Решение Ростовского областного суда
от 25 апреля 2005 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 41-Г05-24 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
в лице судьи Охнянской Л.Н.
при секретаре Бурмич О.А.
с участием прокурора Абдулиной С.В.
В открытом судебном заседании в помещении Ростоблсуда, рассмотрев дело по заявлению Путрина Виктора Яковлевича об отмене в части постановления Администрации Ростовской области от 15.12.2004 г. N 488 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Ростовской области",
установил :
постановлением Администрации Ростовской области от 15.12.2004 г. N 488 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Ростовской области" утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Данное постановление опубликовано в газете "Наше время" 28.12.2004 г.
Путрин В.Я. обратился в Ростовский областной суд с заявлением об отмене п. 16 указанного постановления Администрации Ростовской области 15.12.2004 г. N 488, сославшись на следующие обстоятельства. Обязательным условием реформирования условий оплаты жилищно-коммунальных услуг является соблюдение социальных стандартов, установленных федеральными органами власти, с обязательным предоставлением социальных гарантий гражданам с низкими доходами. Одно из условий соблюдения социальных стандартов - оплата за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 22 % от совокупного семейного дохода и соответствовать другим федеральным социальным стандартам. В связи с принятием постановления Администрации Ростовской области N 488 семья заявителя перестала получать субсидии в связи с тем, что сам заявитель и его совершеннолетняя дочь не работают, а п. 16 Положения, которое утверждено указанным постановлением, исключает неработающих граждан из числа граждан, имеющих право на субсидию.
Заявитель полагает, что отказ в предоставлении субсидии по указанным выше основаниям противоречит Конституции РФ, так как не занятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности, принуждение к труду в какой-либо форме не допускается.
Путрин В.Я. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Попова А.В. Представитель Путрина В.Я. - Попов А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, поддержал заявление и пояснил, что одним из условий соблюдения социальных стандартов является положение о том, что оплата за ЖКУ не должна превышать 22 % от совокупного семейного дохода . Семья заявителя имела право на субсидию, но в связи с принятием постановления Администрации Ростовской области N 488 лишена права на получение субсидии. Попов А.В. пояснил в судебном заседании, что субъектом Федерации должен определяться порядок предоставления субсидий неработающим членам семьи, что сделано не было. Неработающие члены семьи фактически были исключены вообще из состава семьи, имеющей право на субсидии. Указанное обстоятельство подтверждается п. 30 Положения, который предусматривает, что среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи, определяемых с учетом порядка и условий, предусмотренных п. 16 настоящего Положения.
Представители Администрации Ростовской области Ярцев В.Л. и Смеян С.А., действующие по доверенностям, в судебное заседание явились, считают заявленные требования необоснованными. Представитель Администрации Ростовской области пояснил в судебном заседании, что постановление в обжалуемой части не противоречит положениям федерального законодательства и принято в пределах компетенции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ростовской области регламентирован постановлениями: Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и Администрации Ростовской области от 15.12.2004 г. N 488 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Ростовской области".
В соответствии с п. 3 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. N 444 субсидии предоставляются:
а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
в) члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
г) собственнику жилого помещения, в том числе члену товарищества собственников жилья;
д) гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.
Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.
В соответствии с п. 6 указанного Положения для получения субсидий граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства следующие документы:
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 16 Положения условия и порядок предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены семьи которых не имели в течение расчетного периода, указанного в п. 27 настоящего Положения, доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи, как указано в п. 30, исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи, определяемых с учетом порядка и условий, предусмотренных п. 16 Положения.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Администрацией Ростовской области в пределах ее компетенции было принято постановление N 488 от 15.12.2004 г., которым утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 16 Положения семьям, совершеннолетние трудоспособные члены которых не имели в течение расчетного периода, указанного в п. 27 Положения, доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, субсидия назначается на всех членов семьи, представивших сведения о доходах в течение расчетного периода.
Данный пункт устанавливает на территории Ростовской области порядок и условия предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены семьи которых не имели в течение расчетного периода доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы. Субсидия назначается на всех членов семьи, представивших сведения о доходах в течение расчетного периода.
Оспариваемый п. 16 Положения не противоречит постановлению Правительства РФ N 444 от 30.08.2004 г. и принят в полном соответствии с указанным постановлением.
Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации, как социального государства (ч. 1 ст. 7), предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Если в силу возраста, состояния здоровья, по другим независящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.
Государственная помощь гарантирована тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин не могут реализовать свои конституционные права, к которым наряду с другими относится право на свободный труд и свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). При этом действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено предоставление государством различных видов помощи своим гражданам.
Таким образом, лица, не имеющие объективных препятствий к реализации своего права на свободный труд, свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности и профессии, не изъявляющие желание работать и не подпадающие под действие нормативных правовых актов, устанавливающих условия предоставления различного вида государственной помощи, не имеют право на субсидии, предоставляемые в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 15.12.2004 г. N 488. При этом право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг сохраняется за остальными членами семей, в состав которых входят такие граждане.
Доводы заявителя о том, что п. 16 Положения исключает из числа граждан, имеющих право на субсидии, неработающих совершеннолетних членов семьи, что противоречит федеральному законодательству, являются необоснованными.
Во-первых, постановление Правительства РФ N 444 передает право устанавливать порядок и условия предоставления субсидий указанной категории граждан субъекту Российской Федерации.
Во-вторых, постановлением Правительства РФ N 444 предусмотрено, что для получения субсидий, необходимо предоставление документов, подтверждающих доходы заявителя и всех членов семьи.
Из чего можно сделать логический вывод о том, что именно на указанных граждан, представивших соответствующие документы, и должна предоставляться субсидия.
В-третьих, совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6-12 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Указанные нормы закона определяют доходы, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Таким образом, каждый член семьи должен представить сведения о полученном им доходе. Если же такого дохода нет, то и среднедушевой доход должен определяться без учета этого члена семьи.
При таких обстоятельствах, не усматривается несоответствия обжалуемого постановления федеральному законодательству и отсутствуют основания для удовлетворения заявления Путрина В.Я. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления Путрина В.Я. об отмене п. 16 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области N 488 от 15.12.2004 г. "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению Ростовской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Ростоблсуд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 25 апреля 2005 г.
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.rostoblsud.ru)