О создании механизма привлечения капитала банков для реализации инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону см. решение коллегии администрации г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2000 г. N 5
Настоящий Областной закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Ростовской области и привлечение инвестиций в отрасли материального производства на основе создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, а также на обеспечение защиты прав, интересов и имущества российских и иностранных инвесторов на территории области независимо от организационно-правовых форм инвесторов, форм собственности и страны происхождения инвестиций.
I. Общие положения
Статья 1. Законодательство об инвестиционной деятельности
Правовое регулирование отношений, связанных с инвестициями, на территории области осуществляется в соответствии с международными договорами, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Ростовской области и настоящим Областным законом.
Статья 2. Сфера действия Областного закона
Настоящий Областной закон в совокупности с законодательными актами Российской Федерации, определяющими правовые и экономические условия инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и порядок ее оказания органами государственной власти на территории области .
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Областном законе
1. Инвестиционная деятельность (инвестирование) - вложение инвестиций и осуществление совокупности практических действий, направленных на реализацию любых форм инвестиций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Инвестиции - все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской и иных видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения социального эффекта.
3. Объектами инвестиционной деятельности могут являться любые объекты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать российские и иностранные организации и физические лица, признаваемые инвесторами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений см. постановление областной администрации от 28 июля 1998 г. N 285
5. Инвестиционное соглашение - договор между Администрацией области и инвестором, определяющий права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности в отношении объекта инвестиционной деятельности, порядок и условия предоставления областью гарантий и льгот инвестору.
6. Инвестиционная программа области - документ, определяющий основные направления инвестиционной политики в области, механизмы и инструменты ее осуществления, перечень объектов инвестирования с указанием объемов и источников финансирования.
7. Инвестиционный проект - система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности.
8. Гарантии области - обязательства органов государственной власти области по обеспечению надлежащего исполнения условий, на которых были привлечены инвестиции.
9. Инвестиционный кредит - кредит, предоставляемый банками и прочими финансовыми институтами для подготовки, обоснования и реализации инвестиционных проектов.
Статья 4. Формы поддержки инвестиционной деятельности органами государственной власти области
Поддержка инвестиционной деятельности на территории области осуществляется в формах:
- принятия необходимых нормативных правовых актов;
- участия исполнительных и законодательных органов государственной власти области в разработке и реализации целевых программ и отдельных инвестиционных проектов;
- предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий бюджетных ссуд на развитие отдельных производств и отраслей;
- выделения средств негосударственным коммерческим организациям из областного бюджета на безвозвратной основе на условиях передачи в областную собственность дополнительного пакета акций (паев) на сумму предоставленных средств;
- выделения средств на возвратной, срочной и платной основе;
- предоставления поручительств Администрации области;
О предоставлении инвестиционного налогового кредита ОАО "Донской табак" см. решение Законодательного Собрания Ростовской области от 15 августа 1997 г. N 128
- временного освобождения от уплаты налогов в областной бюджет в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством;
О выпуске купонных облигаций в целях реализации инвестиционных проектов в Ростовской области см. решения Законодательного Собрания Ростовской области от 17 октября 1997 г. N 134 и от 17 октября 1997 г. N 135
- выпуска облигационных займов для финансирования крупных проектов, имеющих особую значимость для области;
- содействия в развитии инфраструктуры, необходимой для обеспечения инвестиционной деятельности.
Формы поддержки по каждой инвестиционной программе и проекту определяются Администрацией области в пределах установленного в областном бюджете объема финансовых средств и оформляются соответствующими договорами (соглашениями).
II. Формирование инвестиционной программы Ростовской области
О формировании инвестиционной программы г. Ростова-на-Дону на 2001 г. см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 24 июля 2000 г. N 1943
См. решение Законодательного Собрания Ростовской области от 07 апреля 1998 г. N 154 "Об утверждении Инвестиционной программы Ростовской области на 1998 год"
Статья 5. Порядок формирования инвестиционной программы области
1. Инвестиционная программа области определяет цель, основные направления инвестиционной политики, механизмы и инструменты ее осуществления, перечень социальных проектов и мероприятий, начатых строительством социально-значимых объектов, коммерческих инвестиционных проектов, с указанием объемов, источников финансирования и условий выделения инвестиций из областного бюджета.
Инвестиционная программа направлена на развитие социального комплекса, мобилизацию инвестиционных ресурсов для развития производства в важнейших отраслях народного хозяйства и развитие рыночных механизмов в инвестиционной сфере.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и области.
2. Источниками инвестирования социальных проектов, мероприятий и начатых строительством социально-значимых объектов могут быть средства федерального и областного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, привлеченных на инвестиционные нужды на условиях возвратности и (или) безвозвратной основе инвестиционных ресурсов.
3. Источниками инвестирования коммерческих проектов могут быть собственные средства организаций, реализующих проекты, привлеченные или заемные средства и средства, выделяемые из областного бюджета.
Государственные инвестиции из областного бюджета выделяются на условиях долевого характера финансирования и диверсификации риска органов государственной власти и местного самоуправления, частного капитала, срочности, платности и возвратности в формах, предусмотренных настоящим Областным законом.
4. Инвестиционная программа разрабатывается Администрацией области.
Коммерческие проекты включаются в инвестиционную программу области на конкурсной основе в соответствии с критериями и порядком, установленными Администрацией области.
О проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства см. постановление областной администрации от 03 ноября 1997 г. N 408
Инвестиционная программа Ростовской области на 1998 г. утверждена решением Законодательного Собрания Ростовской области от 07 апреля 1998 г. N 154
5. Инвестиционная программа утверждается Законодательным Собранием области одновременно с областным бюджетом в порядке и в сроки, установленные для рассмотрения и утверждения областного бюджета на очередной финансовый год.
6. Инвестиционная программа области публикуется в средствах массовой информации.
Статья 6. Внесение изменений в инвестиционную программу области после ее утверждения
1. Дополнительное включение инвестиционных проектов в инвестиционную программу области осуществляется в порядке, аналогичном порядку формирования инвестиционной программы области, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в областной бюджет и (или) сокращении расходов по конкретным статьям областного бюджета на текущий финансовый год.
2. Исключение целевых программ и отдельных инвестиционных проектов из инвестиционной программы области производится в случае выявления обстоятельств, делающих нецелесообразной дальнейшую реализацию целевых программ и отдельных инвестиционных проектов.
3. Изменения, связанные с дополнительным включением и исключением проектов из инвестиционной программы области, вносятся в соответствии с порядком, установленным для внесения изменений в Областной закон об областном бюджете.
3. Приостановка государственной поддержки целевых программ и отдельных инвестиционных проектов производится по причинам:
- нецелевого использования средств;
- появления данных о недостоверности результатов экспертизы инвестиционного проекта;
- прекращения или приостановки инвестиционной деятельности исполнителей целевых программ и отдельных инвестиционных проектов правомочными государственными органами в установленном законодательством порядке.
4. Приостановка реализации целевых программ и проектов осуществляется постановлением Главы Администрации (Губернатора) области, в котором указываются сроки приостановки и условия возобновления их реализации.
III. Государственная поддержка проектов, включенных
в инвестиционную программу области
Статья 7. Предоставление поручительств
1. Администрация области может выступать поручителем и принимать на себя обязательства перед кредитором организации, реализующей высокоэффективные и социально-значимые инвестиционные проекты, включенные в инвестиционную программу области или реализуемые в приоритетных отраслях, видах производств и секторах экономики, в соответствии с порядком, установленным федеральным и областным законодательством.
2. Поручительства предоставляются организациям при условии выдачи органами местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, обязательств по возмещению средств в областной бюджет при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств организацией-должником.
3. Поручительства не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
4. Источниками обеспечения поручительств являются:
- средства областного бюджета, предусмотренные в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год;
- ценные бумаги, отнесенные в установленном порядке к собственности области, обладающие высокой ликвидностью;
- недвижимость и иное, не изъятое из оборота имущество, имущественные права, отнесенные в установленном порядке к собственности области.
5. Договоры поручительства подписывает Глава Администрации (Губернатор) области.
Статья 8. Предоставление льготных кредитов
Организациям, проекты которых включены в инвестиционную программу области, могут выделяться средства на возвратной, срочной и платной основе из специальных фондов, предусмотренных при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) области.
IV. Льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности
Статья 9. Общие условия предоставления льготного налогообложения
1. Льготное налогообложение инвесторов в соответствии с настоящим Областным законом осуществляется в рамках действующего налогового законодательства.
Право рассмотрения вопросов льготного налогообложения инвесторов предоставлено Администрации Ростовской обл. Областным законом Ростовской области от 31 марта 1998 г. N 68-ЗС
2. Размер льготных ставок для инвесторов по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, устанавливается в областном законе об областном бюджете на предстоящий финансовый год.
3. Не предоставляются налоговые льготы, носящие индивидуальный характер, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4. Льготное налогообложение инвесторов в соответствии с настоящим Областном законом не может распространяться на организации, находящиеся в процессе ликвидации.
5. Льготное налогообложение в соответствии с настоящим Областным законом устанавливается при условии обязательного ведения раздельного учета затрат, осуществляемых для реализации инвестиционного проекта.
Статья 10. Категории получателей льготного налогообложения
1. Льготы по налогообложению в соответствии с настоящим Областным законом предоставляются следующим категориям:
- инвесторам, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в инвестиционные проекты, включенные в инвестиционную программу области;
- инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях, видах производств и секторах экономики;
- инвесторам, вложения капитала которых для реализации инвестиционных проектов на территории области составляют сумму эквивалентную не менее 10 млн. долларов США;
- банкам, страховым, лизинговым и другим компаниям, инвестирующим не менее 30% от экономически обоснованной стоимости инвестиционного проекта, включенного в инвестиционную программу области или относящегося к приоритетным отраслям, видам производств и секторам экономики.
2. Приоритетные отрасли, виды производства и секторы экономики, инвестиционная деятельность в которых стимулируется предоставлением налоговых льгот, определяются Законодательным Собранием области по представлению Администрации области и (или) органов местного самоуправления.
3. Освобождение от налогов в части средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, осуществляется соответствующими органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Льготное налогообложение организаций, осуществляющих производственную деятельность и вкладывающих собственные и привлеченные средства в реализацию инвестиционных проектов
Организации, осуществляющие производственную деятельность и вкладывающие собственные и привлеченные средства в реализацию инвестиционных проектов, в соответствии со статьей 10 настоящего Областного закона, имеют право на получение налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет, от 50 до 100 процентов:
- по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта;
- по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции ( работ, услуг), произведенных в ходе реализации инвестиционного проекта.
Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости инвестиций, предусмотренный проектной документацией, но не более чем на 5 лет.
Статья 12. Льготное налогообложение банков, страховых, лизинговых и других компаний
Банки, страховые, лизинговые и другие компании, инвестирующие не менее 30% от экономически обоснованной стоимости инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу области или относящихся к приоритетным отраслям, видам производств и секторам экономики, полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную в результате предоставления инвестиций, в части, зачисляемой в областной бюджет,
При расчете налога по фактически полученной прибыли банки, страховые, лизинговые и другие компании по окончании отчетного периода (года) представляют в налоговые органы по месту их регистрации копию договора о предоставлении предприятию, организации инвестиционного кредита (инвестициях в иных формах), отчет предприятий, организаций о поступивших инвестиционных средствах и об их расходовании.
В случае использования средств не по назначению банки, страховые, лизинговые и другие компании лишаются льготы.
Статья 13. Инвестиционное соглашение
О порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений см. постановление областной администрации от 28 июля 1998 г. N 285
1. Взаимоотношения между инвестором, вложения капитала которого для реализации инвестиционного проекта составляют не менее суммы эквивалентной 10 млн. долларов США , и Администрацией области по реализации инвестиционных проектов регулируются инвестиционным соглашением и законодательством Российской Федерации.
2. Инвестиционное соглашение должно содержать:
- обязательства сторон;
- объемы, направления, сроки реализации инвестиционного соглашения;
- перечень предоставляемых гарантий;
- ответственность сторон за нарушение инвестиционного соглашения;
- условия и порядок расторжения соглашения в случае неисполнения или недобросовестного исполнения сторонами обязательств в процессе реализации инвестиционного проекта;
- условия и порядок разрешения споров.
3. Порядок регистрации инвестиционных соглашений, ведения учета и контроля, форма типового инвестиционного соглашения утверждаются постановлением Главы Администрации (Губернатора) области.
4. В случае досрочного прекращения выполнения обязательств, предусмотренных инвестиционным соглашением, по вине инвестора либо ненадлежащего их исполнения, последний уплачивает всю сумму, полученную в результате использования налоговых и других льгот, предоставленных ему в связи с осуществленными инвестициями, неустойку или иные санкции в размере, установленном инвестиционным соглашением, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
V. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций
Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций осуществляются областью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Гарантии при изменении законодательства, политической ситуации и незаконных действий государственных органов области и их должностных лиц
1. На инвестора, осуществлявшего инвестиционную деятельность до принятия нормативных правовых актов Ростовской области, ухудшающих условия ведения хозяйственной деятельности, вновь принятые акты не распространяются в течение трех лет с момента введения их в действие.
2. В случае смены исполнительной и (или) законодательной власти области, изменении структуры исполнительной власти или коренной реорганизации ее функций ранее установленные для инвесторов условия ведения хозяйственной деятельности сохраняются.
3. Обязательства сторон по отношению друг к другу, установленные в инвестиционном соглашении, имеют силу на весь срок его действия и не могут быть изменены в одностороннем порядке в связи со сменой исполнительной и (или) законодательной власти области, изменением структуры исполнительной власти или коренной реорганизацией ее функций.
4. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий органов государственной власти области, либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей.
5. Возмещение ущерба, причиненного инвестору незаконными действиями органов государственной власти области или их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления этими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством или соглашением обязанностей, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 15. Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается настоящим Областным законом, другими нормативными правовыми актами и международными договорами, действующими на территории Российской Федерации.
Правовой режим иностранных инвестиций и деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим, установленный для российских инвесторов.
Иностранные инвесторы вправе вкладывать капитал во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов деятельности и территорий области, на инвестирование в которые вводятся ограничения, установленные законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Гарантии использования доходов
1. Доходы, полученные в результате инвестиционной деятельности, после уплаты соответствующих налогов и сборов, принадлежат инвестору на праве собственности с гарантией беспрепятственного перевода их за пределы области, в том числе в иностранной валюте, в связи с ранее осуществленными им инвестициями.
Перевод упомянутых доходов иностранным инвесторам за границу производится уполномоченными банками в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
VI. Заключительные положения
Статья 17. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
При несоблюдении требований действующего на территории Российской Федерации и области законодательства, обязательств, предусмотренных в соглашениях между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.
Органы государственной власти области и их должностные лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, предусмотренных законом или соглашением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 18. Порядок разрешения споров
Инвестиционные споры, в том числе по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсаций, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. О введении в действие настоящего Областного закона
Настоящий Областной закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, принятые на территории области до введения в действие настоящего Областного закона, действуют в части, не противоречащей нормам настоящего закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областной закон Ростовской области от 4 февраля 1998 г. N 66-ЗС "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области"
Текст закона опубликован в газете "Наше время" от 19 февраля 1998 г. N 31
Областным законом Ростовской области от 1 октября 2004 г. N 151-ЗС настоящий Областной закон признан утратившим силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Областного закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Областной закон Ростовской области от 15 марта 2004 г. N 93-ЗС
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Областного закона, за исключением подпунктов "в" и "г" пункта 7 статьи 1 названного Областного закона, которые вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2004 г.
Областной закон Ростовской области от 10 декабря 2002 г. N 283-ЗС
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Областного закона
Областной закон Ростовской области от 18 сентября 2002 г. N 268-ЗС
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Областного закона и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу, за исключением следующих изменений, которые вводятся в действие в следующем порядке:
изменения в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 8 настоящего Областного закона вступают в силу с 1 января 2003 года
изменения в пункте 4 статьи 9 настоящего Областного закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 года
Областной закон Ростовской области от 2 ноября 2001 г. N 187-ЗС
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 года
Областной закон Ростовской области от 24 сентября 2001 г. N 171-ЗС
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования, названного Областного закона за исключением изменений, внесенных в подпункты 1) и 2) пункта 4 статьи 9, которые вводятся в действие Областным законом о внесении соответствующих изменений в Областной закон "Об областном бюджете на 2001 год"
Областной закон Ростовской области от 4 октября 2000 г. N 107-ЗС
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 года