Правила обеспечения безопасности при аварийных ситуациях с гружеными и порожними цистернами, предназначенными для перевозки сжиженного газа - винила (утв. Минхимпромом СССР 18 июля 1974 г.)

Правила обеспечения безопасности
при аварийных ситуациях с гружеными и порожними цистернами,
предназначенными для перевозки сжиженного газа - винила
(утв. Минхимпромом СССР 18 июля 1974 г.)


Введение


Настоящие "Правила обеспечения безопасности при аварийных ситуациях с гружеными и порожними цистернами, предназначенными для перевозки сжиженного газа - винила" составлены в соответствии с требованиями:

межведомственных "Правил безопасности при производстве, хранении и работе с винилом;

"Типового технологического регламента по эксплуатации систем транспортировки и хранения жидкого продукта" (РТМ-26-04-23-70);

"Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах" (Правила перевозок грузов, раздел 41).

ГАРАНТ:

См. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25


Общие положения


1. При повреждениях цистерн, груженых винилом, или порожних из-под винила, вызванных столкновением между собой или с другим подвижным составом, сходом с рельсов как на станциях, так и на перегонах, старший специалист бригады сопровождения обязан:

а) немедленно осмотреть их, установить степень повреждения и возможность дальнейшего следования в составе поезда, или порядок производства с ними маневров;

б) при наличии опасности движения поездов или маневровых передвижений оградить место препятствия знаками в соответствии с инструкцией по сигнализации, действующей на железнодорожном транспорте;

в) в зависимости от метеорологических условий, местности и состояния поврежденных цистерн определить границы опасной зоны и при необходимости обеспечить силами бригады сопровождения охрану цистерн, не допуская посторонних лиц в опасную зону;

г) принять все необходимые меры по предотвращению угрозы безопасности людей, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов и других последствий;

д) результаты осмотра и мероприятия по обеспечению безопасности сообщить: на перегоне - машинисту ведущего локомотива, на станции - дежурному по станции.

2. При осуществлении мероприятий по устранению последствий аварийной ситуации старший бригады сопровождения и работники железной дороги должны обеспечить безопасность выполнения аварийно-восстановительных работ и выполнение их в возможно короткие сроки.

3. Во всех случаях при производстве работ по устранению повреждений цистерн, переливе или сливе продукта, при восстановительных работах, цистерны ограждаются знаками в соответствии с инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте.

Ограждение места работ определяется по указанию руководителя этих работ и производится соответственно работниками железной дороги или бригадой сопровождения цистерн.

4. Перед отправлением груженых винилом или порожних из-под винила цистерн грузоотправитель обязан проинструктировать бригаду сопровождения о порядке действий и мерах безопасности при аварийных ситуациях.

Грузоотправитель несет ответственность за все последствия, вызванные неправильными действиями бригады сопровождения груза.


Порядок действия при повреждениях цистерн с винилом на перегоне


5. В том случае, если повреждение не вызвало течи продукта, то поврежденная цистерна в составе поезда следует до ближайшей станции, где с ней выполняются операции, указанные в § 7 настоящих правил.

6. Если повреждение цистерн на перегоне вызвало течь продукта, устранить которую не представляется возможным, то вагоны состава поезда оттаскиваются от нее на расстояние не менее 200 метров (с каждой стороны), а затем силами бригады сопровождения производится слив продукта на грунт. О необходимости слива винила на перегоне машинист ведущего локомотива немедленно сообщает дежурному поездному диспетчеру или дежурному по станции.

На период слива продукта перегон, а на двухпутном участке и соседний путь для движения поездов закрываются; на электрифицированных участках снимается также напряжение в контактной сети. К сливу продукта бригада сопровождения может приступить лишь с разрешения машиниста локомотива после закрытия перегона и снятия напряжения в контактной сети.

Общая продолжительность работы по сливу и полному испарению винила должна быть не более 1,5 часа. По окончании слива и полного испарения продукта соседний путь в установленном порядке открывается для движения, вагоны состава объединяются и порожняя цистерна с поездом следует до ближайшей станции. В зависимости от состояния цистерны старший специалист бригады сопровождения принимает решение о транспортировке ее вместе с другими цистернами до станции назначения или об отцепке на ближайшей станции под наблюдение одного из сопровождающих и последующего ее возвращения грузоотправителю.


Порядок действия при повреждении цистерн с винилом на станциях


7. Обнаруженная на станции поврежденная или прибывшая с перегона цистерна без течи продукта ремонтируется непосредственно в составе поезда или маневровой группе вагонов, а при невозможности отцепляется и устанавливается в местах, удаленных от главных путей, жилых зданий, служебных помещений и сооружений и охраняется бригадой сопровождения.

Сопровождающие груз специалисты, руководствуясь инструкцией грузоотправителя, принимают меры по устранению повреждений цистерны.

Если устранить повреждения невозможно, то бригада сопровождения производит перелив продукта в цистерну, поступившую с предприятия-грузоотправителя.

8. В том случае, если поврежденная цистерна дала течь продукта, необходимо такую цистерну для устранения неисправности или уничтожения винила поставить в безопасное место, удаленное от главных путей, служебных зданий и сооружений.

При этом бригадой сопровождения осуществляются противопожарные мероприятия и другие меры безопасности, а также охрана опасной зоны.

Если в пределах станции нет соответствующих условий для безопасного слива продукта из поврежденной цистерны, то слив ее организуется на одном из прилегающих к станции перегонов или на подъездных путях с соблюдением условий безопасности, изложенных в §§ 3, 6 и 9 настоящих правил.

Выбор места слива продукта с целью его уничтожения или перелива производится начальником станции, дорожным мастером, электромехаником СЦБ и связи и старшим бригады сопровождения.

Пригодность таких мест для осуществления указанных операций в части обеспечения безопасности работ устанавливается старшим бригады сопровождения.


Порядок проведения аварийно-восстановительных работ


9. В случае необходимости производства аварийно-восстановительных работ как на станции, так и на перегоне, к месту происшествия в установленном порядке, вызываются восстановительный, пожарный поезда и, при возможности, пожарные команды близлежащих населенных пунктов.

По прибытии восстановительных средств или пожарных команд старший бригады сопровождения должен сообщить руководителям работ о состоянии цистерн, принятых им мерах по устранению опасности, возможных способах выполнения аварийно-восстановительных работ или тушения пожара, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении этих работ.

Границы проведения восстановительных работ в зависимости от степени повреждения цистерны, силы и направления ветра и других факторов устанавливает старший бригады сопровождения. Внутри границ опасной зоны восстановительные работы могут производиться с разрешения старшего бригады лишь после устранения течи и полного испарения продукта и под его наблюдением.

Непосредственное участие в восстановительных работах совместно с работниками железной дороги принимает бригада сопровождения.

10. При проведении восстановительных работ по ликвидации последствий аварии, по согласованию со старшим специалистом бригады сопровождения, допускается выполнение следующих операций:

а) постановка цистерны на рельсы с использованием простейших средств, а также грузоподъемных кранов со строповкой стальными тросами за раму цистерны в районе шкворневых балок;

б) отделение груженой или порожней емкости цистерны от ее ходовой части для оперирования ими порознь при постановке цистерны на рельсы;

в) перемещение цистерны или ее емкости волоком с соблюдением мер предосторожности, исключающих повреждение котла цистерны, трубопроводов, арматуры и др.;

г) проведение электро-газосварочных или газорезочных работ по устранению повреждений ходовой части в случаях, когда исправная емкость, содержащая остатки винила, отделена от рамы цистерны, при этом место работы должно быть удалено от емкости с остатками винила на расстояние не менее 50 метров или когда емкость цистерны полностью опорожнена и не представляет опасности для работы с открытым огнем.

11. С окончанием аварийно-восстановительных работ на станции или перегоне, а также после перестановки цистерн, имеющих течь жидкого продукта, в отведенное место работники железной дороги с участием старшего специалиста бригады сопровождения должны осмотреть элементы пути и искусственных сооружений на месте, где произошла авария, и по маршруту следования поврежденной цистерны выявить поврежденные конструкции и заменить их.

Если при осмотре элементов пути, искусственных сооружений и подвижного состава, на которые попадал жидкий винил, повреждений не обнаружено, движение осуществляется установленным порядком, так как при попадании жидкого продукта на элементы пути или искусственных сооружений как на стоянках, так и при движении поезда винил практически не оказывает опасных воздействий, которые бы могли привести к повреждению указанных конструкций.

12. В том случае если на месте аварийной ситуации по каким-либо обстоятельствам никого из бригады сопровождения не оказалось, работники железной дороги обязаны немедленно по телеграфу (или по телефону) сообщить о случившемся грузоотправителю, а также руководителям организаций по телеграфным адресам: Ленинград - "Сигма", Москва - "Азот".

Руководители указанных предприятий и организаций немедленно, но не позднее, чем через 6 часов после получения уведомления от железной дороги, должны направить специалистов таким видом транспорта, который обеспечил бы их прибытие к месту происшествия в возможно короткий срок.

По прибытии на место этих специалистов аварийно-восстановительные работы производятся порядком, предусмотренным настоящими правилами.

До прибытия специалистов работы, связанные с открытием движения поездов, производятся под руководством начальника восстановительного поезда или его заместителя. Если в этом случае цистерна (цистерны) не получила повреждений, вызвавших течь продукта, восстановительные работы производятся с соблюдением мер, предусмотренных §§ 3, 10, 11 настоящих правил.

Если цистерна получила повреждение, в результате которого происходит течь продукта, аварийно-восстановительные работы производятся на расстоянии не менее 200 метров (радиус опасной зоны) от стоянки такой цистерны. Восстановительные работы вблизи цистерны, а также операции с поврежденной цистерной (передвижение, постановка на рельсы и др.) могут производиться лишь после прекращения истечения продукта и полного его испарения.

Течь продукта на местности сопровождается парением. Отсутствие парения свидетельствует о прекращении течи и полном его испарении.

В случае возникновения пожара, связанного с аварийным состоянием цистерн, пожарными командами для его тушения применяются все имеющиеся в их распоряжении средства пожаротушения.

Если работники железнодорожного транспорта обнаружат, что груженые винилом цистерны или порожние из-под винила следуют без сопровождения, то такие цистерны задерживаются на ближайшей станции, устанавливаются на путях, удаленных от главных путей, жилых и служебных зданий и сооружений. Начальник станции вызывает военизированную охрану и до прибытия наряда организует охрану цистерн силами станции.

О задержке цистерн сообщается грузоотправителю, который незамедлительно высылает своих представителей в пункт их стоянки.




Правила обеспечения безопасности при аварийных ситуациях с гружеными и порожними цистернами, предназначенными для перевозки сжиженного газа - винила (утв. Минхимпромом СССР 18 июля 1974 г. по согласованию с Минобщемаш и МПС)


Текст правил официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.