Руководствуясь статьями 22, 40 и 42 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:
1. Принять "Правила по обеспечению чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону. Часть I. Организация удаления и утилизации, в том числе захоронения отходов потребления и производства" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру города привести нормативные акты администрации города в соответствие с настоящими Правилами.
3. Контроль исполнения решения возложить на комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному строительству, энергетике (Незельский В.М.).
Мэр города
Ростова-на-Дону |
М.А.Чернышев |
Приложение
к решению городской Думы
от 20 апреля 2004 г. N 316
Правила
по обеспечению чистоты и порядка
в городе Ростове-на-Дону
Часть I. Организация удаления и утилизации,
в том числе захоронения отходов
потребления и производства
1. Термины и понятия
2. Общие положения
3. Порядок обеспечения чистоты в городе
и основные функции его участников
4. Финансирование и порядок оплаты работ
по обеспечению чистоты в городе
Настоящие "Правила по обеспечению чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону. Часть I. Организация удаления и утилизации, в том числе захоронения отходов потребления и производства" (в дальнейшем - Правила) разработаны на основании законов Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 г. N 7-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ, "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 г. N 89-ФЗ, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, "О защите прав потребителей" от 7.02.92 г. N 2300-1, "Санитарных правил содержания территории населенных мест" СП 42-128-4690-88, "Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. N 155, Гражданского кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.02 г. N273-ЗС.
1. Термины и понятия
Термины и понятия, используемые в Правилах:
1.1. Отходы потребления и производства (ОПП) - изделия, материалы, продукты, товары, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в процессе общественного или личного потребления.
Отходы потребления бывают твердые и жидкие:
твердые отходы потребления и производства (ТОПП) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, а также в организациях, учреждениях, предприятиях общественного назначения - отходы от приготовления пищи, от уборки и текущего ремонта квартир, от отопительных устройств, местного отопления (печи и котельные на твердом топливе), вышедшие из употребления обувь, одежда, другие предметы домашнего обихода, упаковка товаров, крупногабаритные предметы домашнего обихода, отдельные детали сантехники и газового оборудования, мусор, собираемый в урны на территориях общего пользования города, а также отходы от обрезки деревьев и кустарников с территорий частных домовладений.
К ТОПП не относятся отходы, образующиеся в результате капитального ремонта квартир и строений, они относятся к отходам строительного производства, а также смет, включая опавшие листья;
жидкие отходы потребления и производства - это нечистоты и помои, удаляемые из выгребов неканализованных зданий;
1.2. Источник образования ОПП - жизненная деятельность населения города и производственная деятельность, организаций, учреждений и предприятий, в результате которых образуются ОПП, отвечающие требованиям п.п. 1.1.
1.3. Норма накопления ТОПП - масса ТОПП, образующаяся в течение единицы времени, на расчетную единицу. Расчетной единицей для различных источников образования ТОПП могут быть: 1 житель, 1 м2 производственной площади, 1 работник предприятия, производственная мощность и т.п. Норма накопления ТОПП определяется статистически-расчетным методом в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТОПП для городов РСФСР" (Москва, ОНТИ АКХ, 1982) и утверждается Администрацией города. Единицы измерения для нормы образования ТОПП - тонны, или килограммы в год.
1.4. Нормативный объем образования ТОПП - масса ТОПП, образующаяся у конкретного источника в течение единицы времени. Определяется путем умножения нормы накопления ТОПП на количество расчетных единиц данного источника образования отходов. Единица измерения для нормативного объема образования ТОПП - тонны или килограммы в единицу времени.
1.5. Утилизация ОПП - уменьшение количества отходов, вовлечение отходов в новые технологические циклы, использование в полезных целях с частичным захоронением неиспользуемых фракций.
1.6. Объекты утилизации ОПП - специализированные предприятия, осуществляющие извлечение из отходов отдельных компонентов с последующим получением сырья для производства стройматериалов, компостов и т.п..
1.7. Захоронение ОПП - изоляция отходов в целях исключения возможности их дальнейшего использования, а также предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.
1.8. Объекты захоронения ОПП - специально оборудованное сооружение, предназначенное для захоронения отходов.
Единственным местом захоронения ТОПП в городе Ростове-на-Дону определен полигон ТОПП в Северо-Западном промрайоне города.
Единственным местом размещения жидких отходов потребления и производства в городе Ростове-на-Дону определена сливная станция МППО "Водоканал".
1.9. Удаление ОПП - процесс, включающий в себя сбор, временное хранение, вывоз на объекты утилизации ОПП.
1.10. Места временного хранения ОПП - места, где ОПП накапливаются и хранятся установленное в соответствии с "Санитарными правилами содержания территории населенных мест" (СП 42-128-4690-88) время до их вывоза на объекты утилизации.
К местам временного хранения относятся:
- специальные площадки, оборудованные контейнерами, определенных типов и размеров. Площадки должны иметь твердое покрытие, обеспечивающее возможность их уборки, ограждение. Подъезды и подходы к площадкам должны иметь твердое покрытие и обеспечивать свободный подъезд и подход людей для выноса ТОПП в контейнеры;
- в домах с мусоропроводами - специальные помещения с контейнерами, куда поступают отходы из мусоропроводов;
- урны, установленные для сбора мусора на территориях общего пользования города;
- места, определенные для временного хранения ТОПП, при бес контейнерном способе вывоза, в том числе в специальных черных полиэтиленовых пакетах различной емкости, на территориях где отсутствуют контейнеры;
- к местам временного хранения жидких отходов потребления и производства относятся сливные ямы в неканализованных домовладениях.
При развитии и усовершенствовании материально-технической базы могут использоваться места временного хранения ОПП, оборудованные иными способами.
1.11. В зависимости от объективных условий могут применяться различные системы удаления отходов:
- контейнерная со сменяемыми сборниками предусматривает накопление ТОПП в местах временного хранения, оснащенных контейнерами (сборниками), с последующим вывозом отходов в тех же контейнерах и заменой использованных контейнеров чистыми;
- контейнерная с несменяемыми сборниками предусматривает накопление ТОПП в местах временного хранения, оснащенных контейнерами (сборниками), с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусоровозы и периодической санитарной обработкой контейнеров на месте;
- бесконтейнерная предусматривает накопление ТОПП в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе, самими потребителями услуг по удалению отходов.
1.12. Физическое лицо - гражданин Российской Федерации или другой страны, или лица, не имеющие гражданства.
1.13. Индивидуальный предприниматель - гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации.
1.14. Юридическое лицо - организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, могущая от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
1.15. Производитель ОПП - физическое, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, с одной стороны образующий ОПП, с другой - самостоятельно осуществляющий удаление ОПП, образованных в результате его жизненной и профессиональной деятельности, либо заказывающий или имеющий намерение заказать услуги по удалению таких ОПП, а также услуги по утилизации этих ОПП, в том числе захоронение.
По договорным отношениям с исполнителем услуг, производитель может быть прямым производителем или субпроизводителем. Прямой производитель заключает договор непосредственно с исполнителем услуг, а субпроизводитель - с прямым производителем, которому передает свои ОПП и который в свою очередь заключает договор с исполнителем услуг. К субпроизводителям относятся, как правило, производители, расположенные на территории других производителей.
1.16. Исполнитель услуг на удаление, утилизацию, в том числе захоронение - в части ТОПП - МУ "Чистый город", в части жидких отходов потребления и производства, - подразделения администраций районов города, на которые возложена данная функция, а также в части удаления ТОПП, - юридические лица и индивидуальные предприниматели (при наличии условий для удаления ТОПП в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
1.17. Недостаток услуги - несоответствие услуги по удалению ОПП действующим нормам и правилам, установленным в отношении вывоза ОПП, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству такой услуги в соответствии с "Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155), а также несоответствие услуги по утилизации или другим видам работ требованиям технологического регламента их производства.
2. Общие положения
2.1. Настоящие правила в соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (10.01.02 г. N 7-ФЗ) основаны на том, что предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны:
- принимать эффективные меры по удалению, утилизации, в том числе захоронению, производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила;
- производить утилизацию, в том числе захоронение в местах, определяемых решением Администрации города.
2.2. Настоящие правила в соответствии с законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (30.0399 г. N 52-ФЗ), "Об отходах производства и потребления" (24.06.98 г. N 89-ФЗ), "Об охране окружающей среды" и другими исходят из принципа ответственности природопользователей, которыми являются все физические и юридические лица (включая иностранных), осуществляющие любые виды деятельности на территории города, за повышение социально-экологической безопасности города от воздействия отходов потребления, в частности повышения уровня чистоты на его территории.
2.3. Настоящие правила также исходят из принципа целостности обслуживаемой территории, т.е. администрация города отвечает за организацию работ по удалению, утилизации, в том числе захоронении ТОПП с территории города.
2.5. Муниципальное учреждение (МУ) "Чистый город", как исполнитель в своей деятельности, руководствуется законодательством и нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами Ростовской области и города Ростова-на-Дону, настоящими Правилами, подотчетен Администрации города и несет полную ответственность перед производителем, заключившим с ним договор, за выполнение договорных обязательств, а перед Администрацией города - за организацию и осуществление работ по удалению, утилизации, в том числе захоронению ОПП, а также вывозу и утилизации смета и органических отходов, собранных с территории города.
На исполнителя возложены также функции ответственного за организацию, координацию и перспективное развитию всей системы управления твердыми отходами потребления, в том числе:
2.5.1. Проведение деятельности по заключению договоров, обеспечивающих удаление, утилизацию, в том числе захоронение твердых отходов потребления;
2.5.2. Ведение базы данных с необходимой информацией о всех производителях, включая субпроизводителей;
2.5.3. Утверждение периодичности, сроков и графиков вывоза ТОПП, обязательные для всех исполнителей услуг по вывозу ТОПП;
2.5.4. Контроль за наличием условий для подъезда спецтранспорта всех исполнителей услуг по удалению ТОПП по улицам к местам временного хранения ТОПП;
2.5.5. Заключение на конкурсной основе договоров с подрядчиком (подрядчиками) на вывоз ТОПП от мест их временного хранения (при контейнерной системе удаления) или непосредственно от мест их образования (при бесконтейнерной системе удаления), на техническое обслуживание контейнерных площадок, на обработку мусоросборников в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СП 42-128-4690-88), на иные виды деятельности, предусмотренные уставом исполнителя, Определяет объекты утилизации ТОПП в зависимости от их морфологического состава.
2.6. Каждый производитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории города, в том числе своевременно удалять образующиеся у него ОПП, для этого он заключает с исполнителем договор, обеспечивающий оказание ему услуг по удалению ОПП или удаляет ТОПП собственными силами (при наличии условий для удаления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), заключив с исполнителем договор, обеспечивающий утилизацию, в том числе захоронение ТОПП.
2.7. Исполнитель привлекает на договорной основе подрядчиков по техническому обслуживанию контейнерных площадок, по вывозу ТОПП, смета и органических отходов, собранных с территории города, подрядчиков по иным видам деятельности, предусмотренных уставом исполнителя.
3. Порядок обеспечения чистоты в городе
и основные функции его участников
3.1. Настоящими Правилами предусматривается следующий порядок обеспечения чистоты территорий, на которые распространяются Правила.
В многоэтажных домах с мусоропроводами жители этих домов сбрасывают образующиеся у них ТОПП в мусоропроводы, откуда последние поступают в контейнеры, находящиеся в специальных помещениях. На территориях других многоквартирных жилых домов, предприятий, а также в индивидуальных домовладениях, где это возможно, создаются места временного хранения ТОПП в виде площадок с контейнерами в соответствии с нормативными требованиями, куда производители складируют ТОПП. Подрядчик с установленной периодичностью перегружает содержимое контейнеров в свои мусоровозы и вывозит его на объекты утилизации ТОПП.
Для вывоза ТОПП от индивидуальных жилых домов и других объектов (например, киосков, лотков и т. п.), не снабженных контейнерами, мусоровозы подрядчика по установленному расписанию и с установленными остановками проезжают по улицам, где находятся обслуживаемые таким способом производители; производители перегружают ТОПП в мусоровозы для последующего вывоза на объекты утилизации ТОПП.
Крупногабаритные предметы, относящиеся к ТОПП, грузятся на транспорт силами подрядчика и вывозятся им по мере накопления на объекты утилизации ТОПП.
Администрация района определяет размещение в соответствии с требованиями санитарных правил мест временного хранения ТОПП при обязательном согласовании их со службами Госсанэпиднадзора и архитектуры.
В жилищном фонде, не оборудованном централизованной системой канализации, жидкие отходы накапливаются в сливных ямах. Подрядчик с установленной периодичностью перегружает их содержимое в специализированный транспорт и вывозит на объекты размещения.
3.2. Производитель:
3.2.1. Обязан складировать образовавшиеся у него ТОПП в установленных в соответствии с действующим законодательством в местах временного хранения и своевременно удаляет их.
Обеспечить складирование образовавшихся у него ТОПП в установленных местах временного хранения при контейнерной системе удаления ТОПП или в своей таре, в том числе в специальных черных полиэтиленовых пакетах, в местах погрузки в мусоровозы, при бесконтейнерной системе удаления ТОПП, или производить самостоятельную транспортировку ТОПП на объекты утилизации, определенные исполнителем;
3.2.2. Заключает с исполнителем договор, обеспечивающий удаление нормативного объема ТОПП, образующегося у него и его субпроизводителей, если последние не заключили договор на вывоз ТОПП самостоятельно. Производитель вправе осуществлять удаление ТОПП своими силами и средствами (при наличии условий для удаления ТОПП в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), при наличии с исполнителем договора, обеспечивающего утилизацию, с последующим захоронением твердых отходов производства и потребления на объектах утилизации ТОПП, определенных исполнителем;
3.2.3. Немуниципальные производители создают и эксплуатируют места временного хранения ОПП, с обеспечением санитарных норм для их содержания, подъездов и подходов к ним;
3.2.4. Не допускать загрузку контейнеров крупногабаритными предметами и отходами, не являющимися бытовыми;
3.2.5. В соответствии с заключенным договором оплачивать услуги, предоставленные исполнителем;
3.2.6. Требовать от исполнителя заключения договора об оказании любой услуги, входящей в обязанности последнего, если этому не препятствуют обстоятельства, оговоренные настоящими Правилами;
3.2.7. Предприятия и организации, занимающиеся уборкой объектов общегородского назначения, заключают с исполнителем договоры, обеспечивающие утилизацию смета и органических отходов на объектах, определенных исполнителем. Смет, образующийся в результате деятельности иных муниципальных и немуниципальных пользователей, складируется в местах временного хранения ТОПП с последующим вывозом его силами подрядчика.
3.3. Исполнитель:
3.3.1. Заключает с производителями договоры, обеспечивающие удаление, утилизацию, в том числе захоронение ТОПП в полном объеме его нормативного образования у производителя и исполняет их;
3.3.2. Собирает предоставляемые производителями сведения об источниках образования ТОПП, нормативному объему их образования, составу элементов, из которых состоит оказываемая услуга;
3.3.3. Определяет способ удаления ТОПП и размещение мест временного хранения ТОП на территориях производителей, пункты остановок мусоровозов при бесконтейнерной системе вывоза ТОПП, для производителей, заключивших с ним договор на удаление ТОПП;
3.3.4. При необходимости создает новые места временного хранения ТОПП с учетом обеспечения нормативных разрывов до жилых домов, детских и лечебных учреждений, объектов общественного питания и торговли;
3.3.5. Контролирует соблюдение надлежащего состояния мест временного хранения. Отвечает за техническое и санитарное состояние мест временного хранения ТОПП муниципальных производителей, обеспечивает у них ремонт мест временного хранения ТОПП;
3.3.6. По отдельному договору с немуниципальными производителями выполняет для них работы, перечисленные в п.п. 3.3.4;
3.3.7. Предоставляет производителям следующую информацию:
- о правах и обязанностях участников удаления ТОПП;
- о сроках, расписании и порядке организации вывоза ТОПП;
- о тарифах, организации и сроках расчетов за оказанные услуги;
- о льготах и преимуществах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Ростовской области и города Ростова-на-Дону для отдельных категорий производителей;
- наименование подрядчика (или подрядчиков), обслуживающего производителя, адреса подрядчика и исполнителя, их телефоны и имена лиц, к которым можно обращаться по возникшим вопросам, режим их работы;
- о гарантийных обязательствах исполнителя перед производителями.
3.4. Подрядчик:
3.4.1. Заключает договор с исполнителем на удаление ТОПП и (или) техническое обслуживание контейнерных площадок, и (или) иные виды деятельности, предусмотренные уставом исполнителя;
3.4.2. Подрядчик по вывозу ТОПП:
3.4.2.1. Вывозит ТОПП от мест временного их хранения (при контейнерной системе удаления) или от источников образования ТОПП (при бесконтейнерной системе удаления) на объекты утилизации ТОПП согласно схеме и графику маршрутов мусоровозов, согласованных сторонами; содержит в чистоте контейнеры и контейнерные площадки, места сбора ТОПП при бесконтейнерной системе удаления, в радиусе 2 м, предоставляет исполнителю документацию, подтверждающую факт вывоза ТОПП на объекты утилизации;
3.4.2.2. Проводит обработку специализированного (мусоровозного, ассенизационного вакуумного) транспорта в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СП 42-128-4690-88);
3.4.2.3. Содержит специализированный транспорт в состоянии, отвечающем техническим и санитарным требованиям. Не допускает засорение отходами пути следования специализированного транспорта;
3.4.2.4. Грузит и вывозит крупногабаритные предметы, относящиеся к ТОПП, по мере их накопления, на объекты утилизации ТОПП;
3.4.2.5. Извещает исполнителя обо всех случаях нарушения сроков и графика вывоза ОПП и других нарушениях договорных условий и причинах этих нарушений, а также о выявленных нарушениях, допущенных другими участниками удаления ОПП.
4. Финансирование и порядок оплаты работ
по обеспечению чистоты в городе
4.1. Удаление, утилизация, в том числе захоронение ТОПП, финансируются за счет производителей, в размере, соответствующем нормативному объему образования у них ТОПП.
При этом производители - юридические лица и индивидуальные предприниматели, в случае отсутствия у них нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (24.06.98г. N 89-ФЗ), пользуются нормативами, утвержденными Администрацией города.
4.2. Услуга по удалению ТОПП, оплачиваемая конкретным производителем, состоит из нескольких постоянных элементов, каждый из которых имеет своих исполнителей и свою цену.
4.3. Тариф на услугу по удалению ТОПП устанавливается администрацией города. Порядок предоставления льгот по оплате вывоза ТОПП определяется действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 316 "О принятии "Правил по обеспечению чистоты и порядка в городе Ростове-на-Дону. Часть I. Организация удаления и утилизации, в том числе захоронения отходов потребления и производства"
Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов-официальный" от 19 мая 2004 г. N 20 (495)
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 декабря 2007 г. N 330 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 23 августа 2005 г. N 28
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24 августа 2004 г. N 347
Настоящий документ снят с контроля