Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к решению
городской Думы
от 19 августа 1997 г. N 16
Программа мер по социальной защите
населения города Ростова-на-Дону на период 1997-2000 годы
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 29 декабря 2000 г. N 324 настоящая Программа признана выполненной
См. Основные направления Программы мер социальной защиты населения города Ростова-на-Дону на 2001-2004 годы
О выполнении Программы мер по социальной защите населения города за 1998 год см. решение коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 11 февраля 1999 г. N 6
Общая характеристика программы
Главная цель:
Повышение эффективности социальной политики, концентрация усилий на последовательном решении наиболее важных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов за счет усиления адресности социальной политики, концентрации ресурсов на оказание помощи наиболее социально - уязвимым группам населения (малообеспеченным, одиноким пенсионерам и инвалидам, детям - сиротам, детям - инвалидам, детям из неполных и многодетных семей, студентам, молодым семьям, лицам, попавшим в чрезвычайные ситуации, безработным).
Разработчики программы:
Департамент социальной защиты населения города, городское финансовое управление, городские управления: здравоохранения, образования, культуры, транспорта, статистики; Департамент жилищно - коммунального хозяйства и энергетики, комитеты города: по экономической политике, по молодежной политике, по физкультуре и спорту; районные администрации и органы социальной защиты населения, городской Центр занятости, городской фонд социальной поддержки населения, общественные организации, научно-производственный комплекс "Гармония" при Ростовском государственном университете.
Исполнители Программы:
Департамент социальной защиты населения города, городские управления, комитеты, департаменты, районные администрации и органы социальной защиты, городской и районные фонды социальной поддержки населения, предприятия и организации.
Источники финансирования Программы:
Консолидирорванный бюджет города, фонды социальной поддержки населения, городской центр занятости, благотворительная деятельность предприятий и организаций.
Структура Программы:
Раздел I. Меры по социальной защите населения, финансируемые из бюджета города.
Раздел II. Меры социальной защиты, финансируемые за счет городского и районных фондов социальной поддержки населения.
Раздел III. Социальная защита малоимущих граждан из других внебюджетных фондов и за счет участия благотворительных и других организаций, общественных объединений.
Объемы финансирования мер программы социальной защиты населения г.
Ростова-на-Дону (млн. руб.)
/-----------------------------------------------------------------------
| | 1997 г.| 1998 г.| 1999 г.| 2000 г.
|-----------------------------------+--------+--------+--------+--------
|Раздел 1. Меры по социальной защите| | | |
|населения, финансируемые из бюджета| | | |
|города | | | |
| | | | |
|Объем затрат |201956,5|229005,0|237628,6|243267,4
| | | | |
|В том числе по комплексам: | | | |
| - перспективного развития |1 440,0 |1 501,0 |1 751,5 |
| - городского хозяйства |132635,6|144892,6|150355,6|155519,6
| - социальной защиты |67880,9 |82611,4 |85521,5 |87747,8
| | | | |
|Раздел 2. Меры социальной защиты, | | | |
|финансируемые за счет городского | | | |
|и районных фондов социальной под- | | | |
|держки населения | | | |
| | | | |
|Объем затрат |4 780,9 |6 776,6 |7 559,0 |7 671,2
| | | | |
|В том числе по комплексам: | | | |
| - за счет поступлений в фонды | | | |
| бюджетных средств |3 563,6 |5 428,0 |6 109,6 |6 109,6
| - за счет внебюджетных | | | |
| поступлений в фонды |1 217,3 |1 348,6 |1 449,4 |1 561,6
| | | | |
|Раздел 3. Социальная защита | | | |
|малоимущих граждан из других | | | |
|внебюджетных фондов и за счет | | | |
|участия благотворительных и других | | | |
|организаций, общественных | | | |
|объединений | | | |
| | | | |
|Объем затрат |12296,6 |14850,6 |14696,4 |14730,4
| | | | |
|Всего : |219034,0|250632,2|259884,0|265669,0
\-----------------------------------------------------------------------
Состояние и тенденции изменений в социальной сфере города
Реформы, проводимые в России, привели к коренным изменениям социально - экономического развития города в переходный период: снижению эффективности хозяйства, сокращению производства и занятости населения, росту безработицы, разрушению ранее действующей социальной инфраструктуры, социальному расслоению общества и дифференциации доходов населения.
Радикальные перемены в жизни общества определили сложившуюся ситуацию в социальной сфере г.Ростова-на-Дону, которая по отдельным показателям характеризуется относительно среднероссийской как более "благоприятная".
В 1996 году впервые за годы реформ на фоне снижения численности занятых в экономике, увеличения официальной и скрытой безработицы в городе отмечался рост реальных денежных доходов граждан, повышение покупательной способности, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, зафиксирован опережающий рост - по отношению к численности бедных - численности относительно обеспеченных, чьи денежные доходы, по меньшей мере, вдвое превышали прожиточный минимум.
В конце 1996 года доля ростовчан с доходами ниже прожиточного минимума составила 13.2% против 22% в целом по стране. Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп - многодетные, инвалиды, неполные семьи, пенсионеры, учащиеся и другие - в категорию малообеспеченных попадают представители экономически активного населения: безработные, работающие с детьми, которые должны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния.
В связи с продолжающимся спадом производства, ростом задолженности по заработной плате, задержками по выплате пособий, низкой занятостью населения, уровень жизни значительной массы горожан оценивается как низкий 675.4 тыс. рублей, в то время как в среднем по России - 820.7 тыс. рублей.
В I полугодии 1997 года количество граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, определенного в размере 309.4 тыс. рублей, возросло на 10.8% и достигло 148.4 тыс. человек или 14.8% всего населения города. Их увеличение произошло, в основном, за счет роста числа одиноких пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в различных видах социальной помощи.
Недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики. Средства государственной поддержки, выделяемые на осуществление социальных мер - в текущем году это 3.4% расходов федерального бюджета - явно недостаточны. В бюджете города удельный вес затрат на эти цели определен в размере 11,6%, по области - 10,3%.
Финансовое обеспечение намечаемых Программой реформ в РФ в отраслях социальной сферы при ограниченности ресурсных возможностей экономики будет определяться путем сохранения базового уровня расходов на социальные нужды, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, мобилизации имеющихся внутренних резервов, изыскания дополнительных источников финансирования.
Цели и задачи Программы мер по социальной защите населения города
В условиях ограниченности бюджетных средств возрастает необходимость осуществления единой городской социальной политики, повышения ее эффективности, обеспечения единства совместных действий городских и районных служб, органов социальной защиты населения, предприятий, общественных организаций, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем за счет более рационального использования финансовых и материальных ресурсов.
Главной целью разработанной Программы мер по социальной защите населения города Ростова-на-Дону является повышение эффективности социальной политики, концентрация усилий на последовательном решении наиболее важных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов за счет усиления адресности социальной политики, концентрации ресурсов на оказание помощи наиболее социально - уязвимым группам населения: малообеспеченным пенсионерам, одиноким пенсионерам и инвалидам, детям - сиротам, детям - инвалидам, детям из неполных и многодетных семей, молодым семьям, студентам, лицам, попавшим в чрезвычайные ситуации, безработным.
Предлагаемая Программа мер по социальной защите населения города направлена на:
- стабилизацию уровня социальной защищенности и социального обслуживания ветеранов, инвалидов, людей пожилого возраста, детей, других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения;
- постепенное сокращение масштабов бедности;
- достижение улучшения материального положения нуждающихся в социальной защите граждан;
- организацию и предоставление адресной социальной помощи;
- переориентацию социальной политики на семью;
- обеспечение нормального функционирования учреждений по социальной защите населения;
- при сохранении объемов бюджетного финансирования более широкое привлечение внебюджетных источников и, прежде всего, средств коммерческих организаций.
Приоритетные направления городской социальной политики определены в соответствии с Программой социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 годов, с учетом местных условий, реального уровня экономического развития города, демографической ситуации.
Данная Программа представляет собой комплекс муниципальных мер за счет всех источников финансирования, направляемых на их реализацию на местном уровне.
Она является одним из самостоятельных блоков комплексных муниципальных перспективных программ социально - экономического развития города и находится в непосредственной взаимной связи с разрабатываемыми в настоящее время городскими программами, в частности, инвестиционными, жилищно - коммунального хозяйства, транспортного обслуживания, занятости населения и др.
Предлагаемую Программу следует рассматривать как комплекс мер социальной защиты и адресной поддержки лишь остро нуждающимся гражданам, осуществляемых на городском уровне в дополнение к мерам государства.
Поэтому в социальной сфере решающим, по-прежнему, остается формирование и осуществление социальных реформ, реализация эффективной государственной политики, обеспечение механизма государственных гарантий на региональном уровне.
Это, прежде всего, создание государственных условий для реализации возможностей граждан обеспечить собственное благополучие, переориентация социальной политики на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.
Реализация Программы мер в текущем году и конкретная потребность в перспективе в определяющей степени будет зависеть как от социально - экономического положения города и состояния бюджета города, так и от уровня осуществления и развития государственных мер социальной защиты, эффективности и своевременности реализации намечаемой государственной социальной политики. Значимыми факторами в выполнении намечаемых мероприятий являются перспективы институциональных преобразований на федеральном и на региональном уровнях, а также осуществление конкретных шагов в оптимизации структуры управления органов социальной защиты.
Основные меры социальной защиты населения города
В соответствии с консолидированным бюджетом города на 1997 год на социальную политику запланировано направить 160.3 млрд. рублей, что почти на треть больше, чем в предыдущем году. Объем расходования средств на социальные мероприятия за счет всех источников финансирования определен в размере 219.0 млрд. рублей, средства на эти цели к 2000 году предполагается увеличить до 266.0 млрд. рублей или на 19%, как в связи с ростом контингента получателей социальной помощи, так и в связи с необходимостью предоставления социальных льгот в полном объеме и переходом на адресную поддержку нуждающихся в помощи граждан по мере принятия пакета документов РФ.
Важнейшими среди мер социальной защиты на предстоящий период являются:
- совершенствование системы организации и управления социальными выплатами с учетом эффективности исполнения систем предоставления пособий на детей и социальных выплат (подготовка на уровне местного самоуправления);
- переход на прямое финансирование пенсий и пособий;
- обеспечение учета и контроля над движением и целевым использованием средств, направляемых на социальную защиту;
- упорядочение системы оказания различных видов социальной помощи, повышение обоснованности ее представления;
- создание единой общегородской системы социальной поддержки (помощи) реально нуждающимся в ней гражданам и семьям, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, разработка единых принципов и критериев ее предоставления;
- повышение обоснованности предоставляемой социальной поддержки с точки зрения ее адресной направленности;
- развитие и совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан, определение ее размера с учетом сложившихся в городе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации;
- улучшение организации функционирования учреждений социальной сферы города, обеспечение более рационального использования выделяемых им ресурсов;
- повышение финансовой стабильности и эффективности использования средств социальных внебюджетных фондов;
- стимулирование направления общественными, некоммерческими и коммерческими, организациями средств на благотворительные цели;
- концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым (незащищенным) группам населения;
- обеспечение потребности нуждающегося в социальном обслуживании населения за счет оптимизации и расширения сети учреждений. Развитие и укрепление системы социального обслуживания граждан;
- дифференцирование социальной защиты и обслуживания нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности;
- развитие сервиса платных социальных услуг наряду с предоставлением бесплатного социального обслуживания, более активное привлечение средств граждан;
- обеспечение защиты социальных прав, реализация установленных гарантий поддержки семьи, женщин, детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение достаточной защиты в ситуациях социального риска и развитие мер его профилактики;
- решение проблем инвалидности и инвалидов, направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией и Законодательством РФ, Уставом города;
- обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов;
- осуществление поддержки общественных объединений инвалидов и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов;
- расширение занятости отдельных социальных групп населения: молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов.
Особо значимой среди мер социальной защиты является создание и обеспечение эффективной деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания по предоставлению комплекса услуг поддержки нуждающихся пенсионеров, других наименее защищенных групп населения.
В городе функционирует сеть специализированных подразделений, созданных при 8 муниципальных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, из них: 95 отделений социальной помощи на дому, обеспечивающих услугами 9,7 тыс. граждан города; 9 отделений дневного пребывания, обеспечивающих услугами около 400 человек; 8 отделений срочной социальной помощи, оказывающих помощь 4 тыс. человек, а также действуют "Детский приют" на 18 мест, предоставивший помощь около 50 детям, временно оставшимся без попечения родителей, и городской Центр социальной адаптации населения на 50 мест, охвативший специальными услугами около 400 человек в год.
Существующая сеть социальных учреждений и действующая система их материально - технического оснащения не позволяют в полном объеме и необходимом качестве обеспечить всех нуждающихся социальным обслуживанием. Обеспеченность населения подобными услугами составляет 96%, потребность в них увеличивается.
В этой связи в Программу включены, прежде всего, предложения по участию города в строительстве II очереди дома ветеранов общей сметной стоимостью финансирования 9.6 млрд. рублей, из которых 8.5 млрд. рублей - это средства федерального и областного бюджета. Затраты города в размере 1.1 млрд. рублей по вводу данного объекта будут профинансированы за счет средств целевого внебюджетного фонда реконструкции и развития г. Ростова-на-Дону.
Высокую социальную значимость имеет необходимость расширения действующего "Детского приюта" и создание комплекса социального "Приюта для подростков" за счет переоборудования для этих целей 2-х детских садов с объемом затрат до 3 млрд. рублей.
При ограниченном бюджетном финансировании это мероприятие планируется провести за счет внебюджетных источников и спонсорских средств. Реализация данного проекта позволит взять на государственное обеспечение нуждающихся детей и подростков, в том числе ведущих беспризорный образ жизни, детей родителей, лишенных родительских прав, а также детей, временно оставшихся без попечения родителей.
Планируется открытие 15 различных подразделений социальной помощи. Их количество, перечень, дислокация по районам города определены исходя из фактической потребности населения в этих услугах, нормативов обеспеченности учреждениями, конкретного их месторасположения с учетом возможности их реализации.
Создание и обеспечение функционирования вновь вводимых и расширение действующих учреждений позволит обслужить дополнительно около 500 человек.
Особо емким направлением социальной политики в городе, как по объему затрат, так и по количеству всех охватываемых категорий граждан, является предоставление льгот, установленных на федеральном уровне.
Затраты, определенные Программой мер социальной защиты населения на обеспечение комплекса городского хозяйства на 1997 - 2000 г.г., направлены на дальнейшую поэтапную реализацию социальных гарантий, предоставляемых законодательными и нормативными актами для различных категорий граждан.
В качестве мер социальной поддержки 20% населения города предоставлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, основную часть льготников - 18% - составляют ветераны войны и труда, а также многодетные семьи, инвалиды и другие категории граждан.
Анализ прогноза численности граждан, имеющих право на льготы показывает, что на фоне уменьшения общей численности населения города, количество граждан, имеющих право на льготы, будет возрастать за счет ветеранов труда, инвалидов, семей с детьми - инвалидами.
Одной из мер социальной защиты является предоставление субсидий в оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам.
Наиболее актуальна проблема социальной защиты населения - повышение жизненного уровня семей с детьми: многодетных семей, семей с детьми - инвалидами, семей одиноких матерей, инвалидов, граждан пожилого возраста.
Однако семьи с детьми различаются по уровню среднедушевого дохода.
К категории малообеспеченных относятся 23,4 тыс. семей или 18% от общего их числа. Это, в основном, семьи одиноких матерей - около 10 тыс. семей (или 7,3% от общего числа семей), многодетные семьи - 4 тыс. семей (что составляет 3% от общего числа семей), семьи с детьми - инвалидами - 2,5 тыс. семей (или 2% всех семей). Несмотря на продолжающийся рост числа семей, удельный вес малообеспеченных семей существенно не меняется, поэтому наряду с реализацией мероприятий по поддержке семей, необходимо применять адресный подход для установления доплат семьям на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий. Многочисленной категорией граждан, нуждающихся в социальной поддержке являются пенсионеры и инвалиды.
C целью более полного охвата различными видами социальной помощи реально нуждающихся семей и отдельных граждан Программой предусматривается ежегодное увеличение средств, выделяемых на эти цели, с 13,3 млрд. рублей в 1997г. до 18,3 млрд. рублей в 2000г., что позволит увеличить количество граждан, получивших помощь разного рода, с 32 тыс. человек до 47 тыс. человек. Планируется ежегодное увеличение средств, выделяемых на организацию летнего оздоровительного отдыха и санаторного лечения детей - инвалидов, детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей "чернобыльцев", детей воинов-интернационалистов и увеличение числа детей, направляемых на лечение к 2000г. в 1,6 раза.
Особое значение имеет поддержка молодых семей. Наряду с оказанием различных видов помощи малообеспеченным гражданам Программой предусмотрено предоставление с 1997 г. молодым семьям и одиноким матерям кредита и скидок на приобретение товаров длительного пользования, ежегодное увеличение средств, выделяемых на эти цели.
Осуществление социальной защиты инвалидов требует обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод. Учитывая прогрессирующий рост числа инвалидов во всех возрастных группах (ежегодно их количество возрастает в среднем на 4 тыс. человек), проблема социальной защиты инвалидов требует особого внимания.
В качестве мер социальной поддержки инвалидов программой предусматриваются:
- оздоровительные и реабилитационные мероприятия (группы лечебной гимнастики, лечебного плавания для 95 детей и взрослых инвалидов, до 2 000г. планируется увеличение их числа до 130 человек);
- компенсационные выплаты за пользование телефоном планируется предоставить более 1 700 инвалидам по зрению I и II групп;
- частичная оплата за установку телефона инвалидам всех категорий: с 1997г. по 2000г. эти льготы планируется предоставить 900 чел. инвалидам и участникам ВОВ.
Кроме основных видов помощи Программа включает доплату на приобретение лекарств, зубное протезирование, медицинское обслуживание., компенсационные выплаты нуждающимся гражданам за пользование услугами городских бань и возмещение транспортных расходов.
Для поддержания семей с детьми предусмотрено предоставление дополнительных льгот в виде бесплатного питания школьников, льготного содержания в детских дошкольных учреждениях, обеспечение спортивной формой, льготы по оплате коммунальных услуг (для многодетных семей).
Указанные меры поддержки и в дальнейшем будут представлять также адресно, на основе их реального положения и условий проживания по заявительскому принципу.
Планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на преодоление негативных явлений в сфере занятости населения. Для реализации этих мероприятий Программой предусмотрено увеличение средств до 3,2 млрд. рублей в 2000г. Одной из форм социальной защиты является организация общественных работ, временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул.
Наряду с этим, Программой мер социальной защиты населения предусмотрено проведение благотворительных мероприятий, посвященных социально - значимым датам, с целью привлечения внимания к проблемам ветеранов, пожилых людей, семей с детьми и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, и активизации благотворительной деятельности.
В связи с предстоящим празднованием 250 - летия г. Ростова-на-Дону увеличены средства, выделяемые на проведение благотворительных мероприятий в 1998г. и 1999г., до 1 100 млн. рублей.
Программой предусмотрено также оказание финансовой поддержки общественным организациям.
Данная Программа разработана в действующих ценах 1997 года в преддверии выхода целого ряда законодательных и нормативных актов по социальным вопросам. В этой связи по мере изменения цен и тарифов, размера и видов пенсий, пособий и выплат различного характера, действующего законодательства, формирования бюджета города и фактического его исполнения, отдельные направления программы и объемы финансовых ресурсов подлежат необходимой корректировке, имея в виду обеспечение выполнения, в конечном счете, поставленной цели.
Реализация основных направлений социальной политики и мероприятий социальной защиты, наряду с достижением непосредственно намеченной цели по улучшению положения граждан социально-уязвимых категорий, предполагает содействие по цепочке межотраслевых связей преодолению кризисного спада, сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, активизации деятельности населения росту его занятости.
Экспертные оценки основных показателей Программы мер по социальной
защите населения на 1997 - 2000г.г., обоснование некоторых
перспективных мер социальной поддержки населения
Результаты экспертной оценки главных положений Программы показали, что основное внимание органов местного самоуправления должно быть сосредоточено на решении следующих задач:
- обеспечение социально - гарантированного минимума средств существования для наиболее уязвимых слоев общества;
- содействие занятости социально слабо защищенного населения, как одного из важнейших факторов повышения уровня жизни трудоспособных граждан и членов их семей;
- осуществление поэтапного перехода от действующей системы предоставления льгот и выплат прямого и косвенного характера по принципу разграничения категорий граждан к адресной социальной поддержке нуждающихся на основе их материального положения и условий проживания по заявительскому принципу назначения пособий;
- проведение организационно - правовых мероприятий, направленных на реализацию основных положений Программы социальных реформ в РФ на региональном уровне, по мере принятия федеральных нормативных актов, в частности, основных направлений государственной семейной политики, федеральных законов "О социальном обслуживании семьи и детей" и "О государственной поддержке детского и семейного отдыха", а также завершения формирования нормативной базы по реализации прав и льгот, установленных законами "О статусе военнослужащих" и "О ветеранах" и ряда других документов;
- формирование в средствах массовой информации устойчивого позитивного фона, влияющего на моральное состояние дееспособной части населения (реклама активного общественного образа жизни);
- совершенствование городской системы управления социальной сферой;
- развитие и совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным гражданам;
- поддержка сложившегося качества предоставляемых социальных услуг, прежде всего, пожилым и инвалидам;
- создание на промышленных предприятиях специальных фондов, средства которых используются на доплату к пенсиям и пособиям бывшим работникам этих предприятий (в первую очередь инвалидам и ветеранам);
- обеспечение доступности для инвалидов мест общественного пользования и создание безбарьерной среды жизнедеятельности, поддержка городского инвалидного спорта, оплата за обучение, санаторных путевок, летнего отдыха, стипендий для особо одаренных детей - инвалидов;
- создание необходимых условий и финансовое обеспечение намечаемых мероприятий, содействие активизации благотворительной деятельности, привлечению спонсорских средств, повышение ее адресности.
Экспертная оценка предложений Программы позволяет детализировать основные направления деятельности служб социальной защиты, формы и методы организации помощи, виды взаимодействия служб социальной защиты с другими организациями и учреждениями.
Учитывая то обстоятельство, что экономическое состояние города и области существенно зависят от системы бюджетно - финансовых отношений между различными уровнями власти, следует признать, что важными резервами стабилизации положения в социальной сфере становятся тесные формы взаимодействия органов социальной защиты областного, городского, районного (в городе) уровней, тесная увязка, синхронизация областной, городской и районных программ социальной поддержки населения на основе максимальной мобилизации внутри региональных резервов поддержания систем жизнеобеспечения населения. При этом необходимо отказаться от предоставления о том, что возможности развития социальной сферы появятся только на определенном уровне развития производства. Напротив, смягчение последствий социально - экономического кризиса для наиболее обездоленных категорий населения, создание условий для их лучшей адаптации будут способствовать формированию более благоприятной социально - психологической атмосферы и для экономической стабилизации. Стратегия социального развития должна учитывать временные, ресурсные, организационные возможности и ограничения, содержать приоритеты и последовательность решения проблем создания социально ориентированной модели развития города, обеспечивать гибкую восприимчивость городского управления к разнообразным социальным запросам.
Важным условием повышения эффективности реализации Программы социальной поддержки населения г. Ростова-на-Дону является совершенствование городской системы управления социальной сферой. Она в полной мере должна отвечать новым условиям рыночной экономики, неизбежной коммерциализации социальной сферы, равно как и основным требованиям местного самоуправления, которые определяются принципами самофинансирования, самоответственности местных сообществ в решении всех вопросов местного значения. Это потребует, в свою очередь, обновления нормативно - правовой базы управления социальной сферой; внедрения информационных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, контроле за динамикой их численности и персонального учета; одновременно необходимо укрепление материально - технической базы органов социальной защиты, оснащение их оргтехникой, что должно рассматриваться в качестве составной части перспективных показателей (ориентированных на период вплоть до 2000 года) предлагаемой Программы.
Успешная реализация любых долговременных (от 2 месяцев и больше) социальных мероприятий сопряжена с наличием квалифицированных кадров (социальных работников, юристов, психологов, специалистов сестринского дела, врачей) и с необходимостью создания постоянно действующих центров переподготовки указанных кадров.
Целесообразным можно было бы считать и введение института "участковых психологов", тем более, что в штате социальных служб предусмотрены должности психологов. Участковые психологи могли бы служить своеобразным психологическим буфером между городской, районными административными службами и группами населения, нуждающимися в социальной помощи и психологической поддержке. Незначительные материальные затраты требуют и службы экстренной психологической помощи (телефон доверия).
Таким образом, в результате проведенного социального мониторинга выявлено реальное положение отдельных групп городского населения, остро нуждающихся в социальной поддержке; определены направления, как оперативного реагирования на ухудшающееся социальное положение малообеспеченных слоев населения, так и выявлены некоторые направления перспективного развития муниципальной политики в социальной сфере. Это нашло свое концентрированное отражение в содержании Муниципальной Программы социальной поддержки населения г. Ростова-на-Дону на 1997-1998 годы и на перспективу до 2000 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.