Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы
от 28 августа 2007 г. N 291
Городская целевая программа
"Создание условий для управления
многоквартирными домами
в городе Ростове-на-Дону на 2007-2011 годы"
22 ноября 2007 г.
Паспорт целевой программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа "Создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Ростова-на-Дону в 2007 - 2011 годах" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О создании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Областная целевая программа "Создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2010 годах". |
Заказчик Программы |
Администрация города Ростова-на-Дону |
Разработчик Программы |
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" |
Цели Программы |
Создание условий для управления многоквартирными домами. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере. Поддержка населения в расходах на проведение капитального ремонта. Повышение эффективности выполнения капитального ремонта. Улучшение технического состояния и обеспечения сохранности жилищного фонда. |
Сроки реализации Программы |
2007 - 2011 годы |
Исполнитель Программы |
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" |
Соисполнители Программы |
Администрация города Ростова-на-Дону Администрации районов |
Участники Программы |
Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, собственники помещений в многоквартирных домах. |
Объемы и источники финансирова- ния Программы |
Источники финансирования Программы - средства федерального бюджета, средства бюджета города, средства собственников помещений в многоквартирных домах на условиях долевого софинансирования. Общий объем средств бюджета города составит 1418,32 млн. руб., в том числе: в 2007 году - 60 млн. руб.; в 2008 году - 267,95 млн. руб.; в 2009 году - 311,55 млн. руб.; в 2010 году - 362,24 млн. руб.; в 2011 году - 416,58 млн. руб. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке в сроки утверждения федерального, областного и городского бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Завершение процесса выбора способа управления собственниками многоквартирных жилых домов к 01.01.2011 году. 2. Увеличение доли многоквартирных домов, находящихся в управлении товариществ собственников жилья: к 2008 году до 30%; к 2009 году до 33%; к 2010 году до 37%. 3. Завершение процесса приватизации управляющих организаций до 31.12.2008 года. 4. Ежегодное увеличение объемов проведенного капитального ремонта многоквартирных домов, с целью снижение уровня общего физического износа основных фондов, в том числе по годам: в 2007 году - 52 %; в 2008 году - 50% в 2009 году - 47% в 2010 году - 44% в 2011 году - 41% 5. Обучение не менее 1500 человек основам управления многоквартирными домами. |
Управление Программой |
Координацию деятельности исполнителя, соисполнителей и участников Программы осуществляет управляющий Программой - МУ "Департамент ЖКХ и энергетики". |
Введение
Реформа жилищно-коммунального хозяйства - одно из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Жилищно-коммунальное хозяйство является особенной сферой экономики, результаты развития которой влияют на уровень жизни населения. Вопросы управления жилыми многоквартирными домами, создание условий для управления в интересах собственника становятся особенно актуальными. Только эффективное управление способно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, качественное предоставление жилищных и коммунальных услуг гражданам.
Отрицательно сказывается на эффективности управления жилищным фондом излишняя централизация и монополизация коммунального хозяйства. Ухудшается техническое состояние жилищного фонда города. Из 9956 многоквартирных домов 3117 домов площадью 1041,5 тыс. кв. м имеют физический износ более 60%, 40,9% строений площадью 7344,7 тыс.кв.м. имеют износ от 40 до 60%, т.е. имеют неудовлетворительное состояние. Объем средств, требуемых на капитальный ремонт, из года в год растет, а объем финансирования не покрывает фактическую потребность, что, в свою очередь, привело к значительному ухудшению технического состояния жилых зданий. По мере превышения сроков нормативной эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов домов резко возрастают объемы и стоимость текущих ремонтных работ. В результате за относительно короткий срок сверхнормативной эксплуатации стоимость текущих ремонтов начинает превышать стоимость капитального ремонта.
Негативное влияние на развитие самоуправления в жилищной сфере оказывает наличие аварийного жилья. Аварийный и жилищный фонд с большим физическим износом в городе Ростове-на-Дону накапливался десятилетиями. Жилой фонд с большим физическим износом имеется во всех районах города Ростова-на-Дону, из него аварийное - в 5 районах. Суммарная площадь жилья с большим физическим износом в городе составляет 1041,5 тыс.кв.м., аварийного - 34,23 тыс.кв.м.
Основной удельный вес в структуре аварийного жилья занимает: жилищный фонд с большим физическим износом - 96,8%, аварийный - 3,2%. Несмотря на то, что с 2000 года производится ежегодное отселение до 300 семей, проживающих в грозящих обрушением жилых помещениях, количество аварийных квартир продолжает увеличиваться.
Изменить ситуацию поможет привлечение домовладельцев к управлению жилищным фондом. Многолетняя практика существования жилищных и жилищно-строительных кооперативов доказала эффективность и актуальность привлечения собственников к управлению своим недвижимым имуществом.
Жилищный кодекс РФ определил собственника помещений как основной субъект в правоотношениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предоставил широкие права собственникам по управлению своей собственностью. От того, насколько активно будут вовлекаться собственники в процесс управления, зависит успех реформирования ЖКХ.
В городе создана правовая база, позволяющая эффективно решать стоящие перед собственниками жилья задачи по управлению в сфере нового жилищного законодательства.
Помимо методической поддержки муниципалитет оказывает собственникам жилья реальную практическую помощь.
Одним из инструментов поддержки является изготовление технических паспортов многоквартирных домов. Из бюджета города в 2005-2007 года на инвентаризацию многоквартирных домов выделено 37,7 млн. руб. В настоящее время 6678 многоквартирных домов имеют технические паспорта, что составляет 87% от общего количества многоквартирных жилых домов. В течение 2008-2009 годов будет завершена работа по изготовлению технических паспортов многоквартирных домов.
На момент вступления в силу Жилищного Кодекса не были определены границы закрепленных за многоквартирными жилыми домами земельных участков. Администрацией города Ростова-на-Дону было принято решение о проведении работ по формированию и государственному кадастровому учету земельных участков под многоквартирными домами. Из бюджета города на указанные работы выделено 32,5 млн. руб. По состоянию на 01.08.2007 работы по формированию земельных участков выполнены в полном объеме, прошли кадастровый учет более 88% земельных участков.
В городе зарегистрировано 1027 ТСЖ и ЖСК.
Собственники 5163 многоквартирных домов определились с выбором способа управления, что составляет 52% от общего количества жилых домов.
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих компаний составляет 53,31%, ТСЖ и ЖСК 26,14% от общей площади многоквартирных домов. Непосредственную форму управления избрало 0,23%, не определились со способом управления 20,53%.
На территории Ростова-на-Дону осуществляют управление многоквартирными домами 53 управляющие компании. Частные компании, с долей участия в уставном капитале муниципальных образований не более 25% составляют 87% от общего числа управляющих компаний (44 управляющие организации).
В городе Ростове-на-Дону разработана и внедрена система мониторинга технического состояния жилищного фонда. Ее основными задачами являются постоянное отслеживание изменения технического состояния жилищного фонда и сравнения его с нормативными показателями на основе достоверных данных о техническом состоянии объектов.
Основными источниками, формирующими информационное обеспечение перспективного планирования, являются материалы сплошного обследования всего жилищного фонда. В результате обследования определяются физический и моральный износ каждого здания. Обследование проводится по всем конструктивным элементам и инженерному оборудованию.
Информация о результатах мониторинга предназначена оказывать помощь управляющим организациям в формировании ежегодных и перспективных планов и программ капитального ремонта жилищного фонда, оценки потребности в финансовых ресурсов при проведении общих собраний с собственниками жилья в многоквартирных жилых домах.
Цели и задачи программы
Целью Программы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, развитие общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для управления многоквартирными домами.
В рамках выполнения Программы необходимо реализовать созданные федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, Федеральным законом N 185 от 21.07.2007 "О создании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", областной целевой программой "Создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2009 годах" (Областной закон N 653 от 15.03.2007) условия обеспечивающие привлечение бюджетных средств и средств внебюджетных источников для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Программа основана на следующих базовых принципах:
добровольности создания и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирных домах (ТСЖ, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов);
обеспечения равных условий деятельности организаций в сфере управления многоквартирными домами независимо от их организационно-правовой формы.
Создание условий для управления многоквартирными домами и развития общественного самоуправления может осуществляться в таких формах, как:
обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ранее находившихся в муниципальной собственности, в которых избран способ управления;
предоставление финансовой поддержки управляющим организациям, ТСЖ либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
содействие повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и обучению лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
подготовки и передачи МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" управляющим организациям необходимой документации на многоквартирные дома, в соответствии с нормативными документами;
обеспечение информационного сопровождения деятельности, объединений собственников помещений в многоквартирных домах.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способов управления данными домами;
- создание условий для формирования конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами;
- создание условий для развития системы общественного самоуправления;
- информационно-консультационное и методическое обеспечение деятельности, объединений собственников помещений многоквартирных домов;
- сохранение бюджетного финансирования капитального ремонта многоквартирных домов с учетом физического износа;
- разработка и реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Реализация целей и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения мероприятий настоящей Программы.
Срок реализации программы
Настоящая Программа будет реализована в 2007-2011 годах.
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Перечень основных направлений программы
Программа содержит мероприятия, сформированные по направлениям:
1. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере на территории города Ростова-на-Дону.
В рамках реализации данного направления предусмотрены следующие мероприятия:
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
I. Создание условий для управления многоквартирными домами | |||
1.1. | Завершение работ по межеванию земельных участков под многоквартирными домами и изготовление технических паспортов для домов, передаваемых в управление. |
2007 г. - 2008 г. |
Администрации районов, МУПТИ и ОН, МУ "ДЖКХ и Э", МУ "ДА и Г" |
1.2. | Контроль по исполнению постановления Мэра города от 22.06.06 г. N 690 "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление". |
2007 г. Ежегодно |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов |
1.3. | Проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления жилищным фондом в рамках реализации Постановления Правительства от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органов местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". |
С 01.12.07- 30.03.08 |
Администрации районов, МУ "ДЖКХ и Э" |
1.4. | Формирование единых требований к эксплуатации и содержанию жилищного фонда всех форм собственности. |
2008 г. | МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов |
1.5. | Внедрение системы добровольной сертификации услуг и положения по оценке эффективности работы управляющих организаций. |
2007 г. | МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов |
II. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере, защита прав собственников жилья и формирование квалифицированных управляющих |
|||
2.1. | Формирование модели взаимоотношений ТСЖ (ЖСК) с органами местного самоуправления, путем организации районных объединений товариществ. |
2007 г. | Администрации районов, МУ "ДЖКХ и Э", ТСЖ (ЖСК) |
2.2. | Обучение председателей и бухгалтеров ТСЖ и ЖСК. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", МУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" |
2.3. | Подготовка и распространение методических и информационных материалов по вопросам управления многоквартирными домами. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", МУП "ЕИРЦ", Администрации районов |
2.4. | Организация работы "горячей линии" по разъяснению основных положений Жилищного Кодекса РФ. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов |
2.5. | Проведение консультаций и информационных встреч по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов |
2.6. | Подготовка и публикация в печатных СМИ города материалов, посвященных проблемам выбора способа управления многоквартирными домами, вопросам проведения общих собраний, формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, капитального ремонта и ресурсосберегающих технологий. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Пресс-служба Мэра города |
2.7. | Организация "прямых эфиров" на телевидении с участием руководителей коммунальных предприятий города, директоров управляющих компаний и председателей ТСЖ (ЖСК). |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Пресс-служба Мэра города управляющие организации, в том числе ТСЖ (ЖСК); ресурсоснабжающие организации |
2.8. | Проведение регулярных встреч Мэра города с представителями ТСЖ (ЖСК) и представителями инициативных групп граждан, желающих создать ТСЖ. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов, ТСЖ (ЖСК) |
2.9. | Организация выездных "круглых столов" для СМИ по вопросам управления многоквартирными домами, содержания общего имущества с посещением домов с различными формами управления. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов, Пресс-служба Мэра города, управляющие организации, в том числе ТСЖ (ЖСК) |
2.10 | Распространение положительного опыта деятельности ТСЖ, Управляющих организаций. |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов, Пресс-служба Мэра города, управляющие организации, в том числе ТСЖ (ЖСК) |
2.11 | Организация и проведение конкурсов "Лучшая организация в сфере управления многоквартирными домами в городе Ростове-на-Дону" |
Ежегодно С 2007 г. |
МУ "ДЖКХ и Э", Администрации районов, ТСЖ (ЖСК) |
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22 ноября 2007 г. N 323 в пункт 2 раздела настоящего решения внесены изменения
2. Обеспечение эффективного и целевого использования средств городского бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов, критерии отбора объектов для включения в титульные списки капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
В связи с высокой стоимостью капитального ремонта необходимо оказание поддержки для его проведения с привлечением средств граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, создание условий для управления многоквартирными домами и развитие общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, настоящая Программа разработана с целью:
- достижения наиболее эффективного способа вложения средств при оказании помощи собственникам жилых многоквартирных домов в проведении капитального ремонта,
- передачи многоквартирных домов в управление собственникам помещений.
Капитальный ремонт заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом, разрушением и направлен на улучшение состояния и повышение эксплуатационных качеств жилищного фонда.
Капитальный ремонт многоквартирных домов производится за счет средств бюджета и средств собственников помещений многоквартирных жилых домов на условиях софинансирования расходов. При этом размер софинансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов собственниками помещений должен составлять не менее 10% от общей стоимости капитального ремонта.
Бюджетные средства предоставляются управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам на следующих условиях:
- принятие на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ управления, решения о проведении капитального ремонта, объемов и видов выполняемых работ на основании данных мониторинга их технического состояния;
- принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о размерах платы за капитальный ремонт и способе накопления собственных средств на капитальный ремонт;
- заключение договора с собственниками помещений в многоквартирном доме о размере платы за капитальный ремонт и способе накопления средств на капитальный ремонт на основании принятого решения на общем собрании.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы для включения многоквартирных жилых домов, находящихся в их управлении, в перечень объектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов представляют в МУ "Департамент ЖКХ и энергетики", следующие документы:
- заявку на включение в перечень объектов капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в их управлении;
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с принятым решением о проведении капитального ремонта с указанием состава и стоимости работ, софинансировании собственников помещений доли расходов на проведение капитального ремонта, порядка и срока оплаты населением за капитальный ремонт, выбора инициативной группы собственников помещений для контроля и подписания объемов и качества выполненных работ;
- данные мониторинга технического состояния многоквартирного дома, проведенного специализированной организацией;
- дефектную ведомость;
- проектно-сметную (сметная) документацию на проведение работ по капитальному ремонту, разработанную и утвержденную в установленном порядке (с заключением экспертизы при необходимости).
- согласованный с органом социальной защиты населения список граждан, признанных малоимущими в целях предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с расчетом доли софинансирования данным гражданам капитального ремонта.
При формировании заявок управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы должны предусматривать полный комплекс работ, необходимый для капитального ремонта в данном многоквартирном доме.
Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется через МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов города, которые заключают с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами соглашения на финансирование.
Технический надзор за капитальным ремонтом многоквартирных домов осуществляется МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов города на договорной основе.
Ожидаемые конечные результаты программы
и контроль за ее реализацией
Реализация настоящей Программы должна обеспечить следующие конечные результаты:
1. Завершение процесса передачи многоквартирных домов в управление собственникам помещений.
2. Увеличение доли многоквартирных домов, находящихся в управлении товариществ собственников жилья.
3. Ежегодное увеличение объемов проведенного капитального ремонта многоквартирных домов.
4. Предоставление государственной поддержки управляющим организациям, ТСЖ, либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
5. Реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений многоквартирного жилого дома.
6. Снижение уровня общего износа жилищного фонда.
7. Создание комфортных условий для проживания граждан. Обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности проживания.
8. Обучение не менее 1500 человек основам управления многоквартирными домами.
При определении эффективности реализуемых мер используются следующие показатели:
количество многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления своими домами и реализовали это решение;
количество управляющих организаций, участвующих в управлении многоквартирными домами;
количество ТСЖ либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, созданных собственниками помещений в многоквартирном доме;
общая площадь многоквартирных домов, в которых произведен капитальный ремонт на условиях софинансирования.
количество обученных и повысивших квалификацию физических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Контроль за реализацией Программы осуществляет:
Ростовская-на-Дону городская Дума;
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики";
Администрации районов города.
Оценка результативности действия Программы проводится ежегодно по результатам отчетного года. Отчет по исполнению Программы проводится до 1 февраля года следующего за последним годом реализации Программы и должен соответствовать статье 27 решения городской Думы от 21.12.2005 N 80 "О принятии "Положения О бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону".
Финансовое обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и составит:
в 2007 году - 60 млн. руб.;
в 2008 году - 267,95 млн. руб.;
в 2009 году - 311,55 млн. руб.;
в 2010 году - 362,24 млн. руб.;
в 2011 году - 416,58 млн. руб.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке в сроки утверждения федерального, областного и городского бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.