Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Анализ работы городского пассажирского
транспорта в городе Шахты
Для разработки Программы развития городского пассажирского транспорта (ГПТ) в городе Шахты проведен анализ работы ГПТ и состояния транспортной инфраструктуры, отражающий существующую ситуацию и позволяющий выявить основные проблемы и определить направления дальнейшего развития ГПТ для повышения качества транспортного обслуживания населения города Шахты.
Основными показателями функционирования ГПТ являются: объем перевозок пассажиров, количество подвижного состава, структура парка ГПТ, уровень развития маршрутной сети и инфраструктуры ГПТ, степень выполнения муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания.
Диаграмма общего объема перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом в г.Шахты (рис.2.1) показывает, что количество перевезенных пассажиров в период с 2005 года по 2008 год изменилось незначительно: объем перевозок в 2008 году составил 96,3% от уровня 2005 года.
Основное влияние на снижение объемов перевозок пассажиров общественным транспортом оказали: автомобилизация населения (изменение количества автомобилей, зарегистрированных на территории города, отражено на рис.2.2), увеличение спроса населения на легковые таксомоторные перевозки, обеспечение перевозок работников промышленных предприятий города собственным транспортом, сокращение численности населения.
За последние годы произошли изменения в распределении пассажиров по видам пассажирского транспорта (рис.2.3).
Перераспределение пассажиропотока между различными видами транспорта связано со снижением количества автобусов средней и большой вместимости и увеличением числа маршрутных такси. Увеличение количества маршрутных такси вызвано как увеличением спроса населения на данный вид перевозок, так и расширением маршрутной сети ГПТ. Изменение структуры парка пассажирского транспорта г.Шахты показано на рис.2.4.
Снижение количества транспорта общего пользования связано с выбытием из эксплуатации автобусов и троллейбусов в связи с их физическим износом и недостатком у предприятий средств, необходимых для инвестиций в приобретение нового подвижного состава. Стоимость автобусов малой, средней и большой вместимости за последние годы возросла в два раза. Создаваемые на предприятиях амортизационные фонды вследствие низкой балансовой стоимости имеющихся транспортных средств недостаточны для осуществления затрат, необходимых для приобретения нового подвижного состава. Это не позволило предприятиям городского пассажирского транспорта проводить своевременное обновление парка. В свою очередь, низкое техническое состояние автобусного парка влияет на снижение спроса населения на данный вид перевозок и отражается на объеме получаемых предприятиями доходов.
Начатая в 2007-2008 годах замена автобусов общего пользования (диаграмма на рис.2.5), позволила приостановить снижение их количества и несколько обновить автобусный парк. По состоянию на 01.01.2009г. доля автобусов со сроком службы до 5 лет составила 35% (в 2005 году этот показатель равнялся 8%). Однако для изменения общей структуры парка пассажирского транспорта города этого недостаточно. Соотношение количества автобусов общего пользования и автобусов особо малой вместимости (маршрутных такси) практически не изменилось.
Низкое техническое состояние парка автобусов общего пользования отрицательно сказывается на выполнении муниципального заказа на пассажирские перевозки (как на выпуске подвижного состава на линию, так и на выполнении действующего расписания).
При снижении перевозок транспортом общего пользования значительное развитие получили перевозки автобусами особо малой вместимости в режиме маршрутного такси. Это позволило в некоторой степени смягчить последствия выбытия автобусов средней и большой вместимости и обеспечить перевозки населения города в необходимом объеме. Кроме того, в основном именно за счет увеличения количества маршрутных такси решались проблемы расширения маршрутной сети города, обеспечения комфортности поездок. Но в то же время увеличение числа маршрутных такси негативно сказалось на загруженность транспортных магистралей города, остановочных пунктов, ухудшение экологической обстановки. В связи с незначительной вместимостью микроавтобусы не всегда в состоянии справиться с нагрузками в "пиковое" время, особенно при вывозе пассажиров с промежуточных остановок. Только автобусы средней и большой вместимости наиболее эффективно могут справляться с перевозкой большого количества пассажиров при одновременном снижении влияния вышеперечисленных негативных факторов на городскую инфраструктуру.
Поэтому одной из основных задач Программы, направленной на повышение качества обслуживания пассажиров, является обеспечение условий обновления парка городских автобусов средней и большой вместимости, изменения структуры парка ГПТ путем увеличения доли автобусов средней и большой вместимости.
За последние годы значительное развитие получила маршрутная сеть города Шахты. Всего начиная с 2005г. введено 15 новых маршрутов. По территориальному расположению маршрутная сеть г.Шахты состоит в основном из радиальных и диаметральных маршрутов, соединяющих отдельные районы города с его центральной частью или соединяющих разные микрорайоны, но также проходящих через центр города. Организация диаметральных маршрутов позволила разгрузить центральную часть города от стоянки пассажирского транспорта. Общая протяженность всех маршрутов достигла 1200 километров. Строительство и реконструкция дорог позволили расширить и охватить пассажирскими перевозками отдаленные микрорайоны города, в основном решить задачу беспересадочного сообщения между ними. Изменение количества маршрутов показано на рис.2.6.
Маршрутная сеть ГПТ на территории г.Шахты по состоянию на 01.01.2009г. состоит из 65 маршрутов. Дальнейшее развитие и оптимизация маршрутной сети будут связаны, в первую очередь, с реконструкцией и строительством дорог в соответствии с Генеральным планом города. Схема существующей маршрутной сети представлена на рис.2.7.
Действующие в настоящее время тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте были введены еще в октябре 2005 года. Тарифы уже не покрывают возросших по объективным причинам эксплуатационных затрат пассажирских предприятий. Это привело к ухудшению их финансового положения, вызвало вследствие недостаточного уровня заработной платы дефицит водительских кадров, сдерживает модернизацию автобусного парка. Установление тарифов на проезд на экономически обоснованном уровне - одна из главных мер для стабилизации финансового состояния предприятий ГПТ, улучшения качества транспортного обслуживания населения.
Больное место инфраструктуры общественного пассажирского транспорта - состояние остановок: на многих из них пришли в негодность навесы, отсутствуют лавочки для пассажиров, нет соответствующих дорожных знаков, расписаний движения, не говоря уже об эстетическом уровне остановочных павильонов. В 2008 году была проведена инвентаризация всех 300 остановок городского пассажирского транспорта. Составлен электронный каталог остановок. С учетом результатов инвентаризации должны быть определены их балансодержатели, необходимость и очередность сооружения или ремонта остановочных павильонов, составлены соответствующие сметы и решен вопрос финансирования работ по сооружению, ремонту и содержанию остановок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.