Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" изучение жалобы граждан В.Н.Ежова и Ю.А.Варзугиной, установил:
1. Как следует из представленных материалов, летом 1999 года гражданин И.В.Литвинов приобрел 6376 обыкновенных акций ОАО "Центральный Гастроном", что соответствовало 63,3% от общего числа размещенных в акционерном обществе. 26 сентября 1999 года общее собрание акционеров ОАО "Центральный Гастроном" избрало гражданина В.Н.Ежова новым генеральным директором, однако затем было решено считать собрание несостоявшимся в связи с отсутствием кворума, поскольку И.В.Литвинов на нем не присутствовал. 10 октября 1999 года при новом голосовании В.Н.Ежов генеральным директором избран не был.
Граждане В.Н.Ежов и Ю.А.Варзугина, полагая, что при определении кворума на общем собрании акционеров ОАО "Центральный Гастроном" 26 сентября 1999 года не были учтены требования статьи 80 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующей вопросы приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи, обратились в Октябрьский районный суд города Мурманска с иском о признании решения от 10 октября 1999 года недействительным. Как указано в исковом заявлении, И.В.Литвинов вопреки требования данной статьи не направил в ОАО "Центральный Гастроном" письменное заявление о намерении приобрести размещенные обыкновенные акции и не предложил акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества по определенной цене.
Октябрьский районный суд города Мурманска в иске отказал, поскольку, как указано в его решении от 10 февраля 2000 года, статья 80 Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяется на акционерные обществам с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более одной тысячи, а потому ее требования неприменимы к ОАО "Центральный Гастроном", насчитывающему 53 акционера, в связи с чем гражданин И.В.Литвинов, владеющий 63,3% акций, был вправе голосовать на общем собрании акционеров всеми принадлежащими ему акциями. Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда оставила данное решение без изменения, а кассационную жалобу истцов без удовлетворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.Н.Ежов и Ю.А.Варзугина просят признать статью 80 Федерального закона "Об акционерных обществах" не соответствующей статьям 17 и 19 Конституции Российской Федерации. Неконституционность оспариваемой статьи заявители усматривают в том, что ее положения распространяются лишь на акционерные общества с числом акционеров более одной тысячи, ставя тем самым в неравные условия акционеров крупных акционерных обществ и акционеров акционерных обществ с меньшей численностью.
2. Положение статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации "все равны перед законом и судом" означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (статья 64), в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более ста создается счетная комиссия (статья 56).
Предоставление дополнительных правомочий акционерам акционерных обществ с числом владельцев обыкновенных акций более одной тысячи обусловлено необходимостью антимонопольного регулирования процессов перераспределения власти, особенно актуального в крупных по своему составу акционерных обществах, и имеет своей целью обеспечить права акционеров, как того требует статья 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "право частной собственности охраняется законом".
В целях предотвращения нарушений прав акционеров в результате концентрации акций в одних руках установлен государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, который осуществляется в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В силу его статьи 18 юридическое или физическое лицо, намеревающееся приобрести значительное количество акций с правом голоса, при котором данное лицо может получить право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций, должно обратиться с ходатайством в федеральный антимонопольный орган и получить его предварительное согласие.
Распространяя средства правовой защиты акционеров, предусмотренные статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах", только на общества с числом акционеров свыше тысячи, законодатель исходил из того, что это необходимо, поскольку именно большое количество акционеров обусловливает меньшую вероятность их альянсов среди мелких акционеров, способных противостоять акционеру с крупным пакетом голосов, и потому должны вводиться дополнительные антимонопольные механизмы. Подобное регулирование не противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, тем более что акционеры акционерных общества с числом акционеров менее одной тысячи, согласно тому же Федеральному закону, вправе включить в своей устав правила, аналогичные тому, которое содержится в оспариваемой норме (пункт 3 части третьей статьи 11).
Следовательно, конституционные права акционеров акционерных обществ, насчитывающих менее одной тысячи акционеров, статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах" не нарушаются, а потому жалоба граждан В.Н.Ежова и Ю.А.Варзугиной не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, как не отвечающая критерию допустимости в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ежова Владимира Николаевича и Варзугиной Юлии Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 255-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ежова Владимира Николаевича и Варзугиной Юлии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 2