Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы Администрации области
от 10 февраля 1999 г. N 40
Региональная целевая программа
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Паспорт программы
Наименование - Региональная целевая программа "Леса
Программы Ростовской области" на 1998-2001 годы
(далее именуется Программа)
Решение о - постановление Правительства
разработке Российской Федерации от 26
Программы сентября 1997 года N 1240 "О
федеральной целевой программе
Леса России" на 1997-2000 годы"
Государственные - Федеральная служба лесного
заказчики хозяйства России, Ростовское
Программы управление лесами
Основные - Ростовское управление лесами
разработчики
Программы
Цели и задачи - осуществление комплекса
Программы лесоводственных, организационно-
технических и экономических мер,
направленных на сохранение и
воспроизводство лесов, повышение их
средозащитной и средоформирующей
роли, обеспечение потребностей в
древесной и недревесной лесной
продукции
Основные - лесоустройство - 338,2 тыс. га;
показатели лесовосстановление - 10,1 тыс. га;
Программы рубки ухода в молодняках - 9,2 тыс.га;
рубки ухода за лесом и санитарные
рубки -151 тыс. куб. м;
лесопатологический мониторинг - 504 тыс. га;
проведение мер борьбы в очагах насекомых -
вредителей леса и болезней леса -
140,6 тыс. га; строительство
лесохозяйственных дорог - 8 км.
Сроки реализации - 1998-2001 годы
Программы
Исполнители - Ростовское управление лесами,
Программы лесхозы, органы исполнительной власти
Объемы и - общий объем финансирования 145,2
источники млн. руб. (в ценах 1998 года),
финансирования в том числе за счет средств
федерального бюджета - 62,0 млн. руб.,
за счет средств областного
бюджета - 38,7 млн. руб. и
собственных средств лесхозов -
44,5 млн. руб.
Ожидаемые конечные - увеличение площади покрытых
результаты лесом земель лесного фонда на
Программы 6,7 тыс. га, хозяйственно ценных
насаждений - 6,8 тыс. га, дубовых
насаждений - 200 га; выполнение
работ, в намеченных объемах,
и организация лесного мониторинга
обеспечат все уровни управления лесами
и лесопользователей оперативной
информацией о лесных ресурсах
Контроль за - контроль за ходом работ по
реализацией выполнению Программы осуществляется
Программы Ростовским управлением лесами
совместно с министерством экономики,
международных и внешнеэкономических
связей области, министерством
финансов области
1. Цели и задачи программы
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого использования.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
В современных условиях повышается экологическая роль лесов.
Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, повысить продуктивность лесов и сохранить их роль в экологическом оздоровлении области.
Программа рассчитана на 1998-2001 годы.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, Областному закону "О лесах Ростовской области".
При разработке Программы использованы материалы последнего учета лесного фонда, результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за предшествующий период, материалы научных исследований и проектных разработок.
Показатели Программы увязаны с:
- материалами лесоустройства;
- федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы;
- Комплексной программой повышения плодородия почв Ростовской области на 1996-2000 годы.
2. Современное состояние лесного фонда, лесопользования и
воспроизводства лесов
Общая площадь земель лесного фонда Ростовского управления лесами по состоянию на 1 января 1998 года составляет 323,8 тыс. га, леса на городских землях - 14,4 тыс. га, всего лесов - 338,2 тыс. га. Лесистость области составляет 2,5%. В лесном фонде области выделены особо ценные лесные массивы площадью 30,7 тыс. га.
Леса Ростовского управления лесами переведены в категории защитности, в которых запрещено проведение рубок главного пользования.
Последним учетом лесного фонда (по состоянию на 1 января 1998 года) выявлено, что общая площадь увеличилась на 3,6 тыс. га, покрытая лесом площадь - на 5,1 тыс. га, в том числе твердолиственных - на 5,0 тыс. га.
Удельный вес не покрытых лесом земель в общей площади гослесфонда уменьшился с 8,6% до 7,4% за счет проведения лесовосстановительных работ.
Из общей площади не покрытых лесом земель, подлежащих лесовосстановлению (16,3 тыс. га), 3,1 тыс. га (19,0%) занимают вырубки, 5,9 тыс. га (36,1%) - гари, погибшие насаждения - 1,0 тыс. га (6,1%), 6,1 тыс. га (37,4%) - пустыри и прогалины и 0,2 тыс. га (1,2%) - редины.
Площадь гарей и погибших насаждений за период с 1993 по 1998 годы увеличилась на 3,7 тыс. га за счет пожаров 1994-1997 гг. Разработка горельников осуществляется не в полном объеме из-за недостаточного финансирования.
В лесах лесного фонда на отдельных площадях имеется нежелательная смена лесных пород, допускается гибель лесных культур. Медленными темпами сокращается площадь не покрытых лесом земель.
Площади рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий не сбалансированы. Основные причины этого следующие:
- гибель лесов, в том числе лесных культур, от пожаров, низкое качество посадок и ухода за лесными культурами;
- слабая материальная база лесохозяйственного производства.
Снижение лесохозяйственных и лесокультурных объемов объясняется, в основном, сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых на ведение лесного хозяйства.
3. Система программных мероприятий
Лесоустройство
По состоянию на 1 января 1998 года изученность лесного фонда характеризуется данными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Изученность лесного фонда
площадь (тыс. га)
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование| Общая |Прове-| В том числе |Лесо- |Аэро- |
| учреждения |площадь|дено | по давности |инвен- |обсле-|
| | |лесо- | лесоустройства |тариза-|дова- |
| | |обуст-| (лет) |ция |ния |
| | |ройст-|---------------------| |1950-х|
| | |во |1-10 |11-15|16-20|бо-| |годов |
| | | | | | |лее| | |
| | | | | | |20 | | |
|------------+-------+------+-----+-----+-----+---+-------+------|
| Всего по |338,2 |334,8 |334,8| - | - | - | 3,4 | - |
| Ростовскому| | | | | | | | |
| управлению | | | | | | | | |
| лесами | | | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
На площадь 334,8 тыс. га лесного фонда, закрепленную за государственными органами управления лесным хозяйством, имеются проекты организации развития лесного хозяйства, а на площадь 3,4 тыс. га, принятую от сельскохозяйственных формирований, лесоустроительные материалы отсутствуют.
На участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозформирований, лесоустройство не проводилось более 20 лет, что отрицательно сказывается на эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования в этих лесах.
Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства и давности применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, а также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо провести очередное лесоустройство в объектах всех ведомств с давностью разработки проектов лесоустройства более 10 лет на площади 338,2 тыс. га, в том числе в лесхозах Ростовского управления лесами - 338,2 тыс. га.
Общая стоимость этих работ определена в сумме 1,2 млн. руб. (приложение 1).
Мониторинг лесов
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда, для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.
Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 года N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.
В 1998 году должен быть составлен план поэтапного внедрения мониторинга лесов, который в соответствии с имеющимися ресурсами, потребностями лесного хозяйства и охраны природы установит порядок организации мониторинга на территории лесного фонда Ростовской области на период до 2001 года и далее.
Реализация предлагаемой программы работ позволит достичь следующих результатов:
создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга лесов на всех уровнях управления лесным хозяйством;
внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
Лесовосстановление и лесоразведение
Основным принципом в воспроизводстве лесов является снижение не покрытых лесом площадей, лесовосстановление гарей и вырубок, обеспечение сохранности создаваемых лесных культур, эффективности лесовосстановительных мероприятий.
По данным учета лесного фонда на 1 января 1998 года лесокультурный фонд области составляет 16,3 тыс. га.
Учитывая необходимость первоочередного восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших культур и ускорения реализации программы воспроизводства лесных ресурсов, лесовосстановление в целом по области на 1998-2001 годы проектируется в объеме 10,1 тыс. га, в том числе наиболее эффективным способом восстановления - посевом и посадкой леса 10,1 тыс. га. Распределение лесовосстановительных мероприятий по годам их проведения приводится в приложении 2.
В защите от засух, водной и ветровой эрозии нуждается 5,1 млн. га эродированных и дефлированных земель, в том числе 3,6 млн. га пашни. В области необходимо иметь 291 тыс. га защитных лесных насаждений, а создано 235 тыс. га, или 81% от научно обоснованной потребности в них.
Комплексной программой повышения плодородия почв Ростовской области предусматривается заложить 4,0 тыс. га полезащитных лесных полос, 8,0 тыс. га противоэрозионных насаждений на оврагах, балках, песках и других неудобных землях, провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях на площади 12 тыс. га, реконструкцию лесонасаждений на 1,6 тыс. га. В связи с недостатком финансирования объемы в Программе "Леса Ростовской области" скорректированы.
Первоочередными районами формирования законченных агролесомелиоративных систем должны стать территории, где они дают наибольший защитный эффект и отдачу в короткие сроки. Это, прежде всего, северо-восточные и восточные районы области. Распределение по годам приведено в приложении 3.
Работы по защитному лесоразведению будут выполняться силами лесхозов Ростовского управления лесами по договорам с органами сельского хозяйства за счет средств, выделяемых министерству сельского хозяйства и продовольствия области из федерального бюджета, а также средств земельного налога областного бюджета.
Объемы лесовосстановления и защитного лесоразведения намечено выполнить путем внедрения прогрессивных технологий; создания лесных культур на основе промышленных методов; создания лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом. Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении 4.
В целях повышения качества, продуктивности и устойчивости лесов, защитных лесных насаждений предусматривается довести заготовку лесных семян с объектов постоянной лесосеменной базы до 20%, в том числе ценных мелкохвойных семян - до 40%, активизировать работы по лесному селекционному семеноводству: заложить лесосеменные плантации основных лесообразующих пород на площади 4 га, ежегодно проводить уход за почвой и рубки изреживания в существующих объектах постоянной лесосеменной базы.
Для обеспечения переработки и хранения семян необходимо построить 4 шишкосушилки, 4 склада для хранения шишек и 4 склада для хранения лесных семян хвойных и лиственных пород, а также провести оснащение необходимым оборудованием и механизмами.
Имеющаяся площадь питомников (1192 га) обеспечивает потребность лесовосстановления и лесомелиорации в собственном посадочном материале, однако уровень питомнической базы не отвечает современным требованиям. Площадь орошаемых питомников составляет всего 12% общей площади.
Ежегодная потребность в посадочном материале составляет 25 млн. шт., в том числе на лесовосстановление - 15 млн. шт. и на защитное лесоразведение - 10 млн. шт.
Программой предусматривается: довести к 2001 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 8 млн. шт., в том числе с улучшенными наследственными свойствами - 2 млн. шт.; построить 2 новых постоянных питомника с орошением на площади 20 га, провести реконструкцию существующих питомников на площади 25 га, осуществить строительство оросительной сети в существующих питомниках на площади 53 га.
Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
В период с 1998 по 2001 годы ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусмотрен в размере 2,3 тыс. га.
По данным лесоустройства, потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев) в лесах Ростовской области по лесоводственным требованиям составляет 124,1 тыс. куб. м, а расчетный размер по экономическим возможностям лесного хозяйства определен в 68,8 тыс. куб. м, или 55,4%.
В 1997 году при промежуточном пользовании было заготовлено 40,5 тыс. куб.м ликвидной древесины, что составляет 32,6% к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 58,8% к расчетному объему по экономическим возможностям.
На 1998-2001 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 64,0 тыс. куб. м.
Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1998-2001 годы приводится в приложении 2.
Защита лесов от вредителей и болезней
Рост антропогенного процесса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов на значительных площадях.
Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев.
В 1997 году в центральных районах Ростовской области произошло массовое размножение хвоегрызущих вредителей, по данным осенних учетов - 50,7 тыс. га, в том числе требовались меры борьбы весной 1998 года на 33,9 тыс. га. Наибольшую площадь составляют очаги рыжего соснового пилильщика - 23,8 тыс. га, обыкновенный сосновый пилильщик распространился на площади 11,9 тыс. га, сосновый шелкопряд занимает 8,9 тыс. га. Появилась сосновая совка на площади более 5 тыс. га, действующая в комплексе с рыжим сосновым пилильщиком. Наблюдается рост площадей зеленой дубовой листовертки до 8,5 тыс. га, златогузки - до 1 тыс. га, непарного шелкопряда в восточных районах области.
Прогнозируемые размеры ослабления и усыхания лесов и площади очагов вредителей составляют не менее 16 процентов покрытых лесом земель области (таблица 2). Общая же площадь лесов с неудовлетворительным состоянием, нуждающихся в строгом контроле, составляет не менее 30 процентов покрытой лесом площади лесного фонда области. Причем для надежного выявления этих лесонасаждений на программный период требуется обследовать около 126 тыс. га, в том числе экспедиционно в среднем по 10 тыс. га ежегодно.
Таблица 2
Прогноз площадей с неудовлетворительным
санитарным и лесопатологическим состоянием
тыс. га
/----------------------------------------------------------------\
| | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
|------------------+--------+---------+--------+--------+--------|
| Площадь очагов | 2 | 2 | 2,2 | 2,5 | 2,5 |
| болезней | | | | | |
| | | | | | |
| Площадь очагов | 63 | 65 | 60 | 60 | 60 |
| вредителей | | | | | |
| | | | | | |
| Суммарное | 0,148| 1,046| 1,000 | 0,500 | 0,500 |
| усыхание | | | | | |
| | | | | | |
| Площадь | 3,5 | 4,0 | 3,5 | 2,5 | 2,5 |
| ослабленных лесов| | | | | |
| | | | | | |
| Всего лесов | 68,6 | 72,0 | 66,7 | 65,5 | 65,5 |
| неудовлетво- | | | | | |
| рительного | | | | | |
| состояния | | | | | |
| | | | | | |
| Объем мер борьбы | 17,0 | 35,6 | 36,0 | 35,0 | 35,0 |
\----------------------------------------------------------------/
Основным направлением совершенствования организации лесозащиты в области является формирование сети лесопатологов (их должно быть не менее 7 человек), а также создание специализированного структурного подразделения в управлении лесного хозяйства.
Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности и необходимые затраты рассчитаны на основании прогноза на программный период, приведены в приложении 5.
Потребность в биопрепаратах составит на 1998-2001 годы 0,6 тонн, а в химических средствах на авиаобработку - 6,5 тонн.
Ведение хозяйства в дубовых лесах
Дубовые леса Ростовской области относятся к наиболее ценным.
Анализ учета лесного фонда показывает, что за период с 1993 по 1998 годы площадь дубовых лесов области увеличилась на 1,0 тыс. га.
Для решения задачи предотвращения ухудшения состояния дубовых лесов предусматривается комплекс лесохозяйственных лесозащитных мероприятий.
Наибольший эффект при формировании дубовых лесов дают рубки ухода в молодняках. В 1998-2001 годах проведение рубок ухода в молодняках намечено на площади 2,0 тыс. га, то есть во всех нуждающихся в этом виде рубок дубовых насаждений.
В целях приведения дубрав в надлежащее санитарное состояние, формирование их оптимального состава и структуры в 1998-2001 годах предусматривается проведение других видов рубок ухода за лесом и санитарных рубок в объеме 4,4 тыс. га.
Дорожное строительство
Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования, успешная охрана лесов от пожаров и решение социально-экономических направлений, развитие инфраструктуры невозможно без строительства путей транспорта в лесном фонде.
Недостаточная густота дорожной сети, преобладание лесных дорог на песках и черноземах, плохое техническое состояние дорог не позволяет своевременно обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.
За последние годы объем строительства дорог лесохозяйственного назначения полностью прекращен.
В 1998-2001 годах необходимо простроить 8 км дорог лесохозяйственного назначения.
Затраты на строительство лесохозяйственных дорог в 1998-2001 годах должны составить 2,4 млн. руб.
4. Организация государственной лесной охраны
В целях усиления контроля за состоянием, охраной, воспроизводством и использованием лесов Программой предусматривается:
- довести численность работников гослесоохраны Ростовского управления лесами до 732 человек;
- построить в лесхозах управления 6 контор лесхозов и лесничеств, 24 кордона;
- обеспечить работников лесоохраны служебным оружием (560 ед.) и форменной одеждой (864 комплекта);
- приобрести и направить в лесхозы не менее 32 автомобилей, 480 мотоциклов класса "Урал", 8 лодок с моторами;
- для обеспечения оперативной связи лесоохраны во время несения дежурств необходимо направить в лесхозы 211 радиостанций типа "Кактус", "Карат" и "Ангара".
5. Научно-техническое обеспечение
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых отраслевыми институтами и проектными учреждениями. В разработке региональных проблем лесоводства, лесоведения и агролесомелиорации участвуют Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации (ВНИИЛМ), Всероссийский научно-исследовательский информационный центр по лесным ресурсам (ВНИИЦлесресурс), Воронежский лесотехнический институт (ВЛТИ), Донская лесоопытная станция (ДонЛОС), научно-исследовательский институт лесной генетики и селекции (НИИЛГиС), Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации (ВНИАЛМИ), Новочеркасская государственная мелиоративная академия (НГМА).
Тематика научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ на 1998-2001 годы охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства по следующим основным направлениям:
- научные основы многоресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;
- оптимизация развития, размещения и организации многоцелевого лесного хозяйства и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;
- разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений;
- совершенствование региональных экологически безопасных технологий для лесовосстановления на промышленной и селекционно-генетической основе;
- совершенствование систем контроля и прогнозирования, развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов защиты с применением экологически безопасных средств;
- разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств.
В условиях рыночной экономики предлагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством.
Недостаточное финансирование проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли.
В лесном хозяйстве используется вычислительная техника для решения многочисленных лесохозяйственных задач. Оснащенность лесного хозяйства компьютерами слабая и составляет на 01.01.98 г. 4,4% от необходимого уровня.
Разработанный проект программы информатизации органов лесного хозяйства (управление, лесхозы) области до 2001 года включительно предусматривает общие затраты в объеме 880 тыс. рублей.
Одна из важных проблем лесного хозяйства - выполнение международных обязательств, вытекающих из решений конференции ООН по управлению окружающей средой (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), ХI Всемирного Лесного Конгресса (1997 г., Турция). Эти обязательства затрагивают вопросы охраны и устойчивого развития лесов, сохранения разнообразия лесных экосистем, вопросы регулирования климата в связи с дисбалансом углекислого газа в атмосфере.
В настоящее время в рамках подготовки и реализации международных проектов "Комплекское управление и рациональное использование водных ресурсов Северо-Кавказского региона" разрабатывается проект "Роль леса в сохранении и приумножении водных ресурсов на территории Шолоховского района Ростовской области", ведутся работы по подготовке новых проектов.
6. Ресурсное обеспечение
О финансировании Программы в 2001 году см. Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2000 г. N 123-ЗС "Об областном бюджете на 2001 год"
Потребность в финансировании расходов на выполнение
программных мероприятий
Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1998-2001 годов в ценах 1998 года составляет 127,2 млн. руб. (таблица 4).
Учитывая сложную финансовую ситуацию в области, в перечень объектов строительства в период 1998-2001 годов включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений.
Общее количество объектов строительства, приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 1998-2001 годы, составляют примерно одну десятую часть от потребности лесхозов.
Таблица 3
Общая потребность в расходах
по Управлению лесами Ростовской области
млн. руб.
/----------------------------------------------------------------\
| | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
|------------------------+--------+----------+---------+---------|
| Затраты на | 20,6 | 23,3 | 25,2 | 27,2 |
| операционные расходы | | | | |
| | | | | |
| Капитальные вложения | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 6,0 |
| | | | | |
| Всего расходов | 24,6 | 27,3 | 29,2 | 33,2 |
\----------------------------------------------------------------/
В целом по управлению лесами Федеральной службы лесного хозяйства России в 1997 году общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства федерального бюджета - 11,8 млн. руб. (58,7%), целевые средства области и местные бюджеты - 0,09 млн. руб. (0,5%), собственные средства лесхозов - 7,7 млн. руб. (38,3%).
Таким образом, основными источниками финансирования являлись федеральный бюджет и собственные средства лесхозов, составившие в 1997 году 95,5 % общего объема затрат.
Таблица 4
Минимально необходимая потребность
в операционных расходах по Управлению лесами
Ростовской области
по видам лесохозяйственной деятельности
на 1998-2001 годы
млн. руб.
/----------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
|------------------------------+--------+--------+-------+-------|
| 1. Лесоустройство и | - | - | 1,2 | 1,2 |
| лесной мониторинг | | | | |
| 2. Рубки ухода и другие | 2,1 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
| лесохозяйственные работы | | | | |
| (кроме строительства | | | | |
| лесохозяйственных дорог) | | | | |
| 3. Воспроизводство лесов | 5,4 | 5,5 | 5,7 | 5,7 |
| 4. Лесозащитные работы | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| 5. Гидролесомелиоративные | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
| работы и строительство | | | | |
| лесохозяйственных дорог | | | | |
| 6. Проектно-изыскательские | 0,5 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
| работы | | | | |
| | | | | |
| Итого производственных | 10,1 | 11,3 | 12,7 | 12,7 |
| затрат | | | | |
| | | | | |
| 7. Содержание органов | 10,5 | 12,0 | 12,5 | 14,5 |
| лесного хозяйства, | | | | |
| включая лесхозы | | | | |
| 8. Прочие расходы | | | | |
| Всего расходов | 20,6 | 23,3 | 25,2 | 27,2 |
\----------------------------------------------------------------/
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 46%, из них 63,8% направляется на воспроизводство лесов (включающее лесовосстановление, рубки ухода в молодняках, прореживание и отвод площадей), затраты на содержание органов лесного хозяйства, включая лесхозы, составляют 38,8%.
Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Так, например, наличие кордонов составляет 11% от потребности, служебных помещений для лесхозов - 73%, для лесничеств - 74%.
Износ основных фондов с среднем превышает 60%, а их активной части - 70%.
Таблица 5
Потребность в расходах по источникам финансирования
в ценах 1998 года, млн. руб.
/----------------------------------------------------------------\
| | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 1998- |
| | | | | | 2001 |
|----------------------+-------+--------+-------+-------+--------|
| Общая потребность в | 24,6 | 27,3 | 29,2 | 33,2 | 114,3 |
| расходах -всего | | | | | |
| из них: | | | | | |
| 1. Федеральный бюджет| 14,6 | 15,2 | 15,8 | 16,4 | 62,0 |
| | | | | | |
| 2. Ассигнования из | - | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 18,0 |
| бюджета области - | | | | | |
| областной | | | | | |
| земельный налог | | | | | |
| | | | | | |
| 3. Собственные | 10,0 | 6,6 | 7,4 | 10,3 | 34,3 |
| средства | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Механизм финансового обеспечения
Лесным кодексом Российской Федерации и федеральной программой "Леса России" на 1997-2000 годы установлен механизм финансового обеспечения мероприятий по развитию лесного хозяйства.
Расходы на содержание территориальных органов управления лесным хозяйством, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, проектные работы в области лесного хозяйства, подготовку кадров, обеспечение форменным обмудированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета и собственных средств лесхоза, в том числе лесных податей и арендной платы.
Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств областного земельного налога. Конкретные объемы финансирования будут рассматриваться накануне принятия очередного бюджета области.
Необходимые расходы на воспроизводство лесов определяются на основании нормативов затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами, разработанных Федеральной службой лесного хозяйства России.
Трудовые ресурсы
Потребность в работниках государственной лесной охраны составляет: лесников - 464 человека, мастеров леса - 91 человек и лесничих - 101 человек.
В настоящее время фактическая численность ниже потребности: по лесникам - на 69 человек, мастерам леса - 21 человек и лесничим - 31 человек.
На выполнение требуемых объемов работ в лесном хозяйстве должно быть занято 1814 рабочих. Фактическая численность рабочих, занятых в лесном хозяйстве, значительно ниже и составляет 1198 человек, по причине недостаточного финансирования отрасли, в результате чего были снижены объемы по проведению рубок промежуточного пользования, часть технологических операций, предусмотренных технологическими картами, не выполняется.
При стабильном выделении финансирования Программой предусматривается увеличить численность квалифицированных рабочих в лесном хозяйстве.
Увеличение численности рабочих, занятых в лесном хозяйстве, поможет не только улучшить ведение лесного хозяйства, но и снизит остроту социальных проблем, связанных с безработицей.
7. Организация управления и контроля за ходом реализации
региональной программы
Выполнение Региональной программы развития лесного хозяйства области на 1998-2001 годы возлагается на Ростовское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, органы исполнительной власти в районах и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством.
Намеченные Программой показатели реализуются через соответствующие программы, разрабатываемые лесхозами совместно с районными органами власти.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Администрацией области и управлением лесами.
В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства, принять дополнения и изменения к Областному закону "О лесах Ростовской области" и другие нормативные документы.
Для управления реализацией Программы формируется региональная комиссия, возлагаемая заместителем Главы Администрации (Губернатора) области и руководителем управления лесами, с включением в ее состав руководителей структурных подразделений этой службы, а также ответственных представителей министерства сельского хозяйства и продовольствия области и Государственного комитета по охране окружающей среды Ростовской области.
Управление лесами ежегодно организует проверку хода реализации Программы и направляет:
- в Администрацию области аналитическую информацию о ходе работ по реализации Программы;
- доклад об эффективности получения и использования финансовых средств.
8. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и
экологической эффективности от реализации программных
мероприятий
Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1998-2001 годы, обеспечит:
ввод в категорию хозяйственно ценных 7,7 тыс. га древесных насаждений в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом;
перевод в категорию покрытых лесом земель 7,5 тыс. га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (5,2 тыс. га), естественного возобновления (2,3 тыс. га);
увеличение площади дубовых лесов на 200 га, в том числе за счет перевода лесных культур в покрытые лесом земли - на 100 га, естественного заращивания - 100 га.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Заместитель
управляющего делами -
начальник общего отдела
Администрации области |
Н.И. Гривенный |
Приложение 1
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Сводная ведомость затрат на выполнение
лесоустроительных и обследовательных работ
в ценах 1998 года, тыс. рублей
/----------------------------------------------------------------\
| | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
|----------------------------+--------+--------+--------+--------|
| Ростовское управление | - | - | - | 1290,0 |
| лесами | | | | |
| | | | | |
| Всего: | - | - | - | 1290,0 |
\----------------------------------------------------------------/
Приложение 2
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Объемы работ по основным направлениям
лесохозяйственной деятельности
по Ростовскому управлению лесами
/----------------------------------------------------------------\
| Показатели |Ед.изм.|1998 | 1999 | 2000 | 2001|Всего|
|------------------------+-------+-----+------+------+-----+-----|
|1. Лесоустройство, всего|тыс. га| - | - |338,2 |338,2|676,4|
|2. Воспроизводство лесов| | | | | | |
| в том числе: | | | | | | |
| - отвод лесосек |тыс. га| 8,4 | 8,4 | 8,4 | 8,4| 33,6|
| - посадка и посев леса |тыс. га| 2,4 | 2,5 | 2,6 | 2,6| 10,1|
| - рубки ухода за лесом |тыс. га| 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3| 9,2|
| в молодняках | | | | | | |
| - прореживание |тыс. м3|26,6 | 30,0 | 30,0 | 30,0|116,6|
|3. Рубки ухода за лесом |тыс. м3|31 | 40 | 40 | 40 |151,0|
| и выборочные санитар-| | | | | | |
| ные рубки (ликвидная | | | | | | |
| древесина) | | | | | | |
|4. Ввод молодняков в |тыс. га| 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,1| 6,8|
| категорию ценных | | | | | | |
| насаждений | | | | | | |
|5. Строительство дорог | км | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
| лесохозяйственного | | | | | | |
| назначения | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Приложение 3
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Объемы лесоразведения на сельскохозяйственных землях,
намечаемые к выполнению лесхозами
Ростовского управления лесами
га
/----------------------------------------------------------------\
| Виды работ |1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Всего|
|------------------------------+-----+------+------+------+------|
|Полезащитные лесные полосы | 50 | 1000 | 1000 | 1000 | 3050 |
| | | | | | |
|Противоэрозионные насаждения | 250 | 2000 | 2000 | 2000 | 6250 |
| | | | | | |
|Лесохозяйственные мероприятия | | | | | |
|в защитных лесных насаждениях:| | | | | |
| рубки ухода за лесом | 300 | 1000 | 1000 | 1000 | 3300 |
| санитарные рубки | - | - | - | - | - |
| реконструкция и восстанов- | - | 400 | 400 | 400 | 1200 |
| ление насаждений | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Приложение 4
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Внедрение прогрессивных технологий
в лесовосстановлении
/----------------------------------------------------------------\
| Показатели | Ед. | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
| | изм. | | | | |
|-------------------------+-------+-------+-------+-------+------|
| Создание лесных культур | % | 96 | 96 | 96 | 96 |
| на основе промышленных | | | | | |
| методов | | | | | |
| | | | | | |
| Заготовка лесных семян с| % | 20 | 20 | 20 | 20 |
| улучшенной | | | | | |
| наследственностью | | | | | |
| на лесосеменных | | | | | |
| плантациях, а также на | | | | | |
| постоянных участках | | | | | |
| | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| мелкохвойных пород | % | 20 | 30 | 40 | 40 |
| | | | | | |
| Выращивание посадочного |млн. шт| 6,0 | 6,0| 6,0| 6,0|
| материала из семян, | | | | | |
| собранных в объектах | | | | | |
| постоянной лесосеменной | | | | | |
| базы | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| посадочного материала с |млн. шт| 0,5 | 0,5| 0,5| 0,5|
| улучшенными | | | | | |
| наследственными | | | | | |
| свойствами | | | | | |
| | | | | | |
| Создание семенных, | га | 2,0 | 2,0| 2,0| 2,0|
| маточных плантаций и | | | | | |
| архивов клонов сосны | | | | | |
| в том числе: | | | | | |
| лесосеменных плантаций | га | 1,0 | 1,0| 1,0| 1,0|
| | | | | | |
| Механизация рубок ухода | % | 20 | 21 | 22 | 22 |
| в молодняках с | | | | | |
| применением катков- | | | | | |
| осветлителей и | | | | | |
| кусторезов | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Приложение 5
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Объемы работ по основным направлениям
лесозащитной деятельности производственные затраты
/----------------------------------------------------------------\
| Показатели | Ед. | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | Всего |
| |изм. | | | | | |
|-------------------+-----+-------+-------+-------+------+-------|
|Авиационные меры | га | 30787 | 30000 | 30000 | 30000|120787 |
|борьбы | | | | | | |
| в том числе: | | | | | | |
| биометодом | га | 1774 | - | - | - | 1774 |
| | | | | | | |
|Наземные меры | га | 4784 | 5000 | 5000 | 5000| 19784 |
|борьбы | | | | | | |
| | | | | | | |
|Лесопатологический | га |125970 |125970 |125970 |125970|125970 |
|мониторинг | | | | | | |
| | | | | | | |
|Экспедиционное | га | 7000 | 6000 | 16000 | 16000| 45000 |
|лесопатологическое | | | | | | |
|обследование | | | | | | |
| | | | | | | |
|Производственные | тыс.| 1514 | 1700 | 2000 | 2000| 7214 |
|затраты - всего | руб.| | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Приложение 6
к Региональной целевой программе
"Леса Ростовской области"
на 1998-2001 годы
Основные показатели по организации
государственной лесной охраны
по Ростовскому управлению лесами
/----------------------------------------------------------------\
| Показатели | Ед. | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
| | изм. | | | | |
|-----------------------------+------+------+------+------+------|
|Численность работников | чел. | 711 | 721 | 732 | 732 |
|государственной лесной охраны| | | | | |
| | | | | | |
|Потребность в служебных | | | | | |
|помещениях: | | | | | |
|конторы лесхозов и лесничеств| шт. | 2 | 2 | 2 | 2 |
|кордоны | шт. | 6 | 6 | 6 | 6 |
| | | | | | |
|Потребность в служебном | шт. | 130 | 130 | 150 | 150 |
|оружии | | | | | |
| | | | | | |
|Потребность в транспортных | | | | | |
|средствах: | | | | | |
|автомобили "УАЗ-469" | шт. | 8 | 8 | 8 | 8 |
|мотоциклы "Урал" | шт. | 120 | 120 | 120 | 120 |
|лодки моторные "Казанка", | шт. | 2 | 2 | 2 | 2 |
|"Прогресс" | | | | | |
|лодочные моторы "Вихрь" | шт. | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | | |
|Потребность в форменной | шт. | 300 | 400 | 432 | 432 |
|одежде для работников | | | | | |
|государственной лесной охраны| | | | | |
| | | | | | |
|Потребность в радиостанциях | шт. | 53 | 55 | 53 | 50 |
|типа "Кактус", "Карат", | | | | | |
|"Ангара" | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Ростовской области от 10 февраля 1999 г. N 40 "О реализации мероприятий федеральной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.