Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Областному закону
"О Целевой программе развития
инновационной деятельности
в Ростовской области
на 2004-2006 годы"
Целевая программа
развития инновационной деятельности
в Ростовской области на 2004-2006 годы
26 декабря 2005 г.
См. отчет о реализации в 2006 г. настоящей программы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 6 июня 2007 г. N 1853
I. Паспорт
Целевой программы развития инновационной деятельности
в Ростовской области на 2004-2006 годы
Наименование Целевая программа развития инновационной
Программы деятельности в Ростовской области
на 2004-2006 годы (далее - Программа)
Наименование документов, Основы политики Российской Федерации
регламентирующих в области развития науки и технологий
разработку Программы на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу (утверждены протоколом
Президента Российской Федерации
30 марта 2002 г. N Пр-576),
постановление Главы Администрации
Ростовской области от 19 октября 1998 г
N 421 "О порядке разработки
и утверждения региональных целевых
программ, реализуемых на территории
Ростовской области",
решение коллегии Администрации
Ростовской области от 23 июня 2003 г.
N 51,
постановление Администрации Ростовской
области от 3 октября 2003 г. N 468
"О разработке областной целевой
Программы развития инновационной
деятельности в Ростовской области
на 2003-2006 годы"
Государственный заказчик Министерство экономики, торговли,
Программы международных и внешнеэкономических
связей Ростовской области
Разработчик Государственное унитарное предприятие
Программы Ростовской области "Агентство
по реформированию и финансовому
оздоровлению организаций области"
Ответственный Министерство экономики, торговли,
исполнитель Программы международных и внешнеэкономических
связей Ростовской области
Цель Программы Создание организационных,
законодательных, экономических и иных
необходимых условий перевода экономики
Ростовской области на инновационный
путь развития в интересах устойчивого
социально-экономического прогресса
на основе повышения эффективности
использования имеющихся ресурсов
Задачи Программы Создание региональной инновационной
системы, обеспечивающей эффективное
взаимодействие государственных органов
управления с предприятиями
и организациями инновационной сферы,
использование достижений науки
и техники в интересах
социально-экономического развития
Ростовской области;
повышение технологического уровня,
конкурентоспособности промышленного
производства и обеспечение на этой
основе устойчивого роста
производительности труда в региональной
экономике;
выбор приоритетных направлений развития
науки и техники в Ростовской области;
создание условий для широкого
привлечения инвестиционных ресурсов
Ростовской области в инновационную
сферу;
создание условий для подготовки
и переподготовки кадров в области
инновационного предпринимательства;
развитие законодательной и нормативной
правовой базы инновационной
деятельности;
развитие инновационной инфраструктуры,
обеспечение равного доступа
к современным информационным технологиям
и ресурсам;
развитие международных и межрегиональных
связей в инновационной сфере, интеграция
в российскую и мировую науку
и экономику;
повышение технологического уровня,
конкурентоспособности
сельскохозяйственного производства
с использованием инновационных
разработок аграрной науки и обеспечение
на этой основе увеличения
производительности труда в аграрном
секторе региональной экономики
Период реализации 2004-2006 годы
Программы
Этапы реализации Первый этап - 2004 год, начало
Программы реализации всех подразделов программных
мероприятий.
Второй этап - 2005-2006 годы,
реализация предусмотренных Программой
мероприятий с учетом корректировки
в результате накопленного опыта,
разработка программы инновационного
развития Ростовской области
на долгосрочную перспективу
Областным законом Ростовской области от 26 декабря 2005 г. N 424-ЗС настоящий раздел паспорта настоящего приложения изложен в новой редакции
Объем и источники Всего: 34958 тыс. рублей, в том числе:
финансирования федеральный бюджет - 9500 тыс. рублей,
мероприятий областной бюджет - 25458 тыс. рублей,
Программы в том числе объем финансирования по
Программе развития малого
предпринимательства в Ростовской
области на 2003-2005 годы - 12658 тыс.
рублей, по Программе развития малого
предпринимательства в Ростовской
области на 2006-2008 годы - 9000 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные 1. Увеличение валового регионального
результаты реализации продукта за счет производства
Программы продукции инновационно-активными
предприятиями не менее чем на 0,8
процента в 2006 году.
2. Достижение производства продукции
инновационно-активными предприятиями
в 2006 году в объеме 29 млрд. рублей,
что составит увеличение в 1,8 раза по
отношению к 2003 году.
3. Достижение производства инновационной
продукции в 2006 году в объеме 4,2
млрд. рублей, что составит увеличение
в 1,9 раза по отношению к 2003 году.
4. Увеличение объемов собственных
инвестиций инновационно-активных
предприятий в 2006 году, направленных
на модернизацию производства
и освоение новых технологий до 2,3
млрд. рублей.
5. Последовательное обеспечение процесса
интеграции региональной инновационной
системы в национальную инновационную
систему.
6. Создание условий для повышения
конкурентоспособности предприятий
Ростовской области.
7. Развитие межрегиональных связей
и производственной кооперации
субъектов инновационного
предпринимательства
Органы, координирующие Координацию деятельности исполнителей
и контролирующие Программы обеспечивает министерство
исполнение Программы экономики, торговли, международных
и внешнеэкономических связей Ростовской
области
Контроль за исполнением Программы
осуществляют Законодательное Собрание
Ростовской области, Администрация
Ростовской области, Контрольно-счетная
палата Ростовской области
1. Обоснование необходимости перехода к инновационному
типу развития экономики Ростовской области
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Мировой опыт свидетельствует о появлении нового типа экономики - экономики, основанной на знаниях. Эффективность национальной и региональной экономик определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу.
Одна из особенностей современной мировой экономики состоит в нарастании и закреплении качественного технологического разрыва между странами-лидерами и периферией, где сейчас оказалась российская экономика. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв приобретает труднопреодолимый характер (технологические барьеры развития).
В настоящее время российская экономика характеризуется крайне низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4 процентов, в то время как его "пороговое значение" - 15 (в промышленно развитых странах около 30 процентов). В то же время главным источником инвестиционных ресурсов в современных условиях становится наукоемкое производство, экспорт высоких технологий, интеллектуальных продуктов, а наука и образование являются главным структурным фактором интенсивного экономического роста.
Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод региональной экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Этот процесс состоит из трех основных элементов:
организации научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых региональная наука занимает лидирующие позиции в России и мире;
создания региональной инновационной системы, интегрированной в национальную, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию разработок;
модернизации промышленности на основе внедрения инноваций и реализации инновационных проектов.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Ростовской области.
Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:
пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития Ростовской области, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Ростовской области.
1.2. Анализ инновационного потенциала Ростовской области
Важным условием разработки стратегии инновационного развития Ростовской области является объективный анализ регионального научно-технического потенциала.
Областной научно-технологический комплекс (НТК) на основе предварительного анализа может быть представлен в следующем виде:
Научно-технический блок, состоящий из 104 организаций всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в том числе: 54 - научно-исследовательских организаций; 15 - конструкторских организаций; 14 - высших учебных заведений; 12 - научно-технических подразделений на промышленных предприятиях; 7 - прочих организаций.
Производственно-технологический блок объединяет предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, составляющих 5,5 процента от общего числа предприятий материальной сферы экономики Ростовской области.
Образовательный блок включает 87 государственных и негосударственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров.
Инфраструктурный блок включает 3 технологических парка, одну лабораторию трансфера технологий, 3 лизинговых фирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговых фирм.
Управленческий блок представлен структурными подразделениями областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН.
Дальнейшее исследование инновационного потенциала Ростовской области в рамках реализации Программы включает следующие основные блоки:
оценку интеллектуального потенциала и основных направлений его использования в интересах социально-экономического развития региона;
оценку наличия и видов инновационных предприятий, анализ потребностей отраслей экономики в инновациях;
анализ возможностей финансирования инновационной деятельности и направлений взаимодействия инновационных предприятий с потенциальными инвесторами.
Для обеспечения объективности оценки научно-технического потенциала Ростовской области и дальнейшего его эффективного использования должна быть создана постоянно действующая региональная система мониторинга.
1.3. Анализ потребностей отраслей экономики
Ростовской области в инновациях
В последние годы в России преобладали тенденции технологической деградации экономики и утраты конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, вытеснения отечественных производителей с внутреннего и внешних наукоемких рынков. Вложения в науку уменьшились в 8-10 раз, количество заявок на патенты от резидентов в 2000 году составило всего 2 процента от мировых, тогда как США - 19,4, Японии - 44 процента. Уровень обновления основных фондов снизился до 1,2 процента в 2000 году и физический износ машин и оборудования в промышленности достиг 66,5 процента. Очевидно, что при таком состоянии производственного, научно-технического и инновационного потенциала отечественная и региональная экономика без коренного изменения в стратегии развития не может рассчитывать на серьезную конкуренцию с мощными транснациональными корпорациями, определяющими конъюнктуру мировых рынков. Наряду с негативными тенденциями и явлениями в научно-техническом комплексе Ростовской области есть и положительные моменты: достижения фундаментальной и прикладной науки, системы образования, сохранившийся высокий научно-технологический потенциал по отдельным видам деятельности (авиация, вооружение, космическая навигация, некоторые виды химических и биохимических технологий и пр.).
При определении направленности перспективной научно-технической и инновационной политики Ростовской области необходимо ориентироваться на стратегию "научно-технологического прорыва", которая основана на активной поддержки государством узкого круга НИОКР, обеспечивающих распространение новых технологий в тех секторах, где у Ростовской области имеется достаточный фундаментальный, изобретательский и конверсионный задел для общероссийского и мирового лидерства.
Технологический прорыв не может быть осуществлен без активного участия государства, выражающегося в следующих формах:
выработки перспективной стратегии научно-технического и инновационного развития Ростовской области, служащей директивой для госсектора и органов государственного управления, а также ориентиром для частного сектора, отечественных и иностранных инвесторов;
дифференцированного подхода к выбору приоритетов науки, изобретений, техники и технологий с учетом их технологического уровня, выделение тех направлений научных исследований и инноваций, которые обеспечат общероссийское лидерство, занятие и удержание перспективных рыночных ниш;
разработки целевых научно-технических и инновационно-инвестиционных программ для осуществление региональных приоритетных технологических направлений.
1.4. Приоритетные направления инновационного развития
Ростовской области
Предварительная экспертная оценка потребности основных отраслей экономики в инновациях позволяет, исходя из стратегического курса на научно-технологический прорыв, определить следующий примерный перечень приоритетных направлений и базовых технологий на период до 2006 года:
1. Развитие биомедицины и биотехнологий на основе генной инженерии, селекции, генетики и сверхкритических технологий.
2. Новейшие информационные технологии и системы, включающие:
перспективные направления развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акустоэлектроника, многопроцессорные и быстродействующие супер-ЭВМ, системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);
развитие общесистемного и прикладного программирования, моделирования виртуальной реальности;
региональные, межрегиональные и международные информационные системы в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также управления и безопасности.
3. Энергосберегающие технологии и нетрадиционные ресурсы:
принципиально новые энергосберегающие технологии;
нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии;
эффективные средства и системы контроля за расходом и потерями энергии.
4. Принципиально новые материалы, обеспечивающие сокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья, использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальной обработки.
5. Системы машин и производственных технологий новых поколений:
CALS - технологии, системы автоматизированного проектирования производства, использования и обновления машин и оборудования;
автоматизированные системы испытания, измерения, контроля;
принципиально новые лазерные, плазменные, электронные, ионные, мембранные технологии;
безотходные, экологически чистые технологии переработки сырья.
6. Авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи:
глобальная система телекоммуникаций и экологического мониторинга;
космические навигационные системы;
создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам;
разработка новых поколений средств воздушного, железнодорожного, водного транспорта с повышенными скоростными, энергосберегающими и экологическими характеристиками;
развитие спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонии.
7. Оборонно-технические системы и системы безопасности новых поколений:
оснащение вооруженных сил и сил правопорядка военной техникой нового поколения, укрепление позиций на мировых рынках вооружений;
создание эффективных средств борьбы с терроризмом, производством и распространением наркотиков;
разработка эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального пользования) при чрезвычайных ситуациях;
развитие технологий двойного назначения и активное их использование в гражданских отраслях.
8. Рекреационные услуги, индустрия туризма и спорта.
Инновационная политика Ростовской области должна быть ориентирована в:
агропромышленном комплексе - на расширенное воспроизводство плодородия почв, внедрение новейших технологий при возделывании сельскохозяйственных культур, развертывание зональных высокомеханизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; создание межрегиональных центров племенной работы, систем промышленного семеноводства, на создание новых сортов сельскохозяйственных культур;
минерально-сырьевом комплексе - на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей, внедрение и развитие современных угледобывающих комплексов, а также развитие высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, новых технологий переработки и производства новых видов продукции, в том числе используемых в строительстве;
электроэнергетике - на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе; развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики; получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива; разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния;
транспортном комплексе - на обновление и дальнейшее развитие парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий погрузки-разгрузки, повышение технического уровня всех видов транспорта, создание регионального логистического центра;
инфокоммуникационном комплексе - развитие инфокоммуникационных технологий по созданию единого информационного пространства для обеспечения эффективной деятельности органов власти, бизнеса, бюджетной сферы и оказания социально значимых услуг населению Ростовской области;
машиностроительном комплексе - на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления продукции, применения современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации, на разработку и внедрение в производственные секторы экономики новых поколений воздушного, железнодорожного и водного транспорта;
строительстве и ЖКХ - на разработку и внедрение новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами. Одним из ключевых приоритетов должно стать повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет бесперебойного обеспечения населения качественной питьевой водой, строительства высокотехнологичных очистных сооружений, энерго- и теплосбережения, эффективного решения проблем утилизации отходов, создание центров использования и переработки вторичных ресурсов;
легкой промышленности - на создание технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов, производство конкурентоспособных по цене и качеству материалов и изделий, широкое освоение автоматизированных систем управления технологическими процессами и автоматизированных методов проектирования и дизайна конкурентоспособной продукции;
производстве потребительских товаров - на создание и развитие технологий по выпуску импортозамещающих компонентов и материалов, что позволит осуществить восстановление полного цикла производства конкурентоспособных отечественных видов сложной бытовой техники, обеспечивающего повышение качества и безопасности товаров, а также создание их потребительского разнообразия;
химической и нефтехимической промышленности - на внедрение материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений технологий получения экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств на базе автоматизированных блочно-модульных систем, а также катализаторов и мембран новых поколений;
микробиологической (биотехнологической) промышленности - на создание технологических процессов, обеспечивающих снижение энерго- и материалоемкости производств, биотехнологических процессов производства и переработки сельскохозяйственного сырья, повышение глубины переработки сельскохозяйственных продуктов животного и растительного происхождения, создание на основе сверхкритических технологий новых конкурентоспособных ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности;
По данным Ростовского центра научно-технической информации, приоритетными проектами, позволяющими Ростовской области в сравнительно короткий период осуществить значительный технологический прорыв, являются проекты, связанные с организацией технологического кластера по развитию сверхкритических технологий. При соответствующей организационной и финансовой поддержке создание технологического кластера и центра освоения сверхкритических технологий может позволить развить целый шлейф высокотехнологичных секторов экономики, закрепив тем самым приоритет и лидерство Ростовской области в этом технологическом направлении.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является создание организационных, законодательных, экономических и иных необходимых условий перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития в интересах устойчивого социально-экономического прогресса на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
создание региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития Ростовской области;
совершенствование законодательной и нормативной базы, благоприятной для развития инновационной деятельности;
выбор рациональных стратегий и приоритетных направлений науки и техники в Ростовской области, критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции;
рациональное размещение, эффективное использование и развитие научно-технического потенциала;
повышение объемов производства и реализации научно-технической продукции с большой долей добавленной стоимости и высокой степенью переработки;
создание условий для активного привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в инновационную сферу;
увеличение вклада научно-технического потенциала Ростовской области в создание новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки и здоровья населения;
защита интеллектуальной собственности и поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований.
обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях;
развитие малого инновационного предпринимательства;
повышение технологического уровня, конкурентоспособности сельскохозяйственного производства с использованием инновационных разработок аграрной науки и обеспечение на этой основе увеличения производительности труда в аграрном секторе региональной экономики;
создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента;
содействие проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оздоровлению экологии на основе уникальных технологий;
развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую экономику и науку;
развертывание в средствах массовой информации пропаганды значимости и перспективности инновационной деятельности в целях прогресса общества и улучшения качества жизни.
Реализация программных мероприятий осуществляется в период с 2004 года по 2006 год в два основных этапа.
Первый этап - 2004 год, начало реализации всех подразделов программных мероприятий.
Второй этап - 2005-2006 годы, реализация предусмотренных Программой мероприятий с учетом корректировки в результате накопленного опыта, разработка программы инновационного развития Ростовской области на долгосрочную перспективу.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инновационных проектов и некоммерческих (социальных, образовательных, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом.
Экономические преобразования необходимо рассматривать в комплексе с политическими, финансовыми, технологическими, социальными и другими объективными действиями инновационного характера, а при разработке программных документов применять системный подход на всех уровнях управления, так как организационно-управленческие инновации в настоящее время приобретают ключевое значение.
Все программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями Программы и направлены на устойчивое социально-экономическое развитие Ростовской области. Программные мероприятия прилагаются к настоящей Программе.
3.1. Совершенствование законодательной базы
инновационной деятельности
Важной составляющей механизма реализации Программы является изменение и совершенствование законодательной базы инновационной сферы. Необходимо принятие областных законов об инновационной политике и инновационной деятельности, об изобретательстве и рационализаторстве, иных нормативных актов, направленных на внедрение инновационных проектов в производство с учетом опыта инновационной деятельности крупных и средних предприятий Ростовской области.
Важной составляющей в нормативном обеспечении инновационной сферы является разработка муниципальных программ развития инновационной деятельности на 2004-2010 годы.
Реализация мероприятий по совершенствованию законодательной базы осуществляется в два этапа:
проведение инвентаризации и анализа областных законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность, с целью определения перечня областных законов, постановлений, распоряжений, требующих внесения необходимых изменений;
подготовка предложений в проекты федеральных законов, касающихся вопросов функционирования и развития инновационной деятельности.
Завершающим этапом формирования законодательной базы является разработка проекта областной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2007-2015 годы.
3.2. Создание и развитие инновационной инфраструктуры
Ростовской области
Важным фактором в процессе создания конкурентоспособной продукции, новых технологий и их передачи в экономику являются эффективные и отлаженные взаимосвязи между всеми участниками единой коллективной системы получения и использования знаний и технологий, основанных на этих знаниях.
Региональная инновационная система включает в себя следующие подсистемы:
нормативного правового обеспечения инновационной сферы;
стратегического планирования инновационного развития экономики региона, выбора технологических приоритетов, своевременной смены поколений технологий и техники;
генерации новых знаний и научно-исследовательских разработок;
образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
инновационной инфраструктуры, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
коммерциализации, производства и реализации высокотехнологической продукции и услуг;
межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества.
Основная функция региональной инновационной системы - обеспечение устойчивого экономического развития Ростовской области и повышение качества жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции; повышения образовательного уровня; решения региональных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий.
Важнейшими условиями формирования региональной инновационной системы являются:
ежегодный выбор приоритетных направлений инновационного развития Ростовской области;
приоритетные поисковые и прикладные исследования финансируются за счет федерального и областного бюджетов и внебюджетных средств;
освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг) обеспечивается в основном собственными ресурсами негосударственного сектора экономики.
Основные организационно-технические и финансово-экономические требования к региональной инновационной системе:
формирование региональной инновационной системы должно базироваться в основном на местных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсах;
повышение конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции (услуг), в первую очередь, должно достигаться на внутреннем рынке;
основным механизмом реализации областной инновационной политики являются важнейшие инновационные проекты регионального и государственного значения, формируемые на основе стратегических приоритетов инновационно-технологического развития Ростовской области;
программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя и повышение конкурентоспособности продукции, а также важнейшие региональные инновационные проекты должны основываться в основном на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологических производств;
объем прямых областных бюджетных инвестиций, как правило, не должен превышать суммы налогов, предполагаемых к начислению (в связи с реализацией инновационного проекта) в областной бюджет, получившими адресную поддержку предприятиями за период окупаемости проектов.
Инновационная система высшей школы в Ростовской области является наиболее развитой региональной подсистемой. Достаточный опыт в этом направлении наработан Южно-Российским государственным техническим университетом (НПИ), Таганрогским радиотехническим университетом, Ростовским государственным университетом. Поэтому важными блоками инновационной инфраструктуры выступают существующие и активно развивающиеся на базе вузов учебно-научно-инновационные комплексы (далее - УНИК), в которых создана среда для коммерческого освоения нововведений в научно-технической и образовательных сферах. Приоритетную поддержку могут получать наукограды, технопарки, а также создаваемые на их базе лаборатории трансфера технологий, центры сертификации качества и т.д.
Для интеграции инновационной деятельности вузов и других образовательных учреждений в Ростовской области должен быть создан региональный инновационный центр высшей школы на базе наиболее развитого УНИК. В перспективе подобного типа координационные центры должны быть созданы в каждой инновационной подсистеме региона.
Перспективным направлением формирования региональной инновационной системы является создание и развитие инновационных комплексов на территории Ростовской области.
Ряд муниципальных образований Ростовской области ("Город Ростов-на-Дону", "Город Таганрог", "Город Новочеркасск", "Город Шахты", "Город Зерноград" и др.) содержат ключевые факторы, свойственные инновационно-активным территориям (технико-внедренческим экономическим зонам). Прежде всего, это развитый научно-исследовательский и образовательный комплекс, имеющий потенциальные возможности для разработки современных наукоемких технологий, а также совокупность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию.
Важным звеном в региональной инновационной системе должен стать созданный на конкурсной основе Ростовский центр трансфера технологий (далее - РЦТТ), который возьмет на себя функции коммерциализации приоритетных инновационных проектов, поддержки инновационной деятельности и трансфера (передачи) технологий для развития инновационного процесса в Ростовской области.
Основной задачей РЦТТ в Ростовской области является выявление новых видов бизнеса, основанных на результатах приоритетных научных разработок институтов, создание предприятий и управленческая поддержка их на ранних стадиях развития. РЦТТ должен решать задачи, связанные с выявлением интеллектуальной собственности, трансфертом разработок, управленческим консалтингом и информационной поддержкой.
3.3. Поддержка малого инновационного бизнеса
Опыт развития российского малого предпринимательства в научно-технической сфере выявил особенности, которые необходимо учитывать при создании региональной инновационной системы. Это недостаточный научно-технический кадровый уровень, слабая технологическая база малых предприятий, низкий управленческий уровень, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка инновационной продукции, сложность получения кредитов, ориентация на однопродуктовую модель развития, что связано с большим риском банкротства.
Для создания малых инновационных фирм потребуется система бизнес-инкубаторов, поддерживающая процесс организации и становления предприятий. Развертывание инновационных бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и технопарков начнется в ходе реализации Программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы. Успешное функционирование создаваемых и имеющихся малых инновационных предприятий зависит во многом от наличия производственной базы, где малые предприятии могли бы организовать производство инновационной продукции. С целью обеспечения производственной деятельности малых предприятий в инновационной сфере необходимо сеть инновационно-технологических центров области сформировать на базе действующих или простаивающих промышленных предприятий.
Поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в целях повышения его конкурентоспособности и эффективности решения проблем социально - экономического развития становится одним из приоритетных направлений государственной политики Ростовской области.
3.4. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров
для инновационной сферы
Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций. Они должны владеть вопросами коммерциализации разработок, трансферта технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проектов, продвижения их на рынок.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу особо подчеркнута важность взаимосвязи двух базовых направлений государственной политики: формирование национальной инновационной системы и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса. Реализация этих направлений не может быть осуществлена без устойчивого функционирования развитой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах.
Потенциал высшего профессионального образования Ростовской области является одним из самых высоких среди субъектов Российской Федерации. Если по количеству школ Ростовская область входит в первую десятку территорий страны, по численности образовательных учреждений начального профессионального образования находится на 5 месте, то по средним и высшим профессиональным учреждениям занимает 3 место в России. Сфера высшего образования региона включает 21 государственный вуз и 51 филиал, 11 негосударственных вузов и 17 филиалов и 69 средних специальных учебных заведений (в 1996 году обучалось 89,6 тыс. студентов, а в 2003 году - свыше 174,0 тыс. человек). Кроме того, образовательные услуги оказывают 350 образовательных учреждений дополнительного образования. Кадровый потенциал образовательного комплекса составляет 75 тыс. педагогических работников. Система высшего образования Ростовской области находится в состоянии модернизации, отрабатывается алгоритм региональной системы непрерывного профессионального образования, создаются учебно-научно-образовательные комплексы.
Анализ показал, что в Ростовской области отсутствует целостная система обучения инновационной деятельности. В ряде вузов (РГУ, РГЭУ, РГАСХМ) при подготовке менеджеров читается курс инновационного менеджмента, в отраслевых технических вузах (ДГТУ, ТГРТУ, ЮРГТУ) при подготовке инженерных кадров введено изучение механизма внедрения инноваций.
Подготовка кадров в Ростовской области должна осуществляться в рамках многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности. Единообразие подготовки специалистов должно обеспечиваться профессиональными стандартами.
Интеграция разных уровней образовательных учреждений создает новые возможности в повышении качества интеллектуального потенциала общества. Университетские комплексы создают качественно новую образовательную среду в регионе, в которой новации в образовании находят самый короткий путь от вуза к школам, лицеям, техникумам и колледжам.
Многоуровневая система подготовки кадров для инновационной деятельности включает в себя основные взаимосвязи трех систем: системы подготовки специалистов, системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, системы сертификации персонала.
Развитие системы инновационного обучения в регионе должно осуществляться по следующим направлениям:
введение специализации, а затем и специальности "Управление инновациями" на экономических факультетах вузов;
введение специализации "Теория и практика инновационной деятельности" как в экономических вузах, так и в отраслевых вузах на соответствующих специальностях для доведения профессионалов в отдельных областях хозяйства до уровня менеджеров по инновациям;
создание системы повышения квалификации и переподготовки в сфере управления инновациями - в том числе организация регионального коучинг-центра;
развитие системы дистанционного обучения на всех уровнях профессионального образования, формирование среды открытого образования.
Таким образом, развитие инновационной деятельности в Ростовской области, связанной с разработкой и внедрением новой техники и технологий, можно успешно осуществить, решив проблему подготовки соответствующих специалистов и управленческих кадров.
3.5. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
Международное и межрегиональное сотрудничество
Внедрение информационных технологий на территории Ростовской области осуществляется как в рамках различных отраслей и ведомств, так и в общественном секторе хозяйственного комплекса. Координацию развития системы информационного обеспечения в гуманитарной сфере осуществляет Южно-Российский региональный центр информатизации высшей школы (ЮГИНФО РГУ). На его базе идет построение учебно-научно-образовательной информационной среды Южного федерального округа. На основе учебно-научного компьютерного центра создана база подготовки специалистов для всех вузов и научных учреждений Юга России; имеется все необходимое оборудование и кадровое обеспечение для создания единого образовательного информационного пространства.
Для последовательного развития информационного обеспечения инновационной деятельности необходимо определить перечень ресурсов, требуемых для эффективного и полного удовлетворения потребностей в информации всех субъектов инновационной деятельности Ростовской области. Качественный учет существующих информационных ресурсов, а также его нормативное определение позволит осуществлять оперативное управление этими ресурсами и эффективный контроль за их использованием в интересах всех участников инновационной деятельности.
Система информационного обеспечения инновационной деятельности состоит прежде всего из информационно-коммуникационной сети и участников информационного обмена, которые подразделяются по отраслям экономики, уровням масштабной и классификационной интеграции. Информационно-аналитический центр предназначен для координации и совершенствования информационного обеспечения участников инновационной деятельности. Для повышения эффективности механизма взаимодействия элементов и подсистем инновационной сферы необходимо создание автоматизированной интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений.
В условиях постоянно развивающихся процессов глобализации в мировом экономическом и культурном пространстве, перехода к масштабному информационному обмену между странами, хозяйствующими субъектами и гражданами создание в Ростовской области системы международного и межрегионального сотрудничества в научно-технической сфере является важным направлением формирования региональной инновационной среды. В этой связи насущной задачей сегодняшнего дня становится разработка областной программы развития международного и межрегионального сотрудничества в инновационной сфере.
3.6. Финансовое обеспечение и меры государственной поддержки
инновационной деятельности
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях перехода к "экономике, основанной на знаниях" особое значение имеет финансирование не только собственно знаний, но и процесса превращения знания в эффективное производство. Основным механизмом такого превращения в экономически развитых странах стали государственная поддержка развития инноваций вообще и в частности венчурный механизм. Поэтому успешность экономического развития России и регионов во многом будет зависеть от создания эффективной системы поддержки инноваций, в том числе благоприятной правовой среды для развития венчурного инвестирования.
Государственная поддержка развития инновационной деятельности осуществляется путем консолидации ресурсов государственного и частного секторов экономики с целью модернизации и создания новых производств по выпуску инновационного продукта.
Основными мерами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности являются:
субсидирование части процентных ставок по привлеченным коммерческим кредитам за счет средств областного бюджета;
консолидация государственных, муниципальных и негосударственных ресурсов для финансирования инновационных проектов;
поддержка экспорта высокотехнологичной продукции с защищенными правами на интеллектуальную собственность;
обеспечение условий для технического регулирования в области разработки, производства и выпуска на рынок регионального инновационного продукта.
Дополнительно могут быть рассмотрены для законодательного утверждения следующие меры государственной поддержки:
субсидирование части процентных ставок по лизинговым платежам за приобретенное субъектами инновационной деятельности по лизингу оборудование;
обеспечение прямого финансирования инновационных проектов на конкурсной основе (в части НИОКР) по приоритетным для Ростовской области направлениям;
формирование системы страхования рисков для инвесторов при финансировании ими инновационных проектов;
развитие системы венчурного финансирования, рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов и программ;
оказание финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности при проведении патентования разработок и получения лицензий;
формирование региональной электронной биржи интеллектуальной собственности по предоставлению информации о рынке инновационных продуктов.
Важнейшим направлением государственной поддержки инновационной деятельности является создание системы налогообложения, стимулирующей развитие инновационных предприятий и венчурного инвестирования. Ключевыми элементами такой системы должны стать следующие предложения, реализуемые на федеральном и региональном уровнях:
освобождение от налогообложения части прибыли (зачисляемой в областной бюджет), получаемой предприятием-патентообладателем от использования изобретения на срок окупаемости затрат на приобретение им патента (лицензии);
освобождение от налогообложения имущества и имущественных прав, полученных налогоплательщиком в рамках целевого финансирования от инвесторов и/ или венчурных фондов по приоритетным проектам и направлениям, при условии использования по целевому назначению и ведения налогоплательщиком раздельного учета.
Областным законом Ростовской области от 26 декабря 2005 г. N 424-ЗС в раздел 4 программы настоящего Областного закона внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 34958 тыс. рублей, включая следующие источники финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, привлекаемые ресурсы фондов, собственные средства предприятий, организаций, частных лиц. Распределение объема финансирование программных мероприятий по источникам и годам реализации осуществляется в соответствии с приложением к Программе.
На первом этапе реализации Программы основное внимание сосредоточено на финансировании мер преодоления отставания Ростовской области в законодательной базе по регулированию инновационной деятельности, подготовке управленческих кадров для инновационной сферы и осуществлении институциональных преобразований. На втором этапе осуществляется формирование инновационно-проводящей сети региона, способствующей применению современных инвестиционно-инновационных механизмов и обеспечивающей ресурсами выполнение мероприятий Программы.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает в себя информационное, правовое и организационное обеспечение разработки, производства и продажи инновационной продукции и объектов интеллектуальной собственности:
ведение реестра инновационных проектов Ростовской области;
обеспечение информационного взаимодействия с субъектами инновационной деятельности;
формирование баз данных изобретений, патентов, инновационных проектов;
правовое сопровождение инновационных проектов;
проведение независимой экспертизы инновационных проектов;
обеспечение представления инновационных проектов на выставках, семинарах, симпозиумах и пр.
Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, федеральные и областные целевые программы, систему государственного заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, ипотеку, лизинг, страхование рисков, систему стимулирования и поддержки инновационной деятельности и другие формы.
В соответствии с поставленными целями предусмотрено софинансирование конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, средств областного бюджета и предприятий, организаций, частных лиц. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации Программы.
6. Взаимосвязь с федеральными программами
Эффективная инновационная деятельность возможна лишь при тесном взаимодействии всех структур инновационного процесса на всех уровнях, при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержке базисных инноваций и высокой творческой активности новаторов.
В настоящее время в стране действует 53 федеральных целевых программы. Многие из них содержат разделы, связанные с развитием инновационной деятельности.
В каждой из этих программ имеется раздел "Фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", который включает в себя инновационные проекты. При разработке и ежегодной корректировке федеральных целевых программ возможно софинансирование новых региональных инновационных проектов, направленных на успешное выполнение целей и задач федеральных целевых программ. Деловое сотрудничество и взаимодействие федеральных, окружных и областных структур в деле развития инновационной деятельности предполагает непрерывные контакты, систематическое информирование, поиск совместных направлений в развитии науки, техники и технологий, в использовании инновационного потенциала Ростовской области.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации Программы
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации Программы, представляются качественные, количественные результаты ее выполнения.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона в результате реализации программных мероприятий являются следующие показатели:
доля инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП);
число созданных и сохраненных рабочих мест, в целом и в отраслевом разрезе;
индекс конкурентоспособного роста;
инновационная составляющая рейтинга инвестиционной привлекательности региона;
доля работающих в сфере высокотехнологичного производства, относительно всех, занятых в сфере производства;
доля объема новой и усовершенствованной продукции в отраслевом разрезе;
отношение инновационных затрат в производственном секторе к объему общего оборота;
количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, приходящееся на 100000 населения Ростовской области;
количество малых инновационных предприятий и их доли в ВРП;
доля бюджетной обеспеченности Ростовской области за счет развития инновационной деятельности;
оценка влияния реализуемых в рамках Программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку.
8. Порядок направления и использования средств
Финансирования мероприятий Программы осуществляется в следующем порядке:
1. Из федерального бюджета средства, предусмотренные федеральными программами, перечисляются в соответствии с порядком, утвержденным Государственной Думой Российской Федерации.
2. Из областного бюджета:
средства на оргмероприятия и предоставление краткосрочных займов субъектам инновационной деятельности перечисляются в соответствии с порядком, утверждаемым Администрацией Ростовской области.
средства на субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставляемым финансово-кредитным учреждениями субъектам инновационной деятельности, перечисляются в соответствии с порядком, утверждаемым Администрацией Ростовской области.
9. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Общее руководство и управление Программой осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.
С целью проведения единой государственной инновационной политики, направленной на перевод региональной экономики на инновационный путь развития, в рамках Экспертного совета при Администрации Ростовской области создается рабочая (экспертная) группа по инновационной деятельности, на которую возлагаются координация и контроль за инновационной деятельностью; проведение независимой экспертизы инновационных проектов; утверждение реестра инновационных проектов; заслушивание и утверждение отчета о результатах деятельности Ростовского центра трансфера технологий.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах установленных полномочий.
Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год Администрация Ростовской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году содержит общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования; перечень завершенных в течение года мероприятий; перечень незавершенных в течение года мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий; предложения о привлечении дополнительных источников финансирования.
Итоговый отчет о реализации мероприятий Программы с заключением Контрольно-счетной палаты Ростовской области представляется Администрацией Ростовской области в Законодательное Собрание Ростовской области на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации Программы. Итоговый отчет содержит данные о финансировании Программы в целом и отдельных ее мероприятий с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.