Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова Е.В., на решение судьи Киржачского районного суда от 20 января 2012 года, которым постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 11 по Владимирской области от 30.11.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Степанова Е.В. без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Решением судьи Киржачского районного суда от 20 января 2012 года, постановление начальника Межрайонной ИФНС N 11 по Владимирской области от 30.11.2011 вынесенное в отношении Степанова Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба Степанова Е.В. без удовлетворения.
Степанов Е.В. просит указанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что совершенные им действия являются не нарушением порядка хранения свободных денежных средств, а нарушением порядка выдачи денежных средств, ответственность за которое КоАП РФ не предусматривает.
Степанов Е.В. надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Межрайонная ИФНС N 11 по Владимирской области надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представитель инспекции в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
24.11.2011 старшим государственным налоговым инспектором МИФНС N 11 по Владимирской области в отношении Степанова Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).
30.11.2011 начальником МИФНС N 11 по Владимирской области в отношении Степанова Е.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ. В постановлении указаний на часть статьи 15.1 КоАП РФ не содержится.
Статья 15.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) и ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ) имеют одинаковые диспозиции и предусматривают административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Санкции указанных норм КоАП РФ также тождественны.
Из материалов дела следует, что Степанов В.Е., как генеральный директор ООО " ****", привлечен к административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в том, что в период с 01.09.2011 по 10.10.2011 при поступлении денежных средств в кассу общества, они выдавались Степанову Е.В. и оформлялись как выданные под отчет. При этом выдача денег производилась при отсутствии полного отчета по ранее выданному авансу.
В результате наличные денежные средства ООО " ****" хранились у генерального директора организации, а не в кассе предприятия в пределах установленного лимита и не на счете в банке, что является нарушением п.п. 1, 5, 6 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.1993 N 40 и действовавшего на момент производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Пунктом 5 Порядка установлено, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.
На основании п. 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
В материалах дела имеется Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы, сроков выплаты з/платы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2011 год от 31.12.2010, в соответствии с которым **** отделением **** России ООО " ****" установлен лимит остатка кассы в сумме 49,0 тысяч рублей (л.д. 33).
В соответствии с Расчетом остатка кассы ООО " ****", являющимся приложением N 2 к акту проверки N 01/17 от 24.11.2011 превышения лимита остатка кассы в период с 11.08.2011 по 11.10.2011 не имелось (л.д. 28-29).
Пунктами 10 и 11 Порядка установлено, что выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
В период с 01.09.2011 по 10.10.2011 генеральному директору Степанову Е.В. из кассы предприятия выдано под отчет 1 061 000 рублей. Из указанных средств израсходовано 100 302,24 рублей. Оприходовано (возвращено в кассу) 1 015 000 рублей. При этом выдача денег производилась при отсутствии полного отчета по ранее выданному авансу. Изложенное подтверждается Расчетом выданных денежных средств под отчет генеральному директору Степанову Е.В., являющимся приложением N 3 к акту проверки N 01/17 от 24.11.2011 (л.д. 30).
Степанов Е.В. эти сведения не опровергает, однако, полагает, что денежные средства, выданные под отчет, не являются свободными денежными средствами, за несоблюдение порядка хранения которых предусмотрена административная ответственность.
Доводы Степанова Е.В. являются обоснованными.
Названная административно-правовая норма в качестве обязательного признака состава правонарушения предусматривает наличие у денежных средств статуса "свободных денежных средств".
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.1993 N 40 не содержит прямого указания на то, что является свободными денежными средствами.
Вместе с тем, из анализа указанного правового акта, следует, что соответствующий статус денежные средства имеют после поступления в кассу предприятия денег свыше установленного лимита остатка и до момента их сдачи в банк либо выдачи под отчет уполномоченному лицу на хозяйственно-операционные и иные установленные п. 11 Порядка расходы.
После выдачи денежных средств из кассы под отчет они теряют статус свободных денежных средств, поскольку выданы конкретному лицу на определенные нужды и не находятся на хранении в предприятии. Следовательно, хранение таких средств у лица, которому они выданы под отчет, не является несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств.
Такой вывод согласуется с нормами Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации Центрального Банка Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П.
Пунктом 1.4 указанного Положения свободные денежные средства определены как наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег в кассе.
Как указывалось выше, превышения лимита остатка денежных средств в ООО " ****" выявлено не было.
Следовательно, порядок хранения свободных денежных средств Степановым Е.В. не нарушен. Административная ответственность за нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет действующим законодательством не установлена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах постановление начальника межрайонной ИФНС N 11 по Владимирской области от 30.11.2011 и решение судьи Киржачского районного суда от 20.01.2012 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Степанова Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника межрайонной ИФНС N 11 по Владимирской области от 30 ноября 2011 и решение судьи Киржачского районного суда от 20 января 2012 года, вынесенные в отношении Степанова Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Степанова Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Жалобу Степанова Е.В. удовлетворить.
Судья Ю.А. Шайкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.