Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 июня 1999 г. N 199
Муниципальные требования к системе образования
города Ростова-на-Дону
Введение
Муниципальные требования представляют собой совокупность норм, правил, условий, устанавливающих общественнопризнанный обязательный порядок взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных субъектов городского сообщества в организации, функционировании и развитии муниципальной системы образования города, состоящей из органов управления образования, дошкольных, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений обеспечения образования, учредителем которых в соответствии с постановлением главы администрации города N 972 от 16.08.93 "О порядке учреждения муниципальных образовательных учреждений и закреплении за ними муниципального имущества" выступает Управление образования администрации города.
Муниципальные требования построены на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании";
- Областного Закона "О территориальном общественном самоуправлении в Ростовской области";
- Устава г. Ростова-на-Дону;
- Уставов городского Управления образования, районных отделов образова-ния и уставов муниципальных образовательных учреждений.
Муниципальные требования отражают результаты реформирования муниципальной системы образования, направления ее стабилизации и дальнейшего развития с учетом положительного опыта деятельности образовательных учреждений г.Ростова-на-Дону, их саморазвития в условиях новой социально-экономичес-кой ситуации.
Реализация муниципальных требований направлена на стабилизацию образовательной ситуации в городе и создание условий для выполнения образовательными учреждениями, работниками образования, административными структурами гуманитарно-защитных функций по отношению к детям, родителям (лицам их заменяющим), на сотрудничество, взаимодействие всех лиц и организаций, заинтересованных в развитии образования, на осуществление единой образовательной политики.
I. Общие положения
1. Муниципальная образовательная политика
Муниципальная образовательная политика основывается на общих принципах развития образования, отраженных в Законе РФ "Об образовании" (гуманистический характер образования, приоритет жизни, здоровья, свободного развития детей, общедоступность и гарантия получения образования любого уровня), и включает положения, реализация которых отражает специфику развития и управления образованием в г.Ростове-на-Дону:
- сохранение единого образовательного пространства на муниципальном уровне, признание приоритетного значения результатов образования для развития города;
- светский характер образования в муниципальных образовательных учреждениях ;
- укрепление связей образования и науки, создание в городе единого научно-педагогического комплекса "Школа-ВУЗ", научное обеспечение развития образования;
- переход образовательных учреждений к личностно-ориентированному типу образования;
- обеспечение социальной защиты и поддержки основных субъектов образования - учащихся, педагогов, родителей (лиц их заменяющих), предоставление им социальных гарантий в области муниципального образования;
- использование образовательными учреждениями экономических механизмов выживания и саморазвития (инвестиции, бизнес-план, дополнительные образовательные услуги и др.);
- обеспечение взаимодействия образования с культурой, медициной и другими отраслями;
- координация деятельности всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей(лиц их заменяющих), как реальных носителей целей и ценностей образования;
- участие в развитии образования представителей государственной власти и общественности, органов местного самоуправления, ученых и интеллигенции, представителей бизнеса и финансовых кругов, заинтересованных в развитии города через образование.
2. Социальные гарантии и обеспечение прав
граждан г.Ростова-на-Дону на получение образования
2.1. Учредитель (Управление образования администрации г.Ростова-на-Дону) создает сеть образовательных учреждений в соответствии с образовательными запросами городского сообщества. Инфраструктура муниципальной системы образования включает образовательные учреждения разного вида: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, центры образования, учреждения дополнительного, специального (коррекционного) образования, учреждения господдержки, негосударственные образовательные учреждения. В их создании и выборе учитываются пожелания родителей и детей.
2.2. Органы местного самоуправления (администрация города) обеспечивают условия для получения бесплатного образования в объеме и качестве, гарантированном государственными стандартами. Для граждан, желающих дать своим детям образование ,превышающее государственный стандарт, в образовательных учреждениях создаются условия для организации дополнительных образовательных услуг, в том числе и на платной основе. В этих целях районные отделы образования (образовательные учреждения) проводят социологические опросы, тестирование, изучают потребности и заявления родителей (лиц их заменяющих), заключают договоры с родителями (лицами их заменяющими), и др.
2.3. Каждое образовательное учреждение составляет свою образовательную программу с учетом мнений и пожеланий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей (лиц их заменяющих), представителей органов местного самоуправления), в которой определяется:
- содержание учебного плана;
- структура и содержание дополнительного образования;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- механизмы управления качеством образовательного процесса;
- направления и формы осуществления педагогического мониторинга.
В проектировании образовательной программы принимают участие все субъекты образования на муниципальном уровне.
Образовательная программа утверждается педагогическим советом или Советом образовательного учреждения.
2.4. Органы местного самоуправления создают условия для социальной поддержки всех учащихся дошкольных и школьных образовательных учреждений города. Контингент детей, нуждающихся в адресной поддержке, определяется руководителем образовательного учреждения на основании показателей, определяемых Департаментом социальной защиты населения г.Ростова-на-Дону и утверждается Главой администрации города.
Интересы детей из таких семей защищаются путем:
- первоочередного обеспечения бесплатным горячим питанием в школьной столовой;
- первоочередного предоставления им учебников и необходимых пособий в школьных библиотеках;
- обеспечения их бесплатным проездом в муниципальном транспорте;
- ежегодного выделения стипендий для наиболее одаренных детей в размере, определяемом Мэром города;
Главы администраций районов в соответствии с представлениями районного отдела образования координируют деятельность служб, ведомств, юридических лиц по обеспечению адресной поддержки малообеспеченных и многодетных семей в приобретении школьной одежды, учебников и др.
3. Структура управления системой образования города
3.1. Управление системой образования в городе носит государственно-общественный характер и осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими законодательными актами, Уставом г. Ростова-на-Дону, Уставами Управления образования и отделов образования администрации районов, уставами образовательных учреждений.
3.2. Управление системой образования строится на программно-целевой основе имеет государственно-общественный характер.
3.3. Структура муниципального управления системой образования города:
- Управление образования администрации города;
- Районный отдел образования;
- Администрация образовательного учреждения;
строится в соответствии с порядком разграничения компетенции органов управления образования и органов местного самоуправления. Компетенция закрепляется договорными отношениями между:
- Учредителем (Управление образования) и образовательным учреждением;
- Управлением образования и районными администрациями;
- Управлением образования и службами, отделами, Управлениями администрации города.
3.4. Общественное управление образованием в г.Ростове-на-Дону обеспечивается функционированием выборных органов, действующих нормативных документов, разрабатываемых на соответствующих уровнях системы образования: на уровне образовательного учреждения, района в городе, на городском уровне.
На уровне образовательного учреждения:
Конференция образовательного учреждения подводит итоги работы за год и определяет задачи будущего года;
Совет учреждения осуществляет общее самоуправление в вопросах определения приоритетов в направлении развития, обеспечения качества, защиты прав и интересов участников образовательного процесса. Координирует направление деятельности всех субъектов образовательного процесса, утверждает социально-экономическую программу развития образовательного учреждения.
Педагогический совет определяет содержание, технологии, механизмы реализации образовательной деятельности, анализирует и утверждает результаты, определяет стратегию и тактику развития образовательного процесса , утверждает образовательную программу учреждения.
Родительский комитет осуществляет родительское самоуправление в классных группах, формирует образовательный заказ для утверждения на педагогическом совете
Органы самоуправления учащихся осуществляют механизмы самоуправления и самообслуживания учащихся, формируют гражданскую активность личности ребенка.
На уровне микрорайона образовательного учреждения:
Попечительский Совет осуществляет деятельность по привлечению инвестиций для обеспечения реализации образовательных программ, создает Фонд развития учреждения, определяет приоритетность финансовых инвестиций в образовательный процесс.
Об утверждении примерного Положения о Попечительском Совете муниципальных образовательных учреждений см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 16 мая 2000 г. N 1195
На уровне района города:
Конференция
Совет по образованию
Попечительский Совет с Фондом поддержки образования.
На городском уровне:
Конференции
Совет по образованию
Коллегия администрации города
Попечительский Совет с Фондом поддержки образования.
3.5. Содержание управленческой деятельности различных органов самоуправления образованием должно включать решение следующих проблем:
- обеспечение государственных гарантий образования;
- создание служб развития и поддержки образования, организация научно-методического обеспечения образовательного процесса;
- контроль за качеством образования;
- социальная защита педагогических кадров и повышение уровня их профессионально-педагогической культуры;
- разработка и финансовая поддержка программ развития образования;
- организация экспертизы деятельности образовательных учреждений, функционирования и развития системы образования;
- формирование нормативно-правовой базы развития системы образования;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением прав личности ребенка, родителей, педагогов в образовании;
- обсуждение целевых проектов и программ развития образования (в том числе межведомственных);
- формирование фондов поддержки и развития образования на всех уровнях;
- обеспечение взаимодействия образования и социокультурной среды, их взаимообогащение и развитие;
- включение общественности в процесс принятия и реализации решений на всех уровнях управления образованием.
3.6. Органы общественного самоуправления образовательного учреждения должны быть зарегистрированы в соответствии с Законом "Об общественных объединениях" и осуществлять свою деятельность в рамках заключенного с образовательным учреждением договора.
Организационная структура органов самоуправления образовательного учреждения определяется учредительными документами с соблюдением требований Закона "Об общественных объединениях".
II. Образование и воспитание в муниципальной
образовательной системе
4. Муниципальные критерии качества образования
4.1. Качество образования оценивается по уровню исполнения муниципальных требований к результатам образовательной деятельности, содержанию обучения и воспитания, по условиям, обеспечивающим образовательный процесс и предполагает:
- свободный доступ учащихся к информации, культуре, творчеству, возможность выбора основного и дополнительного образования;
- сохранение жизни, физического, психического и нравственного здоровья детей;
- способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
- способность образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, обеспечить морально-психологическую комфортность учащегося в образовательном процессе;
- наличие в образовательном учреждении предметно-развивающей среды, удовлетворяющей потребности развития различных категорий учащихся: одаренных, требующих коррекции, трудных;
- демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов;
4.2. Критериями качества результатов образовательной деятельности являются достижения учащихся, проявленные:
- в освоении учебных предметов и изучении основ наук;
- в исследовательской деятельности;
- в спорте;
- в занятиях искусством;
- в техническом творчестве;
- в общественной деятельности в органах ученического самоуправления (гражданской активности).
4.3. Качество образования проявляется в его способности обеспечить уровень воспитанности учащихся, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности.
4.4. Критериями качества условий, обеспечивающих образовательный процесс, выступают:
- обеспечение заказа родителей на соответствующий уровень образования учащихся;
- материально-техническое и программно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений;
- открытость социальной среде, его способность снизить уровень напряженности в социуме;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
5. Содержание и технология обучения
5.1. Содержание муниципального образования включает учебные предметы федерального, регионального, муниципального и школьного уровня. Содержание муниципального образования должно отвечать требованию вариативности (то есть создавать условия, обеспечивающие возможность выбора предметов и курсов, удовлетворяющих познавательный интерес и потребности учащихся).
5.2. Совершенствование содержания образования осуществляется учреждениями в соответствии с положениями личностно-ориентированного образования:
- обогащение содержания общечеловеческими, национальными, региональными ценностями;
- обогащение содержания гуманитарными компонентами: учебными предметами и знаниями о человеке, обществе, культуре, экологизация и эстетизации содержания;
- усиление деятельностно-творческого слоя содержания, включение в содержание различных видов предметной и исследовательской деятельности, творческих работ и заданий, проблемных ситуаций;
- приближение содержания к личности учащегося: включение в содержание субъектного опыта, жизненных проблем детей, дифференциация и индивидуализация содержания обучения;
- информатизация образования.
5.3. В целях создания и формирования у учащихся целостной картины мира осуществляется интеграция содержания образования, разрабатываются интегрированные учебные курсы. Интеграция - есть ведущее требование к содержанию современного образования.
5.4. Необходимым условием реализации содержания образования является применение соответствующих особенностям детей педагогических технологий. В условиях личностно-ориентированного образования приоритетное значение имеют смысло-поисковые, развивающие, творческие, коммуникативные технологии и технологии педагогической поддержки личности ребенка в обучении.
5.5. Технологии личностно-ориентированного образования должны отвечать следующим требованиям: деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуальности ученика, предоставление ему необходимого пространства свободы для развития, принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
6. Воспитание в муниципальном образовательном учреждении
6.1. Воспитание является неотъемлемой частью муниципального образования, обеспечивающей необходимые условия для:
- осуществления исторического процесса смены поколений на основе овладения детьми общечеловеческими и национальными ценностями, традициями, культурными ценностями общества;
- сохранения, воспроизводства и развития культуры;
- сохранения пространства и мира детства;
- индивидуального развития каждого ребенка как субъекта личной и общественной жизни, культуры, истории.
6.2. Воспитательная деятельность муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания Человека Культуры как свободной, духовной, гуманной личности, ориентированной на творческое самоопределение в мире культурных ценностей, способной к адаптации, нравственной саморегуляции в изменяющейся социокультурной ситуации.
6.3. Основными ценностями воспитания являются личность ребенка, его жизнь, здоровье, развитие, эмоциональное благополучие и защита.
6.4. Воспитательный процесс в образовательных учреждениях города имеет личностно-ориентированный характер и реализуется на основе:
- сотрудничества педагогов , родителей и учащихся;
- соответствия педагогических технологий возрастным, физиологическим и психологическим особенностям учащихся;
- природосообразности;
- культурного самоопределения.
6.5. Содержание воспитания в образовательных учреждениях не регламентируется, оно наполняется реальными проблемами детской жизни, возникающими в школе, семье, микрорайоне.
6.6. В условиях дегуманизации, происходящей в обществе, воспитание следует рассматривать как социально-педагогическую защиту, помощь и заботу о детях. Воспитание должно выполнять культурно-развивающие, оздоравливающие, компенсирующие, адаптационные функции. Особую значимость это имеет для дезадаптированных подростков, детей-инвалидов, сирот, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, например, беженцев.
6.7. Для решения острых воспитательных проблем в образовательных учреждениях разрабатываются и реализуются комплексные воспитательные программы: "Здоровье детей", "Экология детства", "Милосердие", "Одаренные дети", "Гражданское воспитание" и др.
О создании городской межведомственной комиссии по реализации городской целевой комплексной программы "Одаренные дети" см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 14 марта 2001 г. N 625
6.8. Развитие интеграционных процессов должно способствовать возникновению образовательных микрорегионов, которые объединяют усилия всех субъектов социокультурной сферы (образования, культуры, медицины, правоохранительных органов и др.) в целях воспитания, социальной защиты, культурной идентификации, социализации, творческого саморазвития каждой детской личности.
7. Требования к программно-методическому обеспечению
в муниципальных образовательных учреждениях
7.1. Для реализации образовательных программ дошкольных образовательных учреждений , учреждений дополнительного образования, учебного плана общеобразовательных учреждений используются государственные федеральные учебные программы с обязательным соблюдением количества учебных часов, указанных в программе, или учебные программы, прошедшие экспертизу на уровне Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Выбор учебников осуществляется из перечня Федерального комплекта учебников.
7.2. Региональные компоненты учебного плана формируются с использованием:
- регионального Базисного учебного плана;
- проектов региональных стандартов, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
В образовательные программы включаются муниципальные компоненты, такие как: "География и природа Дона", "История, культура и экономика г.Ростова-на-Дону", "Гражданин г.Ростова-на-Дону", "Патриотическое воспитание молодого человека" и др., в которых отражены регионально-национальные традиции развития Донского края и г.Ростова-на-Дону.
7.3. Содержание образовательной программы учреждений образования, отражающее особенности вида образовательного учреждения, формируется за счет вариативной части учебного плана и программ дополнительного образования. Эти предметы и курсы обеспечиваются учебными программами и методическими пособиями, разрабатываемыми самим учреждением образования, согласованными с учредителем.
Обязательной частью учебного плана является пояснительная записка, определяющая возможности сохранения содержания государственных учебных программ (стандартов) и устранения перегрузки учащихся в учебном процессе.
7.4. Родители вправе на основе договора с образовательным учреждением выбрать повышенный стандарт образования, реализуемый за счет увеличения числа предметов или курсов дополнительного образования или учебных услуг, осуществляемых за рамками учебного плана. В этом случае родители выступают в роли заказчиков и инвесторов повышенного уровня образования.
7.5. Ответственность за качество и условия добровольности выбора оказываемых услуг несет руководитель образовательного учреждения.
III. Муниципальные требования к субъектам
образовательного процесса
8. Муниципальные требования к руководителям
образовательных учреждений
8.1. Руководитель образовательного учреждения должен уметь:
- определять стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения;
- решать научные, учебно-методические, административные и другие вопросы, обеспечивающие государственные гарантии личности в образовании;
- создавать в коллективе педагогов,учащихся и родителей атмосферу вза-имного уважения, высокой требовательности, сочетаемой с доброжелательностью и гуманно-личностным подходом к педагогам и учащимся, а также несет ответственность за соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса в порядке установленном законодательством РФ;
8.2. Руководитель образовательного учреждения обязан:
- пройти аттестацию на должность в порядке, предусмотренном законодательством;
- через 3 года работы в должности аттестоваться на квалификационную категорию, которая в последующем подтверждается каждые 5 лет;
- иметь удостоверение о прохождении курсов по охране труда обучающихся и работников.
9. Муниципальные требования к педагогическим
работникам системы образования г. Ростова-на-Дону
9.1. Педагог, работающий в системе муниципального образования, обладает высоким уровнем педагогической культуры:
- имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
- проявляет гуманную педагогическую позицию;
- заботится об экологии детства,сохранении духовного и физического здоровья детей;
- умеет работать с содержанием образования, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- владеет современными педагогическими технологиями,проявляет заботу о поддержке индивидуальности каждого ребенка.
9.2. Педагог системы образования г.Ростова-на-Дону должен, как правило, иметь:
- высшее педагогическое или высшее профессиональное образование для общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- сертификат о прохождении курсов повышения квалификации (не реже 1-го раза в 5 лет) в областях, сопряженных с предметной деятельностью, и новых педагогических технологий;
- свидетельства о прохождении учебного курса по правилам и нормам охраны труда,по технике безопасности и противопожарной защите и действий в чрезвычайных ситуациях.
10. Муниципальные требования к родителям
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса и реализуют свои педагогические функции по следующим направлениям:
- выбирают образовательное учреждение для обучения ребенка;
- участвуют в проектировании;
- знакомятся с ходом образовательного процесса, а также оценками успеваемости их детей.
Родители обязаны знать и выполнять устав образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, условия договора с образовательным учреждением.
Родители должны:
- защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать нарушения прав детей;
- обеспечивать право ребенка на образование, отдых и досуг, свободное участие в культурной жизни городского сообщества;
- защищать ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования;
- обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования.
Родители несут ответственность за поведение ребенка в общественных местах и осуществляют контроль за временем его пребывания вне дома.
11. Муниципальные требования к учащимся
Ученик является главным субъектом муниципальной системы образования. Основным результатом муниципальной образовательной деятельности является способность выпускника быть полезным обществу, его психическое и физическое здоровье, умение и желание трудиться для блага своего города, своей семьи.
Учащийся в процессе образования должен:
- знать и выполнять положения устава образовательного учреждения;
- быть требовательным к себе, дисциплинированным в выполнении учебных заданий, проявляя при этом самостоятельность и ответственность;
- укреплять свое физическое здоровье, своевременно принимать решения, исключающие возникновение какой-либо угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя;
- проявлять уважение к окружающим, сдерживать свои эмоциональные переживания, быть всегда приветливым в общении;
- при нахождении в общественных местах соблюдать требования к норме поведения, времени пребывания до 23.00, неукоснительно выполнять требования работников органов внутренних дел или служб, обеспечивающих безопасность мероприятий;
- проявлять уважение к символам города, историческим и общественным традициям ростовчан, любить свой город и создавать условия для его процветания.
IV. Финансирование муниципальной системы
образования города
12. Муниципальная финансовая политика в области образования
12.1. Организационно-правовой основой муниципальной образовательной политики является программа планирования социально-экономического развития отрасли образования. Центральное место в планировании основных направлений и показателей развития системы образования города занимает программа социально-экономического развития образовательного учреждения, составляемая под руководством директора и утверждаемая Советом образовательного учреждения.
12.2. С целью определения размера капитальных вложений на восстановление эксплуатационной надежности объектов образования на уровне образовательного учреждения, районного и городского муниципального образования создаются межведомственные комиссии.
12.3. Городская комиссия на основании результатов проводимых обследований дает заключение о включении объекта в Программу первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования или дает рекомендацию главам администраций районов о включении рассмотренных объектов в программу социально-экономического развития районов в форме муниципального заказа.
12.4. Городское Управление образования на основе долгосрочной Программы первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования, сформированной межведомственной комиссией, представляет ежегодно целевую программу для согласования с Департаментом строительства и перспективного развития с целью включения ее в "Программу социально-экономического развития города", которая утверждается городской Думой.
12.5. Заказчиком на проектно-сметную документацию, выполнение ремонтно-восстановительных работ, проведение тендера выступает Департамент строительства и перспективного развития города.
Главой администрации района утверждается график финансирования ремонтно-восстановительных работ по согласованию с Департаментом, открывается специальный счет при районных отделах образования для аккумулирования средств на финансирование выполняемых работ в соответствии с графиком. Финансирование работ со специальных счетов осуществляется районными отделами образования (городское Управление образования - в случае городских объектов) по согласованию с Департаментом строительства и перспективного развития. Данная схема по каждому объекту закрепляется протоколом, утвержденным Мэром города.
12.6. С целью поддержания и развития отрасли определяются размеры и привлекаются внебюджетные средства, которые направляются на реализацию программ стабилизации и социально-экономического развития образовательных учреждений.
13. Финансирование образовательных учреждений
13.1. Деятельность муниципального образовательного учреждения финансируется из муниципального бюджета его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и муниципальным образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
13.2. Муниципальные образовательные учреждения для осуществления бюджетного финансирования имеют расчетный счет в банке, уполномоченном осуществлять операции с муниципальными финансами. Образовательное учреждение может осуществлять расчетно-кассовое обслуживание по договору в муниципальных учреждениях-межведомственных расчетных центрах образования соответствующего уровня (район, город). Схема финансирования муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
13.3. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.
13.4. Муниципальное образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Поступление учащихся в муниципальные образовательные учреждения города любого типа и вида является бесплатным, что категорически исключает взимание платы (вступительного взноса) за прием.
13.5. Для аккумулирования дополнительных внебюджетных средств образовательное учреждение должно иметь собственный внебюджетный расчетный счет. Бухгалтерский учет расчетно-кассовых операций по расчетному счету может вестись образовательным учреждением по договору с муниципальным учреждением межведомственного расчетного центра образования соответствующего уровня (район, город). Привлечение муниципальным образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 13.4. настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.
13.6. В пределах имеющихся внебюджетных средств муниципальные образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке учащихся, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе на приобретение учебных принадлежностей.
13.7. Обязательным условием для расходования внебюджетных средств для муниципальных образовательных учреждений является смета расходов, утвержденная Управлением образования администрации города. Для немуниципальных образовательных учреждений смета расходов согласовывается с учредителем. Контрольные функции за правильностью использования внебюджетных средств осуществляет учредитель или по его поручению районный отдел образования.
Муниципальные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. При этом доля расходов на заработную плату утверждается районным отделом образования по согласованию с учредителем.
V. Отношения собственности и материально-техническое обеспечение
в муниципальной системе образования
14. Отношения собственности в муниципальной системе образования
14.1. Мэром города функции учредителя муниципальных образовательных учреждений делегированы Управлению образования администрации г.Ростова-на-Дону. За муниципальными образовательными учреждениями в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель с согласия Комитета по управлению имуществом закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).
14.2. Объекты собственности, закрепленные за муниципальным образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
14.3. Муниципальное образовательное учреждение несет ответственность перед муниципальным сообществом за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем.
14.4. Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой муниципальной собственности.
14.5. В соответствии со статьей 39 п.7 Закона РФ "Об образовании" муниципальному образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, также на доходы от собственной деятельности муниципального образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
14.6. Муниципальное образовательное учреждение по согласованию с Комитетом по управлению имуществом и городским Управлением образования (Постановление Мэра N 855 от 13.05.98 "О мерах по повышению эффективности использования нежилого фонда муниципальной собственности") вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия Совета муниципального образовательного учреждения по расценкам сдачи в аренду нежилого фонда муниципальной собственности, установленных Комитетом по управлению имуществом. Средства, полученные муниципальным образовательным учреждением, за исключением доли учредителя, которая может составлять до 5% получаемых от сдачи в аренду средств в качестве арендной платы, используются для обеспечение и развитие образовательного процесса в данном муниципальном образовательном учреждении.
14.7. Долю учредителя муниципальное образовательное учреждение перечисляет на субсчет городского Управления образования. Средства, аккумулируемые на этом счете , имеют целевое предназначение и используются для финансирования по смете расходов программ Управления образования.
15. Материально-техническая база муниципального
образовательного учреждения
15.1. Муниципальное образовательное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленных за ним зданий, сооружений, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне, не ниже определяемого нормативами, действующими в г.Ростове-на-Дону.
15.2. Развитие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним (бюджетных) и собственных средств.
15.3. Организационно-правовой основой материально-технического обеспечения отрасли является социально-экономическая программа развития.
Для учреждения государственной поддержки дополнительного образования социально-экономическая программа развития составляется и реализуется Управлением образования администрации г.Ростова-на-Дону.
Для учреждений образования, получающих бюджетное финансирование из районных казначейств, социально-экономические программы развития утверждаются главами администраций районов.
15.4. В целях создания условий жизнеобеспечения в учреждениях образования, а так же для реализации социально-экономических программ развития отрасли образования главы администраций районов:
- обеспечивают целевое выделение средств на сохранение фонда зданий объектов;
- формируют задания по привлечению внебюджетных средств на проведение ремонтно-восстановительных работ в соответствии с расчетами Межведомственной городской комиссии по повышению эксплуатационной надежности объектов образования;
- реализуют ежегодные мероприятия долгосрочной Программы первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования;
- формируют и реализуют план мероприятий по подготовке учреждений образования к зиме;
- обеспечивают процессы подготовки и передачи наружных коммуникаций учреждений образования эксплуатирующим организациям.
О Программе информатизации и материально-технического обеспечения образовательных учреждений города Ростова-на-Дону на 2002-2005 гг. см. решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 19 июня 2002 г. N 102
VI. Дополнительная платная деятельность
образовательных учреждений
16. Платные дополнительные образовательные услуги муниципального
образовательного учреждения
16.1. Муниципальные образовательные учреждения могут оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительны образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
16.2. Доход от указанной деятельности муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату. Данная деятельность не относится к предпринимательской.
16.3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
17. Платная образовательная деятельность негосударственных
образовательных учреждений, в которых соучредителем
выступает городское Управление образования
17.1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
17.2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
18. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность
Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся деятельностью в нарушение законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход местного бюджета в установленном порядке.
19. Предпринимательская деятельность муниципального
образовательного учреждения
19.1. Муниципальное образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
19.2. Деятельность муниципального образовательного учреждения по реализации производимой продукции, работ и услуг (предусмотренных уставом данного образовательного учреждения) относятся к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
19.3. Учредитель или органы местного самоуправления вправе остоновить предпринимательскую деятельность муниципального образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22 июня 1999 г. N 199 "О принятии "Муниципальных требований к системе образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.