Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации области
от 21 августа 2006 г. N 333
Комплекс
мер по повышению правовой культуры избирателей
(участников референдума) и обучению организаторов
выборов и референдумов в Ростовской области
на 2007 - 2011 годы
28 апреля 2008 г.
1. Общие положения
Настоящий Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2007-2011 годы (далее - Комплекс мер) является продолжением Программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Ростовской области на 1997-2001 годы и Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей в Ростовской области на 2002-2006 годы.
Организацию выполнения Комплекса мер обеспечивает Избирательная комиссия Ростовской области.
В ходе выполнения Программы и Комплекса мер проводились мероприятия федерального и регионального уровней с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работников аппарата Президента Российской Федерации, Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области, международных организаций. Проведенные в ходе реализации Комплекса мер научные исследования убедительно доказали, что донская земля имеет уникальную для России по продолжительности и разнообразию форм историю демократических выборов. Социологические опросы показывают сохранившуюся приверженность жителей Дона демократическим традициям, свободолюбию, вере в собственные силы, любви к своему краю.
Реализация Комплекса мер в Ростовской области способствовала высокой активности избирателей (выше среднего показателя по России) и росту активности избирателей на региональных и муниципальных выборах, более осознанному подходу избирателей к своему выбору. Избиратели стали лучше представлять себе избирательные процедуры, возросла их правовая культура. Значительно сократился разрыв активности избирателей старше 30 лет и молодых избирателей. Молодежь стала активнее включаться в политическую жизнь области, о чем свидетельствует число кандидатов, избранных депутатов и глав муниципальных образований в возрасте до 30 лет. Рост правовой культуры избирателей способствовал улучшению результативности выборов и росту качественного состава избираемых органов.
Избиратели голосуют более осознанно и признают легитимность власти. Повысилось качество подготовки организаторов выборов, что обеспечивает уменьшение конфликтности в обществе во время выборов и после них.
Опыт работы Ростовской области по выполнению Комплекса мер неоднократно рассматривался Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, международными организациями и получал высокую оценку.
Для удержания достигнутых позиций и продолжения движения к лучшим результатам необходимо осознавать новые требования законодательства и избирательной практики, заложить фундамент к проведению очень важных федеральных выборов, когда во многом будет решаться судьба России. Впервые выборы в Законодательное Собрание области будут проводиться по смешанной избирательной системе.
С этой целью в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Областным законом от 15.03.2004 N 95-ЗС "Об Избирательной комиссии Ростовской области" разработан настоящий Комплекс мер.
Комплекс мер охватывает все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, региональные отделения политических партий, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средства массовой информации и так далее.
Основные соисполнители Комплекса мер:
министерство культуры области;
министерство общего и профессионального образования области;
министерство по физической культуре, спорту и туризму области;
комитет по молодежной политике Администрации области;
комитет по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям Администрации области;
главное управление пресс-службы и информации Администрации области;
департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области;
Ростовское областное отделение "Союза журналистов России";
общественные организации и творческие союзы.
2. Цели и задачи Комплекса мер
Главной целью Комплекса мер является повышение политической и правовой культуры избирателей, особенно молодежи, что обеспечит формирование у избирателей гражданской ответственности за стабильность и динамизм общественного развития, доверия к институту выборов и легитимности избранных органов власти, умения делать осознанный ответственный выбор.
Достижению этой цели служит создание единой системы качественного правового образования, просвещения и информирования участников избирательного процесса, основанной на индивидуальном подходе и учете интересов граждан, их возрастных особенностей, социальной принадлежности, наличия навыков электорального поведения.
Комплекс мер осуществляется на областном и территориальном уровнях, включает непрерывный цикл мероприятий, носит систематизированный характер в структуре, преемственность форм и методов. Он направлен на реализацию следующих задач:
обеспечение реализации избирательных прав граждан в условиях повышения степени общественного доверия к выборам и референдумам;
создание единой системы качественного правового образования, просвещения и информирования участников избирательного процесса, основанной на индивидуальном подходе и учете интересов граждан, государственных институтов и органов местного самоуправления;
формирование доверия к процедурам избрания легитимных органов государственной власти и местного самоуправления;
формирование у граждан устойчивой мотивации участия в политическом и избирательном процессах;
формирование базовых знаний об избирательном праве у всех участников избирательного процесса;
формирование у жителей Ростовской области демократических традиций реализации и защиты их конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
информирование и правовое просвещение избирателей через средства массовой информации;
оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса;
организация целевой подготовки и повышения уровня профессионализма организаторов выборов;
правовое просвещение кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, представителей региональных отделений политических партий;
обучение журналистов, освещающих выборы;
создание эффективной информационно-аналитической среды и образовательной инфраструктуры в Ростовской области для оказания систематической научно-методической и образовательной помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса;
проведение долгосрочных и оперативных мероприятий образовательного, научно-исследовательского, информационного, организационного характера, направленных на создание разнообразных форм и методов правового обучения и просвещения всех участников избирательного процесса в Ростовской области;
выпуск методических пособий и материалов для территориальных и участковых избирательных комиссий, региональных отделений политических партий, кандидатов и наблюдателей;
исследование истории выборов на Дону, поддержка демократических традиций среди избирателей и распространение информации об этих традициях в Ростовской области и за ее пределами;
формирование у избирателей навыков противостояния манипулированию общественным сознанием и "черному пиару", распространяемому деструктивными силами, в том числе из-за рубежа.
3. Основные направления реализации Комплекса мер
Комплекс мер включает следующие основные направления:
организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер;
организация обучения кадров избирательных комиссий;
внедрение современных технологий организации обучения членов избирательных комиссий, их резерва и других участников избирательного процесса;
организация правового обучения избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации;
осуществление информационно-просветительской деятельности;
организация работы с представителями молодежи как участниками избирательного процесса;
правовое просвещение учащихся - будущих избирателей, вовлечение их в процесс выборов и участие в деятельности органов ученического самоуправления;
оказание содействия выборам и деятельности территориальных молодежных парламентов (советов);
организация научных исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов;
формирование позитивного отношения к закону и легитимно избранной власти;
повышение мотивации у избирателей активного участия в формировании органов власти;
воспитание гражданской ответственности избирателей;
ориентация на правовое поведение, преодоление правового нигилизма и электорального абсентеизма, существующего у части избирателей;
издательская деятельность.
Намеченные направления реализуются как составная часть общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию институтов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области.
3.1. Организационно-методическое обеспечение реализации
мероприятий Комплекса мер
Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер предусматривает разработку и принятие ежегодных планов, постановлений Избирательной комиссии Ростовской области, направленных на выполнение мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области.
Комплекс мер является основой для подготовки и реализации территориальных планов правового просвещения избирателей и обучения организаторов выборов.
3.2. Организация обучения кадров избирательных комиссий
Подготовка специалистов по организации и проведению выборов и референдумов является важнейшим направлением государственной кадровой политики на современном этапе. От деятельности комиссий во многом зависит доверие избирателей к результатам выборов.
В последние годы многократно возросла интенсивность проведения муниципальных выборов. Значительно обновился механизм правового регулирования выборов разных уровней. Возросли объемы работы избирательных комиссий, повысилась их ответственность за нарушение избирательного законодательства. Усилился контроль за их деятельностью со стороны партий, кандидатов, средств массовой информации, самих избирателей. Активнее стали использоваться высококвалифицированными политтехнологами новые избирательные технологии, в том числе подрывающие доверие к деятельности избирательных комиссий, институту выборов и легитимности избранных органов власти. Все это требует стабилизации кадрового состава избирательных комиссий и повышения уровня их подготовки.
С этой целью Комплекс мер предусматривает создание системы подготовки и переподготовки членов и аппарата Избирательной комиссии Ростовской области, членов территориальных, окружных, участковых избирательных комиссий, а также резерва кадров избирательных комиссий. Только председателей, заместителей и секретарей участковых избирательных комиссий предстоит обучить 7800 человек.
Планируется:
проведение многодневных обучающих семинаров для организаторов выборов территориальных избирательных комиссий;
переход на "кустовую систему" проведения семинарских занятий с участием базовых территориальных избирательных комиссий по подготовке резерва руководителей и членов участковых избирательных комиссий из числа ранее работавших в составах комиссий;
регулярное проведение 5-дневных курсов повышения профессиональной подготовки председателей участковых избирательных комиссий на базе 7-8 вузов и соответствующих базовых территориальных избирательных комиссий с вручением слушателям курсов по итогам обучения сертификатов единого образца, подписываемых ректором вуза и Председателем Избирательной комиссии Ростовской области;
формирование сети постоянно действующих школ подготовки резерва в составы участковых избирательных комиссий на базе вузов и средних специальных учебных заведений области с созданием единой базы данных о слушателях школ в пределах области;
подготовка резерва избирательных комиссий из числа молодежного актива.
В ходе выборов территориальных молодежных парламентов сложилась практика создания избирательных комиссий из числа молодежи. С ними проводятся занятия с целью приобретения навыков в вопросах организации и обеспечения проведения избирательных процедур. Избранные члены парламентов - это новая категория лиц, которая обладает практическими навыками и знает основы избирательного законодательства. Эти лица также рассматриваются в качестве резерва в составы участковых избирательных комиссий. Для них планируется проведение занятий по более углубленному изучению избирательного законодательства с участием базовых территориальных избирательных комиссий.
Перед выборами для обучения организаторов выборов на уровне окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий планируется проведение семинаров (в том числе выездных территориальных и зональных), обеспечивающих изучение основ избирательного законодательства и умения их применения в рамках конкретных избирательных кампаний.
Программы обучения организаторов выборов будут сочетать изучение теории и практики организации избирательного процесса с проведением анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров, "круглых столов" и других активных форм занятий. При этом основное внимание обращается на современные методы и технологии управления избирательным процессом, особенно в критических и нестандартных ситуациях, навыки принятия оперативных административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или иных избирательных действий. Существенное место в процессе обучения будет отводиться анализу правонарушающих избирательных технологий на стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
По отдельному плану готовится изучение избирательного права государств Содружества независимых государств в группах подготовки международных наблюдателей.
Реализация данного раздела Комплекса мер позволит повысить профессиональный уровень кадров избирательных комиссий, что является одним из необходимых условий качественной подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
3.3. Организация правового обучения избирателей, представителей
политических партий, иных общественных объединений, кандидатов,
доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей,
военнослужащих, работников правоохранительных органов,
представителей средств массовой информации
Организация правового обучения и на этой основе повышение правовой культуры избирателей, представителей политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий, наблюдателей, военнослужащих, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации предполагает необходимость формирования правовых знаний в области избирательного права и законодательства о референдуме. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения и специального курсового обучения.
Комплекс мер решает задачу осознанного вовлечения и участия в избирательном процессе избирателей различных возрастных групп, профессиональных, этнических и других социальных общностей населения.
Правовое просвещение различных групп избирателей осуществляется в следующих основных формах:
разъяснение положений избирательного законодательства и законодательства о референдумах;
правовое просвещение избирателей через реализацию специальных издательских, информационно-аналитических проектов по разъяснению организации проведения выборов;
создание радио- и телепередач, проведение лекций, бесед, выставок, выпуск тематических видеофильмов;
правовое просвещение путем создания специальных учебно-образовательных, издательских, информационно-тематических и иных просветительских проектов;
общее правовое образование в школах, иных общеобразовательных учреждениях, в высших учебных заведениях;
организация территориальными избирательными комиссиями правового просвещения избирателей в учреждениях культуры: музеях, библиотеках, дворцах культуры и клубах. Проведение избирательными комиссиями конкурсов работы учреждений культуры по правовому просвещению избирателей.
Наиболее перспективные и эффективные образовательные проекты должны широко внедряться в практику деятельности избирательных комиссий.
Вся работа по правовому просвещению избирателей рассчитана на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения. В условиях плюрализма мнений и ценностных ориентиров она направлена на формирование среди всех категорий избирателей высокой электоральной активности, развитие взаимопонимания и налаживания диалога населения и власти.
Главной целью повышения правовой культуры ответственного и профессионального участия данной категории лиц в избирательном процессе, обеспечение равных возможностей проявления их индивидуальных особенностей и целей, развития конкурентной борьбы в рамках существующего правового поля. При этом необходимо учитывать, что в Ростовской области также есть политические силы с деструктивными настроениями, которые не склонны к политическому диалогу, бездоказательно оспаривающие результаты выборов и легитимность власти.
Следующие пять лет будут проходить в условиях изменяющегося политического ландшафта, вызванного действием Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", введением пропорциональной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, смешанной системы при выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области. Осуществляется структурирование отделений политических партий на региональном и муниципальном уровнях с постоянными штабами и собственными средствами массовой информации. Можно прогнозировать значительно более активное участие региональных отделений партий в избирательном процессе и политической жизни области. Поэтому именно сейчас в Ростовской области необходимо формировать традиции ведения партиями политической борьбы в рамках закона, чтобы эта борьба велась в форме конкурса программ, направленных на улучшение жизни в области, а не конкурса "компроматов" и очернения конкурентов, попыток дестабилизации политической ситуации в регионе в целом.
С этой целью Избирательной Комиссией будут реализоваться такие направления работы, как:
формирование культуры ответственного и профессионального участия в выборах, исключающего неконституционные и незаконные методы ведения предвыборной агитации;
изучение избирательного законодательства и практики избирательных споров;
оказание помощи в совершенствовании организаторских навыков, умений работать с избирателями, средствами массовой информации и избирательными комиссиями.
Основная задача, связанная с формированием политической культуры ответственного участия представителей политических партий, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и политических партий в избирательном процессе, состоит в организации системы их подготовки с использованием современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями законодательства в области избирательного права и избирательного процесса, законодательства о референдумах, практическими навыками применения правовых знаний.
Организация и проведение выборов должны обеспечиваться надлежащим общественным контролем за соблюдением законодательных положений на всех этапах избирательного процесса, в том числе в ходе голосования, подсчете голосов избирателей, подведения итогов голосования и определения результатов выборов, оформления соответствующих избирательных документов. В этом процессе участвует значительное число наблюдателей, организация правового обучения которых также предусматривается Комплексом мер.
С этой целью необходимо организовать семинары, "круглые столы", регулярные юридические консультации, систематическое обучение кандидатов, их доверенных лиц, представителей политических партий, общественных объединений, наблюдателей. Подготовить специальные методические разработки и учебные пособия.
Соблюдению законности участия региональных отделений политических партий в выборах на территории Ростовской области будет способствовать финансовый контроль за поступлением и расходованием средств, осуществляемый Избирательной комиссией Ростовской области.
Реализация данной части Комплекса мер направлена на формирование конструктивной позиции региональных отделений политических партий, обеспечения строгого соблюдения ими закона при участии в выборах органов власти.
Важнейшая роль в осуществлении данного направления Комплекса мер отводится работе избирательных комиссий со средствами массовой информации. Для журналистов предусматривается проведение конкурсов, семинаров, конференций по вопросам освещения в СМИ избирательного процесса, а также других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.
С этой целью планируется осуществить выпуск серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ на каналах государственной телерадиовещательной компании "Дон-ТР", медиа группы "Южный регион ИНФО" и местных телеканалах, периодический выпуск общественно-политического журнала для молодых избирателей "Реальное право" и статей в региональных печатных изданиях.
Распространение в средствах массовой информации объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, материалов, которые разъясняют избирательные процедуры, раскрывают механизмы, обеспечивающие прозрачность и честность выборов. В этой связи в рамках Комплекса мер предусматривается создание и выпуск теле- и радиопередач, издание учебных и методических пособий, организация семинаров и учебных курсов, проведение юридических консультаций, лекций и так далее.
3.4. Информационно-просветительская деятельность
Комплекс мер предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения. Информационно-просветительская деятельность предусматривает применение широкого диапазона средств аудиовизуального взаимодействия с избирателями и иными категориями участников избирательного процесса с использованием возможностей телевидения, радио, печатных и иных средств массовой информации. Информационно-просветительская продукция распространяется с применением современных информационных технологий.
Главными целями информационно-просветительской деятельности являются:
развитие электорально-правовой культуры избирателей, кандидатов, представителей политических партий, участвующих в выборах;
формирование у участников избирательного процесса представления о выборах как демократически открытой и честной процедуре;
содействие формированию позитивного отношения избирателей к участию в выборах.
Достижение перечисленных целей связано с выполнением ряда задач, таких, как:
формирование системы мониторинга отношения различных категорий избирателей к участию в выборах и деятельности избирательных комиссий различных уровней;
создание системы информирования граждан об основных принципах и формах участия в избирательном процессе на различных стадиях организации и проведения избирательного процесса;
организация систематической информационно-просветительской работы по противодействию использованию правонарушающих избирательных технологий на всех стадиях избирательного процесса;
информирование о важности участия в выборах;
проведение разъяснительных мероприятий, направленных на преодоление апатии и негативного отношения к выборам;
стимулирование молодежной аудитории к участию в выборах.
Предстоящие федеральные избирательные кампании 2007-2008 годов как важнейшие общественно-политические события в стране предполагают осуществление широкого комплекса информационно-разъяснительных мероприятий, в том числе в рамках реализации специальной программы, обеспечивающей координацию отдельных мероприятий по целям, срокам, ресурсам и исполнителям.
3.5. Молодежь и выборы
Мероприятия Комплекса мер по работе с молодежью направлены на развитие молодежного интереса к процессу организации и проведения выборов, участия молодежи в работе избирательных комиссий всех уровней, повышение уровня доверия к выборам и референдумам.
Систематическое правовое просвещение начинается со школьной скамьи и предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах и обязанностях гражданина. Очевидно, что изучение учебного курса "Избирательное право и избирательный процесс" способствует, в частности, повышению последующей электоральной активности молодежи и развитию институтов гражданского общества в целом. Необходимо в этот курс ввести компьютерные игры, видеоматериалы, ролевые игры по истории и выборам органов власти.
Воспитание гражданственности подразумевает и активное овладение молодыми людьми навыками политического действия и поведения. Речь идет об использовании различных форм работы с молодежью, таких, как олимпиады, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, общеполитические дискуссии, молодежные фестивали, форумы и иные мероприятия, которые проводятся в школах, средних специальных и высших учебных заведениях. В сфере гражданского и политического просвещения молодежи необходимо также более активно использовать новые компьютерные технологии, Интернет-конференции по разъяснению демократических принципов избирательного права.
Эффективной формой привлечения молодежи к участию в управлении государством является организация молодежного самоуправления. В настоящее время молодежное парламентское движение существенно превзошло уровень первоначальной идеи и превращается в эффективный инструмент развития институтов гражданского общества. Общественно-политические организации, как и институты власти, нуждаются в кадровом пополнении за счет молодежи.
Развитие системы правового и гражданского образования в общеобразовательных школах, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, где основными формами работы являются:
изучение специальных курсов по избирательному праву и избирательному процессу;
проведение областной олимпиады школьников по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву;
развитие органов ученического и молодежного самоуправления;
организация областных конкурсов научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых по избирательной тематике;
деятельность разнообразных молодежных клубов (политических, дискуссионных, "молодого избирателя" и других).
Работа с молодыми избирателями является приоритетной в деле правового просвещения избирателей и должна иметь адресность, разнообразие неформальных подходов и методов, включая использование новых технологий, компьютерных игр и использование молодежного сайта Избирательной комиссии Ростовской области.
Конечным результатом мероприятий этого раздела Комплекса мер является повышение активности участия молодежи в выборах и референдумах.
3.6. Оказание научно-методической помощи участникам выборов
и референдумов
Мероприятия Комплекса мер в этом направлении включают:
подготовку программ научных социологических исследований в области половозрастной активности избирателей, мониторинга эффективности проведения работы по правовому просвещению избирателей;
анализ российской и зарубежной практики правового просвещения избирателей и обучения организаторов выборов;
подготовку методических пособий, инструкций, рекомендаций, разъяснений для участников избирательного процесса.
Реализация данного раздела Комплекса мер обеспечит оказание научно-методической помощи избирательным комиссиям и другим участникам избирательного процесса.
3.7. Современные технологии организации обучения членов
избирательных комиссий и других участников избирательного процесса
Одной из современных тенденцией в обществе является развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий, имеющих решающее значение для повышения эффективности деятельности избирательных комиссий.
Совершенствование информационного обеспечения - одна из важнейших предпосылок развития демократических принципов открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий всех уровней. Этот аспект чрезвычайно важен, так как с ним неразрывно связано обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на участие в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий.
Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно совершенствовалась ее технологическая база и, прежде всего, автоматизация информационных технологий, в том числе создание и внедрение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
При проведении выборов и референдумов на избирательных участках (участках референдума) могут использоваться комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного голосования (КЭГ), интегрируемые в ГАС "Выборы". Внедрение электронного голосования позволит дополнительно повысить надежность и достоверность результатов выборов. В этих условиях необходимо совершенствовать организацию обучения по вопросам использования КОИБ и КЭГ.
Внедрение новых технологий в обучение предполагает разработку требований к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса для организаторов выборов и иных участников избирательного процесса. В рамках работ по созданию информационно-образовательной среды предусматривается создание системы сетевого тестирования и контроля знаний для дистанционного обучения организаторов выборов и их резерва. Для организации дистанционного обучения должен быть создан комплект документов и материалов, обеспечивающий самообучение в режиме удаленного доступа. Организация системы дистанционного обучения предусматривает разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп пользователей для организации единого учебного процесса, обеспечения интерактивности процесса обучения.
Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети, открывают перспективы расширения аудитории обучающихся организаторов выборов и референдумов, а также других участников этих процессов.
Избирательная комиссия области создает электронную библиотеку на своем сайте и содействует наполнению электронной библиотеки, созданной в Донской государственной публичной библиотеке, где по направлениям Комплекса мер должны быть сформированы тематические базы, справочные, иллюстративные, каталогизированные материалы - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
Важным направлением деятельности является также создание компьютерных игр, видеофильмов по вопросам избирательного права и истории выборов.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия с организаторами выборов (референдумов), иными участниками выборов и референдумов появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности, повышения уровня доверия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей, повысится эффективность обучения и общий уровень правовой грамотности в области избирательного законодательства.
3.8. Внедрение передового отечественного и зарубежного опыта
организации работы по вопросам обучения участников выборов и
референдумов
Целями данного направления является внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по вопросам обучения участников выборов и референдумов, проведения свободных и демократических выборов, обеспечение избирательных прав и свобод, пропаганда российского опыта проведения избирательных кампаний.
Для изучения зарубежного и распространения передового отечественного опыта применяются различные формы, такие, как участие в международном наблюдении за выборами и референдумами, прием международных наблюдателей, иностранных специалистов в области избирательного права и процесса в Ростовской области, проведение международных конференций, семинаров и встреч, сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), Исполнительным комитетом и Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств и так далее.
Реализация данного раздела Комплекса мер способствует демократизации избирательного процесса, обеспечению стабильности политического развития, дальнейшему улучшению имиджа Ростовской области.
3.9. Выставочная деятельность
Организация и проведение выставочной деятельности в области избирательного права и избирательного процесса - одна из форм активной пропаганды института выборов, демократических традиций на Дону, обеспечивающих легитимность органов власти, политическую стабильность и создает дополнительные условия инвестиционной привлекательности Ростовской области.
При подготовке и проведении выставочной деятельности решаются следующие задачи:
формирование основ специализированной музейно-выставочной деятельности в целях повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, сохранения исторического наследия демократических традиций;
классификация и систематизация документов и материалов по истории выборов в России и Ростовской области;
поиск архивных документов и материалов, подробно отражающих важные этапы (события) истории выборов на Дону;
создание мобильных передвижных экспозиций, постоянно действующих выставок по истории выборов на Дону;
показ демократических традиций, существующих на Дону, в других регионах России и за рубежом.
Реализация данного раздела Комплекса мер создаст условия для развития музейной деятельности по истории выборов в Ростовской области.
3.10. Издательская деятельность
Целью этого направления деятельности является подготовка, издание и распространение журналов, сборников материалов и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, истории выборов на Дону, повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса.
Особую роль в информировании избирателей о выборах играет выпуск плакатов, буклетов, листовок, позволяющих дойти до каждого, рассказать о дате выборов, полномочиях избираемого органа, избирательных процедурах, демократических традициях. Избирательная комиссия планирует повышение качества и привлекательности информационных материалов для избирателей области.
4. Механизмы и формы реализации Комплекса мер
Общее руководство, координация и контроль за выполнением мероприятий Комплекса мер возлагается на Избирательную комиссию Ростовской области.
Выполнение Комплекса мер осуществляется путем реализации Перечня мероприятий (прилагается) и ежегодных планов проведения мероприятий, утверждаемых Избирательной комиссией Ростовской области. В планы мероприятий по выполнению Комплекса мер возможно внесение изменений и дополнений по решению Избирательной комиссии Ростовской области.
В целях выполнения Комплекса мер Избирательная комиссия Ростовской области может привлекать по трудовым соглашениями и гражданско-правовым договорам специалистов и технических работников в рамках финансирования, предусмотренного Комплексом мер.
Постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 216 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Финансовое обеспечение Комплекса мер
Финансирование расходов, связанных с реализацией Комплекса мер, производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.
Общий объем финансирования мероприятий Комплекса мер из областного бюджета - 61335 тыс. рублей, в том числе:
2007 год - 7000 тыс. рублей;
2008 год - 7749 тыс. рублей;
2009 год - 14578 тыс. рублей;
2010 год - 15496 тыс. рублей;
2011 год - 16512 тыс. рублей.
Финансирование территориальных планов по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому просвещению избирателей осуществляется за счет средств местных бюджетов, а отдельные мероприятия в соответствии с решением Избирательной комиссии Ростовской области могут финансироваться или софинансироваться из средств областного бюджета, выделяемых на реализацию настоящего Комплекса мер.
6. Оценка выполнения Комплекса мер
Результативность реализации Комплекса мер измеряется уровнем реального участия граждан в выборах, референдумах и отражается в докладах, социологических исследованиях и иных документах о результатах реализации Комплекса мер.
Оценка выполнения Комплекса мер включает следующие показатели:
уровень электоральной активности избирателей, участников референдумов;
количество подготовленных организаторов и специалистов в области избирательного права и избирательного процесса, подготовки и проведения референдумов;
количество действующих клубов, центров по вопросам повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов, правовой культуры избирателей (участников референдумов) и количество граждан, участвующих в их работе;
наличие и рост действующих молодежных парламентских структур, количество молодежи, участвующей в их работе;
выставки по избирательной тематике и число избирателей, их посетивших;
размещение нормативно-правовых актов, учебных и других материалов в электронной библиотеке на сайте Избирательной комиссии Ростовской области;
количество изданных брошюр, плакатов, сборников;
результаты научно-исследовательских работ по проблемам избирательного права и избирательного процесса, а также степень их практического внедрения.
В результате реализации Комплекса мер предполагается достичь положительной динамики роста электоральной активности граждан Ростовской области.
Начальник общего отдела
Администрации области |
Г.В. Павлятенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.