Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
Решение комплекса задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008, Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (рассмотрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года), Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803, проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной Областным законом от 14.01.2008 N 852-ЗС, требует разработки Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы".
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, включая учреждения, подведомственные минобразованию области, а также учреждения, подведомственные органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальных систем образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", что обуславливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке задач, непосредственно связанных с реализацией полномочий минобразования области.
Минобразование области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных минобразованию области государственных областных учреждений общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, учреждений государственной поддержки детства (общее количество подведомственных учреждений составляет 197), на финансовое обеспечение выполнения подведомственными минобразованию области государственными автономными учреждениями Ростовской области государственных заданий, средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем перечисления местным бюджетам субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Образовательный комплекс в Ростовской области - один из крупнейших в Российской Федерации. Он включает в себя около 3,5 тыс. образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов. В целом в сфере образования области занято свыше 150 тыс. работников.
Один из главных приоритетов Ростовской области - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день в Ростовской области около 14 тыс. детей-сирот, из них более 10 тыс. охвачены различными формами семейного устройства, существуют 128 приемных семей, в которых воспитывается 417 детей. Министерством проводится системная работа по оптимизации сети образовательных учреждений государственной поддержки детей. В 2009 году в Ростовской области функционируют 38 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых находится на воспитании 1 329 детей (в 2008 году - 41 учреждение, 1530 детей).
Мероприятия Программы направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.
Актуальной является проблема недостаточной обеспеченности потребности в получении общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их социализации. В Ростовской области создана стабильная система специального (коррекционного) образования, включающая 30 специальных (коррекционных) обще-образовательных школ и школ-интернатов с числом обучающихся свыше 4,5 тыс. человек. Коррекционным образованием в среднем по области охвачено около 95 процентов от числа выявленных детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. В ближайшие годы рост сети специальных (коррекционных) учреждений не предусматривается. Мероприятия Программы направлены на обеспечение условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья за счет модернизации учебно-материальной базы действующих специальных (коррекционных) школ, а также через интеграцию детей данной категории в массовую школу.
На сегодняшний день в области количество детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, составляет 1614 человек. Из них по программе массовой школы обучается 950 детей-инвалидов. В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы в 2009 году началась реализация направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", что позволит создать условия для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным интернет-ресурсам. В 2010 - 2011 годах планируется создать условия для организации дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов. Реализацию направления предполагается осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.
На современном этапе актуальной является проблема совершенствования содержания и повышения качества начального и среднего профессионального образования с учетом современных требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 05.10.2007 N 386, минобразованием области проведена работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования (реорганизовано путем присоединения 5 учреждений начального и 2 - среднего профессионального образования). На 1 января 2009 года в Ростовской области функционировало 87 учреждений начального и 16 - среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости учебных групп государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В отдельных учреждениях начального и среднего профессионального образования произведено слияние учебных групп с низкой наполняемостью. Студенты учебных групп заочной формы обучения, численность которых не превышала 10 человек, переведены на экстернатную форму обучения. В 2008 году государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования были получены лицензии на открытие 38 новых профессий и специальностей, востребованных на региональном рынке труда. Мероприятия Программы предусматривают дальнейшую реструктуризацию и оптимизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования и доведение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 71, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 22 к 2014 году.
С 2009 года проводятся мероприятия по созданию условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования Ростовской области на 2007 - 2010 годы минобразованием области ведется работа по модернизации учебно-материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, оснащению 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих высокой квалификации современным оборудованием. Из областного бюджета только в 2008 году на эти цели израсходованы средства в объеме 100 млн. рублей. Однако этих мер недостаточно. Материальная база государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования морально устарела, необходимо оснащение современным оборудованием, соответствующим требованиям инновационной экономики. Стоит проблема недостаточного соответствия объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования потребностям регионального рынка труда, необходимости обеспечения экономики и социальной сферы области профессиональными кадрами, в том числе педагогическими, в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда. Региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования, формируемый ежегодно с учетом прогнозной потребности экономики области, не обеспечивает в полной мере ее потребность как в объемах, так и в профилях подготовки рабочих и специалистов.
Приоритетной является задача ликвидации аварийности учреждений начального и среднего профессионального образования области. Программой предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту аварийных объектов.
Существующие проблемы в сфере профессионального образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка рабочей силы и образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему профессиональной подготовки кадров и специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда.
Одновременно с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей, являются учреждения дополнительного образования. В области на 1 января 2009 года функционировало 224 муниципальных и 5 областных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 228 тыс. детей по 70 направлениям детского творчества и 64 видам спорта. В среднем охват услугами дополнительного образования по области составляет 62,2 процента. Реализация мероприятий Программы позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 67 процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, относится к вопросам местного значения муниципальных образований. От грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи в получении качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.
Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, в области нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2000 по 2008 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по области сократилась более чем на 178 тыс. человек (на 32 процента). Только в 2008 году их число по сравнению с 2007 годом сократилось на 7,4 тыс. человек (на 2 процента).
В рамках работы по исполнению указов Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" минобразованием области проводится промежуточный мониторинг достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности, предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года по каждому муниципальному образованию в динамике по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а также по среднегодовым значениям показателей. Наибольшие неэффективные расходы сформировались по муниципальным общеобразовательным учреждениям. Принятые в 2008 году меры по оптимизации сети общеобразовательных учреждений привели к снижению объема неэффективных расходов, связанных с наполняемостью классов ниже нормативной.
На начало 2009 - 2010 учебного года в результате управленческих мер средняя наполняемость классов муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений доведена по городским школам до 25,3 (в 2008 году - 24,4), сельским - до 15,8 (в 2008 году - 14,7). Таким образом, несмотря на снижение контингента обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2009 - 2010 учебного года на 2,6 тыс. человек, показатели средней наполняемости классов в среднем по области удалось довести до уровня не ниже нормативных (в городе - 25, в селе - 14). Это явилось результатом принятых мер по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Количество муниципальных общеобразовательных школ (юридических лиц) сокращено на 25 (в 2009 году - 1146, в 2008 году - 1171), их филиалов - на 82 (в 2009 году - 183, в 2008 году - 265), образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста школ - детских садов - на 14 (в 2009 году - 21, в 2008 году - 35). Количество классов и классов-комплектов общеобразователь-ных учреждений сокращено по сравнению с прошлым учебным годом на 1173.
В итоге неэффективные расходы, связанные с низкой наполняемостью классов, по предварительным расчетам сведены к нулю. Однако в большей части муниципальных общеобразовательных учреждений остается значительная диспропорция в численности учителей и прочих работников, избыточная численность работников, что приводит к неэффективным расходам по управлению кадровыми ресурсами.
В школах, расположенных в сельской местности, где обучается 38 процентов учащихся, работает 49,9 процента учителей. Если в городах на одного учителя дневных общеобразовательных учреждений в среднем приходится 14,8 учащихся, то в селах - 9,0. Вместе с тем в сельских школах существует и усиливается дефицит квалифицированных учителей по отдельным предметам учебного плана: английский язык, информатика, математика, русский язык и литература, физическая культура, поэтому осуществляется система замены недостающих учителей теми, кто может взять на себя эту нагрузку. Доля учителей, преподающих два и более предметов на селе, значительно превышает аналогичный показатель по городу. В течение ряда лет наблюдается процесс "старения" педагогических кадров. Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, составляет около 7,5 процента. Анализ показывает рост доли учителей пенсионного возраста (в 2007 году - 15,7 процента, в 2008 году - 19,2 процента).
Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучающихся, остро проявляет себя устаревшая материально-техническая база. Только 54,4 процента школ имеют все виды благоустройства, в том числе городские школы - 94 процента, сельские - 38 процентов. Спортивные залы имеют 92 процента городских и 68 процентов сельских школ, библиотеки - 98 процентов городских и 80 процентов сельских школ, столовые или буфеты - 96 процентов городских и 66 процентов сельских школ, бассейны - 4 процента городских и 0,7 процента сельских школ. Имеет место отставание малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении. Условия дефицита ресурсов при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.
Одним из эффективных путей создания условий для получения качественного образования детей, независимо от места проживания, является организация образовательного процесса на базе опорных школ. Таких опорных школ в области на сегодняшний день 122. Именно в опорные школы в приоритетном порядке поставляется современное оборудование для оснащения учебных кабинетов.
К 2008 году полностью решена проблема подвоза школьников к месту обучения, что существенно повысило доступность качественного общего образования в сельской местности, 1129 школьных автобусов подвозят детей к базовым общеобразовательным учреждениям, разработано 1 093 школьных маршрута общей протяженностью 20 263 км. Поставка автобусов в сельские школы позволила улучшить условия обучения более чем 31 тыс. учащихся, большая часть из которых - старшеклассники.
Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, российская школа не имеет права быть ветхой. В этом направлении в области в течение ряда лет ведется планомерная работа. Только за 2006 - 2008 годы проведен комплексный капитальный ремонт более 500 объектов образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов образования. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является создание региональной системы оценки качества образования. Необходимо осуществлять оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций, участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования, создание методики сопоставления качества образования в различных муниципальных образованиях области.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания школьников, внедрения и трансляции на образовательные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения, создания условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта.
Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.
В области функционирует 1 340 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе 1 245 государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Несмотря на существенные меры по обеспечению потребности жителей области в услугах дошкольного образования, проблема нехватки дошкольных мест остается острой. Как показывают результаты опроса общественного мнения в 2008 году, значимость строительства и реконструкции детских садов не снижается.
Среднеобластное значение показателя удовлетворенности потребности в услугах дошкольного образования составляет 81,2 процента (городские округа - 82,5 процента, муниципальные районы - 79,3 процента). По 6 муниципальным районам этот показатель составляет 100 процентов (Ремонтненский, Советский, Милютинский, Куйбышевский, Кашарский, Зимовниковский районы), тогда как в Усть-Донецком, Багаевском, Зерноградском районах - менее 65 процентов. В городах: Шахты, Ростове-на-Дону, Зверево удовлетворенность услугами дошкольного образования превышает 90 процентов, в городах: Новочеркасске, Таганроге - не достигает 70 процентов.
За 2007 - 2008 годы дополнительно введено 8 136 мест, охват дошкольным образованием достиг 54,7 процента, что выше соответствующего показателя 2007 года на 1,7 процента, однако ниже среднероссийского уровня (56 процентов). До конца 2009 года запланировано введение 4 000 дошкольных мест.
Несмотря на значительный прирост дошкольных мест, очередь на устройство детей в дошкольные учреждения составляет более 28 тыс. детей, из них 9,5 тыс. человек (34 процента общей очереди) - это дети в возрасте от 3 до 6 лет, 8,2 тыс. человек (29 процентов общей очереди) - в возрасте от 1,5 до 3 лет. Таким образом, реальная очередь составляет около 17 тыс. детей. Устройство в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте до 1,5 лет не требует немедленного решения проблемы.
Минобразованием области проведен демографический анализ по каждому сельскому поселению и городскому округу с точки зрения охвата детей услугами дошкольного образования, потребности в дополнительных дошкольных местах. Проведена инвентаризация общеобразовательных учреждений на предмет наличия свободных площадей, которые могут быть использованы для создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений.
Одним из направлений подпрограммы "Развитие профессионального образования" является поддержка высшей школы и использование потенциала ФГАОУ ВПО ЮФУ в интересах социально-экономического развития Ростовской области. В среднесрочной перспективе (5 - 6 лет) ФГАОУ ВПО ЮФУ должен войти в число 10 ведущих вузов России, в долгосрочной (12 - 15 лет) - в число наиболее престижных вузов мира. ФГАОУ ВПО ЮФУ, являющийся мощным научно-образовательным центром, способен обеспечить подъем экономики Ростовской области и решение проблем в социальной сфере, создать эффективную площадку межконфессионального, межэтнического диалога, обеспечить подготовку региональных элит. Решение этих задач возможно путем эффективного использования научного, кадрового потенциала ФГАОУ ВПО ЮФУ, возможностей современной материально-технической и учебно-методической базы университета.
Программой предусмотрены мероприятия по организации работы с одаренными детьми с использованием потенциала ФГАОУ ВПО ЮФУ, организации выплат, стимулирующих результативную инновационную деятельность студентов, аспирантов, молодых ученых вузов в Ростовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.