Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 января 1999 г. N 40
"Об адресной помощи малообеспеченным гражданам"
16 апреля 2001 г., 18 мая 2002 г.
По вопросу адресной социальной помощи малообеспеченным жителям см. решение Коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 23 декабря 1999 г. N 39
С целью дальнейшего совершенствования организации системы адресной социальной помощи, улучшения системы учета и контроля оказания адресной социальной помощи различными отраслевыми органами администрации города, органами социальной защиты, создания единого банка данных, повышения качества обслуживания населения, постановляю:
1. Возложить на органы социальной защиты населения администрации г. Ростова-на-Дону ведение единой системы учета предоставления адресной социальной помощи населению города.
2. Утвердить концепцию системы адресной социальной помощи населению города (далее - концепция) согласно приложению 1.
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Создать в органах социальной защиты населения города с 1 января 1999 года "Службу адресной социальной помощи":
4.1. В МУ "Департамент социальной защиты населения" в количестве 8 штатных единиц.
4.2. В МУ социальной защиты населения районов города согласно приложению 4.
5. Заместителю главы администрации, руководителю Департамента социальной защиты населения города:
5.1. внести изменения в Устав, регламент работы МУ "Департамент социальной защиты населения города";
5.2. разработать и утвердить Положение о службе адресной социальной помощи и должностные инструкции сотрудников службы в течение двух недель с момента подписания настоящего постановления.
6. Утвердить штатное расписание МУ "Департамент социальной защиты населения" с 01.01.1999 г. в количестве 24 человек с фондом оплаты труда по должностным окладам в сумме 25545.37 (двадцать пять тысяч пятьсот сорок пять руб. 37 коп.).
7. Внести изменения в приложения N 4, 5 к постановлению мэра города от 31.07.1998 г. N 1571.
8. Начальнику МУ "Муниципальное казначейство города" (С.Коновальчук) при формировании проекта городского бюджета на 1999 год предусмотреть расходы на содержание дополнительной численности в органах социальной защиты населения и приобретение компьютерной техники и оборудования.
9. Управляющему делами администрации города (Т.Куценко) в срок до 25.01.1998 г. выделить помещения в здании администрации города для размещения службы адресной помощи МУ "Департамент социальной защиты населения города".
10. Службам города, предоставляющим услуги по льготам в соответствии с действующим законодательством, совместно с отделом автоматизации и обработки информации города (А.Диденко) и органами социальной защиты населения города решить вопрос создания единой программы учета, контроля и взаимодействия служб между собой по вопросу предоставления льгот населению города.
11. Реорганизовать Городской Фонд социальной поддержки населения в форме присоединения к МУ "Департамент социальной защиты населения города". Заместителю главы администрации города, руководителю МУ "Департамент социальной защиты населения" (В.Леденева) осуществить реорганизацию Фонда в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением социально-трудовых гарантий работников.
12. Главам администраций районов:
12.1. Привести структуры и штатные расписания муниципальных учреждений социальной защиты населения в соответствие с п. 4.2.
12.2. Выделить муниципальным учреждениям социальной защиты населения необходимые помещения для размещения отделов адресной социальной помощи.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации В.Леденеву.
Мэр города |
М. Чернышев |
Приложение N 1
к постановлению Мэра города
от 18 января 1999 г. N 40
Концепция
о создании системы адресной социальной помощи населению
в г. Ростове-на-Дону
Содержание и характер проводимых реформ диктует необходимость разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты населения, интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в то же время учитывающих изменения, произошедшие в обществе за последние годы.
Накопленный опыт в сфере оказания государством социальной помощи населению позволяет говорить о том, что наступает время проведения целенаправленной социальной политики, в рамках которой системе защиты, опирающейся на принципы адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.
В настоящее время наглядно намечается основная тенденция развития системы социальной защиты, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ, направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, к числу специфических характеристик социальных программ современного типа относятся комплексность разработки и реализации, адресность, жесткий контроль расходования средств.
Отдельно стоит упомянуть в этой связи несовершенство действующего Федерального законодательства в части, регулирующей принципы определения объекта социальной помощи и порядок ее оказания. Заданная действующим законодательством конструкция системы социальной защиты, основанная на выделении категорий населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не может считаться эталоном эффективности в реализации политики социальной справедливости. Последнее обстоятельство в настоящее время является одним из важных препятствий для позитивного преобразования социальной политики на местах. Неблагоприятные социальные последствия проводимых в стране реформ, выражающиеся в падении уровня жизни значительной части населения, являются характерной чертой для многих регионов.
К числу особенностей г. Ростова-на-Дону, оказывающих влияние на политику социальной защиты, следует отнести:
- высокий удельный вес старших возрастов в демографической структуре населения города;
- высокий удельный вес работников бюджетной сферы: работников культуры, науки, образования, здравоохранения, физической культуры, социального обслуживания, а также студенческой молодежи;
- высокий удельный вес работников, занятых в оборонных отраслях, подлежащих конверсии;
- остро стоящую проблему структурной безработицы, связанную со структурной перестройкой высокотехнологических отраслей промышленности;
- высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия.
Таким образом, приведенные выше обстоятельства представляют целесообразным разработать систему адресной социальной помощи населению в г. Ростове-на-Дону.
I. Основные понятия и определения, используемые в системе
адресной социальной помощи населению
Социальная политика - деятельность органов государственной (муниципальной) власти и государственных (муниципальных) учреждений в области социальных отношений.
Объект социальной политики - население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи.
Предмет социальной политики - процессы в сфере социально-экономического положения социальных групп, слоев и общностей, рассматриваемые в динамике и сравнении.
Субъект социальной политики - государственный (муниципальный) или негосударственный институт, осуществляющий целенаправленную деятельность в области социальной политики.
Социальная защита представляет собой элемент социальной политики.
Социальная защиты как элемент социальной политики может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле.
Социальная защита в широком смысле - деятельность государства, охватывающая весь спектр гарантируемых Конституцией РФ прав граждан в социальной сфере и направленная на создание условий для свободной и достойной жизни своих граждан, поддержку социальнонезащищенных слоев населения.
Социальная защита в узком смысле - социальная помощь, осуществляемая в виде предоставления льгот и оказания адресной социальной помощи в материальном или натуральном виде.
Адресная социальная помощь - вид социальной помощи конкретной семье с учетом нуждаемости.
Льгота - вид социальной помощи, выраженной в праве, предоставленном гражданам за определенные заслуги перед государством или в связи с особым социальным статусом и реализуемом в форме выплат и услуг.
Особый социальный статус - принадлежность к категории граждан, имеющей в соответствии с действующим законодательством соответствующие права и льготы.
Семья - лица, связанные родством и(или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. В данную категорию попадают также одиноко проживающие граждане, ведущие самостоятельное хозяйство.
Нуждаемость - потребность семьи в получении социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.
Трудная жизненная ситуация - объективно нарушающая жизнедеятельность потенциального объекта адресной социальной помощи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, тяжелой или хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, вынужденное оставление прежнего места жительства, нарушение прав ребенка, пожар, стихийное бедствие), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Малообеспеченность - потребность семьи в получении социальной помощи в силу невозможности самостоятельно обеспечить среднедушевой доход, равный или превышающий величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с действующим законодательством.
Среднедушевой доход - часть совокупного дохода семьи, приходящегося на одного члена семьи.
Совокупный доход семьи - сумма всех денежных доходов семьи, а также денежных эквивалентов льгот, услуги и компенсаций.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Малообеспеченная (малоимущая) семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством РФ в субъекте Федерации.
Государственный социальный стандарт - установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.
Субъект адресной социальной помощи - орган государственной власти в лице федерального министерства, соответствующего подразделения системы органов исполнительной власти субъекта РФ (министерства, комитеты, управления) или орган местного самоуправления, непосредственно осуществляющий мероприятия адресной социальной помощи.
Объект адресной социальной помощи - семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации.
Принципы адресной социальной помощи - основные исходные положения, условия, правила, нормы, в соответствии с которыми осуществляется оказание адресной социальной помощи.
Условия оказания адресной социальной помощи - совокупность характеристик, которыми обладает потенциальный объект помощи, признаваемая субъектом помощи необходимой и достаточной для ее оказания.
Критерий оказания адресной социальной помощи - конкретные значения (в количественной или в качественной форме) характеристик потенциального объекта помощи, наличие которых определяет конкретный вид, формы и размер социальной помощи.
Основание оказания адресной социальной помощи - нормативный правовой акт, регламентирующий критерии и порядок оказания определенного вида социальной помощи.
Социальный реестр - это совокупность персональных данных физических лиц, проживающих в г. Ростове-на-Дону, получающих или имеющих право на получение социальной помощи. Социальный реестр является ведомственным реестром Департамента социальной защиты населения.
II. Анализ действующей системы оказания социальной помощи
населению в Российской Федерации и г. Ростове-на-Дону
Анализ существующей системы проводится на основании данных, представленных:
- структурными подразделениями администрации города (Департамент жилищно-коммунального хозяйства города и его структурные подразделения, службы жизнеобеспечения города, управление транспорта, Департамент социальной защиты населения, управление образования, комитет по физкультуре и спорту, комитет по молодежной политике, управление здравоохранения);
- структурными подразделениями органов социальной защиты города;
- территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти и субъекта Федерации (комитет государственной статистики, комитет по труду, служба занятости населения по г. Ростову-на-Дону, Миграционная служба по Ростовской области).
Действующая система анализировалась по следующим направлениям:
- анализ действующего законодательства; анализ финансового обеспечения действующего законодательства; анализ эффективности оказания социальной помощи населению (организационная структура, виды и формы помощи, полнота охвата населения);
- анализ информационного взаимодействия между структурными подразделениями социальной сферы администрации города.
Анализ действующего законодательства РФ в городе показал, что
- работу системы оказания социальной помощи регламентируют около 200 правовых актов;
- существующей законодательной базе, с одной стороны, присуща громоздкость и наличие большого числа нормативных актов, регламентирующих оказание социальной помощи, а с другой стороны, она недостаточна и несовершенна;
- 95% законодательных актов направлены на обеспечение льгот отдельным категориям населения;
- малообеспеченность как обязательный критерий при оказании социальной помощи используется примерно в 3-5% правовых актов РФ;
- отсутствует единая система классификации понятий предметной области, однозначность их определений.
Анализ финансового обеспечения действующего законодательства показал, что:
- финансовое обеспечение действующего законодательства производится из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. По данным комитетов и служб реальные затраты на финансирование действующих льгот и услуг составили за 9 месяцев 1998 года 105,3 млн. руб. при планируемых затратах 152,6 млн. руб., без учета затрат на содержание структур, представляющих эти льготы. В результате принятые законы реализуются не полностью;
- контроль за расходованием бюджетных средств осложнен из-за распределения финансирования между структурами, занятыми в реализации системы социальной защиты.
Анализ эффективности системы оказания социальной помощи населению показал, что:
- реализация правовых актов возложена на десятки структур социальной сферы и городского хозяйства;
- действующая система оказания социальной помощи населению города имеет чрезвычайно сложный организационный механизм;
- существующая организационная структура предусматривает ведение учета оказанной помощи по категориальному принципу, каждая административная структура предоставляет социальную помощь, осуществляет собственную регистрацию обслуженного населения и представленных им льгот независимо от других структур;
- принадлежность отдельных получателей к нескольким категориям в сочетании с категориальным принципом учета и децентрализованным характером оказания социальной помощи приводит к двойному, а иногда и к тройному учету численности льготного населения;
- социальная помощь в основном реализуется путем предоставления льгот отдельным категориям граждан;
- предоставляемые льготы можно подразделить на:
- льготы за определенные заслуги перед государством,
- социальные льготы (инвалиды, пенсионеры),
- льготы работникам органов государственной власти,
- по статистическим данным 23% населения города имеют совокупный доход ниже прожиточного минимума, в то время как не все малообеспеченные, особенно работающие, имеют право в настоящее время на получение социальной помощи.
Анализ информационного взаимодействия между структурными подразделениями социальной сферы администрации города показал, что:
- между структурными подразделениями, оказывающими социальную помощь, обмен информацией в основном осуществляется путем деловой переписки или в телефонном режиме;
- практически отсутствует информационное взаимодействие между ведомственными базами, что затрудняет получение информации о предоставленных услугах конкретному гражданину;
- нет единого учета численности и единой классификации льготных категорий населения;
- нет информации о потребности населения в сфере услуг, что делает невозможным провести анализ эффективности обслуживания населения.
Общие выводы:
- действующая система социальной защиты населения ориентирована преимущественно на предоставление социальной помощи в виде льгот;
- предусмотренный существующим законодательством объем социальной помощи населению не соответствует экономическим возможностям бюджетов федерального и региональных уровней. Вследствие этого возникла проблема финансового обеспечения льгот и компенсаций;
- механизм оказания социальной помощи требует значительного упрощения. Отсутствует единое управленческое координирующее звено, способное оптимально организовать комплексное управление функционированием системы социальной помощи, обеспечить межотраслевую координацию и рациональное использование средств социального бюджета;
- расширение перечня категорий населения, которым предоставляется социальная помощь, без учета социальной ситуации конкретного получателя помощи, способствует формированию иждивенческих настроений и ложится тяжелым бременем на экономически активное население;
- невозможность оценки реального уровня доходов гражданина из-за отсутствия единой системы персонифицированного учета;
- действующая схема оказания помощи не является оптимальной, не обеспечивает эффективной социальной защиты всего населения.
Вышеизложенное позволяет заключить, что социальная поддержка населения, осуществляемая на федеральном и региональном уровнях, нуждается в существенных преобразованиях.
III. Цель, задачи и принципы развития системы адресной
социальной помощи населению
Стратегической целью развития системы адресной социальной помощи является обеспечение максимально возможного с позиций экономической эффективности и общественной целесообразности уровня социальной защищенности населения г. Ростова-на-Дону. Достижение этой цели можно осуществить путем:
- повышения эффективности деятельности системы социальной защиты на основе:
- переориентации социальной защиты на конкретную семью;
- повышения оперативности и качества организации социальной помощи;
- рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на социальную защиту.
Основными задачами реформирования системы адресной социальной помощи являются:
- формирование адекватной современным требованиям нормативно-правовой базы социальной помощи в г. Ростове-на-Дону;
- разработка предложений и рекомендаций по упорядочению существующей системы льгот;
- создание и внедрение единой системы критериев предоставления адресной социальной помощи;
- формирование системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, и создание на ее базе реестра социально незащищенных слоев населения и соответствующих автоматизированных баз данных;
- формирование эффективности механизма оказания адресной социальной помощи;
- проведение анализа затрат на обеспечение льгот и адресную социальную помощь;
- создание единого механизма финансового обеспечения системы адресной социальной помощи.
К основным принципам системы адресной социальной помощи относятся:
- адресное оказание социальной помощи;
- предоставление адресной социальной помощи на основе заявления;
- нуждаемость - одно из основных условий оказания адресной социальной помощи;
- дифференцированность подхода при определении размеров и видов помощи в соответствии с прожиточным минимумом и конкретной жизненной ситуацией;
- гарантированность адресной социальной помощи;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав населения в сфере оказания адресной социальной помощи;
- конфиденциальность предоставления адресной социальной помощи;
- доступность информации об условиях, критериях, нормах и видах оказания адресной социальной помощи;
- персональная ответственность получателя адресной социальной помощи за достоверность сведений, содержащихся в его заявлении на предоставление помощи;
- взаимодействие государственных субъектов адресной социальной помощи с негосударственными организациями, благотворительными обществами и т. д.
Для организации системы адресной социальной помощи необходимо:
1. Рассмотреть вопрос о передаче отраслевыми органами администрации города несвойственных им функций оказания адресной социальной помощи органам социальной защиты в целях повышения качества обслуживания населения и снижения финансовых затрат на обеспечение этой деятельности.
2. Повысить координирующую и организационную направляющую роль органов социальной защиты населения, наделив их правами заказчика на разработку информационной системы адресной социальной помощи - социального реестра.
3. Усилить структуры органов социальной защиты с учетом дополнительно передаваемых им функций.
Эти меры обеспечат комплексность предоставления населению всех видов социальной помощи, включая адресную социальную помощь.
Виды, формы, условия и критерии оказания адресной
социальной помощи населению
Адресная социальная помощь оказывается в виде:
- материальной помощи (в денежной или натуральной форме);
- социальных услуг.
Адресная социальная помощь в денежной форме может предоставляться в виде:
- пособия на содержание.
Условие предоставления - малообеспеченность;
- компенсаций по оплате услуг (в наличной и безналичной форме).
Условие предоставления - нуждаемость.
Адресная социальная помощь в натуральной форме может предоставляться в виде:
- лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- средств санитарии, гигиены и ухода за детьми;
- одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- топлива;
- продовольственных товаров;
- специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, и т. д.
Условия предоставления - нуждаемость и неэффективность или невозможность предоставления денежного эквивалента соответствующих товаров.
Адресная социальная помощь может предоставляться в виде следующих социальных услуг:
- социальное обслуживание на дому;
- социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
- социальное обслуживание в специальных учреждениях здравоохранения;
- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания;
- социально-правовые услуги;
- предоставление социального жилья;
- социально-медицинские услуги;
- услуги социальной реабилитации;
- транспортные услуги (городские и междугородние);
- предоставление бесплатных обедов или талонов на питание и т. д.
Условие предоставления - нуждаемость.
Социальные услуги могут быть представлены бесплатно, а также за полную или частичную плату.
С учетом периодичности (регулярности) предоставленная социальная помощь подразделяется на разовую и периодически осуществляемую. В зависимости от длительности предоставления социальную помощь можно разделить на:
- краткосрочную (от 1 до 3 месяцев),
- среднесрочную (от 3 месяцев до года),
- долгосрочную (свыше года).
Конкретный вид, форма и размер адресной социальной помощи определяется на основании критериев ее оказания, установленных социальными стандартами. Окончательный перечень услуг, видов и условий оказания адресной социальной помощи должен быть определен в процессе разработки и принятия законодательных актов.
Приложение N 2
к постановлению Мэра города
от 18 января 1999 г. N 40
Порядок
взаимодействия органов социальной защиты населения
со службами города, предоставляющими
услуги по льготам
16 апреля 2001 г.
Пункт 3 настоящего постановления, утверждающий настоящее приложение, утратил силу
См. текст приложения 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 января 1999 г. N 40 "Об адресной помощи малообеспеченным гражданам"
Текст постановления опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" от января 1999 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 мая 2002 г. N 965
Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 16 апреля 2001 г. N 1000
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.