Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области и эффективное использование ее научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Ростовской области. Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепцией инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы, другими нормативными правовыми актами.
Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.
Ростовская область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:
отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;
недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;
недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;
неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности;
неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
низкой эффективности деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.
В настоящее время Ростовская область стоит перед выбором: продолжать движение по инерции или перейти к активному варианту инновационного развития экономики. Инерционный вариант - сохранение сложившихся темпов притока ресурсов в инновационный сектор и экстенсивное развитие существующих тенденций - повлечет следующие последствия:
фактическую ориентация предприятий в сфере технологической модернизации преимущественно на импортные технологии (особенно в аграрной сфере);
утрату конкурентных преимуществ, связанных с накопленным потенциалом научно-исследовательских организаций и развитием человеческого капитала в целом.
Таким образом, сохранение существующих тенденций экономического развития ведет к потере конкурентных преимуществ Ростовской области по сравнению с другими регионами России, реализующими активную политику по целенаправленному формированию региональных инновационных систем и их интеграцию в национальную инновационную систему.
При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы "генерации знаний", обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики, будет обеспечен переход к активному варианту инновационного развития Ростовской области. Для этого требуется:
консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;
формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы;
развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение);
расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса;
повышение эффективности совместной информационно-организационной работы органов государственной власти Ростовской области и муниципальных образований с соответствующими федеральными министерствами и агентствами по созданию наукоградов, технико-внедренческих зон, содействию продвижению инновационных разработок в другие регионы и страны.
Решение этих задач позволит создать инновационную систему Ростовской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Ростовской области по активному варианту является необходимым условием перехода к "экономике знаний". Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона прежде всего в секторах, в которых Ростовская область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства.
Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей донской экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Ростовской области.
Необходимость формирования и развития эффективной инновационной системы Ростовской области программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в экономических условиях посткризисного развития и обязательностью государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Ростовской области и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы - науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики. Целью Программы является развитие и дальнейшая интеграция элементов инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития.
Программа реализуется в два этапа. На первом этапе (2007 год) основное внимание уделяется созданию и развитию необходимых элементов инфраструктуры инновационной деятельности в Ростовской области. На втором этапе (2008 год) акцент делается на дальнейшей интеграции инновационной системы Ростовской области в национальную инновационную систему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.