• ДОКУМЕНТ

Приложение 29. Информация о ходе рассмотрения проекта "Концепции перехода государств-участников Содружества Независимых Государств к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг)"

Приложение 29

 

Информация
о ходе рассмотрения проекта "Концепции перехода государств-участников Содружества Независимых Государств к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг)"

 

Проект концепции подготовлен Госстандартом России по предложению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) в целях реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г.; вносится МГС повторно совместно с Департаментом отраслевых программ и технических стандартов зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ.

Документ рассмотрен на 17-м заседании МГС 19-22 июня 2000 г. в г. Тбилиси; обсужден на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 13 ноября 2000 г., на котором рекомендовано направить документ в правительства государств-участников Содружества на согласование.

Документ повторно рассмотрен на заседании Комиссии по экономическим вопросам 28 марта с.г., где рекомендовано его доработать по итогам данного заседания и представить на рассмотрение Экономического совета СНГ 22 июня 2001 г.

Предложения и замечания к проекту концепции представили:

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина, которые учтены в новой редакции проекта концепции (доработанный проект концепции будет направлен в Бюро по стандартам МГС).

Проект концепции разработан в целях определения единого подхода к формированию системы подтверждения соответствия товаров (услуг) стран Содружества на основе более совершенного (по сравнению с обязательной сертификацией) механизма определения соответствия товаров (услуг) установленным требованиям. Концепция направлена на создание благоприятных условий для преодоления технических барьеров в торговле (в том числе в зоне свободной торговли) на территории стран Содружества.

Концепция относится к переходному этапу создания Единой межгосударственной системы обязательного подтверждения соответствия в рамках СНГ, аналогичной системе, действующей на территории Европейского Союза.

В концепции получили дальнейшее развитие ряд положений ст. 9, 10 Соглашения по техническим барьерам в зоне свободной торговли, подписанного на заседании Совета глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.

Реализацию концепции предполагается осуществить через соответствующий план конкретных мероприятий, разрабатываемый МГС и представляемый на утверждение Экономического совета СНГ (проекты решения и концепции прилагаются).

 

Содружество независимых государств

 

Экономический совет

 

Проект

 

О Концепции перехода к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг) государств-участников Содружества Независимых Государств

 

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Одобрить Концепцию перехода к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг) государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается), подготовленную Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и представленную совместно с Исполнительным комитетом СНГ.

2. Считать целесообразным поручить МГС разработать на основе положений данной Концепции проект программы ее реализации и соответствующий план первоочередных мероприятий. Указанный проект программы представить на утверждение Экономического совета СНГ в I квартале 2002 г.

3. Поручить Комиссии по экономическим вопросам провести оценку хода выполнения программы реализации Концепции по представленным МГС отчетным материалам для последующего информирования Экономического совета СНГ в IV квартале 2002 г.

 

Председатель Экономического совета
Содружества Независимых Государств

Л.Дзнеладзе

 

Проект

 

Концепция
перехода к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг) государств-участников Содружества Независимых Государств

 

1. Введение

 

Целью разработки Концепции перехода к механизму подтверждения соответствия товаров (услуг) государств-участников СНГ (далее - Концепция) является выработка единого подхода к формированию системы подтверждения соответствия на основе более совершенного (по сравнению с обязательной сертификацией) механизма определения соответствия продукции (товаров), услуг (работ) установленным требованиям. Концепция направлена на создание благоприятных условий для исключения технических барьеров в торговле на территории Содружества и относится к переходному этапу создания единой региональной системы обязательного подтверждения соответствия в рамках СНГ, аналогичной системе, действующей на территории Европейского Союза (ЕС).

Основанием для разработки Концепции является решение Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), принятое на 16-м заседании 6-8 октября 1999 г. в г. Ереване в целях реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г., утвержденной Советом глав правительств 20 июня 2000 г.

В Концепции получил дальнейшее развитие ряд положений (ст. 9, 10) Соглашения по техническим барьерам в зоне свободной торговли, подписанного на заседании Совета глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.

Концепция действует в области обязательного подтверждения соответствия продукции (товаров), услуг (работ), производимых в государствах-участниках СНГ.

 

Причины перехода к механизму подтверждения соответствия

 

Обязательная сертификация была введена в государствах-участниках СНГ около 10 лет назад как защитная мера от проникновения на рынок государств некачественных и опасных продукции (товаров) и услуг (работ) и сыграла положительную роль.

За это время в государствах-участниках СНГ были созданы соответствующая законодательная база сертификации и системы обязательной сертификации, которые получили взаимное признание в государствах.

Однако с развитием рыночных отношений, интеграции государств в мировое сообщество все больше стали проявляться недостатки принятой в государствах обязательной сертификации. Это прежде всего избыточность сертификации как по объектам, так и по процедурам, предполагающим применение единственной формы подтверждения соответствия - сертификации третьей стороной независимо от степени потенциальной опасности продукции (услуг).

Действующая практика обязательной сертификации не в полной мере отвечает Соглашению по техническим барьерам в торговле 1994 г., выполнение которого является непременным условием для участия государств во Всемирной торговой организации (ВТО).

Концепция направлена на решение этих проблем и разработана на основе международного опыта с учетом реальных условий в государствах-участниках СНГ и в Содружестве в целом.

Международный опыт

 

В качестве модели механизма подтверждения соответствия в Концепции принята система процедур оценки соответствия, действующая в Европейском Союзе. Такой выбор определяется общностью целей - создание условий для свободного передвижения товаров на общем рынке Содружества государств, а также тем, что схемы обязательной сертификации сравнительно легко преобразуются в европейские процедуры оценки соответствия.

В ЕС предусмотрено обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям европейских директив на такую продукцию. Прямого аналога европейским директивам в СНГ нет. Нормативными документами, содержащими обязательные требования к продукции (услугам), в Содружестве служат межгосударственные стандарты (ГОСТы), разработанные и принятые МГС.

В европейских директивах, в отличие от ГОСТов, устанавливаются не только требования к продукции, но и применяемые модули подтверждения соответствия, представляющие собой определенную совокупность процедур, осуществляемых изготовителем самостоятельно или с участием уполномоченного органа (аналогичного органу по обязательной сертификации). Европейская процедура оценки соответствия заканчивается принятием изготовителем декларации о соответствии и маркированием продукции единым знаком "СЕ". Этот знак сопровождается кодом уполномоченного органа, если он принимал участие в процедуре оценки.

В Концепции заложены также требования ряда международных документов, таких как Соглашение по техническим барьерам в торговле 1994 г., Руководство ИСО/МЭК 22 "Общие требования к декларации поставщика о соответствии", Руководство ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь".

2. Основные термины и понятия

 

Для целей Концепции применяются следующие основные термины и понятия:

подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция (услуга) соответствует нормативным требованиям;

нормативные требования - требования к продукции (услугам), изложенные в стандартах и других нормативных документах, соблюдение которых доказывается при подтверждении соответствия;

сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой организация, признанная независимой от изготовителя, продавца, исполнителя и потребителя, а также покупателя (третья сторона), удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуги) соответствует нормативным требованиям;

система сертификации - система, представляющая собой совокупность ее участников и располагающая собственными правилами выполнения работ по сертификации продукции (услуг) и правилами функционирования системы;

орган по сертификации - организация, осуществляющая сертификацию продукции (услуг) в установленном порядке;

сертификат соответствия - документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, удостоверяющий, что идентифицированная продукция (услуга) соответствует нормативным требованиям;

декларация о соответствии - документ, с помощью которого изготовитель, исполнитель (первая сторона) на основе имеющихся у него доказательств удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция (услуга) соответствует нормативным требованиям;

знак обращения на рынке - знак, указывающий, что маркированная им продукция (услуга), находящаяся в обращении на рынке Содружества, прошла обязательное подтверждение соответствия по всем предусмотренным для данной продукции (услуги) нормативным требованиям, обеспечивающим безопасность, и соответствует им;

схема подтверждения соответствия - установленная совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции (услуги) нормативным требованиям.

3. Основные принципы и формы подтверждения соответствия

 

Подтверждение соответствия осуществляется как третьей, так и первой сторонами. Учитывая необходимость на переходный период обеспечения преемственности обязательной сертификации, предусматривается проводить подтверждение соответствия в зависимости от степени потенциальной опасности продукции (услуг) в виде двух форм: сертификации или принятия изготовителем (исполнителем) декларации о соответствии.

Обязательная сертификация проводится органом по сертификации в порядке, установленном в системе обязательной сертификации. При положительных результатах сертификации выдается сертификат соответствия.

Декларация о соответствии принимается изготовителем (исполнителем) и должна быть основана на доказательствах, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции (услуг) нормативным требованиям.

При отсутствии таких доказательств изготовитель продукции и исполнитель услуг обязаны обеспечить подтверждение соответствия нормативным требованиям посредством обязательной сертификации.

В зависимости от схемы подтверждения соответствия используются собственные доказательства изготовителя (исполнителя) по аналогии с модулем "А" европейской системы оценки соответствия или с добавлением доказательств, полученных от органа по обязательной сертификации, как это предусматривается другими модулями.

Декларация о соответствии продукции (услуг), принятая изготовителем, исполнителем, подлежит регистрации в установленном порядке.

Регистрация декларации вводится для возможности прослеживания товаров (услуг) на рынке и придания декларации юридической силы наравне с сертификатом соответствия.

Порядок принятия и регистрации декларации о соответствии должен устанавливаться документом, разработанным в рамках СНГ на основе Руководства ИСО/МЭК 22, 1996 г. Этим же документом должны определяться критерии отнесения продукции (услуги) к объектам, подтверждаемым декларацией о соответствии.

Основным признаком доступа на рынок СНГ товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия, служит маркировка его единым знаком обращения на рынке. Маркированная им продукция должна свободно обращаться по всему пространству СНГ.

4. Введение обязательного подтверждения соответствия

 

Обязательное подтверждение соответствия вводится для обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды, обороны страны и безопасности государства.

Обязательное подтверждение соответствия продукции (услуг) в государстве-участнике СНГ вводится законодательными актами, которые должны устанавливать объекты обязательного подтверждения соответствия, национальный орган подтверждения соответствия или иные органы исполнительной власти, на которые возлагается организация работ по обязательному подтверждению соответствия, общие требования, подлежащие подтверждению соответствия, виды нормативных документов, содержащих такие требования.

5. Объекты обязательного подтверждения соответствия

 

Конкретные объекты обязательного подтверждения соответствия, как правило, определяются принятыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами государства-участника СНГ перечнем и номенклатурой продукции (услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Перечни продукции (услуг) должны включать наименование группировок видов продукции (услуг), их коды по классификаторам, принятым в данном государстве-участнике СНГ, и/или по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Номенклатура должна включать конкретные виды продукции (услуг), их коды, ссылки на обозначения нормативных документов и на пункты конкретных нормативных требований, применяемых для подтверждения соответствия, а также номера схем подтверждения соответствия.

Перечни и номенклатура продукции (услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, официально публикуются в открытой печати, доводятся до сведения национальных органов по стандартизации государств-участников СНГ, а также Бюро по стандартам МГС. Номенклатура продукции (услуг), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, вводится в действие не ранее чем через шесть месяцев со дня ее официального опубликования.

Порядок разработки и утверждения перечней и номенклатуры продукции (услуг), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, определяется нормативным актом данного государства-участника СНГ.

Для обеспечения изготовителей, продавцов, исполнителей в полном объеме информацией об объектах обязательного подтверждения соответствия, принятых в государствах-участниках СНГ, Бюро по стандартам МГС составляет и ведет сводный перечень продукции и сводный перечень услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия на территории государств-участников СНГ. Сводные перечни носят информационный характер и должны оперативно обновляться по мере поступления дополнений и изменений из государств-участников СНГ.

Основой нормативной базы обязательного подтверждения соответствия являются межгосударственные стандарты на продукцию (услуги) и гармонизированные нормативные документы государств-участников СНГ, содержащие общие для государств-участников СНГ обязательные требования к продукции (услугам).

6. Схемы обязательного подтверждения соответствия

 

Схемы подтверждения соответствия должны включать способы подтверждения соответствия (испытания, оценка производства, оценка системы качества, анализ технической документации и т.п.), используемые при проведении обязательной сертификации или принятии декларации о соответствии, и устанавливать, кем должны выполняться работы по подтверждению соответствия (органом по сертификации, изготовителем, продавцом, исполнителем).

Схемы подтверждения соответствия формируются исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями с учетом положительного опыта работы по схемам сертификации в государствах-участниках СНГ) и ранжируются по степени "жесткости" от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции (услуг) третьей стороной в зависимости от характера продукции (услуг) и степени потенциальной опасности.

Номенклатура продукции (услуг), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, включает одну или несколько равноценных схем для конкретной продукции (услуг) с точки зрения потенциальной опасности продукции. Изготовитель (продавец, исполнитель) вправе выбрать любую из установленных в номенклатуре для данной продукции (услуг) схем с учетом установленных условий их применения.

7. Знак обращения на рынке

 

Продукция, прошедшая подтверждение соответствия, должна маркироваться знаком обращения на рынке.

Знак обращения на рынке должен иметь единое изображение в виде символа, означающего, что данная продукция (услуги) прошла подтверждение соответствия по правилам и на соответствие всем требованиям нормативных документов, принятых в СНГ.

Для возможности идентификации знака обращения на рынке его изображение сопровождается кодом государства-участника СНГ и кодом органа по сертификации, если он участвовал в работах по подтверждению соответствия.

Наличие знака обращения на рынке не означает запрета маркирования продукции другими знаками соответствия, принятыми в соответствующей системе сертификации.

8. Система обязательной сертификации

 

Системы обязательной сертификации образуются в соответствии с действующими в государстве-участнике СНГ законодательными актами, национальным органом подтверждения соответствия или иным органом исполнительной власти государства-участника СНГ.

Система обязательной сертификации должна иметь: организационную структуру, участников сертификации, сферу деятельности и объекты обязательного подтверждения соответствия, правила управления системой и правила подтверждения соответствия, знак соответствия, формы сертификатов, реестр системы.

Для функционирования системы обязательной сертификации в ее структуру могут быть включены методические центры, организации по подготовке экспертов по сертификации и другие организации, предусмотренные правилами системы.

Системы сертификации, действующие в настоящее время в государствах-участниках СНГ, могут использоваться в механизме подтверждения соответствия при незначительной их доработке с учетом настоящей Концепции.

9. Орган по обязательной сертификации

 

Органом по обязательной сертификации должна быть организация, имеющая статус юридического лица, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, аккредитованная в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации, если она не является изготовителем (продавцом, исполнителем) и потребителем (покупателем) сертифицируемой ею продукции (услуг) и уполномочена для проведения работ по обязательному подтверждению соответствия.

Предоставление полномочий организациям в качестве органов по обязательной сертификации осуществляется органом, образовавшим систему обязательной сертификации, с целью допуска этой организации к выполнению работ по обязательному подтверждению соответствия в данной системе.

10. Условия доступа на рынок СНГ товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия

 

Условием доступа на рынок СНГ товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, является их соответствие нормативным требованиям, подтвержденное в установленном порядке.

Товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия и находящиеся в обращении на рынке, должны сопровождаться как маркировкой - знаком обращения на рынке, так и сведениями в сопроводительной документации о сертификате соответствия (номер, дата выдачи сертификата и орган, его выдавший) или о зарегистрированной декларации о соответствии (регистрационный номер, дата регистрации и орган, зарегистрировавший ее), или о документах об их признании (наименование, номер документа, дата выдачи и орган, его выдавший).

Для разрешения выпуска на таможенную территорию государства-участника СНГ товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией должен быть представлен сертификат соответствия или документ о его признании.

Процедура признания сертификатов соответствия осуществляется в соответствии с документом, разработанным в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

Информационная система государств-участников СНГ в сфере подтверждения соответствия должна обеспечивать своевременное уведомление заинтересованных сторон о введении или изменении технических норм, правил и процедур подтверждения соответствия, перечней продукции (услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, а также о действующих системах сертификации и органах по сертификации, действующих в государствах-участниках СНГ.

Основные параметры и принцип работы информационного обеспечения в области технических барьеров в торговле изложен в ст. 8 Соглашения по техническим барьерам в зоне свободной торговли от 20 июня 2000 г.

11. Этапы реализации Концепции

 

Реализация Концепции предполагает выполнение следующих мероприятий:

разработку программы реализации Концепции, включающей меры по гармонизации законодательства государств-участников СНГ в области подтверждения соответствия, определение этапов формирования систем и механизма подтверждения соответствия, разработку правил и процедур его проведения, стандартов и других документов, применяемых для подтверждения соответствия, этапы выполнения мероприятий;

разработку плана первоочередных мероприятий в рамках действующих законодательств государств, направленных на реализацию отдельных элементов Концепции, необходимых для исключения неоправданных технических барьеров в торговле товарами, поставляемыми из государств-участников СНГ.

Проведение комплекса вышеуказанных мероприятий позволит:

создать благоприятные условия для исключения неоправданных технических барьеров в торговле (в том числе в зоне свободной торговли) стран Содружества и для развития международной торговли с другими странами;

минимизировать издержки на подтверждение соответствия;

сформировать более комфортную обстановку для экспортеров государств-участников СНГ;

способствовать созданию условий для вступления государств-участников СНГ в ВТО и другие международные организации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.