Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Администрации области
от 21 октября 2003 г. N 495
Концепция
развития выставочно-ярмарочной деятельности
в Ростовской области
на 2003 - 2005 годы
1. Общие положения. Цель и основные задачи
Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области на 2003 - 2005 годы (далее по тексту - Концепция) подготовлена с учетом необходимости создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития выставочно-ярмарочной деятельности в регионе как инструмента реализации экономической политики Ростовской области и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). *
Основанием для разработки Концепции служит действующая законодательная база. Концепция рассчитана на 2003 - 2005 годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения вопросов развития выставочно-ярмарочной деятельности в области.
Мониторинг реализации Концепции осуществляется министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области в течение всего периода в форме сбора, обобщения и анализа информации о принимаемых мерах по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в области.
Целью Концепции является определение основных направлений и принципов развития выставочно-ярмарочной деятельности, следуя которым можно было бы рассчитывать на реальное повышение ее эффективности в интересах экономического развития Ростовской области в соответствии с действующим российским законодательством.
Для достижения цели Концепции необходимо решить следующие основные задачи:
1. Определить место и роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики области.
2. Определить параметры экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности и указать приоритеты, отражающие экономическое, социальное и политическое обоснование выставочно-ярмарочной деятельности в регионе.
3. Определить основные формы организации и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в Ростовской области.
Основные понятия, используемые в Концепции:
Выставочно-ярмарочная деятельность - это многоуровневый процесс, способствующий мобильности экономического развития товарных рынков, международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей посредством создания благоприятных условий для формирования информационного поля, рыночной инфраструктуры и, соответственно, финансовых потоков.
Традиционно торги, рынки товаров, периодически организуемые в установленном месте, назывались ярмарками. Размещение экспонатов в определенной системе - выставкой.
Настоящая Концепция рассматривает выставки и ярмарки как комплекс маркетинговых и информационных мероприятий, выходящих за рамки собственно экспозиции, цель которой заключается в демонстрации образцов производимых товаров (услуг) и проведении мероприятий для специалистов (форумы, конгрессы, семинары, конкурсы и т.п.).
Выставочный проект - документ, основным содержанием которого является программа подготовки и проведения выставок и ярмарок.
Активную позицию в развитии выставочно-ярмарочной деятельности занимают ее субъекты. К ним относятся:
профессиональные выставочные структуры, основной деятельностью которых является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом;
экспоненты - предприятия и организации, принимающие участие в выставках и ярмарках;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
профессиональные и общественные организации, отраслевые и некоммерческие объединения, деятельность которых включает комплекс мер, направленных на содействие членам своей организации в расширении рынка сбыта товаров и услуг;
средства массовой информации, рекламные агентства, производители рекламной и полиграфической продукции;
предприятия сферы обслуживания.
Существенную роль в реализации выставочных проектов играет наличие материально-технической базы. Центральное место в ее списке занимают выставочные комплексы (центры), вокруг которых формируется выставочная инфраструктура (гостиницы, центры деловой активности, автостоянки и пр.). Все это относится к объектам выставочно-ярмарочной деятельности.
2. Краткий обзор выставочно-ярмарочной
деятельности в Ростовской области.
Основные проблемы и перспективы
В настоящее время на рынке выставочного бизнеса в Ростовской области услуги по организации и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий предоставляют 8 фирм, из них 4 фирмы имеют собственное выставочное оборудование (приложение 1 к настоящей Концепции).
По данным Торгово-промышленной палаты Ростовской области в 2003 году заявлено 66 выставочных мероприятий. Согласно распоряжению Администрации области от 21.01.2003 N 21 "Об утверждении перечня выставочно-ярмарочных мероприятий на 2003 год с участием Администрации области" приоритет получили 27 выставок (приложение 2 к Концепции).
Основные проблемы выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области:
1. Отсутствие стратегического плана развития выставочно-ярмарочной деятельности.
2. Отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровнях, регулирующей выставочно-ярмарочную деятельность.
3. Отсутствие концепции и конкретных механизмов государственной поддержки и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области.
4. Неясность в механизме взаимодействия отраслевых министерств и структурных подразделений Администрации области с выставочными структурами.
5. Наличие большого числа конкурирующих выставочных проектов по близкой тематике, что ведет к дроблению выставок и поддерживающих организаций, а в конечном итоге, к неоправданным затратам сил и средств без достижения соответствующих результатов.
6. Недобросовестная конкуренция выставочных фирм при отсутствии разработанных и обязательных для всех "правил игры".
7. Монополизм и диктат выставочных центров.
8. Отсутствие условий для проведения крупномасштабных выставочных проектов.
9. Неразвитая выставочная инфраструктура: информационное обеспечение, служба сервиса, таможенные проблемы и т.д.
Основные перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области:
1. Формирование механизма масштабного представления товаропроизводителями области своей продукции путем создания благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для участников выставочно-ярмарочных мероприятий, предоставления им информационно-консультативной и маркетинговой помощи.
2. Продвижение товаров (услуг), производимых предприятиями и организациями области на внутренний и внешний рынки с целью повышения объемов производства и объемов реализации товаров (услуг), создания и внедрения новейших технологий.
3. Формирование привлекательности инвестиционного имиджа области.
4. Создание благоприятного инвестиционного климата для развития выставочно-ярмарочной деятельности.
5. Развитие системы многоцелевой коммуникации участников выставочно-ярмарочной деятельности, направленной на изучение потребностей рынка, определение потенциальных покупателей товаров и услуг для налаживания эффективной системы товародвижения.
6. Развитие отраслей инфраструктуры и других смежных отраслей, в том числе конгрессного туризма, включая социально-экономический эффект в этих отраслях (создание дополнительных рабочих мест и др.).
7. Обеспечение устойчивого спроса на продукцию и услуги соответствующей отрасли за счет увеличения объемов продаж и чистого объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
8. Расширение международных связей области путем привлечения представителей международных организаций и зарубежных партнеров.
9. Развитие товарных рынков и межрегиональных связей области.
10. Обеспечение поставок продукции для нужд области.
11. Поддержка и развитие малого предпринимательства.
12. Создание условий для подготовки и проведения выставок в соответствии с международными нормами и практикой за счет развития материально-технической и экспозиционной базы выставочно-ярмарочной деятельности.
3.Роль выставочно-ярмарочной деятельности
в развитии товарных рынков и межрегиональных связей
Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой экономической возможностью покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствием этой возможности за ее пределами. **
Рыночная инфраструктура - это совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве. Рынок товаров и услуг - это рынок средств производства и предметов потребления.
Выставки и ярмарки наряду с товарными и фондовыми биржами, торговыми домами, предприятиями оптовой и розничной торговли и тароупаковочной индустрии, аукционами, торгово-промышленными палатами, таможенным регулированием, складскими хозяйствами и посредническими структурами относятся к основным элементам инфраструктурного комплекса товарных рынков.
В системе развития товарных рынков мероприятия, проводимые в рамках выставочно-ярмарочной деятельности (конференции, семинары, "круглые столы" и др.), в первую очередь, должны быть направлены на:
формирование сети посреднических организаций и складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;
повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;
совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;
научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров.
Товарные рынки выступают не только основой проведения специализированных выставок (ярмарок), но и самого существования выставочно-ярмарочной деятельности.
Большое значение в достижении экономической эффективности выставки имеет выбор ее направленности. Очень важно при этом учитывать приоритеты области, под которыми понимается выгодность и рациональность мероприятия для любого муниципального образования (приложения 3, 4 к настоящей Концепции).
Стратегия межрегионального сотрудничества для области строится по территориальному и отраслевому признакам. В развитии межрегионального сотрудничества большую роль играет выставочно-ярмарочная деятельность, в рамках которой решается целый ряд задач:
формирование положительного имиджа донской столицы в субъектах Российской Федерации и странах СНГ;
создание и совершенствование благоприятных экономических и юридических условий для увеличения инвестиционного потока;
организация пребывания в области официальных делегаций из субъектов Российской Федерации и стран СНГ, а также выезда официальных делегаций Администрации области за ее пределы;
содействие организации побратимских выставочно-презентационных мероприятий по типу "Дней Ростовской области" в регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья.
4. Параметры эффективности выставочно-ярмарочной деятельности
Эффективность выставочно-ярмарочной деятельности - это позитивный результат проведения организационных, коммерческих и других мероприятий в рамках выставочно-ярмарочной деятельности и их отражение на эффективное развитие региональной экономики.
Параметры эффективности выставочно-ярмарочной деятельности - это показатели выгодности реализации выставочного проекта. К основным параметрам относятся:
фактор стимулирования торговли, а также повышения имиджа предприятия, города и региона в целом;
создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения;
рост доходов, получаемых от обслуживания участников и гостей выставочно-ярмарочных мероприятий;
рост доходов от участников и посетителей выставочных мероприятий;
рост поступлений в бюджет от: выставочно-ярмарочной деятельности, выставочных центров, бюджетная эффективность которых отражена в их бухгалтерии, экспонентов и организаций городской инфраструктуры;
рост числа предприятий и организаций Ростовской области, участвующих в выставках и ярмарках.
Одним из важнейших показателей масштаба и значимости выставки являются ее статистические данные. Профессиональный сбор и интерпретация выставочной статистики необходимы для:
корректировки и прогнозирования выставочной стратегии;
определения приоритета выставочного проекта;
определения экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности.
В Ростовской области сбор статистических данных и их обработку профессионально осуществляет Ростовский областной комитет государственной статистики (далее по тексту - облкомстат).
Облкомстат имеет наработки, методологическую базу и опыт организации различного рода статистических наблюдений на территории области, что может иметь большое значение в получении объективных данных по результатам выставочно-ярмарочной деятельности.
5. Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности
в Ростовской области
Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности предусматривает координацию процесса разработки и реализации выставочно-ярмарочных мероприятий с учетом их тематической направленности, частоты проведения, а также качества предоставляемых услуг.
В Ростовской области регулирование выставочно-ярмарочной деятельности со стороны Администрации области носит рекомендательный характер, выраженный в предоставлении выставочным структурам информации о приоритетных направлениях развития экономики области и, соответственно, тематической направленности проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.
В регулировании выставочно-ярмарочной деятельности совместно участвуют: Администрация области, отраслевые министерства, органы местного самоуправления муниципальных образований и Торгово-промышленная палата Ростовской области.
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области является ответственным за комплекс вопросов развития выставочно-ярмарочной деятельности.
В рамках организации эффективного участия региона в реализации федеральных и региональных программ, предусматривающих проведение выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации и за рубежом, Администрация области осуществляет следующие функции:
разрабатывает и утверждает перспективный план развития выставочно-ярмарочной деятельности в области и ее материально-технической базы;
рекомендует выставочным структурам темы выставочно-ярмарочных мероприятий, приоритетные для социально-экономического развития области;
утверждает ежегодный календарь выставок и ярмарок (перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области), проводимых в области и за ее пределами;
отслеживает исполнение положений антимонопольного законодательства в рамках выставочно-ярмарочной деятельности;
проводит мониторинг по защите интересов граждан - пользователей выставочных услуг;
согласовывает вопросы, влияющие на развитие в Ростовской области выставочно-ярмарочной деятельности, с финансовыми, таможенными органами, областным Представительством Министерства иностранных дел Российской Федерации;
прорабатывает с соответствующими ведомствами и организациями вопрос рационального размещения выставочной инфраструктуры, выступая в роли координатора;
при формировании областного бюджета учитывает затраты, необходимые для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в рамках презентации области в регионах России и за рубежом;
совместно с Торгово-промышленной палатой Ростовской области разрабатывает проект презентации области и утверждает план проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в рамках презентации области в регионах России и за рубежом;
выбирает для реализации проекта выставочного оператора на конкурсной основе;
взаимодействует с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по вопросам развития выставочно-ярмарочной деятельности (вносит предложения в план проведения выставок и ярмарок при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе и участвует в реализации совместных выставочных проектов).
Отраслевые министерства и структурные подразделения Администрации области в период формирования областного бюджета на очередной финансовый год проводят:
отбор тематических выставок курируемой ими отрасли с целью исключения их дублирования, предусматривая в проекте областного бюджета выделение финансовых средств на их поддержку и учитывая экономические приоритеты развития области;
участвуют в формировании перечня выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области на следующий год;
участвуют в разработке деловой программы выставок и ярмарок (проведение конференций, семинаров, заседаний "круглых столов" для специалистов отрасли), рекомендованных в перечень выставочно-ярмарочных мероприятий при участии Администрации области, и содействуют выставочным операторам в ее реализации;
определяют целевую группу потенциальных участников выставок из регионов, представляющих наибольший интерес для области, и рекомендуют ее выставочным операторам;
направляют предложения по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в отдел товарных рынков и межрегиональных связей министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области;
оказывают организационную и информационную поддержку выставочным операторам в период реализации выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых с участием Администрации области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области, участвуя в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляют следующие функции:
формируют предложения в план проведения выставочно-ярмарочных мероприятий как на муниципальном, так и на областном уровнях;
оказывают содействие выставочным операторам в разработке и реализации деловой программы выставок и ярмарок, вошедших в план муниципальных образований и в перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области;
осуществляют организационную и информационную поддержку выставочным операторам;
оказывают содействие Администрации области в реализации плана мероприятий по развитию выставочно-ярмарочной деятельности области.
Торгово-промышленная палата Ростовской области взаимодействует с выставочными структурами и осуществляет функции регулирования в соответствии с положениями своего Устава и Закона Российской Федерации "О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ***.
6. Выставочный проект и анализ его состоятельности
Концепция выставочного проекта - это документ, который разрабатывается выставочными фирмами и представляется в Администрацию области, отраслевые министерства за год до даты его реализации с целью создания необходимых условий эффективного взаимодействия между субъектами выставочно-ярмарочной деятельности в период подготовки и проведения выставочного мероприятия.
Значимость концепции выставочного проекта возрастает в период подготовки выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области. Итоги реализации предыдущего проекта представляются одновременно с концепцией нового выставочного проекта, если только проект не заявлен впервые.
Идея выставочного мероприятия является основой концепции выставочного проекта и предполагает выбор приоритетной темы. Идея выставочного проекта основывается на анализе отраслевого рынка, конкурентной выставочной среды, финансовых и материально-технических возможностей организатора выставочного мероприятия, а также на определении перспективы самого проекта.
Одними из важнейших показателей масштаба и значимости выставки являются статистические данные. Результаты исследований служат руководством для корректировки организации и проведения выставочных мероприятий, а также при выборе стратегии реализации выставочного проекта.
Статистические данные всегда можно использовать в рекламе с целью привлечения участников выставки (ярмарки), для которых выставочная статистика - важнейший ориентир на выставочном поле.
В Ростовской области мониторинг выставок и ярмарок проводит Торгово-промышленная палата области, привлекая независимые специализированные маркетинговые структуры. Координатором проведения мониторинга выступают организаторы выставок и ярмарок.
Для сбора статистических данных по результатам выставочно-ярмарочной деятельности и их обработки целесообразно также использовать посредством госзаказа профессиональный опыт облкомстата.
Ценность исследований на выставке состоит в том, что они:
дают возможность получить большой объем данных быстрее и дешевле, чем в кабинетных условиях;
позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации;
позволяют отслеживать динамику различных показателей;
позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными.
К каждому выставочному проекту возможно применение различной техники исследования, но для получения показателей динамики важно в течение ряда лет применять одну и ту же методику. Например, Международный союз выставок и ярмарок для регистрации статистических данных разработал свою форму (приложение 5 к настоящей Концепции).
Статистические данные служат эффективным инструментом для анализа состоятельности выставочного проекта, который рекомендуется проводить после завершения работы выставки (ярмарки), что облегчит работу по подведению итогов деятельности за год.
7. О формах официальной поддержки
выставочно-ярмарочных мероприятий
Администрация Ростовской области поддерживает выставочные мероприятия, имеющие приоритетное значение для развития отраслей экономики и в целом региона на основе экономической политики Российской Федерации. Приоритеты определяют отраслевые министерства и структурные подразделения Администрации области.
Основанием для оказания официальной поддержки проведения выставочно-ярмарочных мероприятий является утвержденный Администрацией области перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области.
Использование форм официальной поддержки выставочно-ярмарочных мероприятий направлено на консолидацию усилий с целью повышения значимости выставочной деятельности и эффективности процессов подготовки и реализации выставочных проектов.
Настоящая Концепция рассматривает организационную, информационную и финансовую формы поддержки Администрацией области выставочно-ярмарочных мероприятий.
Организационная форма поддержки - это комплекс мер, включающий разработку и реализацию программы официальных мероприятий в рамках реализации выставочного проекта. Организационную форму поддержки осуществляют отраслевые министерства и структурные подразделения Администрации области, участвуя в:
формировании организационного комитета (исполнительной дирекции) при реализации выставочного проекта, вошедшего в перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области;
подготовке и реализации деловой программы (конференции, семинары, заседания "круглых столов" и пр.);
подготовке и реализации конкурсной программы (дегустационные конкурсы, конкурсы качества товаров и услуг, конкурсы проектов и новейших технологий и пр.).
Информационная поддержка - это система мероприятий, позволяющих поддержать имидж заявленного выставочного проекта, позиционируя его с точки зрения государственной значимости и подтверждая его приоритет в экономическом развитии области.
Отраслевые министерства и структурные подразделения Администрации области оказывают информационную поддержку, используя собственные ресурсы.
Финансовая поддержка - это форма поддержки мероприятий, предусматривающая:
выделение средств из областного бюджета на реализацию выставочного проекта;
предоставление налоговых и других льгот на развитие материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности при условии наличия областной программы совершенствования материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности и развития ее инфраструктуры;
содействие в предоставлении льгот донским товаропроизводителям на оплату выставочных услуг в рамках проведения выставочно-ярмарочных мероприятий с участием Администрации области.
Механизм оказания финансовой поддержки соответствует положениям, предусмотренным Российским законодательством и Концепцией развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 29.03.2001, подпункт 4.2.2).
8. Основные направления перспективного развития
материально-технической базы выставочно-ярмарочной
деятельности в Ростовской области
Уровень выставочной инфраструктуры в основном определяет материально-техническая база выставочно-ярмарочной деятельности, которая включает: выставочные центры, отвечающие современным техническим и культурным требованиям; складские помещения для хранения оборудования; службы транспорта и связи; гостинично-ресторанное и экскурсионное обслуживание; рекламное и информационное обеспечение.
Наличие развитой материально-технической базы позволяет значительно увеличивать экономический эффект от выставочно-ярмарочной деятельности.
Основным местом проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в области является город Ростов-на-Дону - центр Южного федерального округа. В Ростовской области ежегодно, не считая выставок и ярмарок, проходит более 100 средних и крупных мероприятий регионального, федерального и международного уровней.
В настоящее время в России существует всего 16 владельцев выставочных площадей. В их число входит ОАО "Роствертол", выставочный центр которого является единственной в области специализированной выставочной площадкой в Ростовской области с объемом 300 кв.м закрытой и 1000 кв.м открытой площадей.
Организаторы и участники выставочно-ярмарочных мероприятий сталкиваются со следующими проблемами:
дефицитом гостиничных мест и малым количеством номеров класса "VIP";
отсутствием оснащенных современным оборудованием деловых центров и больших конференц-залов, единой системы транспортного и культурного обслуживания.
При наличии в области делового и культурного центра, располагающего не менее 5 тыс. кв.м закрытой выставочной площади, значительно увеличился бы ее экономический потенциал. Расширение выставочных площадей должно быть направлено на:
дальнейшее развитие производственных и торгово-экономических связей предприятий и организаций Ростовской области и Южного федерального округа с деловыми партнерами из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа;
развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей возможность демонстрации выпускаемой продукции, поиск рынков сбыта и привлечение инвестиций в экономику области;
развитие межрегиональных связей предприятий и организаций, действующих на территории Южного федерального округа;
удовлетворение растущего спроса региональных организаций на услуги выставочно-ярмарочной сферы;
дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности как самостоятельной отрасли экономики.
Активную позицию в развитии материально-технической базы должны занимать сами выставочные структуры. Являясь свободными участниками рынка, они вправе самостоятельно принимать решение в использовании прибыли от собственной деятельности, а также в выборе партнеров для реализации своих проектов, включая строительство новых выставочных площадей или комплексов.
9. Роль Торгово-промышленной палаты Ростовской области
в развитии выставочно-ярмарочной деятельности
Торгово-промышленная палата Ростовской области разрабатывает новую стратегию в понимании выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента реализации политики по поддержке российских товаропроизводителей и экспортеров, оказывает содействие их эффективному взаимодействию с организаторами выставок и заинтересованными общественными организациями, тесно сотрудничает с Администрацией области по вопросам поддержки выставочных мероприятий, развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности, а также установления единого экономического пространства.
В соответствии с Уставом Торгово-промышленной палаты Ростовской области осуществляется:
1. Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Ростовской области по совершенствованию нормативно-правовой базы и реализации федеральных и региональных программ посредством использования ресурсов выставочно-ярмарочной деятельности.
2. Участие в разработке перспективного плана развития выставочно-ярмарочной деятельности в области.
3. Координация выставочно-ярмарочной деятельности с целью предотвращения недобросовестной конкуренции.
4. Формирование единого календарного плана выставочных мероприятий, проводимых на территории области и за ее пределами.
5. Формирование предложений в проект плана выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых с участием Администрации области.
6. Разработка методики организации выставочной деятельности и обобщение накопившегося опыта путем проведения социологических исследований и статистической отчетности с целью определения экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности.
7. Участие в разработке инвестиционных проектов, стимулирующих развитие выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе ее материально-технической базы.
8. Обеспечение маркетингового сопровождения выставочно-ярмарочных мероприятий.
9. Организация мероприятий, направленных на сотрудничество с региональными и международными выставочными организациями по обмену профессиональным опытом.
10. Разработка и внедрение системы оказания консалтинговых услуг товаропроизводителям по вопросам повышения эффективности их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
11. Взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и союзами.
12. Взаимодействие с региональными и зарубежными выставочными организациями и комплексами.
13. Создание интегрированной информационной системы.
14. Реализация образовательных программ по кадровой подготовке специалистов выставочного бизнеса.
При Торгово-промышленной палате Ростовской области с целью эффективности решения поставленных задач создан комитет по выставочно-ярмарочной деятельности.
Комитет осуществляет свою деятельность в рамках основных функций Торгово-промышленной палаты Ростовской области, а также в соответствии с Уставом Торгово-промышленной палаты Ростовской области и Законом Российской Федерации "О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
10. Роль профессиональных и общественных организаций,
отраслевых и некоммерческих объединений
в развитии выставочно-ярмарочной деятельности
Профессиональные и общественные организации, отраслевые и некоммерческие объединения являются одними из важнейших участников выставочно-ярмарочной деятельности. К ним относятся: союзы, ассоциации, профсоюзы, фонды, профессиональные гильдии, некоммерческие партнерства (объединения) и др. Они могут выступать как в качестве самостоятельных участников выставок, так и в качестве их организаторов (соорганизаторов). Привлечение наиболее авторитетных профессиональных и общественных организаций, отраслевых и некоммерческих объединений к сотрудничеству с выставочными операторами и Администрацией области должно способствовать:
консолидации усилий, направленных на укрепление значимости выставочной деятельности в экономике Ростовской области;
становлению выставочного мероприятия как площадки для обмена мнениями по актуальным вопросам развития отрасли;
значительному увеличению числа экспонентов и посетителей выставки.
Мероприятия, проводимые в рамках выставки, являются основой для решения большого комплекса задач и одним из способов обсуждения корпоративных проблем, что способствует выработке социально-экономической политики, направленной на поддержку и стимулирование представленной на выставке индустрии.
Успешная реализация выставочных проектов, их уровень и масштаб во многом зависят от совместных усилий заинтересованных министерств и общественных структур. Возможности общественных организаций и некоммерческих объединений в практике выставочно-ярмарочной деятельности определяются следующими формами их участия:
взаимодействием с органами исполнительной и законодательной власти области в совершенствовании нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности;
взаимодействием с отраслевыми министерствами области и выставочными структурами при формировании плана выставочно-ярмарочных мероприятий;
взаимодействием с отраслевыми министерствами области и выставочными структурами в организации и проведении мероприятий деловой программы (конференций, семинаров, заседаний "круглых столов") и профессиональных конкурсов;
информированием членов отраслевых объединений с целью привлечения предприятий и организаций в качестве участников и посетителей выставки;
организацией коллективных стендов и содействием в предоставлении льготных условий участия для фирм - членов соответствующих объединений.
Официальная поддержка выставочно-ярмарочного мероприятия общественными организациями влияет на его статус и подчеркивает специализацию выставки. Это позволяет потенциальным участникам сориентироваться в выборе темы выставки.
11. Основные тенденции в деятельности
по подготовке кадров выставочного бизнеса
и повышению их квалификации
Профессионализм кадров выставочного бизнеса является одним из определяющих факторов эффективности развития выставочных фирм и в целом выставочно-ярмарочной деятельности.
В профессиональном обучении и повышении квалификации специалистов выставочной деятельности обязателен системный подход, включающий соответствующие уровни, направления и формы подготовки.
Руководители выставочных структур, предприятий и организаций, отраслевых министерств и структурных подразделений должны оказывать содействие своим сотрудникам в повышении квалификации, если в их функциональные обязанности входит участие в выставочно-ярмарочной деятельности.
В настоящее время во многих вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и др. открыты кафедры по подготовке специалистов выставочного бизнеса. Выставочное дело также изучают будущие специалисты рынка маркетинговых и консалтинговых услуг, индустрии сервиса и рекламы.
В рамках специализированных выставочных форумов проводятся специализированные семинары, профессиональные консультации и конкурсы, позволяющие оценить уровень кадровой подготовки и соответствие квалификационной принадлежности. Вместе с тем существует ряд задач, решение которых требует формирования единой системы профессиональной подготовки специалистов выставочного бизнеса.
Основные задачи, стоящие перед обучающим персоналом:
1. Определить профессии выставочного бизнеса и квалификацию специалистов.
2. Совершенствовать методику профессиональной подготовки специалистов выставочного бизнеса.
3. Разработать и внедрить методику подготовки сотрудников предприятий и организаций, участвующих в выставках и ярмарках.
4. Включать в образовательный процесс авторитетных и наиболее опытных сотрудников выставочных компаний.
5. Изучать и распространять опыт передовых технологий выставочного бизнеса.
6. Выпускать методические пособия в печатном и электронном видах.
7. Активно использовать выставочные площадки с целью проведения профессиональных консультаций всех участников выставочного процесса и продвижения преподавательских услуг в сфере выставочного бизнеса.
12. Заключение. Предпосылки успешного развития
выставочно-ярмарочной деятельности в области
В общенациональном масштабе Ростовская область играет роль поставщика продукции металлургии, машиностроения и сельскохозяйственного сырья.
Имеется большой потенциал для развития области как крупной торговой и промышленной базы зарубежных партнеров для перераспределения экспортных товаров, а также как поставщика собственной промышленной продукции и продовольствия.
Промышленным комплексом области выпускаются в общероссийском объеме производства 100 процентов электровозов, 65,6 процента зерноуборочных комбайнов, 33 процента паровых котлов, более 10 процентов стальных труб. Подавляющая часть (63,2 процента) основных фондов сконцентрирована в отраслях, производящих товары. В экономике области занято 42 процента населения.
Ростовская область и Южный федеральный округ обладают уникальными возможностями для развития выставочно-ярмарочной деятельности на своей территории. Это обусловлено:
1. Значительным экономическим потенциалом Ростовской области с рыночной ориентацией.
2. Ориентацией производственного комплекса на завершенность и замкнутость энерго-производственных циклов, обеспечивающих выпуск готовой продукции.
3. Удобным географическим положением.
4. Разветвленной транспортной инфраструктурой, соединяющей внутренние торгово-транспортные магистрали государства с системой мирохозяйственных связей.
5. Огромным интеллектуальным потенциалом.
Выставочно-ярмарочные мероприятия проходят в промышленных городах и районных центрах области (Таганрог, Новочеркасск и др.). Непосредственное участие в их организации принимают муниципальные образования области. Основная выставочно-ярмарочная деятельность сосредоточена в городе Ростове-на-Дону, который является центром Южного федерального округа и областным центром с населением более 1 миллиона человек.
Город Ростов-на-Дону - это транспортный узел, имеющий международный аэропорт и речной порт, обеспечивающий выход к пяти морям. Город имеет тесные связи со странами СНГ, Закавказьем, Ближним Востоком и странами Средиземноморья. Здесь сосредоточены крупные промышленные предприятия, высшие учебные заведения, научные и культурные центры.
Главные отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, легкая, химическая. В городе работают предприятия химической (цинковые белила, резинотехнические изделия и др.), легкой (кожевенно-обувная, трикотажная, швейная), деревообрабатывающей промышленности и стройматериалов.
В процессе реализации находится проект создания свободной таможенной зоны "Южные ворота России", объединяющей структуры города и области с целью экспортно-импортного обмена товарами, капиталами и услугами через территорию юга Российской Федерации.
Экономический и культурный потенциалы города и области имеют все условия для формирования новой стратегии дальнейшего развития выставочно-ярмарочной деятельности и совершенствования форм взаимоотношений между субъектами выставочного бизнеса.
Заместитель начальника
общего отдела Администрации области |
В.М. Костенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.