В целях обеспечения стабильного экономического роста в городе за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в наиболее эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, формирования последовательной политики органов местного самоуправления, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, а также во исполнение государственной Программы защиты прав инвесторов на 1998-1999 г.г., Областного закона "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области". Программы социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на 1999 г. Коллегия Администрации г. Ростова-на-Дону решила:
1. Одобрить предложенную Концепцию инвестиционной политики в г. Ростове-на-Дону на период до 2002 года (приложение).
2. Поручить заместителю Главы Администрации города по экономике и финансам Коновальчуку С.И. внести в настоящую концепцию изменения с учетом предложений участников заседания Коллегии.
3. Заместителю Главы Администрации города по экономике и финансам Коновальчуку С.И. в течение 1999г. подготовить проекты нормативных актов местного самоуправления:
- Постановление Мэра города "Об утверждении Концепции инвестиционной политики в г. Ростове-на-Дону на период до 2002 г.".
Об утверждении Концепции инвестиционной политики в г. Ростове-на-Дону на период до 2002 г. см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 2 ноября 1999 г. N 2525
- Решение городской Думы "О поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Ростова-на-Дону";
- Постановление Мэра города "О создании комиссии по разработке инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону на 2000 год";
О создании комиссии по разработке инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону на 2000 год см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 2 ноября 1999 г. N 2525
- Решение городской Думы "О инвестиционной программе г. Ростова-на-Дону на 2000 год";
- Постановление Мэра города "Об утверждении положения о заключении инвестиционных соглашений Администрации г. Ростова-на-Дону с инвесторами".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы Администрации города Коновальчука С.И.
Председатель Коллегии |
М.А. Чернышев |
Проект
Концепция
инвестиционной политики в г. Ростове-на-Дону
на период до 2002 года
О формировании инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону на 2001 год см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 24 июля 2000 г. N 1943
О формировании инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону на 2002 год см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 28 мая 2001 г. N 1500
Введение
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития города.
Если в целом по области статистика отмечает резкое снижение объема производственных и непроизводственных вложений (за период с 1990 по 1996 гг. в Ростовской области инвестиции в основной капитал по объектам производственного назначения снизились на 77%, в 1997 - еще на 20% по сравнению с 1996 годом), то ситуация в г. Ростове-на-Дону выглядит более благоприятной Так, по ряду показателей отмечалось улучшение ситуации: например, рост в 1997 году по отношению к 1996 г. капиталовложений по объектам непроизводственного назначения на 7% (в том числе на жилищное строительство на 16%).
Однако в целом динамика изменений в сфере капитальных вложений оставалась отрицательной: в 1997 году было введено в действие основных фондов на 18% меньше, чем в 1996 г. (1345 млн.руб. против 1637 млн. руб.), на коммунальное строительство направлено в 1997 г. на 32% меньше, чем в 1996 г. В 1998 г. наметилась положительная динамика . Инвестиционная деятельность предприятий и организаций города характеризовалась увеличением объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с 1997г. на 13,1% . Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил в 1998 г. в фактически действовавших ценах 1582,1 млн. руб., что составляет 26,5% значения этого показателя по Ростовской области.
Увеличение инвестиций должно остановить промышленный спад, способствовать общему оздоровлению экономики города, решению проблемы обновления технической и технологической базы.
Этому должно способствовать благоприятное географическое положение города, по праву называющегося "воротами Кавказа", общий высокий инвестиционный потенциал региона, отмеченный зарубежными и отечественными экспертами. Этот потенциал складывается за счет ряда факторов: наличия высококвалифицированных кадров, общего образовательного уровня населения, передового опыта внедрения разработок НИОКР, развития основных институтов рыночной экономики, достаточно высокой потребительской способности населения.
Для увеличения инвестиционной активности, реализации высокого потенциала города необходимо снизить инвестиционные риски, создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций.
Таким образом, важнейшей задачей органов государственной власти и местного самоуправления является создание целостной концепции инвестиционной политики, предусматривающей практику налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечения инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, создание необходимой инфраструктуры, другие меры по поддержке инвестиционной деятельности. Настоящая концепция разработана в соответствии с "Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации","Государственной программой защиты прав инвесторов на 1998-1999 г.г.", Областным законом "О поддержке инвестиционной деятельности в Ростовской области", Программой социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на 1999 г." При разработке концепции использован опыт Новгородской, Ленинградской и Саратовской областей, городов Москвы и Краснодара.
1. Цель, задачи и основные принципы инвестиционной
политики администрации г. Ростова-на-Дону
Основной целью - инвестиционной политики Администрации г. Ростова-на-Дону на период до 2002 года является обеспечение роста производства продукции ростовских предприятий, расширение налогооблагаемой базы, создание и сохранение рабочих мест за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, обеспечение финансирования социально-значимых объектов, включенных в целевые программы города.
Для этого предстоит решить следующие задачи:
- создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций в экономику города;
- создать информационную базу инвестиционных проектов предприятий города, содействовать предприятиям в продвижении этих проектов;
- способствовать увеличению инвестиционной привлекательности г. Ростова-на-Дону;
- создать необходимые условия для инвесторов, вкладывающих собственные средства в предприятия и организации города;
- разработать эффективный механизм мобилизации и привлечения средств с целью реализации инвестиционной политики г. Ростова-на-Дону;
- обеспечить участие города реализации целевых федеральных и областных программ. Основным средством реализации концепции инвестиционной политики Администрации города на период до 2002 года является разработка и реализация программ социально-экономического развития города и ежегодных инвестиционных программ г. Ростова-на-Дону.
Городская инвестиционная политика осуществляется на основе принципов:
- бюджетного финансирования социально-значимых объектов, включенных в целевые программы города;
- обеспечения поддержки инвестиционной деятельности на территории города, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот инвесторам, реализующим высокоэффективные, быстроокупаемые проекты;
- обеспечения инвесторам равных прав на получение поддержки в инвестиционной деятельности;
- предоставления инвесторам гарантий от некоммерческих рисков;
- формирования ежегодных городских инвестиционных программ на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов;
- реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу г. Ростова-на-Дону за счет бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
2. Основные направления реализации инвестиционной
политики города
2.1. Для реализации инвестиционной политики города необходимо провести работу по следующим направлениям:
- мониторинг инвестиционной деятельности в городе,
- создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций;
- обеспечение участия города в федеральных и областных отраслевых и инвестиционных программах,
- создание эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов для реализации городских инвестиционных программ,
- реализация программы реформирования промышленных предприятий города;
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций.
- увеличение инвестиционной привлекательности города.
2.2. Мониторинг инвестиционной деятельности.
Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений.
Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций города, а также базы данных потенциальных инвесторов.
Сбор информации, ее обработку, пополнение и хранение осуществляет экономическая служба администрации города или по его заданию организация, являющаяся объектом инфраструктуры привлечения инвестиций, при содействии структурных подразделений администрации города. На основании информационной базы данных, включающей в себя сведения об инвестиционных намерениях и проектах предприятий города, а также заявок структурных подразделений администрации города, формируются ежегодные инвестиционные программы города.
Кроме этого, необходимо сформировать дополнительную базу данных, включающую в себя информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность в городе, об элементах рыночной инфраструктуры, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах города, о свободных производственных площадях, об объектах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам товаров и услуг. Формирование этих информационных массивов должно формироваться органами госстатистики, структурными подразделениями городской и районных администрации г. Ростова-на-Дону, организациями, входящими в инфраструктуру, обеспечивающую привлечение инвестиции, а также через информационную сеть Интернет.
Комплексный мониторинг инвестиционной деятельности должен включать в себя также прогнозные исследования, направленные на выявление соответствующих "точек роста", инвестиции в которые наиболее перспективны для городской экономики.
2.3. Создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций.
Важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата в городе является создание нормативно-правовой базы, способствующей привлечению инвестиций.
В целях создания такой базы необходимо подготовить и принять ряд нормативных актов органов местного самоуправления:
- Решение Ростовской-на-Дону городской Думы "О поддержке инвестиционной деятельности на территории города", которое должно определить формы поддержки инвестиционной деятельности со стороны органов местного самоуправления, приоритеты этой поддержки в разрезе отраслей и видов деятельности, порядок формирования инвестиционных программ города, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности:
- Постановление Мэра города "О создании комиссии по разработке инвестиционной программы на год",
- Постановление Мэра города, определяющее порядок заключения инвестиционных соглашений органов местного самоуправления г Ростова-на-Дону с инвесторами или предприятиями, привлекающими инвестиции, права и обязанности сторон, типовой инвестиционный договор,
- другие нормативные акты, обеспечивающие реализацию инвестиционной политики города.
Для совершенствования городской нормативной базы в сфере инвестиционной деятельности, необходимо изучать и использовать подобный опыт других городов и регионов Российской Федерации.
2.4. Обеспечение участия города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах.
Участие города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах должно обеспечить долевое финансирование высокоэффективных и социально значимых проектов, реализуемых организациями города, со стороны федерального и областного бюджета.
Кроме того, возможна поддержка областной Администрации через предоставление кредитов, налоговых льгот, гарантии областного бюджета и других форм поддержки инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу Ростовской области в соответствии с областным Законом "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области".
Возможна поддержка со стороны федеральных органов государственной власти - предоставление государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов, предоставление финансовых ресурсов бюджета развития Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1470 от 22.11.97.
Для качественной разработки и продвижения инвестиционного проекта необходимо обеспечить помощь Администрации города предприятию, начиная от начальных этапов подготовки проекта до представления и защиты в федеральных и региональных органах государственной власти, в том числе - предоставление информации о коммерческих и некоммерческих организациях, предоставляющих услуги в сфере финансового анализа и бизнес-планирования, представление заявки на включение предприятия в областные инвестиционные и социально-экономические программы.
2.5. Создание эффективного механизма мобилизации финансовых ресурсов для реализации городских инвестиционных программ.
Инвестиционная политика города реализуется через осуществление ежегодных инвестиционных программ города.
Инвестиционные программы формируются из прошедших конкурс инвестиционных проектов и имеют следующую структуру:
2.5.1 социально значимые объекты, финансируемые за счет средств консолидированного бюджета города на текущий год и специальных внебюджетных фондов.
Эти объекты определяются в целевых программах по реализации Программы социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на текущий год.
Приоритет для включения в инвестиционную программу города имеют социально-значимые объекты по следующим направлениям:
- газификация г. Ростова-на-Дону.
- муниципальное жилищное строительство.
- проведение мероприятий по оздоровлению бассейнов рек Дон и Темерник.
- проведение мероприятий по повышению эксплуатационной надежности, объектов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения н культуры.
- проведение мероприятий по реконструкции и обслуживанию городских водопроводных, канализационных сетей, очистных сооружений и других объектов инженерной инфраструктуры города.
- мероприятия по реорганизации системы утилизации твердых бытовых отходов.
2.5.2 высокоэффективные коммерческие проекты. Поддержка со стороны органов местного самоуправления города оказывается исключительно предприятиям;
- не имеющим просроченной задолженности по ранее представленным средствам из консолидированного бюджета города;
- не имеющим задолженности по платежам в консолидированный бюджет города;
- не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.
Поддержка со стороны органов местного самоуправления в рамках реализации инвестиционных программ города предоставляется предприятиям при условии долевого финансирования проекта и максимальной диверсификации рисков.
Основным источником финансирования проекта должны быть собственные средства предприятия. Одним из условий включения проекта в городскую инвестиционную программу должно быть вложение предприятием в реализацию проекта не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация).
Администрация города использует следующие формы поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, включенных в ежегодные инвестиционные программы города:
- освобождение инвестора/предприятия от местных налогов и сборов.
- освобождение инвестора/предприятия от федеральных и областных налогов в части, зачисляемой в консолидированный бюджет города:
- по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта:
- по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг), произведенных в ходе реализации инвестиционного проекта (Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектной документацией. но не более, чем на 5 лет. Организация, претендующая на получение налоговых льгот, должна обосновать увеличение размера налоговых платежей в консолидированный бюджет города в результате реализации инвестиционного проекта, равное размеру предоставленных налоговых льгот).
Ходатайство в Законодательное Собрание и Правительство Ростовской области об освобождении инвестора/предприятия от налогов, зачисляемых в областной бюджет.
Освобождение от платежей в Целевой внебюджетный фонд реконструкции и развития города.
Заключение с инвестором/предприятием льготного договора аренды земельного участка.
Содействие в получении у соответствующих организаций:
- технических условии на подключение к инженерным коммуникациям.
- результатов топографических, гидро-, метео- и геологических исследовании территории,
- заключении санитарной, экологической и других экспертиз, надлежащих лицензий на выполнение работ и оказание УСЛУГ.
Предоставление средств консолидированного бюджета города на возвратной, срочной и платной основе.
Предоставление гарантии для Администрации Ростовской области и других инвесторов.
Долевое участие в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов через приобретение пакета акций осуществляющего проект предприятия.
Взносом Администрации в уставной капитал могут служить денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, капитализированная арендная плата за землю и находящееся в муниципальной собственности имущество, другие формы вложений, не противоречащие действующему законодательству РФ.
См. Гражданский Кодекс РФ
Кроме этого, в целях дополнительного ооеспечения привлекаемых инвестиций необходимо рассмотреть возможность создания залогового (гарантийного) фонда города. Фонд можно сформировать за счет:
- имущества, находящегося в муниципальной собственности,
- имущества, переданного на праве хозяйственного ведения МУПам,
- ценных бумаг, находящихся в муниципальной собственности,
- средств консолидированного бюджета города, выделенных на эти цели.
Поддержку за счет средств Фонда следует оказывать предприятиям отдельных отраслей или категорий, определяемых решением городской Думы.
При реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу города, Администрация города окажет содействие проектоустроителю в получении поддержки федеральных и областных органов государственной власти по схеме, изложенной в п.2.3 настоящей концепции.
2.6. Оказание содействия в реформировании промышленных предприятий города, имеющих перспективы развития бизнеса.
В числе мер могут быть предусмотрены:
- передача предприятием объектов социальной сферы городу;
- создание запасов путем консервации неиспользуемого в производственном процессе имущества и выведение его из-под обложения налогом на имущество, а также с освобождением от арендной платы (или земельного налога) за участки земли, на которых находится названное выше имущество, либо за другие неиспользуемые участки земли;
- предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налогов в городской бюджет;
- обеспечение приоритета при участии в конкурсах по муниципальному заказу при прочих равных условиях;
- использование возможностей Налогового кодекса к списанию безнадежной задолженности в городской бюджет;
- установление согласованного с естественными монополистами порядка, в соответствии с которым:
а) юридическим лицам, получившим объекты недвижимости реструктурирующихся предприятий, выдаются льготные технические условия на подключение к сетям энергоснабжающих организаций;
б) погашение долгов реструктурирующегося предприятия перед ПО "Водоканал" проводится в соответствии с соглашениями с максимальным учетом интересов всех сторон;
в) осуществляется упрощенная схема субабонентских отношений при передаче существующих объектов недвижимости в процессе реструктуризации к новым лицам;
- организация рекламной поддержки конкурентоспособных товаров, выпускаемых предприятиями и пр.
Предоставление поддержки предприятию может осуществляться при условии представления программы реформирования предприятия и гарантий того, что после оказания помощи оно обретет способность к самостоятельному стабильному развитию. При невыполнении предприятием программы реформирования оказанная поддержка может быть реструктуризирована.
2.7. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций.
Важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций должно стать участие Администрации г. Ростова-на-Дону в формировании и развитии финансовой инфраструктуры города.
Для финансирования инвестиционных проектов предполагается активно привлекать зарубежных институциональных инвесторов -венчурные и инвестиционные фонды, инвестиционные банки. Сотрудничество с этими организациями осуществлять на основе двусторонних соглашений по примеру взаимодействия Администрации города и Южно-Российского Венчурного Фонда Европейского Банка Реконструкции и Развития или инвестиционного фонда "США-Россия".
Для оценки и отбора инвестиционных проектов необходимо способствовать созданию в городе специализированных консалтинговых центров с участием иностранных инвесторов. Также привлекать к этой деятельности международные благотворительные консалтинговые организации (Корпус экспертов (США), Британский совет (Великобритания), ТАСИС) и российских представительств международных консалтинговых компаний. Примером такой работы является подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в деле привлечения инвестиций между Администрацией Ростовской области, Администрацией г. Ростова-на-Дону и консалтинговой компанией "Артур Андерсен".
Предполагается привлекать финансово-кредитные учреждения, инвестиционные и аудиторские компании в качестве финансовых консультантов и финансовых посредников.
Аудиторские фирмы также следует привлекать к решению вопросов, связанных с оценкой инвестиционных проектов, использованием денежных средств, выделяемых для финансирования муниципального заказа, оценкой финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, контролем за целевым использованием предоставляемых предприятиям кредитов.
В целях обслуживания инвестиционной деятельности и обеспечения защиты прав и компенсации рисков инвесторов необходимо уделить внимание развитию страхового и фондового рынков:
- обеспечить создание "прозрачного" фондового рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах;
- содействовать созданию и развитию инфраструктуры фондового рынка - расчетно-клиринговой палаты, депозитария, валютно-фондовой биржи;
- разработать и реализовать Программу развития страхового рынка города;
- способствовать созданию и использованию страхового пула страховых компаний города как инструмента страховой защиты инвестиционных проектов организаций города;
- разработать комплекс гарантий сохранения условий ведения хозяйственной деятельности для инвесторов при изменении законодательства, политической ситуации и незаконных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Необходимо также оказывать содействие в формировании небанковских инвестиционных институтов - негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов, обществ взаимного кредитования, паевых инвестиционных фондов, лизинговых компаний, созданию условий для накопления ими инвестиционного потенциала, в том числе путем аккумуляции этими организациями свободных денежных средств населения.
Необходимо создать благоприятные условия для развития лизинга. Особое внимание необходимо уделить созданию специализированных лизинговых компаний или привлечению ведущих лизинговых компаний и банков к реализации продукции предприятий города.
В целях обеспечения участия представителей банков, аудиторских, инвестиционных, страховых компаний и других объектов финансовой инфраструктуры города в разработке нормативно-правовой базы и городских программ содействия развитию соответствующего сегмента финансового рынка, а также координации и содействия со стороны Администрации города создать при Администрации города Совет по банковской деятельности, активизировать работу Совета по координации аудиторской деятельности и Координационного совета по вопросам страховой деятельности.
В рамках реализации инвестиционной политики города особая роль отводится Ростовской Торгово-промышленной Палате в части подготовки нормативных актов местного самоуправления, сертификации продукции, поиска инвесторов, продвижения инвестиционных проектов, информационного обслуживания предприятий по различным аспектам деятельности, организации выставок, семинаров и встреч потенциальных инвесторов с предпринимателями города.
2.8. Увеличение инвестиционной привлекательности города.
Основная задача данного направления инвестиционной политики города - привлечение внимания отечественных и зарубежных инвесторов к г. Ростову-на-Дону, максимально широкое представление информации о высоком инвестиционном потенциале города, разработанной на уровне областной и городской нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту прав и интересов инвесторов.
В рамках этого направления необходимо предпринять следующие меры:
- продолжить сотрудничество с международными организациями, предоставляющими информацию, опыт работы и связи для привлечения иностранных инвесторов;
- поддержание связей с посольствами и представительствами иностранных государств;
- развитие сотрудничества с муниципалитетами городов-побратимов (Ле-Манн, Плевен, Дортмунд);
- организация зарубежных поездок сотрудников ростовских предприятий и прием делегаций в рамках реализации программ по сотрудничеству и обмену опытом между Торгово-Промышленными палатами;
- привлечение к работе на территории города международных финансовых институтов;
- проведение и участие в инвестиционных семинарах, конференциях, выставках и ярмарках;
- размещение информации, полученной и подготовленной в результате осуществления мониторинга инвестиционной деятельности, в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации.
3. Ожидаемые результаты реализации концепции
инвестиционной политики
3.1 Привлечение в экономику города отечественных и зарубежных инвестиций.
3.2. Формирование в городе стабильного и развивающегося финансового рынка.
3.3. Обновление основных фондов промышленных предприятий города.
3.4. Рост производства валового товарооборота и, как следствие, насыщение рынка города новыми товарами и услугами.
3.5. Создание новых рабочих мест и снижение уровня скрытой безработицы.
3.6. Рост реальных доходов населения.
3.7. Поступление в консолидированный бюджет города дополнительных платежей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону от 15 июля 1999 г. N 24 "О Концепции инвестиционной политики в г. Ростове-на-Дону на период до 2002 г."
Текст решения официально опубликован не был