Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Аносовой Е.Н., Ждановой Е.А.
при секретаре Шабалиной М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 09 января 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Город Киров" на решение Нововятского районного суда г. Кирова от 26 октября 2012 года, которым постановлено:
Заявление Порошина А.С. о признании незаконным постановления администрации города Кирова удовлетворить.
Постановление администрации города Кирова от "дата" 2012года N N "Об отказе в предоставлении в собственность бесплатно Порошину А.С. земельного участка в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3" признать незаконным.
Обязать администрацию г. Кирова принять решение о предоставлении Порошину А.С. земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка N N согласно описанию местоположения земельного участка, предоставленного ему в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3" с координатами:
Площадью "данные изъяты" кв.м. и
Площадью "данные изъяты" кв.м.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Порошин А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Киров" от "дата" N N "Об отказе в предоставлении в собственность бесплатно Порошину А.С. земельного участка в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3". В обоснование требований указывает, что в мае 2012 года он обратился в Нововятский районный суд о признании за ним права на получение земельного участка, который будет образован в результате раздела земельного участка N N. Решением Нововятского районного суда от "дата" года по делу N N такое право было за ним признано. Решение вступило в законную силу "дата" года. В августе 2012 года он обратился с заявлением в администрацию города Кирова о предоставлении земельного участка в порядке ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Однако, постановлением от "дата" года N N ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в НСТ "Сельский строитель-3" по тому основанию, что земельный участок не прошел государственный кадастровый учет и не определен в качестве объекта гражданско-правовых отношений. Считает данное распоряжение незаконным, поскольку согласно ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. Таким образом, он не имеет возможности обратиться с заявлением об учете изменений уникальных характеристик земельного участка N N, поскольку не является его собственником. Издание распоряжения о предоставлении ему земельного участка, образованного путем раздела земельного участка N N позволит заказать кадастровые работы по разделу данного земельного участка и осуществить его постановку на кадастровый учет с одновременным изменением характеристик измененного земельного участка N N. После получения кадастрового паспорта на земельный участок он сможет зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Киров" от "дата" N N "Об отказе в предоставлении в собственность бесплатно Порошину А.С. земельного участка в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3"; обязать администрацию МО "Город Киров" предоставить ему земельный участок образованный в результате раздела земельного участка N N согласно описанию местоположения земельного участка, предоставленного ему в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3" с координатами указанными в резолютивной части решения.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация МО "Город Киров", ставит вопрос о его отмене. Указывают, что исходя из смысла ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. ст. 11.1 ЗК РФ, ст. 1, 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в собственность заявителя может быть предоставлен только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Земельный участок, испрашиваемый Порошиным А.С., на государственный кадастровый учет не поставлен и имеет лишь координаты и поворотные точки, в связи с чем невозможно определить какой площадью и в каких границах должно быть принято решение о предоставлении заявителю земельного участка.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка заявителю администрацией города Кирова послужило не предоставление Порошиным А.С. кадастрового плана на земельный участок. Однако основанием для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих описание земельного участка, что является основанием для отказа в предоставлении его в собственность в силу положений Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. Управлением Росреестра по Кировской области было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с отсутствием у НСТ "Сельский строитель-3" правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный НСТ в 1992 году.
Судом не привлечено к участию в деле территориальное управление по Нововятскому району, к компетенции которого непосредственно относится решение вопроса о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю. Обязанность по предоставлению заявителю бесплатно в собственность земельного участка не может быть возложена на администрацию города Кирова. Судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что является основанием для отмены судебного акта
В возражениях на жалобу Порошин А.С. указывает на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации МО "Город Киров" по доверенности Дударева Т.В. поддержала требования и доводы жалобы, просит отменить решение, в удовлетворении требований Порошина А.С. отказать.
Порошин А.С. о дате рассмотрения жалобы извещен, в возражениях на жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя - Шалагинова О.В., представитель НТС "Сельский строитель-3", представители Управления Россреестра по Кировской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Кировской области о времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения в пределах заявленных доводов (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 81 Земельного Кодекса РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Указанным законом форма этих двух документов не указана, но из его смысла следует, что описание местоположения земельного участка должно позволять однозначно определить на местности границы соответствующего земельного участка, то есть, в том числе, сведения обо всех поворотных точках, а также участках границ.
Согласно пункту 1 ст. 11.4. Земельного Кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту п. 4 ст. 11.4. Земельного Кодекса РФ образование (раздел) земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Из материалов дела следует, что согласно заключению Правления НСТ "Сельский строитель-3" Порошин А.С. является членом садоводческого товарищества и фактически использует земельный участок N и N (сложное землепользование).
Право на бесплатное получение земельного участка, выделенного из земельного участка с кадастровым номером NN (сложное землепользование), согласно описанию местоположения земельного участка предоставленного Порошину А.С. в некоммерческом садоводческом товариществе "Сельский строитель-3", признано за Порошиным А.С. решением суда от "дата" 2012 года, в котором описаны характерные точки границ испрашиваемого земельного участка.
Описание местоположения испрашиваемого Порошиным А.С. земельного участка проведено на основании данных проекта организации территории садоводческого товарищества. Материалы межевого дела содержат указание на общую площадь земельного участка ("данные изъяты" кв.м.) и описание его границ (сведения о характерных точках границ).
Порошин А.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно спорного земельного участка, приложив все необходимые документы, предусмотренные ч. 4 ст. 28 Федеральным законом N 66-ФЗ, однако ему было отказано по основанию, что земельный участок не прошел государственный кадастровый учет и не определен в качестве объекта гражданско-правовых отношений.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к обоснованному выводу о возникновении у Порошина А.С. права на предоставление в собственность спорного земельного участка, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Поскольку спорный земельный участок не ограничен в обороте, его передача в частную собственность не запрещена, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного для коллективного садоводства, предоставление спорного земельного участка истцу не затрагивает прав и интересов других лиц, в том числе и муниципального образования, Порошиным А.С. к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка были приложены все документы, указанные в п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда, что отказ ответчика в предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно со ссылкой на отсутствие кадастрового учета не основан на законе и нарушает законные права заявителя.
Кадастровый план будет необходим при государственной регистрации права собственности на данный земельный участок в соответствии с пунктом 3 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данной нормой предусмотрено обязательное приложение к представляемому гражданином правоустанавливающему документу на соответствующий земельный участок в целях государственной регистрации собственности на него кадастрового плана этого участка.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявление о государственной регистрации права и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Следовательно, закон предоставляет возможность членам СНТ приобрести в собственность земельный участок без постановки его на кадастровый учет, то есть поставить участок на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией права собственности на земельный участок.
Статья 7 указанного Закона предусматривает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ст. 20 указанного закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Таким образом, Порошин А. С. не являясь собственником спорного земельного участка, не правомочен обращаться с заявлением об учете изменений уникальных характеристик данного земельного участка, поэтому довод администрации города о необходимости обращения заявителя сначала с заявлением о постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, также не соответствует закону.
Доводы жалобы о том, что основанием для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих описание земельного участка, а не отсутствие кадастрового учета, судебная коллегия признает несостоятельными.
Из постановления администрации города Кирова от "дата" года N N следует, что Порошину А.С. было отказано в предоставлении земельного участка испрашиваемого им, в связи с тем, что земельный участок не прошел государственный кадастровый учет и не определен в качестве объекта гражданско-правовых отношений.
Ссылка в жалобе на то, что судом не привлечено к участию в деле территориальное управление по Нововятскому району, к компетенции которого непосредственно относится решение вопроса о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность заявителю, судебная коллегия не может принять во внимание по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно Устава администрация города Кирова является органом местного самоуправления, территориальное управление является структурным подразделением администрации города Кирова и не может являться ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования всех обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нововятского районного суда г. Кирова от 26 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Город Киров" - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.