Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 16 октября 2007 г. N 307
Основные положения "Комплексной программы жилищного строительства,
строительства социального жилья и улучшения жилищных условий граждан,
нуждающихся в жилье в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы"
Паспорт
Наименование | Основные положения "Комплексной программы жилищного строительства, строительства социального жилья и улучшения жилищных условий граждан, нуждающихся в жилье в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы". |
Заказчик | Администрация города Ростова-на-Дону. |
Цель | Обеспечение массового строительства жилья, доступного для социального найма социально-защищаемых категорий граждан, которые самостоятельно не могут решить жилищную проблему и перед которыми имеются обязательства всех уровней власти. Обеспечение жильем экономически активной части населения, которой для решения жилищной проблемы необходима помощь муниципальных властей. |
Управляющий Программой |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" |
Соисполнители Программы |
МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону". ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство города Ростова-на-Дону" |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Количество семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств городского бюджета. |
Сроки реализации |
2007-2010 годы. |
Источники и объемы финансирования |
Кредитные ресурсы, ассигнования из бюджетов всех уровней, собственные средства граждан, средства предприятий и организаций. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем 4660 семей граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. |
Контроль за реализацией |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Ростовской-на-Дону городской Думой. |
Введение
Решение жилищной проблемы, предоставление возможности улучшить жилищные условия всем категориям граждан, социально - защищаемым группам - бесплатно, или с финансовой помощью государственных и или муниципальных органов власти, создание достойной и комфортной среды проживания для каждого горожанина является важнейшим стратегическим направлением в деятельности Администрации города, которая работает на основе программно-целевого подхода к решению важнейших городских социально-экономических проблем.
Основные стратегические цели жилищной политики, проводимой в городе - создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище, обеспечение социальной защиты молодых семей и граждан, принятых на квартирный учет, гарантирующим им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами, а также содействие в обеспечении жильем за счет собственных сбережений граждан, ипотечных кредитов, в сочетании с адресной финансовой помощью - предоставлением за счет бюджетных средств субсидий.
В связи с этим реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является главной задачей в деятельности Администрации города Ростова-на-Дону, так как создание возможности для улучшения жилищных условий является предпосылкой к социальной и экономической стабильности муниципального сообщества, в связи с чем решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов городской муниципальной политики, которая формируется Мэром города и городской Думой в соответствии с задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года.
Основной задачей муниципальной политики является создание необходимых условий для эффективной реализации возможностей граждан по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно. Муниципальная жилищная политика при реализации настоящей Программы будет основана на следующих принципах:
- приоритет развития рыночных механизмов, основанных на эффективном взаимодействии региональных и местных властей, частного бизнеса и населения;
- ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда;
- оказание государственной и муниципальной поддержки социально незащищенным категориям граждан при найме жилья, так как проведение эффективной жилищной политики невозможно без учета интересов этих слоев населения;
- оказание муниципальной поддержки экономической активной части населения, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятым на квартирный учет и молодым семьям.
Основные положения "Комплексной программы жилищного строительства, строительства социального жилья и улучшения жилищных условий граждан, нуждающихся в жилье в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы" (далее - Программа) разработаны в развитие городской программы "Жилище", одобренной решением Коллегии Администрации города Ростова-на-Дону от 27.12.2005 N 37 и направлены в первую очередь на решение задач по развитию жилищного строительства социального назначения для обеспечения:
- переселения граждан из аварийного и ветхого жилья (механизмы реализации одобрены решением городской Думы от 28.08.2007 N302);
- предоставления социального жилья в социальный найм;
- усиления мер муниципальной поддержки граждан в решении их жилищных проблем и на основе этого привлечения в жилищную сферу долгосрочных финансовых ресурсов, за счет аккумулирования средств граждан, добровольно изъявивших желание участвовать в Программе строительства жилья;
- предоставления субсидий молодым семьям и гражданам, принятым на квартирный учет для получения ипотечных займов, в том числе и социальной ипотеки. Механизмы реализации предоставления субсидий рассмотрены и одобрены Коллегией Администрации города - решение N26-2 от 21.06.2007 "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ростове-на-Дону на 2007-2010 годы", решение N 26-1 от 21.06.2007 "Программа улучшения жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 годы".
Особенностью Программы является впервые предлагаемый алгоритм действий по реализации программных мероприятий - осуществление на рыночных принципах "пилотного" инвестиционного проекта по жилищному строительству для обеспечения граждан жильем, которое предназначено для социального найма, приобретения по программам "социальной" ипотеки, "стройсберкасс" и сдачи в аренду.
Программа подготовлена в развитие Долгосрочной стратегии массового развития жилья, разработанной Министерством регионального развития РФ и в настоящее время рассматриваемой Правительством РФ.
Главной целью Программы является обеспечение массового строительства жилья, доступного для приобретения в собственность или сдачи в социальный найм для социально-защищаемых категорий граждан, которые самостоятельно не могут решить жилищную проблему и перед которыми имеются обязательства всех уровней власти, а также для обеспечения жильем экономически активной части населения, которой для решения жилищной проблемы, необходима помощь муниципальных властей.
Программа разработана на основе и в соответствии с действующей нормативно-правовой базой:
Жилищным Кодексом Российской Федерации;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей";
Законом Ростовской области от 23.06.2006 N 501-ЗС "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области" на 2006-2010 годы";
Постановлением Администрации Ростовской области от 26.02.2007 N 68 "О некоторых вопросах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285".
1. Характеристика жилищной проблемы, итоги реализации
программы "Жилище" в период 2000-2006 годы
Жилищная проблема является самой острой социально-экономической проблемой развития города. По состоянию на 01.01.2007 в городе Ростове-на-Дону принято на квартирный учет и признано нуждающимися в улучшении жилищных условий 15164 семей, каждый 33 житель города.
Социально-ориентированная жилищная политика, проводимая в городе, позволила в период 2000 -2006 годы улучшить жилищные условия за счет различных источников финансирования 5610 семьям, ориентировочная оценка стоимости улучшения жилищных условий превышает 5,0 млрд. рублей.
См. таблицу в редакторе MS-Word
Кроме того, при содействии Администрации города за 2000-2006 годы гражданам было предоставлено за счет различных источников около 6 тысяч ипотечных кредитов для приобретения жилья.
2. Система программных мероприятий
Для достижения главной цели Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1. Проведение эффективной градостроительной политики на основе подготовки современной градостроительной документации, отвечающей требованиям Градостроительного Кодекса РФ;
2. Развитие социальной и инженерной инфраструктур.
3. Развитие жилищного строительства, увеличение объемов жилищного строительства социального назначения на основе муниципальных стандартов для целевых групп: молодых семей, граждан принятых на квартирный учет, социально - защищаемых категорий граждан и переселяемых из аварийного и ветхого жилья.
3. Основные принципы реализации программы
3.1 Активная градостроительная политика
на основе территориального планирования
Основой формирования градостроительной политики на период 2008-2010 годы является генеральный план города Ростова-на-Дону, утвержденный решением городской Думы.
С целью реализации градостроительной политики разработаны Правила землепользования и застройки. Проведен конкурс на разработку городских нормативов градостроительного проектирования, учитывающих особенности градостроительного развития города. Город совместно с Администрацией области решили на базе утвержденных региональных (областных) нормативов градостроительного проектирования разработать нормативы городские, учитывающие особенности и потребности миллионного мегаполиса, с тем, чтобы дифференцировать нормативы плотности жилого фонда по планировочным и жилым районам.
Активная градостроительная политика и инвестиционная привлекательность города создали предпосылки для разработки проекта развития города в рамках агломерации "Большой Ростов", проектов планировки и застройки новых жилых районов на свободных и реконструируемых территориях при приоритетах развития жилой застройки на свободных территориях.
В 2008 году начнется застройка нового жилого района "Левенцовский", размещенного на свободной территории, зарезервированной Генеральным планом; разрабатывается градостроительная документация на строительство новых жилых районов в районах "Декоративные культуры - Орбитальная" "ДОСААФ", размещенных также на свободных территориях.
Ведется разработка проектов планировки и межевания на реконструируемых территориях. Департаментом архитектуры и градостроительства зарегистрировано свыше 100 выполненных проектов планировки только в Центральном планировочном районе, инвестиционная привлекательность и градостроительная ценность территорий которого особенно высока.
В настоящее время ведется разработка градопланировочной документации на застройку новых районов площадью 500 га, емкостью 3,8 млн. м2, в том числе жилья социального использования. Районы проектируются для комплексной застройки - предусматриваются детские сады, школы, поликлиники и другие первоочередные социальные объекты.
3.2 Развитие социальной и инженерной инфраструктур
3.2.1. Социальная инфраструктура
Развитие социальной инфраструктуры является одним из главных приоритетов в работе Администрации города с тем, чтобы улучшить обслуживание населения. За 2000-2006 годы на развитие социально-культурного комплекса было направлено около 3,0 млрд. рублей. В этот период было введено: школ на 3315 мест, больниц на 1111 коек, поликлиник на 2296 пос./смену, крупнейший на Юге России новый противотуберкулезный диспансер на 364 койки с поликлиникой на 500 посещений в смену, 1-я очередь онкологического диспансера, поликлиники по ул. Портовой и в Северном жилом районе, крупнейшая на Юге России Музыкальная школа им. Глинки.
В 2007 году из бюджетов различных уровней на развитие объектов здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и культуры предусматривается направить более 460 млн. рублей. (без объектов Облстройзаказчика), за 9 месяцев 2007 года на этих объектах выполнено работ на 322 млн. рублей. Введены лечебно-диагностический корпус N1 Областной клинической больницы по ул. 1-ой Конной армии, Главный лечебный корпус Дорожной клинической больницы СКЖД, приют для детей и подростков по ул. Алмазная, 2-я очередь спорткомплекса "Гребной канал". Администрация города за счет консолидации финансовых ресурсов федерального, областного, городского бюджетов финансирует из различных источников программы строительства, сохранения и обновления материально-технической базы учреждений образования и здравоохранения.
Построена и сдана в эксплуатацию в 2007 году школа на 825 учебных мест по пер. Днепровскому. Ежегодно проводится капитальный ремонт реконструкция и модернизация 6-8 школьных зданий.
Учебная база школ дополняется системой объектов внешкольного образования - ведется реконструкция ГОУ ДОД "Областной центр технического творчества учащихся" и детской школы искусств в пос. Александровка, детских спортивно-оздоровительных сооружений - в рамках федеральной программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы" продолжаются работы на спортивном комплексе "Гребной канал Дон", строится СДЮШОР N 5.
Ведутся проектные работы по строительству нового 3-х этажного учебного корпуса училища им. Грекова и строительству пристройки к учебному корпусу областного государственного училища искусств. Активно реализуется программа строительства детских дошкольных учреждений. Ведется проектирование и строительство детских садов общей вместимостью 600 мест. Администрация консолидировала ассигнования на строительство детских дошкольных учреждений из бюджетов всех уровней, привлекла к финансированию частных инвесторов-застройщиков. Проектируются и строятся детские сады в Западном, Северном жилых массивах, Первомайском районе, центральной части города.
На 2007-2009 годы принята программа ввода новых детских учреждений -1160 мест.
В 2007 году более 26 млн. рублей направляется на строительство общегородских и детских спортивных сооружений - в стадии строительства находятся спортивно-оздоровительный комплекс по ул. 26 июня и ул. Брестской, работы по которому за 9 месяцев 2007 года выполнены на 24 млн. рублей.
Особое внимание уделяется объектам здравоохранения. Среднесрочная программа строительства, капитального ремонта и модернизации общегородских и районных учреждений здравоохранения на 2007-2010 годы предусматривает направить на финансирование работ по этим социально-важным объектам 1,6 млрд. рублей - 95% которых составляют консолидированные взносы городского и областного бюджетов.
Значительные средства выделяются на строительство городской больницы с поликлиническим блоком по пер. Днепровскому (программа на 2007 год - 46,6 млн. рублей, выполнено за 9 месяцев 2007 года 37,5 млн. рублей), продолжается капитальный ремонт и реконструкция крупнейшей больницы города - БСМП-2 (программа на 2007 год - 113,8 млн. рублей, выполнено за 9 месяцев работ на 97,5 млн. рублей).
Намечена значительная программа строительства поликлинических учреждений в мкр. Темерник - начато проектирование городской поликлиники N 4 в застройке 2 мкр. жилого района "Темерник", в начинаемом строительством районе Декоративные культуры, в пос. Александровка, в районе ДОСААФ и в районах сложившейся застройки - Ленинском и Ворошиловском районах. Всего к 2011 году предусматривается ввести новых поликлинических учреждений на 2900 посещений в смену.
В городе активно реализуется программа строительства гипермаркетов, крупных торгово-развлекательных, торговых центров и магазинов. За 2000-2006 годы введено торговых площадей 244 тыс.м2, начато строительство 3-х больших комплексов по ул. Малиновского, введены в 1 полугодии 2007 года торговый центр на 11,3 тыс.м2 торговой площади в Северном жилом массиве (по пр. Космонавтов) и торгово-офисный центр на 6,7 тыс.м2 торговой площади по ул. Текучева. В 1 полугодии 2007 года сданы в эксплуатацию административные и офисные зданий на 30,8 тыс.м2 офисной площади, в том числе офисное здание по ул. Текучева на 15,2 тыс.м2 офисной площади, административно-офисные здания по ул. Красноармейской, ул. Суворова, ул. Шоссейной, ул. Фурмановской и другие.
3.2.2. Развитие инженерной инфраструктуры
Особое внимание в городе уделяется развитию инженерной инфраструктуры. В связи с этим в развитие коммунальной инфраструктуры города за 2000-2006 годы было инвестировано свыше 5,8 млрд. рублей. Администрация города совместно с Администрацией области решают проблему развития инженерной инфраструктуры на системном уровне, обеспечивая развитие основных, главных звеньев инженерной инфраструктуры - общегородских инженерных сооружений, задающих вектор развития всей системы и определяющих возможности инженерной инфраструктуры - одного из важнейших факторов инвестиционной привлекательности города.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
На коммунальное строительство, млн. руб. |
367,9 | 517,5 | 898,7 | 819,8 | 873,9 | 1287,8 | 1048 |
В рамках "Целевой экологической программы оздоровления водных бассейнов р. Дон и р. Темерник", ведется комплексная реконструкция городских очистных сооружений канализации с увеличением их производительности на 150 тыс. м3/сутки, строительство основных магистральных коллекторов, в том числе N 62 и N 53, в 2007 году (9 месяцев) на реконструкции ОСК (1 и 2 очередь) освоено 336,8 млн. рублей.
В 2006 году завершено строительство главного магистрального канализационного коллектора N 68 протяженностью 6,2 км, ввод в эксплуатацию которого полностью решил вопрос надежности водоотведения сточных вод от северного, центрального районов.
За счет средств областного бюджета проведены проектно-изыскательские работы по реконструкции Генерального коллектора, начато производство строительно-монтажных работ, в 2005-2006 годах на реконструкции генерального коллектора профинансировано работ на 57 млн. рублей, за 9 месяцев 2007 года выполнено работ на 65 млн. рублей.
Ведутся проектно-изыскательские работы по Береговому коллектору и коллектору N 53 (2 очередь), канализованию восточной части пос. Орджоникидзе, ул. Мадояна, пос. Чкалова.
В целях улучшения водоснабжения всей территории города реализуется проект реконструкции и расширения городского водопровода. Проектом предусмотрено строительство 2-й очереди водопровода и очистных сооружений производительностью 230 тыс. м3 воды в сутки.
Для решения первоочередных проблем, с 2002 года осуществлен пусковой комплекс работ на ОСВ-2 в пос. Александровка. Выполненные работы по реконструкции ВНС и 2-х резервуаров увеличили пропускную способность и производительность существующих сооружений, улучшили условия эксплуатации, обеспечили дополнительный запас питьевой воды в объеме 40 тыс.мЗ. Эта вода подается в городскую сеть в часы максимального водоразбора, что значительно улучшает водоснабжение города, в том числе Первомайского, Октябрьского, Ворошиловского районов. Построена водопроводная насосная станция по ул. Лесной, строится - по ул.Малиновского.
В 2006 году завершено строительство двух магистральных водоводов диаметром 1м, протяженностью 6,2 км.
Ведутся работы по улучшению электроснабжения существующих селитебных территорий города и строительству внешних сетей электроснабжения к новым жилым застройкам - построена ПС 110кВ "Р-3а", отведены участки под строительство ПС "ДОСААФ" и 3-х РП в центральной части города, завершены работы по строительству ПС "Р-22" в районе Ворошиловского моста - это обеспечит проведение реконструкции в центральных районах.
На 2007 год предусматривается инвестиционная программа по развитию инженерной инфраструктуры города за счет всех финансовых ресурсов, включая бюджеты всех уровней стоимостью около 1,67 млрд. рублей. За 9 месяцев 2007г. за счет бюджетных средств (федеральный, областной, городской) выполнено работ на 680 млн. рублей.
На коммунальное строительство в 2008-2010 годах будет направлено из бюджетов всех уровней свыше 5,0 млрд. рублей.
Разработан ОАО "Евразийский" и реализуется инвестиционный проект "Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области", который создает возможность интенсивного территориального градостроительного развития города и обеспечивает дополнительный ресурс мощности инфраструктуры водоснабжения и канализации. Общая стоимость проекта - 19,5 млрд. рублей, в том числе софинансирование из Инвестиционного фонда РФ - 5,13 млрд.рублей. Важнейшими объектами этого проекта являются строительство нового водозабора, магистральных водоводов, очистных сооружений водопровода, насосных станций.
В 2007-2010 годах предполагается строительство новых объектов и инженерных коммуникаций за счет средств "Евразийского водного партнерства":
- строительство водоводов по ул. 40 лет Победы D-1200 протяженностью 2 км.;
- реконструкция Северного водовода D -1000 протяженностью 4,5 км.;
- реконструкция 1 Восточного водовода D -1000 протяженностью 4,0 км.4
- реконструкция ВНС "Восточная" производительностью 10 тыс м.3/час.;
- реконструкция Державинского водопровода с дюкером через р.Дон D -800 протяженностью 2 км.
3.3 Развитие жилищного строительства
Динамичное развитие экономики города, созданный благоприятный инвестиционный климат, обусловили в последние годы активное привлечение инвестиций в жилищное строительство.
В 2006 году объем инвестиций в жилищное строительство по сравнению с 2000 годом возрос в 7,7 раз и достиг 9,87 млрд. рублей.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 (прогноз) |
|
Инвестиции в жилищное строительство, млн. руб. |
1276 |
1750 |
2336 |
3486 |
4764 |
6340 |
9875 |
12000 |
В I полугодии 2007 года объем инвестиций в жилищное строительство составил 6,5 млрд. рублей- 152,4% к аналогичному периоду 2006 года. Проведение социально-ориентированной жилищной политики, на основе программно-целевого подхода к решению сложных градо-экономических проблем обусловили высокие темпы жилищного строительства в городе.
Всего за последние 10 лет (1997-2006гг.) в городе построено и введено в эксплуатацию 4,88 млн.м2. в том числе за 2000-2006 годы -3,7 млн.м2
Динамика ввода жилья на территории города
2000 | 2001 | 2002 | 2003- | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 (прогноз) |
8 мес 2007 г. |
|
всего, тыс.м2 |
410 | 427 | 452 | 505 | 581 | 620 | 707 | 850 | 465,2 |
Жилобеспеченность на 1 жителя достигла в начале 2007 года 20,5 м.2/чел, и является одной из самых высоких в стране среди столиц регионов и городов миллионеров.
Темпы жилищного строительства в городе устойчиво растут. В 2000-2006 годах ежегодный прирост ввода жилья составил 9,4%, при целевом показателе Федеральной Программы на первом этапе реализации - 3% в год.
В 2005 году впервые за всю историю города было введено жилых домов площадью свыше 620 тыс. м2 - 50% всего ввода жилья в области, в 2006 году - 707,4 тыс. м2 -0,67 м2 жилья на 1 человека (справочно: по ЮФО -0,3м2).
В 2007 году намечено ввести 850 тыс. м2 жилья, 120,2% к уровню 2006 года. За 8 месяцев текущего года в эксплуатацию введено 465,2 тыс.м2 - 128,8% к аналогичному периоду 2006 года.
За 6 месяцев 2007 года в городе введено общей площади жилых домов (за счет всех источников финансирования) больше, чем в Волгограде в 2,4 раза, в Челябинске в 1,3 раз, в Ставрополе в 1,5 раз.
В стратегическом и генеральном планах развития города предусмотрено к 2010 году обеспечить годовой ввод жилья на территории города не менее 1,0 млн.м2. В результате - прогнозируется к 2010 году увеличить среднюю жилобеспеченность по городу до 22 м2/чел. при современной -20,5 м2/чел.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Жилобеспеченность населения, м2/чел. |
20,5 | 21,0 | 21,7 | 22 |
В 2007-2010 годы в городе должно быть построено не менее 3,7млн. м2 жилья. В соответствии с генеральным планом города жилищное строительство будет вестись как на свободных, так и на реконструируемых территориях. В 2008 году будет начато строительство нового крупного жилого района "Левенцовский", размещенного на свободной территории. Первая очередь жилого района - 1-3 микрорайоны градостроительной емкостью 440 тыс. м2 для 17 тысяч человек. Намечено начать строительство еще нескольких новых жилых районов - ДОСААФ, Декоративные культуры, по ул. Орбитальной.
Предусматриваются значительные реконструктивные работы в центральной части города, где на месте ветхих, малоценных и аварийных строений ведется создание крупных градостроительных комплексов, определяющих новый масштаб города. Одновременно с реконструкцией центра решается важная социальная задача - переселение коренных ростовчан из малоценного фонда в благоустроенные квартиры. В 2007-2010 годы на реконструируемых территориях намечено построить не менее 1,0 млн. м2.
Увеличение объемов жилищного строительства сдерживается ростом цен на строительную продукцию. По данным ГУ "Областной центр анализа ценообразования в строительстве" стоимость строительства возросла с 2003 года по 2 квартал 2007 года на 66%.
По данным Росстата за 2 квартал 2007 года средние цены продаж в Ростовской области выросли еще на 5 процентных пунктов. В расчете на год цены вырастут на 15-20%.
4. Механизмы реализации программы
4.1 Развитие социального жилья
Строительство социального жилья в городе Ростове является обязанностью Администрации города, которая в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п.6 ст.16, в основу своей деятельности ставит обеспечение проживающих в городе малоимущих граждан, жилыми помещениями, а также ликвидацию аварийного и ветхого жилья.
Реализация Программы обеспечивается за счет строительства:
- социального жилья;
- строительства на рыночных принципах относительно дешевого жилья по муниципальным стандартам для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имеющих возможности приобрести жилье в собственность и добровольно участвующих в программе жилищного строительства на основе собственных сбережений, ипотечных кредитов и адресной финансовой помощи муниципалитета.
Схема реализации программы
строительства социального жилья
/-------------------\ /--------------------------\
| Строительство | | Источники финансирования |
\-------------------/ \--------------------------/
//------------------------\
/-------------------\ / | Бюджетные ассигнования |
| Социального жилья | \ | |
\-------------------/ \\------------------------/
В рамках настоящей Программы под социальным жильем понимается жилье, предоставляемое в социальный найм, малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
Устанавливается два критерия для граждан, претендующих на получение жилых помещений по договору социального найма:
- признание их малоимущими органом местного самоуправления на основании дохода, приходящегося на каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- признание их нуждающимися в предоставлении жилого помещения при обеспечении каждого члена семьи общей площадью менее учетной нормы или при проживании семьи в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд социального использования - это совокупность предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии со статьей 49 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим, а также другим категориям граждан, признанным в соответствии с федеральными законами, нуждающимися в жилых помещениях. Федеральный закон N 189-ФЗ от 29.12.2004 предусматривает в статье 6, что граждане, принятые на квартирный учет до 1 марта 2005 года сохраняют право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Общая потребность в социальном жилье в городе составляет - 573 тыс. кв.м. при общей площади муниципального жилищного фонда - 2 500 тыс. кв. м.
Количество семей, состоящих на квартирном учете |
Общая потребность в жилых помещениях тыс. м2 |
Ориентировочная стоимость, млн.руб. |
|
Всего семьи принятые на квартирный учет, семей |
15164 | 573 | 11460 |
Настоящей Программой, с целью ускорения решения жилищной проблемы в городе, предусматривается выделить в жилищном строительстве два основных сегмента жилья: социальный и рыночный.
Социальный сегмент - жилье, предоставляемое в социальный наем малоимущим и гражданам, имеющим основания в соответствии с жилищным законодательством претендовать на получение жилья в домах муниципального жилищного фонда, включая граждан, проживающих в жилых помещениях, в соответствии со ст.57 ЖК (п.2.1) признанных непригодными для проживания.
Развитие социального сегмента является основным направлением муниципальной политики, направленной на предоставление жилья нуждающимся и социально-незащищенным гражданам. Механизм реализации городом социальной жилищной политики основывается на создании фонда муниципального жилья, сдаваемого в наем, проектируемого и строящегося исключительно по муниципальным стандартам в соответствии с социальными нормами.
Обязательства по предоставлению жилья гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будут исполняться путем предоставления жилья в социальный наем, с оказанием государственной или муниципальной поддержки в форме частичного субсидирования расходов на наем жилого помещения. Предельная доля расходов на наем должна составлять не более 10 процентов совокупного дохода семьи.
При этом субсидирование найма жилья для малоимущих должно осуществляться исходя из социальной нормы предоставления жилья. Минимальная норма предоставления жилья соответствующего муниципальному стандарту качества должна составлять - 18 кв. метров на человека (33 кв. м. для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м. для семьи из двух человек, 54 кв. м. для семьи из 3 человек).
Спрос в социальном сегменте будет определяться с одной стороны потребностью граждан в жилье, с другой - финансовыми возможностями государства и муниципалитета по обеспечению жильем этих групп граждан.
В целях стабилизации цен на строительную продукцию для социального жилищного строительства целесообразно:
- освободить строительство жилых домов социального использования от затрат на инженерные сети и сооружения;
- предоставить организациям, ведущим строительство муниципальных жилых домов, льготы по налогу на имущество и прибыль (предусмотренные областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области";
- предоставить льготы по арендной плате за земельные участки, используемые для муниципального жилищного строительства;
- при разработке проектов застройки для муниципального жилищного строительства увеличить плотность застройки территорий;
- ужесточить требования при экспертизе проектных решений при строительстве муниципальных жилых домов в части соблюдения муниципальных стандартов площади квартир и нормативных требований по расходу основных материалов - бетона, металлоконструкций, леса.
Для строительства социального жилого фонда в городе зарезервированы земельные участки: на ул. Краснодарской, в микрорайоне "Темерник", во 2, 4 микрорайонах жилого района "Левенцовский", в квартале по ул. 339 Стрелковой Дивизии, в пос. Александровка. Общая градостроительная емкость этих площадок позволяет зарезервировать для муниципального жилищного строительства не менее 100 тыс. кв. м.
Строительство первоочередных социальных жилых домов
Наименование жилого района |
Количество квартир |
Стадия строительства |
Ввод жилого дома |
|
1 | Жилой район "Темерник" Жилой дом II-5Б/I Жилой дом II-5Б/2 |
100 119 |
Начало строительства 2007г. ПИР и СМР 2008г. |
2008 2009 |
2 | Севернее пр. 40 лет Победы пос. Александровка |
100 | Проект. начало строит. 2008г. |
2009 |
3 | Жилой район "Левенцовский Микрорайоны N 2,4 (4 жилых дома) |
400 | Проект.2009г. | 2010 |
4 | Северный жилой район микрорайон 6А (1 жилой дом) |
100 | Проект.2009г. | 2010 |
Всего | 719 |
Для финансирования Программы социального жилья на 2008-2010 годы намечено из бюджетов всех уровней выделить около 1,3 млрд. рублей. При формировании городского бюджета на предстоящий трехлетний период намечено выделить 520 млн. рублей, в том числе на 2008 год - 100 млн. рублей - то есть увеличить ассигнования на строительство социального жилья на 2008 год по сравнению с 2007 годом в 2,9 раза.
4.2. Ликвидация аварийного и ветхого фонда
Администрация города одной из первых в стране разработала и начала с 2000 года реализовывать программу ликвидации аварийного жилья.
По данным городской статистики площадь аварийного жилищного фонда в городе - 48,0 тыс.м2 ~ 0,25%. В городском жилищном фонде свыше 900 жилых строений площадью 327 тыс.м2 построено до 1900 года, то есть находится в эксплуатации более 100 лет; 3,5 тыс. жилых строений площадью 1,5 млн.м2 эксплуатируется более 70 лет.
Таким образом, около 2,0 млн.м2 - 9,3% всего жилищного фонда имеют физический и моральный износ близкий к пределу прочностных характеристик.
Одним из приоритетов национальной и городской жилищной политики является обеспечение комфортных условий проживания для всего населения, проживающего в городе и в первую очередь, улучшение жилищных условий для семей, проживающих в аварийном жилом фонде.
За 2000-2006 годы 2149 семьям, проживавшим в аварийном фонде, предоставлены новые квартиры или улучшены жилищные условия - проведен капитальный ремонт аварийных жилых помещений. Кроме того, при реализации программы создания градоформирующих комплексов и комплексной реконструкции кварталов малоценного и ветхого жилья, на территории города отселено за счет инвесторов в период с 2000 года по 2006 год из ветхого жилищного фонда свыше 1280 семей.
В период 2007-2010 годов предусматривается ликвидировать аварийные жилые помещения, в которых проживают 1000 семей, намечено ежегодно улучшать жилищные условия не менее чем 250 семьям, проживающим в аварийном фонде. Ориентировочная стоимость Программы в расчете на год - 260 млн. рублей.
4.3 Строительство жилья для граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий
Регулируемый рыночный сегмент - это жилье для экономически активного населения, имеющего недостаточные доходы для приобретения жилья на сложившемся рынке и признанного в установленном порядке нуждающимся в жилье, которое будет строиться по муниципальным стандартам (относительно дешевое) и предоставляться в наем или собственность на условиях, определяемых муниципальными властями, которые одновременно будут оказывать этим гражданам адресную финансовую поддержку. В этом сегменте могут получить жилье граждане, которые добровольно примут участие в программе жилищного строительства на основе собственных доходов, ипотечных займов и кредитов стройсберкасс.
Спрос в рыночном сегменте будет определяться доходами граждан и финансовыми возможностями государства и муниципалитета по оказанию гражданам адресной финансовой поддержки.
Схема реализации жилищного строительства
для нуждающихся в улучшении жилищных условий
/----------------------------\
| Для граждан, признанных | /-----------------------------\
| нуждающимися в улучшении | / Бюджетные субсидии |
| жилищных условий и | / Собственные средства граждан |
| добровольно участвующих | \ Ипотечные займы и кредиты |
| в программе жилищного | \ Стройсберкассы |
| строительства | \-----------------------------/
\----------------------------/
4.3.1. Развитие регулируемого рыночного сегмента
Развитие регулируемого рыночного сегмента предусматривается на основе расширения сферы частно-государственного партнерства - сотрудничества Администрации города с инвесторами, предприятиями и работодателями, которые могут оказать помощь своим работникам в приобретении жилья, а также с гражданами, которые добровольно примут решение по участию в этой программе жилищного строительства.
В составе очередников имеются граждане, занятые в экономике города, имеющие доходы, которые не позволяют им приобрести в собственность квартиру, однако позволяют им с помощью муниципальных властей и на основе имеющихся сбережений принять участие в программе жилищного строительства и улучшить жилищные условия в ближайшее время.
Программа строительства жилья в регулируемом рыночном сегменте рассчитана на активное привлечение мало- и среднедоходных групп населения к решению жилищной проблемы при помощи муниципальных и государственных властей.
Механизм реализации Программы основан на всемерном стимулировании строительства жилья, на основе дальнейшего развития адресной финансовой помощи мало- и среднедоходным группам населения для участия в накопительных и ипотечных схемах кредитования жилищного строительства. Причем на последующих этапах реализации Программы предполагается, с целью снижения издержек на строительство, освободить жилье, строящееся с финансовой помощью муниципалитета, от аукционной цены за приобретение земельного участка.
Анкетирование проведенное в 2006 году среди граждан, принятых на квартирный учет показало, что в составе очереди часть граждан (около 5-ти тысяч семей по данным Ипотечно-инвестиционного агентства), занятых в экономике, готовы принять участие в программах ипотечного кредитования при оказании им финансовой поддержки - предоставлении бюджетных субсидий или субсидировании процентной ставки по ипотечному кредиту.
Потребность в жилье для экономически активного населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий на первом этапе составляет не менее 200 тыс.м2
В рыночном сегменте предусматривается обеспечить доступность жилья, в первую очередь, для категорий граждан, доходы которых позволяют приобретать жилье в собственность с использованием различных форм государственной поддержки. Формирование рыночного сегмента, в котором используются формы государственной или муниципальной поддержки, будет осуществляться на основе регулирования цен и форматов строящегося жилья исключительно по муниципальным стандартам. Главными характеристиками жилья строящегося в регулируемом рыночном сегменте являются:
- соответствие минимальным социальным стандартам по площади и комфортности;
- регулирование платы за коммерческий наем жилья;
- государственная и муниципальная поддержка участников программы жилищного строительства и в последующем нанимателей жилья в форме субсидирования части платы за наем.
Основными мерами по развитию жилищного фонда в этом сегменте является установление экономически обоснованной платы за наем жилья, которая должна определяться Администрацией города и учитывать:
- нормативную себестоимость строительства жилья;
- зонирование внутри города в зависимости от комфортности места расположения жилья;
- степень комфортности жилого помещения;
- расходы на содержание жилья (включая капитальный ремонт).
4.3.2 Развитие практики предоставления жилья за счет
предприятий-работодателей
Администрация города планирует поддерживать практику предоставления мер социальной поддержки при приобретении жилья за счет средств предприятий-работодателей. В городе имеются предприятия, которые улучшают жилищные условия своих работников путем ссудного финансирования строительства или покупки жилья работником. Как правило, это беспроцентные ссуды на 5 - 10 лет с ежемесячной выплатой части долга за квартиру. Из крупных предприятий города наиболее активно ведут работу в этом направление "Юг Руси" и "Ростсельмаш", причем последний принял программу на три года (за это время будет обеспеченно жильем 840 семей).
Также более широкое распространение должно приобрести кредитование работников в банках под поручительство предприятия.
В качестве мер стимулирования работодателей предлагается для работодателей организующих строительство жилого фонда для сотрудников ходатайствовать о снижении ставок налогов на имущество и прибыль.
4.3.3 Обеспечение жильем молодых семей 2007-2010 годах
Обеспечение жильем молодых семей - одно из приоритетных направлений в реализации как приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" так и настоящей программы.
Результаты социологических опросов среди молодежи свидетельствуют, что около 18% среди опрошенных - снимают жилье, 2% - живут в общежитиях, 70% живут с родителями и только 10% имеют собственное жилье.
Жилищная проблема особенно остро воспринимается в молодежной среде, так молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки.
В связи с этим в соответствии с программой "Обеспечение жильем молодых семей", одобренной Коллегией Администрации города, предусматриваются субсидии на приобретение жилья или уплату первоочередного взноса при получении ипотечного кредита 380 молодым семьям, в том числе 50 семьям в 2007 году.
В рамках Программы предусматриваются субсидии в следующих размерах:
- 45% (в том числе: 10% - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 25% - за счет средств областного бюджета и 10% за счет средств городского бюджета), - для молодых семей, не имеющих детей;
- 50% (в том числе: 10% - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 30% - за счет средств областного бюджета и 10% за счет средств городского бюджета), - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.
Проектом 3-х летнего бюджета на предоставление бюджетных субсидий для молодых семей предусматривается выделить из бюджета города 50 млн. рублей.
При реализации Программы в полном объеме за 4 года (2007-2010) на финансирование жилищного строительства в городе будет привлечено дополнительно за счет собственных средств молодых семей и ипотечных кредитов в расчете на 1 рубль бюджетных субсидий- 3,2 рубля.
4.3.4. Улучшение жилищных условий граждан с использованием
средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов
на 2007-2010 годы
Анкетирование, проведенное в 2006 году среди граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, показало, что около 300 семей имеют возможность и планируют улучшить свои жилищные условия с использованием банковского ипотечного кредита и государственной поддержки за счет бюджетных средств.
В связи с этим Администрация города с целью предоставления дополнительных возможностей по улучшению жилищных условий граждан, принятых на квартирный учет (это, как правило, занятые в экономике города) впервые предусматривает за счет бюджета города выделить субсидии для оплаты части стоимости приобретаемого жилья.
Предоставление бюджетных субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого жилья направлено на выравнивание дисбаланса между размером необходимых для приобретения жилья средств и размером суммы собственных средств и/или жилищного кредита, который может быть предоставлен гражданину кредитной организацией исходя из уровня его платежеспособности.
Субсидия предоставляется Участникам Программы на приобретение жилого помещения или строительство жилья, в том числе на оплату первоначального взноса ипотечного займа.
Размер субсидии устанавливается в размере до 40% от стоимости строительства жилья при соблюдении нормативной площади квартиры (33 кв. м для одиноких граждан, для семьи из 2-х человек 42 кв. м). Следует подчеркнуть, что предоставление субсидии в размере до 40% стоимости квартиры обеспечивает для городского бюджета экономию 60% средств, (около 400 млн. рублей) необходимых для предоставления гражданам принятым на квартирный учет квартиры в жилом фонде социального использования.
В соответствии с Программой предусматривается выделить в 2007-2010 годах бюджетные субсидии для оплаты части стоимости жилья для 780 семей. При реализации Программы для финансирования жилищного строительства может быть дополнительно мобилизовано собственных средств граждан и кредитных ресурсов на 840 млн. рублей.
Объемы финансирования программы строительства социального жилья, предоставления субсидий молодым семьям и улучшения жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки ипотечных кредитов
млн. руб.
Всего на 2007-2010 годы |
В том числе: | Примечание | |||
2007 | 2008 | ||||
1 | Строительство социального жилья |
970 |
20 |
300 |
в т.ч.130 из городского бюджета |
2 | Бюджетные субсидии молодым семьям из городского бюджета |
46,8 |
4,7 |
8,6 |
|
3 | Бюджетные субсидии гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий из городского бюджета |
315,4 |
59,5 |
||
Всего | 1332,2 | 24,7 | 268,1 |
4.3.5 Улучшение жилищных условий граждан за счет развития
жилищного кредитования через стройсберкассы
Новым перспективным направлением в развитии жилищного кредитования является организация системы накопления для приобретения жилья в системе строительно-сберегательных касс.
Для приобретения жилья, как правило, необходимо длительное накопление сбережений. Благодаря узкой специализации и предварительным планам накопления, система стройсберкасс снижает кредитные риски и позволяет вовлечь в систему ипотечного кредитования различные группы населения, включая граждан принятых на квартирный учет при их согласии.
Стройсберкассы могут обеспечить доступными кредитами граждан с низкими и средними доходами. В отличие от банков, стройберкассы способны назначать более низкие проценты по депозитам, которые существенно ниже рыночных и не зависят от инфляции.
Благодаря низкому кредитному риску и "длинным" пассивам стройсберкассы способны функционировать с минимальной маржей и выдавать относительно дешевые и долгосрочные кредиты.
В рамках стройсберкасс накапливается сумма, не покрывающая полностью стоимость жилья, а служащая первичным взносом для ипотечного кредита, тем самым расширяется спрос на банковские ипотечные программы.
Учитывая соотношение цен на жилье и доходы населения, при развитии массовой ипотеки невозможно обойтись без государственных субсидий. Важным преимуществом системы стройсберкасс является ее сочетание с любой существующей системой государственной поддержки (материнский капитал, молодежная программа, военная и социальная ипотека).
При наличии продуманной стратегии муниципальные расходы на эти цели оправданы не только с социальной, но и с чисто экономической точки зрения, поскольку радикально преобразуют существующий рынок кредитов, вовлекая в него слои населения с низкими и средними доходами.
Участниками Программы будут граждане города, при этом приоритетом пользуются:
- граждане, принятые на квартирный учет;
- молодые семьи;
- граждане, проживающие в городе Ростове-на-Дону не менее 10 лет.
Премии из городского бюджета начисляются в размере 20% от общей суммы вклада за год, но не более чем на 70 тыс. рублей вклада.
Порядок и условия предоставления премий на стройсбережения и категории участников устанавливаются постановлением Мэра города Ростова-на-Дону.
Программа при ее реализации в полном объеме предусматривает возможность дополнительной мобилизации средств для жилищного строительства на территории города в 2008-2010 годы свыше 1,5 млрд. рублей, что эквивалентно увеличению объемов жилищного строительства на 60 тыс. кв. м.
Социально-экономическая эффективность Программы привлечения средств высокая - на 1 рубль бюджетных затрат привлекается 11 рублей собственных и заемных средств.
При реализации всех направлений улучшения жилищных условий за счет предоставления бюджетных субсидий в 2007-2010 годах дополнительно могут быть улучшены жилищные условия для 4660 семей, нуждающихся в жилье.
Принципиальная схема
развития регулируемого сегмента жилищного строительства
для улучшения жилищных условий граждан с низкими доходами
/------------------------------------\
| Участники программы |
\------------------------------------/
/------------------------\ /----------\
| Граждане, принятые на | | |
| квартирный учет и | 5,6 руб. на 1 рубль | | /\---------------------\
| добровольно участвующие| бюджетных средств | | / Финансовая поддержка |
| в программе жилищного | | | \ Бюджетные субсидии |
| строительства | |\ | | \/---------------------/
\------------------------/ /----------------/ \ | Финанси- |
| | Собственные \ | рование |
\-------------->| средства \ | | /\---------------------\
/-------------->| граждан / | жилищ- | / Накопительная часть |
| \----------------\ / | ного | / сбережений граждан, |
/-----------\ | / | | / участвующих в |
| Молодые | | строи- | / программе |
| семьи | 3,2 руб. на 1 рубль | тельства | / Стройсберкасс |
| | бюджетных средств | | \ 11 руб. на 1 рубль |
\-----------/ | в регули | \ бюджетных средств |
| руемом | \ Премии начисленные на|
/-------------------\ /-----------------/ \ | | \ накопительную часть |
| Граждане, занятые | | Субсидии и займы \ | рыночном | \ /---------------------/
| в корпоративном | | на улучшение \ | |
| секторе экономики | | жилищных условий \ | секторе |
| - на частных | | работников, / | | /\------------------------\
| предприятиях | | предоставляемые / | | / Предоставление |
\-------------------/ | работодателем / | | / ипотечных средств |
\------------------\/ | | \ Ипотечно- |
| | \ инвестиционное агенство |
\----------/ \/------------------------/
5. Организационно-финансовые
предложения по реализации программы
Наименование мероприятия | ответственный | Срок | Примечание | |
I. Территориальное планирование и разработка градопланировочной документации |
||||
1 | Утверждение правил землепользования и застройки |
МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" |
IY кв. 2007г. |
Дополнительного финансирования не требуется |
2 | Утверждение городских нормативов градостроительного проектирования |
-*- |
IY кв. 2007г. |
-*- |
3 | Разработка градопланировочной документации на застройку новых районов |
-*- |
IY кв. 2007г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
II. Увеличение объемов жилищного строительства | ||||
1 | Обеспечить увеличение ввода жилья на территории города: 900 тыс. м2 950 тыс. м2 1000 тыс. м2 |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" |
2008г. 2009г. 2010г. |
За счет всех источников финансирования |
2 | Обеспечить строительство жилых домов социального назначения |
-*- |
2008- 2010г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
III. Ликвидация аварийного и ветхого жилого фонда | ||||
1 | Обеспечить выполнение программы ликвидации аварийного жилого фонда |
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
|
IY. Строительство жилых домов в регулируемом рыночном сегменте | ||||
1 | Обеспечить предоставление субсидий молодым семьям в соответствии с муниципальной программой "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ростове-на-Дону на 2007-2010 г." |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" |
2007- 2010г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
2 | Обеспечить предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с городской программой "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 гг". |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство г. Ростова-на-Дону" |
2007- 2010г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
3 | Разработать положение о порядке строительства жилых домов, строящихся по программам, финансируемым с адресной помощью муниципалитета |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" |
III кв. 2008г. |
Дополнительное финансирование не требуется |
4 | Разработать муниципальные стандарты строительства жилых домов социального использования |
МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" |
II кв. 2008г. |
Дополнительное финансирование не требуется |
5 | Разработать положение о порядке и условиях предоставления бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья |
МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону" |
I кв. 2008г. |
Дополнительное финансирование не требуется |
6 | Мероприятия по развитию системы жилищного кредитования граждан через стройсберкассу |
ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство г. Ростова-на-Дону" |
||
6.1. | Создание списков работников бюджетной сферы для привлечения их к ССК |
Департамент экономики Администрации города Администрации районов города |
2008- 2010г. |
Дополнительное финансирование не требуется |
6.2. | Проведение консультационных мероприятий на каждом крупном предприятии города и в организациях бюджетной сферы |
ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство г. Ростова-на-Дону" Департамент экономики Администрации города |
2008- 2010г. |
Дополнительное финансирование не требуется |
6.3 | Осуществление "пилотного" проекта накопления денежных средств и строительства жилья для вкладчиков ССК |
ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство г. Ростова-на-Дону" Департамент экономики Администрации города |
III кв. 2008г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
7 | Обеспечить реализацию пилотного инвестиционного проекта комплексного строительства жилых домов |
МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" ОАО "Ипотечно-инвестиционное агентство г. Ростова-на-Дону" |
2008- 2010г. |
В соответствии с выделенными ассигнованиями из бюджета |
6. Информационное предложение по реализации первоочередного
комплексного инвестиционного проекта строительства жилья
в районе ул. Краснодарской
Строительство в городе многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения по ул. 1-я, 2-я Краснодарская, между улицами Международная и Проселочная.
Цель проекта:
Строительство в Железнодорожном районе нового качественного жилья по муниципальным стандартам для улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Строительство жилых домов предусматривается каркасно-монолитным методом - строительная система "Аркос".
Этапы реализации проекта:
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
- расселение и снос ветхого жилья (реализуется муниципальным предприятием - где 100% акций принадлежит муниципалитету);
- разработка проектной и иной разрешительной документации и проведение геологических изысканий (этот этап инвестируется за счет ОАО "ИИАР");
- выполнение строительно-монтажных работ (Финансирование осуществляется за счет реализации 80% квартир по социальным программам с предоставлением ипотечных кредитов);
- формирование Фонда арендного жилья (10 процентов на социальный найм, 10 процентов на коммерческий с продажей по ипотечной схеме).
Ввод объекта в эксплуатацию
Начало расселения - IV квартал 2007 года. Начало строительства - II-III квартал 2008 года. Окончание строительства - II квартал 2010 года.
Собственником участка является Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.
Расходы на отселение
На территории расположены одно и двух этажные жилые дома, которые определены МУ "Департамент ЖКХ и Энергетики" и городской межведомственной комиссией как ветхие и подлежат ликвидации для развития строительства современных жилых комплексов в Железнодорожном районе, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47 и Постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 26.05.2006 N 577.
Жилая площадь квартир подлежащих сносу составляет 11500 м2, из них 2508 м2 находится в муниципальной собственности.
При проведении расселения по этапам единовременно на расселение необходимо не более 111 млн. рублей.
Себестоимость проекта
В себестоимость проекта заложены: строительно-монтажные работы, проектно-сметные и пусконаладочные работы, организационно-мобилизационные работы, услуги генподряда, услуги субподряда, снос зданий и сооружений, расселение из аварийного жилья. Итоговая себестоимость всего проекта составляет 3 780 млн. рублей.
Общая площадь
После расселения и ликвидации ветхого жилья на данном участке можно разместить многоэтажные жилые дома с парковочными местами и со встроенными помещениями общественного назначения общей площадью 210 000 м2, из них площадь жилых помещений - 185 000 м2, площадь торговых помещений - 12000 м2, парковки - 13000 м2
Площадь жилых помещений 185 000 м2 * 0,75 = 138750 м2 общая площадь квартир.
Реализация
Реализация квартир происходит по следующей схеме:
1) 35% от общей площади квартир реализуется по программе "Социальной ипотеки" по льготной цене 25 400 руб.(цены 2008 года) за 1 м2, через ипотеку с 10% ипотечным взносом (на данный момент очередь 500 человек)
48 562 м2 * 25 400 руб. = 1 233 млн. руб. (809 квартир площадью 60 м2)
2) 35 % от общей площади квартир реализуется по льготной цене 29 000 руб. за 1 м2, по муниципальной программе улучшения жилищных условий граждан посредством накопления денежных средств в строительной сберегательной кассе (стройсберкассе) с первоначальным взносом 30% (2009 году - 1000 человек)
48 562 м2 * 29 000 руб. = 1 408 млн. руб. (809 квартиры площадью 60 м2)
3) 20% от общей площади квартир передается в Фонд арендного жилья, где сдается в аренду 10% -на условиях социального найма и 10% - коммерческого найма (по 231 квартире на каждую категорию).
4) 10% поступает на свободный рынок и реализуется с использованием ипотечных кредитов.
13875 м2 * 43 000 руб. = 597 млн.руб.
Ориентировочная сумма выданных ипотечных кредитов 2 761 935 920 рублей.
Торговая площадь 100% реализуется по рыночной цене, на данный момент 60 000 рублей за 1 м2., что в итоговой сумме составляет 720 млн. рублей.
Парковочные машино-места реализуются по цене 200 тыс. руб. за 1 место, доход от реализации составит - 46, 8 млн. рублей
Итоговая сумма по реализации многоэтажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения 4004 млн. рублей.
Прибыль от реализации проекта составит:
4 004 млн. руб. - 3 780 млн. руб. = 224 млн. рублей
Реализация пилотного проекта позволит экономически эффективно с минимальными затратами:
1. Ликвидировать 11500 м2 ветхого и аварийного жилья и построить 210 000 м2 нового жилого фонда.
2. Предоставить квартиры определенным категориям жителей Ростова-на-Дону, доходы которых позволяют приобретать жилье в собственность с использованием накопительных и кредитных механизмов и господдержки, в рамках данной Программы и связанных с ней программ предоставления бюджетных субсидий молодым семьям и гражданам, принятым на квартирный учет:
-более 800 квартир по программе "социальной ипотеки".
-более 800 квартир по программе "стройсберкасс".
3. Предоставить квартиры (социальное жилье) малоимущим гражданам на условиях социального найма с субсидированием части платы за наем( более 230 квартир).
4. Предоставить квартиры в наем (рыночный сегмент) гражданам, доходы которых позволяют оплачивать наем жилья, но не позволяют приобретать его в собственность (более 230 квартир).
5. Предоставить квартиры с использованием ипотечных кредитов гражданам, доходы которых позволяют приобретать жилье без использования механизмов государственной поддержки (более 230 квартир).
6. Выдать ипотечных кредитов на общую сумму более 2,7 млрд.рублей.
7. Создать Фонд арендного жилья как аккумулятора жилой недвижимости для решения всей группы вопросов связанных с расселением аварийного жилья.
7. Оценка эффективности социальных и
экономических последствий реализации программы
Программа имеет социальную направленность, основными критериями эффективности которой являются:
- увеличение объемов жилищного строительства на территории города;
- сокращение объемов аварийного и ветхого жилого фонда;
- снижение социальной напряженности в муниципальном сообществе.
Эффективность реализации Программы будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения участниками Программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства жилья.
8. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией города Ростова-на-Дону.
Управляющий Программой - МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" - в период ее реализации представляет в Администрацию города и Ростовскую-на-Дону городскую Думу ежегодно материалы о ходе реализации программы.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 16 октября 2007 г. N 307 "О принятии основных положений "Комплексной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.