Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 25 декабря 2003 г. N 268
Муниципальная программа улучшения жилищных условий
молодых семей и молодежи
"Молодой семье - доступное жилье"
(2003 - 2005 гг.)
1. Паспорт
муниципальной программы улучшения жилищных условий
молодых семей и молодежи
"Молодой семье - доступное жилье" (2003 - 2005 гг.)
Наименование |
Муниципальная программа улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи "Молодой семье - доступное жилье" (2003-2005гг.) |
Основания для разработки |
Постановление Правительства РФ от 17.092001г. N 675 " О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"; Постановление Правительства РФ от 28.08.2002г. N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище " на 2002 - 2010 годы; Приказ Министерства образования РФ от 10.07.2003г N 2975 "О правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам программы " Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка, а также другие нормативно-правовые актов Российской Федерации, Ростовской области, г.Ростова-на-Дону в области решения жилищных проблем . |
Заказчик программы |
Администрация г. Ростова-на-Дону |
Основные разработчики программы |
Комитет по делам молодежи Администрации г. Ростова -на- Дону, МУ"Департамент строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону", Межрегиональный негосударственный Большой пенсионный фонд, РОО Союз МЖК России по Ростовской области, РООМОО Союз молодых предпринимателей. |
Цель программы |
Создание системы муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в г.Ростове-на-Дону. |
Основные задачи программы |
создание правовых, социально - экономических и организационных условий для улучшения жилищных условий молодых семей и укрепления института молодой семьи; осуществление молодежной политики, направленной на поддержку молодых семей в приобретении жилья; разработка и реализация финансово-кредитных механизмов и способов поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы ; улучшение жилищных условий молодых семей; содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей. |
Исполнители программы |
Комитет по делам молодежи Администрации г.Ростова-на-Дону; МУ "Департамент строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону"; Межрегиональный негосударственный Большой пенсионный фонд ; РОО"Союз МЖК России" по Ростовской области", потребительские кредитные кооперативы молодых граждан, общественные молодежные организации и другие субъекты инвестиционно-строительной деятельности г. Ростов-на-Дону, решающие задачи улучшения жилищных условий молодежи. |
Оперативное управление программой |
НП "Дирекция молодежных программ" на основании договора с Заказчиком. |
Сроки и этапы реализации программы |
2003 - 2005 годы в два этапа: 1-й этап 2003 -2004 гг., -создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, структурных единиц программы, экономических и организационных условий для оказания поддержки молодой семье; -предоставление молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) ребенка. 2-й этап 2004 - 2005 гг. : -дальнейшая работа по предоставлению молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) ребенка; - совершенствование финансовых механизмов реализации программы по улучшению жилищных условий молодых семей; -подготовка пилотных проектов, в том числе по строительству жилья для молодых специалистов, молодых семей. |
Основные мероприятия программы |
Мероприятия предусматривают: - нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы; - ресурсное обеспечение программы ; - организационное обеспечение программы. |
Объемы и источники финансирова- ния программы |
Средства бюджетов всех уровней. Объемы финансирования определяются с учетом средств, предусмотренных в соответствующих годовых бюджетах на эти цели. Основными источниками финансирования также могут быть средства граждан, средства от коммерческих проектов, ипотечные кредиты, средства предприятий , организаций, фондов и др. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация программы позволит: 1. Улучшить жилищные условия молодых семей; 2. Создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей на основе привлечения бюджетных, внебюджетных средств, личных средств за счет создания системы накопления строительных сбережений, развития финансовых механизмов ипотечного молодежного жилищного кредитования; 3. Совершенствовать формы и методы оказания муниципальной поддержки при решении жилищной проблемы молодых семей; 4.Привлечь долгосрочные ресурсы в жилищную сферу; 5.Увеличить объемы строительства жилья для молодежи и молодых семей; 6.Создать саморегулирующуюся систему молодежного жилищного финансирования; 7.Создать новые рабочие места, усилить у молодежи мотивацию к труду ; 8.Укрепить институт семьи, улучшить демографическую ситуацию. |
Контроль за реализацией программы |
Общее руководство, координацию и контроль за реализацией программы осуществляет Администрация г.Ростова-на-Дону . |
2. Оценка демографической ситуации
в городе Ростове-на-Дону,
анализ проблемы и обоснование
необходимости ее решения
В настоящее время в г. Ростове-на-Дону, как и в целом по России, наблюдается снижение численности постоянного населения ( на 01.01.2002 г. -1069,4 тыс.чел., по сравнению с соответствующим периодом 1996г.-1012,9 тыс.чел.). С 1994 по 2003 годы уровень рождаемости снизился на 8,17%. Численность населения в возрасте от 15 до 30 лет составляет около 250 тысяч человек. Последние три года наблюдается увеличение смертности по сравнению с рождаемостью.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. Как правило, это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семьи, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие факторы изменения возрастного состава молодежи. Начиная с 2002 года, в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом, согласно результатам статистического наблюдения, 80 % детей в РФ рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным социологических опросов, в настоящее время лишь 28% ростовских молодых семей имеют удовлетворительные жилищные условия. Численность семей молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на квартирном учете в г.Ростове-на-Дону, составляет на 01.09.2002 г. около 500 семей. Более 1200 семей проживают в условиях не соответствующих социально-бытовым нормам.
К настоящему времени в общей социальной политике государства молодая семья не выделена как объект, требующий особой поддержки, соответственно ее социальная защищенность находится на очень низком уровне. Поскольку обеспеченность жильем оказывает существенное влияние на демографические процессы в целом, решение жилищных проблем молодежи должно стать составной частью демографической и социальной политики муниципалитета.
3. Основные цели и задачи программы
Основная цель программы - создание системы муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в г. Ростове-на-Дону.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
создание правовых, социально - экономических и организационных условий для улучшения жилищных условий молодых семей и укрепления института молодой семьи;
осуществление молодежной политики, направленной на поддержку молодых семей в приобретении жилья;
разработка и реализация финансово - кредитных механизмов и способов бюджетной, внебюджетной поддержки молодых семей при решении ими жилищной проблемы с учетом степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, уровня материального достатка, наличия и количества детей, работы в бюджетных учреждениях города и других факторов;
улучшение жилищных условий молодых семей;
содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
оценка потребностей и реальных возможностей молодых семей в улучшении жилищных условий;
разработка и формирование системы, включающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы молодых семей;
поддержка, развитие и формирование системы молодежных жилищных кооперативов (МЖК);
методическая и информационная поддержка при создании организационно-финансового механизма, стимулирующего развитие молодежного жилищного строительства;
создание и развитие системы молодежных жилищно-строительных сбережений и взаимного кредитования участников программы, путем создания кредитно-потребительских кооперативов молодых граждан.
4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы намечена в течение 2003 - 2005 гг.
1-й этап (2003 -2004 гг.) :
создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, структурных единиц программы, экономических и организационных условий для оказания поддержки молодой семье;
предоставление молодым семьям субсидий при рождении (усыновле - нии) ребенка.
2-ой этап (2004 - 2005 гг.):
предоставление молодым семьям субсидий при рождении (усыновлении) ребенка;
совершенствование и развитие механизмов реализации программы по улучшению жилищных условий молодых семей, с использованием средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
подготовка пилотных проектов, в том числе по строительству жилья для молодых специалистов, молодых семей, членов кредитно-потребительских кооперативов и МЖК.
5. Мероприятия программы
Мероприятия программы предусматривают создание системы муниципальной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем.
Участник программы - молодая семья, в установленном порядке признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства в г. Ростове-на-Дону.
Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы:
разработка предложений о внесении необходимых изменений в существующие нормативно-правовые акты, действующие на территории Ростовской области и г.Ростова-на-Дону;
принятие новых нормативно-правовых актов по вопросам оказания поддержки молодым семьям и молодежи с учетом их обеспеченности жильем, уровня доходов приходящегося на одного члена молодой семьи, наличия и количества детей.
Ресурсное обеспечение программы:
разработка финансовых и экономических, механизмов оказания помощи молодым семьям в г.Ростове-на-Дону;
подготовка необходимых экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного и городского бюджетов;
подготовка пилотных проектов.
Организационное обеспечение программы:
формирование городского банка данных молодых семей, признанных, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий
организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы;
проведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов.
6. Основные направления
обеспечения жильем молодых семей
Государственная помощь молодежи и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, может осуществляться на основании различных отношений:
6.1. Предоставление молодым семьям субсидий при рождении ребенка и безвозмездных субсидий.
Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодой семьи является предоставление молодым семьям при рождении ( усыновлении) ребенка субсидий ( за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ) на компенсацию части затрат, произведенной ими на приобретение или строительство жилья.
С учетом выигранного гранта, приоритетным направлением муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий граждан - членов молодых семей и молодежи " Молодой семье - доступное жилье" (2003-2005 г.) на первом этапе и в последующем является осуществление этой формы поддержки с использованием комплексного подхода в ее решении.
Строительство или приобретение жилья молодыми семьями обеспечивается за счет предоставления безвозмездных субсидий в размере до 70 % от общей стоимости жилья. Разница между стоимостью жилья и величиной субсидии оплачивается гражданами за счет собственных средств.
Размер субсидий определяется в зависимости от срока постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уровня доходов.
6.2.Предоставление жилищных целевых займов.
Предусматривается предоставление займов молодым семьям на строительство или приобретение жилья с единовременным первоначальным взносом в размере 20% от общей стоимости жилья, исходя из социальной нормы предоставления жилых помещений.
Финансовые средства займодателя расходуются целевым образом на строительство или приобретение жилья.
6.3 Предоставление ипотечных кредитов.
Предусматривается предоставление молодым семьям заемных средств с использованием механизмов ипотечного кредитования:
1) ипотечное кредитование за счет бюджетных средств;
- предоставление гражданам бюджетных долгосрочных ипотечных суд для строительства и приобретения жилья. С целью поддержки молодых семей предусматривается освобождение заемщика (члена молодой семьи) от погашения 25% суммы задолженности по предоставлению бюджетной ипотечной ссуды в случае рождения в молодой семье ребенка;
- предоставление гражданам безвозвратных бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью банковского ипотечного жилищного кредита или займа страховой компании.
2) развитие сети кредитных потребительских кооперативов;
3) ипотечное жилищное кредитование с участием банков;
4) ипотечное жилищное кредитование за счет средств предприятий и организаций;
5) ипотечное жилищное кредитование с участием страховых компаний.
6.4.Кредитование молодых семей в рамках системы строительных ссудо-сберегательных касс.
Граждане в этой системе оказывают взаимную финансовую помощь друг другу на заранее оговоренных стабильных условиях.
Строительные ссудосбережения содержат в себе возможности максимально эффективного использования бюджетных и корпоративных средств, направляемых на поддержку граждан в приобретении жилья. Относительно небольшие бюджетные и корпоративные средства, предоставляемые в качестве финансовой помощи гражданам - участникам такого рода системы, мультиплицируются в этих системах за счет:
- привлечения собственных средств граждан в количестве, многократно превышающем размеры государственной и кооперативной помощи;
- поступления собственных средств граждан преимущественно в режиме долгосрочных предварительных инвестиций (накоплений), осуществляемых задолго до вселения в приобретаемое жилое помещение и до осуществления затрат по его строительству (при условии, что государством стимулируются именно такие накопления);
- объединения этих накоплений в общий паевой взнос, увеличивающий инвестиционные возможности каждого из пайщиков благодаря механизмам взаимной финансовой поддержки (предоставления ссуд).
6.5.Привлечение средств организаций и предприятий для решения жилищных проблем молодежи.
Данный способ привлечения средств предприятий и организаций может быть использован динамично развивающимися предприятиями при условии заинтересованности руководства в закреплении на производстве молодых перспективных кадров. Условия и порядок предоставления средств предприятий молодым семьям определяется руководством самостоятельно, как правило, на контрактной основе.
7. Механизм реализации программы
Заказчиком программы является Администрация г.Ростова-на-Дону, которая осуществляет общее руководство, координацию и контроль за реализацией программы.
Организатором реализации основных направлений программы является Администрация города в лице Комитета по делам молодежи, который обеспечивает взаимодействие всех заинтересованных сторон программы .
Соисполнители программы: МУ "Департамент строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону", Межрегиональный негосударственный Большой пенсионный фонд, Ростовское отделение общественной организации "Союз МЖК России" по Ростовской области, Государственное учреждение "Агентство жилищных программ", предприятия, финансово-кредитные учреждения, организации молодежных жилищных комплексов, молодежные жилищно-строительные кооперативы, общественные молодежные объединения и организации.
Оперативное управление реализацией программы на основании договора с заказчиком осуществляет НП "Дирекция молодежных программ", далее Дирекция. В функции Дирекции входит организационное, информационное, юридическое сопровождение программы. Дирекция предоставляет услуги молодым гражданам и членам молодых семей в режиме "одного окна": заключает договор с участником программы на предоставление необходимых услуг , проводит консультации, осуществляет сбор и проверку документов, формирует городской банк данных молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, оказывает другие виды услуг, в рамках действующего законодательства.
В своей деятельности Дирекция решает задачи по повышению уровня жилищной обеспеченности молодых семей, мобилизации и оптимизации внебюджетных ресурсов, направленных на улучшение социально-бытовых условий молодежи, а также координации усилий всех участников программы (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций - застройщиков, негосударственных пенсионных фондов, строительных кооперативов, банков, кредитно-потребительских кооперативов, общественных молодежных объединений и движений) .
8. Финансовый механизм реализации программы
Источниками финансирования основных направлений обеспечения жильем молодых семей являются федеральный, областной и местный бюджеты. Объемы финансирования определяются с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на эти цели.
Основными источниками финансирования могут быть собственные средства молодых семей, ипотечные кредиты, средства предприятий, организаций, фондов, иные средства.
С целью создания наиболее благоприятного финансового климата при приобретении жилья молодой семьей, предполагается комплексный подход в решении данного вопроса с привлечением собственных средств молодых семей, а также средств бюджетов 3-х уровней:
1) участие федерального бюджета - предоставление субсидии на компенсацию части затрат на строительство (приобретение) жилья, или погашение части кредита (займа) при рождении ( усыновлении) ребенка. Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям утверждены Приказом Министерства образования РФ от 10.07.2003 г. N 2975;
2) участие областного бюджета - предоставление субсидии для оплаты процентных ставок по банковским кредитам, на основании Постановления Главы Администрации ( Губернатора) РО от 18.02.2003 г. N 95 " О порядке предоставления гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья";
3) участие городского бюджета - предоставление гражданам беспроцентных ссуд на возвратной основе для строительства жилья, на основании Постановления Мэра г.Ростова-на-Дону от 02.12.2002г. N 2500 "О предоставлении гражданам беспроцентных ссуд на возвратной основе для строительства жилья".
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы составляет 88,6 тыс.руб. Средства федерального бюджета (в качестве источника софинансирования региональных и муниципальных программ), составляют 15,0 тыс.руб. В рамках реализации региональной программы предполагается выделение средств областного и городского бюджетов в размере 14,0 тыс.руб. Привлечение средств иных источников, в т.ч. молодых семей - участников программы составит 59,6 тыс.руб.
Предполагаемые объемы финансирования программы в 2003-2005 гг.
(млн.руб.)
Всего 2003-2005гг |
В том числе | |||
2003г. | 2004г. | 2005г. | ||
Объем средств за счет всех источников финансирования - всего в том числе: |
88,6 |
20 |
28,0 |
40,6 |
Средства федерального бюджета | 15 | 5 | 5 | 5 |
Средства областного бюджета (погашение % ставки) и городского бюджета (беспроцентная ссуда ) |
14 |
3 |
5 |
6 |
Внебюджетные источники, в т. ч. личные средства молодых граждан |
59,6 |
12 |
18 |
29,6 |
Количество семей улучшивших жилищные условия |
151 | 31 | 50 | 70 |
9. Ожидаемый социально-экономический
эффект программы
Успешная реализация Программы позволит:
1. Улучшить жилищные условия молодых семей в г.Ростове-на-Дону;
2. Создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей на основе привлечения бюджетных, иных средств, личных средств за счет создания системы накопления строительных сбережений, развития финансовых механизмов ипотечного молодежного жилищного кредитования;
3. Совершенствовать формы и методы оказания муниципальной поддержки при решении жилищной проблемы молодых семей;
4.Привлечь долгосрочные ресурсы в жилищную сферу;
5.Увеличить объемы строительства жилья для молодежи и молодых семей;
6.Создать саморегулирующуюся систему молодежного жилищного финансирования;
7.Создать новые рабочие места, усилить у молодежи мотивацию к труду;
8.Укрепить институт семьи, улучшить демографическую ситуацию.
10. Перечень основных мероприятий
реализации программы
N п/п |
Основные мероприятия |
Исполнители |
Сроки исполнения |
Объемы финансирования |
1. | Осуществление мероприятий рекламного характера, издание методической литературы, информационных материалов по Программе. |
Комитет по делам молодежи Администрации г. Ростова-на-Дону, пресс-служба Мэра города, МУ " Департамент строительства и перспективного развития города", НП "Дирекция молодежных программ". |
2003-2005гг | |
2. | Оказание содействия в предоставлении молодым семьям субсидий и займов (возвратных ссуд) на строительство или приобретение жилья (при наличии бюджетного финансирования). |
МУ "Департамент строительства и перспективного развития города", МУ "Муниципальное казначейство г.Ростова-на-Дону" , Комитет по делам молодежи, ГОУ "Агентство жилищных программ". |
2003- 2005гг | |
3. | Привлечение собственных средств участников для приобретения жилья с использованием субсидий. |
Комитет по делам молодежи, МУ "Департамент строительства и перспективного развития города", НП "Дирекция молодежных программ", Межрегиональный негосударственный Большой пенсионный фонд. |
2003-2005гг | |
4 | Обеспечение жилой площадью: не менее 30 молодых семей; не менее 170 молодых семей; не менее 200 молодых семей. |
Комитет по делам молодежи, Межрегиональный негосударственный Большой пенсионный фонд, РОО " Союз МЖК России по РО". |
2003г. 2004г. 2005г. |
|
5. | Подготовка аналитической информации о ходе выполнения этапов Программы. |
Комитет по делам молодежи, МУ "Департамент строительства и перспективного развития города", НП "Дирекция молодежных программ". |
2003-2005гг |
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 25 декабря 2003 г. N 268 "О принятии муниципальной программы улучшения жилищных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.