Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону от 11 мая 2000 г. N 23 "Об основных направлениях программы организации занятости и профориентации подростков и молодежи"

2. Комитету по молодежной политике (В.В. Лукьянов), Ростовскому филиалу Департамента ФГСЗН по РО (Т.А. Костенко) создать рабочую группу по разработке программы "Об организации занятости и профориентации подростков и молодежи города" как составной части комплексной программы содействия занятости населения г.Ростова-на-Дону. Включить в состав рабочей группы руководителей заинтересованных ведомств: Министерства образования Ростовской области (по согласованию), Управления образования г.Ростова-на-Дону, УВД г.Ростова-на-Дону, прокуратуры г.Ростова-на-Дону, Совета директоров промышленных предприятий города, Федерации профессиональных союзов Ростовской области (по согласованию), Совета ректоров ВУЗов Ростовской области (по согласованию) и комиссии по делам несовершеннолетних г.Ростова-на-Дону.

3. Рекомендовать Главам районных администраций, руководителям подразделений администрации города и городских служб оказывать всемерное содействие внедрению новых форм в решении вопросов профориентации и занятости молодежи г.Ростова-на-Дону: создание новых рабочих мест на базе сети точек розничной торговли, организация работы студенческих отрядов, широкое внедрение молодежной практики в организациях и на предприятиях города в независимости от форм их собственности, развитие направления трудоустройства подростков, в том числе стоящих на учете в правоохранительных органах.

4. Заместителям Главы Администрации г. Ростова-на-Дону Ю.В. Балахнину и С.И. Коновальчуку, начальнику Филиала (отдела) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по РО Т.А. Костенко организовать рабочую группу по разработке механизма целевого обучения учащихся профессионально технических училищ под гарантированное трудоустройство, на стабильно работающих предприятиях города. В качестве эксперимента осуществить первый пилотный проект на ОАО "Ростсельмаш". К работе в группе привлечь (по согласованию) представителей Министерства образования Ростовской области, Департамента ФГСЗН по РО, Совета директоров промышленных предприятий города, администрации ОАО "Ростсельмаш".

5. Председателю Совета директоров промышленных предприятий города Г.О. Давыденко рассмотреть вопрос о привлечении руководителей предприятий города к финансированию, совместно с Фондом занятости, труда подростков. Начальнику МУ "Казначейство Администрации города" Максимову А.В. рассмотреть вопрос о возможности выделения бюджетного финансирования для оплаты, совместно с Фондом Занятости, общественно значимого труда подростков.

6. Заместителю Главы Администрации г. Ростова-на-Дону С.И. Коновальчуку, начальнику Филиала (отдела) г. Ростова-на-Дону Т.А. Костенко представить в третьем квартале 2000 г. на согласование Положение "О квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях г. Ростова-на-Дону", для последующего рассмотрения его на заседании городской Думы. В Положении предусмотреть льготы работодателям, создающим рабочие места, и порядок перечисления компенсационного платежа в случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителей Главы Администрации г.Ростова-на-Дону Ю.В. Балахнина и С.И. Коновальчука.

 

 

Председатель коллегии

М.А. Чернышев

 

 

Комитет по молодежной политике Администрации
г. Ростова-на-Дону

 

Филиал (отдел) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по РО

 

Основные направления
программы организации занятости и профориентации
подростков и молодежи в г. Ростове-на-Дону

 

 

1. Паспорт программы Организации занятости и профориентации подростков и молодежи в г. Ростове-на-Дону

 

Наименование Программы:

Программа организации занятости и профориентации подростков и молодежи в г. Ростове-на-Дону.

 

Основание для разработки:

* Конституция РФ; Федеральные законы "Об образовании";

* Приказ ФСЗ России от 26 апреля 1995 г. N 94;

* Конвенция ООН "О правах ребенка";

* Федеральная программа "Молодежь России";

* Программа "Федеральной системы информационного обеспечения молодежи (ФСИОМ);

* Целевая региональная программа "Молодежь Дона";

* Устав г. Ростова-на-Дону;

* Муниципальная комплексная программа "Молодежь Ростова (1998 - 2000 г.г.)";

* Программа содействия занятости населения г. Ростова-на-Дону на 1998 - 2000гг.;

* Положение о филиале (отделе) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по РО.

 

Заказчики:

* Комитет по молодежной политике Администрации г.Ростова-на-Дону;

* Филиала (отдел) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по РО.

 

Основной разработчик:

НП "Молодежная биржа труда - "ДОН".

 

2. Цели и задачи программы

 

Цели:

Обеспечение занятости молодежи и совершенствовании системы профориентации молодежи как необходимого условия ее успешной трудовой деятельности в будущем.

 

Задачи:

* создание условий для удовлетворения конституционного права на труд всем категориям молодежи;

* создание особой системы обеспечения вторичной занятости учащейся молодежи;

* обеспечение конституционного права на доступ ко всей информации по вопросам образования, профессиональной подготовки, трудоустройства, проблемам молодежного рынка труда;

* обеспечение доступа всех категорий молодежи ко всему комплексу услуг по профориентированию и профконсультированию;

* создание оптимальной системы профориентации и профконрсультирования;

* способствование культурному, трудовому развитию и реализации творческого потенциала молодежи.

Срок реализации: 2000 - 2003 гг.

 

Исполнители:

* Комитет по молодежной политике Администрации города;

* Филиал (отдел) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по Ростовской области.

* Молодежная биржа труда - Дон;

* Комитеты по делам молодежи администраций районов г. Ростова-на-Дону;

* Управление образования Администрации г. Ростова-на-Дону;

* Комитет по физической культуре и спорту Администрации г. Ростова-на-Дону;

* ВУЗы и ССУЗы г. Ростова-на-Дону;

* Средства массовой информации города;

* Общественные молодежные организации;

* Предприятия, банки, страховые компании, предприниматели города и т.д.;

* МУ Центр информации для молодежи.

 

Источники финансирования:

Средства городского бюджета и внебюджетные средства.

 

Ожидаемые конечные результаты:

* расширение сферы социальной и материальной поддержки отдельных групп молодежи г. Ростова-на-Дону;

* повышение творческой и трудовой активности молодежи;

* обеспечение свободного доступа молодежи ко всему объему профессионально - образовательной и социально - трудовой информации;

* сокращение проявления антисоциальных явлений среди молодежи;

* улучшение социально- экономического, социально-политического и социально - психологического климата, формирование положительных настроений, нравственных и ценностных ориентацией в молодежной среде города.

 

Контроль за выполнением Программы:

* Комитет по молодежной политике Администрации г. Ростова-на-Дону;

* Филиал (отдел) г. Ростова-на-Дону Департамента ФГСЗН по РО.

 

3. Занятость молодежи

 

По известным причинам: отсутствие или невысокий уровень квалификации, недостаток опыта, высокий уровень требований к содержанию работы и оплаты труда делают молодежь (16-29 лет) низкоконкурентноспособной на рынке труда. Это во многом обуславливает ситуацию, когда одна треть (28,7%) неработающих ростовчан - молодые люди, а это порядка 50 тысяч человек.

В то же время молодежь является наиболее активной, динамичной, в определенной части высокообразованной и легко адаптируемой к различным условием труда частью национальной рабочей силы.

Кроме того, именно по причине социально - трудовой неустроенности возникают антисоциальные проявление в молодежной среде, ухудшается социально - политический и социально - психологический климат в городе, из этой среды рекрутируются участники криминальных структур и теневого бизнеса.

Структура безработной молодежи по различным категориям представлена в следующей таблице:

 

Выпускники
школ, ПТУ,
ВУЗов,
ССУЗов
Воен-
нослу-
жащие,
сокра-
щенные
из ВС
Прибывшие
из других
регионов
Освобож-
денные
из МЛС
Меняю
щие
место
работы
Незаня-
тая
молодежь
Времен-
ная
заня-
тость
Высво-
бож-
денные
20,4 8,8 0,8 0,4 12,4 21,6 21,6 6,4

 

Наибольшую часть безработной молодежи составляют вчерашние школьники и выпускники ПТУ, ВУЗов, ССУЗов. Если первая группа остается какое - то время безработной, то это свидетельствует о недостаточной профориентационной работе и слабом трудовом воспитании в школе, то вторая группа требует более углубленного анализа.

Анализ таблицы показывает, что несмотря на высокие показатели работы СЗ г. Ростова-на-Дону, отношение трудоустроенных выпускников, стоящих на учете, к количеству обратившихся, колеблется от 53,2% в 1998 г. до 86, 5 % в 2000 г. Очень высокий процент ( от 60 до 70%) выпускников нынешнего года пополняет армию безработных. Ненормальным является необходимость массового переобучения вчерашних выпускников. В 1 кв . 2000 г. треть выпускников ВУЗов и ССУЗов пришлось переобучать . И совсем ненормально, когда переобучать пришлось 17% выпускников ПТУ, при наличии 12 тысяч вакансий по рабочим специальностям. Такая ситуация свидетельствует о значительном несоответствии системы профессиональной подготовки, существующей в городе, потребностям ростовского рынка труда. Это ведет к значительному увеличению количества молодых безработных, нерациональному расходованию бюджетных средств. Многие учебные заведения готовят специалистов не по своему профилю ( ПТУ готовит юристов на базе 9 классов с трехлетним сроком обучения), не занимаются трудоустройством выпускников, в своей деятельности ориентируются на конъюнктуру образовательного рынка, а не на интересы города. Имеет место экспансия в город филиалов московских гуманитарных ВУЗов, что значительно перенасыщает рынок труда представителями общественно-экономических и гуманитарных профессий.

 

Статистическая информация
по работе Ростовского ф-ла ДФГСЗН по РО
за 1998, 1999 и 1 кв. 2000 года

 

  /---------------------------------------------------------------\
  |                        Молодежь 16-29 лет                     |
  |---------------------------------------------------------------|
  |                 |  1998 г.    |    1999 г.    |  1кв. 2000 г. |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Поставлено   на |  13417      |    15924      |     3937      |
  | учет            |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Трудоустроено,  |8551 (63,7%) | 12918 (81,1%) |  2310 (58,7%) |
  |    в т.ч.       |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Подростков на   |5317 (62,1%) | 10258 (79,4%) |   957 (41,4%) |
  | врем. работы    |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | В счет квоты    |     88 (1%) |    121 (0,9%) |     35 (1,5%) |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | По программе    |   94 (1,1%) |      256 (2%) |    127 (5,5%) |
  | "Молодежная пр- |             |               |               |
  | ка"             |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | По              |   17 (0,2%) |     86 (0,7%) |     18 (0,8%) |
  | самозанятости   |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Направлено на   |1022 (19,2%) | 1423 (27,7% от| 454 (31,5% от |
  |    переоб.      |             |      о\р)     |      о\р)     |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Направлено на   |1164 (21,8%) |  1431 (27,9%) |  986 (26,8%)  |
  |      ОР         |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  |    Оказано      |5777 (43,1%) | 6995 (43,95 %)| 1795 (45,6 %) |
  | профориентац.   |             |               |               |
  |    услуг.       |             |               |               |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Признано б\р    |5331 (39,7%) |  5133 (32,2%) |  1439 (36,6%) |
  |-----------------+-------------+---------------+---------------|
  | Назначено       | 5330 (100%) |  5011 (97,6%) |  1388 (96,4%) |
  | пособие         |             |               |               |
  \---------------------------------------------------------------/

 

Несмотря на высокий процент трудоустройства(1999 г.-81,1%) абсолютные величины ежегодно регистрируемых молодых людей в качестве безработных , по-прежнему, велики, и не имеют тенденции к снижению. И это на фоне активной молодежной политики СЗ: увеличивается количество переобучаемых от 19,2% в 1999 г. до 31,5 % в 1 кв. 2000 г., активно используется молодежная практика от 1,1 % в 1999 до 5,5% в 1 кв. 2000 г., самозанятость, общественные работы.

 

4. Вторичная занятость

 

Несмотря на повсеместное распространение прагматических установок о поведении российской молодежи, исследования, проведенные Центром гуманитарных исследований Восток - Запад (НИЦ института молодежи г. Москва), доказывают готовность значительной части молодых людей участвовать в общественно-полезной работе. Большинство подростков при ответе на вопрос: "Что могло бы стать для Вас стимулом участия в общественно-значимой деятельности?" на первое место поставили ответ "конкретный результат", т.е. возможность действительно решить ту или иную проблему местной жизни. На втором месте подростки называют "получение новых знаний, навыков и опыта". Для того, чтобы вызвать заинтересованность и осознанный отклик у молодежи, предложенная работа должна приносить реальный, осязаемый результат, давать возможность получить в процессе работы новые навыки, опыт общения с людьми, что совпадает с принципами молодежной политики, которые утверждаются в последние годы: "не для молодежи, а вместе с молодежью".

Вторичная занятость учащейся молодежи существовала всегда, как форма ее материальной поддержки и как форма приобретения трудовых навыков и определенной профессиональной ориентации. Наиболее показательным примером являются студенческие отряды, участие в сельхозработах. Это были организованные формы трудовой деятельности учащихся. Они дополнялись стихийными (подсобные работы, сторожа, дворники и т.д.).

В связи с экономическими изменениями в стране ситуация в данном секторе рынка труда принципиально изменилась - появился избыток рабочей силы как в городе, так и в сельской местности. Традиционные ниши либо перестали существовать, либо заполнены. Так, за 1 кв. 2000г. в службу занятости города на профессии, не требующие квалификации, обратилось 3532 человека, а трудоустроено только 2074 человека. т.е. 59%.

Серьезным шагом на этом пути стал Приказ ФСЗ России от 26 апреля 1995 г. N 94 "О вторичной занятости молодежи в возрасте 14 - 18 лет", который позволит оплачивать труд подростков из средств фонда занятости.

Городская служба занятости ведет работу в рамках данного приказа.

 

Устроено на работу подростков в возрасте 14-18 лет:

 

  /-----------------------------------------------------------------\
  |      1998 г.       |       1999 г.        |     1кв. 2000 г.    |
  |--------------------+----------------------+---------------------|
  |Число |Израсходовано| Число  Израсходовано |Число |Израсходовано |
  |      | средств     |         средств      |      | средств      |
  |------+-------------+----------------------+------+--------------|
  |5317  | 736 т.р.    | 10258    1726 т.р.   | 975  |   154 т.р.   |
  \-----------------------------------------------------------------/

 

Кроме того, НП "Молодежная биржа труда - Дон" в 1999 году трудоустроила 451 чел., в 1 кв. 2000 - 264 чел.

Рост абсолютных цифр велик и составляет 92%. Качественный анализ показывает, что основным контингентом являются подростки в возрасте 14-16 лет, для другой возрастной группы (16-18 лет) уровень оплаты не представляется социально значимым. Работодатели, за редким исключением, или не имеют возможности, или не желают доплачивать за выполненный объем работ.

Главной проблемой вторичной занятости является трудоустройство студенческой молодежи. Есть специализированный банк вакансий для студентов и в Городском центре занятости, и у НП "Молодежная биржа труда - Дон". Но он не может полностью удовлетворять соискателей работы.

Мероприятия программы по решению вопросов занятости подростков и молодежи (включая воричную занятости):

* создание специализированных рабочих мест для учащихся путем образования студенческого торгового комплекса ( по аналогии с системой "поле-прилавок");

* организация деятельности студенческих строительных отрядов (восстановление мемориальных мест, создание спортплощадок, участие в строительстве храмов и т.д.);

* организация мелкосерийного производства на базе имеющегося оборудования в УПК, вузах, других учебных заведениях;

* создание серви сной службы;

* организация городских трудовых отрядов (экологические, милосердия, озеленения, оперотряды);

* организация торговых точек аудио-видеокассетами;

* организация выездных отрядов на сельхозработы;

* создание системы постоянной информации о имеющихся возможностях трудоустройства (ярмарки вакансий, информационные листы, СМИ);

* организовать городские отряды из "трудных" подростков, в том числе и из подростков младше 14 лет по направлению комиссии по делам несовершеннолетних.

* создание системы стажировки для выпускников ВУЗов и ССУзов в организациях и на предприятиях города

* обязательное квотированиерабочих мест для подростков и молодежи в организациях и предприятиях города, претендующих на получение муниципального и государственного заказа

* развитие и совершенствованиепрогаммы "Молодежная практика", путем привлечения к ее реализации широкого круга работодателей

* формирование на базе некоммерческого партнерства "Молодежная биржа труда "Дон", рабочих бригад из состава безработной молодежи для выполнения муниципальных и государственных заказов.

 

5. Профориентация

 

Профориентация необходима всем возрастным группам молодежи.

По данным исследования, в возрасте до 18 лет 62% молодых людей еще не выбрали профессию и не знают, чем заниматься. В возрасте 25 лет уже только каждый десятый не имеет специальности, однако, по прежнему 30% людей не могут сказать, по какой профессии они хотели бы работать. Таким образом, необходимость профориентационной работы с возрастом и ростом уровня профессиональной квалификации не снижается. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка - приоритетное направление в реализации активной молодежной политики. Выбор профессии в соответствии со способностями, возможностями и требованиями рынка труда позволяет решить проблему занятости и способствует реализации личностного потенциала молодежи. Это предлагает и оказание всего спектра профориентационных услуг - от информирования о состоянии рынка труда, требуемых профессиях и о содержании этих профессий, о требованиях работодателей к претендентам на вакантные места, о возможностях обучения и переобучения, открытия собственного дела, об оказании психологической поддержки и коррекции состояния, о профессиональной и личностной диагностики для выбора подходящего вида деятельности и обучения, до участия в тренинговых занятиях по уверенному поведению, самопредставлению, активизирующих занятиях центра Преодоления.

Большая работа в этом направлении проведена службой занятости. В 1999 году профориентационные услуги получили 6995 молодых людей (32% от общего количества ). Из них 32% составляют учащиеся старших классов школ города (2204 чел.), 30% выпускники вузов, ссузов, ПТУ (2097 чел., из них 1056 чел. - выпускники вузов, причем, больше всего из РГУ - 303 чел., ДГТУ - 259, РГСУ - 195, РГЭА - 183, РГПУ - 116).

Сегодня можно констатировать, что многие выпускники учебных заведений не знают рынок труда, требования работодателей к претендентам, как и где искать работу, не могут представить себя и рассказать о том, что они умеют делать, как использовать полученные знания и умения, не готовы переориентироваться и выбрать реальный вариант трудоустройства, не задумываются о построении профессиональной карьеры. Порой представляют завышенные требования к поиску подходящей работы, имеют неадекватную самооценку. Все это снижает конкурентноспособность выпускников и не способствует решению проблемы занятости.

 

Совершенствование профориентационной работы

 

Оптимальная структура оказания всего комплекса профориентационных услуг представлена на схеме 1 и 2. Их содержание заключается в следующем:

1. Профессиональное информирование - это предоставление молодому человеку информации об актуальной ситуации на рынке труда, о банках вакансий и переобучения в соответствии с его профессиональной квалификацией, осознанными профессиональными интересами и состоянием здоровья. Цель информирования - сознательное самостоятельное самоопределение работника на рынке труда.

2. Профессиональное консультирование - это квалификационная помощь в сознательном профессиональном самоопределении работника. Оно имеет три основные формы:

* консультирование , как часть профессионального информирования, есть совместная с клиентом оценка вероятности трудоустройства, стабильности и перспективности рабочего места и обсуждение актуальной ситуации на рынке труда. Цель этой формы консультирования - согласование осознанных профессиональных интересов и квалификации работника с актуальной ситуацией рынка труда.

* консультирование как заключи тельная часть профессиональной диагностики есть предоставление клиенту информации о результатах диагностического обследования. Предоставляется информация об объективно выявленных способностях клиента и их соответствии характеру деятельности на том или ином рабочем месте. Цель - осознание клиентом своих индивидуальных особенностей, способностей и профессиональной направленности и последующее их согласование с актуальной ситуацией на рынке труда.

* консультирование как форма психологической поддержки есть психокоррекционный процесс согласования диагностически выявленных психологических характеристик и сознательных представлений клиента о самом себе. Реализуется с помощью методов психологического воздействия на структуру мотивов и установок личности.

3. Профессиональная психодиагностика для определения профессиональной направленности и отбора на профессиональное обучение есть комплекс психодиагностических методов, включающих психологическое и индивидуальное собеседование с целью определения основных индивидуальных особенностей, способностей и профессионально важных качеств личности.

4. Психологическая поддержка - это создание позитивной, психоэмоциональной основы для эффективного содержательного взаимодействия между клиентом и работодателем, снижение общего нервно-психического напряжения, изменение негативного отношения к ситуации потери работы, формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.

Для развития профориентационной деятельности необходим единый городской центр профориентации, социально-трудовой адаптации и реабилитации молодежи.

Он должен решать следующие задачи:

проводить профориентационные исследования школьников для правильного выбора профессионального пути и построения карьеры, учащихся профессиональных заведений, которые сталкиваются с проблемой неправильного профессионального выбора, не могут трудоустроиться, не знают, как и где искать работу, как представлять себя и вести беседу с работодателями, оказывать психологическую поддержку, активизировать и адаптировать молодежь к современным условиям (индивидуальная работа, организация групп психологической поддержки и коррекции, активизирующие занятия, усиливающие мотивацию к самостоятельному решению проблем, способствующие раскрытию возможностей, личностного потенциала), проведение личностных психодиагностических исследований, составление психологического портрета личности, структурирование проблем, консультирование по бесконфликтным способам общения, подготовка передвижного центра профессиональной ориентации, создание межведомственной комиссии по проблемам профориентации и психологической поддержки молодежи.

Необходимо активизировать работу различных специализированных ярмарок (работа, учеба, профподготовка для различных категорий молодежи).

СМИ должны быть включены в решение этой проблемы, предоставляя часть эфирного времени и печатной площади для соответствующей информации.

Разработать комплекс мер по корректировке структуры профессионального обучения в соответствии с потребностями городского и регионального рынка труда выпускников.

В перспективе, по опыту ряда городов, необходим справочно-телефонный информационный центр для молодежи.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Решение коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону от 11 мая 2000 г. N 23 "Об основных направлениях программы организации занятости и профориентации подростков и молодежи"

 

Текст решения официально опубликован не был