Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 20 июня 2000 г. N 278
Городская целевая программа
"Вакцинопрофилактика на период 2000-2003 годы"
16 октября 2001 г.
Паспорт
городской целевой программы
"Вакцинопрофилактика на период 2000-2003 годы"
Наименование Программы
Городская целевая программа "Вакцинопрофилактика на период 2000-2003 годы"
Основание для разработки Программы
Постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 01.09.99 года N 312 "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2000 год и на период до 2005 года"
Заказчик Программы
Городское управление здравоохранения
Основные разработчики Программы
Городское управление здравоохранения
Центр госсанэпиднадзора в городе Ростове-на-Дону
Основная цель Программы
Значительное снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики
Основные задачи Программы
Поддержание не менее 95% уровня охвата детского и взрослого населения прививками по календарю профилактических прививок;
- обеспечение учреждений здравоохранения города медицинскими иммунобиологическими препаратами календаря профилактических прививок, в т.ч. нового поколения, ассоциированными вакцинами, создание и поддержание необходимых условий для соблюдения "холодовой цепи" при их транспортировке и хранении;
- совершенствование организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения в системе эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической профилактики и проведение научно-практических работ.
Сроки и этапы реализации Программы, ожидаемые конечные результаты
Исходя из экономической ситуации в стране, области, городе, цели и задачи Программы реализуются поэтапно.
Первый этап 2000 год:
- поддержание охвата вакцинацией и возрастной ревакцинацией не менее 95%;
- проведение активной иммунизации против вирусного гепатита В и краснухи;
- снижение заболеваемости детскими инфекциями, управляемыми средствами специфической иммунопрофилактики;
- ликвидация паралитического полиомиелита;
- создание единой автоматизированной системы учета (АСУ) привитости населения, планирования вакцинопрофилактики в ЛПУ города и мониторинга поствакцинальных осложнений.
Второй этап (2001-2003 года):
- продолжение поддержания уровня охвата профпрививками, в т.ч. в декретированные возраста - 95%;
- ликвидация врожденной краснухи;
- снижение до единичных случаев заболеваемости корью, краснухой, дифтерией и коклюшем до уровня не более 1-3 случаев на 100 тысяч населения, эпидемическим паротитом до 5 на 100 тысяч населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тысяч населения;
- внедрение в практику здравоохранения новых современных вакцин;
- продолжение внедрения единой АСУ привитости населения, создание базы данных.
Перечень основных мероприятий
Проведение организационных мероприятий для поддержания необходимого уровня охвата населения профилактическими прививками:
- обеспечение работы по проведению вакцинопрофилактики;
- разработка и внедрение программных средств единой автоматизированной системы учета (АСУ) и постоянное пополнение базы данных привитости детского и взрослого населения;
- серологический мониторинг за состоянием коллективного иммунитета против дифтерии, столбняка, кори, эпидпаротита, полиомиелита, краснухи;
- поддержание необходимых условий для соблюдения "холодовой цепи" при транспортировке и хранении медицинских иммунобиологических препаратов;
- подготовка кадров, ответственных за реализацию целевой программы "Вакцинопрофилактика";
- пропаганда медицинских и гигиенических знаний по профилактике инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики;
- научно-практические работы по проблемам вакцинопрофилактики;
- совершенствование информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями.
Основные исполнители Программы
Лечебно-профилактические учреждения - медицинские работники детских, подростковых учреждений, взрослых закрытых учреждений, в том числе интернатного типа управлений здравоохранения, образования, социальной защиты и др.;
- центры госсанэпиднадзора.
Объемы и источники финансирования
Объем финансирования Программы на 2000-2003 годы:
Всего 38844,233 тыс. рублей, областной бюджет - 2695,7 тыс. рублей; консолидированный бюджет - 36148,533 тыс. рублей
Затраты на реализацию:
на первом этапе (2000 год) - 3173,925 тыс. рублей, в том числе:
консолидированный бюджет - 2500,0
из областного бюджета - 673,925
на втором этапе (2001-2003 годы)- 35670,308 тыс. рублей, в том числе:
из средств областного бюджета - 2021,775 тыс.рублей;
из консолидированного бюджета - 33648,533 тыс. рублей.
Система организации контроля за исполнением Программы
Государственный заказчик Программы осуществляет текущее управление и контроль за реализацией Программы, готовит и представляет в установленном порядке информацию и доклады о ходе выполнения программных мероприятий и использования бюджетных средств.
1. Содержание проблемы и обоснованность
необходимости ее решения программными методами
Городская целевая программа "Вакцинопрофилактика на период 2000-2003 годы" разработана в соответствии с Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 01.09.99 года N312 "Об областной целевой Программе "Вакцинопрофилактика на 2000 год и на период до 2005 года", в целях комплексного решения проблем, связанных с массовой вакцинацией населения города.
Ежегодно число больных инфекционными заболеваниями в городе составляет 220-250 тысяч человек.
В 1999 году общая инфекционная заболеваемость была на уровне среднемноголетней, число заболевших составило 262384 человека.
За 4 месяца текущего года зарегистрировано 133600 больных инфекционными заболеваниями.
Доля детей до 14 лет от общего числа заболевших составляла в 1999 году - 62,9%, в текущем году - 50,5%.
Эпидемиологическая ситуация по ряду инфекций, управляемых средствами специфической иммунопрофилактики в городе, как и в области и в целом по России, остается напряженной.
В 1999 году продолжался рост заболеваемости корью на 27,7%, показатель на 100 тысяч населения составил 2,3 против 1,8 в 1998 году и 0,6 - в 1997 году.
Болели в основном студенты ВУЗов и техникумов, привитые ранее против кори однократно.
Заболеваемость краснухой носила в 1999 году эпидемический характер, всего заболело более 17000 человек (показатель - 1640,8), что в 10,4 раза выше среднемноголетнего уровня и в 4 раза - среднероссийского.
В текущем году отмечается рост заболеваемости коклюшем. За 4 месяца 2000 года зарегистрировано 29 больных, что в 3,2 раза выше уровня за аналогичный период прошлого года.
Анализ проведенной вакцинопрофилактики управляемых инфекций показал высокую ее эффективность.
Так, массовая иммунизация против дифтерии всего населения привела к ликвидации эпидемического распространения заболеваемости этой инфекцией и снижению ее до спорадического уровня (показатель на 100 тысяч в 1999 году составлял - 1,2 против 1,9 в 1998 году и 4,5 в 1997 году). В течение 3-х лет не регистрировались летальные исходы от дифтерии.
Дополнительная иммунизация против эпидемического паротита школьников и учащихся ПТУ, позволила в 1998 году стабилизировать заболеваемость на уровне предыдущего года (25,7-25,5), а в 1999 году - снизить в 3,9 раз (6,5) и ликвидировать групповую заболеваемость в школах города.
Селективная вакцинация против краснухи детей 12-15 месяцев и девочек - подростков, проведенная в 1999 году, способствовала снижению темпов роста краснушной инфекцией (за 3 месяца 1999 года заболеваемость превышала уровень 1998 года в 11,3 раза, за год- в 5 раз).
Проблема борьбы с инфекциями является одной из наиболее важных как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Главным направлением в снижении общей заболеваемости населения, является использование средств специфической профилактики.
Из-за недостаточного финансирования в городе не выполняются планы охвата населения профилактическими прививками против туляремии, бешенства и других природно-очаговых инфекций, угроза заболеваемости которыми сохраняется на территории области и города.
По этой же причине не реализуются в полном объеме положения Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в части иммунизации детей против краснухи и вирусного гепатита В.
В то же время, в городе продолжается интенсивное распространение вирусного гепатита В, удельный вес которого в структуре острых вирусных гепатитов вырос с 35,9% в 1997 году до 49,9% в 1998 году, 70,2 - в 1999 году.
Актуальность проблемы вирусного гепатита В определяется не только его широким распространением в последние годы, но и высокой летальностью (по городу Ростову-на-Дону в 1998 - 99 г.г. - 1,2-1,3%).
Из-за отсутствия финансирования, в городе не в полном объеме проводится пропаганда медицинских и гигиенических знаний по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами специфической профилактики в части создания видеоклипов, тиражирования тематических буклетов,, памяток.
Вопросы профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, регламентируются Федеральным и Областным законами "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Вместе с тем, их реализация в ряде случаев затруднена в связи с отсутствием эффективных механизмов их выполнения.
Проблема борьбы с инфекциями требует осуществления скоординированных действий органов исполнительной власти, заинтересованных служб, ведомств и должна решаться в рамках городской целевой программы и разработанных соответствующих районных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами.
Необходимость государственной поддержки мер борьбы с инфекционными заболеваниями возрастает в связи с ухудшением состояния здоровья населения и, в первую очередь, подрастающего поколения.
Мероприятия Программы предполагается осуществлять под руководством городского управления здравоохранения с привлечением средств городского бюджета и бюджета районов.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 16 октября 2001 г. N 33 в раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Основная цель Программы - значительное снижение уровня заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач, реализуемых поэтапно, с учетом экономической ситуации в городе, области, стране и наличия финансовых средств.
На первом этапе (2000 год) предполагается:
- поддержание охвата вакцинацией не менее 95% детей в 1 год, проведение активной иммунизации против вирусного гепатита В детей до 1 года и краснухи (в том числе девочек 14 лет), иммунизация против кори, эпидемического паротита учащихся ПТУ, техникумов, студентов I-II курсов ВУЗов, снижение заболеваемости детскими инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, ликвидация паралитического полиомиелита;
- обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений города медицинскими иммунобиологическими препаратами (по мере поступления из министерства здравоохранения Ростовской области, приобретения из средств местного бюджета) для массовой вакцинации населения в рамках календаря профилактических прививок;
- развитие эффективной системы транспортировки (приобретение термоконтейнеров), хранение вакцин (доукомплектование холодильниками);
- разработка Программы АСУ привитости населения города.
Улучшение ситуации по обеспечению работ по вакцинопрофилактике на данном этапе предусматривается достичь за счет совершенствования эпидемиологического надзора, информационного обеспечения.
На втором этапе (2001-2003 годы) предусматривается:
- поддержание охвата вакцинацией не менее 95% детей в возрасте 1 года и ревакцинацией в декретированные возраста на уровне 96-97%, вакцинация против краснухи девочек в возрасте 13 лет, против вирусного гепатита "В" - детей 13 лет, ранее не привитых;
- ликвидация врожденной краснухи, снижение до единичных случаев заболеваемости корью, краснухой, дифтерией и коклюшем до уровня 1-3 на 100 тысяч населения, эпидемическим паротитом до 5 на 100 тысяч населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тысяч населения.
- внедрение в практику здравоохранения новых современных вакцин.
Решение указанных задач позволит в значительной степени улучшить в 2000-2003 годах эпидемическую ситуацию, связанную с инфекционными заболеваниями и состояние здоровья детского и взрослого населения; создать условия для обеспечения потребности учреждений здравоохранения города современными качественными медицинскими иммунобиологическими препаратами, их транспортировки и хранения.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом требований действующих нормативных и правовых актов, реальной экономической ситуации и состояния здоровья населения.
Основными мероприятиями Программы являются:
N | Мероприятия | Меры по реализации |
1 | Проведение работы по достижению необходимого уровня охвата населения профилактическими прививками: |
1.1. Обеспечение лечебно- профилактических учреждений города медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения массовой вакцинации населения. 1.2. Обеспечение лечебно- профилактических, детских подростковых учреждений, учреждений интернатного типа (для детей и взрослых), управлений здравоохранения, образования, социальной защиты одноразовыми шприцами и расходными материалами для проведения вакцинопрофилактики. |
2 | Создание и поддержание необходимых условий для соблюдения "холодовой цепи" при транспортировке и хранении медицинских иммунобиологических препаратов: |
2.1. Работы по получению и хранению, распределению, учету и выдаче иммунобиологических препаратов лечебно- профилактическим учреждениям города в центре госсанэпиднадзора в городе Ростове-на-Дону. 2.2. Дооснащение лечебно- профилактических учреждений города стационарным холодильным оборудованием для хранения вакцин. 2.3. Обеспечение лечебно- профилактических учреждений города термоконтейнерами многоразового использования для транспортировки и временного хранения вакцин. |
3 | Совершенствование работы по организации вакцинопрофилактики |
3.1. Создание единой автоматизированной системы учета привитости населения, планирования вакцинопрофилактики в ЛПУ города и мониторинга поствакцинальных осложнений. |
4 | Подготовка кадров, ответственных за реализацию целевой программы "Вакцинопрофилактика" |
4.1. Тиражирование методических и инструктивных материалов по вопросам иммунопрофилактики. 4.2. Участие в циклах тематического усовершенствования врачей на факультете усовершенствования врачей Ростовского государственного университета. 4.3. Организация и проведение городских семинаров, конференций для специалистов ЛПУ и участие в областных семинарах и конференциях по вопросам иммунопрофилактики. |
5 | Пропаганда медицинских и гигиенических знаний по профилактике инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики |
5.1. Тиражирование буклетов, памяток и других средств наглядной агитации. 5.2. Подготовка к публикации тематических статей в печатных средствах массовой информации местного значения. 5.3. Участие в тематических теле- и радиопередачах. |
6 | Научно-практическая работа по проблемам вакцинопрофилактики |
6.1. Научно-практические исследования по вопросам иммунопрофилактики. |
7 | Совершенствование информационно- аналитической системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями |
7.1. Внедрение методических указаний по организации и совершенствованию эпиднадзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий. 7.2. Подготовка и тиражирование оперативной эпидемиологической информации, аналитических обзоров об эпидемической ситуации, информационно- методических писем и бюллетеней. 7.3. Внедрение оценочных критериев состояния иммунопрофилактики и системы серологических исследований. 7.4. Внедрение областной автоматизированной сети планирования и учета профилактических прививок и единой информационно- аналитической системы эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. |
4. Ресурсное обеспечение Программы, объемы
и источники финансирования
В целях реализации государственных гарантий в области иммунопрофилактики финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного (в объемах, утвержденных областной программой) и консолидированного бюджетов.
Объемы и источники финансирования Программы
(в тыс. рублей)
/--------------------------------------------------------------\
| | Всего 2000-2003 г.г.| По годам |
| | |--------------------|
| | | 2000 |2001-2003 |
|-------------------+---------------------+---------+----------|
|Всего: | 38844,238 |3173,925 | 35670,308|
|-------------------+---------------------+---------+----------|
|В том числе | | | |
|консолидированный | | | |
|бюджет | 36148,533 | 2500,0 | 33648,533|
|-------------------+---------------------+---------+----------|
|Областной бюджет | 2695,7 | 673,925 | 2021,775|
\--------------------------------------------------------------/
Объемы финансирования мероприятий Программы представлены в приложениях 1-6 к Программе и ежегодно уточняются при формировании бюджета на соответствующий год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - городским управлением здравоохранения.
К участию в реализации Программы привлекаются органы и учреждения здравоохранения, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, предприятия и фармацевтические компании.
Реализация мероприятий Программы, предусматривающих расходование бюджетных средств, осуществляется путем заключения договоров на конкурсной основе.
Возможно финансирование мероприятий за счет внебюджетных источников. По этим мероприятиям заключаются соответствующие соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и предприятиями, организациями.
Механизм реализации Программы также включает в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
- методические и информационные мероприятия;
- научно-практические мероприятия.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Текущее управление и контроль за ходом Программы осуществляет городское управление здравоохранения в соответствии с Порядком разработки и утверждения районных целевых программ, реализуемых на территории Ростовской области, утвержденным постановлением Главы Администрации области от 19 октября 1998 года N 421.
Государственный заказчик Программы, с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании анализа государственной статистической отчетности, заключенных договоров (соглашений) и включает:
- периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
- контроль за целевым и эффективным использованием средств;
- контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров, объемов запланированных работ.
Городское управление здравоохранением дважды в год готовит и представляет в установленном порядке информацию и доклады о ходе реализации Программы и целевого использования средств в Администрацию города Ростова-на-Дону.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации Программы
Реализация Программы позволит значительно снизить заболеваемость и смертность от ряда инфекционных заболеваний, предупредить групповую и вспышечную заболеваемость, предотвратить возникновение инвалидности у детей, расширить возможности эпидемиологического надзора за детскими инфекциями, решить такие основные проблемы здоровья детского населения, как ликвидация паралитического полиомиелита и врожденной краснухи, снижение заболеваемости до уровня 1-3 случаев на 100 тысяч населения корью, коклюшем, дифтерией, краснухой, до уровня 5 на 100 тысяч населения эпидемическим паротитом, до 10 на 100 тысяч населения вирусным гепатитом В.
Реализация программных мероприятий позволит добиться стабильного охвата прививками детей к 1 году до 95%, расширить иммунизацию контингентов против вирусного гепатита В и краснухи, внедрить в практику и использовать современные экспресс-методы лабораторной диагностики кори, краснухи, коклюша, эпидемического паротита, существенно повлиять на своевременность проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Успешная реализация Программы позволит к 2003 году сократить наносимый инфекционными заболеваниями ущерб, так как для их профилактики потребуется денежных ассигнований в 50 раз меньше, чем на лечение.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20 июня 2000 г. N 278 "О городской целевой программе "Вакцинопрофилактика на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.