Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания
от 10 мая 2000 г. N 52
Программа
государственной поддержки малого предпринимательства
в Ростовской области
на 2000-2002 годы
Паспорт
Программы государственной поддержки малого предпринимательства
в Ростовской области на 2000-2002 годы
Наименование Программы
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000-2002 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Областной закон от 16 июля 1997 N 40-ЗС "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области"
Распоряжение Главы Администрации от 06.07.99 Ростовской области N 190 "О создании рабочей группы по подготовке проекта региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000-2001 годы"
Государственный заказчик Программы
Администрация Ростовской области
Заказчик работ по выполнению программных мероприятий - представитель государственного заказчика
Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства
Разработчик проекта и ответственный исполнитель Программы
Министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства)
Цель Программы
Создание благоприятного инвестиционно финансового климата и организационно правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном уровне
Задачи Программы - основные разделы Программы
Нормативно правовое, обеспечение малого предпринимательства
Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого пред принимательства
Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем
Научно-методическое и образовательное обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности
Сроки реализации Программы
2000-2002 годы
Ответственные исполнители программных мероприятий
Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства (РРГФПМП)
Региональный центр поддержки малого предпринимательства (РЦПП)
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области (ДФГСЗН)
Торгово-промышленная палата Ростовской области (ТПП РО)
Ростовская государственная экономическая академия (РГЭА)
Соисполнители по дополнительным соглашениям
Указаны внутри отдельных разделов программных мероприятий
Источники финансирования Программы
Средства областного бюджета
Средства муниципальных бюджетов
Средства Федерального бюджета
Средства Федерального фонда под держки малого предпринимательства
Средства государственного фонда занятости по Ростовской области
Проценты от ранее выданных Ростовским региональным государственным фондом поддержки малого предпринимательства кредитов субъектам малого предпринимательства
Прочие
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Увеличение количества действующих субъектов малого предпринимательства в Ростовской области, создание новых рабочих мест, прежде всего в производственной сфере;
- расширение налогооблагаемой базы, повышение собираемости налогов в бюджеты всех уровней;
- увеличение вклада малого предпринимательства в валовой внутренний продукт;
- создание условий, способствующих реализации внутреннего потенциала малого предпринимательства, в том числе экспортного.
Система управления и контроля:
управление реализацией Программы
Министерство экономики, международных и внешнеэкономических связей (отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства)
контроль за реализацией Программы
Администрация Ростовской области и Законодательное Собрание Ростовской области
Состояние и перспективы развития малого предпринимательства
в Ростовской области
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью народно-хозяйственного комплекса Ростовской области и мощным рычагом для решения политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами для смягчения негативных последствий безработицы, обеспечения занятости населения ну тем создания новых предприятий и рабочих мест, формирования стабильной налогооблагаемой базы.
Несмотря на финансовый кризис 1998 года общее количество действующих субъектов малого предпринимательства не сократилось и составило в 1999 году 25,1 тысячи малых предприятий и 144 тысячи предпринимателей без образования юридического лица. Остается стабильным и число занятых в малом бизнесе. Предприятия малого бизнеса привлекают на постоянной основе к трудовой деятельности около 206 тыс. человек, что составляет 15,7 процента к общей численности занятых в экономике области.
Ростовская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, где малое предпринимательство развивается наиболее успешно, и занимает 4-е место по количеству малых предприятий и работающих в них.
Анализ отраслевой структуры свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем производственная. Это объясняется сравнительной простотой организации деятельности и возможностью быстрого накопления капитала в непроизводственной сфере. Так, в 1999 году 47,5 процента малых предприятий работало в сфере торговли и общественного питания, 16,1 - в промышленности, 14,8 - в строительстве.
По предварительным оценкам малыми предприятиями области в 1999 году произведено продукции, работ и услуг в фактических ценах на 9,5 млрд. рублей, или на 33 процента больше, чем за соответствующий период 1998 года. Малые предприятия наращивают объем производства более высокими темпами, чем крупные и средние предприятия. Так, индекс физического объема производства промышленной продукции на малых предприятиях к уровню 1998 года составил 170 процентов, при этом аналогичный показатель по крупным и средним предприятиям - 120 процентов.
Развитие производства и наращивание, производственного потенциала имеет немаловажное значение для дальнейшего развития предприятий малого бизнеса. По оперативным данным, в 1999 году малые предприятия инвестировали в основной капитал 584 млн. рублей, что составляет 8,3 процента от общего объема инвестиций.
Сопоставление производственного и трудового потенциала малых предприятий с показателями, характеризующими результаты их деятельности, в ряде отношений говорит в пользу малого бизнеса.
Располагая основными средствами, составляющими 3,7 процента от стоимости основных средств по всем отраслям экономики, и привлекая на постоянной основе 15,7 процента общей численности занятых в экономике области, малые предприятия обеспечивают 15 процентов валового выпуска продукции (товаров, услуг) крупных и средних предприятий; 32 процента от общего объема работ по договорам строительного подряда; 69 процентов общего объема товарооборота розничной торговли.
Анализ, проведенный администрациями городов и районов области, показывает, что удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличился с 13,8 процента в 1997 году до 20 процентов в 1999 году.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что малый бизнес в Ростовской области продолжает развиваться. Значительную роль в этом сыграла реализация мероприятий Региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы.
На финансирование мероприятий Программы из различных источников в 1998-99 годах направлено около 70 млн. рублей, в том числе из областного бюджета 6,6 млн. рублей.
За два года действия этой Программы приняты нормативные правовые акты, затрагивающие различные аспекты деятельности этого сектора экономики, включая вопросы финансового обеспечения, организации его инфраструктурной поддержки и налогового законодательства, в том числе:
- Областные законы "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и "О едином налоге на вмененный доход от деятельности по продаже горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции";
- решения Законодательного Собрания области об установлении стоимости патентов на 1998-2000 годы для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
О стоимости патентов для индивидуальных предпринимателей на 1998-2000 годы см. решения Законодательного Собрания Ростовской области:
на 2000 год - от 29 ноября 1999 г. N 35
на 1999 год - от 26 февраля 1999 г. N 11
на 1998 год - от 31 марта 1998 г. N 143
- Соглашение о совместной деятельности Администрации Ростовской области с Государственным Комитетом по развитию малого предпринимательства России, мэрией Москвы, Московской регистрационной палатой и регистрационной палатой г. Ростова-на-Дону;
- Соглашение между Администрацией Ростовской области и мэрией Москвы в сфере, развития предпринимательской деятельности;
- Соглашение между Администрацией Ростовской области и Государственным Комитетом но поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) Рос сии "О совместной деятельности по развитию малого предпринимательства в Ростовской области";
- более 20 постановлений и распоряжений Главы Администрации области, направленных на создание условий для своевременного и качественного выполнения мероприятий Программы.
См., например, постановления Главы Администрации Ростовской области:
от 29 апреля 1998 г. N 164 и другие
Разработка нормативных правовых актов, затрагивающих экономические интересы предпринимателей, осуществлялась при участии представителей инициативных групп предпринимателей и общественных организаций, что позволило получить позитивные результаты от их введения.
В 1998-99 годах Администрацией области совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области и Ростовским региональным государственным фондом поддержки малого предпринимательства финансово-кредитная поддержка оказана 25 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. За счет средств областного бюджета и государственного фонда занятости населения выделено более 8,5 млн. рублей в виде льготных кредитов на развитие производства продуктов питания, строительных материалов, оказания услуг населению.
Реализация указанных проектов позволила создать около 500 рабочих мест.
Поручителями по возврату льготных кредитов выступили администрации Шолоховского, Багаевского, Октябрьского, Орловского, Усть-Донецкого районов и города Новошахтинска.
В 1998-1999 годах на поддержку малого бизнеса в шахтерских городах и районах области из средств угольного транша было выделено около 38 млн. рублей. Освоение средств осуществлялось по следующим основным направлениям: развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, субсидирование безработных граждан на создание собственного дела, микрокредитование проектов малого бизнеса, целевые сертификаты, финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства. Всего за счет средств угольного транша в сфере малого бизнеса было создано 1481 рабочее место.
Продолжается развитие региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Администрацией области созданы новые специализированные объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса: ЗАО "Межрегиональный маркетинговый центр" и Некоммерческое партнерство "Региональный центр поддержки малого предпринимательства". При региональном центре начал работать бизнес-инкубатор, в котором размещены начинающие предприниматели, победившие в конкурсе бизнес-идей.
В городе Новошахтинске начал функционировать информационно-консалтинговый центр зонального бизнес-инкубатора, в котором в 1999 году прошли обучение 595 человек, в том числе основам предпринимательской деятельности - 120 человек. В 1999 году филиал Новошахтинского бизнес-инкубатора открылся в городе Донецке.
Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства образованы в городах Белая Калитва, Донецк, Новошахтинск, Шахты, которые осуществляют кредитование малых предприятий из средств угольного транша.
Вместе с тем деятельность объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства недостаточно эффективна. Еще не в полной мере осуществляется информационная и методическая поддержка малого бизнеса.
В 1998-99 годах отрабатывался механизм осуществления системного информационного и методического обеспечения малого бизнеса. Организованы семинары для предпринимателей, направленные на освоение ими навыков бизнес-планирования, финансового анализа, маркетинга, правовой культуры. Проведены региональные конференции по актуальным проблемам развития малого бизнеса и единым под-ходам в работе областных и муниципальных структур, непосредственно влияющих на состояние малого бизнеса.
Организовано участие предпринимателей области в работе Второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий.
Изданы информационные сборники для руководителей малых предприятий по бизнес-планированию, открытию предприятий, нормативному обеспечению; методические рекомендации по разработке муниципальных программ для администраций городов и районов области.
В средствах массовой информации опубликована серия материалов о состоянии и проблемах малого бизнеса, об основных направлениях политики Администрации области по поддержке малого предпринимательства.
Субъектам малого предпринимательства была предоставлена возможность льготного участия в Российско-Украинской многоотраслевой выставке-ярмарке "Сотрудничество-98" в г. Донецке, в выставке-ярмарке "Регионы-99" в Москве, на которых заключены договоры на поставку и реализацию продукции.
С участием малых предприятии проведены мини-выставки образцов продукции по темам: "Народные промыслы", "Книгоиздательская деятельность", "Художественное творчество" и другим.
Влияние малого бизнеса на социально-экономическое положение области усилится при условии, что поддержка малого предпринимательства Администрацией области будет осуществляться в числе приоритетных мер экономического развития региона.
В то же время субъекты малого предпринимательства продолжают сталкиваться с определенными трудностями. Сохраняются административные барьеры при создании и функционировании малых предприятий. В условиях дефицита бюджетных средств недостаточно задействованы механизмы внебюджетного финансирования программы государственной поддержки малого предпринимательства с преимущественным использованием лизинга, ресурсов коммерческих банков, гарантийных фондов и страховых компаний.
Основные цели и задачи программы
Основной целью программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области на 2000- 2002 годы является создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для динамичного развития малого предпринимательства.
Для достижения основной цели Программы требуется решение первоочередных задач по:
нормативно-правовому обеспечению малого предпринимательства;
развитию прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
повышению эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
научно-методическому и образовательному обеспечению малого предпринимательства, взаимодействию со средствами массовой информации и пропаганде предпринимательской деятельности.
Мероприятия Программы (прилагаются) построены с учетом насущных потребностей малых предприятий в улучшении нормативно-правовой базы и условий налогообложежения, учета, отчетности, финансово-кредитной поддержки, арендно-имущественных отношений, информационного и консультационного обслуживания, подготовки предпринимательских кадров; необходимости привлечения их к выполнению госзаказа для областных и муниципальных нужд, к участию в производственно-технологической кооперации с крупными производственными предприятиями, рекламно-выставочной деятельности.
Реализация мероприятий Программы позволит создать более 5000 дополнительных рабочих мест, сократить расходы государственного фонда занятости населения на выплату по собий по безработице, увеличить налогооблагаемую базу.
Ресурсное обеспечение программы
(тыс. руб.)
2000 год 2001 год 2002 год
Средства областного
бюджета 8950,0 14568,0 16168
в том числе средства
областного бюджета,
находящиеся и распоряжении
Регионального фонда
поддержки малого
предпринимательства 1050,0 432,0 432,0
Средства муниципальных
бюджетов 3345,0 3480,0 3480,0
Средства Федерального
бюджета 27500 27500 20600
Средетва Федерального
фонда поддержки малого
предпринимательства 3000,0 3000,0 3000,0
Средства государственного
фонда занятости населения
по Ростовской области 6580,0 7140,0 7140,0
Прочие 5580,0 7000,0 7000,0
Итого 56005,0 63120,0 57820,0
Порядок направления средств областного бюджета
на реализацию программы и контроль за их использованием
Финансирование мероприятий Программы и финансово-кредитная поддержка инвестиционных проектов из областного бюджета осуществляется путем непосредственного перечисления денежных средств их прямым получателям и использования Ростовским региональным государственным фондом поддержки малого предпринимательства процентов по кредитам, ранее выданным субъектам малого предпринимательства. Прямыми получателями средств являются Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства и региональный центр поддержки малого предпринимательства.
Средства областного бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, предусматриваются в расходной части областного бюджета по разделу "Развитие рыночной инфраструктуры".
Проценты но кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства в предыдущие годы, направляются Ростовским региональным государственным фондом поддержки малого предпринимательства на реализацию мероприятий Программы в порядке, определенном Администрацией области.
Рассмотрение, согласование и утверждение смет расходов организаций, определенных в паспорте Программы ответственными исполнителями, осуществляется в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 06.03.2000 N 74 "О порядке составления, рассмотрения и утверждения сводной бюджетной росписи доходов и расходов областного бюджета".
Ежеквартально и по итогам года Ростовский региональный государственный фонд поддержки малого предпринимательства представляет на рассмотрение попечительского совета отчет о расходовании средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы и его содержание.
Мероприятия Программы, по которым ответственным исполнителем является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, финансируются за счет средств государственного фонда занятости населения на условиях, определенных нормативными актами Минтруда России.
Оказание финансово-кредитной поддержки муниципальными образованиями осуществляется только при наличии утвержденных муниципальных программ поддержки малого предпринимательства и выделении средств на их реализацию из местных, бюджетов.
<< Назад |
>> Основные разделы программы |
|
Содержание Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 10 мая 2000 г. N 52 "Об утверждении программы государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.