Положение о составе затрат не содержит прямой нормы, позволяющей включать расходы на оплату маркетинговых услуг в себестоимость продукции.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
Какие виды маркетинговых услуг можно отнести к информационным услугам и включать в себестоимость продукции согласно подп."и" п.2 Положения о составе затрат?
В каких случаях расходы на заработную плату директору по маркетингу и начальнику отдела рекламы следует относить на себестоимость и уплачивать соответственно единый социальный налог?
Могут ли расходы на заработную плату начальнику отдела рекламы включаться в себестоимость как зарплата административно-управленческого персонала?
Маркетинг является термином чисто экономическим и практически не несет в себе юридического содержания. Его определения нет ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве России. Это означает, что для целей правового регулирования маркетинга необходимо в каждом отдельном случае анализировать содержание, которое стороны вкладывают в это понятие.
Обычно в хозяйственной практике под маркетингом понимается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, позволяющая выработать наиболее оптимальную стратегию бизнеса.
Изучение рынка может включать следующие процедуры: изучение соотношения спроса и предложения, вопросов ценообразования; анализ факторов, влияющих на развитие рынка; исследование мощности предприятий, обслуживающих данный рынок; изучение общественного мнения и пр.
Под выработкой стратегии бизнеса понимается планирование ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), ценообразования и др.
Таким образом, суть маркетинговых услуг заключается в сборе информации, ее анализе и выработке на основе полученных результатов соответствующих рекомендаций. В связи с этим можно говорить о том, что маркетинговые услуги носят характер как информационных, так и консультационных услуг.
Поскольку результатом маркетинговой деятельности является выбор оптимального решения для организации производства, указанные услуги следует считать непосредственно связанными с управлением производством.
В связи с вышеизложенным затраты по оплате маркетинговых услуг (при подтверждении их соответствующими документами) должны, по нашему мнению, включаться в себестоимость согласно подп."и" п.2 Положения о составе затрат как информационные и консультационные услуги, связанные с управлением производством.
В соответствии с этим же подпунктом в себестоимость включаются и затраты на оплату труда директора по маркетингу и начальника отдела рекламы, которые следует квалифицировать как затраты на содержание работников аппарата управления организации. ЕСН начисляется в общеустановленном порядке.
В заключение напомним, что при принятии решения об отнесении расходов по маркетингу на себестоимость необходимо в каждом конкретном случае анализировать содержание возникших правоотношений.
М. Масленников
1 августа 2001 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 14, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".