Постановление Главы Администрации Ростовской области
от 26 ноября 1997 г. N 423
"Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области на 1997-2003 гг."
29 июня 1998 г., 22 февраля, 12 апреля 1999 г.
С целью реализации Указов Президента РФ от 28.04.97. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27.05.97. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить Программу и основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 годы (приложение 1).
2. Главам муниципальных образований области, на основании региональной Программы, разработать и утвердить Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства территорий, с целью снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги, предусмотреть снижение нормативов потребления коммунальных услуг в результате реализации программ по ресурсосбережению.
Осуществлять постоянный контроль за ходом реформирования жилищно-коммунального хозяйства территории.
3. Утвердить состав и Положение о Региональной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (приложения 2, 3).
4. Утвердить региональные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год (приложение 4).
Установить, что при реализации органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой помощи, оказываемой органам местного самоуправления из средств областного бюджета (в первую очередь в виде дотаций), рассчитываются на основании ежегодно определяемых региональных стандартов.
5. Первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) области - заместителю председателя Правительства Станиславову И.А., заместителям Главы Администрации (Губернатора) области- членам Правительства Логутиной Л.С., Сверчковой Н.И. в двухнедельный срок внести предложения по реорганизации областных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и структуры управления ЖКХ области в свете решения вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
6. Внести изменения в постановления Главы Администрации области:
6.1. Признать утратившими силу:
- постановление Главы Администрации области от 16.12.93 N 304 "Об утверждении социальной нормы общеполезной площади для расчета компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг гражданам на территории Ростовской области ";
- п.3 постановления Главы Администрации области от 01.03.94 N 47 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий";
- абз. 1 и 2, п.1 постановления Главы Администрации области от 29.04.97 N 146 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
6.2. Абзац 1 п.5.2. постановления Главы Администрации области от 29.04.97 N 146 вместо слов "... в п. 1 настоящего постановления" читать "региональными стандартами".
7. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - заместителя председателя Правительства Станиславова И.А.
Глава Администрации
(Губернатор) области |
В. Чуб |
Приложение 1
к постановлению
Главы Администрации области
от 26 ноября 1997 г. N 423
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Ростовской области на 1997-2003 годы
22 февраля 1999 г.
1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
Создание необходимых условий по качественному и надежному жилищно-коммунальному обслуживанию населения является основой социальной политики государства. В последние годы жилищно-коммунальное хозяйство области переживает большие трудности, значительно отстает от современных требований.
По состоянию на 1.01.97 общая площадь жилищного фонда области составляет 79,65 млн. кв.м., в том числе в городской местности - 53,1 млн. кв.м., в сельской - 26,55 млн. кв.м. Из них 12,7% общей площади жилья имеют износ более 40%. 1110 тыс.кв.м. жилых помещений области размещено в ветхих и аварийных строениях. В них проживает около 72 тыс.человек. (Численность населения области 4415 тыс.чел.).
Начавшаяся в 1989 году приватизация жилищного фонда привела к формированию в области рынка жилья. (К началу т.г. населением приватизировано 434 тыс.квартир.) Более активно процесс приватизации прошел в сельских районах, где в собственность граждан передано 83 % жилья. Проводится продажа незаселенных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Удельный вес жилья, находящегося в муниципальной собственности, значительно увеличился за счет передачи государственного жилищного фонда. За последние 4 года было передано более 12 млн.кв.м. жилья.
В настоящее время в области сложилась следующая структура жилищного фонда (таблица 1 ).
С целью эффективного обслуживания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, произведено разграничение функций управления и хозяйственного ведения в сфере ЖКХ. В 44 территориях области созданы службы "Заказчика" (86%), организовано 62 товарищества собственников жилых помещений.
В то же время, вопросы ликвидации существующего монополизма в сфере предоставления услуг по эксплуатации жилищного фонда в области решаются очень медленно. В отдельных случаях, договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.
Анализ затрат предприятий и организаций области, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги показал, что по сравнению с 1994 годом эти затраты увеличились в 3.8 раза и составили в 1 полугодии 1997 года 7367 рублей в месяц на 1 кв.м. среднеэксплуатируемой общей площади жилых помещений.
Преобладающими в платеже населения и в общих затратах на жилищно-коммунальные услуги являются составляющие за отопление и горячее водоснабжение. В платеже населения они составляют 63%, в затратах - 70%.
На втором месте по величине - услуги водоснабжения и водоотведения. В платеже населения и затратах они составляют соответственно 21% и 16%.
При этом уровень затрат на обслуживание жилья в общих затратах составляет только 10 %. Тогда, как в 1991 году этот показатель был более 54%. Это говорит о том, что темпы роста стоимости коммунальных услуг за последние 5 лет намного превышали рост стоимости услуг по эксплуатации жилья.
Доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в среднем по области увеличилась с 7% в декабре 1996 года до 8,7% в июле т.г.
Одновременно с увеличением ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в области предоставляются субсидии на оплату этих услуг малообеспеченным гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
За период введения новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг органами местного самоуправления такие субсидии были предоставлены 29,3 тыс.семьям, в 1 полугодии 1997 года - 52,7 тыс. семьям. Средний размер субсидии на одну семью в 1997 году составил 38,8 тыс.рублей в месяц. В то же время, многие предприятия и организации области, имеющие на балансе жилые дома, не предоставляют гражданам, проживающим в них, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
С переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг уровень платежей населения по отношению к уровню затрат отрасли возрос с 2-3 % до 20-40 %. В то же время, темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, в результате также увеличивались бюджетные дотации на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию.
Вместе с тем, неплатежи как граждан, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяют сохранить устойчивое финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Одним из способов преодоления кризиса в отрасли является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.
Но если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило, в основном, путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на снижении издержек производителей услуг и повышения их качества.
2. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства области является его перевод на рыночные, социально ориентированные принципы работы, для обеспечения населения услугами необходимого качества и количества.
Для достижения этой цели предусматривается :
- снизить стоимость и повысить качество услуг;
- совершенствовать механизм финансирования отрасли;
- усилить социальную направленность политики в сфере ЖКХ;
- обеспечить государственный контроль за состоянием жилищного фонда.
Основными направлениями решения этих задач являются:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание товариществ собственников жилья;
- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг;
- регулирование деятельности естественных монополий, предоставляющих коммунальные услуги;
- организация ресурсосбережения в отрасли;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
- совершенствование системы социальной защиты населения.
3. Этапы реализации Программы
I этап: 1997 - 1998 годы
Разработка нормативно - правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Программы.
Завершение разграничения функций собственника - домовладельца, управляющей организации (службы Заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
Демонополизация предоставления отдельных видов коммунальных услуг, а также отдельных технологических стадий.
Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.
Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.
Создание системы контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программ снижения затрат на их производство (организация тарифных комиссий, разработка Основных положений государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и Порядка их утверждения в Ростовской области).
Разработка и утверждение минимального перечня основных видов работ и услуг, включаемых в себестоимость, а также их качественных параметров, необходимых для поддержания жилья и инженерных коммуникаций в технически исправном состоянии.
Внедрение механизма снижения ставок и тарифов для населения за некачественно предоставленные услуги.
Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и введение полной оплаты жилья за площадь, превышающую социальную норму обеспеченности.
Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.
Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму.
Переход на систему формирования бюджетов территорий по утвержденным региональным стандартам.
Разработка и утверждение схемы финансовых взаимоотношений с муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, выполняющих функции Заказчика и Подрядчика жилищно-коммунальных услуг.
Рационализация движения финансовых ресурсов в целях ликвидации перекрестного субсидирования.
Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
Становление и развитие системы лицензирования всех видов деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Активизация и продолжение работы по передаче государственного жилищного фонда и объектов ЖКХ сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность.
II этап: 1999 - 2000 годы
Доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 80 процентов. Внедрение практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья и некоторых видов коммунальных услуг. Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения.
Поэтапное включение затрат по капитальному ремонту и страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг.
Организация товариществ собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.
Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
Переход к повсеместной установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилье.
Становление и развитие органов государственной жилищной инспекции.
Создание условий для приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, организации частных фирм по ремонту и обслуживанию жилья.
Завершение передачи государственного жилищного фонда и объектов ЖКХ в муниципальную собственность.
III этап: 2001 - 2003 годы
Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
Завершение формирования системы субсидирования малоимущих граждан. Охват Программой субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всех малообеспеченных граждан, независимо от формы собственности дома, в котором они проживают.
Реализация Программы установки в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов.
Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
Создание условий для функционирования товариществ собственников жилья. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами муниципального жилищного фонда.
Завершение внедрения механизма страхования жилищного фонда.
4. Организационное обеспечение реализации Программы
Программа организационных мер обеспечения процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства области предполагает необходимым выработку единой политики финансирования отрасли и создание системы объективного контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг разными предприятиями.
Для реализации Программы на каждом уровне управления создаются соответствующие структуры, заинтересованные в ее проведении.
Структурные органы Администрации Ростовской области обеспечивают:
- координирующую политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона;
- реорганизацию областных предприятий и организаций ЖКХ;
- передачу из государственной в муниципальную собственность объектов ЖКХ;
- нормативно-законодательными и методическими материалами по вопросам реформирования ЖКХ;
- формирование политики ресурсосбережения;
- проведение семинаров и совещаний, внедрение передового опыта в решении вопросов реформирования ЖКХ;
- анализ хода реформирования, своевременное внесение изменений в этапы реформирования, в зависимости от социально-экономического развития региона.
Органы местного самоуправления обеспечивают:
- формирование единой по городу (району) политики финансирования жилищно-коммунального хозяйства;
- создание системы контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья;
- ценовую политику в сфере жилищно-коммунальных услуг, в пределах своей компетенции;
- социальную защиту малообеспеченных граждан при повышении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
- формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья и договорных взаимоотношений;
- реализацию Программ ресурсосбережения;
- административную поддержку в создании товариществ собственников жилья;
- учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.
Мероприятия организационного обеспечения реформирования жилищно-коммунального хозяйства области изложены в таблице 2 .
Для реализации организационных мероприятий поддержк реформ и рассмотрения спорных вопросов создается Региональная комиссия по реформированию ЖКХ области.
Практика показывает, что реформы ЖКХ заметно успешнее проходят в тех городах и районах области, где наблюдается наличие достаточного количества квалифицированных кадров, подготовленных к использованию в своей деятельности новых методов, форм и технологий. Для обеспечения качественной системы обучения, переобучения и повышения квалификации кадров отрасли предусмотрено:
- систематически проводить областные, городские и районные совещания, практические и консультационные семинары, курсы по всем направлениям реформирования отрасли;
- широко использовать научно-исследовательский потенциал области;
- регулярно повышать квалификацию работников ЖКХ;
- регулярно проводить аттестацию работников ЖКХ.
5. Информационное обеспечение Программы
Эффективная реализация всех направлений реформы невозможна без организации системы информационного обеспечения, которая бы отражала ключевые параметры реформы.
Основными показателями хода реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве являются :
- стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. в месяц (на основании данных ф-22 ЖКХ);
- сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв.м. (по социальной норме) в месяц;
- задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- предоставление жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству;
- доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе;
- организация товариществ собственников жилых помещений;
- анализ роста среднедушевого дохода населения, величина прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов, перечень которых определяется, исходя из местных условий.
Анализ хода реформирования ЖКХ проводится ежеквартально Администрацией области и органами местного самоуправления по данным государственной статистической отчетности.
Задачей информационного обеспечения процесса реформирования должно стать формирование понимания населением проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
Для этого необходимо регулярно:
- руководителям Администрации области, органов местного самоуправления выступать перед общественными организациями и группами населения, используя средства массовой информации;
- отслеживать и пропагандировать положительные примеры хода реформирования ЖКХ в городах и районах области;
- готовить пресс-релизы, публикации и обращения в средствах массовой информации, разъясняющие конкретные мероприятия или шаги Администрации в направлении решения вопросов реформирования отрасли.
Таблица 1
Структура жилищного фонда в Ростовской области
------------------------------------------------------------------------
NN |Вид собственности жилого фонда |Кол-во |Полезная площадь
п/п | |квартир, |-------------------
| |ед. |в млн. кв.м | в %
----+------------------------------------+----------+------------+------
1. |Муниципальный жилфонд |226491 | 11,02 | 13,8
2. |Государствственный жилфонд |39327 | 4,16 | 5,2
3. |Смешанные формы собственности |57824 | 3,27 | 4,1
4. |Частный жилфонд, |127149 | 61,2 | 76,8
|в т.ч. индивидуальный |1210881 | 57,8 | 72,6
|Итоги |1595137 | 79,65 | 100
| | | |
------------------------------------------------------------------------
Таблица 2
Мероприятия по реализации Программы
------------------------------------------------------------------------
NN | Наименования мероприятия |Сроки | |Контроль
п/п | |исполнения |Исполнитель|исполнения
------------------------------------------------------------------------
1. Совершенствование управления ЖКХ области
------------------------------------------------------------------------
1.1.|Утратил силу | | |
|См. текст пункта 1.1 | | |
1.2.|Завершить передачу государствен-|1999 |Администра-|
|ного жилищного фонда в муници- | |ция облас- |
|пальную собственность | |ти органы |
| | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
1.3.|Подготовка рекомендаций по раз- |Фев- |Управление |
|работке нормативных документов |раль |по строи- |
|по организации товариществ соб- |1998 |тельству и |
|ственвенников жилья | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
1.4.|Разработка нормативных докумен- |Апрель |Органы |Управление
|тов о порядке создания,регистра-|1998 |местного |по строи-
|ции и деятельности товариществ | |самоуправ- |тельству и
|собственников жилья | |ления |ЖКХ Адми-
1.5.|Организация товариществ собст- |Посто- |Органы |нистрации
|веников жилья |янно |местного |области
| | |самоуправ- |
| | |ления |
1.6.|Разработка нормативных докумен- |Ок- |Управление |
|тов по организации структур об- |тябрь |по строи- |
|ластной государственной жилищной|1998 |тельству и |
|инспекции | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
1.7.|Создание органов государственной|1999 |Управление |
|жилищной инспекции на территории| |по строи- |
|области | |тельству и |
| | |ЖКХ Админи-|
| | |страции об-|
| | |ласти |
| | | |
------------------------------------------------------------------------
2. Формирование эффективных договорных отношений в
жилищнокоммунальной сфере
------------------------------------------------------------------------
| | | |
2.1.|Подготовка рекомендаций по фор- |Де- |Управление |
|мированию договорных взаимоотно-|кабрь |по строи- |
|шений в ЖКХ. Разработка пример- |1997 |тельству и |
|ных договоров на техническое об-| |ЖКХ Адми- |
|служивание,ремонт жилья и предо-| |нистрация |
|ставление коммунальных услуг | |области |
2.2.|Принятие постановления "О мини- |Де- |Органы |Управление
|мальном объеме ЖКУ и их качест- |кабрь |местного |по строи-
|венных параметрах, учитываемых |1997 |самоуправ- |тельству и
|в экономически обоснованных зат-| |лення |ЖКХ Адми-
|ратах" | | |нистрации
| | | |области
2.3.|Завершение перехода на договор- | |Органы |Управление
|ные взаимоотношения в сфере | |местного |по строи-
|ЖКХ: | |самоуправ- |тельству и
| | |лення |ЖКХ Адми-
| | | |нистрации
| | | |области
|- с предприятиями ЖКХ |1997- | |
| |1998 | |
|- с собственниками жилых поме- |1998- | |
| щений |1999 | |
|- с нанимателями жилых помеще- |1999 | |
| ний | | |
|- с арендаторами жилых и нежи- |1998- | |
| лых помещений |1999 | |
------------------------------------------------------------------------
3. Демонополизация и развитие конкурентной среды в
жилищно-коммунальной сфере
------------------------------------------------------------------------
| | | |
3.1.|Разработка Программы демонопо- |Апрель |Управление |
|лизации и развития конкуренции |1998 |по строи- |
|на рынке услуг ЖКХ | |тельству и |
|- создание условий для организа-| |ЖКХ Адми- |
| ции малых предприятий, предо- | |нистрации |
| ставляющих жилищно-коммуналь- | |области, |
| услуги населению | |комитет по |
| | |антимоно- |
| | |польной по-|
| | |литике |
3.2.|Подготовка рекомендаций по раз- |Январь |Управление |
|работке порядка организации кон-|1998 |по строи- |
|курсного отбора предприятий ЖКХ | |тельству и |
|для обслуживания и ремонта жи- | |ЖКХ Адми- |
|лья, а также для предоставления | |нистрации |
|отдельных видов коммунальных ус-| |области |
|луг | | |
3.3.|Разработка нормативно-правовых |Фев- |Органы |Управление
|документов по переходу на кон- |раль- |местного |по строи-
|курсный отбор предприятий по об-|март |самоуправ- |тельству и
|служиванию и ремонту жилья |1998 |ления |ЖКХ Адми-
| | | |нистрации
| | | |области
3.4.|Внедрение системы конкурсного | |Органы |Управление
|отбора предприятий, организаций | |местного |по строи-
|на: | |самоуправ- |тельству и
| | |ления |ЖКХ Адми-
| | | |нистрации
| | | |области
|- обслуживание жилья |1998- | |
| |2001 | |
|- капитальный ремонт жилья |1998 | |
|- прочие виды коммунальных ус- |1998- | |
| луг (кроме предприятий-монопо-|1999 | |
| истов) | | |
| | | |
3.5.|Разработка Порядка лицензирова- |Де- |Администра-|
|ния деятельности предприятий |кабрь |ция области|
|ЖКХ |1997 | |
3.6.|Организация лицензирования пред-|Посто- |Администра-|
|приятий ЖКХ |янно |ция области|
| | | |
------------------------------------------------------------------------
4. Регулирование деятельности предприятий - естественных
монополистов по поставке коммунальных услуг
------------------------------------------------------------------------
| | | |
4.1.|Создание системы регулирования и|Де- |Администра-|Управление
|контроля за формированием тари- |кабрь |ция облас- |по строи-
|фов на жилищно-коммунальные ус- |1997 |ти, органы |тельству и
|луги (ОЭК, тарифные комиссии) | |местного |ЖКХ, отдел
| | |самоуправ- |цен Адми-
| | |ления |нистрации
| | | |области
4.2.|Осуществление государственного | |Администра-|
|регулирования тарифов на услуги | |ция облас- |
|предприятий - естественных моно-| |ти, органы |
|полистов | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления, от- |
| | |дел цен Ад-|
| | |министрации|
| | |области |
|- утверждение розничных цен на |Посто- |Отдел цен |
| природный и сниженный газ, |янно |Администра-|
| реализуемый населению | |ции области|
|- утверждение средних тарифов на|Посто- |Отдел цен |
| услуги по водоснабжению и во- |янно |Администра-|
| доотведению (в соответствии с | |ция облас- |
| действующим Положением) | |ти, управ- |
| | |ление по |
| | |строитель- |
| | |ству и ЖКХ |
| | |Администра-|
| | |ции области|
|- утверждение тарифов на элек- |Посто- |Областная |
| трическую и тепловую энергию |янно |энергети- |
| (в соответствии с действующим | |ческая ко- |
| Положением) | |миссия |
|- утверждение ставок и тарифов |Посто- |Органы |Отдел цен
| на жилищно-коммунальные ус- |янно |местного |Администра-
| луги (в соответствии с | |самоуправ- |ции облас-
| действующими нормативными | |ления, та- |ти, област-
| актами) | |рифные ко- |ное финан-
| | |миссии |совое уп-
| | | |равление,
| | | |управление
| | | |по строи-
| | | |тельству и
| | | |ЖКХ Адми-
| | | |нистрации
| | | |области
| | | |
4.3.|Проведение независимых аудитор- |Посто- |Администра-|
|ских проверок обоснованности |янно |ция облас- |
|формирования затрат на жилищно- | |ти, органы |
|коммунальные услуги | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
4.4.|Преобразование предприятий ЖКХ |1998- |Органы |Комитет по
|в организационно-правовые формы,|1999 |местного |антимоно-
|повышающие их экономическую и | |самоуправ- |польной по-
|финансовую независимость | |ления |литике Ад-
| | | |министрации
| | | |области
4.5.|Заключение соглашений о произ- |1998- |Органы |Управление
|водственной деятельности между |1999 |местного |по строи-
|энерго-, водоснабжающими органи-| |самоуправ- |тельству и
|зациями и муниципальными органа-| |ления |ЖКХ Адми-
|ми власти | | |нистрации
| | | |области
4.6.|Разработка основных Положений |Апрель |Отдел цен |
|государственного регулирования |1998 |Администра-|
|тарифов и порядок их утверждения| |ци и облас-|
|в Ростовской области на: | |ти, управ- |
|- жилищные услуги, | |ления по |
|- услуги систем водоснабжения и | |строитель- |
| водоотведения, | |ству и ЖКХ,|
|- тепловую энергию | |по топлив- |
| | |но-эшерге- |
| | |тическому |
| | |комплексу |
| | |Администра-|
| | |ции области|
| | | |
------------------------------------------------------------------------
5. Ресурсосбережение
------------------------------------------------------------------------
| | | |
5.1.|Подготовка постановления Главы |Ноябрь |Управление |
|Администрации области о перво- |1997 |по строи- |
|очередных мерах по энергосбере- | |тельству и |
|жению | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
5.2.|Разработка нормативных докумен- |Январь |Управление |
|тации о создании Фонда энерго- |1998 |по строи- |
|сбережения Ростовской области и | |тельству и |
|о порядке предоставления | |ЖКХ, по |
|(возврата) его средств на меро- | |топливно |
|приятия по энергосбережению | |энергети- |
| | |ческому |
| | |комплексу |
| | |Администра-|
| | |ции области|
| | | |
5.3.|Разработка Программ по ресурсо- |Март |Органы |
|сбережению |1998 |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления, уп- |
| | |равления по|
| | |строитель- |
| | |ству и ЖКХ,|
| | |по топлив- |
| | |но-энерге- |
| | |тическому |
| | |комплексу |
| | |Администра-|
| | |ция области|
5.4.|Реализация Программ по ресурсо- |Посто- |Администра-|
|сбережению |янно |ция облас- |
| | |ти, органы |
| | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
5.5.|Разработка "Правил подготовки и |Май |Управление |
|проведения отопительного сезона |1998 |по строи- |
|в Ростовской области" | |тельству и |
| | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
| | |ТУ "Ростов-|
| | |госэнерго- |
| | |надзор" |
| | | |
------------------------------------------------------------------------
6. Реформирование системы финансировании ЖКХ, оплаты жилья
и коммунальных услуг
------------------------------------------------------------------------
| | | |
6.1.|Разработка и утверждение методи-|Май |Управление |
|ки определения региональных |1998 |по строи- |
|стандартов перехода на новую | |тельству и |
|систему оплаты жилья и комму- | |ЖКХ Адми- |
|нальных услуг, а также величины | |нистрации |
|дотаций на содержание ЖКХ при | |области, |
|формировании областного бюджета | |отдел цен |
| | |Админист- |
| | |рация облас|
| | |ти, област-|
| | |ное финан- |
| | |совое уп- |
| | |равление |
6.2.|Разработка и утверждение област-|Ежегод- |Управление |
|ных стандартов реформировании |но за 3 |по строи- |
|ЖКХ в разрезе территорий облас- |месяца |тельству и |
|ти в соответствии с федеральными|до на- |ЖКХ отдел |
|стандартами для Ростовской |чала |цен Адми- |
|области на соответствующий год |кален- |нистрации |
| |дарного |области |
| |года | |
6.3.|Формирование средств на содержа-|Ежегод- |Администра-|
|ние ЖКХ с учетом увязки расчетов|но при |ция облас- |
|дотаций областного бюджета дота-|форми- |ти, органы |
|ционным территориям и принятием |ровании |местного |
|расходов по содержанию ЖКХ го- |бюдже- |самоуправ- |
|родов и районов - доноров (на |та |ления, об- |
|основе утвержденных областных | |ластное фи-|
|стандартов) | |нансовое |
| | |управление |
6.4.|Пересмотр и утверждение норма- |Еже- |Органы |Управление
|тивов потребления жилищно-комму-|годно |местного |по строи-
|нальных услуг с учетом реализа- | |самоуправ- |тельству и
|ции Программ по ресурсосбереже- | |ления |ЖКХ Адми-
|нию | | |нистрации
| | | |области
6.5.|Организация систематического |Посто- |Отдел цен |
|контроля за формированием ставок|янно |Администра-|
|и тарифов на жилищно-коммуналь- | |ции облас- |
|ные услуги | |ти, управ- |
| | |ление по |
| | |строитель- |
| | |ству и ЖКХ |
| | |Администра-|
| | |ции власти |
| | | |
6.6.|Разработка и утверждение Положе-|Ноябрь |Управление |
|ния о страховании жилищного фон-|1998 |по строи- |
|да в Ростовской области | |тельству и |
| | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
6.7.|Внедрение к городах (районах) |1998 |Органы |Управление
|программного обеспечения по на- | |местного |по строи-
|начислению квартплаты и расчету | |самоуправ- |тельству и
|субсидий | |ления |ЖКХ Адми-
| | | |нистрации
| | | |области
6.8.|Разработка подходов и методики |Сен- |Областное |
|привлечения заемных ресурсов на |тябрь |финансовое |
|развитие инфраструктуры |1998 |управление,|
|коммунального хозяйства | |управление |
| | |по строи- |
| | |тельству и |
| | |ЖКХ |
| | |Администра-|
| | |ции области|
6.9.|Привлечение внебюджетных инвес- |Посто- |Администра-|
|тиций в ЖКХ |янно |ция облас- |
| | |ти органы |
| | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
6.10|Подготовка предложений в Зако- | |Управление |
|нодательное Собрание Ростовской | |по строи- |
|области о предоставлении налого-| |тельству и |
|вых льгот товариществам собст- | |ЖКХ Адми- |
|венников жилья, предприятиям и | |нистрации |
|организациям, предоставляющим | |области |
|жилищно-коммунальные услуги | | |
| | | |
| | | |
------------------------------------------------------------------------
7. Обеспечение социальной защиты населения
------------------------------------------------------------------------
| | | |
7.1.|Разработка Правил учета граждан,|Повы- |Управление |
|нуждающихся в улучшении жилищ- |ходу |по строи- |
|ных условий и предоставлении |Жи- |тельству и |
|жилья |лищно- |ЖКХ Адми- |
| |го ко- |нистрации |
| |декса |области |
| |РФ | |
7.2.|Разработка примерных Правил |Июль |Управление |
|благоустройства и санитарного |1998 |по строи- |
|содержания городов и районов | |тельству и |
|области | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
7.3.|Подготовка рекомендаций для раз-|Фев- |Управление |
|работки Правил признания жилых |раль |по строи- |
|помещений непригодными для пос- |1998 |тельству и |
|тоянного проживания и перевода | |ЖКХ Адми- |
|жилых помещений в нежилые | |нистрации |
| | |области |
| | | |
7.4.|Разработка и утверждение Правил |Март |Органы |Управление
|признания жилых помещений не- |1998 |местного |по строи-
|пригодными для постоянного про- | |самоуправ- |тельству и
|живания и перевода жилых помеще-| |ления |ЖКХ Адми-
|ний и нежилые | | |нистрации
| | | |области
7.5.|Реализация Программы жилищных |Посто- |Органы |
| субсидий: |янно |местного |
|- организация центров расчета |Ноябрь |самоуправ- |
| |1997 |ления, |
|- совершенствование методики |Посто- |управление |
| расчета субсидий |янно |по строи- |
|- организация разъяснительной |Посто- |тельству и |
| работы в средствах массовой |янно |ЖКХ Адми- |
| информации | |нистрации |
| | |области |
| | | |
------------------------------------------------------------------------
8. Обеспечение подготовки и переподготовки специалистов для ЖКХ
------------------------------------------------------------------------
| | | |
8.1.|Организация обучения и подготов-|Посто- |Администра-|
|ки кадров для работы: |янно |ция облас- |
| | |ти, органы |
|- в органах управления, службах | |местного |
| Заказчика, ТСЖ, | |самоуправ- |
|- в центрах расчетов субсидий, | |ления |
|- на предприятиях ЖКХ | | |
8.2.|Приведение областных совещаний, |Посто- |Управление |
|семинаров и научно-практических |янно |по строи- |
|конференций по проблемам ЖКХ | |тельству и |
| | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области |
| | | |
| | | |
| | | |
------------------------------------------------------------------------
9. Мониторинг хода реформировани ЖКХ области.
Информационное обеспечение Программы реформирования ЖКХ
------------------------------------------------------------------------
| | | |
9.1.|Разработка и утверждение основ- |Де- |Управление |
|ных показателей и критериев |кабрь |по строи- |
|оценки хода реформирования ЖКХ |1997 |тельству и |
|области | |ЖКХ, |
| | |отдел цен |
| | |Администра-|
| | |ции |
| | |области, |
| | |областной |
| | |комитет |
| | |государст- |
| | |венной |
| | |статистике |
9.2.|Моноторинг хода реформы ЖКХ |Посто- |Управление |
| |янно |по строи- |
| | |тельству и |
| | |ЖКХ Адми- |
| | |нистрации |
| | |области, |
| | |органы |
| | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
| | |отдел цен |
| | |Админис- |
| | |трации |
| | |области, |
| | |областной |
| | |комитет |
| | |государст- |
| | |венной |
| | |статистике |
9.3.|Внесение изменений и дополнений |Посто- |Администра-|
|в принятые нормативно-правовые |янно |ции |
|документы в соответствии со сло-| |области, |
|жившейся социально-экономической| |Органы |
|обстановкой | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления |
9.4.|Разработка Положений о проведе- |1998, по |Федерация |
|нии конкурсов на: |выходу |профсоюзов |
|- самый благоустроенный город, |соот- |области, |
|- лучшее предприятие ЖКХ, |ветств. |управление |
|- профессиональное мастерство |прави- |по строи- |
| |тельств. |тельству и |
| |доку- |ЖКХ Адми- |
| |ментов |нистрация |
| | |области, |
| | |комитет по |
| | |архитектуре|
| | |и градост- |
| | |роитсльству|
| | |Администра-|
| | |ции области|
9.5.|Проведение областных конкурсов |Еже- |Управление |
|на: |годно |по страи- |
|- самый благоустроенный город, | |тельству и |
|- лучшее предприятие ЖКХ, | |ЖКХ Адми- |
|- профессиональное мастерство | |нистрации |
| работников ЖКХ | |области, |
| | |комитет по |
| | |архитектуре|
| | |н градост- |
| | |роительству|
| | |Админист- |
| | |рации |
| | |области, |
| | |органы |
| | |местного |
| | |самоуправ- |
| | |ления, Фе- |
| | |дерация |
| | |профсоюзов |
| | |области |
9.6.|Оповещение хода реформы и прови-|Посто- |Администра-|
|дение разъяснительной работы в |янно |ция области|
|средствах массовой информации | |органы |
|управления | |местного |
| | |самоупрвле-|
| | |ния |
------------------------------------------------------------------------
Основные направления реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области
(рекомендации по реализации Программы реформирования
ЖКХ области)
1. Совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством
С целью совершенствования управления ЖКХ в области в 1997-98г.г. намечается:
- завершить разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы Заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
- осуществить переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципальных фондов;
- осуществлять организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города (района) должна состоять из трех звеньев:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг (управляющие фирмы);
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Разделение функций Заказчика и Подрядчика как субъектов рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
Создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.
1.1. Совершенствование управления жилищным фондом должно проводиться путем введения различных схем управления содержанием и эксплуатацией жилья.
Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться:
- администрацией самостоятельно;
- администрацией через службу Заказчика;
- администрацией через управляющую компанию;
- через товарищества собственников жилья - ТСЖ (самоуправление).
Для приватизированного жилья, частного жилья, особенно в сельской местности, районах, управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять:
- муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб Заказчика;
- товарищества собственников жилья;
- частные фирмы.
1.2. Условия формирования различных форм управления.
Создание специализированных организаций с функциями службы Заказчика на хозрасчетной основе целесообразно для жилищного фонда более 5000 квартир. В состав этих организаций должна входить служба расчетов субсидий.
В поселках, не имеющих муниципального жилого фонда или имеющих менее 5 тыс. жилых единиц (квартир), целесообразнее создавать муниципальные центры расчетов и субсидий, а основные функции службы Заказчика передать существующим подразделениям администраций муниципальных образований, которые заключают договоры с подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального назначения.
В городах с населением свыше 150 тыс. человек целесообразно формировать несколько служб Заказчика, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.
1.3. Формы создания служб Заказчика и их функции.
Службы Заказчика могут быть организованы как:
- муниципальное унитарное предприятие-управляющая компания;
- муниципальное учреждение.
Муниципальное унитарное предприятие для осуществления своей деятельности должно быть заинтересовано в расширении объема обслуживания жилищного фонда и объектов ЖКХ муниципальной и государственной собственности, товариществ собственников, в выборе самого эффективного Подрядчика для выполнения работ и предоставления услуг, в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Организация муниципального учреждения - более простая форма управления, но при этом учреждение финансируется за счет средств бюджета и экономически не заинтересовано в решении вышеперечисленных задач.
Деятельность службы Заказчика направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и затраты на ее содержание должны входить в их стоимость и учитываться в договорах с предприятиями, организациями, предоставляющими эти услуги. Практика показывает, что удорожание стоимости услуг при таком способе содержания службы Заказчика не будет превышать 2-3 процента затрат на их производство.
Кроме того, деятельность службы может частично финансироваться за счет средств местного бюджета (смешанное финансирование) согласно договору на оказание дополнительных услуг (регистрационно-паспортные и др.).
Выбор формы организации и финансирования службы с функциями Заказчика осуществляют органы местного самоуправления.
Основные функции служб Заказчика:
- проведение технических осмотров зданий и других объектов муниципальной собственности, составление планов текущего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и инженерных коммуникаций;
- подготовка и проведение конкурсов на обслуживание жилищного фонда, на выполнение капитального ремонта;
- заключение договоров с подрядными организациями, предприятиями -поставщиками коммунальных услуг;
- осуществление систематического контроля и оценка соответствия качества предоставляемых услуг, выполняемых работ уровню, предусмотренному в договоре;
- оплата услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций;
- обеспечение учета и соблюдения договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;
- разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и содержания жилищного фонда;
- сбор установленных платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, предоставление льгот и жилищных субсидий отдельным категориям граждан;
- представление интересов собственника по его поручению в государственных и других учреждениях, а также в товариществах собственников жилья.
1.4. Товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Процесс приватизации жилищного фонда привел к появлению собственников жилья. При этом возникает проблема эффективного управления принадлежащей им собственностью и той частью дома, которая принадлежит им в равных долях (места общего пользования). Для решения этой задачи необходима организация товариществ собственников жилых помещений (ТСЖ).
Объединение собственников жилья в товарищества в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, также является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Организация товариществ в процессе строительства должна быть обязательным условием для органов муниципальных образований и застройщиков.
Объединение собственников жилых помещений в товарищества во многом зависит от органов местного самоуправления, служб Заказчика и средств массовой информации. От того, как ими будет поставлена работа по пропаганде и разъяснению среди населения основных положений деятельности товариществ, преимуществ этой формы самоуправления, зависит, захотят ли граждане объединяться.
Агитационная и разъяснительная кампания по созданию ТСЖ должна, в первую очередь, включать организацию собраний жителей дома, встречи с наиболее активными жильцами, на которых подробно рассказывается о кондоминиумах, основных положениях законодательства РФ по вопросам ЖКХ, о преимуществах в управлении жилищным фондом товариществом собственников жилья. При этом необходимо более подробно объяснить собственникам жилых помещений о различных формах управления кондоминиумом:
- самоуправление, то есть управление силами жильцов (управление товарищества);
- управление специализированной управляющей фирмой или специалистом - управляющим.
Форма управления определяется общим собранием собственников жилья.
С целью содействия созданию товариществ собственников жилья необходимо принять соответствующие нормативно-правовые документы:
- о процедуре регистрации товарищества (примерный пакет учредительных документов);
- о предоставлении налоговых льгот товариществам как на региональном, так и на местном уровнях;
- о возмещении расходов на содержание и ремонт объектов ЖКХ, находящихся в совместной собственности товарищества (ТСЖ), предоставление жилищных субсидий;
- о передаче в общую собственность членам товарищества нежилых помещений, расположенных в доме, для коммерческого использования их как дополнительного источника финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья;
- о передаче членам товариществ прав на земельные участки под домом и придомовую территорию.
Для выполнения задач по организации товариществ на местном уровне необходимо:
- определить соответствующий орган или службу, в обязанности которых будет входить проведение работы по созданию ТСЖ;
- организовать в средствах массовой информации агитационную и разъяснительную кампании;
- обеспечить обучение профессиональных председателей товариществ, управляющих недвижимостью и бухгалтеров товариществ, оказание квалифицированной консультационной помощи.
1.5. Формирование эффективных договорных отношений.
Одной из основных проблем перехода жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям является реальное освоение договорных взаимоотношений, включая взаимодействие между местными органами исполнительной власти и предприятиями отрасли.
Комплекс договорных отношений включает в себя:
- договоры на жилищно-коммунальное обслуживание между местными органами исполнительной власти (Заказчиками) и эксплуатирующими организациями, независимо от формы собственности;
- договоры между эксплуатирующими предприятиями и отдельными гражданами, товариществами и другими объединениями собственников квартир, домов;
- договоры между предприятиями различных подотраслей ЖКХ, независимо от форм собственности, на выполнение конкретного вида работ, услуг или их части.
Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг должен быть заключен на полный технологический цикл работ, обеспечивающих конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю. При этом и плата услуги должна включать в себя все технологические звенья до конечного результата. Ответственность перед заказчиком за производство и реализацию качественных услуг потребителю несет предприятие ЖКХ, которое в свою очередь может поручать выполнение отдельных видов работ другим предприятиям или частным фирмам как субподрядчикам.
Договор между подотраслевыми предприятиями ЖКХ заключается на конкретный объем работ, услуг или их часть и содержит требования к техническим данным и качеству выполняемых работ, услуг, данные о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты.
При этом должны максимально учитываться интересы потребителей услуг.
При заключении договоров органы местного самоуправления должны согласовать с предприятием ЖКХ основные показатели качества и надежности производимых услуг и утвердить соответствующий этим показателям экономически обоснованный тариф. Условия договоров должны предусматривать тот уровень качества услуг, который будет обеспечен финансированием. Для выполнения этого условия должны быть утверждены минимальные стандарты качества услуг.
Минимальные стандарты качества должны быть разработаны органами местного самоуправления в соответствии с:
- Правилами пользования жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;
- Правилами предоставления коммунальных услуг.
Перечень жилищно-коммунальных услуг и их качественные характеристики зависят от природно-климатических и других местных условий, состояния жилищного фонда (этажности, материала стен, перекрытий, кровли, степени инженерного обустройства, износа), применяемых архитектурно-планировочных решений, состояния коммунальной, инженерной инфраструктуры, возможных объемов финансирования и т.д.
Договор на жилищно-коммунальное обслуживание должен быть заключен между органами местного самоуправления и каждым самостоятельным подотраслевым предприятием, в котором учитывается полный объем жилищно-коммунальных услуг для предприятий, организаций, учреждений и населения.
В тех случаях, когда предприятие ЖКХ является многоотраслевым и в его состав в качестве хозрасчетных единиц входят подразделения различных подотраслей ЖКХ, заключается единый Генеральный договор на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей данного населенного пункта.
1.6. Контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Механизм договорных отношений требует соответствующей системы контроля и экономической оценки качества обслуживания потребителей, что должно найти отражение в договорах через систему оплаты в соответствии с реально достигнутыми показателями качества, в том числе и через условие финансирования из бюджета, в зависимости от выполнения планового объема услуг, показателей качества и надежности коммунального обслуживания.
Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и частного жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, могут осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами государственной жилищной инспекции.
Контроль качества производимых услуг должен осуществляться Заказчиком с участием, при необходимости, органов государственного надзора и контроля.
В случае снижения уровня качества хотя бы по одному из его параметров, зафиксированных в договоре, к организации должны применяться экономические санкции. Если имеются нарушения по нескольким показателям, экономические санкции применяются за нарушение каждого из них.
Размер неустойки за несвоевременную оплату работ по жилищно-коммунальному обслуживанию определяется договором сторон.
Организация органов Государственного контроля за содержанием жилищного фонда, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, на региональном уровне целесообразна после завершения в городах и районах области перехода на договорные отношения, создания нормативно-правовой базы применения экономических санкций за некачественно предоставленные услуги и доведения предельного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг до 80% от экономически обоснованных затрат на их производство.
2. Демонополизация и развитие конкурентной среды
Одной из нерешенных является проблема сохраняющегося монопольного положения организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию жилищного фонда, в то время как рынок этих услуг потенциально конкурентен.
Таким образом, одна из основных задач реформирования ЖКХ области состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг. Темпы создания конкурентной среды в области обслуживания жилья определяются политикой органов муниципальных образований, выражающих интересы крупного собственника.
Одним из механизмов реализации такой политики является проведение открытых конкурсов.
В первую очередь на конкурс должны быть выставлены следующие виды работ и услуг:
- эксплуатация жилищного фонда;
- текущий и капитальный ремонт жилья;
- эксплуатация и ремонт антенн коллективного пользования, лифтов;
- вывоз твердых и жидких бытовых отходов;
- эксплуатация и ремонт дорог, площадей;
- содержание зеленых насаждений, скверов, парков;
- содержание полигонов твердых бытовых отходов, кладбищ и т.д.
Целесообразно организовать конкурсный отбор по обслуживанию жилищного фонда во время приемки ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.
В городах и районах области должны быть созданы равные условия для работы как частным, так и государственным, муниципальным предприятиям. Для этого необходимо:
- соблюдать одинаковые условия финансирования;
- предоставлять эксплуатирующим организациям на время действия договора по содержанию муниципального жилищного фонда нежилые помещения, предназначенные для организации эксплуатации жилья;
- предоставлять на равных условиях служебные жилые помещения работникам как муниципальных, так и частных предприятий и фирм.
Учитывая, что основной задачей организаций и предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, является своевременное и качественное выполнение работ и предоставление услуг, данные организации должны быть освобождены от несвойственных им функций: оформление льгот и субсидий, начисление и сбор платежей, регистрационно-паспортная работа и т.д.
Предприятия и организации различных форм собственности могут участвовать в конкурсах только при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
3. Регулирование деятельности естественных монополий по поставке
коммунальных услуг
В 1997-1998 г.г. в области должны быть разработаны и введены в действие методы антимонопольного регулирования естественных монополистов (энерго-водоснабжающие организации).
Это регулирование возможно путем реализации комплекса мер как экономического, так и административного характера, осуществляемых на областном и муниципальном уровнях.
В связи с этим, Администрации области и органам местного самоуправления необходимо:
- разработать систему регулирования и контроля за тарифами на коммунальные услуги для населения и других потребителей (областная энергетическая комиссия, местные тарифные комиссии, отделы цен). В работе комиссий обеспечить участие представителей органов местного самоуправления (службы Заказчика, финорганов, отдела по труду), организаций по защите прав потребителей и представителей органов государственного надзора. Осуществлять при регулировании тарифов на коммунальные услуги выделение работ, которые могут быть проведены на конкурсных началах (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.);
- определить эффективную организационно-правовую форму предприятийестественных монополистов, повышающую их экономическую и финансовую независимость;
- определить обязательства и ответственность между организациейестественным монополистом и органом власти соглашениями о производственной деятельности;
- разработать меры по проведению политики энергоресурсосбережения;
- контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных и региональных социальных стандартов.
При выборе организационно-правовых форм предприятий естественных монополистов необходимо учитывать следующее:
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства можно подразделить на две группы. Одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.
Органами местного самоуправления могут приниматься решения о передаче основных фондов в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям - Подрядчикам.
При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Объекты коммунального назначения могут обслуживаться муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций.
Расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. для малых городов нецелесообразно.
С целью осуществления государственной политики, при решении вопросов регулирования деятельности естественных монополий по поставке коммунальных услуг, следует заключать с указанными предприятиями ЖКХ Соглашение о производственной деятельности. Это - официальный долгосрочный контракт между энерго-, водоснабжающими организациями и муниципальными органами власти, накладывающий на стороны обязательства по достижению целей, касающихся уровня и качества услуг, эффективности управления и эксплуатации, финансов и инвестиций. При этом финансирование из бюджета должно производиться в зависимости от выполнения планового объема услуг, показателей качества и надежности коммунального обслуживания. Согласно Соглашению, муниципальные органы власти обязуются поддерживать эти организации в достижении указанных целей, например, путем предоставления права на своевременные повышения тарифов, налоговых льгот или путем внесения своей доли в инвестиции.
Стратегия, изложенная в этих соглашениях, не должна подвергаться изменениям, но регулярные пересмотры возможно понадобятся для того, чтобы отражать непредвиденные перемены. Соглашение должно включать в себя цели с четкими сроками - ежеквартальные, полугодовые или годовые - касающиеся следующего:
- достижение эффективности, сокращение численности штатов, обучение персонала;
- внедрение усовершенствованных систем управления и контроля;
- мероприятия по более качественному обслуживанию потребителей и коммерческим операциям;
- повышение производственной эффективности;
- учет потребления с использованием счетчиков, снижение потребления с помощью управления спросом;
- сокращение потерь путем устранения утечек;
- снижение неучтенного расхода воды или энергоресурсов;
- цели по затратам на управление, техническое обслуживание и эксплуатацию;
- расчеты доходов, в том числе уровней тарифов;
- годовые уровни инвестиций, общее описание инвестиционной стратегии и конкретные инвестиции.
Наиболее важное требование для успешного выполнения Соглашения - это определение реалистичных целей.
4. Ресурсоэнергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
Для осуществления политики ресурсоэнергосбережения, как одного из направлений снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, будет разработан и принят в течение 1997-1998г.г. на областном уровне ряд нормативно-правовых актов.
Ресурсоэнергосберегающая политика в ЖКХ области будет осуществляться на основе реализации областных и муниципальных программ, осуществления государственного надзора за эффективным расходованием энергоресурсов, организации учета, проведения энергетических обследований, а также экономических, информационных образовательных и других направлений деятельности.
Программы ресурсоэнергосбережения могут предусматривать различные направления:
- внедрение средств учета и автоматического регулирования расходов энергоресурсов и воды (в первую очередь на источниках теплоты, затем на центральных тепловых пунктах (ЦТП), контрольно-распределительных пунктах (КРП), наиболее важных жилищных объектах муниципальной собственности);
- модернизация источников энергии и систем водоснабжения;
- снижение сетевых потерь;
- снижение тепловых потерь через ограждающие конструкции зданий и сооружений;
- экономически обоснованная децентрализация энергоснабжения за счет применения малых высокоэффективных источников энергии, использования местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии.
Реализация Программ ресурсоэнергосбережения в ЖКХ должна проводиться с изменением нормативов потребления и системы оплаты коммунальных услуг.
5. Реформирование системы финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья
и коммунальных услуг
Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
Изменение механизмов финансирования предусматривает :
- переход до 2003 года на полную оплату населением затрат на обслуживание жилья и коммунальных услуг;
- реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ;
- создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ;
- формирование муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги.
5.1. Переход на полную оплату населением затрат на обслуживание жилья и коммунальных услуг.
Администрация области и органы местного самоуправления, при определении темпов повышения уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, должны учитывать региональные стандарты, реальную социально-экономическую ситуацию в регионе и уровень доходов населения.
Утверждение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения должно осуществляться органами местного самоуправления на основании решения тарифной комиссии, сформированной из представителей финорганов, отдела цен, общества по защите прав потребителей, депутатов и специалистов службы Заказчика или иного органа, осуществляющего управление муниципальной собственностью.
При утверждении ставок и тарифов на услуги предприятий ЖКХ должны учитываться реальный объем выполняемых работ (услуг) и экономически обоснованные затраты.
Органами местного самоуправления принимается решение о введении полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего некоторые социальные нормативы (эти нормативы в общем случае могут быть больше стандартов социальной площади жилья для расчета жилищных субсидий).
При этом следует учитывать дополнительную площадь, которая предоставляется отдельным категориям граждан, но не более 20 кв.м. общей площади на семью.
На новом этапе реформы целесообразно ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (не менее чем на 10 кв. метров на члена семьи) по площади социальную норму, организовав одновременно систему помощи семьям в купле - продаже или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, должны оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.
На те виды услуг, при предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными, целесообразно применять ускоренные темпы роста оплаты населением. Такой подход может заметно повысить качество обслуживания жилищного фонда.
С целью улучшения собираемости платежей, повышения дисциплины и ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг, необходимо применять не только меры, но и информационно-разъяснительные. Правильно, информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже, возможность погашения задолженности в рассрочку, резко повышают уровень сбора платежей.
5.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ
Основная цель реформирования системы ценообразования - переход к полной самоокупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования населения при оплате коммунальных услуг промышленными предприятиями, что позволит приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
Структура оплаты жилищных услуг к 2003 году должна состоять из трех основных частей :
- за техническое обслуживание и эксплуатацию жилья;
- накопления на капитальный ремонт;
- страховые взносы.
Кроме того, для нанимателей жилых помещений предусматривается оплата за наем жилья.
Введение в структуру тарифа на оплату жилья населением накоплений на капитальный ремонт целесообразно после завершения перехода на 100-процентное возмещение затрат по эксплуатации.
Решение о введении в структуру оплаты страховых платежей принимается органами местного самоуправления для жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности. Собственники жилых помещений в праве сами решать о целесообразности страхования жилья.
Плата за наем жилья определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за наем должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по населенному пункту. Введение платы за найм муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительных свойств (качества и местоположения). С целью стимулирования граждан приватизировать занимаемые ими жилые помещения, размер платы за найм должен быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья.
Повышение оплачиваемой населением доли затрат на жилищно-коммунальные услуги может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат.
Эту работу следует вести в следующих направлениях:
- регулирование цен на поставку услуг локальных монополистов путем контроля затрат и рентабельности;
- выделение из объемов всех работ монополиста тех, которые могут проводиться на конкурсных началах (поставка сырья и материалов, обслуживание сетей и т.д.);
- содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг коммунального назначения;
- уменьшения числа монополистов, в зависимости от которых находятся вопросы предоставления коммунальных услуг (установка автономных теплоисточников и водонагревателей и т.д.).
С целью осуществления действенного контроля за правильностью формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме электро- и теплоэнергии) необходимо разработать Основные положения государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и порядок их утверждения в Ростовской области.
При рассмотрении и утверждении тарифов на услуги теплоснабжения, органам местного самоуправления необходимо руководствоваться "Методическими указаниями о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке", утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97. N 121 .
5.3. Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ.
Практика финансирования из государственных и муниципальных бюджетов, при которой решения о капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке.
Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города, района в реконструкции и развитии городской, районной жилищной инфраструктуры. Снижается качество и ритмичность предоставления коммунальных услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек, соответственно растут затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации.
Одним из перспективных направлений в решении этой задачи является привлечение внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, в энергосберегающие проекты.
Для этого предстоит:
- разработать методологию привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, что позволит сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения;
- привести бухгалтерскую отчетность жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам, что сделает прозрачной структуру тарифа и позволит рассчитывать на привлечение иностранных инвестиций.
Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности займы (кредиты), оказывает дополнительное позитивное воздействие на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие городских, районных и республиканских финансовых рынков.
6. Обеспечение социальной защиты населения
Основными направлениями реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами в виде предоставления жилищных субсидий;
- предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- защита прав потребителей услуг.
Для обеспечения социальной защиты семей с низкими доходами в области действует Программа предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В целях ее реализации следует в 1997-98 годах :
1. Создать службы жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях.
2. Совершенствовать методику предоставления субсидий.
3. Исключить возможность отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций. При этом организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный и муниципальный жилищный фонд представляют субсидии за счет собственных средств.
С целью совершенствования методики предоставления жилищных субсидий органам местного самоуправления необходимо принять меры по совершенствованию механизма расчета и оформления субсидий:
- учитывать изменения величины прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины;
- не допускать при определении величины субсидии исключение отдельных видов коммунальных платежей;
- исключить возможность отказа в выделении субсидий гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг при их согласии погасить задолженность в согласованные сроки;
- организовать работу по формированию обменного жилищного фонда.
Одним из направлений социальной политики в регионе является упорядочение льготных категорий граждан и размера предоставляемых им льгот, а также обеспечение финансового возмещения предоставления льгот различным категориям граждан. При этом статьи бюджета области по финансированию льгот и жилищных субсидий должны быть защищенными.
Вопросы защиты прав потребителя жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом РФ "О защите прав потребителей", а также Правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. Потребитель вправе получать услуги установленного в договоре качества, безопасные для его жизни и здоровья; требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного ему вследствие получения некачественных услуг; не производить оплату услуг за время их отсутствия сверх сроков, установленных в договоре и т.д.
Представлять интересы потребителя при определении качества предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг и решении вопросов возмещения ущерба могут осуществлять службы Заказчика, согласно договорк с собственником или нанимателем (арендатором) жилых помещений, общественные организации по защите прав потребителя и другие государственные органы.
7. Региональные стандарты перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг
Региональные стандарты определяют основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, на основании которых ежегодно будут устанавливаться размеры финансовой помощи территориям из средств областного бюджета (в первую очередь в виде дотаций).
Соблюдение региональных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг оценивается, исходя из разницы между фактической и обоснованной потребностью в бюджетных расходах территорий при условии постепенного, до 2000 года прекращения перекрестного субсидирования различных групп потребителей жилищно-коммунальных услуг и передачи всего государственного жилищного фонда в муниципальную собственность.
Основной целью утверждения региональных стандартов является установление эффективного финансового механизма воздействия на территории области к активному проведению преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве городов и районов.
При этом региональные стандарты устанавливаются дифференцированно и учитывают территориальные экономические факторы городов и районов области по уровню затрат на предоставление услуг ЖКХ, размеру оплат населением жилищно-коммунальных услуг, уровню реальных доходов населения, нормативам потребления, структуре и степени износа жилого фонда.
1. Региональный стандарт социальной нормы площади жилья.
Определяется, исходя из минимальных норм обеспеченности населения жильем на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, на семью из двух человек и на одиноко проживающих граждан.
2. Региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья.
Указанный стандарт учитывает стоимость следующих жилищно-коммунальных услуг из расчета на один квадратный метр общей площади:
- содержания и ремонта жилья, включая капитальный;
- теплоснабжения;
- водоснабжения и водоотведения;
- газоснабжения;
- электроснабжения.
Расчет стандарта производится на основании нормативов потребления и стоимости жилищно-коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (кроме электроэнергии и газа) с учетом местных условий. При этом следует предусматривать снижение нормативов потребления коммунальных услуг в результате реализации Программ ресурсосбережения.
3. Региональный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги.
Этот стандарт утверждается на основании федерального стандарта, с учетом социально-экономического развития области и роста доходов населения за отчетный период.
4. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе устанавливается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный норматив позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан.
Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м общей площади, в зависимости от благоустройства жилищного фонда и других экономических факторов.
При этом, несоблюдение уровня региональных стандартов не может служить основанием для перераспределения бюджетных средств между территориями.
Заместитель управляющего
делами - начальник
общего отдела Администрации области Н. Гривенный
Приложение 2
к постановлению
Главы Администрации области
от 26 ноября 1997 г. N 423
Cостав
региональной комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
Ростовской области
29 июня 1998 г.
См. текст приложения 2
Приложение 3
к постановлению
Главы Администрации области
от 26 ноября 1997 г. N 423
Положение о региональной комиссии
по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Ростовской области
1. Региональная комиссия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее именуется Комиссия) образована для обеспечения оперативного рассмотрения и выработки решений по вопросам преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Рос- сийской Федерации, Областным законом "О местном самоуправлении в Ростовской области", постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Главы Администрации области и настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются :
а) разработка предложений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства области;
б) рассмотрение предложений о повышении эффективности деятельности органов муниципальных образований области, направленной на проведение реформы ЖКХ;
в) анализ и оценка хода реформы жилищно-коммунального хозяйства и распространение передового опыта в этой сфере;
г) рассмотрение обращений и предложений органов муниципальных образований, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реформирования ЖКХ;
д) рассмотрение региональных стандартов перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением для расчета субсидий малообеспеченным гражданам и формирования бюджетов территорий на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
4. Комиссия осуществляет свою деятельность по плану, утверждаемому председателем Комиссии.
Заседания Комиссии проводит председатель или его заместитель.
Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который утверждает председатель Комиссии.
Члены Комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах без права замены.
На заседания Комиссии могут приглашаться мэры городов и главы районов области, руководители предприятий и организаций области.
5. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет управление по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации области.
Заместитель управляющего
делами - начальник
общего отдела Администрации области Н. Гривенный
Приложение 4
к постановлению
Главы Администрации области
от 26 ноября 1997 г. N 423
Региональные стандарты перехода на новую систему
платы жилья и коммунальных услуг на 1998 год
12 апреля 1999 г.
См. текст приложения 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Ростовской области от 26 ноября 1997 г. N 423 "Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 1997-2003 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ростовской области от 27 декабря 2006 г. N 507
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Постановление Главы Администрации Ростовской области от 23 января 2001 г. N 37
Постановление Главы Администрации Ростовской области от 12 апреля 1999 г. N 119
Постановление Главы Администрации Ростовской области от 22 февраля 1999 г. N 57
Постановление Главы Администрации Ростовской области от 29 июня 1998 г. N 237
Настоящий документ снят с контроля