Управление МНС РФ по Ростовской области для сведения и руководства в практической работе направляет ряд вопросов возникающих в процессе применения налогового законодательства по косвенным налогам:
* по налогу на добавленную стоимость;
Анализ вопросов поступающих в адрес Управления показал, что при проведении контрольных и методологических мероприятий по применению налогового законодательства следует уделить внимание следующим вопросам.
По налогу на добавленную стоимость.
Вопрос N 1:
Просим разъяснить порядок применения налогового законодательства при реализации товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории РФ, в частности при реализации строительно-монтажных работ на территории Украины.
Ответ: Согласно пп.1 п.1 ст.146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.148 Кодекса в целях определения объекта обложения налогом на добавленную стоимость реализации работ (услуг) установлен порядок определения места реализации работ (услуг).
Услуги по ремонту и наладке оборудования, выполненные Российским предприятием для иностранного, в том числе украинской, организации, местом осуществления деятельности которых территория России не является, объектами обложения налогом на добавленную стоимость не признаются и, соответственно, налог по таким операциям к уплате в бюджет не исчисляется.
Перечень документов подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории РФ определен п.4 указанной статьи НК РФ.
Следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.170 Кодекса при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, вычету не подлежат и включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Вопрос N 2:
В связи с изменениями в гл.21 Налогового Кодекса РФ, внесенных Законом РФ от 29.05.2002 года N 57-ФЗ просим разъяснить порядок расчетов с бюджетом, предприятиями, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения.
Ответ: Письмом МНС РФ от 12.02.2001 г. N ВГ-6-03/130@ предусмотрен порядок расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость для организаций, в состав которых входят территориально-обособленные структурные подразделения, предоставляющий право централизованного расчета с бюджетом по налогу на добавленную стоимость указанными субъектами хозяйствования в 2001 году по месту нахождения головной организации в целом по организации, включая ее все обособленные структурные подразделения.
Действие указанного порядка расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость подлежит распространению на правоотношения возникающие в 2002 году в соответствии с письмом МНС РФ от 16.01.02 N ВГ-6-03/41@.
Пунктом 23 закона РФ от 29.05.202 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" ст.175 второй части Налогового кодекса РФ, определяющая особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации, подлежит исключению.
Вопрос N 3:
В каком порядке применяются установленные законодательством налоговые вычеты при проведении взаимозачетных операций?
Ответ: Статьей 171 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса на установленные налоговые вычеты по оплаченным материальным ценностям, приобретенным для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения, а также товаров (работ, услуг) приобретенных для перепродажи.
Суммы налога на добавленную стоимость оплаченные по указанным материальным ценностям подлежат вычету в случае, если сторонами участвующими во взаимозачетной операции оформлен документ о проведении взаимозачета (например: договор о зачете взаимных требований, двусторонний акт взаимозачета). В этих документах должен быть приведен перечень закрываемых встречных обязательств со ссылкой на соответствующие первичные документы. При этом для подтверждения правомерности осуществления вычета налога на добавленную стоимость одной из сторон взаимозачета при приобретении облагаемых товаров (работ, услуг) должны быть выполнены условия, установленные п.1 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос N 4:
В каком порядке подлежит определению облагаемый НДС оборот ломбардами при реализации невостребованного залога залогодателя?
Ответ: Поскольку ст.358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов, отнесено к предпринимательской деятельности, осуществляемой специализированными организациями - ломбардами, имеющими на это лицензию, при наличии которой в соответствии с пп.5 п.3 ст.149 ч.2 НК РФ, с 01.01.01 г. не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по осуществлению ломбардами кредитных операций (как приравненных к отдельным банковским операциям) в части доходов (процентов), получаемых ломбардами от предоставления кредитов гражданам обеспеченных залогом движимого имущества предназначенного для личного потребления, то стоимость залогового имущества, переходящего в собственность ломбарда в результате невозвращения клиентом кредита (отраженная в залоговом билете) в целях исчисления НДС не рассматривается как реализация и не включается в налогооблагаемую базу для исчисления данного налога и применения налоговых вычетов.
Платные услуги, оказываемые ломбардом по хранению залогового имущества, его оценке и иные услуги, выделенные в залоговом билете отдельной строкой, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
При невозвращении залогодателем ломбарду в установленный срок суммы кредита обеспеченного залогом имущества, ломбард может продать заложенное имущество (в т.ч. через аукцион), числящееся на забалансовом счете 002 "ТМЦ, принятые на ответственное хранение", выступая не как собственник или посредник от имени клиента (залогодателя), а руководствуясь правом, предоставленным ему п.5 ст.358 ГК РФ.
Поскольку операция по реализации предметов залога (в т.ч. через аукцион) согласно требованиям гл.21 НК РФ не поименована в составе операций, льготируемых по НДС, то реализация залогового имущества вне зависимости от цены его реализации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При этом, плательщиком НДС с полной суммы выручки, полученной ломбардом по результатам аукционных торгов (как в случае возврата разницы превышающей стоимость залогового имущества залогодателю, так и при ее невостребовании) в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ является ломбард.
В связи с изложенным, плательщиком НДС с выручки от реализации невостребованного имущества будет являться ломбард, реализовавший залоговое имущество, с применением ставки НДС в размере 16,67 процентов от стоимости реализуемого имущества, если стоимость реализованного залогового имущества и платных услуг ломбарда включала НДС, или 20 процентов, если стоимость платных услуг и реализованного имущества не включала сумму налога на добавленную стоимость.
При этом, по кредиту счета 46 "Реализация" должна быть отражена операция по реализации ломбардом залогового имущества.
В соответствии с требованиями нового плана счетов с 01.01.2002 года в бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) подлежит отражению на счете 90 "Продажи", а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Вопрос N 5:
О порядке применения ставки НДС в размере 10 процентов при реализации книжной продукции.
Ответ: В целях применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации книжной продукции установленного Федеральным Законом от 29.05.02 N 57-ФЗ, для определения категории "книжная продукция" на основании письма МНС РФ от 07.06.1996 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснения о порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" подлежит применению кодовая группа 95 3000-Книги и брошюры Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, Том 2 (Москва, издательство стандартов, 1994).
Вопрос N 6:
Изложите порядок начисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при реализации услуг по сдаче в аренду имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Ответ: Пунктом 3 ст.161 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному пункту при реализации указанных услуг налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются налоговые агенты - арендаторы имущества.
Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального имущества государственными унитарными предприятиями в оперативном пользовании которого находится указанное имущество, то Налоговым кодексом особенностей уплаты налога на добавленную стоимость при оказании таких услуг не предусмотрено. В связи с этим при оказании данных услуг налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке организацией, оказывающей эти услуги.
Вопрос N 7:
Облагается ли налогом на добавленную стоимость реализация земельных участков находящихся в государственной собственности, а также земельных участков, на которых находятся приватизированные предприятия.
Ответ: В соответствии с п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ кроме операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 и п.2 ст.146 указанной нормы.
Операции по реализации земельных участков не подлежат освобождению от налога в соответствии с указанными нормами.
Согласно п.3 ст.38 указанной нормы для целей налогообложения товаром признается любое реализуемое имущество.
В соответствии со ст.129 и ст.130 Гражданского Кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Таким образом, реализация земельных участков облагается налогом на общих основаниях.
Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией имущества понимается возмездное отчуждение имущества находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и собственности физических и юридических лиц.
Действие указанного Закона распространяется и на отчуждаемые земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости.
Согласно ст.28 названного закона приватизация самостоятельных объектов недвижимости производится одновременно с отчуждением земельных участков, занимаемых этим имуществом. Указанная передача не признается реализацией в целях определения налогооблагаемой базы в соответствии с пп.3 п.2. НК РФ.
В целях применения данной нормы налогового законодательства при продаже земельных участков находящихся в государственной и муниципальной собственности, включенных в стоимость имущественного комплекса приватизируемых предприятий, а также земельных участков, на которых расположены ранее приватизируемые предприятия, следует учитывать следующее.
Если земельные участки не являются собственностью государственных или муниципальных предприятий, то операции по реализации земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Продажа земельных участков, на которых расположены ранее приватизируемые предприятия, не является объектом обложения налогом.
Если земельные участки входят в состав имущественного комплекса приватизируемых предприятий и при этом являются имуществом государственных и муниципальных предприятий, то операции по продаже имущества государственных и муниципальных предприятий в порядке приватизации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
По налогу с продаж.
Вопрос N 8:
Облагается ли налогом с продаж продажа товаров при расчетах наличными денежными средствами через отделения сбербанка (коммерческого банка) минуя кассу предприятия?
Ответ: Согласно ст.2 Областного закона от 29.11.01 г. N 192-ЗС "О налоге с продаж" объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Ростовской области, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Продажа товаров (оказание услуг) за наличный расчет с их оплатой через отделения Сбербанка (коммерческого банка) с последующим зачислением выручки на расчетный счет организации является наличной формой оплаты.
В связи с этим оплата товаров (работ, услуг) с использованием указанной формы расчетов осуществляется с учетом налога с продаж.
Нумерация вопросов приведена в соответствии с оригиналом письма
Вопрос N 10:
Облагается ли налогом с продаж стоимость собственной и покупной продукции, выданной в натуральном выражении в счет арендной платы за пользование земельной долей физического лица, а также стоимость выданных в счет натуральной оплаты труда товаров (выполненных работ, оказанных услуг)?
Ответ: Согласно ст.2 Областного закона от 29.11.01 N 192-ЗС "О налоге с продаж" объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Ростовской области, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
На основании изложенного, стоимость собственной и покупной продукции, выданной в натуральном выражении в счет арендной платы за пользование земельной долей физического лица, а также стоимость выданных в счет натуральной оплаты труда товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не будет являться объектом обложения налогом с продаж, так как при указанных условиях не имеет место расчет наличными денежными средствами, либо расчеты с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
По акцизам.
Вопрос N 11:
Организация, имеющая акцизный склад, реализовала своему структурному подразделению алкогольную продукцию. По реализованной продукции организацией исчислены и уплачены в бюджет акцизы. Но в связи с тем, что алкогольная продукция не пользовалась спросом у потребителей, она была возвращена производителю этой продукции. Необходимо ли возвращенную поставщику алкогольную продукцию оформить через акцизный склад и каким образом должен происходить возврат уплаченного акциза?
Ответ: Порядок осуществления вычетов сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком по продукции, отгруженной покупателям и в последствии возвращенной налогоплательщику, определен ст.ст.200 и 201 главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно порядку, установленного данными статьями, вычеты сумм налога налогоплательщик производит в полном объеме после отражения в учете операций по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата этих товаров и не ранее момента фактической уплаты всей суммы продавцу этих подакцизных товаров.
Вопрос N 12:
Разрешен ли возврат боя бутылок на акцизный склад и вправе ли продавец переделать накладную и счет-фактуру на то количество, которое принял покупатель?
Ответ: Предприятие-продавец алкогольной продукции в случае установления факта боя бутылок происшедшего при транспортировке покупателю и составления по данному факту акта приема-передачи, учитывает в бухгалтерском учете стоимость разбитой продукции как потери от недостачи товарно-материальных ценностей. Следует отметить, что возврат боя бутылок на акцизный склад при этом не производится, а учет потерь осуществляется по данным выписанной накладной, счета-фактуры и оформленного надлежащим образом акта приема-передачи товара, соответственно. По данному факту в книге продаж делается сторнировочная запись на сумму недополученной продукции, в случае получения предоплаты продавцом за отгруженный товар.
Вопрос N 13:
Может ли не уплачиваться НДС и акциз с боя бутылок?
Ответ: В соответствии с действующим порядком, установленным Налоговым кодексом РФ, на основании выставленных счетов-фактур предприятиями осуществляется начисление косвенных налогов подлежащих уплате в бюджет. Уплата НДС в данной ситуации будет зависеть от принятой на предприятии учетной политики для целей налогообложения по реализованной или по отгруженной продукции. В вопросе начисления по запрашиваемой ситуации акциза сообщаем, что на основании ст.195 Налогового кодекса дата реализации подакцизной продукции, установленной как недостача, определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли). На сегодняшний день, нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при их реализации, хранении и транспортировке, утвержденные нормативными актами соответствующих министерств и ведомств и действовавшие до 1.01.2002 г., в связи с введением в действие гл.25 Налогового кодекса РФ, признаны утратившими силу. На основании вышеизложенного, суммы акциза, по алкогольной продукции, разбитой в процессе транспортировки, должны быть начислены и уплачены в общеустановленном порядке.
Вопрос N 14:
Каков порядок составления налоговых деклараций и уплаты акциза при реализации головной организацией и филиалами подакцизной продукции (пива), реализованной не по месту ее производства?
Ответ: В соответствии с п.5 ст.204 Налогового кодекса РФ (часть 2) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за налоговый (отчетный) период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с п.4 ст.204 акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.
Заместитель руководителя
Управления |
Е.Г. Молчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС РФ по Ростовской области от 27 августа 2002 г. N 16.04-22/8 "О порядке применения налогового законодательства по косвенным налогам"
Текст письма официально опубликован не был