Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N 1241 "О федеральной целевой программе "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств. Финансирование Программы в 1999 году осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на оказание помощи соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2000 году за счет средств федерального бюджета.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин

 

Москва

12 ноября 1999 г.

N 1239

 

Федеральная целевая программа
"Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N 1241)

 

Паспорт
федеральной целевой программы
"Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы"

 

Наименование Программы      - федеральная целевая программа "Гуманитарное
                              сотрудничество   Российской   Федерации   с
                              государствами   -    участниками   СНГ    и
                              государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"

 

Государственный заказчик    - Министерство Российской Федерации по  делам
                              Содружества Независимых Государств

 

Основные разработчики       - Министерство Российской Федерации по  делам
Программы                     Содружества     Независимых     Государств,
                              Министерство  иностранных  дел   Российской
                              Федерации, Министерство по делам  федерации
                              и  национальностей  Российской   Федерации,
                              Министерство     образования     Российской
                              Федерации, Министерство культуры Российской
                              Федерации, Министерство труда и социального
                              развития Российской Федерации, Министерство
                              здравоохранения    Российской    Федерации,
                              Министерство финансов Российской Федерации

 

Сроки реализации Программы  - 1999 - 2000 годы

 

Цель Программы              - развитие     сотрудничества      Российской
                              Федерации с государствами - участниками СНГ
                              и государствами Балтии в гуманитарной сфере
                              в  интересах   укрепления   взаимопонимания
                              между  народами,   сохранения  и   развития
                              национально-культурной         самобытности
                              российских соотечественников в этих странах

 

Задачи Программы            - содействие сохранению культурного наследия,
                              защита  нравственных  и  духовных ценностей
                              каждого  народа,   создание   благоприятных
                              условий  для  расширения  контактов   между
                              представителями  общественности.  Поддержка
                              национально-культурной         самобытности
                              российских  соотечественников  за  рубежом,
                              расширение их духовных связей с Россией

 

Объемы и источники          - средства,   предусмотренные   в    расходах
финансирования                федерального     бюджета     по     разделу
                              "Международная  деятельность"  на  оказание
                              помощи  соотечественникам,  проживающим   в
                              государствах    -    участниках    СНГ    и
                              государствах  Прибалтики,  в  размере 100,4
                              млн. рублей, в том числе в 1999 году - 50,2
                              млн.рублей и в 2000 году - 50,2  млн.рублей
                              (проект)

 

Система координации и       - координацию      реализации       Программы
организации контроля за       осуществляет  государственный  заказчик   -
исполнением Программы         Министерство Российской Федерации по  делам
                              Содружества     Независимых      Государств
                              совместно с  Министерством иностранных  дел
                              Российской  Федерации,   Министерством   по
                              делам    федерации    и     национальностей
                              Российской    Федерации.    Контроль     за
                              реализацией     Программы      осуществляет
                              Правительственная   комиссия    по    делам
                              соотечественников за рубежом

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Многостороннее и взаимовыгодное гуманитарное сотрудничество между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии становится сегодня одним из условий утверждения взаимопонимания между странами и народами. В первую очередь это связано с тем, что решение проблем человека и гражданина, защита его неотъемлемых прав и свобод, предоставление возможности индивидуального и социального развития закладывают фундамент добрососедских отношений, предотвращают возникновение противоречий на межнациональной и межконфессиональной почве.

Гуманитарное сотрудничество - это важнейшее средство достижения взаимопонимания, формирования открытого общества в государствах - участниках СНГ, расширения перспектив взаимовыгодных контактов во всех сферах социальной, духовной и политической жизни. Недооценка проблем гуманитарного сотрудничества ведет к искажению исторической правды, взаимному недоверию и ограниченности партнерства.

В последние годы между государствами - участниками СНГ заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам культуры, образования, массовой информации, здравоохранения, охраны окружающей среды, миграции и в области социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют 18 долгосрочных целевых программ, достигнуты договоренности о воссоздании единого образовательного и информационного пространства, о предоставлении дополнительных льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, проработаны вопросы предоставления гражданам государств - участников СНГ равных условий медицинского обслуживания, восстановлено ежедневное вещание межгосударственной телерадиокомпании "Мир" на канале Общественного российского телевидения. Сформирована правовая база взаимодействия в области пенсионного обеспечения, охраны труда, социальной поддержки инвалидов, ветеранов, детей и пожилых людей.

Нормативно-правовая база в Российской Федерации позволяет расширять сотрудничество с государствами - участниками СНГ в гуманитарной сфере. Основой этой работы является Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940, где вопросы гуманитарного сотрудничества выделены в специальный раздел. Существенным укреплением законодательной базы явилось принятие Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Наряду с федеральными органами государственной власти вопросами гуманитарного сотрудничества все активнее занимаются субъекты Российской Федерации, общественные объединения.

Особого внимания заслуживают проблемы, стоящие перед нашими соотечественниками в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. Затягивается решение вопросов создания российских информационно-культурных центров в этих государствах. Особую остроту приобрела проблема обеспечения соотечественников за рубежом учебниками на родном языке.

Осуществленные ранее меры не могут быть признаны вполне удовлетворительными и эффективными. Российская Федерация изыскивает оптимальные и компромиссные формы многостороннего, взаимовыгодного гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии.

На развитии сотрудничества России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в гуманитарной сфере отрицательно сказывается отсутствие скоординированной государственной политики в области гуманитарного сотрудничества, в изучении и рациональном использовании федеральных и региональных возможностей, в том числе имеющихся финансовых ресурсов.

Анализ современного состояния гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии позволяет выделить следующие факторы, определяющие необходимость решения проблемы программными методами:

острота геополитических, международно-правовых, социально-экономических и научно-технических аспектов сотрудничества в гуманитарной сфере;

комплексность проблемы, требующая координации деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций различного профиля.

Переход к использованию рыночных регуляторов экономики, изменение функций федеральных органов исполнительной власти, установление новых отношений центра и субъектов Российской Федерации, несоответствие в ряде случаев имеющейся нормативно-правовой базы и складывающихся экономических отношений предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач в гуманитарной сфере.

В рамках федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) должно быть обеспечено взаимодействие деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

 

2. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации

 

Целями Программы являются развитие сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в социально-гуманитарной сфере в интересах укрепления взаимопонимания между народами, сохранение их национально-культурной самобытности.

Для достижения указанных целей предполагается решить следующие приоритетные задачи:

осуществление социальной, культурной, духовной и международно-правовой поддержки соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии;

создание оптимальных условий для реализации неотъемлемых прав граждан на занятость, социальное обеспечение, отдых, национальную самобытность; разработка и принятие единых стандартов в области медицинского обслуживания, образования, доступа к информации и достижениям культуры;

обеспечение возможности получения русскоязычной молодежью образования на родном языке и сохранение роли русского языка как языка межнационального общения.

Сроки реализации Программы - 1999 - 2000 годы.

В 1999 году намечается:

создание нормативно-правовой базы на государственном и межгосударственном уровне, научно-методических основ и организационно-экономических механизмов реализации Программы;

содействие адаптации соотечественников к условиям проживания в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии при сохранении своей национально-культурной самобытности.

В 2000 году предусматривается:

обеспечение взаимовыгодной межгосударственной интеграции в гуманитарной сфере;

воссоздание информационного, культурного и образовательного пространства;

создание условий для обеспечения социальной защиты граждан, расширения для русскоязычной молодежи возможности получения образования на родном языке.

Предполагается, что реализация мероприятий Программы создаст условия для продолжения в последующие годы работы по разработке совместных проектов и программ создания межгосударственных общественных структур в сфере информационного обеспечения, науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта и туризма в целях взаимообогащающего развития сотрудничества между государствами.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении.

 

3. Система программных мероприятий

 

Поддержка образования на русском языке

 

Предусматривается проведение работы по удовлетворению потребностей в области образования соотечественников за рубежом. С этой целью на базе российско-национальных университетов, а также ведущих российских вузов и институтов повышения квалификации работников образования субъектов Российской Федерации планируется провести переподготовку и повышение квалификации учителей школ и преподавателей образовательных учреждений с обучением на русском языке, находящихся на территории государств - участников СНГ и государств Балтии, проводится работа по поддержке одаренной молодежи из числа соотечественников, проживающих в этих государствах. Предусмотрено безвозмездное выделение учебников и учебной литературы школам с обучением на русском языке.

Предполагается:

организовать профессиональную переподготовку не менее 770 учителей русской словесности, преподавателей других гуманитарных предметов школ с обучением на русском языке, провести 2 финальных тура школьных олимпиад по предметам;

направить в школы с обучением на русском языке не менее 700 тыс. учебников и учебно-методических пособий;

оснастить 7 школ с обучением на русском языке и 3 российско-национальных университета комплектами оборудования (техническими средствами обучения).

 

Поддержка русской культуры за рубежом

 

Предусматриваются меры по поддержке очагов русской культуры, играющих важнейшую роль в сохранении культурного влияния России на сопредельные страны и национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.

Намечается:

ежегодное проведение форума соотечественников с целью выработки мер по поддержке национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих за рубежом;

направление режиссеров российских театров для постановки спектаклей по произведениям классиков русской литературы на сцене русских профессиональных театров за рубежом;

организация на территории субъектов Российской Федерации передвижных тематических выставок русских художников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.

 

Поддержка социально не защищенных слоев населения из числа соотечественников за рубежом

 

Предусматривается:

оказание содействия инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и труда из числа соотечественников, проживающих за рубежом, при осуществлении их медико-санаторной реабилитации в Российской Федерации и в странах проживания, организация оздоровительного отдыха 400 детей соотечественников в детских лагерях, расположенных в Российской Федерации, содействие социально не защищенным соотечественникам в приобретении дорогостоящих медикаментов и лечении, требующем материальных затрат; организация приема молодежи из государств - участников СНГ и государств Балтии в лагеря труда и отдыха, профильные лагеря, расположенные на территории субъектов Российской Федерации.

 

Формирование правовой базы для осуществления поддержки соотечественников за рубежом

 

Будет продолжено формирование правовой базы для осуществления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, а также договорно-правовой базы сотрудничества с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в сфере реализации коллективных прав человека на национально-культурную самобытность.

Разрабатываются меры по реализации Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также будут подготовлены межправительственные соглашения с Таджикистаном, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в области содействия развитию национально-культурной самобытности национальных меньшинств.

 

4. Механизм реализации и организация управления Программой

 

В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:

развитие многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества в гуманитарной сфере с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии;

заключение межправительственных соглашений в области содействия обеспечению права народов на национально-культурную самобытность;

взаимодействие с общественными организациями соотечественников за рубежом;

расширение участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом;

финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий.

Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством по делам федерации и национальностей Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти - основными разработчиками Программы представляют ежегодно в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом отчеты о ее реализации.

 

5. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы

 

Реализация Программы позволит:

развить взаимовыгодное сотрудничество в гуманитарной области между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии;

ускорить процесс адаптации соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, к новым социально-экономическим и политическим реалиям стран проживания, удовлетворить их информационные, культурные и образовательные потребности, а также обеспечить социально-трудовые права;

сохранить русский язык как условие обеспечения национально-культурной самобытности соотечественников за рубежом, средство межнационального общения народов наших стран;

обеспечить общеобразовательные школы, ведущие обучение на русском языке, учебниками, изданными в Российской Федерации и позволяющими осуществлять учебно-воспитательный процесс на современном уровне.

Осуществление намеченных в Программе мероприятий благоприятно скажется на углублении и расширении всех направлений взаимовыгодного сотрудничества наших стран.

 

Приложение

к федеральной целевой программе

"Гуманитарное сотрудничество Российской

Федерации с государствами - участниками СНГ

и государствами Балтии на 1999-2000 годы"

 

Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"

 

    Срок
испол-
нения
Исполнитель Стои-
мость -
всего
(млн.
рублей)
В том числе
1999
год
2000
год
1. Поддержка образования на русском языке
1. Организация повышения
квалификации учителей
и преподавателей об-
разовательных учреж-
дений с русским язы-
ком обучения, прожи-
вающих в государствах
- участниках СНГ и
государствах Балтии,
на базе российско-на-
циональных универси-
тетов, а также веду-
щих российских вузов
и институтов повыше-
ния квалификации ра-
ботников образования
субъектов Российской
Федерации
1999-
2000
годы
Минобразо-
вание Рос-
сии, Мин-
содружество
России,
Миннац Рос-
сии
13,1 6,6 6,5
2. Подготовка методичес-
кой литературы для
учителей русской сло-
весности и других
гуманитарных предме-
тов общеобразователь-
ных школ, находящихся
на территории госу-
дарств - участников
СНГ и государств Бал-
тии
1999-
2000
годы
Минобразо-
вание Рос-
сии, Мин-
содружество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии, Рос-
сийская
академия
образова-
ния, Мос-
ковский
государст-
венный уни-
верситет
имени
М.В.Ломоно-
сова
1 - 1
3. Проведение междуна-
родных школьных олим-
пиад
2000
год
Минобразо-
вание Рос-
сии, Мин-
содружество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии, Рос-
сийская
академия
образова-
ния, Мос-
ковский
государст-
венный уни-
верситет
имени
М.В.Ломоно-
сова
2 - 2
4. Закупка и поставка
учебников и учебной
литературы для школ с
обучением на русском
языке и российско-на-
циональных универси-
тетов, находящихся на
территории государств
- участников СНГ и
государств Балтии
1999-
2000
годы
Минобразо-
вание Рос-
сии, Мин-
содружество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии
24,2 19,2 5
5. Поставка оборудования
для школ с обучением
на русском языке и
российско-националь-
ных университетов,
находящихся на терри-
тории государств -
участников СНГ
2000
год
Минобразо-
вание Рос-
сии, Мин-
содружество
России, МИД
России, ГТК
России,
Миннац Рос-
сии
3,5 - 3,5
2. Поддержка русской культуры за рубежом
6. Проведение ежегодно
форума соотечествен-
ников
1999-
2000
годы
Минсодру-
жество Рос-
сии, МИД
России,
Миннац Рос-
сии, Мин-
культуры
России,
Минобразо-
вание Рос-
сии
3,2 1,2 2
7. Поддержка русской
культуры в государст-
вах - участниках СНГ
и государствах Балтии
1999-
2000
годы
Минкультуры
России,
Минсодру-
жество Рос-
сии, МИД
России,
Миннац Рос-
сии
8,9 5,7 3,2
8. Организация темати-
ческих выставок про-
изведений русской
творческой интелли-
генции государств -
участников СНГ и
государств Балтии в
субъектах Российской
Федерации
2000
год
Минкультуры
России,
Минсодру-
жество Рос-
сии, МИД
России,
Миннац Рос-
сии
1 - 1
9. Поддержка средств
массовой информации
соотечественников за
рубежом
1999-
2000
годы
МПТР Рос-
сии, Мин-
содружество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии
8 5 3
10. Поддержка российских
информационно-куль-
турных центров
1999-
2000
годы
Росзарубеж-
центр, Мин-
содружество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии, Мин-
культуры
России
5 2,5 2,5
11. Проведение I съезда
российских соотечест-
венников, проживающих
за рубежом
1999
год
Минсотруд-
ничество
России, МИД
России,
Миннац Рос-
сии, МПТР
России,
Минфин Рос-
сии
3 3 -
3. Поддержка социально не защищенных слоев населения
из числа российских соотечественников за рубежом
12. Организация оздорови-
тельного отдыха детей
соотечественников в
детских лагерях Рос-
сийской Федерации
2000
год
Госкоммоло-
дежи Рос-
сии, Мин-
содружество
России,
Миннац Рос-
сии, Миноб-
разование
России,
Минтруд
России
4 - 4
13. Организация приема
молодежи из госу-
дарств - участников
СНГ и государств Бал-
тии в лагеря труда и
отдыха, профильные
лагеря, расположенные
на территории субъек-
тов Российской Феде-
рации
1999-
2000
годы
Госкоммоло-
дежи Рос-
сии, Мин-
содружество
России,
Миннац Рос-
сии
1,5 - 1,5
14. Организация медицинс-
кой реабилитации ве-
теранов Великой Оте-
чественной войны -
российских соотечест-
венников в санаторно-
лечебных учреждени-
ях, находящихся в
Российской Федерации
и странах проживания
2000
год
Минсодру-
жество Рос-
сии, Минзд-
рав России,
МИД России,
Минтруд
России
2 - 2
15. Пополнение фондов
финансовых средств
для экстренной гума-
нитарной помощи соо-
течественникам в по-
сольствах Российской
Федерации в государс-
твах - участниках СНГ
и государствах Балтии
1999-
2000
годы
Минсодру-
жество Рос-
сии, МИД
России,
Миннац Рос-
сии
20 10 10
4. Формирование правовой базы поддержки
соотечественников за рубежом
16. Разработка мер по ре-
ализации Федерального
закона "О государст-
венной политике Рос-
сийской Федерации в
отношении соотечест-
венников за рубежом"
1999 -
2000
годы
Правитель-
ственная
комиссия по
делам соо-
течествен-
ников за
рубежом
-    
17. Подготовка межправи-
тельственных соглаше-
ний об оказании со-
действия в удовлетво-
рении духовно-куль-
турных потребностей
национальных мень-
шинств:

с Республикой Таджи-
кистан

с Республикой Бело-
руссия

с Республикой Казахс-
тан

с Республикой Молдова


с Украиной









1999
год

1999
год

2000
год

2000
год

2000
год
МИД России,
Минсодру-
жество Рос-
сии, Миннац
России,
Минюст Рос-
сии, Мин-
культуры
России
-    

 


Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N 1241 "О федеральной целевой программе "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 ноября 1999 г., N 47, ст. 5701



Открыть документ в системе ГАРАНТ