2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств. Финансирование Программы в 1999 году осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на оказание помощи соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2000 году за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства |
В.Путин |
Москва
12 ноября 1999 г.
N 1239
Федеральная целевая программа
"Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N 1241)
Паспорт
федеральной целевой программы
"Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Гуманитарное
сотрудничество Российской Федерации с
государствами - участниками СНГ и
государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"
Государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по делам
Содружества Независимых Государств
Основные разработчики - Министерство Российской Федерации по делам
Программы Содружества Независимых Государств,
Министерство иностранных дел Российской
Федерации, Министерство по делам федерации
и национальностей Российской Федерации,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство культуры Российской
Федерации, Министерство труда и социального
развития Российской Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации
Сроки реализации Программы - 1999 - 2000 годы
Цель Программы - развитие сотрудничества Российской
Федерации с государствами - участниками СНГ
и государствами Балтии в гуманитарной сфере
в интересах укрепления взаимопонимания
между народами, сохранения и развития
национально-культурной самобытности
российских соотечественников в этих странах
Задачи Программы - содействие сохранению культурного наследия,
защита нравственных и духовных ценностей
каждого народа, создание благоприятных
условий для расширения контактов между
представителями общественности. Поддержка
национально-культурной самобытности
российских соотечественников за рубежом,
расширение их духовных связей с Россией
Объемы и источники - средства, предусмотренные в расходах
финансирования федерального бюджета по разделу
"Международная деятельность" на оказание
помощи соотечественникам, проживающим в
государствах - участниках СНГ и
государствах Прибалтики, в размере 100,4
млн. рублей, в том числе в 1999 году - 50,2
млн.рублей и в 2000 году - 50,2 млн.рублей
(проект)
Система координации и - координацию реализации Программы
организации контроля за осуществляет государственный заказчик -
исполнением Программы Министерство Российской Федерации по делам
Содружества Независимых Государств
совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации, Министерством по
делам федерации и национальностей
Российской Федерации. Контроль за
реализацией Программы осуществляет
Правительственная комиссия по делам
соотечественников за рубежом
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Многостороннее и взаимовыгодное гуманитарное сотрудничество между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии становится сегодня одним из условий утверждения взаимопонимания между странами и народами. В первую очередь это связано с тем, что решение проблем человека и гражданина, защита его неотъемлемых прав и свобод, предоставление возможности индивидуального и социального развития закладывают фундамент добрососедских отношений, предотвращают возникновение противоречий на межнациональной и межконфессиональной почве.
Гуманитарное сотрудничество - это важнейшее средство достижения взаимопонимания, формирования открытого общества в государствах - участниках СНГ, расширения перспектив взаимовыгодных контактов во всех сферах социальной, духовной и политической жизни. Недооценка проблем гуманитарного сотрудничества ведет к искажению исторической правды, взаимному недоверию и ограниченности партнерства.
В последние годы между государствами - участниками СНГ заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам культуры, образования, массовой информации, здравоохранения, охраны окружающей среды, миграции и в области социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют 18 долгосрочных целевых программ, достигнуты договоренности о воссоздании единого образовательного и информационного пространства, о предоставлении дополнительных льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, проработаны вопросы предоставления гражданам государств - участников СНГ равных условий медицинского обслуживания, восстановлено ежедневное вещание межгосударственной телерадиокомпании "Мир" на канале Общественного российского телевидения. Сформирована правовая база взаимодействия в области пенсионного обеспечения, охраны труда, социальной поддержки инвалидов, ветеранов, детей и пожилых людей.
Нормативно-правовая база в Российской Федерации позволяет расширять сотрудничество с государствами - участниками СНГ в гуманитарной сфере. Основой этой работы является Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940, где вопросы гуманитарного сотрудничества выделены в специальный раздел. Существенным укреплением законодательной базы явилось принятие Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Наряду с федеральными органами государственной власти вопросами гуманитарного сотрудничества все активнее занимаются субъекты Российской Федерации, общественные объединения.
Особого внимания заслуживают проблемы, стоящие перед нашими соотечественниками в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. Затягивается решение вопросов создания российских информационно-культурных центров в этих государствах. Особую остроту приобрела проблема обеспечения соотечественников за рубежом учебниками на родном языке.
Осуществленные ранее меры не могут быть признаны вполне удовлетворительными и эффективными. Российская Федерация изыскивает оптимальные и компромиссные формы многостороннего, взаимовыгодного гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии.
На развитии сотрудничества России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в гуманитарной сфере отрицательно сказывается отсутствие скоординированной государственной политики в области гуманитарного сотрудничества, в изучении и рациональном использовании федеральных и региональных возможностей, в том числе имеющихся финансовых ресурсов.
Анализ современного состояния гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии позволяет выделить следующие факторы, определяющие необходимость решения проблемы программными методами:
острота геополитических, международно-правовых, социально-экономических и научно-технических аспектов сотрудничества в гуманитарной сфере;
комплексность проблемы, требующая координации деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций различного профиля.
Переход к использованию рыночных регуляторов экономики, изменение функций федеральных органов исполнительной власти, установление новых отношений центра и субъектов Российской Федерации, несоответствие в ряде случаев имеющейся нормативно-правовой базы и складывающихся экономических отношений предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач в гуманитарной сфере.
В рамках федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) должно быть обеспечено взаимодействие деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.
2. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации
Целями Программы являются развитие сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в социально-гуманитарной сфере в интересах укрепления взаимопонимания между народами, сохранение их национально-культурной самобытности.
Для достижения указанных целей предполагается решить следующие приоритетные задачи:
осуществление социальной, культурной, духовной и международно-правовой поддержки соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии;
создание оптимальных условий для реализации неотъемлемых прав граждан на занятость, социальное обеспечение, отдых, национальную самобытность; разработка и принятие единых стандартов в области медицинского обслуживания, образования, доступа к информации и достижениям культуры;
обеспечение возможности получения русскоязычной молодежью образования на родном языке и сохранение роли русского языка как языка межнационального общения.
Сроки реализации Программы - 1999 - 2000 годы.
В 1999 году намечается:
создание нормативно-правовой базы на государственном и межгосударственном уровне, научно-методических основ и организационно-экономических механизмов реализации Программы;
содействие адаптации соотечественников к условиям проживания в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии при сохранении своей национально-культурной самобытности.
В 2000 году предусматривается:
обеспечение взаимовыгодной межгосударственной интеграции в гуманитарной сфере;
воссоздание информационного, культурного и образовательного пространства;
создание условий для обеспечения социальной защиты граждан, расширения для русскоязычной молодежи возможности получения образования на родном языке.
Предполагается, что реализация мероприятий Программы создаст условия для продолжения в последующие годы работы по разработке совместных проектов и программ создания межгосударственных общественных структур в сфере информационного обеспечения, науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта и туризма в целях взаимообогащающего развития сотрудничества между государствами.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении.
3. Система программных мероприятий
Поддержка образования на русском языке
Предусматривается проведение работы по удовлетворению потребностей в области образования соотечественников за рубежом. С этой целью на базе российско-национальных университетов, а также ведущих российских вузов и институтов повышения квалификации работников образования субъектов Российской Федерации планируется провести переподготовку и повышение квалификации учителей школ и преподавателей образовательных учреждений с обучением на русском языке, находящихся на территории государств - участников СНГ и государств Балтии, проводится работа по поддержке одаренной молодежи из числа соотечественников, проживающих в этих государствах. Предусмотрено безвозмездное выделение учебников и учебной литературы школам с обучением на русском языке.
Предполагается:
организовать профессиональную переподготовку не менее 770 учителей русской словесности, преподавателей других гуманитарных предметов школ с обучением на русском языке, провести 2 финальных тура школьных олимпиад по предметам;
направить в школы с обучением на русском языке не менее 700 тыс. учебников и учебно-методических пособий;
оснастить 7 школ с обучением на русском языке и 3 российско-национальных университета комплектами оборудования (техническими средствами обучения).
Поддержка русской культуры за рубежом
Предусматриваются меры по поддержке очагов русской культуры, играющих важнейшую роль в сохранении культурного влияния России на сопредельные страны и национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.
Намечается:
ежегодное проведение форума соотечественников с целью выработки мер по поддержке национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих за рубежом;
направление режиссеров российских театров для постановки спектаклей по произведениям классиков русской литературы на сцене русских профессиональных театров за рубежом;
организация на территории субъектов Российской Федерации передвижных тематических выставок русских художников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.
Поддержка социально не защищенных слоев населения из числа соотечественников за рубежом
Предусматривается:
оказание содействия инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и труда из числа соотечественников, проживающих за рубежом, при осуществлении их медико-санаторной реабилитации в Российской Федерации и в странах проживания, организация оздоровительного отдыха 400 детей соотечественников в детских лагерях, расположенных в Российской Федерации, содействие социально не защищенным соотечественникам в приобретении дорогостоящих медикаментов и лечении, требующем материальных затрат; организация приема молодежи из государств - участников СНГ и государств Балтии в лагеря труда и отдыха, профильные лагеря, расположенные на территории субъектов Российской Федерации.
Формирование правовой базы для осуществления поддержки соотечественников за рубежом
Будет продолжено формирование правовой базы для осуществления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, а также договорно-правовой базы сотрудничества с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в сфере реализации коллективных прав человека на национально-культурную самобытность.
Разрабатываются меры по реализации Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также будут подготовлены межправительственные соглашения с Таджикистаном, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в области содействия развитию национально-культурной самобытности национальных меньшинств.
4. Механизм реализации и организация управления Программой
В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:
развитие многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества в гуманитарной сфере с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии;
заключение межправительственных соглашений в области содействия обеспечению права народов на национально-культурную самобытность;
взаимодействие с общественными организациями соотечественников за рубежом;
расширение участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом;
финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий.
Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством по делам федерации и национальностей Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти - основными разработчиками Программы представляют ежегодно в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом отчеты о ее реализации.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит:
развить взаимовыгодное сотрудничество в гуманитарной области между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии;
ускорить процесс адаптации соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, к новым социально-экономическим и политическим реалиям стран проживания, удовлетворить их информационные, культурные и образовательные потребности, а также обеспечить социально-трудовые права;
сохранить русский язык как условие обеспечения национально-культурной самобытности соотечественников за рубежом, средство межнационального общения народов наших стран;
обеспечить общеобразовательные школы, ведущие обучение на русском языке, учебниками, изданными в Российской Федерации и позволяющими осуществлять учебно-воспитательный процесс на современном уровне.
Осуществление намеченных в Программе мероприятий благоприятно скажется на углублении и расширении всех направлений взаимовыгодного сотрудничества наших стран.
Приложение
к федеральной целевой программе
"Гуманитарное сотрудничество Российской
Федерации с государствами - участниками СНГ
и государствами Балтии на 1999-2000 годы"
Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"
Срок испол- нения |
Исполнитель | Стои- мость - всего (млн. рублей) |
В том числе | |||
1999 год |
2000 год |
|||||
1. Поддержка образования на русском языке | ||||||
1. | Организация повышения квалификации учителей и преподавателей об- разовательных учреж- дений с русским язы- ком обучения, прожи- вающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, на базе российско-на- циональных универси- тетов, а также веду- щих российских вузов и институтов повыше- ния квалификации ра- ботников образования субъектов Российской Федерации |
1999- 2000 годы |
Минобразо- вание Рос- сии, Мин- содружество России, Миннац Рос- сии |
13,1 | 6,6 | 6,5 |
2. | Подготовка методичес- кой литературы для учителей русской сло- весности и других гуманитарных предме- тов общеобразователь- ных школ, находящихся на территории госу- дарств - участников СНГ и государств Бал- тии |
1999- 2000 годы |
Минобразо- вание Рос- сии, Мин- содружество России, МИД России, Миннац Рос- сии, Рос- сийская академия образова- ния, Мос- ковский государст- венный уни- верситет имени М.В.Ломоно- сова |
1 | - | 1 |
3. | Проведение междуна- родных школьных олим- пиад |
2000 год |
Минобразо- вание Рос- сии, Мин- содружество России, МИД России, Миннац Рос- сии, Рос- сийская академия образова- ния, Мос- ковский государст- венный уни- верситет имени М.В.Ломоно- сова |
2 | - | 2 |
4. | Закупка и поставка учебников и учебной литературы для школ с обучением на русском языке и российско-на- циональных универси- тетов, находящихся на территории государств - участников СНГ и государств Балтии |
1999- 2000 годы |
Минобразо- вание Рос- сии, Мин- содружество России, МИД России, Миннац Рос- сии |
24,2 | 19,2 | 5 |
5. | Поставка оборудования для школ с обучением на русском языке и российско-националь- ных университетов, находящихся на терри- тории государств - участников СНГ |
2000 год |
Минобразо- вание Рос- сии, Мин- содружество России, МИД России, ГТК России, Миннац Рос- сии |
3,5 | - | 3,5 |
2. Поддержка русской культуры за рубежом | ||||||
6. | Проведение ежегодно форума соотечествен- ников |
1999- 2000 годы |
Минсодру- жество Рос- сии, МИД России, Миннац Рос- сии, Мин- культуры России, Минобразо- вание Рос- сии |
3,2 | 1,2 | 2 |
7. | Поддержка русской культуры в государст- вах - участниках СНГ и государствах Балтии |
1999- 2000 годы |
Минкультуры России, Минсодру- жество Рос- сии, МИД России, Миннац Рос- сии |
8,9 | 5,7 | 3,2 |
8. | Организация темати- ческих выставок про- изведений русской творческой интелли- генции государств - участников СНГ и государств Балтии в субъектах Российской Федерации |
2000 год |
Минкультуры России, Минсодру- жество Рос- сии, МИД России, Миннац Рос- сии |
1 | - | 1 |
9. | Поддержка средств массовой информации соотечественников за рубежом |
1999- 2000 годы |
МПТР Рос- сии, Мин- содружество России, МИД России, Миннац Рос- сии |
8 | 5 | 3 |
10. | Поддержка российских информационно-куль- турных центров |
1999- 2000 годы |
Росзарубеж- центр, Мин- содружество России, МИД России, Миннац Рос- сии, Мин- культуры России |
5 | 2,5 | 2,5 |
11. | Проведение I съезда российских соотечест- венников, проживающих за рубежом |
1999 год |
Минсотруд- ничество России, МИД России, Миннац Рос- сии, МПТР России, Минфин Рос- сии |
3 | 3 | - |
3. Поддержка социально не защищенных слоев населения из числа российских соотечественников за рубежом |
||||||
12. | Организация оздорови- тельного отдыха детей соотечественников в детских лагерях Рос- сийской Федерации |
2000 год |
Госкоммоло- дежи Рос- сии, Мин- содружество России, Миннац Рос- сии, Миноб- разование России, Минтруд России |
4 | - | 4 |
13. | Организация приема молодежи из госу- дарств - участников СНГ и государств Бал- тии в лагеря труда и отдыха, профильные лагеря, расположенные на территории субъек- тов Российской Феде- рации |
1999- 2000 годы |
Госкоммоло- дежи Рос- сии, Мин- содружество России, Миннац Рос- сии |
1,5 | - | 1,5 |
14. | Организация медицинс- кой реабилитации ве- теранов Великой Оте- чественной войны - российских соотечест- венников в санаторно- лечебных учреждени- ях, находящихся в Российской Федерации и странах проживания |
2000 год |
Минсодру- жество Рос- сии, Минзд- рав России, МИД России, Минтруд России |
2 | - | 2 |
15. | Пополнение фондов финансовых средств для экстренной гума- нитарной помощи соо- течественникам в по- сольствах Российской Федерации в государс- твах - участниках СНГ и государствах Балтии |
1999- 2000 годы |
Минсодру- жество Рос- сии, МИД России, Миннац Рос- сии |
20 | 10 | 10 |
4. Формирование правовой базы поддержки соотечественников за рубежом |
||||||
16. | Разработка мер по ре- ализации Федерального закона "О государст- венной политике Рос- сийской Федерации в отношении соотечест- венников за рубежом" |
1999 - 2000 годы |
Правитель- ственная комиссия по делам соо- течествен- ников за рубежом |
- | ||
17. | Подготовка межправи- тельственных соглаше- ний об оказании со- действия в удовлетво- рении духовно-куль- турных потребностей национальных мень- шинств: с Республикой Таджи- кистан с Республикой Бело- руссия с Республикой Казахс- тан с Республикой Молдова с Украиной |
1999 год 1999 год 2000 год 2000 год 2000 год |
МИД России, Минсодру- жество Рос- сии, Миннац России, Минюст Рос- сии, Мин- культуры России |
- |
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. N 1241 "О федеральной целевой программе "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999 - 2000 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 ноября 1999 г., N 47, ст. 5701