Решение Ростовской-на-Дону городской Думы
от 3 марта 2000 г. N 259
"О принятии "Целевой комплексной программы профилактики наркомании
среди детей и молодежи в г.Ростове-на-Дону
на период 2000-2005 г.г."
Настоящее решение снято с контроля решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14 декабря 2006 г. N 222
О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" см. постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1030
Заслушав и обсудив доклад "О целевой комплексной программе профилактики наркомании среди детей и молодежи в г.Ростове-на-Дону на 2000-2005 г.г." городская Дума отмечает , что программа представляет собой документ ставящий своей целью создание системы комплексных профилактических мер , которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости.
Реализация программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.
Основным содержанием первого этапа предоставленной программы является создание городской и районных межведомственных комиссий по профилактике злоупотребления наркотическими веществами среди детей и молодежи в г.Ростове-на-Дону.
В настоящее время в городе отсутствуют:
-единый городской информационно-методический и консультативный Центр профилактики наркозависимости;
-сеть учреждений диагностического, реабилитационного, консультационного профилей;
-система подготовки и переподготовки кадров для решения вопросов, связанных с профилактикой данного явления;
-единый общегородской информационно- аналитический банк данных по проблеме наркозависимости.
Все это и ряд других причин указывают на необходимость проведения работы по профилактике злоупотребления наркотическими средствами их незаконного оборота путем создания комплекса административных, финансовых, организационных мероприятий на основе программно-целевого межотраслевого подхода.
Ростовская на Дону городская Дума, решила:
1. Принять "Целевую комплексную программу профилактики наркомании среди детей и молодежи г.Ростова-на-Дону на 2000-2005 г.г.".
2. Администрации города:
2.1 Создать межведомственную комиссию по профилактике злоупотребления наркотическими веществами среди детей и молодежи г.Ростова-на-Дону.
2.2 Поручить МУ "Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону" предусмотреть в городском бюджете отдельной строкой выделение средств на реализацию программы.
3. Городской пресс-службе предоставить городским СМИ информацию о ходе выполнения ""Целевой комплексной программы профилактики наркомании среди детей и молодежи в г.Ростове-на-Дону на 2000-2005 г.г."
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, правопорядку, связям с политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации (Георгиева Т.П.).
Мэр города
Ростова-на-Дону |
М.А. Чернышев |
Целевая комплексная программа
профилактики наркомании среди детей и молодежи г. Ростова-на-Дону
на 2000-2005 г.г.
О реализации настоящей программы см. решение Ростовской-на-Дону Городской Думы от 17 октября 2006 г. N 190
1. Актуальность проблемы
В последнее десятилетие стремительный рост заболевания наркоманией в России стал очевидной проблемой, а в настоящее время приобретает угрожающий характер. Масштабы и темпы распространения наркомании, вовлечение в круг потребителей наркотиков подростков и детей свидетельствуют о надвигающейся национальной катастрофе. Ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами в РФ за последние несколько лет является очень сложной, имеет выраженную тенденцию к обострению.
Не является исключением и современная наркоситуация в г. Ростове-на-Дону. Условия ее развития ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу по совершенствованию системы мер, направленных на практическое решение ключевых проблем по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и распространению наркозависимости.
Наркомания - это не только тяжелейшее хроническое психическое заболевание, требующее на протяжении длительного времени многосторонней поддержки наркозависимых и их родных врачами, психологами, социальными работниками и юристами, но и социально-общественная проблема: попытка уйти от неблагополучной действительности, отсутствие жизненных перспектив и др.
Высокими темпами растет численность потребителей наркотических веществ. По данным социологических исследований около 2 миллионов граждан страны регулярно потребляют наркотики, почти 4 миллиона - пробовали их, а расчетная численность больных наркоманией составляет свыше 220 тыс. По экспертным оценкам, до половины лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, употребляют производные опийной группы, каждый третий - наркотики, изготовляемые из конопли. Особую озабоченность вызывает рост числа потребителей амфетаминов и барбитуратов.
Наиболее подвержены наркомании лица, не имеющие постоянного источника доходов. Доля предпринимателей и интеллигенции составляет в структуре потребителей наркотиков всего лишь 0,1%, однако их количество быстро прогрессирует. Преобладающее число потребителей наркотиков (76%) - молодежь в возрасте до 30 лет.
Отмечаются высокие показатели приобщения подростков к алкоголю, наркотическим и ненаркотическим средствам.
Проверки, проводящиеся по инициативе родителей показывают, что наркотики употребляет в той или иной степени каждый девятый подросток. По прогнозам специалистов, если ситуация кардинально не изменится, то к 2000 году каждый второй российский подросток будет наркоманом.
Фиксируемый врачами-наркологами уровень потребления наркотиков не отражает объективной картины состояния наркологического заболевания, т.к. значительная часть потребителей психоактивных веществ остается вне поля зрения.
Практика свидетельствует, что наиболее опасный возраст для возникновения токсикомании - 9 - 12 лет, наркомании - 13 - 16 лет.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что каждый наркоман втягивает в свой круг за год не менее 5 - 10 подростков. Следствием этого является влияние наркомании на осложнение общей криминальной обстановки в городе. За последние пять лет преступность по линии наркомании и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений, возросли в 3 раза.
Распространение наркотиков по характеру воздействия соответствует биологическому оружию и носит характер "наркологической агрессии". Специфика действия наркотических средств приводит к гражданской смерти вчера еще активного человека. Наркоман до своей биологической смерти заражает вокруг себя близких и друзей, активно и целенаправлено, ибо он не может существовать в вакууме, без подпитки: наркотической и финансовой. Это явление паразитирует, захватывая наиболее ценную часть нации, ее генофонд - молодежь. По отношению к сказанному термин "наркотический терроризм молодежи" - лишь от части определяет ситуацию.
Из 20,3 млн. школьников России - 7 млн. наркоманов (40%).
Масштабы и темпы распространения наркомании свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между государственными структурами и общественными организациями по данной проблеме.
Выраженная степень пронаркогенного заражения у подростков во многом объясняется низким уровнем антинаркогенной работы, проводимой различными инстанциями.
Антинаркотическая пропаганда, осуществляемая средствами массовой информации, не имеет какой-либо серьезной концептуальной основы, четкой возрастной направленности и часто вызывает прямо противоположный эффект - порождает у детей и подростков нездоровое любопытство, желание поэкспериментировать, приобщиться к одурманиванию.
Остается неясным вопрос о том, к чьей компетенции (врачей, психологов, соц. педагогов) относится реализация антинаркогенной работы в школе.
В сложившихся условиях, когда буквально каждый ребенок проходит через искус наркотиками, особая роль в деле профилактики одурманивания принадлежит самым близким для школьников людям - родителям и учителям. Именно они реально способны предотвратить наркогенное заражение несовершеннолетних. Но большая часть родителей, учителей не готовы к такой работе, т.к. не владеют приемами и методами профилактической деятельности, не знают, как относиться к различным аспектам наркологических заболеваний.
Таким образом, работа по предупреждению любых негативных проявлений в подростковой и молодежной среде, девиантного поведения, наркологических заболеваний, токсикомании и др. становится одним из важнейших направлений деятельности не только и не столько правоохранительных органов и органов здравоохранения, как это было (и во многом остается) до недавнего времени, сколько иных государственных и общественных структур и институтов, в том числе социальных служб для молодежи, общественных фондов и организаций, общественности в целом.
Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических веществ свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными государственными структурами.
Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу становится очевидной необходимость принятия и реализации городской целевой программы, предусматривающей комплекс скоординированных государственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.
2. Основные цели и задачи программы
Программа направлена на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами среди молодежи г. Ростова-на-Дону и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.
Главной целью программы является приостановление роста наркомании и связанных с ней правонарушений, уменьшение риска распространения наркомании среди подрастающего поколения. В программе приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества по профилактике наркомании у молодежи.
Основными целями Программы являются:
- создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации больных наркоманией;
- приостановление оборота наркотиков, поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
- объединение усилий государственных, общественных и др. организаций и учреждений города и области для проведения разъяснительной и профилактической пропаганды среди подростков и молодежи, привлечение к этой работе родителей, самих подростков и молодых людей;
- целенаправленное использование спортивной, культурной базы, системы дополнительного образования, социальных служб города, других учреждений, привлечение специалистов (медиков, психологов, соц. работников и педагогов) к работе по реабилитации наркозависимых подростков в период ремиссии;
- обеспечение детей, подростков и молодежи квалифицированной и индивидуально-ориентированной информацией по проблеме наркомании;
- повышение уровня мотивации к обращению за помощью;
- активизация научно-исследовательской работы по проблеме профилактики наркозависимости;
-социальная защита лиц, прошедших реабилитацию;
- проведение активной психологической работы среди учащихся.
- активизация профилактической деятельности в каждом административном районе г. Ростова-на-Дону, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах.
Для достижения поставленных целей необходимо комплексно подойти к проблеме профилактики наркомании: как со стороны научных исследований, изданий методической и информационной литературы, обучения специалистов, так и непосредственной работы среди подростков и молодежи.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Создание единого городского информационно-методического и консультативного центра профилактики наркозависимости.
2. Создание общегородской информационно-аналитической базы данных по проблемам наркозависимости.
3. Проведение учебно-образовательной деятельности среди специалистов и населения.
4. Упорядочение потока печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в средствах массовой информации.
5. Периодическое издание материалов по вопросам наркозависимости для различных категорий населения и специалистов.
6. Проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий детей, подростков и молодежи, а также их родителей.
7. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.
8. Снижение сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний.
9. Поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи молодежи, прошедшей реабилитацию (постреабилитационная помощь).
10. Проведение ежегодных конкурсов городских программ в сфере профилактики наркозависимости.
11. Организация досуга среди подростков и молодежи.
12. Привлечение зарубежного опыта разрешения подобных проблем.
Данная программа, реализуемая на территории г. Ростова-на-Дону, базируется на следующих принципах:
1. Администрация города Ростова-на-Дону считает одним из приоритетных направлений деятельности учреждений и ведомств, входящих в государственную систему профилактики, развитие единой городской системы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи города, поддержки духовно-нравственного, интеллектуального, психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
2. Администрация города Ростова-на-Дону проводит политику поддержки государственных, общественных и других организаций, деятельность которых направлена на обеспечение полноценного здоровья, предупреждения девиантных проявлений и, прежде всего наркологических заболеваний, среди детей и подростков путем постепенной замены репрессивного механизма ранней профилактикой девиантного поведения, мерами по социально-психологической адаптации подростков и молодежи.
3. Администрация города способствует последовательному дополнению методов профилактики наркологических заболеваний среди подростков и молодежи медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения, оказание соответствующих социальных услуг.
4. Администрация города способствует созданию среды общения подростков по месту жительства путем организации клубов общения, переориентации работы подростковых клубов по принципу деятельности социально-досуговых центров, внедрению новых форм социальной работы с молодежью.
5. Администрация города организационно и финансово поддерживает создание оптимальных условий для проведения лечения и реабилитации подростков с наркозависимостью.
3. Финансово-экономическое обеспечение программы
Финансово-экономическое обеспечение предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета, городского бюджета, средств учреждений и ведомств - исполнителей программы, внебюджетного фонда, средств общественных организаций, добровольных взносов юридических и физических лиц.
4. Социальный эффект
Реализация данной Программы будет способствовать удовлетворению потребностей подростков, молодежи и их родителей в получении эффективной и своевременной помощи, а также решению проблем снижения подростковой преступности и правонарушений через эффективную систему по организации социальной, медицинской, досуговой, образовательной деятельности по месту учебы, работы, жительства подростков и молодежи, защиты их прав и законных интересов.
5. Организационные формы реализации программы
Программа определяет следующие приоритетные направления деятельности:
1. Организационные и правовые меры по подготовке специалистов (соц. работников, социальных педагогов, преподавателей, учителей, воспитателей и др.) социально-психологическим методам (техникам) работы с подростками девиантного поведения, разработка программ и методических рекомендаций.
2. Осуществление мер по социальной профилактике наркологических заболеваний среди детей, подростков и молодежи.
3. Меры по организации лечения наркоманов, создания необходимых условий для медицинского обслуживания подростков с наркозависимостью.
4. Меры по реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью.
5. Проведение массовых мероприятий под девизом "Город без наркотиков".
6. Обеспечение необходимых мер по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту.
6. Контроль исполнения программы
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль исполнения Программы осуществляет Администрация г.Ростова-на-Дону.
Комитеты и ведомства, указанные первыми в графе "исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий.
По результатам работы за квартал межведомственная комиссия г.Ростова-на-Дону заслушивает руководителей комитетов и ведомств - исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимается решение, обязательное для исполнителей Программы.
7. Ожидаемый результат
Реализация Программы позволит предотвратить в г.Ростове-на-Дону существенный рост наркозависимости в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости, создать единые городские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.
Реализация настоящей Программы будет способствовать решению следующих вопросов:
- создание единого городского информационно-методического центра профилактики наркозависимости;
- создание городского и районных реабилитационных центров;
- расширение информационного поля по проблеме химической зависимости;
- наиболее полный охват населения мероприятиями по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- мотивация к активным действиям руководителей соответствующих структурных подразделений администрации города, руководителей предприятий, учреждений и организаций;
- активизация молодежи города для работы в антинаркотической кампании,
снижение уровня вовлечения подростков и молодежи в среду наркозависимых;
- повышение уровня информированности специалистов о наркозависимости, принципах и методах ведения профилактики среди населения;
- активизация наркологической помощи молодежи;
- создание и развитие социореабилитационных и постреабилитационных программ;
- сокращение смертности в подростковом возрасте от наркомании;
- снижение числа корыстных преступлений среди несовершеннолетних.
Паспорт программы
1. Наименование программы
Целевая комплексная программа профилактики наркомании среди детей и молодежи г. Ростова-на-Дону на 2000-2005 г.г.
2. Заказчик программы
Администрация г. Ростова-на-Дону.
3. Разработчики программы
Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону.
4. Дата принятия решения о разработке программы
Январь 2000 года.
Дата утверждения программы
3 марта 2000 г.
5. Цель программы
Реализация на муниципальном уровне Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", противодействие их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также стабилизация наркотической ситуации среди молодежи г. Ростова-на-Дону, поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений в молодежной среде.
Основная задача программы
Осуществление комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на профилактику наркомании у детей и подростков, проведение просветительской работы, оптимизацию лечебно-профилактической помощи подросткам, совершенствование методов диагностики и социальной реабилитации наркозависимых подростков.
6. Сроки реализации программы
2000-2005 г.
7. Исполнители программы
Администрация г. Ростова-на-Дону, Управление образования, Управление здравоохранения, Комитет по молодежной политике, УВД, ФСБ, Таможенная служба, Управление культуры, Гор. спорткомитет, Общественные организации и объединения граждан,
8. Перечень основных разделов программы
Пояснительная записка;
Разделы:
1. Организационные и правовые мероприятия;
2. Профилактические мероприятия;
3. Социальные и реабилитационные мероприятия;
4. Массовые мероприятия;
9. Источники финансирования
Городской бюджет, специальный внебюджетный фонд, областной бюджет.
10. Ожидаемые конечные результаты
Улучшение криминогенной обстановки.
Уменьшение социальной напряженности в семьях и в обществе.
Повышение уровня здоровья жителей за счет снижения заболеваемости и смертности от наркомании.
Оздоровление морально-психологического климата в учебных заведениях, в клубах, в учреждениях дополнительного образования, в семье.
11. Система контроля за исполнением программы
Контролирующие органы:
1. Городская Дума.
2. Коллегия Администрации г.Ростова-на-Дону.
3. Межведомственная комиссия по профилактике наркомании у детей и молодежи г.Ростова-на-Дону.
Формы контроля:
1. Проверка исполнения разделов Программы.
2. Отчеты исполнителей Программы - 2 раза в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 3 марта 2000 г. N 259 "О принятии "Целевой комплексной программы профилактики наркомании среди детей и молодежи в г.Ростове-на-Дону на период 2000-2005 г.г."
Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" от 28 марта 2000 г. N 14-15
Настоящий документ снят с контроля