Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 26 февраля 2008 г. N 361
Городская целевая программа
поэтапного создания новой системы
обращения с отходами
в городе Ростове-на-Дону на 2008-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа поэтапного создания новой системы обращения с отходами в городе Ростове-на-Дону на 2008-2010 годы |
Инициатор разработки Программы |
МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" |
Основание для разработки Программы |
Поручение Мэра города Ростова-на-Дону |
Муниципальный Заказчик |
МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" |
Разработчики Программы |
МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики", МП "Чистый город", ОАО "Полигон" |
Цель Программы |
Создание рациональной системы удаления отходов производства и потребления с территории города с целью поддержания санитарного состояния города на должном уровне, повышения его экологической безопасности, создания комфортных условий проживания людей в рамках реализации Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2007-2009 годы, утвержденной решением городской Думы от 27.02.2007 N 233, определившей ключевые направления деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающие достижение целей развития городской социально-территориальной общности, роста качества и уровня жизни ростовчан. |
Задачи Программы |
Пересмотр существующей системы удаления отходов, в том числе: - оптимизация сбора и временного хранения отходов на контейнерных площадках, в том числе путем модернизации контейнерного парка; - пересмотр норм накопления отходов; - повышение эффективности вывоза отходов путем внедрения перспективных моделей большегрузных мусоровозов; - внедрение системы двухэтапного вывоза отходов, предусматривающего использование мусороперегрузочных станций; - разработка и внедрение системы удаления крупногабаритных отходов с территории города. |
Перечень основных мероприятий Программы |
Сбор и вывоз бытовых отходов: - установка контейнеров евростандарта для сбора твердых бытовых отходов. Техническое оснащение процессов удаления отходов: - приобретение спецтехники, - приобретение мобильной мойки мусорных контейнеров, - оснащение средствами наблюдения и контроля движения. Внедрение двухэтапного вывоза отходов. Внедрение системы удаления крупногабаритных отходов с территории города. Ведение эколого-геохимического и бактериологического мониторинга полигонов захоронения отходов. Пересмотр норм накопления отходов. |
Сроки и этапы реализации Программы |
1 этап - 2008 год 2 этап - 2009 год 3 этап - 2010 год |
Ресурсное обеспечение Программы |
Источники финансирования Программы - средства бюджета города, внебюджетные средства. Общий объем средств бюджета города составит 267371,10 тыс. руб., в том числе: - в 2008 году - 151693,5 тыс. руб.; - в 2009 году - 80628,30 тыс. руб.; - в 2010 году - 35049,30 тыс. руб. Объемы финансирования Программы подлежат корректировке в сроки утверждения городского бюджета. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Улучшение экологической обстановки и оздоровление окружающей среды; - промышленная переработка отходов с отбором потенциального вторичного сырья и сокращение объема транспортируемых отходов, подлежащих захоронению; - создание эффективной системы удаления отходов с территории города. |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
В городе Ростове-на-Дону ежегодно образуется более 400 тыс.тонн твердых бытовых отходов, существенную долю которых составляют крупногабаритные, 15 тыс.тонн органических отходов, 80 тыс. тонн смета, 125 тыс. тонн грунта и строительных отходов, 3 тыс. тонн промышленных отходов. Всего образуется свыше 600 тыс.тонн в год, которые принимаются для захоронения на полигон отходов в Северо-Западной промзоне города и полигон суглинков в Северном жилом массиве.
Средний прирост мусоронакопления на протяжении последних лет достаточно стабилен и составляет в среднем 4-5 % ежегодно. При таких темпах роста мусорообразования и при существующей городской системе удаления отходов общая их масса к 2010 году может превысить 700 тыс.тонн, оказывая негативное воздействие на окружающую природную среду и охватывая все большие территории под полигоны для захоронения отходов.
Рост массы отходов связан с притоком жителей из сельской местности в город, ростом благосостояния населения, его покупательской способности, с активным предложением ростовских фирм приобретать товары и услуги в кредит, увеличением темпов жилищного строительства и развитием инфраструктуры города, ростом его деловой активности.
Следует учитывать, что при темпах роста массы вывозимых отходов на 4-5% количество рейсов мусороуборочной техники на полигон ежегодно увеличивается на 7-10%. Этот факт свидетельствует о том, что ситуация с накоплением бытовых отходов изменилась в сторону увеличения не столько массы отходов, а их объемов, особенно крупногабаритных отходов.
Ежегодно в составе отходов происходят существенные изменения, особенно в плотности.
Таким образом, возникает проблема - мусор становится легче, объемнее. Изменилась структура мусора: объемная упаковка, пластиковые бутылки, алюминиевые банки. Появилось много упаковочного материала, которым раньше не пользовались, негабаритного мусора: выбрасывают не только коробки от холодильников и телевизоров, но и сами телевизоры, холодильники, диваны, тумбочки, шкафы, старые окна и разрушенные при перепланировке перегородки.
Ежегодный рост отходов производства и потребления затрагивает все этапы организации санитарной очистки города, заставляя коренным образом пересмотреть существующую систему удаления отходов, так как создание цивилизованной системы управления отходами является основой восстановления экологического равновесия.
В связи с вышеизложенным, в план мероприятий совершенствования системы удаления отходов с территории города следует включить:
- оптимизацию сбора и временного хранения отходов на контейнерных площадках, в том числе путем модернизации контейнерного парка;
- пересмотр норм накопления отходов;
- повышение эффективности вывоза отходов путем внедрения перспективных моделей большегрузных мусоровозов;
- внедрение системы двухэтапного вывоза отходов, предусматривающего использование мусороперегрузочных станций;
- разработку и внедрение системы удаления крупногабаритных отходов с территории города.
Одной из ключевых проблем, влияющих на управление потоками всех видов отходов производства и потребления в городе, является несовершенство существующей городской схемы транспортирования отходов от площадок на объекты переработки, полигоны захоронения.
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" совместно с Комитетом по охране окружающей среды Администрации города разработаны Правила организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденные решением городской Думы от 18.12.2007 N 330.
Для четкого функционирования системы удаления отходов необходимо создание эффективной системы удаления отходов производства и потребления с территории города.
Для реализации указанных целей была разработана указанная Программа.
2. Характеристика целепологания
и временные параметры целевой программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание рациональной системы удаления отходов с территории города для поддержания санитарного состояния города на должном уровне, повышения его экологической безопасности, создания комфортных условий проживания людей.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание санитарного состояния города на должном уровне, повышение его экологической безопасности, создание комфортных условий проживания людей, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей в период их растущей активности.
Основные задачи Программы:
- пересмотр существующей системы удаления отходов;
- оптимизация сбора и временного хранения отходов на контейнерных площадках, в том числе путем модернизации контейнерного парка;
- изменение норм накопления отходов;
- повышение эффективности вывоза отходов путем внедрения перспективных моделей большегрузных мусоровозов;
- внедрение системы двухэтапного вывоза отходов, предусматривающего использование мусороперегрузочных станций;
- разработка и внедрение системы удаления крупногабаритных отходов с территории города.
2.2. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мер, которые должны быть реализованы в течение 2008-2010 годов.
1 этап - 2008 год: установка контейнеров евростандарта для сбора твердых бытовых отходов, приобретение спецтехники для вывоза отходов и обеспечения процессов обращения с отходами, оснащение средствами наблюдения и контроля движения, создание мусороперегрузочных станций (МПС) для перегрузки ТБО и их оснащение, внедрение системы удаления крупногабаритных отходов с территории города, ведение эколого-геохимического и бактериологического мониторинга полигонов захоронения отходов, эколого-геохимический мониторинг на закрытом полигоне в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону (Северная свалка), пересмотр норм накопления отходов.
2 этап - 2009 год: установка контейнеров евростандарта для сбора твердых бытовых отходов, приобретение спецтехники для вывоза отходов, оснащение средствами наблюдения и контроля движения, создание мусороперегрузочных станций (МПС) для перегрузки ТБО и их оснащение, ведение эколого-геохимического и бактериологического мониторинга полигонов захоронения отходов, эколого-геохимический мониторинг на закрытом полигоне в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону (Северная свалка).
3 этап - 2010 год: приобретение мобильной мойки мусорных контейнеров, создание мусороперегрузочных станций (МПС) для перегрузки ТБО и их оснащение, ведение эколого-геохимического и бактериологического мониторинга полигонов захоронения отходов, эколого-геохимический мониторинг на закрытом полигоне в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону (Северная свалка).
3. Система программно-целевых мероприятий
3.1. Сбор и вывоз бытовых отходов
Установка контейнеров евростандарта для сбора отходов
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора бытовых отходов от мест их временного хранения. Поддержание санитарного состояния города на должном уровне, обеспечение его экологической безопасности напрямую зависит от наличия достаточного количества контейнерных площадок и контейнеров.
В 2003 году за счет средств областного бюджета обустроены муниципальные контейнерные площадки на сумму 2138,4 тыс.рублей, приобретено 3700 контейнеров открытого типа на сумму 6993,0 тыс.рублей, 380 контейнеров закрытого типа на сумму 4209,0 тыс.рублей. Всего МП "Чистый город" в 2003 году для целей санитарной очистки освоено 13340,4 тыс. рублей бюджетных средств. В 2004 году в соответствии с муниципальной целевой программой строительства муниципальных стационарных и передвижных контейнерных площадок за счет средств областного бюджета построено 517 муниципальных контейнерных площадок на сумму 9995,66 тыс.рублей, в том числе 417 стационарных на сумму 7234,46 тыс.рублей и 100 передвижных на сумму 2761,20 тыс.рублей.
В соответствии с проведенной инвентаризацией контейнерных площадок и контейнеров на 01.08.2007 в городе эксплуатируются контейнерные площадки в количестве 1089 штук, на которых установлены 4278 металлических контейнеров различной емкости, 603 евроконтейнеров, 28 бункеров, 69 высокообъемных емкостей (мульд). Из эксплуатируемых контейнерных площадок 146 не благоустроены. При принятии решения об их благоустройстве необходимо предусмотреть не только стационарные контейнерные площадки, но и передвижные, специально для мест прохождения коммуникаций.
Практика применения металлических контейнеров показала, что срок их эксплуатации зависит не только от кратности вывоза отходов, но и типа складируемых отходов (строительные отходы, крупногабаритные, органика), случаев периодического возгорания мусора в летний период и, как правило, не превышает 2 лет.
Стандартные контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозийной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию.
В ряде случаев, для предотвращения образования свалочных очагов, увеличено количество контейнеров на контейнерных площадках. Некоторые из них протянулись на десятки метров.
Учитывая вышеизложенные проблемы применения существующего контейнерного парка, актуальным является обращение к мировой практике производства оборудования для удаления отходов. Наиболее рациональным является использование современных евроконтейнеров, соответствующих высшим стандартам качества и безопасности.
Контейнер отличается высокой прочностью, легкостью, удобством в обслуживании и транспортировке, устойчив к механическим нагрузкам, к воздействию агрессивных химических веществ и имеет высокую морозостойкость.
Специальная конструкция бака предотвращает попадание воды, делает его герметичным. Баки оснащены крышками, препятствующими распространению запахов. Бак имеет четыре колеса, два из них оснащены тормозом, что обеспечивает легкость в обращении и маневренность. Внизу контейнера имеется сток для выливания воды и удобства промывки внутренней поверхности контейнера. Данные конструктивные особенности направлены на обеспечение экологического благополучия населения.
Баки легко очищаются, в течение длительного времени сохраняют хороший внешний вид и свои функциональные качества в отличие от эксплуатируемых в настоящее время контейнеров.
Отсутствие коррозии, необходимости двукратного в течение года окрашивания существенно сократит ежегодные затраты на ремонт контейнерных площадок. Установка евроконтейнеров позволит сократить длину контейнерных площадок, минимизировать образование свалочных очагов.
Евроконтейнеры в течение более 20 лет успешно применяются в странах Европы, США. В последние несколько лет наметилась устойчивая тенденция их внедрения на территории России.
Принимая во внимание преимущества и практику применения евроконтейнеров за рубежом и в городах России, планируется осуществить в городе Ростове-на-Дону полную поэтапную замену существующего парка контейнеров евроконтейнерами.
Оценочная общая потребность города в евроконтейнерах составляет 4500 штук. На период действия Программы за счет средств бюджета города планируется приобретение 3613 штук евроконтейнеров: в 2008 году - 1740 штук, в 2009 году - 1873 штук.
3.2. Техническое оснащение процессов удаления отходов
Приобретение спецтехники
Для повышения уровня механизации предприятий, занятых санитарной очисткой города, и улучшения в целом системы сбора и вывоза отходов, необходимо продолжить работу по оснащению предприятий ЖКХ спецтехникой.
Переход к применению евроконтейнеров на контейнерных площадках требует решения вопроса замены спецтранспорта - обновления и модернизации существующего парка, который будет приспособлен к "захвату" евроконтейнеров.
В рамках реализации Программы в 2008-2010 годах планируется приобретение большегрузных мусоровозов, технические характеристики которых будут учитывать требования эксплуатации евроконтейнеров. Универсальность загрузочного устройства позволит использовать различные типы контейнеров, оптимизировать их количество и объем на контейнерных площадках, в то время как манипулятор мусоровоза с боковой загрузкой позволяет использовать только один вид контейнеров.
Согласно "Методическим рекомендациям по формированию тарифов по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" и "Нормативам потребности в комплектах машин для уборки и санитарной очистки городов", нормативная потребность городского хозяйства в мусоровозах с боковой и задней загрузкой - 150 единиц.
По данным на начало 2007 года на предприятиях города, занятых санитарной очисткой территорий, имелось в наличии 139 единиц мусороуборочной техники, из них 25 с истекшим сроком полезного использования, то есть фактически оснащенность предприятий такой техникой не превышает 76 %.
Анализ возникающих недостатков при оказании услуг по удалению отходов показывает, что при обновлении парка необходимо увеличивать количество средне- и крупнотоннажных мусоровозов при одновременном снижении количества малотоннажных автомашин, доводя это соотношение до уровня 25 % автомобилей типа ЗИЛ и 75 % спецмашин повышенной грузоподъемности в общем количестве техники.
Экологический эффект будет достигнут за счет уменьшения выбросов транспорта, значительного снижения просыпания отходов при перегрузке и транспортировке. Экономический эффект - за счет сокращения "холостого" пробега, количества рейсов, оптимизации маршрутов и, соответственно, затрат на транспортировку отходов. Кроме того, применение импортной техники с низким уровнем шума создаст более комфортные условия для жителей города.
Для модернизации парка мусороуборочной техники за счет средств бюджета города и внебюджетных средств планируется увеличение парка на 21 единицу техники с задней загрузкой, приспособленных к "захвату" евроконтейнеров на условиях совместного финансирования бюджета города и предприятий - перевозчиков. В 2008 году - 10 единиц мусоровозов (в том числе 2 за счет внебюджетных источников), в 2009 году - 7 единиц, в 2010 году - 4 единиц. Необходимо отметить, что планируется приобретать автомашины иностранного производства. Расчеты показывают заменяемость 48 единиц отечественной техники 21 единицами мусоровозов импортного производства. При этом достигается не только экономический эффект за счет использования меньшего количества рабочей силы и расхода ГСМ, но и экологический эффект получаемый уменьшением числа источников загрязнения атмосферы и соответствием иностранных образцов по уровню выбросов нормам не ниже EURO 4.
Для технического обеспечения мероприятий по обращению с отходами, в том числе: погрузке-разгрузке отходов при уборке несанкционированных свалочных очагов на территории города, предварительной подготовке территории и создании условий для вывоза отходов, транспортировке отходов, для оперативного устранения аварийных ситуаций и т.д. необходимо приобретение следующей спецтехники:
- автоподъемник АПТ-17М на базе ГАЗ -3309 (5 мест) (1 ед.);
- автокран "Ивановец" КС-35714К на шасси Камаз-53215 (1 ед.);
- самосвал Камаз-55111 (1 ед.);
- АРТК-М на базе ГАЗ -3897 (5 мест) (1 ед.);
- установка водоотливная на базе МТЗ-80 с насосом С-245 (1 ед.);
- экскаватор ЕК-14, пневмоколесный, ковш 0,65 куб.м. (1 ед.);
- экскаватор ЭЦУ-150 цепной универсальный (1 шт.);
- экскаватор ЭО-2202, ковш 0,25 куб.м. (1 ед.).
Приобретение мобильной мойки мусорных контейнеров
В целях организации санитарной обработки мусорных контейнеров на контейнерных площадках (согласно СП 42-128-4690-88) необходимо приобретение мобильной установки для мойки контейнеров. Работы санитарной обработки контейнеров должны производиться согласно Технологическому регламенту мойки контейнеров для сбора ТОПП, согласованному ФГУ Центр Госсанэпиднадзора г.Ростова-на-Дону от 25.06.04 N 03-2/2935. В условиях сложившейся застройки города Ростова-на-Дону устройство стационарного пункта обработки (мойки) контейнеров не является рациональным.
Наиболее приемлемым решением данного вопроса является использование мобильного пункта мойки контейнеров.
Анализ современного рынка коммунальной техники показал, что для эксплуатации в условиях города Ростова-на-Дону наибольшими преимуществами обладает спецтехника фирмы Claus Storch (Германия), либо аналогичная ей.
Исходя из требований СанПиН 42-128-4690-88 и производительности такого оборудования потребность в моечных установках для города составляет 2 единицы.
В рамках реализации Программы за счет внебюджетных средств планируется приобретение 1 ед. указанной техники.
Оснащение средствами наблюдения и контроля движения
Важным моментом в организации транспортировки отходов является оптимизация пробега спецтранспорта, который сам является интенсивным источником загрязнения атмосферы, при выполнении маршрутного задания по удалению отходов.
Для оптимального решения задач контроля и управления транспортом разработана и успешно применяется автоматизированная система навигации и телематики "Вояджер".
Планируется использовать данную систему в области санитарной очистки города и оснастить мусоровозы средствами наблюдения за соблюдением ими маршрутных графиков вывоза ТБО.
Транспортные средства оснащаются абонентскими терминалами, обеспечивающими автоматическое определение координат объекта по навигационным радиосигналам, передачу на диспетчерский пост навигационной и служебной информации.
Навигационно-диспетчерская система позволяет в режиме реального времени с интервалом в 2 минуты отслеживать местоположение каждого оборудованного системой транспортного средства и контролировать действия водителя.
На экране монитора диспетчера имеется полная информация о каждом автомобиле, подключенном к системе: статус (в движении, стоянка, подъем мусорного контейнера); реально совершенный маршрут, скорость движения; местоположение на карте в режиме реального времени.
Основными возможностями рабочего места диспетчера являются:
- автоматическое слежение за объектами с точным определением местоположения на карте города;
- автоматическое составление отчетов о движении автомобиля за любой период времени;
- автоматическое составление отчетов о суммарно израсходованном топливе и скоростном режиме за запрашиваемый период времени;
- возможность слежения, как за группой объектов, так и за одним средством.
Внедрение автоматизированной системы позволит оптимизировать маршруты вывоза, расположение контейнерных площадок, повысить дисциплину водителей и, таким образом, упорядочить вывоз отходов, существенно снизить затраты на топливо, количество простоев и "холостого" пробега, эффективно расходовать собираемые средства, улучшать экологическую обстановку города.
В рамках Программы за счет внебюджетных средств планируется оснащение навигационными системами 100 единиц спецтехники, из них - 50 единиц - в 2008 году, 50 единиц - в 2009 году.
Внедрение двухэтапного вывоза отходов
Производительность мусоровозов напрямую зависит от расстояния транспортировки отходов для захоронения, количества рейсов при выполнении маршрутного задания. Чем больше расстояние транспортировки, тем менее эффективно используются мусоровозы, тем больше они имеют "холостых" пробегов, а значит - и повышенный расход топлива.
В последнее время наметилась тенденция создания в городах мусороперегрузочных станций (МПС). Тем самым, осуществляется переход городской схемы транспортирования отходов от прямого вывоза отходов на полигоны захоронения к двухэтапному. Двухэтапный вывоз выгодно отличается от одноэтапного вывоза тем, что мусоровозы с относительно небольшой грузоподъемностью и вместимостью контейнеров работают на коротком плече пробега, выполняя функцию сбора, перегрузки в контейнеры-накопители большой вместимости на станциях перегрузки.
Мусоровозы большой грузоподъемности выполняют функции транспортирования ТОПП со станции перегрузки к месту захоронения.
Такой способ вывоза отходов позволяет сократить "холостые" пробеги автотранспорта предприятий, повысить производительность мусоровозов и сэкономить ГСМ, запасные части, в первую очередь - шины, износ которых многократно возрастает при движении спецтранспорта по полигону для выгрузки отходов.
На мусороперегрузочных станциях будет использоваться прямая перегрузка отходов из мусоровозов со сравнительно малой вместимостью кузова в крупнотоннажные мусоровозы.
Всего в городе Ростове-на-Дону планируется создание 2 мусороперегрузочных станций, которые должны быть оснащаться оборудованием для прямой пересыпки в специальные металлические контейнеры емкостью около 40 м3, и транспортными мусоровозами - "мультилифтами".
Мусороперегрузочные станции предварительно предполагается разместить:
- на территории МП "Чистый город", пер. Ахтарский, 8;
- на территории РМК ул. Инженерная, 20.
Размещение мусороперегрузочных станций осуществляется в соответствии с требованиями СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарный классификатор предприятий, сооружений и иных объектов". Земельные участки, предлагаемые для размещения мусороперегрузочных станций, на территории МП "Чистый город" (пер. Ахтарский, 8) и на территории РМК соответствуют требованиям СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Исходя из имеющегося опыта эксплуатации станций перегруза, необходимо наличие 26 высокообъемных контейнеров. Для обслуживания всех МПС требуется 10 автомобилей "мультилифт", из которых 2 работают непосредственно на станциях перегруза по перестановке контейнеров, а 8 осуществляют транспортирование ТБО от МПС на полигон ТОП, а также 3 фронтальных погрузчика. Приобретение оборудования планируется за счет средств бюджета города и внебюджетных источников.
Внедрение системы
удаления крупногабаритных отходов с территории города
Благодаря развитию системы потребительского кредитования в последние годы увеличилась платежеспособность населения, что, соответственно, повлекло за собой увеличение числа приобретения дорогостоящих громоздких предметов. Очевидно, такая ситуация привела к увеличению образования крупногабаритных отходов, таких как, например, предметы мебели, бытовая техника, оконные и дверные блоки.
В виду отсутствия в городе обустроенных мест сбора таких отходов население располагает их в непосредственной близости к контейнерной площадке и в удобное для себя время. Это ухудшает внешний вид территории контейнерных площадок, а также создает прецедент для остальных в плане размещения отходов вне пределов разрешенных мест их временного хранения.
Традиционным способом удаления крупногабаритных отходов (КГО) является их сбор от мест складирования в самосвальные транспортные средства методом ручной погрузки. Сбор осуществляется по согласованным с заказчиком графикам, а также по заявкам.
Такая система не позволяет создать ежедневный охват всех контейнерных площадок, являясь при этом крайне убыточной для перевозчика. Более того, необходимо отметить, крайне низкую дисциплинированность самих производителей КГО. Это проявляется, например, как отмечалось выше, в складировании ими вблизи контейнерных площадок отслуживших оконных и дверных блоков, которые необходимо относить к категории строительных отходов. Строительные отходы такого рода нельзя отнести к отходам, образующимся в процессе текущего ремонта и, соответственно, их удаление к месту захоронения является обязанностью владельца жилища.
Анализ качественного состава размещаемых на полигоне ТОПП отходов показал, что при практически неизменной массе объем за последние 3 года увеличился примерно на 20%. При этом нормы накопления ТОПП в объемном выражении в части крупногабаритных отходов остаются неизменными на протяжении уже 6 лет. То есть, налицо, увеличение количества заездов мусороуборочного транспорта на полигон при уменьшении среднестатистической массы каждой машины и, соответственно удорожание транспортировки единицы веса ТОПП.
В целях повышения эффективности работы по сбору и вывозу КГО необходимо создание системы двухэтапного их удаления.
Целесообразно сбор КГО осуществлять централизовано, силами одного предприятия. На базе этого предприятия будет установлен измельчитель крупногабаритных отходов в комплексе с пресс-камерой, экскаватором с грейферным оборудованием и фронтальным погрузчиком.
В жилых микрорайонах многоэтажной застройки на одной из контейнерных площадок на постоянной основе будут установлены высокообъемные бункеры-накопители для КГО по принципу "один бункер на один микрорайон". При этом на каждой контейнерной площадке микрорайона будет устанавливаться информационный щит с указанием адреса места сбора КГО. В районах малоэтажной застройки бункеры-накопители будут выставляться около контейнерных площадок и на свободных территориях на 1-2 дня в неделю, при доведении такого графика до населения через информационные указатели, объявления и открытую печать.
Однако, учитывая специфику городской застройки, необходимо предполагать неполный охват территории стационарными или мобильными пунктами сбора КГО. Исходя из этого, а также из пока еще низкой культуры населения в вопросах мусороудаления, при переходе на новую систему обращения с КГО не удастся избежать самосвального способа вывоза КГО от мест временного хранения ТОПП.
Населению будет предоставлена возможность самостоятельно доставлять КГО к месту их обработки в случаях, когда появление КГО не совпадает с графиком установки мобильных пунктов сбора.
Собранные КГО после переработки их измельчителем попадают в пресс-камеру для уплотнения и далее в бункер - накопитель емкостью 30 м3. В итоге объем доставляемых переработанных отходов до 20 раз меньше исходного, что значительно уменьшает количество рейсов на полигон захоронения отходов, то есть уменьшает затраты на транспортировку, а также позволяет увеличить ресурс работы самого полигона.
Переход к двухуровневой системе удаления крупногабаритных отходов планируется осуществлять поэтапно:
1. Определение места переработки КГО и информирование населения о возможности самостоятельной доставки объемных отходов на такой пункт, с приемкой на безвозмездной основе.
2. Приобретение и расстановка бункеров-накопителей различной емкости с одновременной наладкой системы транспортирования КГО при помощи спецавтомобилей с оборудованием "мультилифт".
3. Информирование населения через средства массовой информации, информационные стенды, объявления о местах сбора КГО и о графике установки мобильных пунктов их приема, а также об ответственности юридических и физических лиц за создание антисанитарных условий на территориях жилых поселений.
4. Приобретение комплекса технических средств по измельчению КГО, их уплотнению пресс-камерами на стадии пересыпки в пресс-контейнеры, а также крупнотоннажных автомобилей - "мультилифтов" для транспортировки на полигон захоронения.
Внедрение предлагаемой системы удаления отходов позволит:
- снизить себестоимость транспортирования отходов на 12% за счет использования станций перегрузки и применения оборудования для измельчения КГО;
- снизить объем транспортируемых отходов на 6% и, как следствие, увеличить срок службы полигона захоронения отходов благодаря использованию станции по измельчению КГО;
- наличие крупногабаритных отходов рядом с контейнерной площадкой не будет ухудшать эстетический вид дворовых территорий и улиц;
- получить запас тары за счет применения специальных контейнеров для сбора крупногабаритных отходов и, как следствие, не переполнение контейнеров, отсутствие свалочных очагов;
- улучшить санитарное состояние территорий, прилегающих к контейнерным площадкам за счет использования контейнеров.
В перспективе возможна разработка мероприятий по использованию продуктов переработки в технологиях, позволяющих вырабатывать электрическую и тепловую энергию, для создания автономного производственного цикла.
На первоначальном этапе создания системы КГО планируется ее отладка на территории Пролетарского, Ленинского, Кировского и частично Октябрьского районов. Для этого необходимо 35 емкостей для сбора КГО, из которых на основании ранее согласованных дислокаций 19 штук будут установлены на постоянной основе, а 16 штук ежедневно будут переставляться по 76 адресам. Количество переставных контейнеров обусловлено нахождением каждого контейнера на одном месте до двух суток. Исходя их опыта производительности автомобилей "мультилифт" по транспортированию ТОПП от мест временного их размещения на полигон, производительности по перестановке контейнеров при смене адресов, а также учитывая показатели выхода техники на линию потребности в автомобилях "мультилифт" - 8 единиц. Из них 5 автомобилей необходимы для обслуживания постоянно установленных емкостей, а 3 для переставных. Для оборудования станции по измельчению КГО необходимо приобретение измельчителя отходов - 1 единицу, погрузчика типа ЕК-18 - 1 единицу, пресс-камер - 3 единицы, пресс-контейнеров - 9 единиц. Размещение комплексов по измельчению КГО планируется на территории станции перегрузки по адресу: пер. Ахтарский, 8. Распространение данной системы на территории города Ростова-на-Дону в целом возможно после определения на нормативном уровне количества КГО и устранения возможных недостатков работы системы, выявленных при ее реализации на примере указанных районов.
Техническое оснащение системы удаления КГО планируется выполнить за счет средств бюджета города.
3.3. Ведение эколого-геохимического
и бактериологического мониторинга полигонов захоронения ТОПП
Во исполнение федеральных законов от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", областного закона РО от 11.03.2003 N 316-ЗС "Об охране окружающей среды в Ростовской области", а также сознавая всю важность охраны окружающей среды и обеспечения благополучия жителей города ежегодно проводится постоянный эколого-геохимический и бактериологический мониторинг полигонов: закрываемого полигона ТОПП в Северо-Западной промзоне города, закрытого полигона ТБО в Северо-Западной промзоне города, закрытой свалки в Северном жилом массиве города Ростова-на-Дону.
Целью исследований на территории полигонов и прилегающих ландшафтов является всесторонняя эколого-геохимическая оценка современного состояния окружающей среды. Анализ итоговых данных является основанием для планирования необходимых мероприятий по дальнейшему содержанию полигонов с целью исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Эколого-геохимический мониторинг полигонов подразумевает систематические наблюдения, оценку и прогноз состояния полигонов - действующих и закрытых - как источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Набор методик при изучении экологической ситуации на полигонах в известной мере традиционен - эколого-геохимические исследования атмосферы, поверхностных вод, грунтовых вод, позволяющий не только оценить экологическую обстановку, но и за счет унификации методик сопоставлять результаты исследований в разных районах города. Климатические, геоморфологические, геологические, ландшафтные и техногенные особенности обследуемых территорий учитываются при выборе масштаба исследований, при расположении точек наблюдений, при интерпретации полученных данных. Изучение загрязнения подземных вод тесно увязано с проведением сопряженных наблюдений за загрязнением атмосферы, почвенного покрова, поверхностных вод и растительности.
Проведение исследований на полигонах и прилегающих ландшафтах стало возможным после создания специализированной наблюдательной сети, которая включает скважины для наблюдения за режимом подземных вод, гидрохимические створы для изучения состояния поверхностных водоемов и водотоков, пункты комплексных наблюдений - ключевых участков, где изучается загрязнение атмосферы, почвы и пород.
Пункты комплексных наблюдений закладываются в таком количестве, чтобы иметь достаточно полную информацию о загрязнении основных компонентов окружающей среды на полигонах. Стационарные гидрохимические скважины для наблюдений за режимом (уровнем, температурой и химическим составом) подземных вод размещаются с учетом следующих факторов: местоположения потенциальных источников загрязнения, распространения водоносных горизонтов, направления и скорости движения загрязненных подземных вод, ландшафтно-геохимических условий.
Основой эколого-геохимических исследований является картографирование распределения тяжелых металлов и некоторых других ингредиентов в почве, снежном покрове, донных отложениях, растительности, т.е. в природных средах, концентрирующих загрязнения, по состоянию которых можно судить об уровне загрязнения наиболее динамичных природных сред - воздуха и воды, одновременно являющихся главными жизнеобеспечивающими средами.
Опыт картирования сред показал, что во всех случаях источники загрязнения сопровождаются аномалиями в природных средах. Центры этих аномалий и центры наиболее интенсивных воздействий на живые организмы пространственно приурочены к источникам, создавая вокруг них ореол или поток того или иного размера. Именно в пределах этих центров наблюдаются наиболее опасные уровни загрязнения воды и воздуха. Экспрессное геохимическое картирование позволяет выявить и ранжировать источники загрязнения и зоны их воздействия и наметить территории, требующие оценки с позиций гигиенической и экологической опасности.
Для проведения водоохранных работ, для установления закономерности миграции загрязняющих веществ по вертикальному почвенному профилю создана и развивается сеть наблюдательных зондировочных скважин вблизи источников загрязнения, там, где имеется реальная опасность загрязнения водной системы. В стационарных наблюдательных гидрогеологических скважинах, оборудованных на территории полигонов, проводится весенний и летний отбор проб подземных вод.
При проведении литохимической съемки отбираются в весенний и летний периоды ежегодно почвенные образцы из самого верхнего горизонта, где фиксируется максимальная напряженность геохимических процессов, что позволяет выявить динамику загрязнения почвенного покрова и пути миграции токсичных элементов, в частности, тяжелых металлов.
Для будущего моделирования процессов распространения загрязняющих веществ, при выборе местоположения опорных площадок геохимических наблюдений учитывается необходимость иметь такие площадки в родственных ландшафтах, одна из которых находится в эпицентре загрязнения, другая - в пределах относительно чистого района (для сравнения результатов геохимического опробования и верной интерпретации полученных данных).
В зимний период отбираются пробы снега на разных площадках территории полигонов и прилегающих ландшафтов. Снежный покров обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения окружающей природной среды. Так, при выпадении снега концентрации загрязняющих веществ в нем оказываются обычно на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе. Отбор проб снега не требует сложного оборудования. Снежный покров может использоваться как естественный планшет-накопитель для характеристики сухих и влажных выпадений в холодный период, оценки ежесуточной нагрузки изучаемых загрязнителей. Снеговая вода, полученная при оттаивании, после фильтрования подвергается полному химическому анализу с определением растворимых форм металлов.
К вышеуказанным работам по закрываемому и закрытым полигонам в дальнейшем добавится мониторинг новых, планируемых к введению в эксплуатацию, полигонов.
Исследования должны осуществляться и в дальнейшем, систематически, для контроля экологического состояния, своевременного выявления тенденций изменения экосистемы, предотвращения негативного воздействия размещаемых отходов на окружающую среду, обеспечения принятия решений в области ее охраны.
3.4. Пересмотр норм накопления отходов
Нормы накопления отходов на 1 жителя в год для благоустроенного жилищного фонда в размере 245 кг и для неблагоустроенного и частного жилищного фонда - 385 кг утверждены Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 16.05.2000 N 1205 "О введении в весовых единицах нормативов накопления ТОП по категориям потребителей в г. Ростове-на-Дону".
В последние годы, в связи ростом производства, повышением покупательской способности населения, изменением маркетинговых методов продвижения товаров широкого потребления, увеличением валового потребления товаров мелких фасовок, появлением новых видов товаров и упаковок, значительно изменился объем производимых населением отходов, их видовой и морфологический состав. Появилась потребность корректировки расчетных норм накопления отходов.
В случае увеличения норм накопления отходов, возникнет потребность в увеличении количества контейнерных площадок, количества и общего объема мусорных контейнеров на них, увеличится кратность вывоза крупногабаритного мусора.
Планируемые затраты средств бюджета города на выполнение указанных работ составят 4,2 млн. рублей.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые средства на выполнение основных мероприятий Программы формируются за счет средств бюджета города и внебюджетных источников.
На выполнение вышеперечисленных мероприятий и исполнение Программы на 2008-2010 годы потребуется 296 435,08 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета города - 267371,10 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 29 063,98 тыс. рублей.
Запланированное выделение бюджетных средств должно осуществляться, исходя из установленных лимитов расходной части бюджета города (приложение).
5. Механизм реализации Программы,
организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы включает поэтапное выполнение основных мероприятий.
Отбор исполнителей осуществляет МУ "Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства" на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
МП "Чистый город", ОАО "Полигон" осуществляет реализацию запланированных мероприятий в определенные Программой сроки и до 15 февраля года, следующего за отчетным предоставляют в МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" отчет о выполнении плана мероприятий Программы по установленной МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" форме.
Контроль за реализацией Программы осуществляет МУ "Департамент ЖКХ и энергетики".
6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации Программы
Реализация Программы обеспечит:
1. Снижение выбросов в атмосферу от передвижных источников (спецтранспорта) на 30% за счет использования мусоровозов импортного производства, отвечающих требованиям европейских норм EURO 4, а также за счет снижения пробегов транспорта, благодаря применению станций перегруза.
2. Снижение себестоимости транспортирования отходов на 12% за счет использования станций перегрузки и применения оборудования для измельчения КГО.
3. Увеличение срока службы полигона захоронения отходов на 6 %, благодаря использованию станций по измельчению КГО.
4. Увеличение срока службы спецтехники на 15% за счет снижения пробегов, благодаря применению станций перегруза и измельчения КГО.
5. Улучшение эстетического вида контейнерных площадок благодаря применению современных типов контейнеров.
6. Улучшение санитарного состояния территорий, прилегающих к контейнерным площадкам, за счет использования контейнеров, оборудованных крышками и введению системы обращения с КГО.
7. Получение запаса тары и, как следствие, не переполнение контейнеров благодаря использованию евроконтейнеров, имеющих больший объем, чем применяемые в настоящее время.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 26 февраля 2008 г. N 361 "О принятии "Городской целевой программы поэтапного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.