Уплата налога на прибыль организациями, имеющими
обособленные подразделения, в местные бюджеты*(1)
Статьей 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в местные бюджеты, в размере не свыше 5%.
Уплата налога на прибыль в местные бюджеты производится организацией по месту ее нахождения, а также по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений. Поскольку головная организация и обособленные подразделения зачастую находятся на территориях разных муниципальных образований, где могут быть введены различные ставки налога на прибыль, установленные представительными органами местного самоуправления, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты организациями, имеющими обособленные подразделения, вызывает у налогоплательщиков множество вопросов.
В предложенной статье на конкретном примере рассмотрен порядок расчета налога на прибыль в местные бюджеты организацией, имеющей обособленные подразделения.
Определение доли прибыли для расчета
налога на прибыль в местные бюджеты
Структурные подразделения, по которым распределяется прибыль
Согласно п.1 письма МНС России N ВГ-6-02/214, Минфина России N 04-02-01/1/01 от 19.03.2001 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов" (далее - Письмо о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты) организация определяет долю прибыли, являющуюся налоговой базой для расчета налога на прибыль, подлежащего зачислению в местные бюджеты, в следующем порядке:
- по организации без находящихся на территориях других муниципальных образований, чем сама организация, обособленных подразделений, непосредственно подчиненных организации или входящих в состав филиалов и представительств;
- по филиалам и представительствам без входящих в них обособленных подразделений, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем филиал и представительство;
- по обособленным подразделениям, подчиненным организации или входящим в состав филиалов и представительств, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем организация или филиал и представительство.
Если на территории одного муниципального образования расположено не одно, а несколько обособленных подразделений, то налоговая база может определяться исходя из совокупности их данных, а не отдельно по каждому обособленному подразделению.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (являющихся субъектами Российской Федерации) решения об установлении ставки налога на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому на организации и их обособленные подразделения, находящиеся в этих городах, указанный выше порядок определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль в местные бюджеты не распространяется, поскольку этот налог организациями зачисляется в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Расчет доли прибыли
В соответствии с п.1 Письма о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты организациям при расчете налога на прибыль в местные бюджеты следует руководствоваться Методическими указаниями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н (с учетом изменений и дополнений) (далее - Методические указания).
Исходя из положений п.1 Методических указаний доля прибыли, приходящаяся на структурные подразделения организаций, по которой исчисляется налог на прибыль в местные бюджеты по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) и удельного веса средней остаточной стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (или фонде оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Организации самостоятельно устанавливают, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный показатель должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения*(2) и оставаться неизмененным в течение отчетного года.
Исходя из положений п.2 Методических указаний при определении авансовых сумм налога на прибыль в местные бюджеты принимается предполагаемая среднесписочная численность работающих (или предполагаемый фонд оплаты труда) и предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов на соответствующий отчетный период.
При расчете фактических сумм налога на прибыль в местные бюджеты принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (или фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.
Следует иметь в виду, что если по организации в целом получена налогооблагаемая прибыль, то налог на прибыль в местные бюджеты по месту нахождения структурных подразделений организации, имеющих работников и (или) основные производственные фонды, (если он введен на соответствующих территориях) уплачивается независимо от того, какой результат фактически получен каждым таким подразделением - прибыль либо убыток. Это следует из ст.19 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками признаются организации, а не их обособленные подразделения. Налогооблагаемая прибыль определяется по организации в целом и затем распределяется между структурными подразделениями.
Пример расчета налога на прибыль в местные бюджеты
Пример
Организация "Вихрь", расположенная в городе В, имеет два филиала. Филиал 1 находится в городе Н, а филиал 2 - в городе М.
Ставка налога на прибыль в местный бюджет в городе В установлена в размере 5 %, в городе Н - 4%, а в городе М налог на прибыль в местный бюджет не зачисляется.
Для расчета налога на прибыль в местные бюджеты организация применяет фонд оплаты труда (далее - ФОТ).
Данные по ФОТ на 1 июля 2001 г. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Структурное подразделение | ФОТ ( руб.) |
Организация без филиалов | 840 000 |
Филиал 1 | 650 000 |
Филиал 2 | 710 000 |
По организации в целом | 2 200 000 |
Налогооблагаемая прибыль организации за 1-е полугодие 2001 г. составляет 870 000 руб.
Показатели остаточной стоимости основных производственных фондов (далее - ОПФ) организации указаны в таблице 2.
Таблица 2
Структурное подразделение |
Остаточная стоимость ОПФ (руб.) | ||||||
на 1 января 2001 г. |
на 1 февраля 2001 г. |
на 1 марта 2001 г. |
на 1 апреля 2001 г. |
на 1 мая 2001 г. |
на 1 июня 2001 г. |
на 1 июля 2001 г. |
|
Организация без филиалов |
900 000 |
920 000 |
830 000 |
900 000 |
670 000 |
880 000 |
920 000 |
Филиал 1 | 600 000 | 700 000 | 650 000 | 580 000 | 600 000 | 650 000 | 600 000 |
Филиал 2 | 410 000 | 450 000 | 300 000 | 500 000 | 400 000 | 360 000 | 450 000 |
По организа- ции в целом |
1910000 | 2070000 | 1780000 | 1980000 | 1670000 | 1990000 | 1970000 |
Организация "Вихрь" уплачивает налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
Сначала необходимо рассчитать среднюю остаточную стоимость ОПФ по каждому структурному подразделению и по организации в целом.
Средняя остаточная стоимость ОПФ организации без филиалов составляет 860 000 руб. ((900 000 руб. + 920 000 руб. + 830 000 руб. + 900 000 руб. + 670 000 руб. + 880 000 руб. + 920 000 руб.) : 7).
Средняя остаточная стоимость ОПФ филиала 1 составляет 640 000 руб. ((600 000 руб. + 700 000 руб. + 650 000 руб. + 580 000 руб. + 600 000 руб. + 750 000 руб. + 600 000 руб.) : 7).
Средняя остаточная стоимость ОПФ филиала 2 составляет 410 000 руб. ((410 000 руб. + 450 000 руб. + 300 000 руб. + 500 000 руб. + 400 000 руб. + 360 000 руб. + 450 000 руб.) : 7).
Средняя остаточная стоимость ОПФ по организации в целом составляет 1 910 000 руб. ((1 910 000 руб. + 2 070 000 руб. + 1 780 000 руб. + 1 980 000 руб. + 1 670 000 руб. + 1 990 000 руб. + 1 970 000 руб.) : 7).
Теперь определим удельный вес ФОТ и удельный вес средней остаточной стоимости ОПФ структурных подразделений организации соответственно в ФОТ и средней остаточной стоимости ОПФ по организации в целом (см. табл.3).
Поскольку в нормативных документах не указано, до какого знака после запятой необходимо округлять при расчете величину удельного веса, то организация может сама выбрать порядок округления. При этом выбранный порядок следует зафиксировать в учетной политике организации для целей налогообложения. Отметим, что, по мнению МНС России, значения удельного веса и соответственно средняя величина удельного веса должны рассчитываться как можно более точно. При этом степень точности организация вправе определить самостоятельно.
В нашем примере организация определила в учетной политике для целей налогообложения, что значения удельного веса рассчитываются с точностью до третьего знака после запятой.
Таблица 3
Структурное подразделе- ние |
ФОТ (руб.) |
Расчет | Удель- ный вес ФОТ |
Средняя остаточ- ная сто- имость ОПФ |
Расчет | Удельный вес среднеоста- точной стои- мости ОПФ |
Организация без филиалов |
840 000 | 840 000 : 2200 000 |
0,382 | 860 000 | 860 000 : 1910 000 |
0,450 |
Филиал 1 | 650 000 | 650 000 : 2200 000 |
0,295 | 640 000 | 640 000 : 1910 000 |
0,335 |
Филиал 2 | 710 000 | 710 000 : 2200 000 |
0,323 | 410 000 | 410 000 : 1910 000 |
0,215 |
По организа- ции в целом |
2200 000 | - | - | 1910 000 | - | - |
Средняя величина удельного веса ФОТ и удельного веса средней остаточной стоимости ОПФ составляет:
- для организации без филиалов - 0,416 ((0,382 + 0,450) : 2), или 41,6%;
- для филиала 1 - 0,315 ((0,295 + 0,335) : 2), или 31,5%;
- для филиала 2 - 0,269 ((0,323 + 0,215) : 2), или 26,9%.
Теперь исходя из средней величины удельного веса мы можем исчислить долю налогооблагаемой прибыли, приходящуюся на каждое структурное подразделение организации, и соответственно рассчитать налог на прибыль, зачисляемый в местные бюджеты по месту нахождения структурных подразделений (см. табл.4).
Таблица 4
Показатель | По орга- низации, включая структур- ные под- разделе- ния |
В том числе | ||
по организации без филиалов |
по 1 филиалу | по филиалу 2 | ||
Налогообла- гаемая при- быль (руб.) |
870 000 |
|||
Средняя ве- личина удельного веса (%) |
41,6 |
31,5 |
26,9 |
|
Налогообла- гаемая при- быль исходя из средней величины удельного веса (руб.) |
361 920 (870000 x 41,6%) |
274 050 (870000 x 31,5) |
234 030 (870000 x 26,9) |
|
Ставка на- лога на при- быль в мест- ные бюджеты (%) |
5% |
4 |
- |
|
Сумма налога на прибыль в местные бюд- жеты (руб.) |
18096 (361920 x 5 : 100) |
10962 (274050 x 4 : 100) |
- |
Если филиал 1 организации имеет расчетный счет, то согласно ст.19 НК РФ он исполняет обязанности организации по уплате налога на прибыль в бюджет по месту своего нахождения. Для этого организация сообщает филиалу 1 исчисленную сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в местный бюджет по месту его нахождения - в бюджет города Н (в нашем примере - 10 962 руб. за вычетом суммы налога на прибыль, уплаченной в бюджет города Н за период с января по май 2001 г.), которая перечисляется в бюджет города Н с расчетного счета филиала 1. Отметим, что порядок, в котором организация сообщает структурному подразделению, какую сумму налога на прибыль оно должно перечислить в местный бюджет, организация определяет в своей учетной политике для целей налогообложения. Если филиал 1 не имеет расчетного счета, то налог на прибыль в бюджет города Н перечисляет сама организация со своего расчетного счета.
Представление налоговой отчетности
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать.
Однако в настоящее время порядок представления налоговых деклараций предприятиями, у которых имеются обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, законодательно не установлен. В то же время в отдельных письмах официальных органов можно найти разъяснения по вопросу представления налоговых деклараций по налогу на прибыль. Например, такое разъяснение дано в письме МНС России от 27.12.99 N ВГ-6-02/1051.
Так, если предприятие имеет обособленные подразделения, оно должно представлять налоговые декларации по местонахождению обособленного подразделения по тем налогам, которые уплачиваются на территории регистрации этого подразделения. Налоговая декларация должна быть подписана руководителем обособленного подразделения на основании доверенности, выданной ему уполномоченным лицом головного предприятия.
По местонахождению головного предприятия нужно представлять декларации по тем налогам, которые уплачиваются по предприятию в целом. Но к этим декларациям необходимо приложить соответствующие декларации по обособленным подразделениям, подтверждающие уплату налогов по результатам их деятельности.
Также головное предприятие должно представлять по месту своего нахождения декларации по региональным и местным налогам. В этих декларациях будут отражены сведения только по головному предприятию. Порядок представления отчетности должен быть отражен в учетной политике предприятия для целей налогообложения.
Е.В. Анохова,
директор ООО "Аудиторская фирма "Леда"
"Российский налоговый курьер", N 7, июль 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об уплате налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации организациями, в состав которых входят филиалы и другие обособленные подразделения, читайте в статье Ю.А. Мягковой "Об уплате налогов обособленными подразделениями организации в 2000-2001 гг.", "РНК", 2000, N 11 - Примечание редакции.
*(2) См. статью С.А. Николаевой "Учетная политика организации для целей налогообложения - отдельный документ, определяющий налоговую политику организации", "РНК", 2000, N 12 - Примечание редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99