Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу минобразования области
от 31.01.2011 N 49
Положение
"О кабинете педагога-психолога в образовательном учреждении"
I. Общие положения
Развитие психологической службы в образовательном учреждении занимает одно из центральных мест в рейтинге современных задач, реализуемых в рамках образовательного пространства. В целях обеспечения нормативно-правовой базы деятельности педагога-психолога, в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.03.1999 N 3 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов"; приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007 N 2405 "Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога" целесообразно, что полноценное осуществление педагогом-психологом своих профессиональных задач требует наличия специализированного кабинета, предназначенного для оказания своевременной квалифицированной психологической, консультативно-методической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.
II. Цели и задачи
Кабинет педагога-психолога - специфичное помещение, основной целью которого является оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса. С другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.
В образовательном учреждении, где дети проводят большую часть времени, и один педагог-психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды, которая должна отвечать общим принципам "обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка". Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.
Выполнение задач эффективного функционирования кабинета педагога-психолога предполагает соблюдение следующих условий:
1. Максимальная изоляция кабинета, как территориальная, так и звуковая: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы.
2. Пространство кабинета следует разделить на функциональные зоны: рабочее место психолога, зона индивидуального приема, зона для индивидуальных и групповых занятий (на 10 - 12 человек).
Психологический кабинет является своеобразным полем взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.
3. Кабинет должен быть оснащен следующими методиками:
- Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.
- Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) учащихся.
- Методики для разграничения задержек психического развития и умственной отсталости.
- Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
- Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.
- Методики диагностики семейных отношений.
- Методики диагностики аддиктивного поведения.
- Методики профдиагностики профориентационной работы.
- Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
- Методики по развитию познавательных процессов.
- Методики психокоррекционной работы.
- Аудиокассеты с музыкальными записями для проведения психогимнастики, психологической разгрузки.
- Другие методики в зависимости от нужд конкретного образовательного учреждения (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).
Требования к методикам.
Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
- должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
- должна быть четко выделена область применения, т.е. особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
- содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
- методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
- бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
- методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический педагог-психолог имеет право применять только сертифицированные психодиагностические методики.
III. Материально-техническое обеспечение кабинета
педагога-психолога
1. Кабинет педагога-психолога должен быть обеспечен следующими техническими средствами:
- Компьютер
- Принтер
- Ксерокс
- Магнитофон
2. Методические материалы
- Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и пр.)
- Набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, бумага и т.д.)
- Библиотека практического психолога
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
3. Мебель кабинета:
- Рабочий стол педагога-психолога
- Шкаф для методических пособий, документов, технического оснащения.
- Журнальный стол
- Мягкие кресла
- Стулья
- Шкаф (сейф) для документов, для лиц, имеющих ограниченный доступ к ним.
Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение площадью не менее 22 - 25 м2, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10 - 12 человек.
4. Температурный режим.
Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно наличие установки для кондиционирования воздуха. Оптимальная температура воздуха - от 20 до .
5. Звукоизоляция.
Для изоляции шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждающий знак о соблюдении тишины.
6. Освещенность и цвет.
Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности - до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение, как ламп дневного света, так и ламп накаливания. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию напряжения. Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительное возбуждение или раздражение. В цвето-световом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).
Цветовое решение комнаты - светлоокрашенные стены, без украшений. На полу - неяркое мягкое покрытие, заглушающее звук шагов и падающих предметов. На окне - полупроницаемая занавеска, лучше жалюзи, чтобы события за окном не отвлекали от занятий. Необходима равномерная освещенность всей площади. В помещении должно быть достаточное количество естественной зелени, которая не только украшает интерьер, но и воздействует как дополнительное релаксирующее средство.
Цветовой климат. Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.
По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).
Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.
Ощущения человека меняются в зависимости от цветовой среды. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Белый цвет хорошо применим, когда выступает фоном для других цветов.
При организации кабинета педагога-психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Отрицательные эмоции и нежелание их открывать вызывают двери, окрашенные в серый мрачны
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 31 января 2011 г. N 49 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.