Решение Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1091 Заявление о признании недействующими п.п. 1.2, 1.3, 1.11, 1.12 "Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства", утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173, оставлено без удовлетворения

Решение Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1091

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 октября 2004 г. N  КАС04-566 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий комплекс "Столичный" о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3, 1.11, 1.12 "Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства", утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173, установил:

ООО "МПК "Столичный" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3, 1.11, 1.12 "Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства", утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают его конституционное право на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

В суде представители заявителя ООО "МПК "Столичный" адвокат Д., Е. поддержали заявленные требования и пояснили, что законом не предусмотрена такая форма государственного контроля за деятельностью предприятий по переработке и хранению продуктов животноводства, как обязательное создание на всех предприятиях подразделений государственной ветеринарной службы, тогда как создание производственных ветеринарных служб является правом, а не обязанностью предприятий. Оспариваемое Положение не исключает финансирование деятельности подразделения государственного ветеринарного надзора по контролю за предприятием по переработке и хранению продуктов животноводства за счет средств контролируемого предприятия, что противоречит Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Представители заинтересованных лиц Минсельхоза России С., Россельхознадзора К., Минюста России О. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом и не нарушают права предприятий по переработке и хранению продуктов животноводства на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Выслушав объяснения представителей заявителя ООО "МПК "Столичный" адвоката Д., Е., Минсельхоза России С., Россельхознадзора К., Минюста России О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Положение о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства утверждено Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173.

Настоящее Положение разработано на основе Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 706. Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства создаются на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения.

Закон Российской Федерации "О ветеринарии" под ветеринарией понимает область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Создание подразделений государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства предусмотрено пунктом 2 статьи 5 вышеназванного Закона.

Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706, установлено, что государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдение:

предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями;

ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства.

Госветнадзор на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства и других поднадзорных объектах осуществляется в виде проверок государственными ветеринарными инспекторами. Цели, объем и периодичность проверок, порядок оформления по их результатам

соответствующих документов (акты, протоколы, постановления, предписания) и принятие решений, а также порядок осуществления мер по пресечению выявленных нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации определяются правилами, инструкциями, указаниями и другими нормативными документами, издаваемыми и утверждаемыми в установленном порядке Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на основании действующего законодательства (п. 8 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации).

Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", определяя порядок проведения мероприятий по контролю, в пункте 8 статьи 7 предусматривает, что особенности проведения мероприятий по контролю в отдельных сферах государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами или в установленном ими порядке.

В сфере государственного ветеринарного надзора таким законом является Закон Российской Федерации "О ветеринарии", который в разделе III регулирует вопросы государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.

Кроме того, статья 8 Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ от 12 марта 1993 г., участником которого является Российская Федерация, предусматривает, что хозяйства, мясокомбинаты и предприятия стран-участников Соглашения, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой и экспортно-импортными поставками животноводческой продукции, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, должны иметь разрешение от центрального ветеринарного органа своего государства и находиться под постоянным официальным контролем государственной ветеринарной службы.

Таким образом, законодательство о ветеринарии в Российской Федерации предполагает осуществление государственного ветеринарного надзора в отношении всех предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения.

С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что действующее законодательство не устанавливает такой формы государственного контроля за деятельностью предприятий по переработке и хранению продуктов животноводства, как обязательное создание подразделений государственной ветеринарной службы, являются несостоятельными.

Пункт 1.3 Положения предусматривает, что Подразделение находится в составе районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных или ветеринарно-санитарной станции по месту расположения предприятия.

Настоящий пункт Положения определяет место Подразделения в системе Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в отличие о производственной ветеринарной службы, создаваемой за счет собственных средств организации, что соответствует требованиям Закона РФ "О ветеринарии" и Постановлению Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации".

Согласно пункту 1.11 Положения в случае согласия местной администрации Подразделение содержится за счет средств бюджета территории, а также средств, получаемых на основе заключения договора по оказанию ветеринарных услуг, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Пункт 1.11 Положения регулирует вопрос о содержании подразделения госветнадзора и не затрагивает прав заявителя.

Как пояснили суду представители Минсельхоза России С., Россельхознадзора К., подконтрольное предприятие не финансирует деятельность подразделения госветнадзора, включая оплату труда его работников.

Оказание ветеринарных услуг на основе договора не может расцениваться как финансирование деятельности подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятии и нарушение требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В соответствии с пунктом 1.12 Положения предприятие безвозмездно обеспечивает Подразделение служебными и бытовыми помещениями, средствами связи, оборудованием, инструментарием, спецодеждой, транспортом для проезда по делам, связанным с деятельностью предприятия, и компенсирует затраты на их эксплуатацию и содержание.

Обязанность предприятия, деятельность которого связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией продуктов животноводства, предоставить безвозмездно подразделению госветслужбы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию обусловлена требованиями статьи 10 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", обуславливающей гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

В силу статьи 253 ГПК РФ суд вправе признать нормативный правовой акт недействующим в случае установления его противоречия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На момент рассмотрения заявления об оспаривании нормативного правового акта судом статья 10 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" является действующей и утрачивает силу только с 1 января 2005 года в соответствии со статьей 155 Федерального Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственного ветеринарного надзора в Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы юридических лиц, заявление ООО "МПК "Столичный" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховый Суд Российской Федерации решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий комплекс "Столичный" о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3, 1.11, 1.12 "Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства", утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В рассматриваемом деле лицо обратилось с требованием о признании недействующими отдельных норм Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 14 октября 1994 г. N 13-7-2/173, указав на то, что указанные положения нормативного правового акта устанавливают обязательное создание на всех предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства подразделений государственного ветеринарного контроля и возлагают на подконтрольные предприятия финансирование мероприятий по осуществлению государственного надзора, что противоречит федеральному закону, не предусматривающему подобной формы контроля и не допускающему взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, и нарушает его (заявителя) конституционное право на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Создание подразделений государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства предусмотрено п.2 ст.5 Закона "О ветеринарии".

Верховный Суд РФ пояснил, что законодательство о ветеринарии в РФ предполагает осуществление государственного ветеринарного надзора в отношении всех предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения. Поэтому выводы о том, что действующее законодательство не устанавливает такой формы государственного контроля за деятельностью предприятий по переработке и хранению продуктов животноводства, как обязательное создание подразделений государственной ветеринарной службы, являются неправильными.

Кроме того, оказание ветеринарных услуг на основе договора не может расцениваться как финансирование деятельности подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятии и нарушение требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Руководствуясь вышеизложенным, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований.


Решение Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1091


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 28 октября 2004 г. N  КАС04-566 настоящее решение оставлено без изменения