Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В г. Таганроге общее количество дорог общего пользования составляет 621 шт.
Общая протяженность в г. Таганроге автомобильных дорог общего пользования составляет 495,84 тыс. м*, в том числе:
протяженность автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием (покрытых асфальтобетоном) - 238,68 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог с неусовершенствованным покрытием - 95,6 тыс. м; в том числе:
протяженность автомобильных дорог, покрытых брусчаткой, - 1,36 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых булыжником, - 2,94 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых гравием, - 0,59 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых тырсой, - 4,91 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых цементом (тротуарной плиткой), - 0,73 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых шлаком, - 35,25 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог, покрытых щебнем, - 49,8 тыс. м;
протяженность автомобильных дорог без покрытия (грунтовых) - 162,2 тыс. м.
* Протяженность автомобильных дорог общего пользования будет скорректирована по результатам проведенной паспортизации автомобильных дорог.
Автомобильный транспорт, как один из самых распространенных, мобильных видов транспорта, требует наличия развитой сети автомобильных дорог с комплексом различных инженерных сооружений на них. Автомобильные дороги, являясь сложными инженерно-техническими сооружениями, имеют ряд особенностей, а именно:
автомобильные дороги представляют собой материалоемкие, трудоемкие линейные сооружения, содержание которых требует больших финансовых затрат;
в отличие от других видов транспорта автомобильный - наиболее доступный для всех вид транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога - доступен абсолютно всем гражданам страны: водителям и пассажирам транспортных средств и пешеходам;
помимо высокой первоначальной стоимости строительства, строительство искусственных сооружений, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог также требуют больших затрат.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно:
удобство и комфортность передвижения;
скорость движения;
пропускная способность;
безопасность движения;
экономичность движения;
долговечность;
стоимость содержания;
экологическая безопасность.
Одним из направлений деятельности органов местного самоуправления по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения и экономики города Таганрога в автомобильных дорогах с высокими потребительскими свойствами при минимальных и ограниченных финансовых ресурсах.
Оценка влияния дорожного хозяйства на экономику включает целый ряд более сложных проблем, чем оценка экономических затрат. Это определяется рядом причин. Во-первых, ряд положительных результатов, таких как повышение комфорта и удобства поездок за счет улучшения качественных показателей сети дорог или экономия времени за счет увеличения средней скорости движения, не может быть выражен в денежном эквиваленте. Во-вторых, результат в форме снижения транспортных затрат, который касается большого количества граждан, трудно спрогнозировать. В-третьих, некоторые положительные результаты, связанные с совершенствованием сети автомобильных дорог, могут быть достигнуты в различных сферах экономики. Поэтому оценить их в количественных показателях не всегда представляется возможным.
С целью поддержания автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них на уровне, отвечающем эксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам, путем содержания, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог и сооружений на них ежегодно в городе Таганроге проводятся работы:
по карточно-ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия на площади 12000 - 30000 кв. м;
по выравниванию профиля дороги и отсыпке щебнем - на общей площади 150000 кв. м;
по ремонту дорожного покрытия - на площади 160000 - 200000 кв. м;
по капитальному ремонту дорог - в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу проектов.
Показателями улучшения состояния дорожной сети являются:
снижение текущих издержек, в первую очередь для пользователей автомобильных дорог;
стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
экономия времени как для перевозки пассажиров, так и для прохождения грузов, находящихся в пути;
снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
повышение комфорта и удобства поездок. Значимость роли автомобильных дорог может быть оценена по следующим показателям: экономия свободного времени, увеличение занятости и снижение миграции населения и т.д.
В целом улучшение дорожных условий приводит:
к сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров (за счет увеличения скорости движения);
снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), снижения износа транспортных средств из-за неудовлетворительного качества дорог, повышения производительности труда);
развитию туризма;
повышению спроса на услуги дорожного сервиса;
повышению транспортной доступности;
снижению последствий стихийных бедствий;
сокращению числа дорожно-транспортных происшествий;
улучшению экологической ситуации (за счет роста скорости движения, уменьшения расхода ГСМ).
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития страны. Во многих странах мира выход из кризисных экономических ситуаций начинается с развитием дорожного строительства. Это объясняется также и тем, что около 35 - 40 процентов средств, направляемых на дорожное хозяйство, возвращаются в бюджеты всех уровней в форме соответствующих налоговых платежей организаций дорожного хозяйства.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества неотремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение ремонта.
По состоянию на 2010 г. автомобильные дороги на территории города Таганрога характеризуются следующим образом:
отдельные автомобильные дороги и их потребительские свойства не соответствуют требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды;
инженерные сооружения (мосты, путепроводы) требуют технического обследования, выдачи заключения (акт о контрольном обследовании специализированной организации);
отсутствует техническая документация на городские автомобильные дороги;
отсутствует государственная регистрация права муниципальной собственности и оперативного управления на городские автомобильные дороги;
выделяемые ежегодно финансовые средства на проведение ремонта дорог не позволяют проводить в полном объеме ремонт дорог, обустройство автомобильных дорог светофорными объектами, тротуарами, газонами, турникетными и барьерными ограждениями на опасных участках городских дорог.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования в городе Таганроге позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов и координировать усилия бюджетов всех уровней.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное отставание в выполнении ремонтных работ автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в Программе величин показателей.
Необходимость проведения работ по переводу грунтовых дорог города в категорию дорог с твердым и усовершенствованным типом покрытия.
Общая протяженность грунтовых дорог города составляет порядка 162,2 тыс. м. При этом протяженность дорог с твердым типом покрытия всего в 3 раза превышает протяженность грунтовых дорог, что является достаточно небольшим показателем от общей протяженности дорог. Большинство грунтовых дорог, улиц и проездов находятся в районах одноэтажной жилой застройки, располагаются как в центральной части города, так и на окраинах, имеют выезды на основные транспортные автомобильные дороги и в связи с этим являются одной из составляющей единой транспортной инфраструктуры города.
Социальную необходимость перевода дорог без покрытия в категорию с твердым покрытием характеризуют несколько аспектов.
Грунтовые дороги являются серьезным источником загрязнения городской среды. Действительно, даже в сухую погоду участки открытого грунта способствуют образованию пыли. В межсезонье, в периоды дождей тонны грунта выносятся на дороги и тротуары с асфальтобетонным покрытием вместе с выезжающим автотранспортом и путем естественного поверхностного водоотвода. Учитывая, что большинство грунтовых дорог находятся в местах значительных, а зачастую и избыточных вертикальных уклонов, этим фактором также нельзя пренебрегать. Здесь мы подходим к следующему социальному аспекту, а именно к сезонности использования.
Сезонность использования грунтовых дорог связана с необходимостью постоянного обеспечения проезда, следовательно, поддержания их в удовлетворительном состоянии. Однако сезонность использования грунтовых дорог в городе сохраняется, поскольку средств, выделяемых на эксплуатацию грунтовых дорог, достаточно лишь для выполнения одно-, двухразовой профилировки нескольких улиц в каждом из районов. Таким образом, грунтовые дороги обеспечивают проезд лишь в сухую погоду, то есть летом. В осенний, весенний и зимний периоды проезд по грунтовым улицам крайне затруднен.
Обеспечение проезда спецтранспорта также является одним из важнейших социальных аспектов. Абсолютно неприемлемым является тот факт, что по причине плохого состояния проезда отсутствует возможность своевременного оказания скорой медицинской помощи, подъезда пожарных машин и так далее. Организация вывоза ТБО, соблюдение установленных графиков вывоза также зачастую попросту не могут быть реализованы по тем же самым причинам.
Немаловажной является и проблема обеспечения транспортного обслуживания микрорайонов с дорогами грунтового типа. Дороги с таким типом покрытия непригодны для движения общественного транспорта. Большинство проживающего в таких районах населения практически вынуждены каждый день проделывать путь, зачастую не сопоставимый с предельными значениями пешеходной доступности, до ближайшей автобусной остановки в далеких от комфорта условиях.
Анализ показывает, что существует ряд грунтовых улиц, потенциально готовых к переводу в более высокую категорию, - это улицы с щебеночно-тырсовым покрытием. Также есть и улицы, по которым в силу их геометрических размеров и продольных уклонов невозможно организовать проезд. Предстоящая инвентаризация и паспортизация грунтовых дорог должна установить полную характеристику каждой улицы с учетом вертикальной планировки, наличия и глубины залегания коммуникаций, геометрических размеров и перспективной категории, то есть значимости в процессе организации транспортного обслуживания, перераспределения транспортных потоков.
Так, существуют улицы с некапитальным типом покрытия, ширина которых позволяет (при изменении типа покрытия) организовать одно-, а иногда и двухстороннее движение, решая при этом задачу организации альтернативных маршрутов движения в масштабах как отдельных микрорайонов, так и целых направлений.
Таким образом, ремонт и содержание грунтовых дорог в городе имеет первоочередное значение. В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопроса развития улично-дорожной сети необходимо ежегодное выполнение работ по уменьшению протяженности грунтовых дорог путем их перевода в дороги с твердым и усовершенствованным покрытием в рамках настоящей программы.
В частности, в 2010 году проведены работы по отсыпке щебнем и выравниванию профиля дорог общей площадью 160000 кв. м. По ряду городских дорог проведены работы по переведу грунтовых дорог в категорию дорог с твердым типом покрытия. Это касается таких улиц, как ул. Спортивная, ул. Мало-Почтовая, пер. Автодоровский (тем самым разгружена ул. Дзержинского), ул. Энергетическая (проведена разгрузка транспортных потоков ул. Чехова, МКР Русское Поле), пер. 17-й Новый.
В целом реализация программы ремонта дорог в городе Таганроге будет способствовать укреплению социальной стабильности, снятию напряженности, положительно отразится на транспортной ситуации, приведет к существенному повышению общего уровня чистоты и благоустройства города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.