Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС 01-208 О признании недействительными и не подлежащими применению со дня издания пунктов 2 и 4 постановления Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 560 (в редакции постановления Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938) "О реорганизации органов и учреждений государственного энергетического надзора в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 08.05.1996 г. N 560 управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ финансируются за счет средств, включаемых региональными энергетическими комиссиями в тарифы на электрическую и тепловую энергию.

Посчитав, что установленные названной нормой платежи по свей сути являются налоговыми, общество обжаловало данное положение в Верховный Суд РФ. Поскольку в удовлетворении требования общества было отказано, то оно обратилось с кассационной жалобой.

Как указала Кассационная коллегия при рассмотрении настоящего дела, согласно постановлению Правительства РФ от 12.08.1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в РФ" управления госэнергонадзора в субъектах РФ являются государственными учреждениями, которые входят в систему Министерства топлива и энергетики РФ. Следовательно, данные управления участвуют в осуществлении одной из функций государства.

Иначе говоря, спорные платежи, взимаемые с потребителей в составе тарифов на электроэнергию, направляются на содержание государственного учреждения, выполняющего государственные функции. На этом основании Кассационная коллегия пришла к выводу о том, что данные платежи являются налогом по смыслу ст.8 НК РФ.

Однако положения Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" не предусматривают, что в состав тарифов могут включаться платежи, направляемые на содержание тех или иных государственных учреждений.

Таким образом, закрепив оспариваемую норму, Правительство РФ по сути установило налог, который не предусмотрен законодательством, то есть вышло за пределы своих полномочий.

В обоснование своей позиции Кассационная коллегия сослалась также на правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в постановлениях от 01.04.1997 г. N 6-П и от 11.11.1997 г. N 16-П.

На основании вышеизложенного решение Верховного Суда отменено, оспариваемое положение постановления Правительства РФ от 08.05.1996 г. N 560 признано недействительным.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2001 г. N КАС 01-208


Текст определения официально опубликован не был


Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24 апреля 2002 г. N 3-ПВ-02 настоящее определение изменено