Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
По мере развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Формирование "электронного правительства" в Ростовской области стало возможным благодаря широкому распространению информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Ростовская область стремительно сокращает отставание от развитых регионов России. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационные и телекоммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Обеспечен минимальный доступ населения к сетям общего пользования Интернет через коллективные точки доступа. В 2008 году плотность пользования сетью Интернет в Ростовской области составила 16,6 процента, что на 5,4 процента выше аналогичного показателя предыдущего года. Количество домохозяйств, имеющих домашний компьютер, составляет 22 процента; количество пользователей мобильной связи - 4891 тыс. человек. В рамках национального проекта "Образование" к сети Интернет уже подключено более 1170 школ, по этому показателю Ростовская область занимает второе место в Южном федеральном округе. Также к сети Интернет подключены все центральные районные и городские больницы, областные лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ). Функционируют 655 пунктов коллективного доступа к глобальной сети, созданных на базе Управления Федеральной почтовой связи Ростовской области. Сформирована единая областная многоуровневая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации. Информационные системы здравоохранения включают в себя следующие базы данных: данные о льготном лекарственном обеспечении, данные о паспортизации ЛПУ, регистры больных, направленных для оказания высокотехнологической медицинской помощи в федеральные лечебные учреждения.
Для информирования населения создан портал www.donland.ru, на котором регулярно публикуется информация о деятельности Администрации Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
В сфере государственного и местного управления в области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Решен ряд задач, связанных с формированием в органах государственной власти базовой информационно-технологической инфраструктуры. Потребности органов государственной власти в вычислительной технике удовлетворены на 80 процентов. Создана "Корпоративная сеть телекоммуникационной связи областных органов государственной власти и административных центров муниципальных образований области" (далее - КСТС), связавшая в единое информационное пространство администрации 55 муниципальных образований и 28 органов исполнительной власти области. КСТС позволяет осуществлять оперативный электронный обмен между органами власти и муниципальными образованиями. На ее базе развернут ряд новых информационных систем, в том числе система видеоконференцсвязи Администрации Ростовской области с административными центрами 55 муниципальных образований, внедрена система электронного документооборота "Дело", разработана система автоматизации функций работников администраций поселений Ростовской области, создан корпоративный портал Администрации Ростовской области, корпоративная электронная почта, система криптографической защиты информации.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
В таблице N 1 приведен сравнительный анализ показателей развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.
Таблица N 1
Сравнительный анализ
показателей развития и использования современных
информационных и телекоммуникационных технологий
в субъектах Российской Федерации
N п/п |
Наименование показателей |
Значение по субъектам Российской Федерации (баллов*) |
||||
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
ИКТ-инфраструктура |
|||||
1.1. |
Телефонная плотность стационарной связи |
3,23 |
3,79 |
3,55 |
3,32 |
|
1.2. |
Проникновение сотовой подвижной связи |
2,69 |
4,00 |
3,10 |
4,42 |
|
1.3. |
Число персональных компьютеров (ПК) на 100 человек населения |
3,20 |
3,00 |
3,01 |
2,47 |
|
1.4. |
Число абонентов Интернета на 100 человек населения |
1,31 |
1,61 |
2,07 |
1,76 |
|
2. |
ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления |
|||||
2.1. |
Число ПК на 100 занятых в органах государственной власти субъекта РФ (далее - ОГВ) |
6,35 |
4,07 |
4,83 |
4,28 |
|
2.2. |
Число ПК, имеющих доступ к Интернету, на 100 занятых в ОГВ |
2,66 |
4,20 |
4,47 |
2,18 |
|
2.3. |
Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (далее - ОМС) |
3,84 |
2,49 |
1,87 |
2,27 |
|
2.4. |
Число ПК, имеющих доступ к Интернету, на 100 занятых в ОМС |
2,82 |
2,09 |
1,94 |
2,32 |
|
3. |
ИКТ в здравоохранении |
|||||
3.1. |
Число ПК на 100 занятых в ЛПУ |
2,34 |
3,32 |
2,48 |
2,82 |
|
3.2. |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к Интернету |
6,20 |
6,40 |
6,18 |
6,43 |
|
4. |
ИКТ в образовании |
|||||
4.1. |
Число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах |
3,01 |
3,39 |
2,88 |
2,76 |
|
4.2. |
Доля школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше |
3,74 |
3,52 |
4,69 |
5,84 |
|
5. |
ИКТ в культуре |
|||||
5.1. |
Доля библиотек, имеющих ПК |
3,72 |
1,40 |
1,89 |
3,05 |
|
5.2. |
Доля библиотек, имеющих доступ к Интернету |
2,58 |
1,18 |
1,16 |
1,75 |
* Оценка показателя региона характеризуется в интервале от 1 до 7 в соответствии с Индексом готовности регионов России к информационному обществу, издаваемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Сравнительный анализ развития информационного общества в подындексах приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Сравнительный анализ
развития информационного общества в подындексах
N п/п |
Наименование подындекса |
Ростовская область |
Республика Татарстан |
Волгоградская область |
Краснодарский край |
Место в рейтинге | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
ИКТ-инфраструктуры |
68 |
36 |
47 |
43 |
2. |
ИКТ в государственном и муниципальном управлении |
8 |
10 |
32 |
40 |
3. |
ИКТ в здравоохранении |
33 |
10 |
30 |
13 |
4. |
ИКТ в образовании |
58 |
43 |
60 |
31 |
5. |
ИКТ в культуре |
29 |
62 |
56 |
28 |
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий.
Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы:
риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации.
В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов власти для планирования расходов на информационные и коммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Значительное место в Программе уделено мероприятиям по информатизации образования и развитию кадрового потенциала сферы ИКТ.
Эти меры должны повысить эффективность методов обучения, расширить доступ населения к получению образования за счет средств дистанционного доступа. Кроме того, в области развития образования значение мероприятий программы состоит в повышении общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией, в развитии системы подготовки специалистов для сферы ИКТ.
Предполагаемые Программой темпы распространения ИКТ в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах ИКТ-сектора. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области и нормативными правовыми актами отдельных исполнительных органов власти;
риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения.
Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов их выполнения;
риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности;
риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.
В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации проекта. Кроме того, предполагается обеспечить реализацию проектов, имеющих не только комплексный межведомственный характер, но и отраслевой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.