Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Законодательного собрания
Ростовской области
от 28 февраля 2000 г. N 42
Инвестиционная программа Ростовской области на 2000 год
I. Характеристика инвестиционной деятельности в 1999 году
Динамика объемов инвестиций в 1999 году характеризуется сохранением устойчивой тенденции роста, сформировавшейся в области в 1998 году. Объем инвестиций в основной капитал в 1999 году за счет всех источников финансирования составил около 10,4 млрд. руб., или 102% к уровню 1998 года.
В 1999 году на инвестиционную деятельность в области в значительной степени оказали влияние последствия экономического кризиса середины 1998 года. Девальвация рубля обусловила изменение структуры платежеспособного спроса и стимулировала рост объемов производства в экспортоориентированных и импортозамещающих высокотехнологичных отраслях промышленности. Увеличение цен на импортные товары и сокращение объемов импорта вызвали расширение спроса на товары и увеличение реализации продукции предприятий области. В экономике области в 1,5 раза уменьшилась доля неденежных расчетов в совокупных продажах предприятий и, соответственно, вырос объем рублевых накоплений в реальном секторе. Эти сформировавшиеся в 1999 году тенденции в значительной степени повлияли на динамику роста объемов капитальных вложений в области.
Рост инвестиций в наибольшей степени проявился в отраслях, обеспечивающих технический прогресс и повышение инвестиционной активности экономики: машиностроении - на 48,6 %, в отрасли энергетического комплекса - 38,9 %, цветной металлургии - 7%, промышленности строительных материалов - 5%. Характерным для 1999 года стало повышение доли инвестиций в потребительский сектор: доля инвестиций, направленных на производство потребительских товаров, составила 28% общего объема (или на 2% выше уровня 1998 года). Темпы роста капвложений в пищевую промышленность превысили уровень 1998 года на 10%.
При проявлении общероссийской тенденции к сокращению инвестирования отраслей производственной сферы в регионе сохраняется устойчивая тенденция преимущественного инвестирования этой сферы: объем инвестиций, направляемых в производственную сферу, составил 72% общего объема инвестиций, или 105% уровня прошлого года. Сохраняются тенденции роста инвестиций в объекты непроизводственной сферы: по сравнению с 1998 годом инвестирование непроизводственных объектов увеличилось на 1,2 процентных пункта.
В 1999 году из общей суммы капитальных вложений 38% направлено на развитие промышленности (в 1998 г. - 37,7%), 21% - транспорта и связи (19,8%), 4,5% - сельского хозяйства (4,5%), 2,7% строительства (2,6%), 6,03% - торговли и общественного питания (4,5%), 1,1% - культуры и искусства (0,8%), 1,2% - образования и науки (0,6%), 0,8% - здравоохранения и физической культуры (0,8%).
Свыше 75% общего объема инвестиций направлено на развитие предприятий частной и смешанной форм собственности. На 5 процентных пункта увеличилась доля частных инвестиций, прежде всего, за счет увеличения средств индивидуальных застройщиков, направляемых в строительство жилья.
В области активно идут процессы изменения технологической структуры инвестиций в сторону увеличения доли машин и оборудования. В 1999 году удельный вес инвестиций в машины и оборудование достиг 33,1% общего объема инвестиций области, что на 8,5 пункта выше уровня 1998 года. Это в значительной степени обусловлено вводом новых технологических линий на предприятиях региона и освоением современного оборудования. На ведущих предприятиях области доля инвестиций в машины и оборудование достигает 50-90% объема, более 70% капвложений в машины и оборудование освоены за счет собственных средств.
Собственные средства предприятий и организаций остаются преобладающим источником финансирования инвестиций. В 1999 году доля собственных средств в объеме капитальных вложений составила 52%.
Ограниченность собственных средств предприятий области, а также сокращение бюджетного финансирования инвестиционных расходов компенсировались кредитными и заемными источниками инвестирования. Объем привлеченных средств, используемых предприятиями, увеличился в 1999 году на 50%. Более 40% объема привлеченных средств формировалось за счет бюджетных источников.
Использование заемных средств других организаций за 9 месяцев 1999 года увеличилось на 68%, кредитов коммерческих банков на 11%. Уровень рентабельности в реальном секторе в среднем в 2 раза ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, что препятствует широкому использованию банковских кредитов как источника инвестиционных ресурсов. За счет кредитов банков крупными и средними предприятиями получено 167,5 млн. рублей. 84,9% кредитов, предоставленных коммерческими банками, приходится на пять региональных банков: ООО КБ "Донинвест", ОАО КБ "Центринвест", РАКБ "Донхлеббанк", ООО КБ "Южный регион" и АКБ "Стелла Банк".
В 1999 году инвестиции за счет эмиссии корпоративных ценных бумаг составили менее 1% от общего объема внебюджетных инвестиций.
II. Итоги выполнения инвестиционной программы
Ростовской области за 1999 год
Реализация инвестиционной программы Ростовской области в 1999 году была направлена на завершение строительства и реконструкцию объектов социальной сферы и коммунального хозяйства высокой степени готовности и поддержку предприятий, производящих конкурентоспособную, экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Из областного бюджета на финансирование объектов социальной сферы и коммунального хозяйства выделено 351,05 млн. руб.
За счет средств займа Международного Банка Реконструкции и Развития освоено около 11,3 млн. долларов США. Проведены проектные и подрядные работы по пяти школам, двум больницам, поликлинике, предприятиям ЖКХ. Закуплены и поставлены специализированные машины для водоканалов г. Ростова-на-Дону и г. Азова. По компоненту "Энергоэффективность" обследован 391 объект образования и здравоохранения на предмет установки приборов учета расходования тепла, горячей и холодной воды.
Для реализации коммерческих инвестиционных проектов принято решение о выделении средств из фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства 24 предприятиям области на общую сумму 47,9 млн. рублей, в том числе предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности - 27,2 млн. руб.
В областном бюджете 1999 года были предусмотрены средства на предоставление поручительств Администрации области предприятиям-получателям ссуд из федерального бюджета на общую сумму 356,0 млн. рублей, в том числе АО "Ростсельмаш", РВПО ОАО "Роствертол", ОАО "Новочеркасский электродный завод", предприятиям легкой и текстильной промышленности. Поручительствами Администрации области воспользовались 6 предприятий легкой и текстильной промышленности области, в том числе АОЗТ "Дон-Текс", ОАО "Донецкая мануфактура М", ЗАО ПКФ "Виктория", ЗАО ПКФ "Элегант", ЗАО "Фея", ОАО "Колфа".
Кроме того, принято решение Законодательного Собрания от 07.09.99 N 32, в соответствии с которым Администрации области предоставлено право выдать ГП "Новочеркасский завод синтетических продуктов" поручительство на сумму, эквивалентную 165,75 млн. немецких марок, в обеспечение обязательств по возврату ссуды федерального бюджета, предоставляемой предприятию за счет средств внешних заимствований Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства метанола. Данное право может быть использовано после принятия постановления Правительства РФ о включении предприятия в межправительственную кредитную линию.
При поддержке Администрации области подписано постановление Правительства РФ "О мерах по финансовому оздоровлению ОАО "Ростсельмаш", определившее вопросы реструктуризации задолженности, лизинговых поставок техники.
Администрациями области и г. Ростова-на-Дону подписано трехстороннее соглашение с ОАО "Ростсельмаш" по стабилизации промышленного производства и экономического роста.
В соответствии с областным законом "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области" Администрацией области заключены инвестиционные договоры (соглашения) со следующими предприятиями:
- ЗАО "Ростовская сотовая связь", г. Ростов-на-Дону (проект "Расширение сотовой сети "Би-Лайн" в Ростовской области");
- ООО "Актис", г. Новочеркасск (проект "Строительство стекольного завода по производству эксклюзивной стеклобутылки с использованием технологии фростинга и шелкографии");
- ЗАО "ИнфоТЕКС Таганрог Телеком", г. Таганрог (проект "Цифровая телефонная сеть в городе Таганроге").
Ряд предприятий, включенных в инвестиционную программу 1999 года, осуществляли реализацию проектов за счет собственных средств. ОАО БКМПО освоено 2,5 млн. руб., ОАО "ЭМКАТОММАШ" - 4,5 млн. руб., ОАО "ОПР-Ростов" - 633 тыс. долларов США, ОАО "Донской табак" - 7,5 млн. руб., ООО фирма "Актис" - 90 млн. руб., ЗАО "Ростовская сотовая связь" - 500 тыс. долларов США, ОАО "Таганрогский металлургический завод" - 140 млн. руб., ОАО "Новочеркасский электродный завод" - 1,1 млн. руб., ГП "НЗСП" 2,8 млн. руб., ОАО "Горизонт" - 0,6 млн. руб., ОАО "Аэропорт" 0,3 млн. руб., ОАО "Донской уголь" освоено 23,9 млн. руб., в т. ч. 5,5 млн. руб. за счет собственных средств, ЗАО "Инфотекс-Таганрог-Телеком" - 3,92 млн. долларов США, в т.ч. 0,65 млн. долларов США за счет собственных средств.
В части реализации перспективных направлений инвестиционной программы 1999 г. принято решение о разработке областной программы по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов (постановление Главы Администрации области от 08.10.99 N 383 "О мерах по решению проблем в сфере обращения твердых бытовых отходов в Ростовской области").
В соответствии с областной "Программой энергосбережения в Ростовской области на период 1998-2000" организациями и предприятиями области освоена технология выпуска современных энергосберегающих конструкций для строительства высотных крупнопанельных домов серии 83,90. ЗАО "ККПД", ТОО РЗТБК готовы выпускать трехслойные наружные стеновые панели.
Заключен договор между ГП заводом "Прибор" (г. Ростов-на-Дону) и заводом "Рубин" (г. Москва) о совместной деятельности по размещению на производственных площадях ГП "Прибор" оборудования для производства телевизоров марки "Рубин".
В соответствии с постановлением Главы Администрации области от 15.11.99 N 431 "О реконструкции автомагистрали "Дон" принято решение об организации Межведомственной оперативной группы по решению вопросов реконструкции автомагистрали "Дон" в пределах области, оказании реальной помощи на местах в организации поддержки управлению автомагистрали.
В 1999 году продолжалось формирование инвестиционного законодательства области.
Законодательным Собранием области принят (в первом чтении) Областной закон "О Бюджете развития Ростовской области", в котором определены правовые и организационные основы формирования и расходования средств областного бюджета на инвестиционные цели.
Приняты Постановления Главы Администрации области, в которых определены механизмы оказания государственной поддержки предприятиям и организациям области:
- от 23.08.99 N 298 "О мерах по финансовому оздоровлению организаций области",
- от 27.09.99 N 352 "О создании государственного унитарного предприятия Ростовской области "Агентство по реформированию и финансовому оздоровлению организаций области", подготовлен проект постановления "О государственной поддержке предприятий и организаций области".
Уточнен порядок заключения и реализации инвестиционных договоров (соглашений) и внесены соответствующие изменения в постановление Главы Администрации от 28.07.98 "О порядке заключения и реализации инвестиционных договоров (соглашений)" (постановлением Главы Администрации от 10.09.99 N 330 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы Администрации области от 28.07.98 N 285").
С целью использования возможностей профессиональных участников рынка инвестиций для привлечения инвестиций в область подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в инвестиционной сфере с ЗАО "Инвестиционная компания "Тройка - Диалог"; Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ), ЗАО "Российско-Британский консалтинговый центр", г. Ростов-на-Дону, "Экспертным центром федеральной целевой программы социально-экономического развития области на период до 2001 г.", Автономной некоммерческой организацией "Центр поддержки предприятий, Ростов". Данные структуры были привлечены для оказания помощи предприятиям в разработке бизнес-планов, проведении экспертизы инвестиционных проектов и SWOD-анализа.
Подготовлены и проведены две выставки-продажи продукции предприятий Ростовской области в префектуре Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
В течение 1999 года проводилась целенаправленная работа по созданию инвестиционного имиджа области.
Важным результатом работы в этом направлении явилось присвоение международным рейтинговым комитетом оценки возможностей Ростовской области на внешнем рынке заимствований выше, чем в целом по Российской Федерации, Татарстану и другим регионам РФ.
С целью привлечения прямых иностранных инвестиций в Москве в Европейском деловом клубе по инициативе представительства Комиссии Европейского Союза проведена презентация Ростовской области и приоритетных проектов. В презентации приняли участие около 50 представителей европейских компаний и банков.
В октябре 1999 года в Земле Северный Рейн Вестфалия (Германия) проведены Дни экономики Ростовской области. В проведении приняли участие 49 предприятий и фирм, представлявших 11 отраслей экономики региона. Выставку продукции промышленных предприятий Ростовской области посетили представители 482 немецких фирм, 148 из них проявили заинтересованность к сотрудничеству. Приоритетными направлениями в совместной работе признаны реализация проектов ГП НЗСП "Техническое перевооружение производства метанола", АО НЭЗ "Организация производства крупногабаритных обожженных анодов" и проект "Создание фермы-модели на территории Ростовской области".
Администрация области приняла участие в международных экономических форумах, в проектах по линии Программы Европейского Союза ТАСИС, Ноу-Хау фонда, ПРООН.
Подготовлены и изданы на русском, английском и немецком языках информационные сборники о Ростовской области (каталог инвестиционных проектов с описанием 105 перспективных проектов области, брошюра "Ростовская область готова к сотрудничеству", брошюра "Ростовская область: справочная информация и рекомендации для гостей"), которые раскрывают инвестиционный потенциал области и являются визитной карточкой Донского края в нашей стране и за рубежом. Предложенная в них информация позволит инвесторам найти перспективные объекты для сотрудничества, а предприятиям области даст возможность заявить о себе и наладить деловое взаимовыгодное сотрудничество.
Выпущен СD - диск "Ростовская область: прошлое и настоящее" на русском и немецком языках.
В целом инвестиционная программа 1999 года выполнена. Крупные инвестиционные проекты Программы 1999 года (21 проект), как переходящие, включены в Программу 2000 года.
III. Основная цель, задачи и структура
инвестиционной программы области на 2000 год
Об областном бюджете на 1999 г. см. Областной закон Ростовской области от 26 февраля 1999 г. N 21-ЗС
Формирование инвестиционной программы на 2000 год осуществлялось с учетом основных направлений региональной инвестиционной политики области, определенной в Концепции экономической политики Ростовской области и в Концепции инвестиционной политики Ростовской области на период до 2001 года.
Основной целью областной инвестиционной программы на 2000 год является сохранение положительных тенденций, наметившихся в инвестиционной сфере в 1998-1999 гг. и обеспечение в 2000 году положительной динамики по темпам роста инвестиций не менее чем на 4%.
В 2000 году основная задача состоит в привлечении инвестиций, в первую очередь в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности и создание стартовых условий для доведения в последующие годы объема инвестиций в ключевых отраслях и секторах экономики до уровня, обеспечивающего активное обновление физически изношенных основных фондов, а также повышение конкурентоспособности отечественного производства.
Решение этой задачи будет осуществляться на основе:
- предоставления государственной поддержки предприятиям области за счет средств Бюджета развития области с учетом норм Областного закона "Об областном бюджете на 2000 год";
- использования новых форм государственной поддержки проектов, включенных в инвестиционную программу;
- содействия в подготовке и сопровождении документов в Министерстве экономики РФ и Министерстве финансов РФ по проектам, представленным на конкурс на получение инвестиционных ресурсов из Бюджета развития РФ;
- стимулирования интереса к инвестированию в экономику области на основе поддержания и роста международного кредитного рейтинга области; распространения информации о Ростовской области через организации, содействующие привлечению инвестиций в различных странах и регионах; установления контактов с потенциальными инвесторами, бизнес-ассоциациями, торговыми палатами; организации инвестиционных выставок, конференций, презентаций.
Основой реализации Программы является сформированная в 1998-1999 нормативно-правовая база, направленная на развитие инвестиционной деятельности в Ростовской области:
- Областные законы: "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области", "О Бюджете развития Ростовской области";
- постановления Главы Администрации: "О порядке заключения и реализации инвестиционных договоров (соглашений)", "О мерах по финансовому оздоровлению организаций области".
Расширению возможностей оказания государственной поддержки предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность, будет способствовать принятие постановлений Главы Администрации "О государственной поддержке предприятий и организаций области", "О порядке выделения средств негосударственным коммерческим организациям из областного бюджета на условиях передачи в областную собственность дополнительного пакета акций (паев)".
В Программе 2000 года сохранены основные подходы к формированию инвестиционных программ предшествующих лет.
Инвестиционная программа 2000 года нацелена на реализацию объектов высокой степени готовности в социальной сфере и коммунальном хозяйстве, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов.
В Программу 2000 года включены:
- объекты социальной сферы, жилищного строительства и коммунального хозяйства;
- инвестиционные проекты Федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года;
- крупные перспективные проекты Программы 1999 года, по которым определены источники финансирования, либо имеется договоренность с конкретными инвесторами, и срок реализации которых составляет более одного года;
- инвестиционные проекты, ориентированные на освоение новых видов товаров промышленного назначения (продукции сельхозмашиностроения, оборудования для топливно-энергетического и дорожного комплексов, материалов и комплектующих для автомобильной промышленности и др.);
- инвестиционные проекты, ориентированные на освоение новых видов потребительских товаров (продовольствия, строительных материалов, продукции легкой промышленности, лекарственных препаратов и др.)
Указанные проекты предусматривают внедрение передовых технологий, загрузку предприятий смежных отраслей на территории области и направлены на организацию производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.
Одним из приоритетных направлений повышения инвестиционной привлекательности предприятий и развития их научно-технического и технологического потенциала становится реформирование предприятий и организаций. В соответствии с этим в Программу включены пилотные проекты предприятий, подлежащих реформированию и финансовому оздоровлению.
В Программу включены также наиболее интересные инвестиционные предложения предприятий, по которым осуществляется подготовка нормативно-технической документации.
Решение задач инвестиционной политики в 2000 году, в том числе реализация Программы позволит обеспечить темпы прироста инвестиций:
а) в промышленности - на 4,5%, в том числе в:
- электроэнергетике - на 7,6%;
- черной металлургии - 4,1%;
- цветной металлургии - 7,2%;
- машиностроении и металлообработке - 3,5%;
- промышленности строительных материалов - 5,0%;
- легкой промышленности - более 8,0%;
- пищевой промышленности - около 4,0%;
- медицинской промышленности - около 4,0%.
б) в строительстве - на 4,5%;
в) связи - на 6,0 %;
г) торговле и общественном питании - около 8,0 %;
д) сельском и лесном хозяйстве - на 4,0%.
IV. Финансовое обеспечение инвестиционной программы 2000 года
Об областном бюджете на 2000 г. см. Областной закон Ростовской области от 28 февраля 2000 г. N 58-ЗС
Источниками инвестиций в объекты социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства области будут средства федерального, областного и муниципальных бюджетов, средства займа МБРР, средства внебюджетных фондов.
Инвестиции из федерального бюджета по объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу и Федеральную программу социально-экономического развития Ростовской области составят свыше 200 млн. рублей. Расходы на мероприятия по ликвидации последствий террористического акта в г. Волгодонске 322,0 млн. рублей. Кроме того, средства на реставрацию ряда исторических объектов - 13,5 млн. рублей. Дотации федерального дорожного фонда на развитие, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования - 180,25 млн. рублей.
В 2000 году объем финансирования капитального строительства за счет областного бюджета и привлеченных средств займа МБРР предполагается в сумме 945,85 млн. рублей (Приложение 1).
В том числе согласованные расходы в рамках реализации совместного проекта МБРР и Администрации области "Проект поддержки региональной социальной инфраструктуры" составят 20,2 млн. долл. США или 646,9 млн. рублей.
Источниками инвестиций коммерческих проектов предприятий области будут собственные средства предприятий и организаций; кредиты коммерческих банков, другие привлеченные средства; средства бюджетного Фонда финансовой поддержки отраслей народного хозяйства, предоставляемые на конкурсной основе; средства Бюджета развития Российской Федерации; краткосрочные ссуды из федерального бюджета предоставляемые на конкурсной основе (Приложение 2).
За счет средств Фонда финансовой поддержки отраслей народного хозяйства предусмотрено финансирование проектов на возвратной, платной и срочной основе в общей сумме более 54 млн. рублей.
Проектом областного закона "Об областном бюджете на 2000 год" предусмотрены расходы по обслуживанию государственного долга области (обязательств по поручительствам и гарантиям, а также прямым заимствованиям) в размере 840,7 млн. рублей.
Снижение налогового бремени на производителей, в связи с введением в действие Налогового Кодекса, позволит увеличить внутренние накопления предприятий и использовать их в качестве инвестиционных ресурсов.
Потенциальным источником финансирования проектов Программы остаются средства населения. В этом направлении планируется развитие ипотечного кредитования населения в рамках реализации программы "Свой дом", кредитной потребительской кооперации.
Важным направлением работы по привлечению финансовых ресурсов к реализации проектов Программы останется укрепление сотрудничества и установление новых деловых отношений с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами.
<< Назад |
||
Содержание Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 28 февраля 2000 г. N 42 "Об итогах выполнения инвестиционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.