Областным законом Ростовской области от 10 сентября 2002 г. N 256-ЗС Областной закон Ростовской области от 30 ноября 1998 г. N 14-ЗС "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" признан утратившим силу с 1 января 2003 года
Настоящая Инструкция принята во исполнение пункта 4 постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 25 мая 1999 г. N 155
См. Обзор ответов Управления МНС РФ по Ростовской области по наиболее часто встречающимся вопросам по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности
1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон, от 30.11.98 N 14-ЗС "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", который определяет порядок установления единого налога, плательщиков, налогооблагаемую базу, ставку, льготы, порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Для плательщиков единого налога с 1 января 1999 года на территории Ростовской области не применяется абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и решение Законодательного Собрания области "Об установлении объектов обложения единым налогом и ставок единого налога для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" от 22 ноября 1996 года N 103, применяют предприятия и индивидуальные предприниматели, которые по видам деятельности не подпадают под действия Областного закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". При этом деятельность организации должна быть отражена в уставных документах. Предприниматели без образования юридического лица должны иметь свидетельство на указанный вид деятельности.
Со дня введения единого налога, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом дополнений и изменений), в том числе налог с продаж, за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога с владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, переведенных на уплату единого налога;
9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Со дня введения единого налога на территории области с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 5 Федерального закона от 04.01.99 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" введена норма, согласно которой плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлена в размере 1 процента от выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Поэтому для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, сохраняется определенная пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, обязанность начислять и удерживать обязательные страховые взносы с работников в размере 1 процента от выплаченных доходов.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателями-организациями в размере 28 процентов, а также индивидуальными предпринимателями в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, не начисляются.
Не начисляются индивидуальными предпринимателями страховые взносы в размере 28 процентов от начисленных в пользу наемных работников сумм доходов в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (письмо МНС РФ от 26.05.99 N ГБ-6-08/435).
2. Плательщики налога
Плательщиками единого налога (далее - налогоплательщиками) являются юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Ростовской области в сферах деятельности, установленных статьей 2 Областного Закона.
Предусмотренная законом среднесписочная численность работников в организациях, занятых в сфере общественного питания, розничной торговле и оказания транспортных услуг, должна исчисляться согласно "Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения", утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 07.12.98 N 121.
Деятельность предпринимателей по оказанию бухгалтерских, юридических и аудиторских услуг с 01.07.99 г. исключена из сфер деятельности, подпадающих под налогообложение единым налогом и с этого времени они являются плательщиками подоходного налога с физических лиц.
Юридические лица и предприниматели (в т. ч. сельскохозяйственные предприятия), реализующие продукцию собственного производства через принадлежащие им магазины или другие места торговли (например рынки) с 01.07.99 г., не являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вид деятельности должен облагаться в общеустановленном порядке. В случае, если указанные налогоплательщики через свою торговую сеть реализуют собственную продукцию и покупные товары, они должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов по реализуемой собственной продукции и покупных товаров и уплачивать единый налог на вмененный доход как осуществляющие розничную торговлю покупными товарами.
Для плательщиков единого налога на вмененный доход сохраняется действующий порядок регистрации и постановки на учет в налоговых органах. Те из них, которые зарегистрированы за пределами населенного пункта, в котором осуществляется деятельность, встают на учет и получают свидетельство в налоговых органах по месту осуществления деятельности в порядке, установленном пунктом 1 статьи 83 Налогового Кодекса Российской Федерации. Эти требования распространяются также на налогоплательщиков, осуществляющих розничную выездную (нестационарную) торговлю горюче-смазочными материалами. Предприятия, имеющие филиалы и подразделения не по месту своего нахождения, обязаны стать на учет в соответствующей налоговой инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства.
Без постановки на учет в месте осуществления деятельности налогоплательщикам разрешается лишь розничная торговля в местах, не имеющих торговой площади, с рук, лотков, автомашин, автоприцепов, открытых прилавков, в том числе внутри крытых рыночных помещений и предпринимателям, реализующим товары в стационарных условиях (ст. 83 НК РФ).
Перечень видов деятельности по оказанию услуг физическим лицам, приведенный в областном Законе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в связи с чем под действие данного Закона не подпадают предприятия и организации, а также предприниматели, оказывающие услуги физическим лицам по исполнению индивидуальных заказов по пошиву обуви, изготовлению мебели, памятников и надгробий, если таковые не относятся к металлическим изделиям и т.п.
Поскольку правила уплаты единого налога на вмененный доход распространяются только на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, определенных Законом, иные виды деятельности, осуществляемые ими, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Многопрофильные предприятия (предприниматели), осуществляющие деятельность, не переведенную на уплату единого налога (например: производство, оптовая торговля или оказывающие бытовые услуги юридическим лицам (прачечная, оказывающая услуги воинской части; пошив спецодежды для предприятий; фото- и киноуслуги ателье и лабораторий; химчистки, оказывающие услуги организациям; ветеринарное лечение, оказываемое сельхозпредприятиям и т.д.), ведут раздельный учет имущества, доходов (расходов), численности работников по каждому виду деятельности и уплачивают налоги, сборы, платежи во внебюджетные фонды на общих основаниях.
Отличительным признаком оказания услуг физическим и юридическим лицам являются заключенные договоры и оплата (документы, подтверждающие оплату, реквизиты юридических лиц или граждан).
При определении конкретных услуг по видам деятельности, предусмотренных указанным законом, следует руководствоваться "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг" ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N 17.
3. Определение вмененного дохода
Базовая доходность по всем сферам деятельности и физические показатели установлены Приложением N 1 к областному закону и являются едиными на всей территории области.
Для организаций и предпринимателей, работающих в сфере оказания бытовых услуг физическим лицам, косметологических, парикмахерских, а также ветеринарных и зооуслуг, физическим показателем является оборудованное рабочее место - место, оснащенное оборудованием, необходимым для выполнения определенной работы (услуги), независимо от сменности.
При определении указанного показателя следует учитывать индивидуальность каждого предприятия, а также участие каждого рабочего места в процессе производства. Например, количеством рабочих мест в парикмахерской будет являться количество кресел и других мест работы мастера. В автомастерской - количество по конкретному виду оказываемых услуг (кузовные работы, малярные, ремонт двигателя, электроработы) и количество мест для ремонта.
Для организаций, работающих в сфере оказания физическим лицам платных медицинских услуг, физическим показателем является оборудованное рабочее место по оказанию платных медицинских услуг - набор технологических и вспомогательных помещений с соответствующим оборудованием и персоналом, обеспечивающим законченный цикл лечения, диагностики и профилактики заболевания;
- физическим показателем, характеризующим медицинскую деятельность, - число единиц оборудованных рабочих мест, в т. ч. по видам оказываемых платных услуг;
- амбулаторно-поликлинические виды в учреждениях и на дому. За одно рабочее место принимается кабинет приема врача-специалиста без учета сменности работы (врач, медсестра, санитарка - одно рабочее место);
- экспертиза профпригодности (периодические профосмотры, медицинская экспертиза в порядке личной инициативы граждан) - считается одним рабочим местом, независимо от их количества и количества врачей-специалистов, участвующих в них;
- вспомогательные виды услуг - не считаются рабочим местом, т. к. они входят в законченный цикл лечения (лабораторная диагностика, физиотерапия, рентгенодиагностика с УЗИ, функциональная диагностика, анестезиологические пособия, отделение оксигенотерапии), за исключением случаев самостоятельного приема врача-физиотерапевта, лаборанта;
- стоматологические виды услуг - оборудованным рабочим местом считается одно рабочее место врача-стоматолога (зубного врача). Сопутствующие кабинеты: рентгенологический, физиотерапевтический, зуботехническая лаборатория - не считаются рабочим местом, так как они являются вспомогательными и составляют законченный цикл лечения за исключением самостоятельного оказания услуг;
- служба переливания крови;
- клиническая лаборатория (клинико-биохимические исследования) считается одним рабочим местом (врач, мед. лаборант, санитарка - 1 рабочее место);
- иммунологическое отделение (иммунологические исследования) - одно рабочее место (врач, мед. лаборант, санитарка);
- лаборатория контроля качества (микробиологические и серологические исследования) - 1 рабочее место (врач, мед. лаборант, санитарка).
Бюро СМЭ - кабинет приема врача судмедэксперта (межрайонное отделение) считается одним рабочим местом (врач, мед. лаборант, санитарка), без учета сменности работы.
- Секционный зал Ростовского танатологического отделения считается одним рабочим местом.
Изготовление очковой оптики, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (Утвержден Госкомстатом от 06.08.93 N 17) отнесен в разряд услуг по индивидуальному приготовлению и ремонту изделий очковой оптики. Данный вид деятельности подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Однако в случае осуществления иной деятельности (включая и реализацию очковой оптики, не изготовленной данной организацией, а поступившей в виде готового товара для дальнейшей реализации), облагаемой единым налогом, организации обязаны обеспечить раздельный учет доходов и расходов и уплачивать единый налог по этой деятельности.
Аналогичный порядок перехода на уплату единого налога на вмененный доход распространяется на организации по розничной торговле медицинскими препаратами, которые также не переводятся на уплату единого налога в части выполнения заказов населения по индивидуальному приготовлению лекарственных препаратов. Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) изготовление лекарств относится в разряд деятельности фармацевтической промышленности. Деятельность по изготовлению лекарственных препаратов по заказам физических лиц не нашла отражения в законе о едином налоге на вмененный доход, в связи с чем подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Что касается деятельности аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов, то такая деятельность является розничной торговлей и подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход.
Санатарно-курортное обслуживание населения в санаториях, пансионатах, домах отдыха на основании проданных путевок, курсовок, не регламентируется Законом и подлежит налогообложению в общем порядке. Медицинские и другие услуги, входящие в состав услуг, предусмотренные санатарно-курортной путевкой, курсовкой, не дополнительно, единым налогом не облагаются. Платные медицинские и другие услуги, оказываемые дополнительно, подпадают под действие Закона и подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.
В соответствии с Федеральным Законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" к продаже за наличный расчет приравниваются продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги).
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничную торговую сеть подразделяют на стационарную, передвижную и посылочную.
Основой розничной торговли является стационарная, включающая магазин, а также мелкорозничную сеть (павильоны, палатки, торговые автоматы).
Магазин - это розничное торговое предприятие или торговая единица, занимающая обособленное капитальное здание (встроенное помещение), имеющее торговое помещение для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, а также для работы аппарата управления в удовлетворении бытовых нужд работников.
К мелкорозничной стационарной торговой сети относятся павильоны, киоски и торговые автоматы.
Павильон - объект стационарной мелкорозничной торговой сети, занимающий обособленное некапитальное строение, в котором размещается необходимое торговое оборудование, рабочий и выставочный запас товаров и имеется зона покупателя.
Передвижную торговую сеть делят на развозную и разносную.
Развозная сеть включает автомагазины, магазины-вагоны и т. д. Разносная торговля с лотков, палаток организуется для продажи мороженого, безалкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других товаров.
Лоток и палатка - объекты мелкорозничной сети, при торговле, как правило, на улицах, рынках, других территориях, отведенных для осуществления торговли. Это рабочее место продавца, когда с началом рабочего дня товары выносятся (вывозятся) для реализации, а с окончанием рабочего дня уносятся (увозятся) в стационарные складские помещения из-за отсутствия условий для сохранности материальных ценностей.
Лотки могут быть как внутри крытых рыночных помещений, так и вне помещений.
Палатки устанавливаются вне помещений и предполагают наличие легко съемного прикрытия, защищающего продавца от атмосферных осадков и ветра.
Торговые предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, ведут раздельный учет. Торговые и складские помещения при такой торговле должны определяться пропорционально объему выручки. В случае, если на оптовой базе осуществляется розничная торговля, то объекты, осуществляющие эту торговлю, будут являться плательщиками единого налога.
Оптовая торговля - составная часть внутренней торговли, начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятия розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий - потребителей продукции. Оптовая торговля - организация сбыта, т.е. концентрация продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, ее хранение, сортировка и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учетом нужд потребителей. К оптовой торговле относятся также закупка и сбыт сельскохозяйственной продукции и сырья. Деятельность предприятий оптовой торговли основывается на договорных началах с производителем продукции и организациями (предприятиями) розничной торговли. В договорах определяется объем, сроки и ассортимент поставляемых товаров. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через оптовую торговлю окончательно реализуются только товары производственного потребления.
В вопросах отнесения деятельности предприятий (предпринимателей) к розничной торговле необходимо учитывать, что согласно статье 492 Гражданского Кодекса РФ под розничной торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавец выдает покупателю кассовый, товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату. При розничной торговле накладная и счет-фактура не предоставляются. Форма оплаты (наличная, безналичная и т. д.) за товары или услуги не может быть критерием для перехода на уплату единого налога на вмененный доход.
Физическим показателем для стационарной торговли через магазины является торговая площадь (кв. м) и складская площадь (кв. м).
Торговая площадь - это площадь стационарного торгового предприятия, на которой производится торговое обслуживание покупателей и оказание им дополнительных услуг. Складская площадь - это площадь, используемая для складирования товара, тары, оборудования по виду хозяйственной деятельности.
Торговая площадь магазина определяется как сумма площади(ей) торгового(вых) зала(ов), где размещаются предлагаемые к продаже товары и осуществляется обслуживание покупателей, и площадей, используемых для оказания дополнительных услуг покупателям - площади столов заказов, раскроя тканей, мест хранения вещей покупателей в магазинах самообслуживания и другие;
- торговое место - место, с которого осуществляется передвижная мелкорозничная торговля одним продавцом.
Для целей начисления единого налога на вмененный доход размер торговой площади в розничной торговле, используемый как физический показатель для исчисления единого налога на вмененный доход, определяется на основании экспликации инвентарного дела, и заявляется налогоплательщиками при подаче ими расчета суммы единого налога на вмененный доход.
Согласно Постановлению Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 08.12.98 г. N 122 "Об утверждении дополнений и изменений в инструкцию по заполнению унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" в оборот общественного питания включается стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость реализованной кулинарной продукции и покупных товаров.
В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т. п. в объеме фактической стоимости питания.
Для предприятий, оказывающих услуги по общественному питанию (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых и других точек), основными физическими показателями являются торговые и производственные площади (кв.м), а для нестационарных точек общественного питания - оборудованные рабочие места (единиц).
Торговая площадь - площадь, используемая для обслуживания посетителей. Производственная площадь - площадь, используемая для производства блюд, кондитерских, мучных и кулинарных изделий.
Для определения базовой доходности при расчете единого налога следует руководствоваться договорами аренды с земельными комитетами Администраций районов и городов, где конкретно указывается, на какие цели предоставляются арендуемые площади (для эксплуатации кафе, для производственной базы, ресторана, для размещения торгового павильона, для складских помещений и т. д.), уставными документами или руководствоваться данными БТИ.
4. Исчисление единого налога
Единый налог исчисляется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей и на корректирующие коэффициенты по приложению 2, 3, 4 персонально к каждому объекту налогообложения. В сельской местности по объектам налогообложения, находящихся вне территории районных центров, коэффициенты по приложению 4 не применяются.
При применении коэффициента по объектам налогообложения, находящимся в полосе отвода дорог, необходимо руководствоваться Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 30.04.99 N 143 "Об утверждении правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Ростовской области".
В случае прекращения деятельности (консервация, стихийное бедствие, сезонный характер работы) на полный налоговый период расчет единого налога за время отсутствия объекта налогообложения не представляется, с письменным уведомлением госналогинспекции.
При налогообложении столовых при школах следует исходить из того, что школы, находящиеся на балансе районо, освобождены от уплаты налога согласно Областному закону . В случае оказания услуг по общественному питанию школам предприятиями различных форм собственности, они являются плательщиками единого налога в соответствии с вышеназванным законом. Столовые и другие учреждения общепита при учебных заведениях (при вузах, техникумах, колледжах, ПТУ и т.д.), при колхозах, совхозах, промышленных предприятиях, учреждениях и др. являются плательщиками единого налога в общеустановленном порядке.
У организаций (гостиничных, туристических, культурно-оздоровительных комплексов и т. д.), на балансе которых числятся рестораны, бары, буфеты, магазины, при исчислении среднесписочной численности следует исходить из численности работающих по каждой отдельно взятой конкретной точке общественного питания, торговой точке. В случае превышения предельной численности, установленной настоящим Областным законом, по отдельно взятой точке общественного питания или по торговой точке, организация не будет являться плательщиком единого налога и по данному подразделению необходимо исчислять предусмотренные налоговым законодательством налоги в общеустановленном порядке.
Розничная торговля делится на торговлю подакцизными, продовольственными и непродовольственными товарами, смешанную торговлю, а также торговлю через аптечные учреждения, реализующие медикаменты по льготным рецептам, в объеме не менее 20% от товарооборота, который определяется за квартал, предшествующий отчетному. При торговле смешанными товарами (непродовольственными, подакцизными, продовольственными) применяется соответствующий коэффициент ко всей площади (торговой и складской).
Комиссионная торговля, продажа автомобилей относится к розничной торговле и подлежит налогообложению единым налогом. При торговле автомобилями площадь магазина считается как торговая, а площадь, где хранятся автомобили, - как складская.
Торговля на рынках не в стационарных помещениях приравнивается к торговле в нестационарных условиях. Стационарная - имеет капитальное строение, построена на закрепленном в установленном порядке земельном участке. Деятельность рынков по предоставлению торгующим места для торговли не относится к розничной торговле. Рынки уплачивают единый налог только по самостоятельной деятельности по розничной торговле, общепиту и предоставлению местных стоянок.
Для определения количества физических показателей при расчете единого налога предприятиями, осуществляющими транспортные услуги (транспортное средство, осуществляющее грузовые перевозки, автобус, маршрутное такси, такси), используются паспортные данные транспортного средства, подтверждающие грузоподъемность, количество посадочных мест. При расчете единого налога количество физических показателей учитывается во всех видах транспортных средств (действующих и бездействующих), числящихся на балансе предприятия и стоящих на учете в ГИБДД.
Для определения количества физических показателей в предприятиях по предоставлению автомобильных стоянок следует руководствоваться договорами аренды земли с Администрациями районов, по гаражам - свидетельствами на право пользования земельными участками.
Плательщики единого налога обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать установленный порядок ведения расчетных и кассовых операций в порядке, установленном действующими нормативными актами Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые и иные государственные органы бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность.
Юридические лица составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Приказом Минфина РФ от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в редакции от 20.10.98 г.). В состав бухгалтерской отчетности включаются: Бухгалтерский баланс (форма N 1), Отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Организации, получающие бюджетные ассигнования, обязаны представить: Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2, утвержденная письмом Минфина РФ от 27.06.95 N 61. Справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета, утвержденную письмом Минфина РФ от 09.09.96 N 79.
Малые предприятия вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме отчетности. При этом в состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только форму N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании", пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется (Приказ Минфина РФ от 21.12.98 N 64-Н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства").
Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с Областным законом, по налоговой ставке (20% - статья 4 Областного закона) согласно размеру вмененного дохода, определяемого исходя из базовой доходности на единицу физического показателя, числа физических показателей, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, в соответствии с приложениями 1, 2, 3 и 4 Областного закона.
5. Льготы по единому налогу
Размер вмененного дохода для организаций понижается на 50 процентов, если от общего числа работников инвалиды и(или) лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, составляют не менее 50 процентов. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Предпринимателям льготы предоставляются по утвержденному Областным законом перечню по предъявлению документа, подтверждающего право на льготу.
Например, ателье по индивидуальному пошиву одежды для населения в г. Шахты со среднесписочной численностью 40 человек, из них инвалиды составляют 30 человек, в том числе 5 совместителей и по договору подряда работают 3 человека. Размер вмененного дохода при наличии 40 рабочих мест составит 157500 рублей в квартал, сумма единого налога составит 31500 рублей. Применяя указанную льготу среднесписочная численность инвалидов составит 22 человека (30-5-3), размер вмененного дохода составит 78750 рублей в квартал, сумма единого налога 15750 рублей.
6. Представление расчетов и уплата налога
Организации - юридические лица обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений, а налоговые органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению). Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств - юридическими лицами (головными предприятиями) должны представляться расчеты по единому налогу. Например: организация, юридическое лицо, находящаяся в г. Ростове-на-Дону, имеет торговые точки в г. Азове и г. Зернограде. Расчеты по единому налогу юридическое лицо представляет по каждой торговой точке в налоговые органы г. Азова и г. Зернограда, а налоговые органы указанных городов выдают свидетельства об уплате единого налога по этим точкам.
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.
Организации, переводимые на уплату единого налога с вмененного дохода, за месяц до начала налогового периода (- 1 декабря, - 1 марта, - 1 июня, - 1 сентября) обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета, с учетом дополнительного учета филиалов, подразделений, расчет суммы единого налога по каждому виду деятельности, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде (квартале).
Предприниматели, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход, представляют расчет суммы единого налога, подлежащий уплате, в налоговый орган по месту своего жительства (регистрации) независимо от места осуществления деятельности. Уплата налога производится в бюджет территории (города, района) по месту государственной регистрации.
Для расчета единого налога предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием помещений (торговых мест), находящихся в собственности или арендуемых, по приложениям N 3, 4 применяют коэффициенты в зависимости от места расположения указанных объектов. При осуществлении выездной деятельности (отсутствии постоянного места) по территории области или за ее пределами, либо наличии стационарных помещений за пределами области коэффициенты по приложению N 3 устанавливаются применительно к месту государственной регистрации предпринимателей, а по приложению N 4 - коэффициент 1,5. В расчетах единого налога указывается адрес или точное место осуществления деятельности (в том числе за пределами области), а при выездной нестационарной деятельности делается запись "территория Ростовской области" либо наименования отдельных населенных пунктов.
Налоговый орган по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяет приведенные в представленных расчетах данные и до 15 числа месяца, предшествующего налоговому периоду (до 15 марта, до 15 июня, до 15 сентября, до 15 декабря), после получения расчета единого налога выдает плательщику уведомление (по установленной форме) о переводе его на уплату единого налога с указанием суммы вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период в целом и по каждому обособленному подразделению.
Налогоплательщик после получения уведомления обязан в срок до 20 числа месяца, предшествующего отчетному, т. е. до 20 декабря, 20 марта, 20 июня, 20 сентября, обязан уплатить сумму единого налога за месяц. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев, в этом случае сумма налога уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов.
Уплата налога производится в соответствии со статьей 6 Областного закона и статьей 58 Налогового Кодекса РФ одним платежным документом в общей сумме налога, в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц.
Распределение единого налога между бюджетами всех уровней, в том числе во внебюджетные фонды производится территориальными органами Федерального казначейства.
Только после уплаты единого налога налоговый орган по месту налогового учета, не позднее трех дней со дня уплаты единого налога выдает налогоплательщику Свидетельство об уплате единого налога по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.98 г. N 1028, являющееся единственным документом, подтверждающим уплату налога.
Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
Если налогоплательщик имеет два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности (несколько палаток, ларьков, кафе и т. п.), указанных в расчете, то свидетельство выдается на каждое место осуществления деятельности.
По предприятиям, осуществляющим транспортные услуги, следует иметь в виду, что свидетельство об уплате единого налога выдается на каждое транспортное средство, оказывающее транспортные услуги, а по предприятиям, оказывающим грузовые перевозки, свидетельство об уплате единого налога выдается также на имеющиеся прицепы.
При выдаче Свидетельства заполняется второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается.
Уведомления и свидетельства выдаются налогоплательщику персонально в налоговой инспекции. Налоговая инспекция регистрирует указанные документы в соответствующих журналах.
На Свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
7. Учет начисленных и поступивших сумм налога
7.1. Порядок зачисления налога
Перечисление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности производится налогоплательщиками одним платежным поручением на счета отделений федерального казначейства, при этом физические лица без образования юридического лица данный налог уплачивают на код 1030202 бюджетной классификации, юридические лица - на код 1030201.
В соответствии с "Временным порядком взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов Ростовской области при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации" отделения федерального казначейства по месту нахождения налогоплательщика ежедневно до 10 часов следующего рабочего дня после получения из учреждения банка выписок и платежных документов к ним направляют в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика копии платежных документов плательщиков на внесение в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При совпадении этого срока с выходным (праздничным) днем передача документов за последний день месяца производится до 16 часов в день получения их из кредитного учреждения.
Ежемесячно по состоянию на первое число месяца налоговые органы обязаны производить сверку данных о поступлении налога с отделениями федерального казначейства.
7.2. Порядок ведения в налоговых инспекциях карточек лицевых счетов
Оперативно-бухгалтерский учет по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности ведется на карточках лицевых счетов с выделением доли каждого получателя.
Начисленные к уплате суммы налога отражаются в лицевых счетах налогоплательщиков на основании расчетов единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Основанием для записей в лицевом счете налогоплательщика о поступлении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности являются представленные отделениями федерального казначейства копии платежных документов на внесение плательщиками данного налога в бюджет.
Излишне внесенные суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по письменному заявлению плательщика засчитываются в счет очередных платежей по налогу или возвращаются плательщику при условии отсутствия у него задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Возврат излишне уплаченных или ошибочно перечисленных сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности осуществляется каждым получателем средств самостоятельно. На основании заключений налоговых органов по форме 21 возврат из федерального бюджета осуществляют отделения федерального казначейства, из областного бюджета - министерство финансов Ростовской области, из местного бюджета - финансовые органы на местах, из федерального и территориального дорожного фондов - налоговые органы. Возврат сумм из Пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования, фонда социального страхования, территориального центра занятости населения осуществляется каждым получателем самостоятельно на основании письменного заявления налогоплательщика с отметкой налогового органа о сумме излишне уплаченного налога. После произведения возврата, территориальные отделения внебюджетных фондов в трехдневный срок извещают налоговые органы по месту учета налогоплательщика с указанием даты и суммы возврата.
Недоимкой по налогу считается сумма платежа, не внесенная налогоплательщиком в установленный законодательством срок. За несвоевременное перечисление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1 процента в день. Во всех случаях сумма пени не может превышать неуплаченной суммы налога (статья 75 НК РФ).
8. Ответственность за нарушения
Налогоплательщики за нарушение налогового законодательства несут ответственность в соответствии с Налоговым Кодексом РФ .
За непредставление налогоплательщиком расчета в установленный срок взимается налоговая санкция - штраф в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный месяц со дня, установленного для его представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы (пункт 1, ст. 119 НК РФ).
Нарушение правил составления расчета, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в расчете базовой доходности или физического показателя, а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей (пункт 4 ст. 120 НК РФ).
Нарушение установленного срока представления налогоплательщиком в налоговые органы документов и(или) иных сведений, а равно заявление налогоплательщика об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика запрашиваемые документы и(или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и(или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ (пункт 3 ст. 119 НК РФ).
Нарушение правил составления расчета налогоплательщиком, т. е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налога, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (статья 121 НК РФ).
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения суммы вмененного дохода или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влечет взыскание в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (пункт 1 ст. 122 НК РФ).
Те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога (пункт 2 ст. 122 НК РФ).
При применении штрафных санкций за нарушение налогового законодательства при применении Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112-114 НК РФ).
Привлечение плательщика налога, должностных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель Руководителя Согласовано:
Государственной налоговой Первый Заместитель
инспекции по Ростовской Министра финансов
области, Государственный Ростовской области
советник налоговой службы
III ранга
В.И. Гордеев И.Ю. Гордиенко
"29" июня 1999 года "30" июня 1999 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Государственной налоговой инспекции по Ростовской области от 29 июня 1999 г. N 16-07 "О порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, установленного Областным законом от 30 ноября 1998 г. N 14-ЗС, с последующими изменениями и дополнениями от 28 декабря 1998 г. N 19-ЗС, от 26 февраля 1999 г. N 27-ЗС и от 4 июня 1999 г. N 35-ЗС"
Текст инструкции официально опубликован не был