Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ростовской области
от 06.12.2010 N 338
Областная долгосрочная целевая программа
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Ростовской области на 2011 - 2013 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
- |
Областная долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Администрации Ростовской области от 12.08.2010 N 94 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2013 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
министерство жилищно-коммунального хозяйства области (далее - министерство ЖКХ области) |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство ЖКХ области; министерство промышленности и энергетики области (далее - минпромэнерго области) |
Разработчик Программы |
- |
министерство ЖКХ области |
Основная цель Программы |
- |
создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации |
Основные задачи Программы |
- |
создание системы эффективного управления в коммунальном секторе; государственная поддержка муниципальных образований в реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры; стимулирование долгосрочных частных инвестиций путем создания эффективных механизмов тарифного регулирования коммунальных предприятий; повышение эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и ресурсосбережение; создание безопасных условий эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг; снижение негативного воздействия на окружающую среду; создание информационно-аналитической базы данных о состоянии ЖКХ и мониторинг реализации Программы |
Сроки реализации Программы |
- |
2011 - 2013 годы |
Структура Программы, основные мероприятия Программы |
- |
Паспорт Программы. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели. III. Система программных мероприятий. Ресурсное обеспечение Программы. IV. Нормативное обеспечение. V. Механизм реализации Программы. Организация управления и контроль за ходом ее реализации. VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы. Приложение N 1. Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы. Приложение N 2. Система программных мероприятий по реализации Программы. Приложение N 3. Объемы и источники финансирования в 2011 - 2013 годах мероприятий Программы. Приложение N 4. Методика отбора муниципальных образований (проектов) и расчета межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики, включая разработку проектно-сметной документации. Приложение N 5. Методика отбора объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета по направлению расходования средств "Строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации". Приложение N 6. Перечень объектов строительства и реконструкции в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2011 году. Приложение N 7. Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры на 2011 год (главный распорядитель средств - министерство ЖКХ области). Приложение N 8. Распределение средств областного бюджета на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры на 2011 год (главный распределитель средств - министерство ЖКХ области). Приложение N 9. Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета, Фонда софинансирования расходов на строительство и реконструкцию муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и на строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации, на 2011 год (главный распорядитель средств - минпромэнерго области). Приложение N 10. Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2013 годы". Программа не содержит подпрограмм. Основные мероприятия Программы: строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая разработку проектно-сметной документации, том числе, реализация мероприятий в рамках государственной поддержки комплексного инвестиционного плана модернизации г. Гуково; строительство и реконструкция муниципальных объектов теплоэнергетики, включая разработку проектно-сметной документации; строительство и рекультивация муниципальных объектов размещения отходов потребления, включая разработку проектно-сметной документации; строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации; информационно-аналитическое сопровождение Программы |
Исполнители Программы |
- |
министерство ЖКХ области; минпромэнерго области; муниципальные образования, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - муниципальные образования); организации коммунального комплекса |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
14 477 746,8 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3 583 066,9 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 2 032 376,9 тыс. рублей; в 2012 году - 1 550 690,0 тыс. рублей; в 2013 году - 0,0 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 6 982 400,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 2 515 900,0 тыс. рублей; в 2012 году - 2 233 250,0 тыс. рублей; в 2013 году - 2 233 250,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 902 279,9 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 902 279,9 тыс. рублей; в 2012 году - 0,0 тыс. рублей; в 2013 году - 0,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 3 010 000,0 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 3 010 000,0 тыс. рублей; в 2012 году - 0,0 тыс. рублей; в 2013 году - 0,0 тыс. рублей. Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете. Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
в результате реализации Программы планируется: повышение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованием безопасности в общей численности населения области, до 86,5 процента, повышение доли нормативно очищенных сточных вод до 30 процента; снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, до 37,8 процента; увеличение доли частного капитала, привлеченного в коммунальный сектор, до 60 процентов; снижение количества встроенных газовых котельных, не отвечающих требованиям безопасности, до 51 единицы; повышение уровня газификации населенных пунктов области до 78,8 процента |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением предприятий, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
В 2009 году (данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области - далее Ростовстат) объем инвестиций в коммунальный сектор Ростовской области, освоенный крупными и средними организациями, составил 4 865,9 млн. рублей, из них на долю внебюджетных средств (частных инвестиций) приходилось 2 142,3 млн. рублей, или 44 процента.
Общая ежегодная потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается более чем в 15,0 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
В настоящее время в Ростовской области эксплуатируется 1 574 водопровода и отдельных водопроводных сетей, в том числе в сельской местности эксплуатируется 1 440 (91,5 процента). Сельские водопроводы, как правило, небольшой производительностью, имеют высокий уровень износа сетей и подают воду в объеме 47 процентов, не соответствующую нормативам СанПиНа по качеству питьевой воды. Доля населенных пунктов области, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, в 2009 году составила 67,6 процента.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов достигают 60 процентов. Одним из последствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Для сравнения, в целом по Российской Федерации доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 25 процентов от общего объема забора. Потери воды в сетях водоснабжения составляют в среднем 20 процентов от общего объема подачи в сеть.
Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоаварийной защиты.
В области по итогам 2009 года (данные Ростовстата) объем подачи воды насосными станциями 1-го подъема составил 482 млн. м3, при этом установленная производственная мощность их - 4,2 млн. м3/сут., или 1 533 млн. м3/год. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений - 1,7 млн. м3/сут., или 615 млн. м3/год. Пропуск воды через очистные сооружения водоснабжения за 2009 г. - 382 млн. м3, в том числе нормативно очищенной - 358 млн. м3.
Одиночное протяжение водопроводных сетей составляет:
водоводов - 5 889,9 км, в том числе нуждающихся в замене - 2 364,4 км (40 процентов);
уличной водопроводной сети - 15 903,2 км, в том числе нуждающейся в замене - 8 144,7 км (51 процент);
внутриквартальной и внутридворовой сети - 2 523,8 км, в том числе нуждающейся в замене - 1 059,6 км (42 процента).
В целом по Ростовской области 47,6 процента водопроводных сетей нуждается в замене. По данным технической инвентаризации, на 01.01.2009 в Российской Федерации 30 процентов сетей водоснабжения и канализации требовали замены.
В 2009 году заменено 381,8 км водопроводных сетей, или 1,6 процента от общей протяженности, в том числе:
водоводов - 54,2 км;
уличной водопроводной сети - 295,9 км;
внутриквартальной и внутридворовой сети - 31,7 км.
Количество аварий и прорывов на объектах водоснабжения в области за последние годы увеличивается. В целом по области на трубопроводах систем водоснабжения, по данным мониторинга, в 2009 году составило 49 095 ед. (2 аварии на 1 км).
Централизованным водоснабжением охвачено 80,7 процента населения в Ростовской области, в городах области - 91,9 процента, в сельской местности - 65,9 процента. Для сравнения, в Российской Федерации 22 процента населения не обеспечены услугами централизованного водоснабжения.
Количество сельских населенных пунктов, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 1 288 - 56,6 процента от их общего числа.
Для питьевых целей более 7 процентов населения области использует воду из общественных и индивидуальных колодцев, качество которых не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по химическим и микробиологическим показателям.
В целом по области около 100 тыс. населения обеспечивается привозным водоснабжением, которое не гарантирует эпидемиологическую безопасность питьевой воды.
По состоянию на 01.01.2010 доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованием безопасности, в общей численности населения области составляет 83,7 процента (данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, далее - Роспотребнадзор).
Основными источниками водоснабжения в области по объему поднятой воды являются поверхностные источники (80 процентов), на долю подземных источников приходится 20 процентов.
На территории Ростовской области, по данным Роспотребнадзора, сохраняется высокое химическое и, особенно, микробное загрязнение воды поверхностных водоемов в местах водозаборов, черте населенных мест и зонах рекреаций. Степень микробиологического загрязнения воды в местах водозаборов ежегодно составляет от 26 до 40 процентов. В зонах рекреаций и черте населенных мест не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям до 45 процентов проб воды.
Причинами загрязнения поверхностных водных объектов в области являются сброс неочищенных, недостаточно очищенных и не обеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс ливневых, таловых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем.
В Ростовской области из 2 282 населенных пунктов централизованные системы канализации имеют только 101 (4,4 процента), на территории которых размещается 77 очистных сооружений канализации по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод. Санитарно-техническое состояние 40 процентов сооружений канализации является неудовлетворительным. Из 4 867,2 км канализационных коллекторов и сетей 1 946 км нуждаются в замене (40 процентов). В 2009 году заменено 20,3 км канализационных сетей.
Обеззараживание сточных вод осуществляется на 40 (52 процента) из 77 очистных сооружений канализации, в основном хлорсодержащими реагентами.
В 2009 году, по данным Ростовстата, пропущено всего сточных вод через канализационные системы 207,8 млн. м3, в том числе:
от населения - 119,7 млн. м3;
от бюджето-финансируемых организаций - 18,1 млн. м3;
от промышленных предприятий - 40,0 млн. м3.
Пропущено за 2009 год всего сточных вод через очистные сооружения 196,6 млн. м3, в том числе:
на полную биологическую очистку (физико-химическую) 195,0 млн. м3, из них: нормативно очищенной 38,7 млн. м3 (20 процентов), недостаточно очищенной 156,3 млн. м3 (80 процентов).
Для сравнения, в Российской Федерации не проходят полную биологическую очистку 12,3 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46,4 процента), одна треть канализационных сетей нуждается в замене.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Гуково, Красный Сулин, Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск; в поселках Гигант Сальского района, Персиановский Октябрьского района, селе Песчанокопском, станице Обливская и других муниципальных образованиях области, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.
В Ростовской области 89 предприятий коммунального хозяйства применяют прямое хлорирование в обработке воды и стоков, при этом эксплуатация их относится к эксплуатации химически опасных объектов ВКХ. Более половины предприятий перевозят баллоны с хлором автомобильным транспортом самостоятельно. Общий объем годового потребления хлора предприятиями коммунального комплекса области составляет 3 249 тонн, суточный - 8 900 тонн, разрешенный 15-суточный запас хлора на объектах, использующих жидкий хлор, составляет 133,5 тонны.
Ужесточение требований к опасным производственным объектам, построенным в 50 - 60 годы без учета задач по антитеррористической безопасности, вынуждает проводить дорогостоящую реконструкцию объектов, что приводит к значительному повышению услуг ЖКХ. В перспективе развития систем коммунального комплекса в области необходимо отказаться от использования хлора в технологии обеззараживания воды и перейти к альтернативным технологиям. Такое решение позволит уйти от химически опасных производственных объектов, значительно снизить затраты по выполнению требований ПБХ, а главное - гарантировать безопасность населения.
К основным проблемам в состоянии водоснабжения и водоотведения населения области можно отнести:
дефицит в доброкачественной воде, обусловленной недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям, без очистки и обеззараживания, отсутствие зон санитарной охраны источников водоснабжения;
большинство разведанных участков месторождений подземных вод не востребовано из-за удаленности от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие в крупных городах развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов канализационными системами;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случае до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого, а иногда и технического водоснабжения.
Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.
В настоящее время коммунальная теплоэнергетика Ростовской области характеризуется низким качеством предоставления услуг теплоснабжения, которое обусловлено увеличением по итогам 2009 года удельного веса потерь, в общем количестве тепла, поданного в сеть, до 11,3 процента. В то же время к увеличению потерь и перебоям в подаче тепловой энергии потребителям приводят аварии в системах теплоснабжения. Количество встроенных газовых котельных, не отвечающих требованиям безопасности, - 71 единица.
Присоединенные тепловые нагрузки значительно ниже установленных мощностей, что приводит к значительному перерасходу топливно-энергетических ресурсов, неоправданно высоким затратам на ремонт и обслуживание котельных и тепловых сетей.
В городах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский часть встроенных в подвальные помещения жилых домов, общественных зданий и школьных учреждений газовых котельных не отвечают требованиям безопасности, которые являются потенциально опасными объектами для жизни и здоровья граждан. Установленная в котельных автоматика безопасности не обеспечивает срабатывание по всем предаварийным параметрам.
Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с отходами производства и потребления, создание предпосылок привлечения различных источников для масштабного финансирования мероприятий в сфере обращения с отходами.
По состоянию на 01.01.2010 муниципальные образования шахтерских территорий имеют следующие показатели по уровню газификации населения:
Белокалитвинский район - 53,7 процента;
Тацинский район - 31,0 процент;
г. Новошахтинск - 52,4 процента;
г. Шахты - 93,7 процента.
Средний показатель по области составляет 78,1 процента, в том числе по городским округам 88,2 процента, по муниципальным районам - 63,4 процента.
Для обеспечения устойчивого функционирования коммунального комплекса в Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к модернизации и реформированию коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Программы, целевые индикаторы и показатели
Программа направлена на модернизацию и реформирование коммунального комплекса.
Основными целями Программы являются повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, формирование условий, обеспечивающих вовлечение внебюджетных источников, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунального комплекса.
Строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации, осуществляется в шахтерских территориях Ростовской области по принципу долевого финансирования объектов газификации, предусмотренных утвержденными проектами ликвидации нерентабельных и особо убыточных шахт, в целях перевода теплоснабжения и очагов приготовления пищи с твердого топлива на газ, в связи с сокращением действующих угольных шахт и угледобычи в субъекте.
Основными задачами Программы являются:
создание системы эффективного управления в коммунальном хозяйстве;
обеспечение финансовой помощи в реализации инвестиционных программ в коммунальном хозяйстве, которая может осуществляться в виде реализации крупных, капиталоемких проектов, софинансирования местных программ и инвестиционных проектов;
создание условий для привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство на основе концессионных соглашений, перехода к долгосрочным тарифам и механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающим баланс интересов потребителей, собственников и операторов коммунальных систем;
повышение эффективности использования энергоресурсов и воды;
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
создание информационно-аналитической базы данных о состоянии ЖКХ и мониторинг реализации Программы;
формирование системы государственных обязательств и системы контроля по целевым индикаторам и показателям, в том числе по мероприятиям, обеспечивающим безопасные условия эксплуатации объектов при предоставлении коммунальных услуг.
Сроки реализации мероприятий Программы - с 2011 по 2013 год.
К целевым индикаторам и показателям Программы относятся:
доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек;
потери организаций коммунального комплекса вследствие перерасчета платежей потребителей из-за предоставления коммунальных ресурсов и услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в расчете на единицу доходов от реализации услуг по основному виду деятельности;
доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованием безопасности в общей численности населения области;
доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, подданной в сеть;
доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии;
уровень износа коммунальной инфраструктуры;
расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в части компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и покрытия убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги;
уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам;
доля организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25 процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, а также эксплуатацию объектов для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению;
доля доходов от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса в общем объеме доходов от реализации услуг по основному виду деятельности организаций коммунального комплекса области;
отношение финансового результата от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса к доходам от реализации услуг по основному виду деятельности убыточных организаций коммунального комплекса области;
доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства;
доля нормативно очищенных сточных вод;
доля частного капитала, привлеченного в коммунальный сектор;
количество встроенных газовых котельных, не отвечающих требованиям безопасности;
уровень газификации населенных пунктов в области.
Прогнозируемые значения показателей и индикаторов реализации Программы указаны в приложении N 1.
III. Система программных мероприятий.
Ресурсное обеспечение Программы
Система программных мероприятий по реализации Программы указана в приложении N 2.
Объемы и источники финансирования в 2011 - 2013 годах мероприятий Программы указаны в приложении N 3.
IV. Нормативное обеспечение
Разработка нормативных правовых актов Администрации Ростовской области по обеспечению реализации Программы не требуется.
V. Механизм реализации Программы.
Организация управления и контроль за ходом ее реализации
Реализация инвестиционных проектов Программы в значительной степени должна осуществляться за счет привлеченных средств частных инвесторов, которые будут возвращены через тарифы при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.
Привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов предполагается производить с привлечением широкого круга кредитных организаций.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
Указанная форма финансирования позволит муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса привлекать заемные средства на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры у кредитных организаций.
Реализация Программы предполагает оказание методической поддержки развития кредитования и привлечения заемных средств.
Реализацию проектов, которые не могут быть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, предполагается осуществлять за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностью софинансирования из областного бюджета. Это, в первую очередь, касается проектов в малых городах и сельских населенных пунктах.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке государственными заказчиками в объемах, утвержденных областным законом об областном бюджете. При изменении объемов финансирования Программы государственный заказчик в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного и местных бюджетов, федерального бюджета, внебюджетных источников, а также мероприятия Программы.
Межбюджетные субсидии из областного бюджета (далее - субсидии) предоставляются бюджетам муниципальных образований для софинансирования объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, включая разработку проектно-сметной документации, объектов инженерной инфраструктуры.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субсидии в приоритетном порядке предоставляются для завершения инвестиционных проектов.
Порядок отбора муниципальных образований и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, а также расчет межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для участия в реализации мероприятий в рамках Программы определяется государственными заказчиками в соответствии с методиками отбора согласно приложениям N 4, 5.
Основными критериями отбора муниципальных программ являются:
объективная потребность в финансировании, возникающая в случае отсутствия доступа к источникам водоснабжения или их низкого качества. Также потребность в финансировании определяется бюджетной обеспеченностью муниципального образования;
эффективность вложения средств, которая определяется исходя из стоимости строительства объектов инфраструктуры и планируемых результатов;
качество программы по совершенствованию системы управления ЖКХ.
В частности, в рамках программы могут быть предусмотрены переход на долгосрочный метод тарифного образования, заключение концессионных соглашений и другие мероприятия по совершенствованию системы управления.
По инвестиционным проектам, претендующим на софинансирование из федерального бюджета, уровень софинансирования из областного и местного бюджетов определяется в соответствии с порядком предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, установленных Правительством Российской Федерации и приказами Министерства регионального развития Российской Федерации.
На уровне муниципальных образований обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области на основе разработки и реализации ими муниципальных программ модернизации коммунальной инфраструктуры.
Предлагаемые в рамках Программы механизмы взаимодействия различных уровней власти, механизмы взаимодействия с частными операторами и инвесторами призваны сформировать долгосрочную систему отношений.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целям и задачам, а также невыполнения утвержденных показателей результативности государственный заказчик-координатор по согласованию с государственными заказчиками готовит предложения о корректировке сроков реализации Программы и перечня программных мероприятий.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально:
собирает информацию об исполнении каждого мероприятия Программы и общем объеме фактически произведенных расходов всего по мероприятиям Программы и, в том числе, по источникам финансирования;
осуществляет обобщение и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
представляет в министерство экономического развития области ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, материалы о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств по установленной министерством экономического развития области форме.
Отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период ее действия подготавливает государственный заказчик-координатор на основании представленных отчетов государственными заказчиками (исполнителями) Программы и вносит соответствующий проект постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация Ростовской области, министерство экономического развития Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
VI. Оценка эффективности
социально-экономических и экологических последствий
реализации Программы
Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы невозможна без достоверной информации о коммунальном хозяйстве.
Предполагается реализация следующих мероприятий по осуществлению информационно-аналитического сопровождения Программы:
сбор, систематизация и анализ отчетной, статистической, справочной, прогнозной и оценочной информации, получаемой из различных источников для выполнения работ по оценке эффективности и результативности хода выполнения программных мероприятий;
создание информационно-аналитической базы данных, объединяющей данные из различных источников;
нормативно-методическое и экспертно-консультативное обеспечение оценки результативности реализации Программы на основе информации, полученной из различных источников;
проведение мониторинга реализации программных мероприятий для получения информации о степени достижения целевых показателей и индикаторов и динамике изменения ситуации в области обеспечения населения чистой водой;
размещение информации о результатах реализации Программы в средствах связи и массовых коммуникаций.
Перечень объектов строительства и реконструкции в рамках мероприятий, запланированных к реализации в 2011 году, приведен в приложении N 6.
Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры на 2011 год приведено в приложении N 7.
Распределение средств областного бюджета на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры на 2011 год приведено в приложении N 8.
Распределение бюджетам муниципальных образований субсидий за счет средств федерального бюджета, Фонда софинансирования расходов на строительство и реконструкцию муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства и на строительство газовых сетей, включая разработку проектно-сметной документации на 2011 год, приведено в приложении N 9.
Методика оценки эффективности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2013 годы" приведена в приложении N 10.
Начальник общего отдела |
М.В. Фишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.