2. Рекомендовать:
- Департаменту ЖКХ и энергетики (Караченцев Б.А.) произвести расчет ставок и тарифов на обслуживание жилищного фонда с учетом требований Постановления Правительства РФ N 707 от 18.06.96 г. "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и Постановления Главы администрации области N 555 от 30.12.98 г. "Об установлении единого порядка расчетов и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области";
Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887
- Департаменту экономики и финансов (Бартеньев В.П.) внести изменения в расчеты стоимости содержания и текущего ремонта жилого фонда, лифтов и мусоропроводов, а также ставки оплаты населением за эти услуги.
3. Одобрить создание Единого расчетно-кассового центра. Считать одним из основных направлений его работы упорядочение сбора и перераспределения собираемых платежей поставщикам услуг.
4. Департаменту ЖКХ и энергетики (Караченцев Б.А.) подготовить проект Постановления об утверждении тарифов и ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги до 20.04.99 г.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на зам. главы администрации Караченцева Б.А.
Председатель коллегии |
Чернышев М.А. |
О тарифной политике в ходе реформирования ЖКХ
Реформа ЖКХ начатая в Российской Федерации в начале 1990 годов, на сегодня является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.
В период с 1990-1998 года были созданы необходимые правовые основы проведения реформы и определены рыночные принципы хозяйствования, поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 2003 году покрытия затрат на них за счет платежей граждан.
Изменение правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве началось с расширения самостоятельности предприятий , изменения форм их собственности. Однако эти преобразования столкнулись с трудностями, связанными с искажениями в механизме оплаты выполняемых работ.
В этих условиях реформа ценообразования, в том числе новая тарифная политика стала основой дальнейших преобразований в этом секторе экономики, т.е. цены стали играть роль регулятора экономических преобразований в отрасли и нести в себе весомую экономическую информацию, способную создавать внешнюю среду для равной конкуренции производителей жилищно-коммунальных услуг.
Введение новой ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, позволит сменить существовавшую ранее модель хозяйственной системы, оздоровит механизм финансирования и создаст условия для дальнейшего развития реформы.
Тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг должны быть обоснованны. Повышение тарифов для населения до экономически обоснованной величины и доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг должно сопровождаться мероприятиями по снижению самих затрат, сохранению определенного уровня бюджетного финансирования на весь переходный период.
Под обоснованными тарифами принимается минимально возможные тарифы при соблюдении параметров качества услуг и принятой программы развития предприятий, а не традиционно сложившееся понимание тарифов как суммы установленных нормативных затрат по заданной структуре и нормативной рентабельности.
Термин "квартплата" , введенный в СССР в 1928 году предусматривал покрытие затрат за пользование жилыми помещениями и включал в себя расходы по техническому обслуживанию домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатация ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций и другие расходы). Величина затрат определялась исходя из нормативной себестоимости обслуживания жилья и в 1928 году равнялась 13,2 коп. на 1 кв.м. жилой площади, не меняясь до 1992 года, что требовало государственных ассигнований на покрытие убытков не покрываемых населением.
С января 1994 года защищенной статьи по жилищно-коммунальному хозяйству в государственном бюджете не стало. Остаточный принцип финансирования ЖКУ приводит к негативным последствиям в этой отрасли.
Анализируя состояние жилищного фонда города Ростова-на-Дону, можно прийти к следующему.
Жилой фонд имеет следующую степень износа:
до 30% - 86,2%
до 60% - 13,3%
более 60% и аварийный фонд - 0,5%
По степени благоустройства структура следующая :
- жилой фонд оснащенный водопроводом и канализацией - 78,5%
- жилой фонд оснащенный центральным газоснабжением - 73,4%
- жилой фонд оснащенный лифтами и мусоропроводами - 72,3%
Краткая характеристика состояния жилого фонда и его инфраструктуры говорит о высоком уровне его износа, о существенном различии в необходимом объеме и качестве услуг, предоставленных населению, проживающему в домах с различным уровнем износа и благоустройства.
Снабжение водой, электроэнергией, газом, обеспечение отоплением - одни из важнейших условий существования общества. Поэтому жилищно-коммунальное хозяйство, составляющее базовую инфраструктуру, должно быть предметом влияния со стороны государства, что достигается за счет внедрения стандартов, ставших механизмом регулирования ценообразования.
Региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц рассчитывается и утверждается на год. Стандарт платежей населения рассчитывается как соотношение сложившегося уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в расчете на 1 кв.м. и полной фактической стоимости этих услуг.
К 1992 году населением покрывалось не более 0,5% от реальных затрат на содержание и ремонт жилья и около 7% на коммунальные услуги.
В 1996 году население оплачивало уже 25 % экономически обоснованного тарифа, причем наибольший удельный вес в оплате занимала плата за отопление - 23,3% и за горячее водоснабжение - 23,9% при удельном весе платы за техобслуживание жилья - 8,4 %.
В 1998 году население оплачивало 50% экономически обоснованных тарифов, наибольший удельный вес в платежах заняло отопление - 24,2%, горячее водоснабжение - 23,2%, техобслуживание - 10,9%.В проекте на 1999 год сохраняется прежняя тенденция, при общей оплате населением 60 % экономически обоснованных тарифов удельный вес платежа за отопление составит 28,9%, за горячее водоснабжение - 18,2%, техобслуживание - 14% (Приложение N 1).
Сравнение ставок оплаты жителями техобслуживания жилья по различным городам показывает, что платежи в г.Ростове-на-Дону не являются самыми дорогими, так техобслуживание жилого фонда для населения обходится в 0,43 руб за 1 кв.м., в Ставрополе - 0,68 руб, в Волгограде - 0,74 руб, в Краснодаре - 1,18 руб., исключение составляет лишь Воронеж - 0,35 руб. (Приложение N 2).
Если провести сравнительный анализ роста стоимости энергоресурсов и техобслуживания жилья по годам, то это выглядит следующим образом:
/----------------------------------------------------------\
| |1995 | 1996 |1997 | 1998 год |Рост |
| | год | год | год | |1998 к |
| | | | | |1995 г.|
|---------+--------+-----------+--------+----------+-------|
|Техобслу-| | | | | |
|живание | 0,435 | 0,808 | 0,933 | 0,86 | 2 |
|---------+--------+-----------+--------+----------+-------|
|Гкал | 43.555 | 130,069 | 149,064| 128,42 | 3 |
|---------+--------+-----------+--------+----------+-------|
|Кват/час | 0,036 | 0,11 | 0,16 | 0,25 | 6 |
|---------+--------+-----------+--------+----------+-------|
|Газ | 0,04 | 0,08 | 0,144 | 0,20 | 5 |
\----------------------------------------------------------/
Из анализа видно, что техническое обслуживание возросло в 2 раза (Приложение N 3), а энергоресурсы в 3-6 (Приложение NN 4,5,6). Почему так происходит, ведь все работают в одинаковых экономических условиях одной страны, одного города? Потому что затраты на производство тепла, горячей воды, электроэнергии обсчитаны исходя из четких нормативных позиций (Рекомендации по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетических хозяйств, утвержденных приказом Комитета РФ N 50 от 15.10.93 г.).
В настоящее время действуют рекомендации по нормированию и оплате труда, утвержденные приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 г. N 68
Немаловажное значение имеет тот факт, что утверждение тарифов на услуги по техобслуживанию жилья имеют остаточный принцип, т.е. из сформированного регионального стандарта вычитаются тарифы теплоэнергоснабжающих предприятий и только после этого формируются тарифы на услуги по эксплуатации жилья. Т.е. наблюдается приоритетность тарифов на энергоресурсы. Сдерживание тарифа на техобслуживание жилого фонда приводит к тому, что жилищные организации города не имеют самостоятельного источника финансирования ремонта жилого фонда в условиях хронического дефицита бюджетного финансирования, что приводит к увеличению доли ветхого и аварийного жилого фонда.
В 1998 году - 28031,3 тыс.руб. ( в 1997 г - 61,1 млн.руб., 1996 г - 62,5 млн.руб., 1995 г - 82,8 млн.руб.).
347,7962 млн.рублей - по проекту бюджета предусмотрено выделение только лишь 40 млн.руб.
Для решения данной проблемы необходимо включение доли затрат на капитальный ремонт в тариф на техобслуживание жилого фонда, выбор подрядчика осуществляющего ремонтные работы на конкурсной основе с целью отбора более дешевых работ, снижение себестоимости выполняемых работ, выполнение комплексного капитального ремонта, необходимость которого возрастает, что предусмотрено Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (Постановление Губернатора области N 423 от 26.11.97 г.).
В нынешней ситуации мы должны отказаться от необоснованного снижения тарифов, что приводит к росту кредиторской задолженности. Так произошло с тарифами на отопление жилых помещений. Без детальной проработки проблемы, не выполнив каких либо мероприятий по обеспечению сохранения тепла, был снижен норматив потребления тепловой энергии на 40%. В результате тариф снизился, но количество подаваемого тепла осталось на прежнем уровне, в результате резко возросла кредиторская задолженность. Сейчас норматив надо поднимать до прежнего уровня. Тоже происходит и с тарифом на обслуживание лифтов, При его формировании не были включены затраты на капитальный ремонт. В результате тариф снижен, а лифтовое хозяйство приходит в негодное состояние. При сегодняшнем состоянии жилого фонда нельзя говорить о снижении тарифов. Надо говорить о снижении затрат по выполняемым работам, но объем этих работ повышать. Например, стоимость ремонта одного квадратного метра кровли должна уменьшаться, а площадь - увеличиваться. Постоянно снижая тарифы мы думаем, что социально защищаем население, а в конечном итоге работы по содержанию жилищного фонда проводятся в недостаточном объеме, дома постепенно приходят в негодность и однажды придется заплатить очень много!
Нормативным документом предусматривающим решение многих проблем стало Постановление Главы администрации области N 555 от 30.12.98 г. "Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области". Положение предусматривает формирование тарифов исходя из фактически сложившихся затрат с учетом не остаточного принципа формирования ставок и тарифов, а расчетный метод учитывающий индикаторы эффективности производства, индикаторы качества предоставляемых услуг, отчисления на капитальный и текущий ремонты жилого фонда и инженерного оборудования оснащающего дома, изменение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг с учетом текущих изменений ценовых составляющих данных услуг (рост цен на топливо, оборудование, переоценкой основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, изменением порядка формирования фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством).Его применение уже дает свои положительные результаты. Снижена норма водопотребления, предполагается снижение стоимости тепла и это при экономическом кризисе в стране.
Одним из направлений Реформы ЖКХ является применение дифференциальной оплаты.
C 1997 года начата программа дифференциации оплаты жилья по степени его благоустроенности. Так из общего тарифа на техническое обслуживание и текущее содержание жилого фонда были выделены в качестве самостоятельного платежа оплата пользования лифтом и мусоропроводом только для жителей домов имеющих это оборудование, кроме того при оплате за неблагоустроенный жилой фонд применяется коэффициент 0,8 к экономически обоснованному тарифу.
Постановлением Мэра города N 2750 от 24.12.98 г. "О взимании с населения дифференцированной оплаты за жилищно-коммунальные услуги" введена 100% оплата тарифа за техобслуживание и отопление сверхнормативного наличия жилья, это же правило распространяется и на граждан имеющих в собственности более одной квартиры. Это даст ощутимую экономию бюджетного финансирования по этим статьям ( по данным за январь оплата излишков составит 726 тыс.руб. - 246 тыс.руб. по техобслуживанию и 480 тыс.руб. по отоплению). Это дополнительный источник финансирования работ по капитальному ремонту жилого фонда.
Реформа не придумана, она подсказана самой жизнью. Выбранный путь поэтапного или плавного увеличения стоимости жилья и коммунальных услуг до себестоимости - единственное и очевидное решение многих проблем функционирования отрасли, как большого и сложного механизма городской инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Администрации г. Ростова-на-Дону от 24 марта 1999 г. N 8 "О тарифной политике в ходе реформирования ЖКХ"
Текст решения официально опубликован не был