Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложение N 1
к постановлению Администрации
Ростовской области
от 11.09.2009 N 448
Областная долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
Паспорт
Областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
* Болезненность - число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.
Значимость и актуальность организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.
Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством федеральных целевых программ.
Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 N 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации", от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 N 26 "О создании антинаркотической комиссии Ростовской области".
При этом пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ определяет, что субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы" разработана в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690, работа по ее реализации строится по двум основным направлениям:
сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального оборота, снижения доступности для населения в целях немедицинского потребления;
сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
В этих целях в 2010 году проведен комплекс мероприятий по распространению духовно-нравственных ценностей, укреплению института семьи, восстановлению и сохранению традиций семейных отношений, формированию здорового образа жизни, развитию системы лечения и реабилитации наркозависимых, снижению доступности наркотиков, раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков.
Благодаря принятым мерам продолжилось снижение общего количества потребителей наркотиков, состоящих на учете в наркологической службе области. По состоянию на 1 января 2011 года на учете в наркологической службе состоит 10 203 человека с установленным диагнозом "наркомания", то есть 240,9 человека на 100 тыс. населения. За 2010 год количество больных наркоманиями снизилось по сравнению с 2009 годом на 793 человека, то есть на 7,4 процента.
Анализ результатов работы по реализации Программы показал, что, в целом, отмечается повышение эффективности и активности деятельности по профилактике наркомании. В 2010 году проведено 36 878 профилактических мероприятий, в которых приняли участие 82,7 процента проживающих в области несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет.
В результате принятых мер доля обучающихся и воспитанников, занимающихся по образовательным программам профилактической направленности, по сравнению с 2009 годом выросла с 41 до 71 процента.
На базе общеобразовательных школ области функционируют 12 тысяч кружков и секций системы дополнительного образования, в которых занимается более 211,5 тыс. детей. В 2749 спортивных секциях занимается более 53 тыс. школьников. В целом, в систему организованного досуга привлечено 65 процентов учащихся.
Социологический опрос, проведенный в 2010 году в рамках мониторинга распространенности психоактивных веществ в образовательных учреждениях, показал, что в 2010 году по сравнению с 2008 годом доля ни разу не потреблявших наркотики выросла с 76,6 до 82 процентов; доля некурящих учащихся повысилась с 36 до 45 процентов; с 8 до 15 процентов выросла доля учащихся, никогда не употреблявших спиртные напитки.
Вместе с тем выявлено, что, в среднем по области, хотя бы один раз употребляли наркотики 18 процентов обучающихся (для сравнения: аналогичный показатель 2008 года - 23,4 процента), а доля учащихся, регулярно потребляющих наркотики, составляет 4 процента (для сравнения: аналогичный показатель 2008 года - 5,9 процента).
Среди основных факторов, оказывающих влияние на распространение наркомании в Ростовской области, можно выделить в первую очередь транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части так называемого южного наркотрафика, климатические особенности местности, национальную неоднородность населения и активные миграционные процессы. Высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одной из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.
Распространению наркотиков способствует и имеющаяся в Ростовской области природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего, это дикорастущая конопля. В результате принятых мер в 2010 году уничтожено около 1 270 тонн этого растения. Для сравнения: в 2009 году было уничтожено 75 тонн конопли.
Фактором, оказывающим значимое влияние на наркоситуацию в области, является повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Всего правоохранительными органами Ростовской области за 2010 год из незаконного оборота изъято 722,8 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. При этом по сравнению с 2009 годом на 18 процентов возросло количество изъятого героина (2010 год - 25,6 кг, 2009 год - 21,7 кг).
Наиболее опасной тенденцией является переход опийных наркозависимых на потребление дезоморфина - синтетического опиоида, который имеет свойства героина, употребляется внутривенно. Он изготавливается кустарным способом из кодеина, извлекаемого из кодеиносодержащих препаратов, разрешенных к безрецептурному отпуску в аптечной сети (коделак, нурофен, седал-М, пенталгин, седалгин, терпинкод). Влияние дезоморфина на организм человека в несколько раз превышает отрицательное воздействие других сильнодействующих наркотиков, в частности героина.
Распространению указанного наркотика способствуют его дешевизна по сравнению с вышеуказанными наркотическими средствами и относительная простота изготовления. Основной контингент потребителей дезоморфина - это молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, преимущественно относящиеся к малоимущим слоям населения.
В 2010 году из незаконного оборота изъято дезоморфина в 4,8 раза больше, чем в 2009 году (2010 год - 6,3 кг, 2009 год - 1,3 кг). В целом по области в ликвидированных наркопритонах доля дезоморфина составила 62 процента (2009 год - 27 процентов).
Соответственно наблюдается резкое увеличение объемов продаж кодеиносодержащих лекарственных средств аптечными учреждениями Ростовской области: в 2006 году реализовано 542 тысячи упаковок таких лекарств, в 2007 году - 1 225 тысяч упаковок, в 2008 году - 2 254 тысячи упаковок, в 2009 году - 2 327 тысяч упаковок, в 2010 году - 6 781 тысяча упаковок.
Администрацией области в 2010 году в Государственный антинаркотический комитет направлены предложения об ограничении свободной продажи лекарственных препаратов, содержащих кодеин.
Анализ криминогенных процессов в сфере незаконного оборота наркотиков позволяет утверждать, что указанные тенденции будут актуальны в течение нескольких следующих лет.
Большая часть потребителей наркотических средств на территории Ростовской области использует препараты конопли, и ожидать существенного снижения каннабисной наркомании не следует.
Оздоровление экономики неизбежно приведет к активизации работы мест массового досуга молодежи, что в сочетании с наблюдаемыми в наркоситуации процессами может способствовать росту потребления наркотических средств синтетического происхождения.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления антинаркотической деятельности с целевыми группами населения и обеспечения контроля за ее результативностью.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации комплексных, взаимосвязанных, адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Программы, а также целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является снижение уровня болезненности населения синдромом зависимости от наркотиков.
Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих основных задач:
проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотиков, основанных на формировании антинаркотической культуры личности в Ростовской области;
ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;
развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых;
мониторинг развития наркоситуации в Ростовской области.
Реализация Программы рассчитана на 5-летний период, с 2010 по 2014 год, и реализуется в два этапа.
Первый этап реализации Программы - 2010 - 2012 годы, в течение которого предусматриваются:
внедрение технологий формирования антинаркотической культуры личности в деятельность государственных органов - участников Программы;
развитие системы раннего выявления лиц, незаконно употребляющих наркотики;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
развитие системы мониторинга распространения наркомании в Ростовской области;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
дальнейшее оснащение наркологических диспансеров необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;
проведение мероприятий по снижению доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Второй этап реализации Программы - 2013 - 2014 годы, в течение которого предусматривается:
практическое внедрение системы формирования антинаркотической культуры личности;
продолжение внедрения в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
совершенствование системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
совершенствование межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Основным целевым индикатором реализации Программы является показатель уровня болезненности синдромом зависимости от наркотиков - число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности.
В соответствии с поставленными задачами предполагается достижение целевых индикаторов и показателей Программы согласно приложению N 1 к Программе.
Раздел III. Система программных мероприятий
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение основных задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к Программе.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет всего на 2010 - 2014 годы 31 566,1 тыс. рублей (на прочие расходы), в том числе по годам реализации:
2010 год - 3 950,0 тыс. рублей;
2011 год - 16 616,1 тыс. рублей;
2012 год - 3 100,0 тыс. рублей;
2013 год - 3 950,0 тыс. рублей;
2014 год - 3 950,0 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования Программы по годам ее реализации осуществляется согласно приложению N 3 к Программе.
Распределение ассигнований по государственным заказчикам Программы осуществляется согласно приложению N 4 к Программе.
Раздел IV. Нормативное обеспечение
Разработка и принятие нормативных правовых актов для обеспечения достижения цели Программы не предусматривается.
Раздел V. Механизм реализации Программы, организация управления
и контроль за ходом ее реализации
Руководителем Программы является Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области.
Государственный заказчик - координатор Программы:
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей в установленном порядке;
представляет в минэкономразвития области:
ежеквартально, в сроки, установленные Порядком принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146, - отчет о финансировании и освоении проводимых программных мероприятий, а также по запросу минэкономразвития области - статистическую, справочную и аналитическую информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
ежегодно, в сроки, установленные Порядком принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146, - отчеты о ходе работ по Программе, а также об эффективности использования финансовых средств;
готовит и представляет на рассмотрение коллегии Администрации Ростовской области отчет о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации после завершения Программы в отчетном году;
готовит отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы и вносит соответствующий проект постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области (отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период ее действия подлежат утверждению постановлением Администрации Ростовской области не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении областного бюджета в Законодательное Собрание Ростовской области).
Руководители областных органов исполнительной власти, определенные государственными заказчиками Программы, несут ответственность за реализацию комплекса закрепленных за ними мероприятий Программы, осуществляют управление исполнителями этих мероприятий, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию.
Государственные заказчики Программы:
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей в докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета в установленном порядке;
представляют государственному заказчику - координатору Программы:
ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, - отчет о финансировании и освоении проводимых программных мероприятий, а также по запросу государственного заказчика - координатора Программы - статистическую, справочную и аналитическую информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
ежегодно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, - отчеты о ходе работ по Программе, а также об эффективности использования финансовых средств;
отчеты о ходе реализации программных мероприятий по результатам за год и за весь период действия Программы для подготовки государственным заказчиком - координатором Программы соответствующего проекта постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области.
Государственный заказчик - координатор Программы, государственные заказчики Программы, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета, при необходимости корректировки сроков реализации Программы, перечня и объектов финансирования программных мероприятий вносят соответствующий проект постановления Администрации Ростовской области в соответствии с Регламентом Администрации Ростовской области.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляется службой по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии Ростовской области аппарата Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Администрации Ростовской области. На нее возлагаются следующие основные функции:
организация мониторинга наркоситуации в Ростовской области;
оценка достижения целевых индикаторов и показателей Программы, эффективности последствий от ее реализации;
организация проверок хода реализации программных мероприятий;
содействие исполнителям, соисполнителям и участникам Программы в разработке и реализации механизмов межведомственного взаимодействия при реализации мероприятий Программы;
осуществление информационного обеспечения реализации Программы, в том числе размещение в сети Интернет:
текста Программы, нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
информации о ходе реализации Программы, о предстоящих программных мероприятиях;
информации о результатах проверок хода реализации программных мероприятий, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.
Контроль за выполнением Программы осуществляется Администрацией Ростовской области в соответствии с настоящим постановлением, Контрольно-счетной палатой Ростовской области - в пределах ее полномочий.
Раздел VI. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации Программы
Реализация Программы, в силу ее специфики и ярко выраженного социально-профилактического характера, окажет значительное влияние на стабильность общества, качество жизни населения, демографические показатели на протяжении длительного времени, состояние защищенности граждан и общества от преступных посягательств, а также обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками.
Реализация Программы и снижение к 2015 году количества лиц, больных наркоманией, до уровня 246 человек на 100 тыс. населения позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в Ростовской области.
При этом доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, сохранится на уровне 6,3 процента.
Реализация профилактических мероприятий Программы обеспечит формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к потреблению наркотических средств, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью. Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, возрастет до 29,1 процента. При этом доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности, возрастет с 41 до 85 процентов.
Реализация мероприятий Программы, направленных на ограничение доступности наркотиков в сфере их незаконного оборота, будет способствовать уменьшению степени негативного воздействия наркопреступности на экономическую и общественно-политическую жизнь.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в снижении социальной напряженности в обществе, обусловленной масштабами распространения немедицинского потребления наркотиков, создании дополнительных условий для оздоровления жителей Ростовской области, снижении уровня заболеваемости наркоманией населения, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни.
Начальник общего отдела |
М.В. Фишкин |
Приложение N 1
к Областной долгосрочной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту
на 2010 - 2014 годы"
Целевые индикаторы и показатели
Областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
N п/п |
Наименование целевых индикаторов и показателей Программы |
Единица измерения |
Базовый показатель 2009 года |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Число лиц, больных наркоманией, в расчете на 100 тыс. населения |
человек / 100 тыс. населения |
253,4 |
251,0 |
249,0 |
248,0 |
247,0 |
246,0 |
2. |
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию |
процентов |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
3. |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
процентов |
21,2 |
22,0 |
23,1 |
25,1 |
27,2 |
29,1 |
4. |
Доля обучающихся и воспитанников, прошедших обучение по образовательным программам профилактической направленности |
процентов |
41,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
85,0 |
Приложение N 2
к Областной долгосрочной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту
на 2010 - 2014 годы"
Перечень
мероприятий по реализации Областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
* Органы, указанные первыми в графе "Исполнители, соисполнители, участники реализации мероприятий Программы", являются ответственными за реализацию мероприятия.
Примечание.
Список используемых сокращений:
ВКО ВВД - Войсковое казачье общество "Всевеликое Войско Донское";
ГУВД по РО - Главное управление внутренних дел по Ростовской области;
департамент по делам казачества РО - департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области;
комитет по молодежной политике АРО - комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области;
минздрав области - министерство здравоохранения Ростовской области;
мининформсвязь области - министерство информационных технологий и связи Ростовской области;
министерство внутренней и информационной политики области - министерство внутренней и информационной политики Ростовской области;
минкультуры области - министерство культуры Ростовской области;
минобразование области - министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
минспорта области - министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;
минтруд области - министерство труда и социального развития Ростовской области;
минэкономразвития области - министерство экономического развития Ростовской области;
УГСЗН РО - управление государственной службы занятости населения Ростовской области;
Управление Россельхознадзора по РО - управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области;
УФСКН РФ по РО - управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области.
Приложение N 3
к Областной долгосрочной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту
на 2010 - 2014 годы"
Распределение
объемов финансирования Областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы"
Приложение N 4
к Областной долгосрочной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту
на 2010 - 2014 годы"
Распределение
ассигнований по государственным заказчикам Областной долгосрочной
целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2010 - 2014 годы"
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Ростовской области от 25 августа 2011 г. N 551 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.