Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1 Влияние развития сети автомобильных дорог
на экономику области
Дорожное хозяйство является одной из отраслей экономики, развитие которой очень сильно зависит от общего состояния экономики страны и в то же время дорожное хозяйство, как один из элементов инфраструктуры экономики оказывает такое же влияние на ее развитие.
Автомобильный транспорт, как один из самых распространенных, мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на ней. Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
- автомобильные дороги - это линейные сооружения, очень материалоемкие, трудоемкие, а следовательно требующие больших финансовых затрат;
- в отличие от других видов транспорта автомобильный транспорт наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога доступна абсолютно всем гражданам страны, водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
- помимо высокой первоначальной стоимости строительства, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог так же требуют больших затрат.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно:
- удобство и комфортность передвижения;
- скорость движения;
- пропускная способность;
- безопасность движения;
- экономичность движения;
- долговечность;
- стоимость содержания;
- экологическая безопасность.
Основной целью деятельности государства по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения и экономики страны в автомобильных дорогах с высокими потребительскими свойствами при минимальных и ограниченных ресурсах.
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд полезных результатов таких, как повышение комфорта и удобства поездок за счет улучшения сети дорог, или экономии времени за счет увеличения средней скорости движения с большим трудом могут быть оценены в денежном выражении, поскольку для них отсутствуют естественные рыночные цены, показывающие ту сумму, которую люди согласны платить за это. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат распылен по широкому спектру большого числа людей за длительный период времени; поэтому его трудно спрогнозировать и проследить его влияние. В-третьих, многие виды полезных результатов от совершенствования дорожного хозяйства являются не прямыми, такие как стимулирование общего развития экономики; чтобы реально оценить этот вид результата, как правило, необходимо учесть капитальные вложения во вне транспортную сферу. Однако, оценка последних, не всегда может быть гарантирована.
Наиболее важные виды результатов улучшения дорожной сети включают следующие элементы:
- снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильными дорогами;
- стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
- экономия времени, как для пассажиров, так и для грузов, находящихся в пути;
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
- повышение комфорта и удобства поездок.
Оценка социальной роли автомобильных дорог может быть проведена по следующим показателям: экономия свободного времени, изменение уровня здоровья населения, увеличение занятости, снижение миграции населения и т.д.
Автодорога является локомотивом устойчивого развития - этот вывод эксперты Всемирного Банка сделали еще 25 лет назад, определив практически линейную связь (с уровнем достоверности 97%) между протяженностью дорог с твердым покрытием и душевым ВВП
В целом улучшение дорожных условий приводит к:
- сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров (за счет увеличения скорости движения);
- снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода ГСМ, за счет снижения износа транспортных средств от плохого качества дорог, за счет повышения производительности труда);
- развитию туризма;
- повышению спроса на услуги дорожного сервиса;
- повышению транспортной доступности;
- снижению последствий стихийных бедствий;
- сокращению числа дорожно-транспортных происшествий:
- улучшению экологической ситуации (за счет роста скорости движения, уменьшение расхода ГСМ);
Таким образом, дорожные условия оказывают влияния на все важные показатели экономического развития страны. Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с бурного развития дорожного строительства. Это объясняется также и тем, что порядка 35-40% средств, направляемых в дорожное хозяйство возвращается в бюджеты всех уровней в форме соответствующих налоговых платежей предприятий и организаций дорожного хозяйства.
Существует так называемый мультипликативный эффект от вложения средств в дорожное хозяйство: если за 100% принять вложения средств в дорожное хозяйство, эти средства распределяются определенным образом, рис. 1
Кроме того, если рассматривать, как распределяются средства, предназначенные на оплату работ собственно дорожных предприятий, то получим следующую картину, рис.2
См. данную форму в
"Рис. 1"
См. данную форму в
"Рис. 2"
Анализ представленных выше диаграмм показывает, что только 26% вложений в дорожное хозяйство используется собственно на оплату работ дорожных предприятий, причем из них 27% возвращаются в бюджет в виде налогов и платежей во внебюджетные фонды. Эти данные подтверждают тот факт, что вложение инвестиций в дорожное хозяйство приводит к увеличению инвестиций в смежные отрасли хозяйства (индустрия строительных материалов, дорожное машиностроение и другие), увеличивают налоговые поступления в бюджет и во внебюджетные фонды, способствуют росту валового общественного продукта региона и страны в целом.
Таким образом, обеспечение финансирования дорожного хозяйства страны и регионов является одной из важнейших задач государства, от успешного решения которой зависит и успех развития экономики регионов и страны в целом. Расчеты показывают, что эффективность работы экономики регионов и всей страны во многом определяется эффективностью функционирования производственной инфраструктуры, которая, в свою очередь, существенно зависит от уровней мобильности товаров (объемы перевозок грузов и грузооборот) и подвижности населения (объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот), обеспечиваемых автомобильным транспортом в повседневных массовых перевозках.
Протяженность автомобильных дорог на 1000 кв. км территории у нас в стране в 5-30 раз ниже, чем в развитых зарубежных странах.
В стране практически отсутствуют современные автомагистрали (скоростные дороги с 4 и более полосами движения). Потребность в них, исходя из размеров движения автомобилей, составляет более 6 тыс. км при фактическом наличии многополосных дорог - 2.1 тыс. км. Причем более трети из этих магистралей требуют реконструкции с изменением параметров дороги, около половины нуждаются в усилении дорожных одежд. Средняя скорость движения на наших магистралях вдвое ниже, чем на аналогичных зарубежных дорогах, что приводит к значительным экономическим потерям.
Отсутствие развитой сети автомобильных дорог - одна из главных причин фактической деградации системы расселения населения. Одним из следствий недостаточной развитости дорожной сети страны, ее неспособности обеспечить даже минимально необходимые уровни мобильности товаров и подвижности населения, стала гипертрофированная урбанизация, породившая целый комплекс известных проблем развития городов.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Ростовской области. Они связывают обширную территорию области с соседними территориями Российской Федерации, обеспечивают жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, во многом определяют возможности развития региона, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития Ростовской области грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2012 году увеличатся в 1.3 раза, а объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями в 1.1 раза. В 2008 году организации автомобильного транспорта области перевезли более 17 900 тыс. тонн грузов и более 402 600 тыс. человек.
Развитие экономики региона во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог общего пользования.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения области, является одним из наиболее существенных ограничений темпов роста социально-экономического развития Ростовской области, поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования имеет важное значение для региона.
1.2 Проблемы развития сети автомобильных дорог
общего пользования Ростовской области
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Ростовской области составляет 38 868,4 километров, в том числе автомобильных дорог федерального значения - 713,8 километров, регионального и межмуниципального значения - 7 490,0 километров, местного значения - 8006,0 километров, протяженность улично-дорожной сети муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности - 22 658,6 километров.
Автомобильные дороги подвержены влиянию природной окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
Недофинансирование дорожной отрасли, в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств, приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества участков недоремонта, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с не удовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.
Доля региональных и межмуниципальных дорог общего пользования Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям в 2008 году составляла 34,4 %, аналогичные показатели соседних территорий составляют: Республика Калмыкия - 50%; Краснодарский край - 48,1%; Ставропольский край - 19,8%; Астраханская область - 30%; Волгоградская область - 32%;; Воронежская область- 11%. Средний показатель по ЮФО - 39,1%.
Доля муниципальных дорог общего пользования местного значения в Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям в 2008 году составляла - 50,2 %.
Для улучшения данных показателей по Ростовской области необходимо увеличение средств, выделяемых на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог. По расчетам выполненным для Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" применительно к Южному федеральному округу для дорог регионального и межмуниципального значения на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог ежегодно требуется более 19 млрд. руб., для муниципальных автомобильных межпоселковых дорог местного значения - более 17 млрд. руб.
Вместе с тем, с учетом сложной финансово-экономической обстановки, областным бюджетом на 2009 год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения предусмотрено - 2,227 млрд. рублей (11,7 % от норматива).
С 2010 года планирование расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения будет осуществляться на принципиально новой основе, путем их расчета на основании соответствующих нормативов. С учетом ограниченной доходной базы областного бюджета единовременный переход на планирование по нормативам в полном объеме не представляется возможным, поэтому будет действовать поэтапный переход на вышеуказанные нормативы. Механизм перехода на финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ростовской области по нормативам денежных затрат будет определен постановлением Администрации Ростовской области, с указанием этапов и сроков перехода.
Показатель "Доля протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети" вводится с 2009 года. На 2010-2012 годы он по экспертной оценке составит - 2,1%, 2,3% и 2,5% соответственно.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.
Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуется реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
По состоянию на 1 января 2009 года 39 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 58 (14%) сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (ремонтонепригодные мосты) и требуется их реконструкция или строительство новых мостов.
На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, для доведения их уровня загрузки до нормативных требований, уже сегодня необходимо свыше 25 млрд. рублей, при ежегодном финансировании 4-5 млрд. рублей. В целом на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения ежегодно требуется около 24 млрд. рублей, с учетом финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания по нормативу.
Себестоимость грузоперевозок, осуществляемых по автомобильным дорогам, имеющих транспортно-эксплуатационные показатели не соответствующие нормативным требованиям повышается, а безопасность движения ухудшается.
278 населенных пунктов Ростовской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования, проживает в них свыше 26 тысяч человек. На решение этой проблемы необходимо более 8 млрд. рублей.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования Ростовской области позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов и координировать усилия бюджетов всех уровней.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное в предыдущий период отставание в выполнении ремонтных работ на сети автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в Программе величин показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.