Внутренний контроль в коммерческом банке:
оценка достаточности информационной базы
В сфере банковского управления все более четко проявляется потребность в оперативном и полном определении состава и объема информации, необходимой им для качественного и эффективного осуществления управленческих функций, в том числе контроля. Актуальность этой проблемы обусловливается также высокими темпами развития современных компьютерных систем, предоставляющих принципиально новые возможности получения информации. При этом во многих коммерческих банках все еще отсутствуют методические разработки, позволяющие определять и объективно оценивать достаточность информационной базы управления и его отдельных функций.
Информация, как известно, стоит дорого, и избыток ее, как и недостаток, в конечном счете ведут к значительным потерям. Поэтому состав и объем информации, требуемой для реализации управленческих функций, должны быть четко определены. Исследование указанной проблемы представляет интерес для широкого круга пользователей информации - не только для субъектов управления и контроля (например, собственников банков, менеджеров всех его уровней управления, специалистов различных направлений банковской деятельности и др.), но и для внешних аудиторов в процессе разработки ими собственных внутрифирменных методик и стандартов проведения аудиторских проверок.
Концептуально подход к определению и оценке достаточности информационной базы внутреннего контроля, по нашему мнению, должен заключаться в следующем. Информационная база внутреннего контроля может считаться полной только в том случае, если она обеспечивает качественное решение всех стоящих перед контролем задач. Следовательно, основой для определения состава необходимой информации должна выступать прежде всего конкретная задача, связанная с осуществлением контроля.
В коммерческом банке существует множество задач внутреннего контроля, которые различаются по уровням иерархии, субъектам и объектам контроля, видам банковских операций и т.д. Эта совокупность задач контроля базируется на целях, стратегии и тактике деятельности банка, а также вытекающих из них потребностях в определенных управленческих действиях.
Процесс контроля должен начинаться с постановки глубоко осмысленных целей управления, которые формируют систему основополагающих принципов и приоритетов, определяющих стратегическую направленность деятельности банка по всем уровням его управления. Выработкой целей управления должны заниматься прежде всего собственники кредитных организаций.
Для реализации целей банковского управления вырабатывается стратегия, которая выступает генеральной программой, устанавливающей комплекс мер, средств и методов для достижения указанных целей. За разработку стратегии, которая в обязательном порядке должна включать не только подготовку стратегических планов, но и осуществление контроля за их исполнением, отвечают в первую очередь высшие менеджеры организации. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу управленцев компании, то сейчас в экономически развитых странах предпочтение отдается открыто сформулированной стратегии. На основе принятой стратегии на каждый конкретный период времени вырабатывается тактика, учитывающая неожиданные (незапланированные) изменения условий внешней и внутренней среды.
Банк России, придавая большое значение стратегии и тактике кредитной организации в обеспечении ее устойчивого развития, Положением "Об организации внутреннего контроля в банках" от 28.08.97 г. N 509 (в ред. от 1.02.99 г.) обязал службы внутреннего контроля предоставлять руководству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей (п.1.7.2.1 приложения N 2 к Положению N 509), а также принимать активное участие в разработке программы развития банка, которая должна устанавливать текущие и перспективные направления его развития, содержать выраженные количественно и качественно целевые ориентиры его деятельности, средства и методы их достижения, т.е. стратегию и тактику.
Реализация стратегических и тактических задач управления коммерческим банком тесно связана с решением задач внутреннего контроля на самом верхнем уровне управления (уровне высших менеджеров). Не случайно в законодательном порядке ответственность за организацию внутреннего контроля во всех без исключения экономических субъектах возлагается именно на высшие должностные лица.
Контрольные функции, реализуемые высшими менеджерами, обеспечивают, как правило, решение комплексных задач контроля, которые формулируются в самом общем виде и представляют собой не что иное, как более или менее конкретизированное выражение целей контроля, достигаемых в результате решения определенной совокупности взаимосвязанных задач контроля. Поэтому решение всей совокупности задач контроля, учитывающих организационные, информационные, технические, методические и другие возможности его осуществления, обеспечивает последовательное и поступательное движение к целям контроля.
Все задачи внутрибанковского контроля самого верхнего уровня конкретизируются и детализируются в задачи контроля нижестоящих уровней управления - субъектов контроля (структурных подразделений банка, его функциональных служб, менеджеров подразделений, отдельных банковских специалистов), а также в задачи контроля по его объектам (отдельным направлениям банковской деятельности, отдельным банковским операциям и сделкам, банковским продуктам, отдельным проектам).
Задачи внутреннего контроля, стоящие перед его субъектами, должны находить отражение прежде всего в самих внутрибанковских нормативных документах - положениях о структурных и функциональных подразделениях банка, должностных инструкциях (обязанностях) его персонала и т.д., а задачи контроля по его объектам - в правилах и положениях по совершению отдельных видов банковских операций и сделок, предоставлению отдельных банковских услуг, других аналогичных им внутренних нормативных документах. Эти две группы задач внутреннего контроля тесно связаны между собой, решаются одними и теми же банковскими специалистами и в определенной мере дублируют друг друга. Иерархическую систему задач внутреннего контроля (ЗВК) в коммерческом банке можно представить с помощью схемы.
/-----------------------------------------------------\
| Уровень собственников банка |
| ЗВК, вытекающие из целей деятельности банка |
\-----------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------\
| Уровень высших менеджеров банка |
| ЗВК, вытекающие из стратегических и тактических задач |
| управления банком |
\---------------------------------------------------------/
/------------------------------------\
/----------------------------------\ /----------------------------------\
|ЗВК, стоящие перед структурными| |ЗВК, осуществляемые по направле-|
|подразделениями банка, его функ-| |ниям банковской деятельности, ви-|
|циональными службами и т.п. | |дам банковских операций и т.п. |
| (ЗВК субъектов контроля) | | (ЗВК по объектам контроля) |
\----------------------------------/ \----------------------------------/
/+---------------------------------\ /---------------------------------+\
|| Уровень менеджеров среднего | |Активы, пассивы, ликвидность, ||
|| звена управления | | риски и др. ||
|\----------------------------\ | | /----------------------------/|
|/----------\ /----------\ /------\| |/------\ /----------\ /----------\|
||ЗВК менед-| |ЗВК менед-| |другие|| ||другие| |ЗВК по| |ЗВК по||
||жеров кре-| |жеров | |ЗВК || ||ЗВК | |управлению| |управлению||
||дитного | |управления| \------/| |\------/ |пассивами | |активами ||
||управления| |ценных бу-|------\| | | |/-----------------/ \----------/|
|\----------/ |маг | || | | || | |
| | \----------/ || | | || | |
| | Уровень менеджеров нижнего || | | || Направления банковской | |
| | звена управления || | | || деятельности | |
| \-------------------------\ || | | || /--------------------------/ |
|/----------\ /----------\ /------\| |/------\/-----------\/-----------\|
||ЗВК менед-| |ЗВК менед-| |другие|| ||другие||ЗВК по дея-||ЗВК по кре-||
||жеров от-| |жеров от-| |ЗВК || ||ЗВК ||тельности ||дитной дея-||
||дела руб-| |дела ва-| \------/| |\------/|на фондовом||тельности ||
||левого | |лютного |------\| | | |/-----|рынке || ||
||кредитова-| |кредитова-| || | | || \-----------/\-----------/|
||ния | |ния | || | | || | |
|\----------/ \----------/ || | | || | |
| | Уровень специалистов || | | || Операции, продукты, | |
| | (исполнителей) || | | || услуги, проекты | |
| \-------------------------\ || | | || /-------------------------/ |
|/----------\ /-----------\/------\| |/------\ /----------\ /----------\|
||ЗВК I спе-| |ЗВК II спе-||другие|| ||другие| |ЗВК по уп-| |ЗВК по уп-||
||циалиста | |циалиста ||ЗВК || ||ЗВК | |равлению | |равлению ||
||отдела | |отдела |\------/| |\------/ |кредитными| |кредитными||
|\----------/ \-----------------\| | | |/------|продуктами| |операциями||
| | || | | || \----------/ \----------/|
| \-------------------------\ || | | || /-------------------------/ |
| | /-------------\ /------\| |/------\ /-------------\ | |
| | |I комплексная| |другие|| ||другие| |I комплексная| | |
| | |ЗВК | |ЗВК || ||ЗВК | |ЗВК | | |
| | \-------------/ \------/| |\------/ \-------------/ | |
| | Уровень базовых | | || | | || |Уровень базовых| | |
| | задач контроля | | || | | || |задач контроля | | |
|/-------\ /-----------\ /-------\| |/-------\ /-----------| /-------\|
||частные| |частные ЗВК| |другие || ||другие | |частные ЗВК| |частные||
|| ЗВК | \-----------/ |частные|| ||частные| \-----------/ | ЗВК ||
|\-------/ |ЗВК || ||ЗВК | \-------/|
| \-------/| |\-------/ |
\----------------------------------/ \----------------------------------/
Задачи внутреннего контроля в коммерческом банке
Как видно из приведенной схемы, каждая общая комплексная задача контроля разбивается на несколько задач более низкого уровня. На самом нижнем (базовом) уровне формируются конкретные (частные) ЗВК. Именно они и являются первичными объектами информационного обеспечения внутреннего контроля, объектами для определения состава необходимой информации.
Под частной ЗВК следует понимать определенную и логически ясную потребность управленческой практики в осуществлении конкретных контрольных действий, которые могут быть представлены в виде четкого алгоритма их выполнения. К таким задачам относятся, в частности, стандартные или типовые задачи внутрибанковского контроля, например за правильностью расчетов обязательных нормативов деятельности банка, выполнением его сотрудниками должностных обязанностей, соблюдением предоставленных им полномочий, обеспечением сохранности заложенного имущества, финансовым состоянием заемщиков банка и т.п. Следует отметить, что в общем случае и комплексные, и частные задачи контроля могут находиться на любом из уровней структуры задач контроля. Однако, как показывает практика, большая часть комплексных задач контроля получает свою конкретизацию именно на нижнем (базовом) иерархическом уровне.
В основе оценки достаточности информационной базы внутреннего контроля должно лежать сопоставление информации, необходимой для решения задач контроля, с той, что имеется в наличии. Под информацией в данном случае следует понимать конкретные данные (сведения) содержательного характера, которые позволяют обеспечивать комплексное решение поставленных задач, реализовывать в полном объеме вытекающие из них управленческие действия, в том числе контрольные.
Важно различать понятия информация и ее источники. Например, информацией, необходимой для проверки правильности начисления процентов за пользование кредитом, являются данные о величинах процентных ставок по договору и порядке их начисления, сведения о величине начисленных банком процентов и их уплате заемщиком. А источниками этой информации могут служить: кредитный договор и приложения к нему, внутренние нормативные документы (положение о выдаче кредитов, инструкция о порядке учета кредитных операций или другие аналогичные им документы), внешние нормативные акты (регулирующие порядок начисления процентов по кредитам, ведомость начисленных процентов и выписки по лицевым счетам).
По результатам сравнения информации, необходимой для решения задач контроля, с той, что имеется в наличии, выявляются отклонения (т.е. отсутствие тех или иных сведений). На основе суммарной величины этих отклонений осуществляется оценка степени полноты информационной базы контроля.
В перечне терминов и определений, используемых в отечественных правилах (стандартах) аудиторской деятельности*(1), понятие "оценка" определяется как представление о количественных и качественных характеристиках рассматриваемого предмета. Таким предметом в нашем случае выступает информационная база внутреннего контроля в коммерческом банке.
В правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита"*(2) при оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля рекомендуется использовать не менее трех градаций: высокая, средняя и низкая. Поскольку оценка достаточности информационной базы внутреннего контроля подобно оценке системы внутреннего контроля является в определенной мере субъективной, то, на наш взгляд, можно ограничиться указанными тремя градациями.
Качественные критерии, используемые в оценке полноты информационной базы внутреннего контроля, должны учитывать прежде всего степень полноты решения конкретных задач контроля. Поэтому уровень достаточности информационной базы контроля предлагается характеризовать следующим образом:
высокий - вся необходимая для решения задач контроля информация имеется в наличии;
средний - несмотря на отсутствие некоторой части требуемой информации задачи контроля все же могут быть решены во всех их существенных аспектах;
низкий - отсутствие информации не позволяет решать задачи контроля в их существенных аспектах.
Количественным же критерием полноты информационной базы контроля может выступать, например, коэффициент достаточности информации Kди:
Kди = kии / kни,
где kии - количество имеющейся в наличии информации;
kни - количество необходимой информации.
Базовые пороговые значения коэффициента Kди представлены в табл.1. Необходимо отметить, что эти значения могут быть в некоторой мере скорректированы с учетом конкретных условий деятельности банка и особенностей проведения в нем внутреннего контроля на основе представленных выше качественных критериев уровня достаточности информационной базы контроля.
Таблица 1
Критерии оценки достаточности информационной базы
внутреннего контроля
Оценка достаточности информационной базы | Kди, % |
Высокая | Более 95 |
Средняя | От 80 до 95 |
Низкая | Менее 80 |
Таким образом, рассмотренный концептуальный подход в определении и оценке достаточности информационной базы внутреннего контроля предполагает наличие в коммерческих банках следующих важных организационных предпосылок:
кредитная организация должна иметь содержательно cформулированные цели своей деятельности, стратегию и тактику, а также вытекающие из них четкие и ясные задачи внутреннего контроля;
задачи внутреннего контроля должны быть отражены во внутренних нормативных документах банка: положениях о структурных и функциональных подразделениях банка, должностных инструкциях его сотрудников, правилах и процедурах совершения банковских операций и сделок, положениях о предоставлении отдельных банковских услуг и т.п.;
коммерческий банк должен располагать специалистами высокой квалификации, знающими технологию совершения различных банковских операций и сделок, обладающими развитыми аналитическими способностями. Они должны уметь выявлять и формировать иерархическую систему задач внутреннего контроля, обеспечивать детализацию комплексных задач контроля до уровня частных задач, определять на их основе перечень необходимой информации, выявлять и формировать ее источники.
Представляется, что последовательность этапов проведения работ в процессе определения и оценки достаточности информационной базы внутреннего контроля в коммерческом банке может быть следующей.
Этап 1. Осуществляется построение иерархической системы ЗВК на основе соответствующей внутренней нормативно-правовой базы коммерческого банка. На этом этапе все имеющиеся комплексные и частные ЗВК располагаются по иерархическим уровням системы задач внутреннего контроля (начиная с уровня базовых задач контроля и заканчивая уровнем собственников банка), группируются по его субъектам и объектам (см. схему).
Этап 2. Комплексные ЗВК, расположенные на всех уровнях системы задач контроля, в разрезе субъектов контроля и его объектов, представляются в виде совокупности частных задач, которые обеспечивают полное и всестороннее решение исходных комплексных задач.
Например, часто встречающаяся в банковской практике комплексная задача контроля - обеспечить контроль за выдачей и возвратом кредита, выданного некоторой коммерческой организации, может быть представлена в виде множества (совокупности) следующих частных задач:
1) определить выполнение требований законодательных и нормативных документов, касающихся осуществления коммерческим банком кредитных операций;
2) проверить соблюдение требований кредитной политики банка при выдаче данного кредита, а также прочих внутренних нормативных и методических документов, регулирующих проведение кредитных операций в банке;
3) оценить полноту формирования кредитного досье заемщика;
4) провести анализ финансового состояния заемщика;
5) изучить степень обеспечения сохранности залогового имущества по кредиту;
6) проверить правильность начисления процентов за пользование кредитом;
7) обеспечить соблюдение сроков внесения платежей по погашению заемщиком основного долга и процентов по кредиту;
8) проверить соблюдение порядка ведения учета кредитных операций;
9) определить полноту формирования резерва на возможные потери по ссуде;
10) проверить соблюдение регламента доступа к кредитной документации, а также к данным, хранящимся в автоматизированной банковской системе (АБС).
Аналогичным образом можно сформировать совокупности частных задач по всем другим комплексным задачам внутреннего контроля, начиная с базового уровня.
Этап 3. Определяется информационная база внутреннего контроля низшего уровня, оценивается степень ее достаточности.
3.1. Определяется степень достаточности информации, необходимой для решения частных задач контроля данного уровня.
Для этого применительно к каждой частной задаче контроля реализуется следующая последовательность действий:
разработка алгоритма всестороннего и полного решения задачи;
определение полного перечня информации, необходимой для реализации данного алгоритма;
выявление возможных источников этой информации; при этом принимается во внимание, что некоторые данные могут быть получены лишь в результате обработки других первичных данных;
определение фактического наличия необходимой информации; поиск ее ведется по ранее выявленным источникам информации;
оценка полноты информации путем сравнения необходимой информации с той, что имеется в наличии;
оценка степени достаточности информационной базы, необходимой для решения данной задачи внутреннего контроля, дается по суммарной величине выявленных отклонений.
В качестве примера покажем результаты выполнения указанной последовательности действий для одной из частных задач контроля - проверить правильность начисления процентов за пользование кредитом (см. табл.2).
Таблица 2
Информационная база внутреннего контроля
по проверке правильности начисления процентов за пользование кредитом
N стр. |
Необходимая информация | Возможные источники не- обходимой информации |
Наличие информации (0 - нет, 1 - есть) |
1 | Требования нормативных документов, регулирую- щих порядок начисления процентов и их учет |
Правовые базы данных, положение Банка России от 26.06.98 г. N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отра- жения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" и др. |
1 |
2 | Внутрибанковские поло- жения, регулирующие проведение кредитных операций, начисление процентов |
Положение о выдаче кре- дитов |
1 |
3 | Информация о величине процентных ставок, порядке начисления процентов по кредитно- му договору |
Протоколы заседаний кре- дитного комитета, креди- тный договор и приложе- ния к нему |
1 |
4 | Данные по начисленным процентам |
Ведомость начисленных процентов |
1 |
5 | Требования кредитных работников к бухгалте- рии на перевод средств |
Распоряжения бухгалтерии | 1 |
6 | Первичные данные, под- тверждающие выдачу кредита, гашение про- центов и основного долга |
Первичные расчетные до- кументы (платежные пору- чения, мемориальные ор- дера и др.) |
1 |
7 | Внутрибанковские поло- жения, регулирующие порядок совершения и учета кредитных опера- ций |
Учетная политика, инст- рукция по учету кредит- ных операций, совершае- мых банком |
1 |
8 | Учетные данные о дви- жении денежных средств по ссудным счетам за- емщика |
Сальдово-оборотная ведо- мость по лицевым счетам, выписки по соответствую- щим лицевым счетам |
1 |
9 | Данные о движении денежных средств по счетам заемщика в АБС |
Базы данных АБС | 1 |
10 | Права и обязанности лиц, осуществляющих начисление процентов |
Должностные инструкции сотрудников, осуществля- ющих начисление процен- тов |
1 |
11 | Права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за правильно- стью начисления про- центов |
Должностные инструкции сотрудников, осуществля- ющих контроль за начис- лением процентов |
0 |
12 | Порядок движения доку- ментов, используемых для начисления процен- тов и осуществления контроля за их погаше- нием |
Положение о выдаче кре- дитов, инструкция по учету кредитных операций в банке |
0 |
Итого | 10 |
Анализ табл.2 показывает, что уровень достаточности информации, необходимой для решения данной частной задачи, можно оценить как средний, поскольку отношение количества имеющейся информации к количеству требуемой составляет: Kди = (10 : 12) х 100 = 83%. Отсутствует информация о правах и обязанностях лиц, осуществляющих контроль за начислением процентов, и данные, определяющие порядок движения документов, используемых для осуществления контроля за погашением процентов (табл.2, строки 11 и 12).
Аналогичным образом можно определить информацию, необходимую для решения других частных ЗВК, и степень ее достаточности.
3.2. Определяется степень достаточности информационной базы контроля применительно к каждой комплексной задаче контроля данного уровня.
Коэффициент достаточности информации, необходимой для решения комплексной задачи (Kди), может быть определен на основе значений kии и kни для составляющих ее частных задач по следующей формуле:
n
Сумма Kииi
i = 1
Kди = ------------ , (1)
n
Сумма Kниi
i = 1
где i = 1, ..., n;
n - общее количество задач контроля.
Возможно также использование табличного способа, при котором вся требуемая для решения частных задач информация объединяется в единый массив данных и группируется на основе предложенной системы информационного обеспечения внутреннего контроля.
Например, информационная база внутреннего контроля, необходимая для решения рассмотренной комплексной задачи - обеспечить контроль за выдачей и возвратом кредита, выданного некоторой коммерческой организации, - может быть представлена в виде табл.3.
Таблица 3
Информационная база внутреннего контроля
по обеспечению контроля за выдачей и возвратом кредита
N п/п | Необходимая информация |
Возможные источни- ки необходимой ин- формации |
Количе- ство (n)* |
Наличие информации (0 / n)** |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Системы законодательных и нормативных документов | |||
1.1 | Требования законодате- льных документов, каса- ющихся ведения коммер- ческими банками кредит- ных операций |
Правовые базы дан- ных; Федеральный закон "Об акционе- рных обществах", ГК РФ и др. |
4 | 4 |
1.2 | Требования нормативных документов, касающихся ведения коммерческими банками кредитных опе- раций |
Правовые базы дан- ных; Правила веде- ния бухгалтерского учета в кредитных организациях N 61; План счетов бухга- лтерского учета в кредитных орга- низациях; Положе- ние Банка России N 39-П; инструкция Банка России N 62а и др. |
7 | 7 |
2 | Системы внутренних нормативных документов банка | |||
2.1 | Основополагающие прин- ципы управления кредит- ными рисками |
Кредитная политика банка |
3 |
0 |
2.2 | Внутрибанковские поло- жения, отражающие поря- док санкционирования выдачи кредитов |
Положение о креди- тном комитете, по- ложение о выдаче кредитов |
2 |
2 |
2.3 | Внутрибанковские поло- жения, регулирующие проведение кредитных операций, начисление процентов |
Положение о выдаче кредитов |
2 |
2 |
2.4 | Внутрибанковские поло- жения, отражающие раз- деление полномочий и ответственности |
Положение о выдаче кредитов, должнос- тные инструкции сотрудников |
2 |
2 |
2.5 | Внутрибанковские поло- жения, отражающие поря- док осуществления внут- реннего контроля за кредитными операциями |
Положение о службе внутреннего конт- роля, должностные инструкции сотруд- ников банка |
2 |
2 |
3 | Система управления кредитными рисками | |||
3.1 | Перечень документов, необходимых для получе- ния кредита (заявка на получение кредита, ТЭО, финансовая отчетность заемщика и др.) |
Положение о выдаче кредитов |
1 |
1 |
3.2 | Перечень имеющихся в банке документов по сделке |
Кредитное досье заемщика |
1 |
1 |
3.2 | Информация обо всех су- щественных сторонах кредитной сделки |
Кредитный договор и приложения к не- му |
2 |
2 |
3.3 | Информация о сроках (график) погашения кре- дита |
Кредитный договор и приложения к не- му |
2 |
2 |
3.4 | Информация о величинах процентных ставок, по- рядке начисления про- центов |
Протоколы заседа- ний кредитного ко- митета, кредитный договор и приложе- ния к нему |
2 |
2 |
3.5 | Комплекты финансовой отчетности заемщика на квартальные даты, начи- ная с момента выдачи кредита |
Кредитное досье заемщика |
1 |
1 |
3.6 | Методика оценки креди- тоспособности заемщиков банка |
Положение по оцен- ке кредитоспособ- ности заемщиков банка |
1 |
0 |
3.7 | Результаты анализа фи- нансового состояния за- емщика банка |
Кредитное досье заемщика |
1 |
0 |
3.8 | Данные о юридической и экономической защищен- ности кредита |
Договор залога и приложения к нему |
1 |
1 |
3.9 | Информация о состоянии залога |
Справки о проверке состояния залога с выездом на место |
1 |
0 |
3.10 | Информация о рыночной цене залога |
Акты независимой экспертной оценки стоимости залога |
1 |
0 |
3.11 | Права и обязанности лиц осуществляющих сопрово- ждение кредита |
Должностные инст- рукции сотрудников банка |
5 |
5 |
3.12 | Порядок движения доку- ментов, используемых для принятия решения о выдаче кредита |
Положение о выдаче кредитов |
4 |
0 |
4 | Система бухгалтерского учета и отчетности | |||
4.1 | Внутрибанковские поло- жения, регулирующие порядок совершения и учета кредитных опе- раций |
Учетная политика, инструкция по уче- ту кредитных опе- раций, совершаемых банком |
3 |
3 |
4.2 | Данные по начисленным процентам |
Ведомость начис- ленных процентов |
2 |
2 |
4.3 | Требования кредитных работников к бухгалте- рии на перевод средств |
Распоряжения бух- галтерии |
2 |
2 |
4.4 | Первичные данные, подт- верждающие выдачу кре- дита, гашение процентов и основного долга |
Первичные расчет- ные документы (платежные поруче- ния, мемориальные ордера и др.) |
3 |
3 |
4.5 | Учетные данные о движе- нии денежных средств по ссудным счетам заем- щика |
Сальдово-оборотная ведомость по лице- вым счетам, выпис- ки по соответству- ющим лицевым сче- там |
3 |
3 |
4.6 | Данные по учету залога | Выписки с внеба- лансовых счетов |
1 | 1 |
4.7 | Права и обязанности лиц, ведущих учет кре- дитных операций |
Должностные инст- рукции сотрудников банка |
3 |
3 |
4.8 | Права и обязанности лиц, осуществляющих начисление процентов |
Должностные инст- рукции сотрудников банка |
2 |
2 |
4.9 | Права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за правильнос- тью начисления процен- тов |
Должностные инст- рукции сотрудников банка |
2 |
2 |
4.10 | Порядок движения доку- ментов, используемых для начисления процен- тов, осуществления кон- троля за их погашением |
Инструкция по уче- ту кредитных опе- раций в банке |
2 |
0 |
5 | Автоматизированная банковская система | |||
5.1 | Данные о движении де- нежных средств по ссуд- ным счетам заемщика |
Базы данных АБС | 4 |
0 |
5.2 | Данные о движении дене- жных средств по счетам доходов банка |
Базы данных АБС | 1 |
0 |
5.3 | Данные о движении средств по расчетным счетам заемщика |
Базы данных АБС | 1 |
0 |
5.4 | Информация о распреде- лении доступа к элект- ронным базам данным |
Положение о расп- ределении доступа пользователей к базам данных АБС |
1 |
1 |
6 | Система экономической безопасности | |||
6.1 | Информация об учредите- лях заемщика, их дело- деловой порядочности |
Уставные докумен- ты, специальные базы данных |
1 |
1 |
6.1 | Информация о кредитной истории заемщика |
Официальные данные банков, конфиден- циальные источники |
1 |
1 |
6.2 | Информация по обеспече- нию сохранности кредит- ной документации |
Порядок хранения кредитной и прира- вненной к ней до- кументации в банке |
1 |
0 |
7 | Система кадрового обеспечения | |||
7.1 | Данные об уровне про- фессиональной подготов- ки сотрудников, ее по- вышении |
Досье сотрудников | 1 |
1 |
7.2 | Информация об участии сотрудников банка и их родственников в креди- туемых коммерческих структурах |
Досье сотрудни- ков, базы данных государственных регистрационных палат |
1 |
0 |
ИТОГО | 80 | 59 | ||
* n - количество частных задач контроля, которые используют указанную в строке информацию. ** 0 - необходимая информация отсутствует, n - информация в наличии имеется (для всех n задач). |
В итоговых позициях 4 и 5 столбцов табл.3 представлены общее количество необходимой информация (kни) и общее количество имеющихся в наличии данных (kии) соответственно. Следовательно, степень достаточности информационной базы, необходимой для решения данной комплексной задачи контроля, можно оценить как низкую, поскольку Kди = kии : kни x 100% = 75%.
Аналогичным образом можно определить степень достаточности информации, требуемой для решения всех других отдельных комплексных задач контроля данного уровня.
3.3. Определяется степень достаточности информации, необходимой для решения всех задач контроля данного уровня. Эта информация объединяется в разрезе отдельных банковских операций, направлений банковской деятельности и т.п. Совокупность всей полученной информации будет характеризовать собой информационную базу внутреннего контроля данного уровня. Степень ее достаточности можно определить по формуле (1).
Этап 4. Определяется информационная база внутреннего контроля, необходимая для решения задач контроля следующего, более высокого уровня, т.е. уровня менеджеров нижнего звена управления. Она должна включать как информацию, необходимую для решения самостоятельных частных и комплексных задач контроля данного уровня, так и информационную базу контроля нижнего (базового) уровня. Информация, необходимая для решения самостоятельных задач контроля данного уровня, определяется аналогично действиям, описанным на 3-м этапе. Данная информация представляет собой в основном соответствующим образом обработанную и обобщенную информацию о результатах решения задач нижнего (базового) уровня. По результатам объединения информации, необходимой для решения задач контроля данного уровня, дается оценка степени ее достаточности.
Этапы 5-7. На этих трех этапах осуществляются определение и оценка степени достаточности информации, необходимой для решения задач контроля следующих иерархических уровней: уровня менеджеров среднего звена управления (этап 5), уровня высших менеджеров банка (этап 6) и уровня его собственников (этап 7). Выполняемые на этих этапах действия аналогичны действиям 4-го этапа.
Представленный алгоритм позволяет определять необходимую информационную базу внутреннего контроля в коммерческих банках и оценивать степень ее достаточности.
Методика определения и оценки достаточности информационной базы внутреннего контроля, используя разложение комплексных задач контроля на множество частных (базовых) взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, дает возможность:
существенно углублять и детализировать отдельные стороны процесса осуществления контрольной деятельности;
обеспечивать более полное выявление информации, необходимой для решения комплексных задач контроля;
реализовывать системный подход в их решении;
вырабатывать четкие и конструктивные рекомендации, направленные на совершенствование внутренней нормативно-правовой базы коммерческих банков, более полное удовлетворение информационных потребностей внутреннего контроля.
Заметим, что данная методика может применяться для определения и оценки достаточности информации, необходимой для реализации не только функции контроля, но и всех других управленческих функций. При этом важно подчеркнуть, что задачи контроля не могут быть решены при недостаточном их информационном обеспечении.
В.В. Щербаков,
заместитель руководителя службы внутреннего контроля
ОАО "Россельхозбанк"
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6.
*(2) Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а