Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития банковской системы Ростова-на-Дону
Введение
Банки сегодня - та реальная сила, которая могла бы противостоять проблеме неплатежей. Администрация города видит в банках не только налогоплательщиков и расчетные центры для бюджетных платежей, а партнеров в развитии экономики города, реализации совместных проектов и внедрении рыночных механизмов финансирования, считая что банковский сектор экономики является той базой, основываясь на которой, можно вывести экономику города из кризиса и совершенствовать социальные отношения. Здоровье банковской системы способствует стабилизации экономических процессов, сохранению денежных средств предприятий-бюджетников, что заставляет администрацию города заботиться о сохранении целостности банковской системы города.
Расширение сотрудничества между администрацией города и коммерческими банками должно стать взаимовыгодным: для банков это повышение рейтинга, надежное и эффективное вложение средств, а для администрации - возможность получения дополнительных финансовых ресурсов при решении стратегических и текущих проблем. Банки располагают самым многочисленным и профессиональным "отрядом" экономистов, которые могут заниматься оздоровлением и реструктуризацией предприятий.
В интересах повышения эффективности деятельности банки должны взаимодействовать с финансовой инфраструктурой города, объединяющей страховые, аудиторские, информационные, лизинговые, инвестиционные и факторинговые компании, биржи.
На 1 января 1999 г на учете в Ростове-на-Дону состояло 89 банков и филиалов, из них 61 являются действующими:
/--------------------------------------------------------------\
| | 1997 г.| 1998 г.|1 кв. 1999 г.|
|------------------------------+--------+--------+-------------|
| Количество коммерческих | 96 | 89 | 89 |
| банков, состоящих на учете, | | | |
| в том числе: | | | |
|------------------------------+--------+--------+-------------|
| Ростовских банков | | 14 | 16 |
|------------------------------+--------+--------+-------------|
| Филиалов иногородних банков | | 22 | 24 |
\--------------------------------------------------------------/
За 1998 г. поступления в бюджет от банковских организаций составили 117 млн. руб., что она 30% больше по сравнению с поступлениями за 1997 г. Анализ фактических поступлений от банков показывает, что около половины от общей суммы платежей поступило в областной, городской и районные бюджеты. Причем около 89% всех бюджетных платежей обеспечили местные банки и Ростовский банк Сбербанка РФ.
В настоящее время кредитные организации города испытывают ряд типичных проблем, присущих в целом всей банковской системе РФ. К ним относятся и дефицит капитальной базы кредитных организаций. Одним из способов решения проблем может явиться реальная помощь Администрации города. Источником увеличения капитала как отдельной кредитной организации, так и банковской системы в целом, могут быть средства предприятий города Ростова-на-Дону. Администрация города совместно с кредитными организациями и предприятиями могло бы разработать комплекс мер по привлечению промышленного капитала в процесс наращивания капитала банковской системы.
Многие из проблем банки могут решить самостоятельно, но для решения некоторых необходима помощь администрации. Практически сам банк не может помочь предприятию или предпринимателю, которое потенциально может выпускать высоколиквидную продукцию, выйти из кризисной ситуации, осуществить реструктуризацию. Совместная работа с администрацией города позволит в более короткие сроки и более эффективно выйти предприятию на безубыточную деятельность.
Работа с прибыльными предприятиями снижает кредитные риски банка. Взаимное информационное обеспечение позволит банку отслеживать неплатежеспособных и недобросовестных предпринимателей и предприятий, а администрации знать реальные финансовые и товарные потоки предприятий города. Кредитование при участии администрации города позволит снизить риски банка (более надежные гарантии от кредитных рисков). Совместная работа администрации и банка с предприятиями города позволит использовать кредитование как одно из средств антикризисной политики.
Важнейшая задача органов государственной власти и местного самоуправления - создание целостной концепции развития банковской системы города, предусматривающей тесное и взаимовыгодное сотрудничество ростовских банков и иногородних филиалов с администрацией города по реализации программ и проектов города, создание условий снижения банковских кредитных рисков, практику налогового стимулирования банков-инвесторов, обеспечения банкам-инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, создание необходимой инфраструктуры (в том числе создание страхового пула и залогового фонда), другие меры по поддержке банковской системы города.
1. Цель, задачи и основные принципы развития банковской системы
города Ростова-на-Дону
Основной целью развития банковской системы является укрепление банковского сектора города и эффективное, с минимальным риском, использование банковского капитала для развития промышленности и предпринимательства Ростова-на-Дону .
Для этого предстоит решить следующие задачи:
- создать нормативно-правовую базу, способствующую развитию банковской системы города и участвовать совместно с ГУЦБ РФ , с Ассоциацией российских банков в разработке федеральных законов, влияющих на состояние и развитие региональных банков;
- создать информационно-аналитическую базу данных банков города и филиалов иногородних банков, в которой будут отражены: текущее состояние банка, стратегия и направления деятельности и развития, отраслевые приоритеты кредитования, заинтересованность в реализации программ и проектов города;
- создать информационно-аналитическую базу данных предприятий и реестр предпринимателей, нуждающихся в финансовых и инвестиционных ресурсах;
- способствовать увеличению инвестиционной привлекательности г. Ростова-на-Дону;
- создать необходимые условия для банков, вкладывающих собственные средства в предприятия и организации города и разработать эффективный механизм мобилизации и привлечения средств с целью реализации инвестиционной и иных программ и проектов г. Ростова-на-Дону;
- создать пул банковского капитала , позволяющего привлечь малые и средние банки к реализации городских программ и проектов;
- создать систему страхования соответствующих хозяйственных структур от их неплатежей;
- разработать действующий механизм взаимодействия с ростовским отделением ГУ ЦБ, с Ассоциацией российских банков с целью поддержания и развития банковской системы города.
Основным принципом развития банковской системы города является не ее администрирование, а создание естественных экономически выгодных условий для ее функционирования и совершенствования.
Основным средством реализации концепции является разработка и реализация программы развития банковской системы города на период до 2005 г., а также создание и функционирование Ростовского-на-Дону банковского совета (РБС).
Городская политика развития банковской системы осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечения поддержки развития банковской системы города, в том числе путем предоставления налоговых и других льгот банкам, участвующим в реализации инвестиционной и ипотечной программах города, социально-значимых проектах;
- обеспечения банкам и филиалам иногородних банков равных прав на участие в реализации инвестиционной и ипотечной программах города, в социально-значимых проектах;
- формирование программы снижения кредитных рисков банков города;
- предоставление инвестиционных гарантий администрации города для банков, участвующих в проектах предприятий и предпринимателей Ростова-на-Дону;
- привлечение страховых компаний и совета по страховой деятельности города при реализации крупных проектов.
2. Основные направления реализации политики развития
банковской системы города
Для реализации концепции развития банковской системы города необходимо провести работу по следующим направлениям:
1. проведение мониторинга состояния и деятельности банков и филиалов иногородних банков, находящихся на территории Ростова-на-Дону;
2. разработка нормативно-правовой базы, способствующей развитию банковской системы города;
3. проведение индивидуальной работы с руководителями коммерческих банков, особенно с испытывающими финансовые трудности;
4. создание Ростовского банковского совета;
5. создание механизма снижения банковских кредитных рисков;
6. работа по оказанию помощи банкам в эффективном использовании капитала (финансовых ресурсов), в том числе в проектах администрации города Ростова-на-Дону;
7. создание механизма привлечения капиталов головных банков ростовских филиалов для реализации инвестиционной программы города;
8. создание кредитного пула, в котором кредит как категория будет использован на принципиально новых началах: на коммерческой заинтересованности кредиторов, объединившихся в консорциумы при участии Ростовского отделения ЦБ ГУ и администрации г. Ростова-на-Дону;
9. создание механизма привлечения банков к осуществлению антикризисного управления на предприятиях города;
10. привлечение банковского капитала для реализации программы ипотечного кредитования г. Ростова-на-Дону;
11. работа с банками по обеспечению своевременности и полноты поступлений платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
12. разработка механизма и выпуск Администрацией города на относительно длинные сроки ценных бумаг с дисконтом или процентной ставкой, соответствующей рыночным котировкам по привлечению средств на определенный период, и создании на Ростовской валютно-фондовой бирже организованного рынка муниципальных ценных бумаг.
2.1. Мониторинг деятельности банков и иногородних филиалов,
расположенных в Ростове-на-Дону
Для проведения эффективной политики поддержки и развития банковской системы города необходимо постоянное наблюдение за состоянием городских банков, филиалов иногородних банков и головных банков филиалов, а также проведение анализа происходящих в них структурных и финансовых изменений.
Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных банков, а также базы данных проектов предприятий и предпринимателей ,нуждающихся в финансовых ресурсах.
Сбор информации, ее обработку, пополнение и хранение осуществляет экономическая служба администрации города совместно с информационно-аналитическими службами банков, при содействии структурных подразделений администрации города. На основании информационной базы данных банков, включающей в себя сведения о текущем состоянии, проблемах и возможностях банков и филиалов, стратегии развития, приоритетах инвестирования и др.
База данных проектов и программ развития экономики города будет содержать информацию о финансовом и экономическом состоянии заявителя, его платежеспособности и финансовой устойчивости, о программах развития, инвестиционных проектов, а также о заявках структурных подразделений администрации города, формирующих ежегодные отраслевые инвестиционные программы города.
Кроме этого, необходимо сформировать дополнительную базу данных, включающую в себя информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих банковскую систему, инвестиционную деятельность, антикризисную деятельность, об элементах рыночной инфраструктуры (особенно малый и средний бизнес, предпринимательство), о производственном потенциале и сырьевых ресурсах города, о свободных производственных площадях, об объектах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам товаров и услуг Создание таких информационных массивов должно формироваться органами госстатистики, структурными подразделениями городской и районных администрации г. Ростова-на-Дону, ростовским отделением ГУ ЦБ РФ, Ассоциацией российских банков, банками, Ростовским фондом поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленной палатой, организациями. входящими в инфраструктуру, обеспечивающую привлечение инвестиции, а также через информационную сеть Интернет.
2.2. Разработка нормативно-правовой базы, способствующей развитию
банковской системы города
Важнейшим фактором развития банковской системы города является создание нормативно-правовой базы, способствующей эффективному взаимодействию администрации города, банковских и финансовых инфраструктур, что позволит улучшить положение в экономике города.
В целях создания такой базы необходимо подготовить и принять ряд нормативных актов органов местного самоуправления:
- Решение Ростовской-на-Дону городской Думы "О поддержке банковских структур на территории города", которое должно определить формы поддержки со стороны органов местного самоуправления, приоритеты этой поддержки, механизм взаимодействия государственных органов власти, ростовских банков, филиалов иногородних банков и головных банков ростовских филиалов;
- Постановление Мэра города "О создании Ростовского Банковского Совета";
- Постановление Мэра города "О формировании пула банковского капитала для реализации социально-значимых проектов города";
- Постановление Мэра города "О предоставлении муниципальных гарантий банкам по проектам, включенных в инвестиционную программу города";
- Решение Ростовской-на-Дону городской Думы "О предоставлении налоговых льгот по платежам в городской и районные бюджеты банкам, участвующим в реализации городских проектов и программ";
- Постановление Мэра города, определяющее порядок заключения инвестиционных соглашений органов местного самоуправления г Ростова-на-Дону с инвесторами или предприятиями, привлекающими инвестиции, права и обязанности сторон, типовой инвестиционный договор;
- другие нормативные акты, обеспечивающие реализацию концепции развития банковской системы города.
Для совершенствования городской нормативной базы в сфере развития городской банковской системы, необходимо изучать и использовать подобный опыт других городов и регионов Российской Федерации.
2.3. Проведение работы с руководителями коммерческих банков
Планируется работа по направлениям:
1. помощь Администрации кредитным организациям города в проведении зачетов, реструктуризации одних банков перед другими, содействие в заключении соглашений о приостановлении требований кредиторов;
2. осуществление помощи банкам в реализации принципов гибкости и внутренней открытости по отношению к внешней быстро меняющейся среде;
3. организация регулярных встреч руководителей коммерческих банков и филиалов иногородних банков с руководителями различных департаментов и комитетов администрации города с целью нахождения путей к более тесному взаимодействию в решении различных проектов;
4. осуществление помощи банкам по решению вопросов между банком и клиентом, между банком и ГУ ЦБ РФ, между банком и ГНИ, между банком и администрацией.
5. проведение семинаров по повышению качества работы менеджеров банка и повышения финансовой устойчивости банка;
6. создание системы обмена, сбора и подготовки информации в рамках банковской информационно-аналитической службы.
2.4. Создание Ростовского банковского совета (РБС)
Создание РБС должно оказать положительное влияние на управление бюджетными ресурсами и оздоровление экономики города. В условиях нестабильности экономики и предрекаемой гибели многих банков, администрация города считает, что совет может стать тем звеном банковского сообщества города, которое позволит удержать ее от развала и массовой ликвидации банков. Для придания РБС большей устойчивости и надежности необходимо сформировать систему взаимной ответственности и взаимного контроля городских банков, в том числе за сохранностью бюджетных средств и средств населения.
Формирование РБС и определение его состава будет осуществляться в соответствии с отдельно разработанным положением о Ростовском банковском совете. Кроме представителей основных финансовых структур города в совет войдут представители Администрации г. Ростова-на-Дону, Главного управления Центрального банка РФ по Ростовской области, ГНИ, СКТО, РТУ МАП РФ, Агентство Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению по Ростовской области.
РБС должен получать информацию, достаточную для проведения им экспертизы и дальнейшей реализации предлагаемых городом инвестиционных проектов и социально-значимых программ. Необходимо выработать и технологию консолидированного участия банков в городских проектах (особенно это касается средних и мелких банков).
Основные направления деятельности Ростовского банковского Совета:
1. выработка стратегии развития банковской системы города, а также предложений и рекомендаций по совершенствованию банковской системы города;
2. защита интересов банков на федеральном, областном и городском уровнях при принятии нормативно-правовых и законодательных актов, имеющих отношение к банковской деятельности;
3. взаимодействие с ГУ ЦБ РФ по вопросам регулирования и надзора за банковской деятельностью;
4. оказание помощи банкам в отстаивании их прав и законных интересов, а также разрешении спорных вопросов между банками и их клиентами;
5. проведение мероприятий по укреплению ликвидности банковской системы города;
6. участие в разработке региональных и федеральных законов, имеющих ключевое значение для банковской системы и экономики города;
7. разработка и реализация мер, направленных на поддержание стабильности и финансовой устойчивости банков Ростова-на-Дону;
8. оказание содействия банкам в эффективном использовании имеющихся у них финансовых средств;
9. формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию взаимодействия банковской системы города с органами местного самоуправления ,расширению сотрудничества на взаимовыгодной основе;
10. разработка предложений по повышению эффективности обслуживания счетов бюджета, формирования и развития муниципальной финансовой системы и ее структур;
11. реорганизация банков в форме слияния и присоединения;
12. совместно с банками города разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы управления банками, сокращению производственных и непроизводственных затрат;
13. совместно проверять кредитоспособность заемщиков и надежность обеспечения кредитов по социально и экономически важным проектам города;
14. способствовать реализации мероприятий по увеличению собственных средств, в том числе созданию необходимых резервов под кредитные риски и надежности обесценения ценных бумаг;
15. проводить линию на существенное повышение качества управления активами, соответствие качества управления активами, соответствие их структуры структуре пассивов;
16. изыскивать новые источники доходов, прежде всего за счет наращивания объемов услуг и расширения их ассортимента. Также в настоящее время испытывающая трудности банковская система сможет без ущерба для своей финансовой устойчивости расширить список ранее предоставляемых услуг за счет синдицированного кредитования образованным с этой целью пулом банковского капитала, а также за счет операций, не требующих для своего введения затрат капитального характера;
17. для снижения издержек банка по содержанию информационной и технологической баз возможна помощь РБС совместно с Администрацией города в заключении соглашений между кредитными организациями по поводу совместного использования не только информационной базы, но и программных средств, систем автоматизации и связи, что сделает доступным использование мощных систем автоматизации и для малых банков.
Наряду с проведением общих собраний членов РБС организовать ежемесячные или по мере необходимости совещания для банков, объединенных общим интересом к какому-нибудь виду банковской деятельности, проекту или программе. Рассматривать на таких совещаниях актуальные вопросы деятельности коммерческих банков.
2.5. Создание механизма снижения банковских рисков
С целью снижения рисков, которые возникают при кредитовании, необходимо постоянное взаимодействие между банками и органами государственной власти и местного самоуправления в лице администрации г.Ростова-на-Дону, Государственной налоговой инспекции по городу Ростову-на-Дону, ГУ ЦБ РФ, внебюджетных фондов.
Во-первых, тесное сотрудничество даст возможность получить полную и достоверную информацию о состоянии и деятельности кредитополучателя или объекта инвестирования, что позволит выработать метод государственного надзора, контроля и регулирования предприятия, на котором реализуется проект с участием банковского капитала;
Во-вторых, при реализации социально-значимых проектов может быть предоставлена инвестиционная гарантия администрации города, либо участие муниципалитета в акционерном капитале инвестируемого;
В-третьих, при реализации проектов, включенных в инвестиционную программу города, предприятию могут быть предоставлены налоговые льготы для более эффективной реализации проекта и уменьшения срока окупаемости инвестиций (кредита);
В-четвертых, создание страхового пула и страхование инвестиций также будет способствовать снижению рисков банка;
В-пятых, привлечение инвестиционных и консалтинговых компаний для проведения полной и всесторонней экспертизы предлагаемых к финансированию программ и проектов и проведение полного аудита (промышленного, финансового, технологического, юридического и экологического) даст возможность проранжировать проекты по критерию "риск - прибыльность";
В шестых, использование нефинансовых форм инвестирования, например - лизинговых, приводит к наличию, с одной стороны, ликвидного залога, находящегося в собственности у банка, а с другой - лизингополучатель генерирует только достаточную сумму денежных средств для уплаты лизинговых платежей, а значит, в меньшей степени операция зависит от кредитной истории предприятия.
Существует достаточное количество мероприятий, которые при совместной работе дадут снижение банковских рисков.
2.6. Работа по оказанию помощи банкам в эффективном использовании
капитала, в том числе в проектах администрации
города Ростова-на-Дону
Взаимодействие администрации г. Ростова-на-Дону с банками с точки зрения эффективного использования капитала банка планируется уделить внимание:
- созданию практической системы, которая позволяла бы в зависимости от состояния экономики и финансов города вовремя перенаправлять поток финансовых ресурсов в наиболее эффективные и перспективные отрасли или отдельные проекты;
- помощи банкам по созданию и постоянной диверсификации портфеля проектов; оказание помощи по выбору направлений финансирования;
- созданию благоприятных условий для развития лизинга в городе;
- заключению трехсторонних инвестиционных соглашений (банк - администрация - предприятие, или банк - инвестиционный институт - администрация) с целью создания взаимовыгодного и тесного сотрудничества: с одной стороны своевременный возврат средств банку, а с другой - улучшение финансово-экономического положения предприятия;
- обеспечению создания системы раскрытия информации о предприятиях, организациях, предпринимателях и финансовой инфраструктуре города;
- содействию развития финансовой инфраструктуры города ;
- разработке и реализации Программы развития страхового рынка города; способствовать созданию и использованию страхового пула страховых компаний города как инструмента страховой защиты инвестиционных проектов организаций города;
- рассмотрению возможности создания залогового (гарантийного) фонда города в целях дополнительного обеспечения сохранности финансовых ресурсов города идущих на реализацию инвестиционной программы города;
- разработке механизма освобождения банка от уплаты местных налогов и сборов или от федеральных и областных налогов в части, зачисляемой в консолидированный бюджет города, при условии направления этих средств на реализацию городских программ.
2.7. Создание механизма привлечения капитала головных банков
ростовских филиалов для реализации инвестиционной
программы города
Для привлечения крупного иногороднего банковского капитала в первую очередь необходимо создание привлекательного инвестиционного климата в городе. Выполнение данного условия в первую очередь требует организации "прозрачности" информации о деятельности администрации города, разработанных и реализованных программах и проектах города, о практических формах помощи администрацией инвесторам и участникам реализуемых программ и проектов, о продолжительности налаживания взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, о реальной поддержки администрацией проектов и программ и возможности осуществления контроля за процессом реализации; о реальной возможности ознакомления с проведенной экспертизой проектов и т.д. Ответы на эти вопросы дадут представление о городе и желании разместить капитал в Ростове-на-Дону.
Также необходимо разработать комплекс гарантий сохранения условий ведения хозяйственной деятельности для крупного капитала при изменении законодательства, политической ситуации и незаконных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Немаловажным фактором является наличие развитой финансовой инфрастуктуры города, страхового пула , залогового фонда , лизинга и т.д.
2.8. Создание кредитного пула
Создание кредитного пула позволит:
- уменьшить банковские риски при участии в реализации программ и проектов;
- диверсифицировать кредитный портфель;
- малым и средним банкам эффективно использовать капитал и участвовать в реализации высокоэффективных проектов города;
- улучшить ликвидность банка;
- иметь больший объем информации о клиенте;
- усилить контроль по выполнению обязательств перед банками.
Для создания кредитного пула необходимо провести работу:
- по изменению и дополнению законодательной базы банковской системы;
- по разрешению и регулированию вопросов организационного характера;
- по объединению приоритетов и интересов, вступающих в пул банков;
- по созданию механизма деятельности пула, его идеологии и стратегии;
- по возможности привлечения капитала иногородних филиалов и финансовой инфрастуктуры (ресурсов страховых, пенсионных, инвестиционных, кредитных и взаимных фондов и союзов) .
2.9. Создание механизма привлечения банков к осуществлению
антикризисного управления на предприятиях города
Взаимодействие банков с предприятиями в конечном итоге должно дать эффект экономического роста как предприятию, так и банку. Самый сложный вопрос - участие банковского капитала в предприятии, находящемся в кризисной и неплатежеспособной ситуации, когда очень велик банковский риск. В процессе антикризисного управления в первую очередь необходимо тесное и четкое взаимодействие предприятия и органов государственной власти и местного самоуправления. Разработанная программа выхода предприятия из кризиса, где четко расписаны функции и этапность действий каждой из сторон, может стать предметом интереса и участия банка. Для разработки такой программы должны быть привлечены специалисты банков, которые наиболее профессионально могут разработать финансовую часть программы и дать предприятию квалифицированную помощь. Участие банков в программе реализации антикризисного управления на предприятиях города позволит банкам в дальнейшем получить платежеспособного постоянного клиента.
Участие банков в уставном капитале предприятий, находящихся в кризисном положении, позволит банкам осуществлять управление собственностью и самому привлекать институциональных инвесторов.
При участии банка в программе антикризисного управления предприятием на время ее реализации администрация города разработает положения предоставления отсрочки (или реструктуризации) налоговых платежей в части зачисляемой в городской консолидированный бюджет и местных налогов на период осуществления программы выхода предприятия из кризиса.
Таким образом, при создании механизма участия банков в антикризисном управлении предприятием будут учтены следующие:
1. необходимость определения администрацией города перечня приоритетных предприятий, которым в первую очередь будет оказана поддержка органами местного самоуправления;
2. необходимость создания отлаженного и четкого механизма разработки графика реструктуризации долгов (разрабатывается совместно с государственной налоговой инспекцией, внебюджетными фондами и администрацией города);
3. участие всех заинтересованных сторон в разработке программы финансового оздоровления предприятия, в том числе возможность предоставления предприятиям налоговых льгот;
4. возможность приобретения доли в уставном капитале предприятия одной из участвующих сторон:
- при участии муниципалитета в уставном капитале, разрабатывается положение о предоставлении государственной гарантии банку при привлечении финансовых ресурсов;
- при участии банка в уставном капитале с целью вывода предприятия из кризиса (а не ликвидации его), банку предоставляется возможность получения налоговых льгот;
5. необходимость разработки направлений поддержки администрацией города предприятий и банков, участвующих в антикризисном управлении;
6. необходимость разработки нормативно-правовых документов, регулирующих участие банков при выводе предприятия из кризиса;
7. необходимо разработать программу стимулирования участия банков в антикризисном управлении предприятиям города.
2.10. Привлечение банковского капитала для реализации программы
ипотечного кредитования г. Ростова-на-Дону
При привлечении банковского капитала в реализацию программы ипотечного кредитования в первую очередь необходимо учитывать принцип надежности и прибыльности проекта. Поэтому в данном вопросе основную роль в развитии ипотечного кредитования в городе берет на себя администрация города. В реализации программы должны быть задействованы практически все ее структурные подразделения.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России не позволяет в полном объеме и эффективно реализовать программу ипотечного кредитования в виду отсутствия необходимой нормативно-правовой базы, особенно касающейся функционирования банковской системы. Уровень инфляции и установленная ЦБ РФ ставка рефинансирования делает операции по ипотечному кредитованию для коммерческих банков невыгодными и рискованными.
Отсутствие привлекательных условий для коммерческих банков при участии в программе ипотечного кредитования не позволяет в настоящее время дать конкретного механизма привлечения банковских ресурсов. Такой механизм будет вырабатываться совместно с банками, для которых участие в программе привлекательно. Сейчас, на наш взгляд, необходимо:
1. создать методологическую и методическую базу анализа и оценки платежеспособности приобретателей жилой площади;
2. работа с банками, имеющими практику реализации программ ипотечного кредитования, с целью привлечения их опыта для оценки финансовой состоятельности участников ипотеки и рыночной оценки залога приобретателя жилья, а также для разработки нормативно-правовой базы;
3. разработать механизм и критерии предоставления налоговых льгот банкам, участвующим в программе ипотечного кредитования.
2.11. Работа с банками по обеспечению своевременности и полноты
поступлений платежей в бюджет и внебюджетные фонды:
- организация работы по осуществлению постоянного контроля за своевременным прохождением налоговых платежей через банки;
- проведение работы совместно с ГНИ по проведению квалифицированного проведения выездных документальных проверок с целью снижения количества жалоб от банков о необоснованности наложения штрафов за несоблюдения налогового законодательства;
- совместная работа с ГНИ, ГУ ЦБ РФ и банками по снижению задолженности коммерческих банков по платежам в бюджет;
- разработка методических рекомендаций с учетом изменившейся нормативной базы налогового и банковского законодательства;
- проведение семинаров по разъяснению актуальных вопросов для бухгалтерской службы банков и доведению информации о нововведениях в налоговом и банковском законодательстве.
2.12. Создание рынка муниципальных ценных бумаг позволит осуществлять операции междилерского РЕПО, что в свою очередь активизирует в городе рынок межбанковских кредитов, снизит риски межбанковского кредитования. По муниципальным ценным бумагам необходимо будет определить институт дилеров, порядок проведения сделок, который будет разработан совместно со специалистами биржи, расчеты по итогам торгов.
3. Ожидаемые результаты реализации концепции развития
банковской системы города
1. создание финансово устойчивой банковской системы города;
2. улучшение инвестиционного климата города;
3. создание устойчивой расчетно-платежной системы в городе;
4. привлечение финансовых средств на предприятия города;
5. обновление основных фондов промышленных предприятий города;
6. реализация инвестиционной и других социально-экономических программ города;
7. увеличение занятости населения;
8. поступление в консолидированный бюджет города дополнительных платежей;
9. развитие малого и среднего бизнеса;
10. развитие финансовой инфраструктуры города.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2000 г. N 5 "О Концепции развития банковской системы города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.