Во исполнение требований Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области, постановляю:
1. Утвердить:
- прилагаемое Положение о подготовке, поддержании в готовности и использовании сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области (приложение N 1);
- Положение о военизированном газоспасательном взводе штаба по делам ГО и ЧС области (приложение N 2) и табель оснащения к штату (приложение N 3).
2. Главам администраций городов и районов:
2.1. Рассмотреть во II полугодии 1996 года на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям городов и районов вопросы создания аварийно-спасательных служб и формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в интересах городов и районов.
2.2. Финансирование аварийно-спасательных служб и формирований определить с учетом требований статей 7 и 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
2.3. В двухмесячный срок разработать Положение об аварийно-спасательных службах и формированиях и согласовать их со штабом по делам ГО и ЧС области.
2.4. Обязать руководителей объектов экономики, предприятий, учреждений и организаций, имеющих собственные аварийно-спасательные формирования или создающих их вновь, принять меры к поддержанию формирований в полной боеготовности, проведению аттестования и регистрации в установленном порядке.
3. Решение исполнительного комитета областного Совета народных депутатов от 28.01.1991 г. N 22 "О создании военизированного газоспасательного взвода ГО, порядке его обеспечения и привлечения к работам в чрезвычайных ситуациях" считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на начальника штаба по делам ГО и ЧС области Бахарева Г.И.
Глава Администрации |
В.Ф. Чуб |
Постановление вносит
штаб по делам ГО и ЧС
области
Приложение N 1
к постановлению
Главы Администрации области
от 16 июля 1996 г. N 235
Положение
о подготовке и поддержании в готовности и использовании сил
и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на территории Ростовской области
Настоящее положение разработано во исполнение Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Положение закрепляет правовые основы создания, поддержания в готовности и использования на территории области сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их финансового и материально-технического обеспечения, а также права и обязанности органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций.
1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей (далее ЧС).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации ЧС по согласованию с органами местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (силы и средства ОП РСЧС) - силы и средства территориальных органов управления и звеньев ОП РСЧС, предназначенные и привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций, подавлению или сведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателя определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления; техника, оборудование и снаряжение; имущество и материалы; методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронно-вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
2. Основные принципы создания, поддержания в готовности и
применения сил и средств для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных формирований являются:
- принцип, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными формированиями;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Состав сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области должен соответствовать уровню опасности возникновения на ней чрезвычайных ситуаций и позволять принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации. Эти силы и средства должны быть рассчитаны на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени, сочетать в себе силы аварийно-спасательных служб, служб ГО, профессиональные и нештатные аварийно-спасательные и невоенизированные формирования различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также общественные аварийно-спасательные формирования.
Все города, районы, организации, включенные в ОП РСЧС и объекты (прежде всего потенциально опасные), расположенные на территории Ростовской области, должны иметь свои силы и средства, позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура и состав сил и средств, расположенных на территории области, принципы управления их деятельностью (двойное подчинение и единоначалие) должны обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, своими силами, силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства, находящиеся за пределами ЧС.
Содержание личного состава формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их материально-техническое обеспечение должны осуществляться:
- за счет средств местного бюджета городов (районов), которым принадлежат эти формирования;
- за счет средств объектов экономики. Органы исполнительной власти области и орган местного самоуправления должны:
- снижать, в соответствии с действующим законодательством, размеры налоговых платежей со средств, израсходованных на создание, оснащение и поддержание в постоянной готовности вышеуказанных формирований.
Формирования сил и средств, их личный состав должны допускаться к выполнению обязанностей только после прохождения установленным порядком аттестования на предмет определения их готовности к выполнению задач и регистрации в штабе по делам ГО и ЧС области. Комплектование аварийно-спасательных формирований осуществляется гражданами РФ, отвечающими требованиям к уровню профессиональной и физической подготовки, медицинским показаниям и морально-психологическим качествам, на добровольной основе. Прием граждан в профессиональные аварийно-спасательные формирования оформляется трудовым договором (контрактом).
Покрытие расходов, связанных с локализацией и ликвидацией возникших чрезвычайных ситуаций, должно осуществляться за счет виновных в их возникновении, а также за счет создаваемых для этих целей резервных фондов области, городов и районов.
3. Состав сил и средств области для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В состав сил и средств области, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включаются все силы аварийно-спасательных служб, служб ГО, профессиональные и нештатные аварийно-спасательные и невоенизированные формирования различных ведомств (кроме Министерства обороны), городов, районов и объектов, а также общественные аварийно-спасательные формирования.
Органы исполнительной власти, местного самоуправления и организации создают аварийно-спасательные службы и формирования, службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, рассматривают вопросы создания единых дежурно-диспетчерских служб на подведомственных территориях.
Органы исполнительной власти области, местного самоуправления и организации разрабатывают и утверждают положения (уставы) о данных службах (формированиях), определяют их задачи, структуру и состав, обязанности и другие функции, распоряжениями и постановлениями соответствующих руководителей.
4. Основные задачи сил и средств
Основными задачами аварийно-спасательных служб и формирований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях, кроме того на аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи:
- участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
- надзор в области защиты населения и территорий от ЧС;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС;
- участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- участие в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям;
- участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объектов резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- выработка предложений органам исполнительной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных формирований;
- участие в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных.
Полный перечень задач, возлагаемых на аварийно-спасательные формирования, определяется органами, их создающими, по согласованию со штабом по делам ГО и ЧС области.
5. Полномочия органов местного самоуправления по созданию,
поддержанию в готовности и использованию сил и средств
О поисково-спасательной службе Управления по делам ГО и ЧС г. Ростова-на-Дону см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 18 февраля 2003 г. N 325
Органы местного самоуправления:
- создают профессиональные аварийно-спасательные формирования (на постоянной штатной и нештатной основе и общественных началах), определяют их состав и структуру;
- определяют полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные формирования (по согласованию со штабом по делам ГО и ЧС области);
- регистрируют созданные аварийно-спасательные формирования;
- утверждают положения (уставы) о созданных аварийно-спасательных формированиях;
- привлекают аварийно-спасательные формирования к ликвидации ЧС на обслуживаемой территории;
- проверяют готовность аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации;
- устанавливают систему, в пределах компетенции, налоговых и иных льгот для аварийно-спасательных формирований, а также организации, в инициативном порядке оказывающие финансовую и материально-техническую помощь формированиям;
- переоснащают, перепрофилируют, приостанавливают, полностью или частично, деятельность аварийно-спасательных формирований в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных формирований не отвечают настоящим требованиям; не устранены опасности возникновения ЧС, для предупреждения и ликвидации которых предназначались формирования;
- оказывают всемерное содействие аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставляют необходимые им транспортные и материальные средства;
- координируют деятельность всех аварийно-спасательных формирований на территории органа местного самоуправления;
- разрешают споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных формирований;
- определяют конкретные источники финансирования создаваемых аварийно-спасательных формирований, порядок их использования.
6. Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций
в области создания, подготовки, поддержания в готовности
и использования сил и средств
Организации имеют право и обязаны:
- создавать в обязательном порядке нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, если это предусмотрено законодательством РФ; в других случаях - по своему решению;
- определять состав, структуру и задачи создаваемых аварийно-спасательных формирований, по согласованию с территориальными штабами по делам ГО и ЧС;
- зарегистрировать аварийно-спасательное формирование в органах местного самоуправления; провести его аттестацию в соответствии с Положением об аттестовании аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовании учреждений по их подготовке на территории Ростовской области;
- информировать органы местного самоуправления при принятии решения о ликвидации созданных нештатных аварийно-спасательных формирований;
- определять источники финансирования аварийно-спасательных формирований и порядок их использования;
- обеспечить подготовку личного состава аварийно-спасательных формирований: оснащение табельной техникой, имуществом, оборудованием, снаряжением, средствами связи и другими необходимыми материально-техническими средствами;
- обеспечить выполнение социальных гарантий спасателей и членов их семей;
- осуществлять регулярные проверки поддержания в готовности созданных формирований.
7. Порядок организации подготовки, поддержания в готовности и
использования сил и средств органов местного самоуправления,
а также предприятий, учреждений и организаций
Организация подготовки и поддержание в готовности к использованию сил и средств области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оформляется на основании соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и законодательных актов области, постановлений и распоряжений руководителей органов местного самоуправления и организаций, имеющих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется по программам подготовки учреждений и организаций, их создавших, а также по обязательным государственным базовым программам по подготовке специалистов РСЧС.
8. Порядок аттестования формирований и их личного состава
на предмет определения их готовности к выполнению
возложенных на них задач
Аттестация аварийно-спасательных формирований, спасателей, привлекаемых к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, образовательных учреждений по их подготовке, проводится с целью определения:
- степени готовности и возможности привлечения аварийно-спасательных формирований и спасателей к выполнению ими поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
- соответствия профессиональной выучки, медицинской подготовки, физической, психологической и моральной готовности спасателей требованиям нормативных документов;
- возможности и способности образовательных учреждений качественно решать задачи подготовки спасателей.
Аттестации подлежат:
- профессиональные (военизированные и невоенизированные) аварийно-спасательные формирования и спасатели;
- формирования спасателей-общественников (в том числе муниципальные) и индивидуальные спасатели-общественники;
- образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спасателей.
Для проведения аттестации создается постоянно действующая областная аттестационная комиссия и разрабатывается Положение о проведении аттестования.
Областная аттестационная комиссия формируется на базе областной комиссии по чрезвычайным ситуациям и возглавляется председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Состав областной аттестационной комиссии (по представлению председателей комиссий по ЧС) согласовывается в региональном центре по делам ГО, ЧС и ЛПСБ и утверждается Межведомственной аттестационной комиссией.
Областная аттестационная комиссия осуществляет аттестацию:
- территориальных аварийно-спасательных формирований, а также формирований спасателей-общественников;
- индивидуальных спасателей-общественников с присвоением им квалификационной категории;
- командно-начальствующего состава аварийно-спасательных формирований и служб территориального уровня;
- образовательных учреждений по подготовке спасателей.
Областная аттестационная комиссия координирует и контролирует деятельность ведомственных аттестационных комиссий на своей территории и оказывает им методическую помощь.
Аттестация проводится по планам КЧС и графикам, разработанным соответствующими аттестационными комиссиями, и подразделяется на первичную, периодическую и повторную.
Первичная - для вновь создаваемого аварийно-спасательного формирования, а также лица, решившего стать спасателем, дающая им право на участие в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
Периодическая - при изменении функций, перепрофилировании аварийно-спасательного формирования, спасателя, а также по истечении срока аттестации, указанного в свидетельстве или удостоверении спасателя (1 раз в 3 года).
Повторная - после устранения всех недостатков, выявленных предыдущей аттестацией, для возобновления деятельности аварийно-спасательного формирования (не ранее 3 месяцев с момента проведения предыдущей аттестации).
По результатам работы аттестационной комиссией выдается:
а) аварийно-спасательному формированию - свидетельство на право проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
б) спасателю - удостоверение спасателя и личная книжка спасателя;
в) образовательному заведению - свидетельство на право подготовки специалистов РСЧС.
9. Порядок привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций,
в случае необходимости, воинских частей Минобороны России,
МВД России и органов внутренних дел области
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться подготовленные силы и средства войск СКВО и ГО. Порядок их привлечения определяется планами взаимодействия органов управления по делам ГО и ЧС и военного командования. Силы и средства внутренних дел области применяются в соответствии с задачами, возложенными на эти органы законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законодательного собрания и Администрации Ростовской области.
10. Порядок финансового и материально-технического
обеспечения деятельности сил и средств
Финансирование создания и деятельности сил и средств и их материально-технического обеспечения для предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется за счет:
- средств областного бюджета;
- средств местного бюджета;
- финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные формирования;
- финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их обслуживании;
- резервных финансовых средств, созданных для ликвидации ЧС;
- фондов поддержки аварийно-спасательных формирований и специальных фондов ликвидации ЧС;
- страховых фондов;
- иных источников, отвечающих требованиям законодательства.
11. Организация надзора и контроля в области создания,
подготовки, поддержания в готовности и применения
сил и средств
Государственный надзор и контроль в области создания, подготовки, поддержания в готовности и применения сил и средств проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.
12. Правовое положение, социальная защита лиц, принимавших
непосредственное участие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам и формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов, на все виды транспорта, при следовании к месту проведения указанных работ.
В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:
- полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
- беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
- использование для спасения людей, в случае крайней необходимости, в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное питание, медицинскую помощь и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров.
Спасатели, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором, а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплату денежных средств в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб и формирований, в составе которых проводят указанные работы.
Никто не имеет право принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).
13. Ответственность должностных лиц, предприятий, учреждений
организаций и граждан, виновных в невыполнении или
недобросовестном исполнении требований
данного положения
Виновные в невыполнении или недобросовестном исполнении данного положения должностные лица и граждане области несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.
Начальник общего отдела |
Н.И. Гривенный |
Приложение N 2
к постановлению
Главы Администрации области
от 16 июля 1996 г. N 235
Положение
о военизированном газоспасательном взводе штаба по делам ГО и ЧС
Ростовской области
I. Общие положения
Настоящее положение разработано во исполнение Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - 1994 года и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" - 1995 года, постановления ГКЧС России от 27 сентября 1993 года N 4, утверждающим Положение "Об аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации", Положения "Об аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Ростовской области", утвержденного МЧС России 16 февраля 1995 года протоколом N 1, и применительно к Положению о военизированной газоспасательной службе Министерства химической промышленности с учетом специфических особенностей, решаемых военизированным газоспасательным взводом на территории и в интересах Ростовской области.
В оперативном отношении личный состав военизированного газоспасательного взвода подчиняется начальнику штаба по делам ГО и ЧС области.
Начальник штаба по делам ГО и ЧС области вносит предложения по составу и структуре, реорганизации и расформированию взвода, его финансированию, материально-техническому обеспечению, укреплению оперативно-служебный базы, обеспечивает комплектование личным составом, техникой и поддержание взвода в боевой готовности. Проводит, в установленном порядке, регистрацию и аттестацию взвода. Руководит, при необходимости, боевой работой взвода при ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполнении других неотложных работ. Разрабатывает программы подготовки личного состава, заключает трудовые соглашения (контракты), утверждает правила внутреннего распорядка, перечень оперативно-служебной документации, обязанности личного состава при несении службы и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заключает договоры на обслуживание объектов и территорий, являясь юридическим лицом, представляет интересы взвода в других организациях, определяет место дислокации взвода.
Содержание военизированного газоспасательного взвода осуществляется за счет средств Администрации области и других источников финансирования.
II. Задачи газоспасательного взвода
1. Спасение людей, материальных и культурных ценностей, защита природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализация чрезвычайных ситуаций и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
2. Оказание первой помощи пострадавшим при авариях на химически опасных объектах, в жилых и нежилых помещениях.
3. Ведение работ по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (проведение демеркуризации ртути).
4. Поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выезду в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС.
5. Контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС.
6. Ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах и территориях.
7. Участие в работах по ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте при перевозке сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
8. Сопровождение СДЯВ при перевозке их автомобильным транспортом.
9. Контроль за безопасным проведением газоопасных работ на объектах экономики.
10. Определение степени зараженности местности и уровней радиации в случае аварии при транспортировке радиоактивных веществ (РВ).
11. Участие в поиске РВ при падении летательных аппаратов, авариях железнодорожного и автомобильного транспорта, перевозящих РВ.
12. Участие в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях.
13. Разработка планов взаимодействия с другими спасательными и иными формированиями при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях.
14. Участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения ЧС.
15. Участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
16. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС.
17. Участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
18. Выработка предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб.
III. Структура, штаты и порядок комплектования взвода
1. Структура взвода:
- командование - 3 человека;
- отделения - 21 человек.
2. Штат взвода:
- командир взвода - 1;
- заместитель командира взвода - 1;
- механик-монтер - 1;
- командир отделения - 4;
- бойцы-спасатели 1-го, 2-го, 3-го классов - 12;
- водитель оперативного автомобиля - 10.
Итого: 29 человек.
3. Порядок комплектования взвода
В оперативный состав, непосредственно исполняющий обязанности спасателей, допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. Принятыми на службу считаются лица, прошедшие курс начальной специальной подготовки в течение месячного испытательного срока, успешно сдавшие зачеты на допуск к работам и правила техники безопасности. Личный состав взвода должен пройти специальное медицинское освидетельствование для определения пригодности к работе и повторять его ежегодно или после болезней, травм и т.п. в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР от 29.09.89 г. N 555.
IV. Организация службы, размещение и оснащение взвода
С целью обеспечения постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ во взводе организуется круглосуточное дежурство смен (одного отделения) по распорядку дня. Выезд дежурной смены к месту аварии осуществляется по команде оперативного дежурного командного пункта гражданской обороны области (КП ГО), в соответствии с приказом начальника штаба по делам ГО и ЧС области. По решению начальника штаба для усиления дежурной смены, при ликвидации аварии, может привлекаться личный состав взвода в полном составе или частично, с соответствующей оплатой.
Привлечение дежурной смены к ликвидации ЧС осуществляется:
- в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС области;
- установленным порядком действий при возникновении и ликвидации ЧС.
Личный состав взвода в свободное от службы время обязан проходить 6-часовые практические занятия. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только своим непосредственным начальникам и руководителям работ по ликвидации ЧС.
Для размещения военизированного газоспасательного взвода и обеспечения его нормальной деятельности должны быть предусмотрены следующие помещения;
- комната дежурной смены;
- комната для проведения занятий;
- комната для хранения специального оборудования и средств индивидуальной защиты;
- кислородно-наполнительная комната;
- комната перезарядки регенеративных патронов к противогазам;
- кладовая для хранения имущества и спецодежды;
- кабинет коротковолновых и ультракоротковолновых радиостанций;
- гараж на два выезда;
- газодымная камера.
Аварийно-спасательный взвод обеспечивается транспортными средствами, оборудованием, инвентарем, материалами в соответствии с табелем оснащения.
Все оснащение, находящееся во взводе, должно быть закреплено за личным составом с возложением на каждого спасателя персональной ответственности за его исправность.
Оперативный автомобиль оборудуется радиосвязью для связи с оперативным дежурным КП ГО, противопожарной охраной и управлением внутренних дел области.
Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них контрактом, умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
V. Функциональные обязанности должностных лиц взвода
1. Командир взвода
Командир взвода подчиняется начальнику штаба по делам ГО и ЧС области. Он является прямым начальником всего личного состава взвода и отвечает:
- за готовность и боеспособность взвода;
- обучение, специальную подготовку, воспитание и дисциплину всего личного состава;
- за состояние технического оснащения взвода и дежурного автотранспорта;
- за укомплектование личным составом.
Командир взвода обязан:
- руководить служебной деятельностью, подготовкой и воспитанием всего личного состава взвода, всесторонне знать их деловые качества;
- проводить теоретические и практические занятия с личным составом взвода, проверять знание ими своих служебных обязанностей, проверять боеготовность взвода;
- распределять оперативный состав по отделениям, следить за своевременной сменой и заступлением на дежурство отделений, за точным выполнением личным составом дежурного отделения своих обязанностей;
- организовывать несение службы личным составом отделений, техническую подготовку и хозяйственные работы в соответствии с распорядком дня;
- отвечать за правильное использование, содержание и сохранность спасательного оснащения, автотранспортного и другого имущества взвода и еженедельно производить их осмотр;
- строго следить за соблюдением дисциплины личным составом взвода, за внешним видом и снаряжением спасателей дежурного отделения;
- решать вопросы материального обеспечения взвода;
- обеспечивать соблюдение правил техники безопасности личным составом;
- готовить материалы на аттестование взвода к новым видам работ, а спасателей - к видам деятельности;
- проверять организацию несения службы в вечернее и ночное время.
2. Заместитель командира взвода
Заместитель командира взвода подчиняется командиру взвода. Он является прямым начальником для всего личного состава взвода и отвечает за постоянную готовность взвода к ликвидации ЧС и техническую исправность оснащения, автотранспорта и аппаратуры связи. В отсутствие командира взвода исполняет его обязанности.
Заместитель командира взвода обязан:
- следить за точным выполнением личным составом распорядка дня и графика несения службы;
- инструктировать личный состав отделений перед заступлением на дежурство, организовывать прием и сдачу дежурства отделениями;
- знать наличие, техническую характеристику и состояние оборудования, находящегося на оснащении взвода;
- проводить теоретические и практические занятия с личным составом взвода;
- вести график занятости личного состава взвода, учет и отчетность по деятельности взвода;
- возглавлять дежурную смену (отделение) при отсутствии (отпуск, болезнь и т.п.) одного из командиров отделений;
- осуществлять сопровождение автотранспорта при перевозке СДЯВ;
- руководить работами при ликвидации ЧС.
3. Механик-монтер
Механик-монтер подчиняется командиру взвода и его заместителю. Он отвечает за своевременный ремонт и испытание газозащитной аппаратуры, приборов, оборудования, находящегося на оснащении взвода.
Механик-монтер обязан:
- знать газоспасательное оснащение, аппараты, приборы и оборудование, находящееся во взводе, иметь допуск на право их ремонта и эксплуатации;
- проводить по указанию командира взвода, занятия с личным составом взвода по изучению газозащитных приборов, аппаратов и оборудования;
- производить ремонт и испытание газозащитной аппаратуры, приборов и оборудования взвода;
- следить за наличием, правильным хранением и содержанием газоспасательного оборудования;
- докладывать командиру взвода об обнаруженных неисправностях при проверке и испытании спасательного оборудования;
- вести учет и отчетность по работе и ремонту спасательного оборудования;
- разворачивать передвижной пункт проверки и организации работы газоспасательного взвода на сложных и крупных ЧС.
4. Командир отделения
Командир отделения подчиняется командиру взвода и его заместителю. Он является непосредственным начальником личного состава своего отделения и отвечает за его обучение, готовность и боеспособность, за воспитание и дисциплину, внешний вид своих подчиненных, за сбережение и правильное использование техники, спасательного оборудования и имущества.
Командир отделения обязан:
- знать морально-психологические качества своих подчиненных;
- обучать и воспитывать спасателей своего отделения, прививать им бережное отношение к спасательному оборудованию;
- следить за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при работе и на практических занятиях;
- знать обязанности каждого спасателя своего отделения;
- инструктировать личный состав своего отделения перед заступлением на дежурство, проверять знание ими своих обязанностей, подготовку снаряжения и спецодежды;
- проверять исправность дежурного автомобиля и его оснащение, докладывать командиру взвода о приеме (сдаче) дежурства;
- выезжать по тревоге с отделением и руководить его работой при ликвидации ЧС.
5. Боец-спасатель
Боец-спасатель подчиняется командиру отделения. Он отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.
Спасатель обязан:
- выполнять распоряжения командира отделения по спасению людей и ликвидации аварий;
- точно и быстро выполнять все приказания начальника;
- активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
- неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ и правила техники безопасности;
- совершенствовать навыки действий в составе отделения;
- разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения;
- добросовестно изучать и хорошо знать спасательное и техническое оборудование, имеющееся во взводе, и уметь им пользоваться;
- быть дисциплинированным, не допускать самому недостойных поступков и удерживать от них своих товарищей как на службе, так и в быту;
- соблюдать правила ношения формы одежды, воинской вежливости и поведения;
- за отличное знание спасательного дела, безупречное несение службы спасателю может присваиваться почетное звание "Заслуженный спасатель Российской Федерации".
О присвоении спасателям почетного звания "Заслуженный спасатель Российской Федерации" см. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ и Положение о почетном звании "Заслуженный спасатель Российской Федерации"
6. Водитель оперативного автомобиля
Водитель оперативного автомобиля подчиняется командиру отделения и отвечает за техническую исправность, постоянную готовность закрепленного за ним автомобиля и средств связи.
Водитель обязан:
- в совершенстве знать материальную часть автомобиля, радиостанций и содержать их в исправном состоянии;
- находясь на дежурстве, всегда быть готовым к немедленному выезду по сигналу "Тревога";
- немедленно докладывать командиру отделения о технической неисправности или поломке автомобиля;
- знать и соблюдать правила дорожного движения и управления автомобилем при следовании к месту ЧС и обратно, а также в повседневной жизни;
- добросовестно выполнять возлагаемые обязанности по содержанию гаража;
- уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты.
VI. Материальное обеспечение взвода
Оплата труда личного состава газоспасательного взвода производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Размер заработной платы спасателей не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей.
Премирование личного состава взвода производится в соответствии с решением начальника штаба по делам ГО и ЧС области в размере до 40% ежемесячного должностного оклада.
Личный состав взвода обеспечивается продовольствием по нормам общевойскового солдатского пайка. Вещевым имуществом - по нормам снабжения военнослужащих сверхсрочной службы Российской Армии по директиве Министра обороны РФ 1993 года. Выплата денежной компенсации взамен продпайка производится личному составу взвода за каждое дежурство, командному составу взвода - за каждый рабочий день.
Оперативному составу взвода за каждый час работы в КИП-8 (ИП-4, ИП-5, респираторах) производится оплата в размере 4-часовой зарплаты (основание: разъяснение постановления Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21.01.1990 года N 111-КП).
Все расходы, связанные с командировками, оплачиваются личному составу взвода в соответствии с действующим законодательством.
Очередной отпуск личному составу взвода предоставляется в соответствии с КЗоТ, а также выдается вещевое довольствие согласно установленным нормам. Кроме того, оперативному составу, работающему в КИП-8 (ИП-4, ИП-5, респираторах), ежегодный отпуск предоставляется сроком на 30 рабочих дней. Спасателям ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателя до 10 лет - 30 суток;
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателей более 10 лет - 35 суток;
- спасателям, имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателей более 15 лет - 40 суток.
За участие в работах по ликвидации ЧС в течение года предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работы.
Оплата сверхурочных часов, а также за несение службы в праздничные дни, личному составу взвода производится исходя из должностного оклада (тарифной ставки) в двойном размере.
Спасатели имеют право на бесплатное питание при ликвидации ЧС, с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб.
Личный состав взвода, пострадавший в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них контрактом, в ходе выполнения работ по ликвидации ЧС, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы.
При сокращении штатов или ликвидации взвода спасателям выплачивается выходное пособие в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
VII. Государственное страхование и прочие социальные выплаты
1. Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию.
2. Страхование спасателей производится:
- при назначении их на должность спасателя в спасательный взвод;
- в случае привлечения, в индивидуальном порядке, к проведению работ по ликвидации ЧС.
Страхование производится на сумму не менее двухсоткратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей, в случае страховых событий, производится независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.
В случае гибели спасателей, наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них контрактом, либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из взвода, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них контрактом, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.
В случае получения спасателями при исполнении ими обязанностей, возложенных на них контрактом, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, исключающих возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.
В случае гибели спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации ЧС, вследствие увечья (травмы, ранения, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей (в равных долях) выплачивается единовременное пособие в размере тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на день гибели (смерти) спасателей, законодательством Российской Федерации.
В случае получения ими увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, выплачивается единовременное пособие в размере пятисоткратного минимального размера оплаты труда, установленного на день получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, законодательством Российской Федерации.
Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей взвода, погибших при исполнении обязанностей или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляется за счет финансовых средств, выделяемых на содержание взвода, в соответствии с порядком и нормами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
О порядке и нормах расходования денежных средств на погребение погибших (умерших) спасателей, а также на изготовление и установку надгробных памятников см. постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1311
О нормах расходов денежных средств на погребение спасателей в г. Ростове-на-Дону см. постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 12 марта 1997 г. N 410
Члены семей спасателей взвода, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них контрактом, а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации ЧС, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они, как члены его семьи, пользовались в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Пенсионное обеспечение членов семей спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Спасатели взвода имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсия, в связи с работой спасателем во взводе, может устанавливаться при выслуге не менее 15 лет. Мужчинам и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они постоянно трудились спасателями во взводе не мене 15 лет и участвовали в ликвидации ЧС.
4. Право на жилище
Спасателям взвода и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственных, муниципальных или ведомственных жилищных фондов, соответственно принадлежности взвода, предоставляются в первоочередном порядке.
По желанию спасателей, если они не имеют жилых помещений для постоянного проживания или нуждаются в улучшении жилищных условий, им могут выдаваться на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов исходя из норм, предусмотренных жилищным законодательством:
- беспроцентные денежные ссуды - при общем непрерывном стаже работы на должностях спасателей во взводе более 5 лет;
- безвозмездная материальная помощь в размере 75% стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы во взводе более 15 лет, из которых не менее 10 лет на должностях спасателей;
- безвозмездная материальная помощь в размере 100% стоимости указанных квартир или индивидуальных жилых домов - при общем непрерывном стаже работы во взводе более 25 лет, из которых не менее 20 лет на должностях спасателей.
Выдача беспроцентной денежной ссуды или оказание безвозмездной материальной помощи на строительство (покупку) квартир или индивидуальных жилых домов определяется законодательством Российской Федерации.
О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья см. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937
Условия предоставления жилых помещений определяются контрактом.
Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей взвода, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение. Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее, чем через шесть месяцев со дня смерти (гибели) спасателей.
5. Спасатели взвода имеют право на установку квартирных телефонов в первоочередном порядке.
VIII. Ответственность спасателей
Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них контрактом, умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начальник общего отдела |
Н.И. Гривенный |
Приложение 3
к постановлению
Главы Администрации области
от 16 июля 1996 г. N 235
Табель
оснащения оборудованием, приборами
и материальными средствами
ПСО Главного управления
по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
Ростовской области
Текст приложения 3 не публикуется
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Ростовской области от 16 июля 1996 г. N 235 "О подготовке и поддержании в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Ростовской области от 26 января 2007 г. N 21 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ростовской области от 28 июня 2004 г. N 261
Постановление Администрации Ростовской области от 9 июля 2003 N 317