Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 1998 г. N 6706/98 Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" установление порядка лицензирования на территории субъекта РФ деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6% от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн. дал. в год отнесено к ведению субъектов РФ

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 8 декабря 1998 г. N 6706/98

 

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/97/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Совместное предприятие "Закрытое акционерное общество "АГС" (далее - СП "АГС") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о признании недействительным ее решения от 01.08.97 N 8626 о взыскании лицензионного сбора за право оптовой торговли алкогольной продукцией, пеней за несвоевременную уплату сбора в бюджет и штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.

Решением от 21.01.98 исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.98 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 05.05.98 отменил названные судебные акты в части взыскания государственной пошлины с налоговой инспекции, в остальной части оставил их в силе.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.

Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению с направлением дела на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки СП "АГС" Государственной налоговой инспекцией по городу Пскову установлено, что предприятие осуществляло оптовую продажу алкогольной продукции без лицензии. Объем реализованной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь составил не более 0,02 миллиона декалитров в год.

По результатам проверки принято решение от 01.08.97 N 8626, на основании которого истцу начислено 218 244 500 рублей лицензионного сбора, 34 243 500 рублей пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора в бюджет и 834 900 000 рублей штрафа за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии.

Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.98 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", которым был предусмотрен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции, а также ответственность за нарушение этого порядка, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 было признано неконституционным. Действующим на момент проверки законодательством не предусмотрено лицензирования деятельности по реализации алкогольной продукции с оборотом не более 0,02 миллиона декалитров в год.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать: "от 28.02.95"

Данные выводы суда не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации налоги и сборы, подлежащие уплате в федеральный бюджет, устанавливаются федеральными законами.

Из материалов дела следует, что проверка предприятия истца производилась за период с 01.04.96 по 31.12.96.

На тот момент вступил в действие Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Согласно статье 4 названного Закона установление порядка лицензирования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом указанных производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год и осуществление лицензирования указанных видов деятельности отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.

В надзорную инстанцию представлено Положение о лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции в области, утвержденное постановлением администрации Псковской области от 27.03.96 N 93. Указанный документ не был предметом рассмотрения судебных инстанций.

Таким образом, судебные акты о признании недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания лицензионного сбора приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам.

Взыскание штрафа в 10 000-кратном размере минимальной месячной оплаты труда за оптовую торговлю алкогольной продукцией без лицензии было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197, которое постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 признано неконституционным, в связи с чем для взыскания штрафа оснований не имеется.

Начисление пеней за несвоевременную уплату лицензионного сбора не было предусмотрено ни указанным постановлением Правительства Российской Федерации, ни каким-либо другим нормативным актом.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 21.01.98, постановление апелляционной инстанции от 11.03.98 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3366/92/2 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.98 по тому же делу в части признания недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Пскову о взыскании с совместного предприятия "Закрытое акционерное общество "АГС" лицензионного сбора отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

 

Председатель Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.Яковлев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 декабря 1998 г. N 6706/98


Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N 3, 1999 г.