными биржами труда и общественными молодежными организациями;
* создание условий для реализации предпринимательской инициативы, самозанятости женщин и молодежи;
* координация совместных усилий различных министерств и ведомств, оказывающих влияние на регулирование трудовой миграции, содействующих занятости граждан (органы местного самоуправления, паспортно-визовая служба ГУВД, Территориальный орган Минфедерации РФ в Ростовской области);
* осуществление мер по профессионально-трудовой адаптации лиц, освобожденных из УИН, их трудоустройство, в том числе за счет установления квоты на рабочие места;
* взаимодействие центров занятости населения с администрациями УИН по превентивной консультационной и профориентационной работе с осужденными, готовящимися к освобождению;
* переобучение граждан, подлежащих освобождению из УИН, имеющих профессии, не востребованные на рынке труда, а также утративших квалификацию.
О Программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы и развития предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы Ростовской области на период 2001-2002 г.г. см. постановление Главы администрации Ростовской области от 17 мая 2001 г. N 223
Областным законом Ростовской области от 10 января 2003 г. N 300-ЗС раздел 3 приложения настоящего Областного закона изложен в новой редакции
3. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, в том числе средств государственной поддержки угольной отрасли, областного и местных бюджетов, средств работодателей (собственных, заемных, привлеченных). Общий объем финансирования составит на 2001-2003 годы 44247,0 млн. руб., в том числе 2001 г. - 20022,2 млн. руб., 2002 г. - 7388,1 млн. руб., 2003 г. - 16836,7 млн. руб.,
из них за счет:
средств бюджетов:
- федерального бюджета (целевые средства, направляемые на реализацию государственной политики занятости населения; средства, направляемые на поддержку предприятий, в том числе малого бизнеса; на финансирование программ местного развития шахтерских городов и районов за счет средств господдержки угольной отрасли) - 1688,7 млн. руб. (2001 г. - 431,3 млн. руб., 2002 г. - 551,9 млн. руб., 2003 г. - 705,5 млн. руб.);
- областного бюджета (средства, предусмотренные на финансовую поддержку деловой активности предприятий и организаций; целевые средства, направляемые на реализацию государственной политики занятости населения; средства, направляемые на развитие малого бизнеса) - 487,0 млн. руб. (2001 г. - 105,0 млн. руб., 2002 г. - 148,6 млн. руб., 2003 г. - 233,4 млн. руб.);
- местных бюджетов - 29,0 млн. руб. (2001 г. - 8,5 млн. руб., 2002 г. - 9,2 млн. руб., 2003 г. - 11,3 млн. руб.);
консолидированных средств работодателей (собственные, заемные, привлеченные), направляемых на реализацию инвестиционных проектов, в том числе инвестиционной программы Ростовской области, и проведение активной политики занятости населения, - 42042,3 млн. руб. (2001 г. - 19477,4 млн. руб., 2002 г. - 6678,4 млн. руб., 2003 г. - 15886,5 млн. руб.).
Затраты по основным направлениям программных мероприятий в 2001-2003 годах за счет средств различных источников финансирования приведены в приложении к настоящей Программе.
О финансировании программы в 2003 г. см. Областной закон Ростовской области от 11 декабря 2002 г. N 290-ЗС
4. Организация управления программой и контроль за ходом
ее выполнения
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и социальной политики региона и обеспечивает преемственность "Программы содействия занятости населения Ростовской области на 1998-2000 годы". Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области осуществляет управление Программой, является координатором и совместно с центрами занятости населения городов и районов области - ответственным за реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе Соглашений и государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке всеми исполнителями и соисполнителями программных мероприятий.
Департамент службы занятости населения по Ростовской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Администрацией Ростовской области, Законодательным Собранием Ростовской области и Координационным комитетом содействия занятости населения области.
Областным законом Ростовской области от 10 января 2003 г. N 300-ЗС в раздел 5 приложения настоящего Областного закона внесены изменения
5. Оценка ожидаемой эффективности реализации программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику занятости и уровня безработицы в регионе, социальную поддержку безработных.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить уровень занятости населения с 49,5% до 54,7%;
- снизить уровень общей безработицы с 16,3% до 11,9% ЭАН;
- трудоустроить не менее 75% граждан, обращающихся в государственную службу занятости с целью трудоустройства и не менее 30% от общего числа принятого персонала на предприятия и в организации области;
- повысить качество рабочей силы на регистрируемом рынке труда за счет профессионального обучения и повышения квалификации не менее 20% от общей численности безработных, зарегистрированных в центрах занятости в течение периода;
- создать единое информационное пространство для качественного решения вопросов содействия трудоустройству граждан;
- обеспечить государственную службу занятости населения области высококвалифицированными кадрами (повышение квалификации не менее 120 специалистов в год).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.