Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы Администрации области
от 5 октября 1998 г. N 396
Областная программа "Одаренные дети"
О мероприятиях по развитию системы работы с одаренными детьми на 2002-2004 годы см. распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 11 января 2002 г. N 19
Паспорт программы "Одаренные дети"
Цели и задачи программы:
1. Выявление и обучение одаренных детей.
2. Создание областных центров:
- дополнительного образования одаренных детей;
- координации научно-социальной программы "Шаг в будущее".
3. Привлечение ведущих ученых и творческих деятелей для индивидуальной работы с одаренными детьми.
4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Основные разработчики:
- Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.
- Северо-Кавказский научный центр высшей школы.
- Управление образования г.Ростова-на-Дону.
- Межрегиональная ассоциация негосударственных образовательных учреждений Юга России.
Сроки и этапы реализации: 1998-2001 годы
I этап - создание областного центра дополнительного образования одаренных детей - 1998 год.
II этап - интенсивное обучение одаренных детей на основе новых развивающих технологий и индивидуальной работы с ними ведущих ученых и творческих деятелей. Внеконкурсное поступление одаренных детей в вузы.
Объем и источники финансирования
Финансирование реализации программы предполагается за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных источников, спонсорских средств, а также доходов от хозрасчетной деятельности областного центра дополнительного образования одаренных детей: издание методической литературы, индивидуальное обучение по программам и методикам центра.
В 1998 году финансирование расходов обеспечить за счет средств, предусмотренных в областном бюджете по разделу "Образование".
Исполнители программы:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Северо-Кавказский научный центр высшей школы, Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, управление образования г. Ростова-на-Дону, Межрегиональная ассоциация негосударственных образовательных учреждений Юга России, министерство культуры Ростовской области, департамент по физической культуре, спорту и туризму Администрации области.
Пояснительная записка
Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Резко возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих решать новые задачи, относящиеся к будущему.
По данным психологов, занимающихся проблемами интеллектуальной и творческой одаренности, в школьном возрасте насчитывается 2-5% одаренных и талантливых детей (в масштабах области - 12-30 тыс. учащихся).
Анализ участия детей Ростовской области в различных Всероссийских олимпиадах, смотрах, конкурсах показывает, что в области есть значительная категория одаренных и талантливых детей, чей творческий потенциал нуждается в развитии.
Так, в 1995-98 годах учащиеся области стали призерами Всероссийских олимпиад по математике, физике, биологии, экологии, многих литературно-художественных конкурсов.
Необходимость создания целостной системы работы с одаренными и талантливыми детьми возникла давно. В 1991 году Ростовским исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов была принята программа "Одаренные дети", которая по ряду объективных и субъективных причин не была полностью реализована.
В предлагаемой программе "Одаренные дети" предусматривается проведение научных исследований по проблемам работы с ними, разработка технологий отбора одаренных детей, включающих психолого-социологические исследования, дальнейшее развитие олимпиад, рейтингов, конкурсов в различных областях знаний, закрепление за одаренными детьми ведущих ученых, педагогов, творческих деятелей для оказания им практической помощи и содействия творческому росту.
В условиях образовательных учреждений, в которых обучаются эти учащиеся, возможности для их творческого роста исчерпаны в силу слабой материально-технической базы образовательных учреждений, не позволяющей использовать новые информационные технологии, психологической неподготовленности педагогов к работе с одаренными детьми и отсутствия программ и методик по работе с ними.
Существующая система дополнительного образования позволяет выявлять и развивать возможности одаренных детей в таких областях деятельности, как художественное и техническое творчество, спорт, общение и лидерство, осуществлять взаимодействие с заинтересованными ведомствами.
В то же время нет четко отлаженной системы для оказания помощи одаренным детям в сфере интеллектуальной, академической.
В рамках предлагаемой программы необходимо открытие областного центра дополнительного образования одаренных детей, который бы занимался проблемами их творческого развития. Практика работы таких центров в других регионах, например, в Краснодарском и Ставропольском краях, Кировской области, Республике Адыгея и других показала целесообразность и эффективность таких подходов к решению данной проблемы.
На базе такого центра возможно создание постоянно действующей творческой группы из числа ведущих специалистов министерств общего и профессионального образования, культуры области, вузов, творческих союзов для организации, выявления и обучения одаренных детей.
В рамках программы предлагается принятие мер по социальной поддержке одаренных детей из малообеспеченных семей, выделение им стипендий.
На II Международной научно-практической конференции по проблемам детской одаренности в г. Варне в 1995 году были приняты меморандум и обращение к ООН, Европейскому Сообществу, правительствам стран Европы по реализации международного комплексного подхода к проблеме протекции детской одаренности, формированию международных научно-методических и информационных систем "Одаренные дети Европы", "Дети XXI века".
Основные направления программы "Одаренные дети"
------------------------------------------------------------------------
Мероприятия |Срок исполнения| Исполнители
------------------------------------------------------------------------
I. Выявление одаренных детей
Создание постоянно действующей| Постоянно |Северо-Кавказский научный
творческой группы из числа | |центр высшей школы, ми-
ученых Северо-Кавказского на- | |нистерства общего и про-
учного центра высшей школы, | |фессионального образова-
ведущих специалистов минис- | |ния, культуры области,
терств общего и профессиональ-| |департамент по физической
ного образования, культуры об-| |культуре, спорту и туриз-
ласти, департамента по физи- | |му Администрации области
ческой культуре, спорту и ту- | |
ризму Администрации области по| |
проблемам работы с одаренными | |
детьми. | |
Проведение научных исследова- | 1998-1999 годы|Северо-Кавказский научный
ний по проблемам работы с ода-| |центр высшей школы. Рос-
ренными детьми. | |товский государственный
| |университет, Ростовская
| |государственная консерва-
| |тория им. С. В. Рахмани-
| |нова
| |
Разработка технологий отбора | 1998-1999 годы|Северо-Кавказский научный
одаренных детей. | |центр высшей школы. Рос-
| |товский государственный
| |университет, Ростовская
| |государственная консерва-
| |тория им. С. В. Рахмани-
| |нова
| |
Проведение анализа контингента| Постоянно |Министерство общего и
учащихся образовательных уч- | |профессионального образо-
реждении с целью выявления | |вания области. Ростовский
особо одаренных детей. | |областной институт повы-
| |шения квалификации и пе-
| |реподготовки работников
| |образования, образова-
| |тельные учреждения облас-
| |ти
| |
Расширение олимпиадного движе-| Постоянно |Министерства общего и
ния среди школьников. Проведе-| |профессионального образо-
ние ежегодных областных олим- | |вания, культуры области,
пиад, рейтингов, конкурсов, | |департамент по физической
соревнований. Участие во Все- | |культуре, спорту и туриз-
российских и международных | |му Администрации области,
конкурсах и олимпиадах. | |Ростовский областной инс-
| |титут повышения квалифи-
| |кации и переподготовки
| |работников образования,
| |вузы области
| |
Создание банка данных одарен- | 1998 год |Министерства общего и
ных детей и ведущих ученых, | |профессионального образо-
мастеров искусств, педагогов, | |вания, культуры области,
подготовленных для работы с | |департамент по физической
одаренными детьми. | |культуре, спорту и туриз-
| |му Администрации области.
| |Ростовский областной инс-
| |титут повышения квалифи-
| |кации и переподготовки
| |работников образования
II. Создание системы обучения одаренных детей
Организация Областного центра | 1998 год |Министерство общего и
дополнительного образования | |профессионального образо-
одаренных детей, координация | |вания области, Ростовский
научно-социальной программы | |областной институт повы-
"Шаг в будущее". | |шения квалификации и пе-
| |реподготовки работников
| |образования
| |
Организация заочных и воскрес-| 1999 год |Министерство общего и
ных областных школ по зональ- | |профессионального образо-
ному принципу на базе педаго- | |вания области. Ростовский
гических колледжей и училищ. | |областной институт повы-
| |шения квалификации и пе-
| |реподготовки работников
| |образования
| |
Разработка развивающих прог- | 1998-1999 годы|Северо-Кавказский научный
рамм и методик работы с ода- | |центр высшей школы, Рос-
ренными детьми. | |товский государственный уни-
| |верситет, Ростовская государ-
| |ственная консерватория
| |им. С.В.Рахманинова
| |
Индивидуальная работа с ода- | 1998-2001 годы|Министерства общего и
ренными детьми ведущих ученых,| |профессионального образо-
творческих деятелей. | |вания, культуры области,
| |департамент по физической
| |культуре, спорту и туриз-
| |му Администрации области.
| |Совет ректоров вузов об-
| |ласти
| |
Проведение стажировок одарен- | 1999-2001 годы|Министерства общего и
ных детей в ведущих научных и | |профессионального образо-
творческих коллективах. | |вания, культуры, вузы об-
| |ласти.
Организация летних профильных | 1999-2001 годы|Министерства общего и
лагерей для одаренных детей. | |профессионального образо-
| |вания, культуры области,
| |департамент по физической
| |культуре, спорту и туриз-
| |му Администрации области,
| |вузы области
| |
Развитие системы дополнитель- | Постоянно |Министерство общего и
ного образования. Интеграция | |профессионального образо-
общего и дополнительного обра-| |вания области, образова-
зования в работе с одаренными | |тельные учреждения облас-
детьми. | |ти
| |
Дальнейшее развитие учебно-на-| Постоянно |Министерство общего и
учно-педагогических комплексов| |профессионального образо-
"Школа-вуз", образовательных | |вания области, вузы об-
учреждений повышенного уровня | |ласти
(лицеев, гимназий), классов с | |
углубленным изучением предме- | |
тов. | |
| |
Обмен опытом работы с одарен- | Ежегодно |Министерства общего и
ными детьми, проведение науч- | |профессионального образо-
но-практических конференций, | |вания, культуры области,
семинаров | |департамент по физической
| |культуре, спорту и туриз-
| |му Администрации области,
| |Ростовский областной инс-
| |титут повышения квалифи-
| |кации и переподготовки
| |работников образования
| |
Развитие школы одаренных детей| 1999 год |Министерство культуры об-
на базе Ростовского училища | |ласти, Ростовская госу-
искусств, средней специальной | |дарственная консерватория
музыкальной школы-лицея при | |им. С. В. Рахманинова
консерватории. Организация | |
школы на базе художественного | |
училища. | |
III. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей
Обеспечение психологической | 1998-2001 годы|Министерство общего и
поддержки одаренных школьни- | |профессионального образо-
ков, развитие школьных психо- | |вания области. Ростовский
логических служб. | |областной институт повы-
| |шения квалификации и пе-
| |реподготовки работников
| |образования
| |
| |
Создание системы правовой за- | 1999 год |Министерство общего и
щищенности одаренных детей, | |профессионального образо-
предусматривающей внеконкурс- | |вания области, Совет рек-
ное поступление в вузы облас- | |торов вузов области
ти. | |
| |
Работа с родителями одаренных | Постоянно |Министерство общего и
детей, создание сети консуль- | |профессионального образо-
тационных пунктов для родите- | |вания области.
лей, разработка методических | |
рекомендаций для них. | |
| |
Проведение конкурса для ода- | Ежегодно |Министерство труда и со-
ренных детей из малообеспечен-| |циального развития облас-
ных семей "Надежда Тихого До- | |ти
на". | |
| |
Формирование общественного | Постоянно |Министерства общего и
мнения о необходимости созда- | |профессионального образо-
ния системы работы с одаренны-| |вания, культуры области,
ми детьми. | |департамент по физической
| |культуре, спорту и туриз-
| |му Администрации области,
| |органы управления образо-
| |ванием, образовательные
| |учреждения области,
| |средства массовой инфор-
| |мации
| |
Создание Ростовского областно-| 1998 год |Администрация области
го попечительского совета по | |
поддержке одаренных детей. | |
| |
Проведение встреч Главы Адми- | Ежегодно |Администрация области
нистрации (Губернатора) облас-| |
ти, членов Правительства об- | |
ласти с одаренными детьми - | |
победителями всероссийских и | |
международных олимпиад и кон- | |
курсов, установление имен- | |
ных стипендий. | |
------------------------------------------------------------------------
Финансовое обеспечение программы "Одаренные дети"
О финансировании Программы в 2001 году см. Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2000 г. N 123-ЗС "Об областном бюджете на 2001 год"
(тыс. руб.)
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
| |-------------------------------+------------------------------+-------------------------------+------------------------------|
| Наименование |областной|местный |внебюджетные|областной|местный|внебюджетные|областной |местный|внебюджетные|областной|местный|внебюджетные|
| мероприятия |бюджет |бюджет |средства |бюджет |бюджет |средства |бюджет |бюджет |средства |бюджет |бюджет |средства |
|----------------+---------+--------+------------+---------+-------+------------+----------+-------+------------+---------+-------+------------|
| Организация |42,0 | | |300,0 | |10,0 |300,0 | |10,0 |300,0 | |10,0 |
| Областного | | | | | | | | | | | | |
| центра | | | | | | | | | | | | |
| дополнительного| | | | | | | | | | | | |
| образования | | | | | | | | | | | | |
| одаренных | | | | | | | | | | | | |
| детей, | | | | | | | | | | | | |
| координация | | | | | | | | | | | | |
| программы | | | | | | | | | | | | |
| "Шаг | | | | | | | | | | | | |
| в будущее | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Разработка | | | |20,0 | | |30,0 | | |30,0 | | |
| развивающих | | | | | | | | | | | | |
| программ | | | | | | | | | | | | |
| и методик | | | | | | | | | | | | |
| работы | | | | | | | | | | | | |
| с одаренными | | | | | | | | | | | | |
| детьми | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Организация | | | |48,0 |48,0 |10,0 |48,0 |48,0 |10,0 |48,0 |48,0 |10,0 |
| заочных | | | | | | | | | | | | |
| и воскскресных | | | | | | | | | | | | |
| школ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Индививидуальн.| | | |26,4 |26,4 | |26,4 |26,4 | |26,4 |26,4 | |
| работа с | | | | | | | | | | | | |
| одаренными | | | | | | | | | | | | |
| детьми | | | | | | | | | | | | |
| ведущих | | | | | | | | | | | | |
| ученых, | | | | | | | | | | | | |
| творческих | | | | | | | | | | | | |
| деятелей | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Организация | | | |50,0 |200,0 |20,0 |50,0 |200,0 |20,0 |50,0 |200,0 |20,0 |
| летних | | | | | | | | | | | | |
| профильных | | | | | | | | | | | | |
| лагерей | | | | | | | | | | | | |
| для одаренных | | | | | | | | | | | | |
| детей | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Обмен | | | |10,0 |20,0 |50,0 |10,0 |20,0 |5,0 |10,0 |20,0 |5,0 |
| опытом | | | | | | | | | | | | |
| работы, | | | | | | | | | | | | |
| проведение | | | | | | | | | | | | |
| научно- | | | | | | | | | | | | |
| практических | | | | | | | | | | | | |
| конференций | | | | | | | | | | | | |
| по проблемам | | | | | | | | | | | | |
| одаренных | | | | | | | | | | | | |
| детей | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Установление | | | |30,0 |30,0 |10,0 |30,0 |30,0 |10,0 |30,0 |30,0 |10,0 |
| степений | | | | | | | | | | | | |
| одаренным | | | | | | | | | | | | |
| детям | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Итого: |42,0 | | |484,4 |294,4 |45,0 |484,4 |294,4 |45,0 |484,4 |284,4 |45,0 |
| | | | | | | | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Заместитель
управляющего делами -
начальник общего отдела
Администрации области |
Н.И.Гривенный |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ростовской области от 5 октября 1998 г. N 396 "Об областной программе "Одаренные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.